ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
О.В. Фролова
В статье рассматриваются психологические особенности больных с различными хроническими соматическими заболеваниями. Дана сравнительная характеристика влияния различных хронических соматических заболеваний на психологические особенности личности по результатам научных исследований. Показано, что имеются пробелы и противоречия в изучении этой проблемы, особенно в юношеском и подростковом периодах.
Ключевые слова: психосоматика, соматопсихика, механизм «замкнутого круга», психологические особенности больных.
The offered method of adapted knowledge control on the basis of indistinct relations allows defining availability of knowledge not on one, and at once under three characteristics of educational process: knowledge of a teaching material, durability of the received knowledge and application of creative abilities in the task's decision.
Keywords: the vicious circle mechanism, psychosomatic, psychological features of patients.
Отношение древнего общества к заболеваниям достаточно ярко иллюстрирует фраза Сократа: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души». Но постепенно медицина отошла от этих традиций и стала специализироваться в лечении тела. Платон так говорит об этом в своих диалогах: «...величайшей ошибкой в лечении болезней является то, что есть врачи для тела и врачи для души, поскольку одно не отделимо от другого, — но именно этого не видят греческие врачи, и поэтому от них ускользают столь многие болезни; они никогда не видят целого. К целостности должны обратить они свои заботы, ибо там, где целое чувствует себя плохо, часть его не может быть здоровой» [1].
Знание о неотделимости соматических и психических процессов суще-
ствует давно, а вот концептуальный характер эти идеи начали приобретать сравнительно недавно. Термин «психосоматика» возник в 1818 году, и ввел это понятие немецкий врач R. Heinroth. А в 1822 году J. Jacobi ввел понятие «соматопсихика», подчеркивая тем самым основную роль телесного фактора в возникновении ряда заболеваний. Вместе с тем у истоков научной медицины стояли две школы, отражающие два подхода к трактовке общей концепции болезни: первая — гиппократическая школа Косса; вторая — школа первых анатомов Книда. Первая трактовала болезнь как расстройство отношений между субъектом и действительностью; вторая рассматривала болезнь как поражение какой-то определенной материальной структуры. Исходные формулы оценки болезни и больного
при этом различны. В первом случае — «человек болен», во втором — «у человека есть болезнь». В связи с научными открытиями в XIX веке в области анатомии, микробиологии и нейрофизиологии второе направление взяло вверх. Психосоматическая медицина возникла как своеобразная реакция на узкий, локалистический подход в медицине [2].
По мнению исследователей, под психосоматикой в настоящее время принято понимать влияние психологических факторов на возникновение различных хронических заболеваний; а под соматопсихикой — влияние хронических заболеваний (или перенесенных) на психическое состояние человека. «Психологическое состояние — отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени» (А.О. Прохоров, 2004). Психосоматическое заболевание — это такое заболевание, в основе которого лежат как физиологические, так и психологические причины, но это заболевание со всеми симптомами, требующее медицинского вмешательства. Необходимо отметить и так называемый механизм «замкнутого круга», при котором нарушения, появляющиеся в соматической сфере, вызывают психопатологические реакции, которые в дальнейшем становятся причиной соматических нарушений. Поэтому если придерживаться только традиционного лечения, болезнь не пройдет, будут продолжаться рецидивы (рецидивность при адекватном лече-
нии — один из отличительных признаков психосоматики), следовательно, наиболее правильный подход к психосоматическим заболеваниям — одновременно с лечением проводить работу над проблемой с психологом.
В психологических исследованиях таких авторов, как В.В. Николаева, Е.Т. Соколова, Т.Г. Горячева, Н.А. Коваленко и многих других, показано, что наличие соматических расстройств изменяет нормальный ход личностного развития ребенка. Изучены психологические особенности детей и взрослых с такими заболеваниями, как диабет, заболевания легких, гипертония, язвенная болезнь желудка, сердечно-сосудистые заболевания, хроническая почечная недостаточность и другие [2].
Дети с гипертонической болезнью отличаются ограниченными возможностями эмоционального самовыражения, замкнутостью, выраженной потребностью в самоутверждении, напряженно-требовательским отношением к жизни. При язвенной болезни у детей и подростков выявлено преобладание эгоцентрической направленности, неудовлетворенной потребности в любви и признании, негативных установок к окружающим, повышенной тревожности. Для детей, страдающих бронхиальной астмой, характерны такие эмоционально-личностные особенности, как выраженная тревожность, невротичность, сензитив-ность, инфантильность, которые не позволяют им адекватно реагировать на возникающие трудности и конфликты, самостоятельно справляться с проблемными ситуациями. У детей,
болеющих диабетом, были обнаружены повышенная тревожность, агрессивное поведение, интровертирован-ность, конфликтность, стремление к уединению, общие трудности адаптации к социальной ситуации. Подростки, перенесшие хирургическое вмешательство по поводу врожденного порока сердца в раннем возрасте, отличаются от здоровых подростков эмоциональной незрелостью, инфантильностью, неуверенностью в своих силах, неадекватной самооценкой и несамостоятельностью, что обусловлено влиянием трех факторов: порока сердца, хирургической операцией и искаженной ситуацией развития [4, 5, 6].
Исследование Е.Г. Филяковой посвящено изучению особенностей становления образа «Я» подростков, страдающих бронхиальной астмой и гастродуоденальной патологией. По результатам исследования, было обнаружено, что образ «Я» подростков с хроническими соматическими заболеваниями отличается от образа «Я» здоровых подростков. Основное отличие состоит в искажении структуры и нарушении регуляторной функции образа «Я» больных подростков. Структура образа «Я» характеризуется дисгармоничностью, внутренней диссоциацией между составляющими образа «Я». Изменение регуля-торной функции образа «Я» состоит в нарушении процессов целеполага-ния, занижении идеалов личности и искусственном ограничении потенциальных возможностей и резервов личностного развития. Межвозрастное и межполовое сравнение внутри нозологических групп показало, что
на нарушение регуляторной функции и структуры образа «Я» влияет негативный телесный опыт: тяжесть заболевания независимо от нозологии, а также длительность заболевания у больных бронхиальной астмой, а при гастродуоденальной патологии — пол больного ребенка [7].
Действительно, в литературе описаны не только особенности детей, специфичные для определенного заболевания, но и гендерные различия в реакции на болезнь одной и той же нозологии. Так, уровни самооценки и конфликтности у мальчиков, больных бронхиальной астмой, ниже, чем у девочек. У девочек чаще, чем у мальчиков, происходит вытеснение представления об этом заболевании, которым они больны. Дети, страдающие сахарным диабетом, в зависимости от пола по разному формулируют причину своего заболевания, а различные типы переживания этой болезни девочками и мальчиками приводят к тому, что у них различно формируется и внутренняя картина болезни [8,9].
Помимо половых различий исследователями рассматриваются вопросы этнопсихологических различий в отношении к болезни у детей и подростков. Так, В.А. Саад проводил анализ этнодифференцирующих и этноинтегрирующих факторов, влияющих на процесс отношения к своему заболеванию подростков в возрасте 12—16 лет, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Сравнительный анализ особенностей личности больных подростков России и Йемена показал, что в группе больных российских подростков отмечается более выраженная эмоциональная
неустойчивость, фрустрированность, тревожность. С увеличением тяжести заболевания эти показатели повышаются. В группе больных йеменских подростков наблюдается повышение показателей по эмоциональной стабильности, снижение показателей конформности и повышение социальной активности. Это указывает на то, что у этих подростков заболевание в значительной степени мобилизует личностные ресурсы, формирует активную установку на его преодоление. В группе российских подростков преобладает эмоциональная оценка заболевания, повышенная фиксация на своем физическом облике и выраженный комплекс неполноценности. У сверстников из Йемена наиболее часто отмечается «паранойяльный» тип реагирования на болезнь, что отражает установку на заболевание как результат кары Аллаха, чьего-то злого умысла, наказания. На отношение к болезни у йеменских детей существенное влияние оказывают такие личностные характеристики, как конформность, самоконтроль поведения, повышенная ответственность, а в группе российских больных — уровень эмоциональной стабильности, нервно-психической напряженности [10].
Описывая психологические особенности взрослых, страдающих хроническими пиелонефритом и гломеруло-нефритом, Л.Д. Зикеева констатирует следующее: «При хронических заболеваниях почек нарушается постоянство внутренней среды организма, отмечается стойкая гипертензия, постоянная потеря белка из организма, что обусловливает наличие своеобразной
и выраженной астении. Астенический фон способствует возникновению гиперестезии по отношению к внутренним органам, вызывая различные ощущения и переживания больных, которые в сочетании с определенными преморбидными особенностями личности могут вызвать невротические расстройства». Проведенный клинико-психологический анализ невротических наслоений на основное заболевание при хронических заболеваниях почек показал ведущую роль невротических депрессивных расстройств, которые появлялись в виде депрессивно-ипохондрического, тревожно-депрессивного и астено-депрессивного типов реакций. При изучении умственной работоспособности, состояния памяти, внимания этих больных Л.Д. Зикеева выявила неустойчивость умственной работоспособности, которая приводила к истощаемости психических процессов. Это проявлялось в виде колебаний внимания и нарушений памяти. Подобные нарушения психических процессов в некоторых случаях вызывали нарушения мыслительной деятельности, непоследовательность суждений, нарушение подвижности нервных процессов [11].
Т.Н. Муладжанова, исследуя изменения личности больных хронической почечной недостаточностью, находящихся на лечении гемодиализом, показала, что биологические особенности хронической почечной недостаточности — массивная и длительная интоксикация — приводят к изменению динамики психических процессов, к снижению операционально-технических возможностей пациентов,
инертности психической деятельности, тугоподвижности мыслительных процессов. Социальная ситуация изменений личности у больных хронической почечной недостаточностью является негативной, ограничивающей. Изменяется социальный статус больных, они переводятся на инвалидность, отрываются от привычных коллективов и групп, сужается круг контактов, нарушаются личные планы, достижение определенных целей (профессиональных, в частности)становится невозможным, видоизменяется привычный уклад жизни. Центральным психологическим механизмом изменений личности у больных хронической почечной недостаточностью является перестройка иерархии мотивов по типу выдвижения в качестве ведущего — мотива «сохранения здоровья». Перестройка иерархии мотивов сочетается с «сокращением временной сферы мотивации» и приводит к искажению смыслового отношения к окружающей действительности, к «смысловой смещенности». Условиями превращения ситуационно-обусловленного мотива «сохранения здоровья» в смыслообра-зующий, ведущий в иерархии являются преморбидные особенности личности, характер отражения заболевания в сознании пациента. Отношение к болезни является одним из условий изменений мотивационной сферы личности. На отдаленных этапах лечения гемодиализом у ряда больных формируется новая ведущая деятельность — «забота о своем здоровье» с малой опосредованностью ведущего мотива. Спонтанно возникающими приемами психологической защиты на начальных этапах заболевания во
фрустрирующих ситуациях являются агрессивный тип поведения, в последующем недооценка значимости событий [12].
Н. Пезешкиан в книге «Психосоматика и позитивная психотерапия» так описывает людей с расстройствами функции почек: «Они отличаются чистоплотностью, недостаточной открытостью, честностью, вежливостью. В сфере контактов они очень сдержаны, в отличие от других людей они очень скованы и неуверенны. Их воображение часто направлено к грандиозным целям, в реализацию которых они сами не верят. Они сомневаются в смысле жизни. Обычно родители таких пациентов очень высоко ценили чистоплотность и достижения. Ребенок очень быстро научался свои физические потребности контролировать и подчинять их принципу достижения» [13].
М.А. Садовой, Ю.М. Плюснин, В.Н. Ткаченко исследовали различия в структуре социального поведения (система ценностей, диспозиций, представление о себе и своем месте среди близких) здоровых детей и детей с патологией позвоночника в период формирования личности (в детском, подростковом и юношеском периоде). Они отмечают, что различия в представлениях о ближайшем социальном окружении и о своем месте среди родственников и друзей, между здоровыми и больными детьми представляются достаточно определенными. При этом девочки, особенно в старшем возрасте, сильнее дифференцируются по сравнению с мальчиками. Это свидетельствует не только о большей «погруженности» девочек в социальную
среду, но отражает и половые различия, свойственные вообще мужчинам и женщинам, независимо от возраста. Больные дети как бы опережают в социально-психологическом развитии своих сверстников. Их включенность в социальные отношения с родственниками и сверстниками выше по сравнению с одноклассниками. Обобщенный показатель отражает более раннее социально-психологическое развитие детей, страдающих сколиотической болезнью, поэтому больные девушки обладают или ощущают потребность в большей психоэмоциональной близости, чем их здоровые сверстницы. В отличие от девочек, мальчики не показывают каких-либо различий между здоровыми и больными [14].
Для детей подросткового возраста и молодых людей наиболее тяжелыми в психологическом отношении оказываются болезни, которые изменяют внешний вид человека. Связано это с системой ценностей, расстановкой приоритетов, имеющихся у молодого человека, для которого наивысшую ценность приобретает удовлетворение основополагающей потребности — «удовлетворенность собственной внешностью». Таким образом, наиболее тяжелые психологические реакции могут вызвать болезни, не носящие с медицинской точки зрения угрозы для жизни. К ним относятся любые болезни, негативно, с точки зрения подростка, изменяющие внешность (кожные, аллергические), калечащие травмы, операции (ожоги) [15].
Выраженность эмоциональной реакции на болезнь и связанные с этим отрицательные последствия для личности (конфликтные отношения с
людьми, прежде всего) могут корректироваться при наличии развитой системы мотивации и адекватной, критичной самооценки. Однако трудность заключается в том, что заболевание является хроническим, появляется часто в раннем возрасте, поэтому само первоначальное формирование самооценки и мотивационной сферы личности с самого начала протекает в искаженных условиях. Особенности измененной личности проявляются не сразу, а проходят сложный путь формирования. Каждое серьезное и длительное соматическое нарушение приводит либо к частным, обратимым, либо к общим стойким изменениям внутреннего мира человека, всего его психического облика. Изменения личности могут носить разнообразный характер: они проявляются в виде изменения эмоций (депрессия, эйфория), в виде нарушений мотиваци-онной сферы (апатия, бездумность), в виде нарушений отношения к себе и окружающему (нарушение критики, изменения подконтрольности), в виде нарушений активности (аспон-танность). У соматических больных может наблюдаться нарастание эгоцентрического содержания ведущего мотива, особенно при ипохондрических изменениях личности. Особенностью иерархической структуры мотивационной сферы может быть жесткая подчиненность деятельности одному мотиву [2].
В таблице 1 представлена сравнительная характеристика влияния различных хронических соматических заболеваний на психологические особенности личности по результатам научных исследований, описанных выше.
Таблица 1
Психологические особенности больных различными хроническими соматическими заболеваниями
Контингент Нозологическая группа (заболевание) Психологические особенности
Дети Диабет Повышенная тревожность, агрессивное поведение, конфликтность, стремление к уединению, замкнутость, общие трудности адаптации к социальной ситуации.
Дети Гипертоническая болезнь Отличаются замкнутостью, ограниченными возможностями эмоционального самовыражения, напряженно-требовательским отношением к жизни, выраженной потребностью в самоутверждении.
Дети Язвенная болезнь Преобладание эгоцентрической направленности, неудовлетворенной потребности в любви и признании, негативных установок к окружающим, повышенной тревожности.
Дети Бронхиальная астма Выраженная тревожность, невротичность, сензитивность, инфантильность.
Дети (7-12 лет) Муковисцидоз Заниженная самооценка, преобладает повышенный уровень тревожности. Имеют высокую потребность в общении, которая часто не удовлетворяется.
Дети (7-12 лет) Лимфостаз Завышенная самооценка, преобладает средний уровень агрессии и тревожности, достаточно общительны, но имеют поверхностный круг общения.
Дети (7-12 лет) Нефрологические заболевания Обладают адекватной самооценкой, повышенным уровнем тревожности, более замкнуты и малообщительны.
Подростки Корригированный порок сердца, в раннем детстве Выражены: инфантильность, неуверенность в себе, зависимость, эмоциональная незрелость и неадекватная самооценка.
Подростки Бронхиальная астма и гастро-дуоденальная патология Структура образа «Я» характеризуется дисгармоничностью, внутренней диссоциацией между составляющими образа «Я». Изменения регуляторной функции образа «Я» состоят в нарушении процессов целеполагания, занижении идеалов личности и искусственном ограничении потенциальных возможностей и резервов личностного развития.
Подростки (12-16 лет) Заболевания опорно-двигательного аппарата Выраженная эмоциональная неустойчивость, фрустрированность, тревожность, повышенная фиксация на своем физическом облике и выраженный комплекс неполноценности.
Продолжение
Контингент Нозологическая группа (заболевание) Психологические особенности
Юношеский период (девушки) Сколиоз Опережают в социально-психологическом развитии своих сверстниц. Рано формируется отношение к родителям как к равноправным партнерам. Ощущают большую потребность в психоэмоциональной близости.
Юношеский период (юноши) Сколиоз В отличие от девочек, мальчики не показывают каких-либо различий между здоровыми и больными.
Взрослые Хронический пиелонефрит и гломерулонефрит Неустойчивость умственной работоспособности, приводящая к истощаемости психических процессов, колебания внимания и нарушения памяти. Подобные нарушения психических процессов иногда вызывают нарушения мыслительной деятельности и подвижности нервных процессов.
Взрослые Хроническая почечная недостаточность Изменение динамики психических процессов, снижение операционально-технических возможностей, инертность психической деятельности, выраженные астенодепрессивные расстройства.
Взрослые Расстройство функции почек Отличаются чистоплотностью, недостаточной открытостью, честностью, вежливостью. В сфере контактов они очень сдержаны, в отличие от других людей они очень скованы и неуверенны. Их воображение часто направлено к грандиозным целям, в реализацию которых они сами не верят. Они сомневаются в смысле жизни.
Проведя анализ научных исследований в этой области, необходимо заметить, что исследования психологических особенностей людей с различными хроническими заболеваниями, на наш взгляд, носят отрывочный и несистемный характер. Существуют пробелы и противоречия в изучении этой проблемы, особенно в юношеском и подростковом периодах. Хроническое соматическое заболевание ведет к снижению уровня психических возможностей челове-
ка в осуществлении деятельности, к ограничению контактов с другими людьми, к изменению объективного места, занимаемого в жизни, а тем самым и его внутренней позиции по отношению ко всем обстоятельствам жизни и к себе. Болезнь, включаясь в социальную ситуацию развития, меняет условия протекания многих видов деятельности, что приводит к появлению отдельных психологических последствий, существенно влияющих на протекание естественных
кризисов взросления и становления личности.
В связи с вышеизложенными фактами в нашем исследовании были поставлены следующие задачи: изучить социально-психологические особенности детей подросткового возраста и молодежи с различными видами соматических заболеваний и по полученным результатам сделать статистически обоснованные выводы; разработать рекомендации для социальных и медицинских работников, психологов, педагогов и родителей для улучшения условий организации психологической помощи и реабилитации, коррекции и социальной адаптации в зависимости от нозологической группы, типа заболевания, пола и возраста.
Литература:
1. Платон. Диалоги.- М.: Изд-во АСТ, 2006.- 560 с.
2. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику: Психологическое исследование. - М.: Изд-во МГУ, 1987.- 168 с.
3. Мухаметзянов И.Ш., Матушан-ский Г.У., Фролова О.В. Взаимосвязь здоровья и психики детей и молодежи в условиях современной социально-экономической ситуации // Казанский педагогический журнал.- 2008.- № 5.-С. 61-69.
4. Коваленко Н.А. Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой: Автореф. дис. ... канд. психол. наук.- М.,1998.- 21 с.
5. Гнедова С.В. Влияние социальной ситуации и состояния здоровья на развитие личностных особенностей школьников: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - М., 1999.- 18 с.
6. Горячева Т.Г. Роль детско-роди-тельских отношений в психическом развитии подростков, оперированных по поводу врожденного порока сердца в раннем возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995. - 20 с.
7. Филякова Е.Г. Образ Я детей с хроническими соматическими заболеваниями (бронхиальная астма и гастродуоденальная патология) / Е.Г. Филякова, В.В. Николаева, В.Н. Касаткин // Педиатрия. — 2002.— № 4.— С. 97—103.
8. Поппе Г.К., Броуде Л.Б. Внутренняя картина болезни у детей с бронхиальной астмой // Психосоматические и сома-топсихические расстройства у детей. — Л., 1990.— С. 49—55.
9. Зелинский С.М. Представление о своей болезни у детей, страдающих сахарным диабетом // Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей.— Л., 1990.— С. 55—59.
10. Саад В.А. Этнопсихологические различия отношений к болезни у подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — СПб., 1996. — 22 с.
11. Зикеева Л.Д. Невротические реакции у больных хроническим гломеру-лонефритом и хроническим пиелонефритом // Клиническая медицина.— 1974.— № 9.— С. 43—48.
12. Муладжанова Т.Н. Психологический анализ изменений личности у больных хронической почечной недостаточностью, находящихся на лечении гемодиализом: Автореф. дис. ... канд. псих. наук.— М., 1983.
13. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: межкультурные и междисциплинарные аспекты на примере 40 историй болезни. — М.: Медицина, 1996.— 463 с.
14. Садовой М.А., Плюснин Ю.М., Ткаченко В.Н. Режим доступа: http: // larn.hum.sbras.ru/action= publ&emp= pym&publ_num=5.
15. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство.— М.: МЕДпресс, 2001.— 592 с.