Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умственная отсталость / учебные навыки / дети с особенностями развития.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щекодина Ксения Вадимовна

в нашей стране учебно-психологическая работа с умственно отсталыми детьми осуществляется в специальных школьных учреждениях системы образования и здравоохранения. Родителям таких детей и педагогам очень важно знать психологические особенности формирования учебных навыков. В нашей работе рассматриваются психологические особенности и теоретические аспекты работы по формированию учебных навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Целью работы является изучить особенности формирования психики умственно отсталых детей и психологические особенности формирования и закрепления учебных навыков у них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щекодина Ксения Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Щекодина К.В.

Щекодина Ксения Вадимовна - студент бакалавриата, факультет глубинной психологии и психотерапии, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»,

г. Симферополь

Аннотация: в нашей стране учебно-психологическая работа с умственно отсталыми детьми осуществляется в специальных школьных учреждениях системы образования и здравоохранения. Родителям таких детей и педагогам очень важно знать психологические особенности формирования учебных навыков. В нашей работе рассматриваются психологические особенности и теоретические аспекты работы по формированию учебных навыков у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Целью работы является изучить особенности формирования психики умственно отсталых детей и психологические особенности формирования и закрепления учебных навыков у них.

Ключевые слова: умственная отсталость, учебные навыки, дети с особенностями развития.

УДК 159.922

Умственная отсталость - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений центральной нервной системы. Это такой тип развития, при котором страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Исследования А.Р. Лурия, В.И. Лубовского, А.И. Мещерякова, М.С. Певзнера показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированности процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем [3].

По результатам исследования А.Р. Лурия и М.С. Певзнера стало ясно, что все это является физиологической основой для аномального психического развития ребёнка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

Как показывают данные исследований и различных теорий, у умственно отсталых детей на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций.

Исследования психологов К.А. Вересотской, В.Г. Петровой, Ж.И. Шиф указывают на то, что при умственном психическом недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Часто восприятие умственно отсталых детей страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи [5].

В связи с такими нарушениями формирование общеучебных умений и навыков становится затруднительным. Формирование общеучебных умений и навыков - это подготовленность учащихся к практическим и теоретическим действиям самостоятельного приобретения знаний, выполняемые на основе приобретённых знаний и жизненного опыта.

В научной литературе отмечается, что дети с нарушениями интеллекта нуждаются в специально созданных условиях обучения и воспитания, так как у этих детей ограничены возможности в самостоятельной обработке, осмыслении, сохранении и переработке информации, получаемой из внешней среды. Ограниченность познавательной деятельности не позволяет им самостоятельно ориентироваться в окружающем мире, что свидетельствует о необходимости системной, целенаправленной коррекционной работы [6].

Для этих детей характерны инертность нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность в общении у ребёнка часто не возникают. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Они не способны правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. Большинство умственно отсталых детей имеют недоразвитие моторики и зрительно -двигательной координации. Движения рук у них неловкие, недостаточно согласованные, часто ведущая рука не выделяется. Многие дети не могут действовать двумя руками сразу [2].

Особенно затрудняет этих детей изменение однажды выделенного принципа обобщения, объединение объектов по-новому. В этом проявляется свойственная умственно отсталым детям патологическая инертность, слабая подвижность и стереотипность мышления. Существенные отклонения имеются и в личностных проявлениях у таких детей. У них отмечается слабость развития волевых процессов, безынициативность, несамостоятельность, импульсивность. Этим детям трудно противостоять воле другого человека. Вместе с тем некоторые из них могут проявить настойчивость и целеустремлённость, прибегая к элементарным хитростям в стремлении добиться нужного результата [6].

Формирование умения учиться - важный аспект для обучающихся младшего школьного возраста. Этим вопросом занимались многие педагоги и психологи: С.Л. Рубинштейн, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, и другие. Они пришли к следующему выводу: умение учиться подразумевает овладение обобщёнными способами действий (общеучебными умениями), которые обеспечивают самостоятельное и эффективное выполнение учебной деятельности [4]. Психология умственно отсталых детей - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и

школьного возрастов. Умственно отсталым называют такого ребёнка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга [2].

Это подтверждается исследованиями психиатров, таких как Ж. Эскироль, Э. Сеген, Ф. Гальтон, А. Бине, Э. Крепелин, Дж. Кэттэл, которые сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственного развития [8].

Именно несформированность мышления у детей проявляется в низком уровне интеллекта, сниженной познавательной активности, затруднениях в познании окружающего мира. При этом в научных исследованиях отмечается, что мышление детей с нарушениями интеллекта можно развивать, что создаёт условия для их социальной адаптации в обществе.

Учебная деятельность - это овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи. Учебные навыки - это конкретные практические и мыслительные устойчивые цепочки операций, которые необходимы для успешной учебной деятельности на определённой образовательной ступени. В зависимости от вида деятельности навыки можно разделить на три группы:

1. Сенсорные навыки, связанные с восприятиями предметов и явлений (например: навык различать оттенки цветов).

2. Интеллектуальные навыки.

4.Смешанные навыки, которые включают различные виды деятельности (навыки культурного поведения, бытовые, гигиенические).

К учебным навыкам относятся навыки чтения, письма, графические, вычислительные, мыслительные навыки и другие. Без выработки учебных навыков невозможно изучение ни одного предмета в школе. Чем прочнее навыки, тем успешнее проходит процесс обучения [7].

В результате органического поражения мозга у умственно отсталых прослеживается ряд особенностей высшей нервной деятельности, затрудняющих формирование навыков.

Во-первых, слабость замыкательной функции коры головного мозга, приводящая к слабой дифференцировке уже выработанных условно-рефлекторных связей. При формировании условно-рефлекторных связей у умственно отсталых требуется большое количество повторений. Уже сформированные связи без длительного подкрепления имеют тенденцию быстро утрачиваться. Этот недостаток приводит к тому, что у умственно отсталых младших школьников формирование любого навыка требует специально организованной длительной работы.

Во-вторых, слабость протекания нервных процессов, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. Это затрудняет локализацию процесса возбуждения при формировании навыка. Недоразвитие психики обусловливает вместе с тем различные трудности процесса формирования навыков письма [3].

У умственно отсталых детей затруднено формирование всех видов навыков: двигательных, интеллектуальных, сенсорных, поведения, общения. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых.

Как отмечает исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе лёгкий путь, не требующий волевых усилий. В современной образовательной системе особое внимание уделяется определению и реализации психолого-педагогических условий для формирования умений и навыков учебной деятельности.

Исследования показывают, что проблема повышения эффективности формирования навыков учебной деятельности может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся.

Проведённое теоретическое исследование даёт основание сделать вывод, что формирование навыков учебной деятельности у детей младшего школьного возраста будет проходить успешнее, если будут учитываться условия, в которых протекает процесс обучения. Мы изучили специфику и особенности проблемы формирования учебных навыков у детей с умственной отсталостью, проанализировали психолого-педагогическую литературу, различные теории и исследования по вопросам формирования психики умственно отсталых детей и особенностей их развития. Благодаря различным исследованиям психологов нам удалось выявить психические особенности умственно отсталых детей, которые влияют на уровень сформированности учебных навыков.

Список литературы

1. Алышева Т.В. Олигофренопедагогика: учеб пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова. -М.: Дрофа, 2009.

2. Бадалян Л.О. Детская неврология. - М.: Медицина, 2004. - 576 с.

3. БасоваН.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. - 276 с.

4. Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Красноярск, 2003.

5. Безрукова Е.З., Забрамная С.Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников. - Свердловск, 1974.

6. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: Учебное пособие для вузов. - Минск: Асар, 2005. -287 с.

7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М.: Наука, 2002. - 217 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.