Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
186
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДЕКС / УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА / ОБЩИЙ УРОВЕНЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ / ACTUAL GIFTEDNESS / POTENTIAL GIFTEDNESS / NEUROPSYCHOLOGICAL INDEX / LEVEL OF INTELLIGENCE / GENERAL LEVEL OF SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леонтьева Мария Дмитриевна

Научный интерес к одаренной личности как ключевому ресурсу развития общества остается неизменным на протяжении десятилетий. Общественная поддержка и внимание обращено в первую очередь на детей с достижениями в учебе или других видах деятельности. В статье представлены результаты экспериментального исследования, посвященного изучению особенностей старшеклассников с разным уровнем одаренности. Выборку исследования составили 63 учащихся специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) СВФУ им. М.К. Аммосова 10-11-х классов. Были проведены следующие виды диагностики: нейропсихологическая диагностика высших психических функций, тест Продвинутые прогрессивные матрицы Равена, адаптация теста Медника и опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» В.И. Моросановой. Автор выделил группы актуально и потенциально одаренных старшеклассников. Критерием актуальной одаренности выступили победы и призовые места на всероссийских олимпиадах и конференциях, а также экспертные мнения учителей. В эту группу попали 23 % от всех обучающихся. Остальные 76 % учащихся также являются участниками подобных мероприятий, однако у них нет значимых достижений. По результатам исследования было выявлена однородность выборки по нейропсихологическим данным, уровню интеллекта и креативности. Высокие достижения на олимпиадах и конференциях обусловлены общим уровнем саморегуляции у подростков, и таких ее составляющих как моделирование, программирование действий и оценка результатов. Высокий уровень общей саморегуляции позволяет старшеклассникам компенсировать влияние психологических особенностей, препятствующих достижению личных успехов и целей. На основании проведенного исследования были разработаны и обоснованы рекомендации для психологов по развитию психомоторики и саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Леонтьева Мария Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ACTUALLY GIFTED HIGH SCHOOL STUDENTS

The scientific interest in the gifted personality as a key resource for the development of society has remained unchanged for decades. Public support and attention is focused primarily on children with academic or other activities. The article presents the results of an experimental study on the characteristics of high school students with different levels of giftedness. The sample of the study was 63 students of a specialized educational and scientific center (SUNC) NEFU them.M.K. Ammosov 10-11th grades. The following types of diagnostics were carried out: neuropsychological diagnosis of higher mental functions, the test Advanced progressive Raven matrices, adaptation of the Mednik test and the questionnaire “Style of self-regulation of behavior - ССП-98” by V.I. Morosanova. The author identified groups of relevant and potentially gifted high school students. The criterion of actual giftedness was victories and prizes at All-Russian Olympiads and conferences, as well as expert opinions of teachers. This group included 23 % of all students. The remaining 76 % of students are also participants in such events, but they do not have significant achievements. The results of the study revealed the homogeneity of the sample according to neuropsychological data, the level of intelligence and creativity. High achievements at olympiads and conferences are due to the general level of self-regulation in adolescents, and such components as modeling, programming of actions and evaluation of results. A high level of general self-regulation allows high school students to compensate for the influence of psychological characteristics that impede the achievement of personal success and goals. Based on the study, recommendations for psychologists on the development of psychomotor skills and self-regulation were developed and substantiated.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №2, Том 8 / 2020, No 2, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/97PSMN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Леонтьева М. Д. Психологические особенности актуально одаренных старшеклассников // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/97PSMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Leonteva M.D. (2020). Psychological features of actually gifted high school students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/97PSMN220.pdf (in Russian)

УДК 159.92 ГРНТИ 15.31.31

Леонтьева Мария Дмитриевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Якутск, Россия

Институт психологии Доцент

Кандидат психологических наук E-mail: maribu_7@mail.ru

Психологические особенности актуально одаренных старшеклассников

Аннотация. Научный интерес к одаренной личности как ключевому ресурсу развития общества остается неизменным на протяжении десятилетий. Общественная поддержка и внимание обращено в первую очередь на детей с достижениями в учебе или других видах деятельности. В статье представлены результаты экспериментального исследования, посвященного изучению особенностей старшеклассников с разным уровнем одаренности. Выборку исследования составили 63 учащихся специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) СВФУ им. М.К. Аммосова 10-11-х классов. Были проведены следующие виды диагностики: нейропсихологическая диагностика высших психических функций, тест Продвинутые прогрессивные матрицы Равена, адаптация теста Медника и опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» В.И. Моросановой. Автор выделил группы актуально и потенциально одаренных старшеклассников. Критерием актуальной одаренности выступили победы и призовые места на всероссийских олимпиадах и конференциях, а также экспертные мнения учителей. В эту группу попали 23 % от всех обучающихся. Остальные 76 % учащихся также являются участниками подобных мероприятий, однако у них нет значимых достижений. По результатам исследования было выявлена однородность выборки по нейропсихологическим данным, уровню интеллекта и креативности. Высокие достижения на олимпиадах и конференциях обусловлены общим уровнем саморегуляции у подростков, и таких ее составляющих как моделирование, программирование действий и оценка результатов. Высокий уровень общей саморегуляции позволяет старшеклассникам компенсировать влияние психологических особенностей, препятствующих достижению личных успехов и целей. На основании проведенного исследования были разработаны и обоснованы рекомендации для психологов по развитию психомоторики и саморегуляции.

Ключевые слова: актуальная одаренность; потенциальная одаренность; нейропсихологический индекс; уровень интеллекта; общий уровень саморегуляции

https:// mir-nauki. com

Научный интерес к одаренной личности как ключевому ресурсу развития общества остается неизменным на протяжении десятилетий. Однако в существующей психолого-педагогической реальности остается много нерешенных вопросов. В первую очередь общественная поддержка и внимание обращено преимущественно на детей с достижениями в учебе или других видах деятельности. Этот традиционный экстенсивный подход к одаренным детям предполагает государственную систему специальных школ и профильных внешкольных учреждений, проведение ежегодных олимпиад и конференций. Между тем, как считает Д.В. Ушаков: «...при любой экстенсивной системе, большая часть одаренных детей остается невыявленной, поскольку используемые методы не позволяют выявлять скрытой одаренности. Олимпиады и конкурсы выделяют учащихся, которые уже достигли успехов в той или иной академической дисциплине» [1, с. 265]. Актуальной также является разработка единой концепции одаренности. Активно дискутируются определение «одаренный ребенок», критерии одаренности, диагностика потенциальной и латентной одаренности.

В данной работе мы опираемся на определение из текста Рабочей концепции одаренности от 1998 года: «Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, ... достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [2, с. 4]. А.И. Савенков отмечает, что «в современной образовательной деятельности признают только три категории детей, которых принято именовать одаренными: дети с высокими показателями по уровню общей одаренности (интеллект, креативность); дети, достигшие успехов в каком-либо виде деятельности; дети , хорошо обучающиеся (академическая одаренность) [3, с. 87]. Кроме того, в рабочей концепции одаренности психологи дифференцируют детскую одаренность еще в одном аспекте. Если она проявлена ребенком в данное время и является очевидной замеченной педагогами, психологами, родителями, то ее называют «актуальной» одаренностью. И напротив, если одаренность не сразу заметна, не очевидна для окружающих, то ее относят к «потенциальной» одаренности [2, с. 23]. Данное исследование направлено на поиск психологического фактора, дифференцирующего актуально одаренных и потенциально одаренных подростков.

Цель исследования: исследование психологических особенностей актуально одаренных учащихся.

Исследование было проведено в специализированном учебно-научном центре СВФУ им. М.К. Аммосова. Объем выборки составил 63 учащихся 10-11-х классов. Испытуемые прошли процедуру нейропсихологической диагностики, разработанную и снабженную количественной оценкой в лаборатории нейропсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством Т.В. Ахутиной [4]. Внесенные нами изменения касались количества проб, так как некоторые из них изначально предназначались для дошкольников и школьников начальных классов. Было проведено 19 проб, соответствующих цели исследования.

Для определения умственных способностей учащихся был использован тест Продвинутые прогрессивные матрицы Равена [5]. Данный вариант был выбран исходя из того, что его признают хорошо дифференцирующим умственно одаренных людей. Время было ограничено - 40 минут. Также была проведена диагностика невербальной креативности -адаптация теста Медника А.Н. Ворониным [6]. Методика направлена на выявление и оценку существующего у учащегося, скрытого креативного потенциала и состоит из 20 словесных триад. Время по данному тесту не ограничено.

Материалы и методы исследования

https:// mir-nauki. com

Для диагностики индивидуального профиля различных регуляторных процессов и уровня развитости общей саморегуляции использовался опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» В.И. Моросановой [7, с. 29].

Также были использованы математические методы вычисления и анализа процентных соотношений, обработки данных первичной статистики, непараметрический критерий Манна-Уитни.

Образовательная работа с одаренными детьми в Республике Саха (Якутия) была активно начата в 90-х годах ХХ века. В соответствии со стратегической программой М.Е. Николаева «Дети РС(Я)» была создана сеть президентских школ, заложены основы республиканских олимпиад.

Согласно исследованию Степановой О.Н. в данное время «в Республике Саха (Якутия) идет процесс создания модели раннего выявления и развития детской одаренности, создана сеть пилотных образовательных организаций, в которую вошли 107 дошкольных учреждений и 14 школ республики» [8, с. 56]. Специализированный учебно-научный центр - Университетский лицей (СУНЦ СВФУ) был создан в 2016 году и является структурным подразделением Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. В СУНЦ обучается около 70 детей, функционируют 3 класса - 10 и 11 классы с двумя профилями: физико-технический и биолого-химический. Поступающие проходят вступительный отбор по химии, биологии, математике, физике и информатике в зависимости от класса поступления.

Анализ достижений учащихся и экспертного опроса учителей позволил выделить группу актуально одаренных старшеклассников. Критерием актуальной одаренности выступили победы и призовые места на международных и всероссийских олимпиадах и конференциях. Например, на таких как XIII Открытая Международная научно-исследовательская конференция молодых исследователей (учащихся и студентов) «Образование. Наука. Профессия»; Международный гейм-джем Global Game Jam; Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»; I Всероссийская дистанционная научно-практическая конференция школьников и студентов «Молодой учёный»; XXVIII Всероссийская научная конференция учащихся "Интеллектуальное возрождение" (секция "Химия и биохимия"); Всероссийский научно-технологический конкурс «Большие вызовы», Северо-Восточная олимпиада школьников и т. п. В эту группу попали 23 % от всех обучающихся. Остальные 76 % учащихся также являются участниками подобных мероприятий, однако у них нет значимых достижений. В данном исследовании мы обозначим их как потенциально одаренных.

Необходимость применения нейропсихологических и психофизиологических знаний в процессе обучения была озвучена нейропсихологами А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой еще в 60-х годах. В дальнейшем Т.П. Хризман основала нейропедагогику, учитывающую возрастную динамику психофизиологических особенностей детей в учебном процессе [9, с.5]. Однако нейропсихологическое сопровождение обучения обычно считается важным только в младшем школьном возрасте. При этом целостная система интеллекта и тела формируется только в период от 16 до 20 лет. Согласно А.Л. Сиротюк, к «15 годам завершается формирование когнитивных стилей личности и обучения, закрепление приоритета лобных отделов левого полушария» [9, с. 17]. В соответствии с концепцией Лурии, к этому возрасту полностью развивается третий функциональный блок, который организует активную, сознательную психическую деятельность [9, c. 18]. В рамках схемы этапов развития коры больших полушарий, разработанной К. Ханнафорд, «подросток формирует планы и программы своих

Результаты исследования и их обсуждение

действий, следит за их выполнением и регулирует свое поведение. Кроме того, он контролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект своих действий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки» [9, а 18].

Исходя из этого, мы посчитали важным провести нейропсихологическую диагностику высших психических функций на предмет соответствия нейропсихологического индекса норме. Результаты нейропсихологической диагностики показали, что сформированность высших психических функций у большинства школьников в пределах нормы, асимметрия распределения правосторонняя, то есть большинство справились с пробами (рис. 1).

1

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

J*

0,7

4?

0,68

Ж

0,9 0,88

0,9 —0,91

<4?

■общая группа

одаренные

Рисунок 1. Количественная оценка нейропсихологического исследования

Тем не менее насторожил факт наличия школьников с низкими результатами.

Наибольшие затруднения вызвали пробы динамического праксиса и графомоторной координации. Эти пробы позволяют оценить способность к серийной организации действий. При проверке кинетического праксиса оценивается «последовательность и способность переключения с одного действия на другое, что обеспечивается заднелобными отделами коры левого полушария» [9, а 82]. Наиболее часто встречались нарушение плавности движения, сбои, а также ошибочное инертное повторение предыдущей серии движений или ее начальных компонентов.

Примечателен факт того, что показатели по пробе динамического праксиса у актуально одаренной группы статистически достоверно ниже, чем у потенциальной группы (табл. 1).

Таблица 1

Показатель динамического праксиса

Показатели Группа актуально одаренных учеников Группа потенциально одаренных Различия между данными испытуемых (критерий Манна-Уитни)

Динамический праксис 0,68 0,76 2,875 (р = 0,004)

Актуально одаренные старшеклассники испытывают больше затруднений при выполнении моторной программы, чаще ошибаются. Да и в целом по нейропсихологическим пробам у них нет преимуществ перед потенциально одаренными, скорее наоборот.

В среднем по выборке грубых патологических ошибок при выполнении пробы динамического праксиса не наблюдалось. Это свидетельствует о том, что при нормальном функционировании мозговых структур, у испытуемых недостаточно сформировался соответствующий их возрасту уровень организации движений, так называемая «плавная кинетическая модель». Данный результат совпадает с результатами исследования Малыгина В.Л. и др. интернет-зависимых подростков, у которых при целом комплексе нейропсихологических нарушений обнаружились сбои организации движений [10]. Нейропсихологи объясняют подобные отставания «невостребованностью» определенных мозговых зон, не получивших своевременно сенсорной информации в предметной и социальной среде [9; 11]. При этом обнаруженная несформированность кинетического праксиса может проявляться не только в моторной неуклюжести, плохом почерке, но в и в затруднении беглости речи, застревании мыслительного процесса, что не способствует успешности во всех видах деятельности [9, с. 94].

Средний балл 10 по выборке составляет 111 баллов. Данный показатель относится к уровню интеллекта чуть выше среднего. Уровень интеллекта актуально одаренных учащихся не отличается от среднего уровня интеллекта по выборке.

Диагностика невербальной креативности показала, что у испытуемых среднее значение индекса уникальности ответов - 0, 55 при максимальном балле равном 1. Данный результат достаточно невысокий, поэтому мы можем предположить, что в обучении приоритет ставится на заучивании материала.

Таким образом, группа актуально одаренных учащихся как по нейропсихологическим особенностям, так и по интеллектуальному и креативному уровню не отличается от других учащихся данной выборки. Обнаруженные результаты вполне согласуются с моделью интеллектуального диапазона В.Н. Дружинина, согласно которой существует множество других факторов успешности деятельности кроме уровня интеллекта [12].

Проанализировав условия обучения в СУНЦ, которые характеризуются насыщенным учебным графиком, плотным расписанием соревновательных мероприятий, самостоятельным проживанием в интернате, мы предположили, что успешность старшеклассников вероятно зависит не столько от их интеллектуальных способностей, сколько от способности саморегуляции поведения. С позиции концепции индивидуального стиля В.И. Моросановой под саморегуляцией понимается «системный многоуровневый процесс психической активности человека по выдвижению целей и управлению их достижением» [7, с. 22]. Моросановой были обнаружены индивидуальные различия в уровне развития осознанной саморегуляции, в том как люди планируют цели своей деятельности и оценивают результаты. С целью проверки нашего предположения был проведен опросник стиля саморегуляции поведения - ССП-98 В.И. Моросановой [7, с. 29]. Это диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности.

Таблица 2

Средние показатели по шкалам опросника «Стиль саморегуляции поведения»

Показатели Группа актуально одаренных учеников Группа потенциально одаренных Различия между данными испытуемых (критерий Манна-Уитни)

Шкала общего уровня саморегуляции 30,5 23,4 2,774 (р = 0,005)

Шкала планирования 6,6 5,6 1,301 (р = 0,213)

Показатели Группа актуально одаренных учеников Группа потенциально одаренных Различия между данными испытуемых (критерий Манна-Уитни)

Шкала моделирования 6,2 4,4 3,098 (р = 0,002)

Шкала программирования 6,8 5,2 3,271 (р = 0,001)

Шкала оценки результатов 5,8 4,7 2,233 (з = 0,028)

Шкала гибкости 6,9 6,0 1,162 (р = 0,245)

Шкала самостоятельности 6,2 5,1 1,599 (р = 0,119)

Как показал сравнительный анализ (табл. 2) статистически значимые различия выявились по следующим шкалам: шкала моделирования, шкала программирования, шкала оценки результатов и собственно шкала общего уровня саморегуляции. Далее рассмотрим поподробнее эти шкалы.

Шкала «Моделирование» (рис. 2) позволяет оценить субъективную зрелость понятий о структуре внешних и внутренних значимых факторов, степень их осознанности, детализированности и адекватности [7, с. 30].

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

6% 14%

54%

72%

40%

14%

актуально одар. потенц.одар.

■ м высокий ■ м средний ■ м низкий

Рисунок 2. Показатели по шкале «Моделирование »(М) у актуально и потенциально одаренных старшеклассников

В группе актуально одаренных обнаружены 40 % учащихся с высокими показателями по шкале моделирования против 14 % потенциально одаренных. Согласно интерпретации Моросановой «для испытуемых с высокими результатами по шкале «Моделирование» характерна способность выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. У учащихся с низкими показателями часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам» [7, а30].

Шкала «Программирование» (ПР) измеряет индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий [7, а 30]. По шкале программирование (рис. 3), 27 % учеников из группы с актуальной одаренностью имеют высокие показатели, тогда в

группе с потенциальной одаренностью ученики имеют только средние и низкие показатели. Моросанова объясняет высокие результаты по этой шкале «сформировавшейся у человека потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Программы действий разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех» [7, с. 31]. Между тем, у 23 % испытуемых с потенциальной одаренностью, наблюдается низкий уровень программирования, это означает, что «они не могут самостоятельно сформировать программу действий, предпочитают действовать импульсивно» [7, с. 31].

120%

100% 0%

80% -

60% -

40% -

20% -

0%

23%

77%

0%

актуально одар. потенц.одар.

■ пр высокий ■ пр средний ■ пр низкий

Рисунок 3. Показатели по шкале «Программирование» (ПР) у актуально и потенциально одаренных старшеклассников

Шкала «Оценивание результатов» (ОР) характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения [7, с. 31].

120%

100% 80% 60% 40% 20% 0%

0%

60%

40%

13%

83%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4%

актуально одар. потенц.одар.

■ ор высокий ■ ор средний ■ ор низкий

Рисунок 4. Показатели по шкале «Оценивание результатов» (ОР) у актуально и потенциально одаренных старшеклассников

Как показано на рисунке (рис.4) у 40 % актуально одаренных учащихся наблюдается высокий уровень оценивания результатов. В соответствии с интерпретацией ССП-98, у них

«развита и адекватна самооценка, сформированы устойчивы субъективные критерии оценки успешности достижения результатов. Субъект гибко адаптируется к изменению условий» [7, а 31]. При этом у 13 % учащихся из потенциальной группы с низкими показателями «субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что может привезти к резкому ухудшению качества результатов при возникновении внешних трудностей» [7, а 31].

Окончательные результаты по шкале общего уровня саморегуляции представлены на рисунке 5.

120%

100% 80% 60% 40% 20% 0%

26%

26%

46%

41%

59%

актуально одар.

0%

потенц.одар.

■ оус высокий ■ оус средний ■ оус низкий

Рисунок 5. Показатели по шкале «Общий уровень саморегуляции» у актуально и потенциально одаренных старшеклассников

Как видно из диаграммы (рис. 5), в группе успешных учеников - 46 % имеют высокий общий уровень саморегуляции, тогда как в группе потенциальных таковых не имеется. Индивидов с высоким ОУС Моросанова описывает следующим образом: «для них характерна осознанность и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев. Такие подростки самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большой степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет, компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности» [7, а 32]. В остальной выборке (без особых достижений) 41 % обнаружили низкие показатели по данной шкале. Моросанова утверждает, что «у данных учащихся потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована. Возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей у таких испытуемых снижена по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции» [7, а 33]. Вышесказанное, наблюдается в поведенческом сценарии менее успешных учеников на олимпиадах и конференциях. Со слов учителей, при неуспехах и неудачах эти учащиеся не могут использовать свои преимущества и компенсировать недостатки.

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

33%

13% 13%

40%

актуально.одар.

■ ГВ "ГС ИГН

57%

26%

17% 0

потенц.одар. акцентуированный

ГВ - гармоничный профиль с высоким уровнем ОУС, ГС - гармоничный профиль со средним уровнем ОУС, ГН - гармоничный профиль с низким уровнем ОУС, акцентуированный профиль

Рисунок 6. Показатели видов индивидуальных профилей у актуально и потенциально одаренных старшеклассников

На основе шкал Планирование, Моделирование, Программирование и Оценка результатов Моросанова предлагает построить индивидуальные профили. Она выделяет два класса индивидуально-типологических профилей: гармоничный и акцентуированный [7, с. 36]. При гармоничном профиле вышеуказанные показатели саморегуляции развиты примерно на одном уровне, при акцентуированном существуют различия в значениях отдельных шкал на 2 или более балла.

Анализ индивидуальных профилей показал, что у актуально одаренных учащихся превалирует так называемый «гармоничный профиль, сформированный на высоком уровне саморегуляции» (см. рис. 6), тогда как у потенциально одаренных преобладают акцентуированные профили с различными типами. Гармоничный профиль, сформированный на высоком уровне ОУС, Моросанова, характеризует как «предпосылку высокой успешности в видах деятельности, имеющих повышенные требования к регуляции» [7, с. 37]. Безусловно соревновательная деятельность в виде олимпиад, конкурсов требует от участников развитого и зрелого уровня общей саморегуляции. В группе учащихся с потенциальной одаренностью обнаружился типичный профиль №6 с низким уровнем ОУС. Рассмотрим его поподробнее. Моросанова выделяет следующие черты, присущие этом типу: медлительность, инертность, низкий уровень гибкости, низкую социальную адаптивность. Но при этом, им свойственно упорство в достижении целей, упорство [7, с. 54]. Соответственно, у таких учеников существует возможность компенсации за счет развития звеньев планирования и программирования.

Выводы

Сравнительный анализ основных психологических факторов одаренности показал однородность выборки по нейропсихологическим показателям, оценкам уровня интеллекта, креативности, мотивации. Актуально одаренные ученики не отличаются от других учащихся по этим факторам. По некоторым переменным (н-р, показатель динамического праксиса) объективно уступают потенциально одаренным. Однако выяснилось, что у актуально одаренных старшеклассников сформирован высокий уровень осознанной саморегуляции,

который позволяет не только компенсировать влияние внутренних и внешних помех, но и успешно использовать свои когнитивно-личностные ресурсы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности / Д.В. Ушаков. - Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2011.

2. Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д.Б. (отв. исполн.) и др. -Москва: Магистр, 1998.

3. Савенков А.И. Одаренность как предиктор жизненной успешности// Гуманитарные науки и образование - 2010. - №2(2) - С. 86-94.

4. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет / Т.В. Ахутина, Е.Ю. Матвеева, А.А. Романова [и др.]; под редакцией Т.В. Ахутиной; составители Т.В. Ахутина. - 2-е изд. - Москва: Изд-во В. Секачев, 2019.

5. Равен Дж.К., Корт Дж., Равен Дж. Продвинутые Прогрессивные Матрицы. Руководство. - Когито-Центр, 2012.

6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 1999.

7. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. - М., Когито-Центр, 2015.

8. Степанова О.Н. Проект «Одаренный ребенок» в Якутии // Современное дошкольное образование. - 2019. - №3(93). - С. 56-65.

9. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

10. Малыгин В.Л. Меркурьева Ю.А., Краснов И.О. Нейропсихологические особенности как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения у подростков // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2015. -№4(33). - С. 12.

11. Лукаш О.Л. Особенности динамического праксиса, реципрокной координации движений у младших школьников // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2012. - №1. - С. 89-95.

12. Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психологический журнал. - 1998. - №2 (Т.19). - С. 61-70.

https:// mir-nauki. com

Leonteva Mariia Dmitrievna

North-Eastern federal university in Yakutsk, Yakutsk, Russia

E-mail: maribu_7@mail.ru

Psychological features of actually gifted high school students

Abstract. The scientific interest in the gifted personality as a key resource for the development of society has remained unchanged for decades. Public support and attention is focused primarily on children with academic or other activities. The article presents the results of an experimental study on the characteristics of high school students with different levels of giftedness. The sample of the study was 63 students of a specialized educational and scientific center (SUNC) NEFU them. M.K. Ammosov 10—11th grades. The following types of diagnostics were carried out: neuropsychological diagnosis of higher mental functions, the test Advanced progressive Raven matrices, adaptation of the Mednik test and the questionnaire "Style of self-regulation of behavior -CCn-98" by V.I. Morosanova. The author identified groups of relevant and potentially gifted high school students. The criterion of actual giftedness was victories and prizes at All-Russian Olympiads and conferences, as well as expert opinions of teachers. This group included 23 % of all students. The remaining 76 % of students are also participants in such events, but they do not have significant achievements. The results of the study revealed the homogeneity of the sample according to neuropsychological data, the level of intelligence and creativity. High achievements at olympiads and conferences are due to the general level of self-regulation in adolescents, and such components as modeling, programming of actions and evaluation of results. A high level of general self-regulation allows high school students to compensate for the influence of psychological characteristics that impede the achievement of personal success and goals. Based on the study, recommendations for psychologists on the development of psychomotor skills and self-regulation were developed and substantiated.

Keywords: actual giftedness; potential giftedness; neuropsychological index; level of intelligence; general level of self-regulation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.