Научная статья на тему 'Психологические методы в изучении читательского развития'

Психологические методы в изучении читательского развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3037
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Ключевые слова
МЕТОДЫ / ЧИТАТЕЛЕВЕДЕНИЕ / МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бородина Валентина Александровна

Рассматриваются ряд методов, которые можно использовать для изучения развития личности читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические методы в изучении читательского развития»

Методология НИР :

УДК 159.9 : 02 + 028.02 ББК 78.303 + 88.4

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ

© В.А. Бородина, 2008

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2

Рассматриваются ряд методов, которые можно использовать для изучения развития личности читателя. Ключевые слова: методы, читателеведение, метод семантического дифференциала.

Психологическая наука располагает огромным количеством разнообразных методов. Многие из них применялись и применяются в читателеведении. Любой метод интересен сам по себе. Однако более значимым является комплексное использование методов в рамках определенной читателеведческой теории и программы исследования. Цель этой статьи - рассмотреть ряд методов в контексте теории читательского развития личности.

Обозначим некоторые исходные позиции. Во-первых, читательское развитие невозможно изучать в отрыве от развития личности в целом.

Вопрос о чисто читательских характеристиках является достаточно сложным и дискуссионным. Особенно это касается собственно процесса чтения, в котором психофизиологический механизм осуществления читательской деятельности является во многом продуктом общепсихического развития личности. В то же время развитие человека как читателя существенно влияет на развитие психики читателя. Таким образом, общепсихическое развитие личности является и условием, и продуктом читательского развития. В этом дву-единстве мы видим определенное достоинство для осмысления проблем как читателеведения, так и психологии.

Во-вторых, изучение читательского развития должно осуществляться на основе принципа единства сознания, деятельности и общения. Это означает, что изучение любой сферы читательского развития (сознания, деятельности, общения) предполагает не только обоснованный выбор адекватных и доминирующих методов применительно к конкретной сфере читательского развития. Необходимо использовать и вспомогательные методы, которые дополняют и уточняют результаты изучения применительно к другим сферам читательского развития личности.

В-третьих, все три сферы читательского развития опосредуются личностью, поэтому применение методов, изучающих личность, в читателе-ведении является вполне правомерным и целесообразным.

В-четвертых, изучение читательского развития не может производиться в отрыве от текста -предмета читательской деятельности.

В-пятых, надо учитывать тот факт, что читательское развитие может рассматриваться как процесс и как конкретный результат. Это означает, что можно «снять определенный срез» читательского развития и проследить читательское развитие в онтогенезе и филогенезе. Заметим, что исследование онтогенетического и филогенетического читательского развития является весьма сложной проблемой и чрезвычайно трудоемкой.

Применение тех или иных методов, изучающих психологические аспекты чтения, зависит от теоретических подходов. Наиболее продуктивным является целостный подход в изучении читателя. Теория читательского развития личности позволяет системно и комплексно изучать психологию, читателя и чтения с использованием всего комплекса традиционных и инновационных методов, в том числе на выборочной основе в рамках локального исследования с учетом условий, сформулированных выше.

Опыт освоения такого исследовательского пути и применения конкретных психологических методов в изучении читательского развития личности имеется в рамках курса «Психология чтения» [1, 2]. Данный опыт приобретается на основе принципа рефлексивности, что считаем весьма важным. Естественно, что объем статьи не позволяет рассмотреть все методы и подходы к целостному изучению читательского развития. Приведем лишь некоторые из них, акцентируя внимание на фактах использования их в определенной системе

для изучения закономерностей и тенденций читательского развития личности.

Читательская направленность косвенно отражает содержание читательского сознания, определяя характер читательской деятельности и общения. Эта закономерность подтверждается экспериментально. Какие методы при этом использовались? Для выявления установок на восприятие определенного вида литературы применялись тестовые методики. Суть их в том, что читатель, определяя степень согласия с предложенными суждениями, невольно дает информацию о структуре установок (ожиданий) на чтение. Затем эти установки сопоставляются с кругом чтения читателя и уровнями восприятия и продуктивности чтения, а также с читательским социометрическим статусом.

Для иллюстрации этой закономерности приведем полярные результаты. Доминирующее преобладание компенсаторно-развлекательной функции связано с низким уровнем восприятия художественной литературы, таким кругом чтения, который относят к категории «чтиво», и с низким социометрическим статусом личности и читательским статусом. Доминирующее преобладание художественно-эстетической функции в чтении художественной литературы связано с высоким уровнем восприятия ее, преобладанием в круге чтения отечественной и зарубежной классики и с высоким уровнем социометрического статуса как личности, так и читателя.

Итак, в практических целях для оказания помощи в читательском развитии достаточно выбрать одну сферу для изучения и затем по результатам судить и о других сферах, а значит, о характерных особенностях целостного развития читателя. При этом можно выбирать наименее трудоемкие и психологически более комфортные методы.

Другой пример, но уже касающийся изучения личностных особенностей в русле общепсихологической теории личности в связи с некоторыми читательскими характеристиками. Читатели диагностировались с помощью вопросника Кеттелла. Результаты изучения личностных особенностей (интеллектуальных, эмоционально-волевых и

коммуникативных) сопоставлялись с результатами изучения читательского развития [3, 4]. Эти исследования разные с точки зрения выбора читательских характеристик. Общим было изучение личности по вопроснику Кеттелла и выбор студентов вузов в качестве читателей. Результаты исследований подтвердили закономерные связи личностных особенностей с читательскими. Так, высокая продуктивность чтения связана с высокими показателями интеллектуального, эмоционально-волевого и коммуникативного развития личности [4].

Изучение читателей поэзии в сопоставлении с личностными особенностями позволило выявить

ряд закономерностей, которые оказываются чрезвычайно полезными для оказания помощи человеку как в читательском развитии, так и в общепсихическом. Зная, что данный человек является любителем поэзии, можно вполне определенно представить его психологические особенности. И наоборот, располагая определенной информацией о психологических особенностях личности, мы можем делать выводы о читательском развитии.

Приведем еще пример изучения читателя через осознание чувств, которые возникают в связи с чтением определенных видов литературы. Методика состоит в следующем. Опрашиваемые письменно в свободной форме формулируют чувства по отношению к восприятию определенного вида литературы. Выявленные данные сопоставляются с результатами изучения круга чтения, особенностями потребностно-мотивационной сферы читательской деятельности, продуктивностью чтения и личностными особенностями. Методика позволяет обнаружить особенности и нюансы взаимных связей читательского сознания с читательской деятельностью, читательским общением и личностными характеристиками человека читающего.

Применение метода рефлексии с помощью формулировки чувств выявило чрезвычайно значимую проблему читательского развития личности. Это так называемая ридинг-фобия (калька с американо-английского термина). В современном читателеведении проблема читательского дискомфорта, читательских стрессов и фрустрации имеет важное и теоретическое, и практическое значение. От ее решения во многом будет зависеть судьба читательского развития различных социальных субъектов в XXI в. и возможность определять степень информационного развития личности в третьем тысячелетии в контексте развития информационных технологий.

Кстати заметим, что одним из методов выявления ридинг-фобии, наряду с другими, может стать САН. Это известный метод тестирования функционального состояния личности, связанного с самочувствием, активностью и настроением. Как влияет на человека чтение конкретного текста, читательская деятельность в целом, читательское общение? Вопрос практически не изучен в читате-леведении и психологии.

Выбор методов обусловливают концептуальные основы в изучении читательского развития личности. В качестве таковых и в контексте целостной теории читательского развития предлагаем дополнительно две модели, обладающие дополнительным эвристическим потенциалом. Это психологическая модель работы с текстом (рис. 1) и модель психологического соответствия «текст - читатель» (рис. 2).

ОТТТУТТТЕНИЕ и ВОСПРИЯТИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ и СООБРАЖЕНИЕ

ПОНИМАНИЕ и ЗАПОМИНАНИЕ

СОПЕРЕЖИВАНИЕ и СОЧУВСТВИЕ

СОУЧАСТИЕ эмоциональное и интеллектуальное

СООСОЗНАНИЕ и СОТВОРЧЕСТВО

СОЗИДАНИЕ (интегративно-ассоциативное образов, понятий, чувств, смыслов)

ВКЛЮЧЕНИЕ в психосемиотико-коммуникативную культуру личности

Рис. 1. Психологическая модель работы с текстом

Каждый исследователь, опираясь на эти модели, может отбирать уже известные методы и конструировать новые.

В последние годы активизировался интерес к психологическим методам изучения читателей и чтения. Среди них важное место занимают методы, связанные с изучением восприятия текста, доступностью его понимания и отношением к нему. Они возникли на основе психологии и текстологии и относятся к числу психолингвистических методов.

Наибольшей популярностью пользуется «метод семантического дифференциала» - метод построения субъективных семантических пространств. В его основе лежат ассоциативный метод и техника шкальных оценок. Оценка измеряемых объектов проводится на базе биполярных шкал, полюса которых обычно задаются вербально (словесно). Шкалы могут быть трех-, пяти-, семибалльные. Этот метод позволяет выявить отношение к содержанию текста, динамику различий в оценке разных аспектов текста, а также определить межгрупповые и индивидуальные различия в эмоционально-оценочной структуре восприятия одних и тех же текстов.

Психологическая характеристика текста (документа) Психологическая характеристика читателя

1. Функции содержания документа. 2. Целевое назначение документа. 3. Характер изложения информации: а) индуктивный, б) дедуктивный, в) смешанный, г) аморфный, д) хаотичный. 4. Приемы организации внимания через содержание и оформление текста. 5. Виды текстовой информации: а) концептографическая, б) фактографическая. 6. Эмоциональность текста. 7. Смысловые скважины и культурологические лакуны. 8. Психосемиотическое пространство текста. 9. Социометрический статус текста. 1. Функции чтения. 2. Цели чтения. 3. Характер мышления: а) индуктивный, б) дедуктивный, в) смешанный, г) аморфный, д) хаотичный. 4. Особенности внимания читателя. 5. Особенности памяти читателя. 6. Эмоциональность читателя. 7. Особенности смыслового, эмоционального и культурологического прогнозирования. 8. Особенности психосемиотических ассоциаций читателя. 9. Социометрический статус читателя.

10. Оценка, отзыв, рецензия как форма читательского общения. Критерии и показатели оценки.

Рис. 2. Модель психологического соответствия «текст - читатель»

Суть его в том, что читателю предлагается оценить текст по предложенной шкале для каждой

пары прилагательных или наречий. Фрагмент такой анкеты имеет следующий вид:

непопулярный (непопулярно) -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 популярный (популярно)

скучный (скучно) -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 интересный (интересно)

ненаучный (ненаучно) -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 научный (научно)

ординарный (ординарно) -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 оригинальный (оригинально)

невыразительный (невыразительно) -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 яркий (ярко)

Набор слов-определителей для оценки прочитанного зависит от целей и задач исследования, от типов, видов литературы; от выбора психологических характеристик прочитанного.

Для изучения понимания текста используется метод восстановления пропущенных слов. В тексте пропускается каждое п-е слово, заменяемое прочерком. Читатель должен восстановить его, опираясь на контекст. Показателем успешности понимания текста служит количество и правильность восстановления пропущенных слов. Оценивается степень расхождения авторского и читательского вариантов слов. Применение этого метода описано в ряде работ [5, 6].

Перспективность этого метода мы видим в его модификации в целях изучения не только понимания, но и чувственно-эмоционального отношения к чтению в целом и к определенным видам литературы. С помощью метода можно изучать культурологические пробелы в читательском развитии, читабельность текста в связи со многими факторами, в том числе с фактором «информационных скважин». Таким образом, метод «восстановления пропущенных слов» может применяться в изучении читательской деятельности и читательского сознания, а также читательского общения по специально сконструированным текстам. Этот же метод чрезвычайно эффективен и в читательском развитии личности, а не только в его изучении.

Другой психолингвистический подход основан на читательских предпочтениях определенных типов текстов, в которых проявляются разные мента-литеты, типы сознания и типы личности автора [7]. По эмоционально-смысловой доминанте выделены следующие типы художественных текстов: «светлые», «активные», «веселые», «красивые», «простые», «сложные», «усталые», «печальные», «жестокие», «добрые» и др. [8]. Этот метод позволяет понять личностные предпочтения, психологическую мотивацию созвучности авторского «Я» читательскому «Я».

Целесообразно использовать разнообразные приемы на основе аналогий, ассоциаций для изучения адекватности понимания содержания текста. В соответствии с возрастным этапом читательского развития и уровнем образования предлагаются

картинки, пословицы (поговорки, афоризмы, цитаты), резюме и другой материал. Читатель выбирает, с его точки зрения, наиболее удачный вариант. На основе варианта выбора и его обоснования читателем исследователь интерпретирует результаты. Иной способ изучения понимания текста по этой методике состоит в ранжировании предложенных вариантов.

Некоторые психологические особенности в читательском развитии можно почерпнуть из сочинений на тему под условным названием «Я и психология чтения». В зависимости от исследовательских задач определенная установка на содержание сочинения либо дается, либо нет.

В последние годы психолингвистические методы в комплексе с другими психологическими методами завоевывают все большее признание. Стремление проникнуть в психологический мир читателей для выявления закономерностей, определяющих читательское развитие личности, рождает новые методики, методы, приемы.

Многие из методов можно применять и для филогенетического исследования вопросов психологии чтения. Такой опыт имеется. Изучались особенности читательской направленности, круга чтения, читательской деятельности и читательского общения по историческим периодам. Теория читательского развития личности в целом стала основой для сравнительного изучения вопросов психологии чтения.

Среди инновационных подходов к изучению психологии читательского развития личности нами использованы методы, основанные на ассоциациях типа «образ - понятия», «образ - чувства (эмоции)» в широком понимании этих терминов. Задается определенный набор обобщенных образов, которые надо соотнести с кругом чтения (творчеством конкретного автора, отдельного произведения или жанра и т. д.) либо с другими читательскими явлениями (установками, функциями, идеалами и т. д.).

Например, предлагаются следующие обобщенные образы и типы:

Образы-понятия:

1) бог, кумир, культ, идол;

2) философ, пророк, моралист, сатирик, юморист, мистик, палач, пессимист, оптимист, уте-

шитель, мечтатель, фантазер, хулиган, идолопоклонник, краснобай;

3) афоризмы, пословицы, поговорки.

Образы-чувства (что может: утешить, позабавить, растрогать, рассмешить; дать погрустить, помечтать; заставить содрогнуться, плакать, размышлять; дать чувство уединения, прекрасного, возвышенного и т. д.).

Типы чувств: мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эстетические, коммуникативные, эмоциональные, престижные, волевые.

Типы суждений, их ранжирование и группировка по синонимичному и антонимичному признакам.

Такие подходы можно применять к содержанию чтения в целом и по отношению к конкретному виду текста, выявляя его мировоззренческий, интеллектуальный и эмоционально-эстетический потенциал для конкретного читателя или читательской группы. В этом плане восприятие текста (в широком понимании этого термина), когда включены процессы познания, переживания, отношения и оценивания, рассматривается сквозь призму трех сфер читательского развития личности: сознания, деятельности, общения.

Интерес представляет комплексная методика изучения читательского развития на основе моделирования психосемиотического «пространства» или «поля» текста.

Методика включает систему заданий по любой выбранной теме (простой или сложной):

1. Вспомнить и записать из прочитанного на данную тему:

а) три публикации научного характера,

б) три публикации научно-популярного характера,

в) три художественных произведения любого жанра.

2. Вспомнить и записать из каждой названной работы от трех до пяти слов, которые выражают:

а) смысл,

б) эмоциональность,

в) эстетичность,

г) образность.

3. Вспомнить и записать до пяти пословиц или поговорок, афоризмов, цитат, которые имеют отношение к данной теме и выражают ее суть.

4. Сформулировать и записать чувства, имеющие отношение к теме.

5. Описать образы, символы, знаки, которые могут возникнуть в связи с темой.

6. Оценить значение темы в системе человеческих ценностей в форме нескольких прилагательных, можно и в сочетании с наречиями (например, очень значима или совсем незначима).

7. Дать расшифровку определения обозначенной темы, если рассматривать ее в качестве обобщающего понятия.

8. Соотнести тексты с цветом, музыкой, архитектурой, скульптурой.

9. Написать экспресс-сочинение за три минуты на данную тему. Жанр, стиль и т. д. выбираются самостоятельно.

В методику могут вноситься некоторые изменения. Она может использоваться как полностью, так и частично. Многоразовое применение этой методики является и способом развития психосемиотического пространства (поля) читателя, обеспечивает читательское развитие личности в целом.

В психологии чтения крайне редко, но применяются психофизиологические методы. Это - «оку-лография» и «миография». И тот и другой относятся к числу методов объективной регистрации психологических и психофизиологических характеристик человека, читающего с помощью приборов.

Окулография - запись движений глаз в процессе чтения. Расшифровка окулограмм с точностью до миллисекунд позволяет определить характер движений глаз по строке читаемого текста: длительность восприятия каждого слова, объем восприятия, возвратные движения взгляда по строке. С помощью окулографии выявляется читабельность текста, трудные места для понимания. Метод позволяет обнаружить индивидуальные и групповые различия в процессе чтения; выявить особенности восприятия текста; наблюдать развитие навыков чтения через определенные промежутки времени, сравнивая записанные окулограм-мы. Кроме «окулографии», используется метод «миографии» - регистрации речедвижений, их активности при чтении молча и вслух.

Метод актуален в связи с проблемой так называемого «быстрого» чтения, где артикуляцию (психофизиологический механизм читательской деятельности) некоторые сторонники быстрого чтения рассматривают как главное препятствие высокоэффективного чтения. Применение этого метода позволит выявить причинно-следственные связи в формировании читательских умений и навыков в онтогенезе; будет способствовать изменению техники чтения в зависимости от способа обучения, а также позволит установить степень влияния той или иной помехи на редуцированность артикуляционных механизмов в процессе понимания содержания читаемого.

Более продуктивным и перспективным следует считать «окуломиографический» метод, когда на специальной аппаратуре проводится одновременно запись движений глаз и речедвижений в процессе чтения. Эти методы в сочетании с психологическими методами, основанными на выявлении субъективных данных о чтении, бесспорно, дадут

возможность более корректного описания психологического портрета читателя.

Еще более глубокие данные о закономерностях читательского развития личности способны обеспечить методы многомерного анализа (корреляционный, регрессионный, таксонометрический, факторный и др.). На основе измерения психологических качеств личности читателя и читательских явлений, их шкалирования и дальнейшей обработки полученных данных методами многомерного анализа на ЭВМ выявляются скрытые глубинные связи в читательских характеристиках между собой и в целостной структуре личности и ее жизнедеятельности [4, 9].

Использование методов определяется концепцией, целями, задачами исследования вопросов психологии чтения. Что касается изучения читательского развития личности, то один и тот же набор методов может применяться и для выявления определенного «среза» развития, уровня, достигнутого читателем, и для выявления динамики развития, сопоставления результатов «срезов».

Таким образом, психология чтения вооружена достаточно богатым арсеналом разнообразных методов, дающих возможность получать многоаспектные психологические портреты человека читающего.

Список литературы

1. Бородата, В. А. Психология чтения : учеб. пособие. -СПб. : СПбГАК, 1997. - 79 с.

2. Психология чтения : учеб. программа и учеб.-метод. материалы для студентов III курса библ.-информ. фак. СПбГАК / сост. В. А. Бородина. - СПб., 1996. -52 с.

3. Семенов, В. Е. Психологическое изучение интереса к поэзии / В. Е. Семенов, Н. Н. Матузова, Л. В. Фау-стова // Психологические проблемы чтения. - Л., 1981. - С. 47-52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бородина, В. А. Изучение продуктивности читательской деятельности как комплексная проблема // Комплексный подход к руководству чтением и пропаганде литературы. - Л., 1985. - С. 150-163.

5. Ватченко, Д. М. Вопросы доступности печатных материалов / Д. М. Ватченко, К. В. Рыцарев // Анализ восприятия общественно-политической литературы различными группами читателей массовых библиотек. - М., 1978. - С. 63-140.

6. Ловкова, Т. Б. Метод дополнения как метод изучения эстетического развития читателей // Проблемы методологии и методики изучения библиотечной отрасли. - СПб., 1994. - С. 109-116.

7. Чтение в современном мире: опыт прошлого, взгляд в будущее : тез. докл. I Общенац. конгр. по чтению, 18-21 авг. 1992 г. - Вып. «Психодиагностика и психосемиотика». - М., 1992 - С. 47-48.

8. Субъективные предпочтения читателя: с чем они связаны? // Что мы читаем? Какие мы? : сб. науч. тр. / РНБ. - СПб., 1993. - С. 93.

9. Умнов, Б. Г. Опыт типологизации читателей общественно-политической литературы / Б. Г. Умнов, И. Ю. Акифьева // Психологические проблемы чтения. - Л., 1981. - С. 21-38.

Материал поступил в редакцию 28.02.2008 г.

Сведения об авторе: Бородина Валентина Александровна - кандидат педагогических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.