Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К НОВОМУ ДЕТСКОМУ КОЛЛЕКТИВУ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К НОВОМУ ДЕТСКОМУ КОЛЛЕКТИВУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
631
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
психологическая адаптация / новый коллектив / социальная ситуация развития / psychological adaptation / new team / social situation of development.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайленко Ольга Ивановна, Ибрагимова Хава Арбиевна

В результате анализа психолого-педагогической литературы выделены основные теоретико-методологические подходы по тематике изучения проблемы психологической адаптации детей к новому коллективу. Выявлены особенности психологической адаптации детей 2-3 лет к новому коллективу при поступлении в дошкольную образовательную организацию. Проведен эмпирический анализ психологической адаптации детей раннего дошкольного возраста к новому коллективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Михайленко Ольга Ивановна, Ибрагимова Хава Арбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF A CHILD'S ADAPTATION TO A NEW CHILDREN'S TEAM

As a result of the analysis of psychological and pedagogical literature, the main theoretical and methodological approaches to the study of the problem of psychological adaptation of children to a new team are identified. The features of psychological adaptation of children 2-3 years old to a new team when entering a preschool educational organization are revealed. An empirical analysis of the psychological adaptation of children of early preschool age to a new team is carried out.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К НОВОМУ ДЕТСКОМУ КОЛЛЕКТИВУ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2020

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К НОВОМУ ДЕТСКОМУ КОЛЛЕКТИВУ

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF A CHILD'S ADAPTATION TO A NEW

CHILDREN'S TEAM

УДК 159.9.072.43

Михайленко Ольга Ивановна, кандидат психологических наук, доктор акмеологии, доцент кафедры педагогики и психологии Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Россия , г. Нальчик Ибрагимова Хава Арбиевна, магистрант 3 года обучения, Институт педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования, направление Психология, «Психология развития»

Mikhailenko Olga Ivanovna Ibragimova Hava Arbievna, hava1412@mail.ru

Аннотация

В результате анализа психолого-педагогической литературы выделены основные теоретико-методологические подходы по тематике изучения проблемы психологической адаптации детей к новому коллективу. Выявлены особенности психологической адаптации детей 2-3 лет к новому коллективу при поступлении в дошкольную образовательную организацию. Проведен эмпирический анализ психологической адаптации детей раннего дошкольного возраста к новому коллективу.

Annotation

As a result of the analysis of psychological and pedagogical literature, the main theoretical and methodological approaches to the study of the problem of psychological adaptation of children to a new team are identified. The features of

psychological adaptation of children 2-3 years old to a new team when entering a preschool educational organization are revealed. An empirical analysis of the psychological adaptation of children of early preschool age to a new team is carried out.

Ключевые слова: психологическая адаптация, новый коллектив, социальная ситуация развития.

Keywords: psychological adaptation, new team, social situation of development.

Адаптация ребенка в новом коллективе - один из основных процессов взаимодействия с социумом, который оказывает огромное влияние на становление личности в обществе. Впервые с этой проблемой дети, и родители сталкиваются при поступлении в дошкольное образовательное учреждение. В этот период дети особенно чувствительны к разлуке с близкими, очень боятся новизны. Адаптация к новому коллективу в условиях детского сада зачастую проходит весьма болезненно. Задача педагога так организовать период адаптации, чтобы в меньшей степени травмировать ребенка. Приход ребенка в детский сад, незнакомые дети, взрослые, вся обстановка вокруг вызывает у ребенка сильнейший стресс.

Адаптация - это процесс привыкания, приспособления организма к новой среде, которая затрагивает все сферы поведенческих уровней. Поэтому когда ребенок попадает в новый коллектив и незнакомую ему обстановку, почти всегда на первых порах его сопровождают психологические трудности.

Чтобы на первоначальном этапе избежать осложнений в начале процесса адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, взрослому необходимо помочь ребенку постепенно привыкнуть к новому коллективу и условиям детского сада. Правильно организованная деятельность педагога с детьми может стать залогом эффективной адаптации детей и к новому коллективу, и к условиям детского сада. Наиболее эффективному процессу адаптации может помочь правильно организованная деятельность воспитателя с ребенком. Возникает некое сотрудничество, которое может помочь ребенку легче

перенести разлуку с привычным окружением, снизить тревожность, повысить эмоциональное состояние.

Изучением проблемы психологической адаптации занимались Г. Айзенк, Г.Гартман, А. Маслоу, Ф.Б. Березин, В.И. Медведев, A.A. Налчаджан, Ж. Пиаже, A.A. Реан и др. Вопросы психологической адаптации детей в зарубежной науке отражены в работах исследователей: Э. Эриксона, М. Монтессори, Р. Штайнера и др. [2, с. 5]

Проблемой адаптации детей к новому коллективу в рамках изучения психологических аспектов сопровождения ребенка занимались Л.И. Белкина, Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, С.В. Паршукова, Е.А. Лисина и др. [3, с. 222]

Несмотря на то, что отдельные аспекты рассматриваемой проблемы достаточно широко представлены в работах российских и зарубежных ученых, вопрос индивидуальных особенностей психологической адаптации детей в комплексе с проблемами семьи, коллектива сверстников и окружающих ребенка взрослых, в полной мере еще не осмыслен.

Таким образом, данное противоречие обусловило необходимость обращения к указанной проблеме и позволило определить цель нашего исследования.

Цель исследования: выявить индивидуальные особенности психологической адаптации детей раннего возраста к новому коллективу.

Объект исследования: дети раннего дошкольного возраста (2-3 года).

Предмет исследования: индивидуальные особенности психологической адаптации детей раннего возраста к новому коллективу.

Гипотеза исследования: психологическая адаптация детей раннего возраста в адаптационный период к новому коллективу может успешно осуществляться при использовании технологии психолого-педагогического сопровождения.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой нами поставлены следующие задачи исследования:

1. В результате анализа психолого-педагогической литературы выделить основные теоретико-методологические подходы по тематике изучения проблемы психологической адаптации детей к новому коллективу.

2. Выявить особенности психологической адаптации детей 2-3 лет к новому коллективу при поступлении в дошкольную образовательную организацию.

3. Провести эмпирический анализ психологической адаптации детей раннего дошкольного возраста к новому коллективу.

4. Разработать научно-обоснованные рекомендаций для родителей и специалистов дошкольной образовательной организации с целью оптимизации психологической адаптации детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Для подтверждения гипотезы и решения задач была проведена психологическая диагностика адаптации к новому детскому коллективу в условиях ДОУ. Эмпирическую базу составила выборка из 36 детей младших групп (2-3 года) МБДОУ №2 17 «Золотая рыбка» г. Грозный, также их родители в количестве 36 человек и воспитатели в количестве 6 человек. Все дети посещают ДОУ с начала учебного года.

Методики эмпирического исследования: наблюдение, беседа, тестирование по следующим методикам:

1. Лист поведенческой и психологической адаптации;

2. Методика «Паровозик» для диагностики степени позитивного и

негативного психического состояния ребенка;

3. Опрос среди родителей, разработанный К.Л.Печора;

4. Тест А. И. Захарова для определения уровня тревожности.

5. Анкета для родителей по адаптации ребенка к детскому саду.

Наблюдение за детьми проводилось в МБДОУ № 17 «Золотая рыбка» г.

Грозный в привычной для них ситуации (занятия рисования, развития речи музыкального, физкультурного занятия), в процессе их жизнедеятельности в свободной ненормированной деятельности - спонтанной игре, в режимных

моментах (умывание, кормление, одевание, прогулка). В исследовании так же приняли участие, 4 воспитателя, 2 младших воспитателя (няни групп), 36 родителей. Дети посещают группу с начала учебного года, исследование проводилось с сентября 2019 г. по май 2020 г.

Среди родителей нами был проведен опрос, разработанный К.Л. Печора, помогающий определить психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение.

При анализе полученных результатов опытно-экспериментальной работы на начальном этапе мы пришли к выводам.

В группе N° 1 результаты процесса социальной адаптации детей раннего возраста к новому коллективу в дошкольном образовательном учреждении, согласно разработанной и описанной ранее методике оценки, выглядят следующим образом:

• на низком уровне 26% детей,

• ниже среднего 38%,

• на среднем 24%,

• выше среднего 12%,

• на высоком 0%.

Результаты в группе № 2:

• на низком уровне находится 24% детей,

• ниже среднего 37%,

• на среднем 25%,

• выше среднего 14%,

• на высоком 0%

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что дети из контрольной и экспериментальной группы находятся примерно на одинаковом уровне процесса психологической адаптации детей раннего возраста к новому коллективу в дошкольном учреждении.

Далее нами было проведено первоначальное тестирование по методике Паровозик. Его результаты представлены в Диаграмме 1 (рис. 1.)

0%

Н-г

позитивное негативное негативное состояние состояние состояние легкой степени средней степени

группа 1 группа 2

Рис.1 Данные уровня психического напряжения контрольной и экспериментальной групп (первый этапе эксперимента)

Согласно результатам исследования, у большинства детей экспериментальной группы проявляется негативное психическое состояние низкой степени тяжести - у 40%, негативное состояние средней степени наблюдается у 28% детей, 32% воспитанников пребывают в позитивном состоянии.

Примерно такие же результаты и у детей контрольной группы. Для детей контрольной группы также свойственно преимущественно негативное психическое состояние различной степени тяжести (низкая степень у 41%, средняя степень у 29% детей, позитивное психическое состояние наблюдается только у 30%.

Результаты проведенного анализа опросников для родителей по выявлению психического напряжения детей можно увидеть на Диаграмме 2 (рис. 2)

60% 50% 40% 30% 20°% 10% 0%

группа 1 группа 2

низкии

средним

высокии

Рис. 2 Данные психического напряжения детей по опроснику родителей (первый этап эксперимента)

Согласно результатам исследования, у большинства детей средний уровень психического напряжения (58%). На рисунке 3 видно, что дети обеих групп подвергаются психическому напряжению. Новый детский коллектив, новые условия, новый распорядок дня все это вызывает психический дискомфорт детей. Уровни психического напряжения детей экспериментальной и контрольной групп практически не различаются.

Наглядно посмотреть данные анализа результатов тестирования по методике Захарова можно на представленной Диаграмме 3 (рис. 3).

отклонения не необходимо негативное невроз был невроз существенные внимание к психическое или будет ребенку состояние

Рис.3 Результаты тестирования по методике Захарова (первый этап эксперимента)

Исходя из проведенного тестирования, психологическое благополучие детей в экспериментальной группе прослеживается низкое. Так, по результатам тестирования у 14% детей мы предполагаем наличие невроза, у 6% невроз либо был, либо разовьется в ближайшее время, если не предпринимать действий по его предотвращению. Негативное психическое состояние низкой степени испытывают 18% детей. Внимание к своему психологическому состоянию требуют 36% малышей. Незначительные отклонения выявились у 26% детей.

Дети в контрольной группе, так же как и дети из экспериментальной группы испытывают психологический дискомфорт.

Согласно наблюдению, дети и контрольной, и экспериментальной группы в первые дни адаптации к новому коллективу в дошкольном

образовательном учреждении испытывали некоторый дискомфорт, выражающийся в нарушениях сна, стула, аппетита. В процессе коррекционных занятий самочувствие детей улучшалось.

Все дети, принявшие участие в эксперименте, перенесли адаптацию к новому коллективу в дошкольном образовательном учреждении достаточно спокойно. Так, у большинства детей педагогическая адаптация прошла в легкой форме к 21 дню дети уже освоились на новом месте, полностью нормализовалась деятельность желудочно-кишечного тракта, восстановился аппетит и сон.

Литература:

1. Аветисян Л.З., Запорожцева Н.Г. Психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения // Новое слово в науке: перспективы развития. 2014. № 2 (2). С. 26-29.

2. Антоникова С.Р. Инновации в психолого-педагогическом сопровождении адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям пребывания в ДОО // В сборнике: Актуальные проблемы профессионального педагогического и психологического образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 4-7.

3. Анучина О.А. Организация работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 4 (9). С. 221-224

4. Богданова В.В., Желтикова Н.Ф. Психологические особенности адаптации ребенка 2-3 лет к детскому саду // В сборнике: Теоретико-методологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и образования Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно -социальный институт. 2016. С. 179-183.

5. Гомзякова Я.С. Здоровьесбережение в период адаптации детей в младшей группе // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 1 (3). С. 304-306.

6. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: Каро, 2005.

Literature:

1. Avetisyan L. Z., Zaporozhtseva N. G. Psychological and pedagogical optimization of successful adaptation of young children to the conditions of preschool educational institutions // A new word in science: prospect of development. 2014. No. 2 (2). Pp. 26-29.

2. Antonikova S. R. Innovations in psychological and pedagogical support of adaptation of children of early preschool age to the conditions of stay in preschool institutions // In the collection: Actual problems of professional pedagogical and psychological education. Collection of articles of the International scientific and practical conference. 2017. P. 4-7.

3. Anuchina O. A. Organization of work on adaptation of young children to the conditions of kindergarten // Pedagogical experience: theory, methodology, practice. 2016. No. 4 (9). Pp. 221-224

4. Bogdanova V. V., zheltikova N. F. Psychological features of adaptation of a child 2-3 years old to kindergarten // In the collection: Theoretical, methodological and applied aspects of social institutions of law, Economics, management and education Materials of the all-Russian scientific conference with international participation. Humanitarian and social Institute. 2016. Pp. 179-183.

5. Gomzyakova Ya. S. health Care during the adaptation of children in the younger group // Pedagogical skills and pedagogical technologies. 2015. No. 1 (3). Pp. 304-306.

6. Diagnostic examination of children of early and early preschool age. / Edited by N. V. Serebryakova. - St. Petersburg: Karo, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.