Научная статья на тему 'Психологические особенности формирования индивидуального имиджа в подростковом, юношеском и зрелом возрастах'

Психологические особенности формирования индивидуального имиджа в подростковом, юношеском и зрелом возрастах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1376
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж / индивидуальный имидж / развитие личности / ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ / Сензитивный возрастной период

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плеханова Н. П.

В теоретико-экспериментальном исследовании индивидуальный имидж рассмотрен как феномен развития личности. В статье приводятся результаты цикла исследований формирования индивидуального имиджа в различных возрастных группах. Исследования показали, что сензитивным возрастным периодом для формирования индивидуального имиджа является период юношеского и зрелого возрастов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the theoretical and experimental research an individual image is considered as a phenomenon of a personality development. The results of the cycle of the individual image forming researches in different age groups are given in the article. The research proves that youthful and mature ages are the sensitive periods for a personal image forming.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности формирования индивидуального имиджа в подростковом, юношеском и зрелом возрастах»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИМИДЖА В ПОДРОСТКОВОМ, ЮНОШЕСКОМ

И ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТАХ

Работа представлена кафедрой общей и социальной психологии Сургутского государственного университета.

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор В. Б. Хозиев

В теоретико-экспериментальном исследовании индивидуальный имидж рассмотрен как феномен развития личности. В статье приводятся результаты цикла исследований формирования индивидуального имиджа в различных возрастных группах. Исследования показали, что сензи-тивным возрастным периодом для формирования индивидуального имиджа является период юношеского и зрелого возрастов.

In the theoretical and experimental research an individual image is considered as a phenomenon of a personality development. The results of the cycle of the individual image forming researches in different age groups are given in the article. The research proves that youthful and mature ages are the sensitive periods for a personal image forming.

В связи с развитием специальной дея- тимым - представление себя как человека во

тельности, значение которой сегодня в мае- всех отношениях оригинального, как лич-

совом масштабе становится все более ощу- ность, как тенденцию, - невозможно более

игнорировать внешне кажущиеся «рутинными» разделы человеческого существования. Соответственно, ключевым здесь становится вопрос о том, в каком ракурсе может появиться на психологическом горизонте эта проблема формирования индивидуального имиджа (далее ИИ). Представляя имидж как сложный социально-психологический феномен, как символический образ, возникающий в процессе социального взаимодействия , необходимо отметить, что процесс его возникновения имеет две стороны: во-первых, это процесс восприятия другими и декодирования созданного имиджа, во-вторых, это процесс моделирования внешних элементов, т. е. символической формы. Объектом нашего исследования стал процесс моделирования человеком своего ИИ, который может различаться в зависимости от способа его создания: «спонтанный имидж» складывается в онтогенезе стихийно, нецеленаправленно и «формируемый имидж» является результатом «совместной, активной» работы имиджмейкеров (и других специалистов) и человека, чей имидж создается.

В процессе онтогенеза человек присваивает широкий спектр человековедческих знаний. Одни из них помогают ему освоить основные средства общения с окружающими людьми, выделить основные виды и типы взаимодействия с окружающей средой, другие направлены на познание себя как общественного индивида, создание адекватного представления собственного тела, внешности, индивидуального образа и т. д. Именно здесь образ себя соприкасается с культурной нормой и воплощается не только во внешних атрибутах имиджа, но и во внутренней позиции, манерах и др. Анализируя развитие индивида, можно прийти к выводу, что в современной культуре человек стихийно и самостоятельно приобретает знания подобного рода. Зачастую он остается один на один с проблемой формирования представления о себе, и решается эта проблема прохождением длительного эмпирического пути, методом проб и ошибок. Выразительные средства

создания внешнего облика, являясь одним из основных «внешне-внутренних» знаков в культуре, слабо используются (воспринимаются, понимаются и воспроизводятся) нередко даже представителями одной субкультуры. Их семиотическая сторона оказывается заданной объективным ходом развития современной культуры, но незамеченной и потому неосознаваемой человеком. Именно от знания и умения использовать подобные внешние средства во многом зависит, как он будет воспринимать себя и других, насколько успешно сложится его профессиональная и личная жизнь.

На основе понимания ИИ как результата особого вида ориентировки человека в себе, в своем личностном пространстве, в культурном окружении при помощи разнообразного спектра внешних и внутренних средств нами была выделена следующая структура ИИ как определенная система символов, выражаемая различными внешними средствами: содержание - личность человека; внутренняя форма, представляет собой способы его структурирования, -структура личности (индивидуальность); внешняя форма - организованная совокупность знаков (внешних элементов ИИ). Характер строения данной системы и уровень владения этими средствами будет отражать степень освоенности культурных идеалов, норм и правил.

Целью нашего исследования стало выявление психологических особенностей формирования ИИ в различных возрастных группах. Экспериментальное исследование представляло собой использование сочетания констатирующих и формирующих методов исследования. В исследованиях применялись психолого-педагогические наблюдения, констатирующее сравнительное обследование и метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий

и понятий, разработанный П. Я. Гальпери-

2

ным . Таблица 1 представляет схему экспериментального исследования, основной базой для проведения которого был факультет психологии СурГУ г. Сургута.

Таблица 1

Схема экспериментального исследования

Номер группы Год проведения Возраст испытуемых Название проекта Количество участников Место проведения

Констат. серия 2004-2005 14-56 Спонтанное становление ИИ 96 Сургутский государственный университет

ПИ-1 1999 30-40 Психология индивидуального имиджа 10

ФГ 1 2003 Л 12-14 о

ФГ2 2003 14;8-15;8 о о

ФГЗ 2003 19-40 13

ФГ4 2004 30-50 8

ФГ5 2006 22-47 13

Примечание. ПИ - пилотажное исследование, ФГ - формирующие группы

На первом этапе исследования возрастных особенностей формирования ИИ нами и совместно со студентами факультета психологии СурГУ в 2004-2005 гг. было проведено эмпирическое изучение динамики спонтанного развития ИИ. Общая выборка испытуемых включала 96 человек в возрасте от 14 до 56 лет, по 12 человек в 8 группах (1-я группа: 14-18 лет; 2-я группа: 1821 год; 3-я группа: 21-25 лет; 4-я группа: 26-30 лет; 5-я группа: 31-35 лет; 6-я группа: 36-40 лет; 7-я группа: 41-45 лет; 8-я группа: 46-56 лет). Распределение испытуемых в подобные группы отражало как этапы психического развития, так и этапы культурного развития. Каждая группа участников исследования была смешанная по половому и социально-психологическому составу, национальной и профессиональной принадлежности, семейному положению, уровню и характеру образования, материальному положению и др. Испытуемые набирались добровольно в учебных и производственных учреждениях г. Сургута. Констатирующая серия состояла из анкетирования, направленного на сбор информации, отражающей социально-психологические особенности испытуемых; контент-аналитического исследования сочинений «Мой ИИ», демонстрирующего качественно-количественные характеристики представления испытуемых о понятии имидж и своем ИИ; изучения семантического пространства понятий «Мойимидж», «Идеальный имидж».

Результаты эмпирического исследования показали, что квалификация понятия ИИ в онтогенезе (в условиях усредненных данных по возрастным группам, достоверность результатов подтверждена статистической обработкой (ранговая корреляция по Спирману)) в целом имеет такую динамику. В части теоретического содержания понятия ИИ можно говорить об определенном движении от синкрета к коллекции от подросткового к юношескому возрасту со значительным расхождением понимания имиджа и представления о своем ИИ. Сознательное конструирование ИИ приводит к псевдопонятию, когда созданный путем проб и ошибок ИИ соответствует представлениям и требованиям отдельной страты и принимается ею, но не обеспечивает возможности правильного и легкого динамического изменения ИИ. Ориентировка в области ИИ переходит от крайне узкой и привязанной к аксессуарам к более свободному и расширенному пониманию, но имидж, складывающийся подобным образом, не приобретает целостности. А затем -в общей массе респондентов - имеет место уравновешивание представлений об идеальном имидже и своем ИИ, замирание этой тенденции в латентные периоды зрелого периода (26-56 лет) и повышение в кризисные периоды 31-35 и 40-45 лет. Результаты исследования спонтанного становления ИИ показали, что определяющим в становлении понятия ИИ являются не возрастные особенности человека, а соци-

альная ситуация и основные тенденции развития, задаваемые ведущей деятельностью, референтными группами, значимыми социальными приоритетами.

Задачей второго этапа исследования являлось выделение психологических особенностей становления «формируемого» ИИ в различных возрастных группах в специально организованных условиях формирующего эксперимента. Длительное исследование психологических условий формирования ИИ (проводимое с 1999 по 2007 г.) позволило нам доказать, что наиболее эффективной формой освоения содержания деятельности создания ИИ является проектная форма обучения , содержательной и методической основой которой являются исследования ведущих российских психологов школы Л. С. Выготского, П. Я Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. Проектная форма обучения предполагает соблюдение основных условий формирования деятельности: формирование внутренней мотивации; построение полной ориентировочной основы действий и поэтапность формирования (представление о конечном продукте в целом, соотнесение конечного образа с конкретной ситуацией, контроль и коррекция выполняемого действия); организация совместной деятельности (групповая работа участников проекта) и индивидуальный характер движения в содержании; моделирование и преобразование моделей и др.

Основой исследования стало изучение психологических особенностей формирования ИИ в процессе реализации проекта

тт 4

«Психология индивидуального имиджа» ,

направленного на обучение основам создания ИИ. Деятельность создания ИИ предполагает освоение определенной системы понятий и системы действий, обеспечивающих создание ИИ. Схема проведения проекта: общее количество занятий - 15, которые проводились два раза в неделю по 2,53 часа. Основная логика движения в содержании системы осваиваемых ориентиров -это моделирование участниками ИИ с по-

мощью внешних символических элементов ИИ. На каждом занятии испытуемые создавали различные имиджи с помощью одного или нескольких символических средств (одежды, макияжа, походки и жестов, речи, поведения), а также выполняли задания, обеспечивающие рефлексию собственного реального ИИ и создание модели идеального ИИ. Работа на каждом занятии проекта строилась следующим образом. В начале занятия руководитель проекта обозначал очередную тему занятий, актуализировал общий уровень знаний. Основным моментом занятия являлось моделирование ИИ с помощью тех или иных элементов имиджа. Для этого руководитель формулировал проблемную ситуацию, решение которой реализовывалось в совместной деятельности участников (диадах, триадах, подгруппах в зависимости от характера материала и задачи). Решение задачи обеспечивалось с помощью предлагаемых схем ООД (полных и сокращенных), которые были составлены таким образом, что участники самостоятельно могли выполнить задание. Затем они представляли на суд группы свои результаты, которые совместно обсуждались, корректировались. Завершением занятий являлось общее обсуждение результатов работы подгрупп и каждого участника. В заключение руководитель проекта объяснял домашнее задание, которое в зависимости от актуальной для формирования задачи было направлено либо на создание ИИ с помощью различных средств, либо на обеспечение рефлексии в отношении своего ИИ.

Построение экспериментального контроля (пре- и посттестов) предполагало проведение следующих заданий: преэкспери-ментальный контроль - видеотренинг «Са-мопрезентация» на первом занятии в проекте, сочинение «Я перед зеркалом»; постэк-спериментальный контроль - создание ИИ и видеотренинг «Мой имидж» и сочинение «Мой ИИ». Из инструментальных методов определения уровня сформированности ИИ были использованы следующие: контент-

аналитическое исследование (модифицированная оригинальная методика), с помощью которого проводилась сопоставительная интерпретация выступлений, выполнений заданий, письменных работ участников проектов, а также характера их взаимодействия. С помощью данного метода мы обобщили результаты исследования применительно к каждой группе и выявили различные тенденции формирования ИИ в зависимости от возрастных особенностей, социально-психологического состава группы, степени активности участников проектов; методика семантического дифференциала для прикладных исследований Ч. Осгуда, с помощью которой анализировались изменения семантического пространства понятий «мой ИИ», «идеальный имидж», «индивидуальность», «мужественность/ женственность» на пре- и постэксперимен-тальном контроле. Обоснованность, репрезентативность, валидность (внешняя и внутренняя) полученных данных определились способом качественного и количественного анализа результатов выделенных показателей формирования ИИ, использованием вариативных методов исследования и метода планомерно-поэтапного формирования, статистической (Т-тест и ранговая корреляция по Спирману) и качественной обработкой результатов.

Эффективность сформированности системы действий и понятий, обеспечивающих создание ИИ, а также возможность совершать эти действия в ряде ситуаций мы оценивали по следующим критериям: 1) качественный уровень владения символикой ИИ определялся с помощью контент-анализа результатов видеотренинга «Само-презентация»; 2) широта используемых внешних элементов; 3) целостность символической структуры ИИ; 4) уровень рефлексии оценивания своего ИИ ; 5) уровень ориентировки в понятии и структуре ИИ. Оценка результатов формирования деятельности по созданию ИИ обеспечивалась на основании критерия безошибочного решения испытуемыми заранее намеченного круга

задач, направленных на освоение символической стороны внешних элементов имиджа, обеспечивающих широкий контекст формирования целостной структуры ИИ и ориентировку испытуемых в своих личностных особенностях.

Формирование экспериментальных групп проводилось по принципу добровольности среди жителей г. Сургута. Формирующие группы (ФГ) - 1, 2, 3, 5 - были смешанные по половым характеристикам, группы ПИ-1, ФГ-4 - однородными. Большинство участников на момент работы в группе были не знакомы. По своему составу испытуемые различались по возрастным, социально-психологическим особенностям, профессиональной принадлежности, уровню освоенности деятельности по созданию ИИ, характеру мотивации.

Анализ результатов экспериментальных групп исследования позволил выделить следующие основные тенденции формирования ИИ: 1. Одновременное активное выстраивание личностной позиции и освоение символики внешних элементов имиджа, т. е. создание целостного ИИ. 2. Активное освоение внешних элементов имиджа, которое в результате приводит к осознанию необходимости формулирования целостной личностной позиции. 3. Освоение лишь внешних символических элементов имиджа. Мотивация испытуемых носила внешний характер. 4. Отсутствие какой-либо динамики в моделировании своего ИИ.

В табл. 2 приведено количество испытуемых в процентном соотношении в каждой экспериментальной группе в зависимости от типа преобладающей тенденции формирования ИИ.

Таблица 2

Сводная таблица тенденций формирования

ИИ,%

Возрастные группы испытуемых Тенденции формирования ИИ

1 2 3 4

Подростковый возраст (ФГ-1.2) 0 12,5 56,25 31,25

Юношеский и зрелый возраст (ПИ-1, ФГ-3,4,5) 22,5 27,5 35 15

В результате теоретического и экспериментального анализа нами были выделены следующие особенности формирования ИИ в различных возрастных группах.

В подростковом возрасте: 1) начальный уровень владения средствами общения у подростков в целом низок, их спектр ограничен. Это явилось значительным препятствием присвоения новых средств общения и самопрезентации; 2) освоение понятий ИИ проходило в отрыве друг от друга, подростки не соотносили полученные знания с новым материалом. Предлагаемые средства для создания того или иного образа не принимали как средства самовыражения, а в большей степени воспринимали их как учебный материал для усвоения знаний; 3) преобладание третьей тенденции формирования ИИ (табл. 2) отражало ограниченность возможностей моделирования ИИ созданием образа, соответствующего определенной социальной страте.

В юношеском возрасте и зрелом возрастах наблюдались:

1. Сложность в актуализации испытуемыми реального ИИ. Причинами этого выступали: а) уверенность испытуемых в своем имидже, связанная с устоявшейся привычкой к данному образу, основанная на собственных убеждениях эффективности ИИ в результате его соответствия и принятия социальной стратой; б) отсутствие интереса к ИИ как ценности.

2. Преобладание тенденций формирования ИИ, предполагающих активное освоение внутренних и внешних элементов ИИ и непосредственную корректировку «реального имиджа». Результаты, представленные в сводной табл. 2, демонстрируют преоб-

ладание тех тенденций (1,2), которые требуют глубокого анализа, рефлексии своего ИИ, осознания определенных жизненных целей и личностных особенностей (в соответствии с которыми ИИ корректируется или создается) и т. д.

3. Высокая внутренняя мотивация на создание ИИ и сложности в создании целостной структуры ИИ (непосредственно в построении иерархической структуры внутренних элементов ИИ) - у испытуемых юношеского возраста.

4. Процесс формирования ИИ является более эффективным у зрелых людей при условии активной включенности и развернутости ведущего типа деятельности - профессиональной деятельности. Развернутость ведущего типа деятельности способствовала поддержанию высокой внутренней мотивации в построении эффективного ИИ, обеспечивала активность в присвоении предлагаемых средств и более глубокий их анализ.

Проведенный нами анализ процесса формирования ИИ у испытуемых, отличающихся по половым, возрастным, социально-психологическим особенностям, с различным актуальным уровнем владения этими понятиями и действиями в условиях проектной формы обучения в экспериментальном исследовании показал, что сензитив-ным возрастным периодом для формирования ИИ является период юношеского и зрелого возрастов, когда уровень самосознания, обеспеченный культурным опытом и личностным развитием человека, позволяет не просто осваивать символику внешних средств (как в подростничестве), но и создавать целостный ИИ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учеб. пособие для вузов по направлению и специальности «Психология». М.: Аспект-пресс, 2002.

Гальперин П. Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования // Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.:

Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 19-40.

3

Хозиев В. Б. Опосредствование в становящейся деятельности. Сургут: СурГУ; Дефис, 2000.

4

Плеханова Н. П. Психология индивидуального имиджа: Учеб. пособие для студ. ф-та психол Сургут: Изд-во СурГУ, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.