Научная статья на тему 'Психологические особенности этических характеристик подростков и условия их развития'

Психологические особенности этических характеристик подростков и условия их развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
262
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ДИАГНОСТИКА / "ДОБРО ЗЛО" / ДОБРОДЕТЕЛИ / ПОРОКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИКА / РАЗВИТИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исмагилова Р. Р.

В статье представлены результаты экспериментального исследования этических характеристик подростков и условия их развития. Описаны характеристики уровня этического слоя у подростков, психологические технологии, методические приемы и техники личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности этических характеристик подростков и условия их развития»

268

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ И УСЛОВИЯ ИХ РАЗВИТИЯ

© Р. Р. Исмагилова

Филиал Казанского государственного университета в городе Набережные челны 423802, Россия, г. Набережные Челны, ул. Набережная, Тукая д. 71.

Тел.: +7 (8552) 71 06 47, 8 903 318 35 67.

E-mail: Siqura@rambler. ru

В статье представлены результаты экспериментального исследования этических характеристик подростков и условия их развития. Описаны характеристики уровня этического слоя у подростков, психологические технологии, методические приемы и техники личностного развития.

Ключевые слова: этические характеристики, нравственное развитие личности, диагностика, «Добро — Зло», добродетели, пороки, психологическая технология и техника, развитие, подростковый возраст.

Изучение этической составляющей в структуре личности, в субъекте саморазвития актуализировалось в рамках нравственной психологии в связи с «соотнесением, сопряжением психологии и этики» [1].

Рассматривая формы этой связи в реальности, в рамках методологии субъектно-деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна, можно отметить, что отношение человека к другому вполне можно считать «общей, единой, пересекающейся территорией, предмет которой одновременно должен принадлежать как психологии, так и этике» [2].

Д. И. Фельдштейн утверждает, что реально перестраивать общество и создавать не просто отдельные конструкты, а принципиально новую историческую действительность на принципиально новых основаниях будут не «нынешние юноши (девушки), а те, кто сегодня находится в подростковом возрасте» [3].

Однако лишь констатация ценности этического компонента, даже первостепенной его значимости в личностном росте подростков, остается красивым, но общим местом, если не раскрывать категориального аппарата, динамики процесса изменений в контексте субъекта саморазвития.

В современной психологии методики, предназначенные для диагностики нравственно-этических характеристик, различаются своей методологией и содержанием, что обусловлено особенностями понимания авторами природы нравственно-этических компонентов. При этом применение и использование существующих методик в новых условиях требуют определенных психометрических процедур, в том числе проведения повторной валидации и расчета локальных норм.

Во-первых, это методологические сомнения использования «объективных» методов при исследовании человеческой уникальности и нравственности.

Как полагают Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков, В. П. Дружинин, более строгие и точные «шкалы отношений» и «шкалы интервалов», скорее всего, окажутся малопригодными для исследования высших уровней психического, для которых характерны такие признаки, как уникальность, спонтанная активность, целостность.

Но тогда сразу же возникает новая проблема: в экспериментальной психологии выделена закономер-

ность использования измерительных шкал и уровней проявления психического.

Во-вторых, это проблема четкой концептуализации и категоризации ценностно-смыслового развития личности (по В. П. Зинченко, Е. А. Климову и др.).

Так, представление о нравственности может быть описано на уровне простейшего понятийного обобщения, когда основные характеристики нравственности соотносятся с близкими понятиями.

В-третьих, многие авторы не разделяют точку зрения относительно исследования самоопределяющейся личности с помощью традиционных («объективных») средств.

Все это требует поиска совершенно иных подходов и методов, основанных на возможности исследовать «уникальное» и постоянно «развивающееся или деградирующее» в личности [4].

Этические характеристики подростков исследовались с помощью методик «Добро - Зло», «Самооценки добродетельных и порочных качеств».

В основе предлагаемых опросников лежит концепция двухполюсности: «на одном из них сосредотачивается то, что на другом существует как противоположное. В частности, как в обществе, так и в одном человеке эти противоположности могут рассматриваться как доброе и злое и существовать в одном человеке или в одной социальной общности и взаимно переходить друг в друга» [5].

Нами был выработан список из 44 утверждений, отражающих актуальные для настоящего времени нравственно-этические характеристики. В утверждениях опросника в скрытой форме содержатся черты личности, относимые по словарным источникам к добродетельным или порочным характеристикам поведения.

Мы полагаем, что в полюс «Добродетели» может быть описан такими характеристиками:

- Готовность подчиняться (смирение, учет мнения других, поручительство за кого-нибудь, скромность, достоинство, честь, честность).

- Вежливость (раскаяние, самообладание, доверие, терпеливость, тактичность, ответственность, винит себя во всем).

- Бескорыстие (самовоспитание, человеколюбие, самопожертвование, совесть, великодушие, мысли о жизни и смерти).

Полюс «Пороки»:

Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12, №4

269

- Стремление к почетному положению любой ценой (убежденность в своей правоте всегда, честолюбие, подхалимство, отсутствие критики собственных недостатков, скупость, тщеславие, уступчивость, отсутствие чувства юмора).

- Аморальность (коварство, цинизм, склонность к обидам, ревность, невыполнение своих обязательств, склонность к оскорблениям, зависть, беспринципность).

- Злонамеренность (хамство, вероломство, демагогия, «переходит» на личности, несдержанность, грубость, клевета).

В эксперименте участвовали две представительные выборки возрастного периода подростков (13-17 лет): девушки - 102, юноши - 100 человек.

Количественный анализ характерологических свойств личности по функциям качеств «Добро -Зло» дает возможность выявить особенности их развития. Эти уровни наиболее наглядно представлены в виде следующей таблицы:

Таблица 1.

Сравнительная характеристика различий по функциям

качеств «Добро - Зло» у юношей и девушек 13-17 лет.

Результаты, представленные в таблице, говорят о том, что существуют достоверные различия в женских и мужских выборках.

Так, у девушек и юношей уровень Добра значительно выше уровня Зла. У девушек самый низкий уровень Добра составляет (<89.7), высокий уровень (>111.4). У юношей низкий уровень Добра составляет (<82.5), высокий уровень при (>106.2).

Был получен расчетный критерий Стьюдента (+=2,838), что свидетельствует о высокой значимости различий.

Интересно, что уровень значимости Зла значительно ниже. Так, девушки имеют границы от (<56.3 до >83.8), юноши от (<57.6 до >90.8).

Полученные данные могут свидетельствовать о том, что добродетельные качества оцениваются более точно, чем порочные.

Наибольший выбор (уровень 65%) имеют следующие этические характеристики: «Я умею с юмором выходить из неприятных ситуаций», «Я уважаю себя и горжусь тем, что делаю в своей жизни», «Я не считаю нужным скрывать свое презрение или отрицательное мнение о ком- или о чем-либо», «Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать»,

«Свои ошибки я чаще всего признаю», «Я использую все средства, чтобы добиться своей цели», «Я могу стать резким и оскорбить кого-то, если он препятствует достижению моей цели», «Я легко теряю терпение в общении с людьми».

Нейтральную выраженность имеют такие характеристики , как «Для меня важно добиться признания и занять высокое положение в обществе», «Я могу довольствоваться малым», «Я радуюсь каждому прожитому дню и учусь извлекать уроки из событий каждого прожитого дня».

Наименее характерными явились такие этические характеристики, как «Меня раздражает выполнение повседневных мелких обязанностей», «Часто я испытываю угрызения совести из-за своих плохих поступков», «Для меня важно «выбиться в люди»», «Я постоянно чувствую ответственность за свои решения и поступки».

В дальнейшем была создана программа работы с подростками.

Цель программы - способствовать осознанию подростками качеств своей личности (этической составляющей) и пониманию других людей. По форме она представляет собой обучающий тренинг.

Модель обучающего тренинга включала в себя использование силы позитивного примера; решение проблемных этических задач - ситуаций (нравственных дилемм); включение подростка в активное освоение и реализацию этических характеристик; создание здоровой нравственной атмосферы на уровне данной группы подростков.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Предполагается, что проведенное исследование показывает адекватность применения методик «Добро - Зло», «Самооценки добродетельных и порочных качеств» с открытием новых возможностей для психологических технологий и техник, способствующих переориентации человека в сторону Добра.

2. Обнаруженные в этой работе различия в степени выраженности этических характеристик могут стать отправной точкой в исследовании закономерности групповой динамики как фактора психокоррекции в её соотношении с динамикой внутриличностных изменений подростков.

3. Необходимо дальнейшее исследование этических характеристик юношей и девушек для адаптации методик в современных условиях, что позволит обеспечить их корректное использование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Братусь Б. С. Образ человека в психологии России ХХ века // Развитие личности. 2006. N° 1. С. 119-152.

2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 381 с.

3. Фельдштейн Д. И. Человек в современной ситуации: тенденции и потенциальные возможности развития // Мир психологии. 2005. № 1. С. 15-23.

4. Пряжников Н. С. Этические проблемы психологии. Учебно -методическое пособие. - М.: Изд-во Московского психолого -социального института; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2002. - С. 329

5. Попов Л. М., Кашин А. П., Старшинова Т. А., Добро и Зло в психологии человека. Казань-Нижнекамск: Издательство Казанского университета, 2000. С. 111-112.

1. Выборка женского пола (п = 102 чел.)

Уровни развития

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

(х - 2б) х - 2б х+0,76б х + 2б ( х + 2б)

«ДОБРО» (сумма) <89.7 89.7-98 98-103 103-114.4 >111.4

«ЗЛО» (сумма В) <56.3 56.3-69 69-72 72-83.8 >83.8

«ДОБРО» -«ЗЛО» (ДЗ) <14.4 14.4-28 28-32 32-48.7 >48.7

«ДОБРО» (сумма) 1. Выборка мужского пола (п = 100 чел.)

<82.5 82.5-90.5 90.5-95.2 95.2-106.2 >106.2

«ЗЛО» (сумма В) <57.6 57.6-70 70-74 74-90.8 >90.8

«ДОБРО» -«ЗЛО» (ДЗ) <9 9-23 23-36 36-48.1 >48.1

Поступила в редакцию 21.06.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.