Научная статья на тему 'Психологические особенности эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала психиатрического учреждения'

Психологические особенности эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала психиатрического учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1576
649
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ПСИХИАТРИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ / BURNOUT / NURSES / PSYCHIATRY / PERSONALITY / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лазарева Е. Ю., Николаев Е. Л.

В работе представлены результаты психологического исследования эмоционального выгорания у среднего медперсонала психиатрического учреждения. Отмечена высокая распространенность эмоционального выгорания среди медперсонала, его связь со стажем работы, тревожностью, копинг-стратегиями, личностными чертами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лазарева Е. Ю., Николаев Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological characteristics of burnout syndrome in psychiatric nurses

The results of psychological study of burnout among psychiatric nurses are presented. High prevalence of emotional burnout in medical stuff that is associated with working experience, anxiety, coping strategies and personal traits are revealed.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала психиатрического учреждения»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПСИХИАТРИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Е.Ю. Лазарева, Е.Л. Николаев

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова,

Чебоксары

Профессиональная деятельность медицинских работников связана с ежедневным интенсивным общением и контактами с различными людьми. При этом успешность профессиональной деятельности в медицине во многом определяется личностными характеристиками специалиста, уровнем его адаптивности, отношением к своей работе [3; 10]. Важным средством формирования профессиональной компетентности специалиста в медицине является степень владения им психологическими знаниями, умение использовать их в межличностном общении с больными, коллегами и руководством, а также для успешного разрешения собственных внутриличностных проблем [7; 8; 9]. В противном случае длительное воздействие профессиональных и личностных стресс-факторов приводит к возникновению у медицинских работников синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).

Исследователи СЭВ у медицинских работников описывают факторы, играющие существенную роль в его возникновении [6; 12], личностные особенности, увеличивающие риск выгорания [14], механизмы формирования предпосылок эмоционального выгорания [4], связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием, факторы эмоционального стресса, связанные с трудовой нагрузкой, психосоматические симптомы эмоционального выгорания [1].

Многие исследователи отмечают связь СЭВ с возрастом специалиста. Так как возраст связан с опытом работы, то риск выгорания проявляется больше в начале карьеры. Причины такого феномена до конца не изучены и, по мнению С Maslach,

W.B. Schaufeli, P. Michael, данные утверждения должны приниматься с осторожностью, так как те, кто выгорает в начале своей карьеры, больше склонны уходить с работы, оставляя позади выживших, тех, кто соответственно испытывает меньший уровень выгорания [15]. О.С. Яркина связывает феномен выраженного эмоционального выгорания у врачей в начале карьеры с напряжением эмоциональной сферы в периоде адаптации к профессиональной деятельности, а не с проявлением СЭВ [13]. И.А. Бердяева, Л.Н. Войт, исследуя СЭВ у врачей различных специальностей, приходят к выводу, что в большей степени подвержены СЭВ молодые врачи, которые при столкновении с действительностью чаще испытывают эмоциональный шок [2].

Именно поэтому выявление СЭВ у медицинских работников актуально, так как выгорание негативно сказывается не только на психическом и физическом здоровье медицинских работников, но и на их эффективности в профессиональной деятельности. В данной работе проведено исследование СЭВ 40 работников психоневрологического интерната (ПНИ), относящихся к категории среднего медицинского персонала, имеющих высокий стрессовый характер профессиональной деятельности. Средний возраст испытуемых составил 38,5±11,1 года. Средний стаж работы в интернате - 17,7± 11,65 года.

Использованы психологические методы, позволяющие оценить основные факторы, которые в той или иной степени могут определять уровень устойчивости личности к эмоциональному выгоранию: метод диагностики профессионального выгорания MBI (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой); сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ); шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера в модификации Ю.Л. Ханина; шкалы подверженности к развитию эмоциональной и физической усталости в процессе работы и шкала для измерения степени удовлетворенности работой (Н.А. Аминов), методика диагностики ко-пинг-механизмов Э. Хайма. Количественный и качественный анализ данных эксперимента проводился с использованием математико-статистических методов в программе Excel 2003.

Исследовались различия в психологических состояниях сотрудников в зависимости от стажа работы. Выделены следую-

щие группы сотрудников: первая - работники со стажем до 5 лет, вторая - со стажем от 5 до 10 лет, третья - со стажем свыше 10 лет.

Результаты исследования по методике МВ1 показали, что большее число сотрудников, имеющих высокий уровень эмоционального истощения, наблюдается в группе со стажем от 5 до 10 лет (66,6 %), наименьшее - в группе до 5 лет (12,5 %). Высокий уровень деперсонализации или цинизма у сотрудников ПНИ наиболее часто встречается в группе со стажем от 5 до 10 лет (33,3 %), что позволяет предположить, что у данных сотрудников период работы от 5 до 10 лет отмечен кризисом в профессиональной сфере, в результате чего у них происходит переоценка своих профессиональных достижений. Снижение уровня эмоциональной напряженности у лиц со стажем свыше 10 лет работы может свидетельствовать об их достаточной адап-тированности к профессиональной деятельности. Высокий уровень редукции профессиональных достижений наиболее часто встречается в группе со стажем работы до 5 лет (50 %). Возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней у сотрудников ПНИ в большинстве случаев наблюдается в начале карьеры. Таким образом, если в начале карьеры у данных сотрудников часто наблюдается чувство некомпетентности в профессиональной сфере, то после 5 лет работы при приобретении определенных профессиональных навыков уровень удовлетворенности своими профессиональными достижениями возрастает. В дальнейшем, когда стаж достигает свыше 10 лет, у многих испытуемых возникает потребность в получении новых знаний и профессиональных навыков в связи с нарастающим уровнем неудовлетворенности своей работой, а также чувством неуспеха в своей деятельности.

Личностная тревожность оказывает не последнюю роль в формировании СЭВ, в связи с чем проведено исследование уровня тревожности. Ситуативная тревожность у сотрудников ПНИ в большинстве случаев имеет среднее значение при стаже работы до 5 лет и стаже работы свыше 10 лет, низкая тревожность наиболее часто наблюдается при стаже работы от 5 до 10 лет. Около половины испытуемых (54, 2%) со стажем свыше

10 лет и 42,8 % - со стажем работы до 5 лет имеют высокий уровень личностной тревожности. Это может свидетельствовать о том, что сотрудники в данном периоде профессиональной деятельности более уязвимы к развитию эмоционального выгорания.

Использование адаптивных копинг-стратегий в различных затруднительных ситуациях уменьшает риск развития СЭВ. Полученные результаты свидетельствуют, что сотрудники со стажем работы от 5 до 10 лет чаще, чем другие группы, используют неадаптивные эмоциональные копинг-стратегии (33,3 %), характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущением других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других, а также неадаптивные когнитивные копинг-стратегии (66,6 %), такие, как пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы с умышленной недооценкой неприятностей. Условно-адаптивные поведенческие копинг-стратегии больше характерны для группы медицинских сестер со стажем работы до 5 лет (37,5 %) и проявляются в поведении, характеризующемся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело. Неадаптивные поведенческие копинг-стратегии более характерны для группы со стажем свыше 10 лет в виде избегания мыслей о неприятностях, пассивности, уединения, изоляции, стремления уйти от активных интерперсональных контактов и отказа от решения проблем.

Риск развития СЭВ может повышаться с увеличением интенсивности межличностных контактов с пациентами и сотрудниками, конфликтными взаимоотношениями, дестабилизирующей обстановкой в коллективе, несоблюдением деонтологиче-ских норм [5, 11], а также в связи с нарушением режима работы и отдыха во время ночных дежурств, вызывающим предрасположенность к физической усталости [1]. Наибольший уровень предрасположенности к эмоциональной и физической усталости выявлен в группах со стажем до 5 лет работы (57,14 %) и со стажем свыше 10 лет (40 %). Сотрудники, имеющие стаж рабо-

ты от 5 до 10 лет (66,6 %) наиболее удовлетворены своей работой по сравнению с другими группами сотрудников.

На следующем этапе исследованы психологические особенности сотрудников с различной степенью подверженности эмоциональной и физической усталости. Выделены три группы испытуемых - с низким, средним и высоким уровнями возникновения усталости. В исследуемых группах обнаружены достоверные различия по шкалам "Деперсонализация" (Б=3,69 при р=0,03) и "Редукция личностных достижений" (Б=4,89 при р=0,01). По шкале "Эмоциональное истощение" достоверных различий не выявлено, что свидетельствует, что подверженность усталости не сказывается на степени выраженности эмоционального истощения испытуемых. Таким образом, редукция личностных достижений больше наблюдается в группе, которая оценивает уровень эмоциональной и физической усталости в процессе работы как умеренный и чуть меньше в группе с высоким уровнем. В двух других группах (с высокой и низкой степенью предрасположенности к усталости) больше выявлен такой компонент эмоционального выгорания, как деперсонализация, выражающаяся потерей интереса к работе, безразличием к пациентам, отстраненностью, цинизмом. В первом случае это может быть вызвано эмоциональной и физической усталостью, во втором случае выступать как механизм психологической защиты.

Для более детального рассмотрения психологических особенностей исследуемых сотрудников проведено исследование структуры личности с помощью опросника СМОЛ с учётом уровня предрасположенности к развитию эмоциональной и физической усталости. Достоверные различия между группами выявлены по шкале коррекции (Б=3,89 при р=0,03), что говорит о том, что у сотрудников группы со средней предрасположенностью более выражена естественная защитная реакция на попытку вторжения во внутренний мир.

Усредненный профиль личности сотрудников, имеющих высокий уровень подверженности развитию эмоциональной и физической усталости вследствие имеющихся интенсивных контактов с пациентами свидетельствует о повышенном уровне эмоциональной напряженности или тенденции к личностной де-

зинтеграции, скорее всего связанной со стрессом, а также выраженной самокритичности. Пик по 2-й шкале характеризует имеющееся состояние как депрессивную реакцию в рамках адаптационного синдрома. Наблюдающиеся пики по 4-й и 9-й шкалам могут свидетельствовать о гипертимном типе реагирования. В состоянии тревоги и социальной депривации такие лица реагируют активным самоутверждением и реакциями протеста. Повышение по 2-й и 9-й шкалам отражает склонность к перепадам настроения и циклотимный вариант личности, что объясняет проявление эмоционального истощения, цинизма и редукцию личностных достижений.

Усредненный профиль личности сотрудников, имеющих среднюю подверженность развитию эмоциональной и физической усталости, свидетельствует о присутствии у данной группы естественной защитной реакции на попытку вторжения во внутренний мир при хорошем контроле над эмоциями. Пик по 7-й шкале говорит о преобладании пассивно-страдательной позиции, неуверенности в себе, высокой чувствительности и подвластности средовым воздействиям, повышенную чуткость к опасности. Данные лица отличаются тенденцией к тщательной перепроверке своих поступков и проделанной работе, отличаются зависимой позицией, ориентацией на мнение группы. Защитные механизмы личности от состояния тревоги выявляются повышением профиля по 2-й, 4-й и 9-й шкалам. Они выражаются отказом от реализации своих намерений, склонностью к повышению поведенческой активности в ситуации стресса, а также отрицанием проблем. Выявленное сочетание пиков по 7-й и 4-й шкалам отражает проблему внутренне противоречивого, смешанного типа реагирования. Эти личностные особенности свидетельствуют о наличии у данных сотрудников эмоционального истощения и редукции личностных достижений.

Средний профиль личности сотрудников с низким уровнем подверженности эмоциональной и физической усталости характеризуется отсутствием тенденций приукрасить свой характер, откровенностью и самокритичностью. Профиль характеризуется пиками по 2-й, 7-й и 9-й шкалам, что свидетельствует о перепадах настроения. Пик по 7-й шкале может отражать тенденцию склонности к тревожным состояниям, что свидетельствует о

подверженности эмоциональному истощению и проявлению цинизма.

Больший процент испытуемых, имеющих умеренную реактивную тревожность, приходится на средний и высокий уровень предрасположенности к эмоциональной и физической усталости. Высокий уровень личностной тревожности чаще выявляется в группе с высоким уровнем эмоциональной и физической усталости. Наибольший процент обследованных среднего медицинского персонала, оценивших удовлетворенность работой достаточно высоко, имеют низкий уровень эмоциональной и физической усталости. У них увеличение уровня личностной тревожности сопровождается повышением риска развития эмоциональной и физической усталости (г=-0,33 при р<0,005).

В группе с высоким уровнем эмоциональной и физической усталости у 53,3 % испытуемых присутствуют неадаптивные копинг-стратегии, проявляющиеся в "смирении", "диссимуля-ции", "игнорировании", определяющие пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы с умышленной недооценкой неприятностей; 40 % испытуемых имеют неадаптивные поведенческие копинг-стратегии, выражающиеся в "активном избегании", "отступлении", характеризующие поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблем.

В целом у сотрудников ПНИ выявлены взаимосвязи эмоционального истощения (г=0,47 при р<0,001) и деперсонализации, защитного механизма по типу отрицания проблем (г=0,33 при р<0,05), депрессивных реакций (г=0,46 при р<0,001). Чем выше уровень эмоционального выгорания, тем больше наблюдается астения и истощение (г=-0,45 при р<0,01). Увеличение реактивной тревожности сопровождается депрессивными проявлениями (г=0,44 при р<0,01).

Увеличение личностной тревожности сопровождается большей выраженностью степени осознания психологических проблем и отказом от реализации своих намерений, что сопровождается снижением настроения (г=0,62 при р<0,001), усилением невротического самоконтроля и соматизацией тревоги

(г=0,58 при р<0,001), ограничительным поведением, направленным на избегание неуспеха и проявляющееся явлениями навязчивости (г=0,48 при р<0,01), тенденцией к рационализации психологического конфликта, вызвавшего тревогу (г=0,53 при р<0,001), и иррациональным типом реакции с уходом в ирреальный мир фантазий и мечты (г=0,38 при р<0,05), эмоциональным истощением (г=0,42 при р<0,01). Выраженность реактивной тревожности прямо взаимосвязана с эмоциональным истощением (г=0,37 при р<0,05).

Исследование показало, что проявления СЭВ распространены среди среднего медицинского персонала ПНИ. Большинство сотрудников, имеющих стаж работы меньше 5 лет, уязвимы в области оценки своей профессиональной компетентности. Средний уровень ситуативной и повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о возможном эмоциональном истощении, склонности к перепадам настроения и подверженности эмоциональной и физической усталости. Данные сотрудники чаще прибегают к условно-адаптивным копинг-стратегиям поведения, выражающимся в склонности к временному избеганию проблем. Группа сотрудников со стажем работы до 10 лет больше подвержена эмоциональному истощению и деперсонализации, выражающейся потерей интереса к работе, безразличием к пациентам, отстраненностью, цинизмом. Несмотря на это, большинство сотрудников удовлетворены своей работой и имеют средний уровень личностной и ситуативной тревожности. Данные сотрудники отличаются тенденцией к тщательной перепроверке своих поступков и проделанной работе, покорностью и недопущением других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других, ориентацией на мнение группы, отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои возможности. Их личностные особенности характеризуются внутренним противоречивым типом реагирования. Для группы со стажем работы свыше 10 лет наблюдается снижение характеристик эмоционального выгорания наряду с небольшим увеличением ощущения профессиональной некомпетентности по сравнению с другими исследованными группами. У сотрудников наблюдается средний уровень ситуативной и высокий уровень личностной тревожности. Они подвержены возникновению эмоциональной

и физической усталости и чаще прибегают к неадаптивным ко-пинг-стратегиям поведения в виде пассивности, избегания дурных мыслей, стремления к уединению, избегания межличностных контактов и решения проблем.

Полученные результаты свидетельствуют о важности формирования превентивных мер по отношению к возможности развития СЭВ среди сотрудников ПНИ, среди которых к важным можно отнести повышение психологической компетентности медицинского персонала.

Литература

1. Бабанов С.А. Синдром "эмоционального выгорания" // Вестник КГУ имени Н.А. Некрасова. 2010. № 2. С. 294-301.

2. Бердяева И.А., Войт Л.Н. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей // Дальневост. мед. журн. 2012. № 2. С. 117-120.

3. Воронин А.Н., Николаев Е.Л. Психологическое исследование личности врача в отношении к профессиональной деятельности // Вестник Чуваш. ун-та. 2013. № 1. С. 79-85.

4. Далакова А. С., Дубовый Л.М. Механизм формирования предпосылок синдрома эмоционального выгорания и факторы, влияющие на синдром // Вестник КГУ имени Н.А. Некрасова. 2009. №3. С. 336-343

5. Дубова Т.Г., Попов И.А. Результаты психодиагностического исследования степени выраженности синдрома эмоционального выгорания среди медицинских работников Тульской области // Вестник новых мед. технологий. 2007. Т. 14, № 1. С. 157-159.

6. Ларенцова Л.И., Барденштейн Л.М. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей: психол. аспекты. М.: Мед. книга, 2009. 142 с.

7. Николаев Е.Л., Орлов Ф.В. Интеграция биопсихосоциального

подхода в общеврачебную практику: возможности и

перспективы // Соц. и клин. психиатрия. 2005. Т. 15, № 2. С. 82-84.

8. Николаев Е.Л., Орлов Ф.В., Трясугина М.А., Голенков А.В. Медицинская психология в системе вузовской подготовки менеджеров здравоохранения // Мед. сестра. 2010. № 7. С. 44-47.

9. Орлов Ф.В., Николаев Е.Л. Медико-психологическая помощь медсестры больным с пограничными психическими расстройствами // Мед. сестра. 2007. № 1. С. 11-12.

10. Романов С.Н., Николаев Е.Л., Голенков А.В. Сравнительное иссле-оваие адаптивных характеристик личности у студентов и врачей // Вестник Чуваш. ун-та. 2012. № 3. С. 469-473.

11. Хохлов Р.А., Минаков Э.В., Фурменко Г.И., Ахмеджанов Н.М. Влияние синдрома эмоционального выгорания на стереотипы врачебной практики и клиническую инертность // Рац. фармакотер. в кардиологии. 2009. № 1. C. 12-22.

12. Юрьева Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция. Киев: Сфера, 2004. 272 с.

13. Яркина О. С. Синдром эмоционального выгорания у врачей в контексте личностно-профессионального развития: симптомы и предпосылки // Вестник ТГУ. 2008. Вып. 3 (59). С. 307-311.

14. Яхно А.А. Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание в системе здравоохранения Российской Федерации // Альм. сестринского дела. 2009. № 2. С. 34-39.

15. Maslach C., Schaufelt W.B., Michael P., Leiter M.P. Job Bumout // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P. 398-407.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.