Научная статья на тему 'Психологические особенности детей с бронхиальной астмой в зависимости от тяжести заболевания'

Психологические особенности детей с бронхиальной астмой в зависимости от тяжести заболевания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Медведева Лариса Валентиновна, Минина Е.Е., Жаков Я.И., Калетюк М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности детей с бронхиальной астмой в зависимости от тяжести заболевания»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ

ся только в 1,4 раза и ^-1 — 1,2 раза. В основной группе уровень ^-8 после лечения вырос в 1,9 раза, p<0,05, а в группе контроля его содержание не изменилось. Выявлена положительная динамика в основной группе со стороны регуляторных цитокинов. Так, содержание №N-7 возросло в 3,2 раза, p<0,05, а в группе контроля только в 2,3 раза, а уровень 10 снизился в 1,2 раза, p<0,05, а в группе контроля не изменился.

Заключение. Включение в состав комплексной терапии ВП у детей с РРЗ противовоспалительного препарата Фенспирид и иммуномодулятора Полиоксидо-ний приводит к оптимальной коррекции цитокинового статуса мукозального иммунитета на фоне положительной клинической эффективности. Данный метод лечения может быть рекомендован у детей с ВП, имеющих сниженную резистентность организма.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЯЖЕСТИ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Медведева Л.В., Минина Е.Е., Жаков Я.И., Калетюк М.А. ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, Челябинск, Россия Медицинский институт БУ ВО ХМАО-Югры Сургутский государственный университет, Сургут, Россия

Введение. Бронхиальная астма (БА) является одним из часто встречающихся аллергических заболеваний и важно иметь представление о вкладе в реализацию БА психологических особенностей ребенка и вегетативной нервной системы.

Цель исследования — выявить психологические особенности детей с БА.

Материалы и методы. В исследование включено 40 детей с БА в возрасте 7-17 лет из детского аллер-гологического отделения МАУЗ ОТКЗ ГКБ №1 г. Челябинска. На всех детей была заполнена анкета, включающая данные анамнеза жизни и заболевания, результаты лабораторно-инструментальных исследований и проведенного опроса по шкале детской депрессии (CDI) М. Ковач, сведения об имеющихся хобби.

Результаты. Средний возраст обследованных детей составил 13 лет (29 мальчиков и 11 девочек). В зависимости от тяжести БА дети были разделены на 3 группы: 1- легкая (п=15), 2 — средней тяжести (п=7), 3 — тяжелая (п=7). Отдельно выделена группа с впервые выявленной БА (п=11). Согласно тесту М. Ковач, общее снижение настроения, постоянное ожидание неприятностей достоверно чаще встречались у детей со среднетяжелой БА по сравнению с тяжелой и впервые выявленной БА (90% против 71% и 73% соответственно; p<0,02) и не встречались при легкой БА. Межличностные проблемы, агрессивное поведение, непослушание были характерны для детей со средней и тяжелой БА по сравнению с детьми с лег-

кой и впервые выявленной БА (90% и 85% против 40% и 45%;, p<0,001). Ангедония (утрата мотиваций к деятельности, которая приносит удовольствие), наличие чувства одиночества также преобладали у детей со средней и тяжелой БА по сравнению с детьми с легкой БА (71% против 33%; p<0,001), но были характерны и для детей с впервые выявленной БА (63%). Уровень депрессии выше среднего встречался практически у всех детей со среднетяжелой и тяжелой БА (90% и 100% соответственно) и у каждого третьего ребенка с легкой и впервые выявленной БА (26% и 33% соответственно). При этом половина детей с легкой и впервые выявленной БА внеурочно выбирали творческие (музыка (47%), изобразительное искусство (55%)) и образовательные (40%) занятия; каждый третий ребенок со среднетяжелой БА занимался силовыми физическими видами спорта, а большая часть детей с тяжелой БА не имели хобби и внеурочной деятельности.

Таким образом, психологические особенности детей с бронхиальной астмой зависят от тяжести течения заболевания. Наиболее благоприятное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка оказывают следующие виды внеурочной деятельности / хобби: творческие (музыка и изобразительной искусство) и образовательные.

КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ХРОНИЧЕСКОЙ БРОНХОЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Мизерницкий Ю.Л.

НИКИ педиатрии им. акад. Ю.Е. Вельтищева РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ

Практика клинических наблюдений и весь полувековой опыт клиники пульмонологии НИКИ педиатрии свидетельствует, что хронические брон-холегочные заболевания у детей подверглись существенной трансформации.

Так, в связи с расширением наших знаний и совершенствованием диагностических методов обширная группа ранее не дифференцируемых хронических неспецифических заболеваний легких распалась на множество, ранее неизвестных врачам, в т.ч. редких (так называемых орфанных) заболеваний [Классификация клинических форм бронхолегочных заболеваний у детей, 2009].

Из клинического наблюдения практически выпали гнойные формы хронической бронхолегочной патологии, не стало амилоидоза, исключительно редко стали встречаться мешотчатые бронхоэктазы, да и сама бронхоэктатическая болезнь у детей стала значительно более редкой.

Хроническая пневмония вовсе «исчезла», распавшись по сути на хронический бронхит и бронхоэкта-тическую болезнь. Этот диагноз упразднен из МКБ-Х

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2018; 63:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGIII PEDIATRII, 2018; 63:(4)

т1:10.21508/1027-4065-ао^^-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.