УДК 159.98
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ АКТУАЛИЗАЦИИ РЕСУРСНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ
Для цитирования
Илюшина, М. И. Психологические методики актуализации ресурсной субъектности / М. И. Илюшина // Прикладная юридическая психология. -2018. - № 1 (42). - С. 75-83.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению ресурсов личности и описанию психологических технологий, актуализирующих ресурсную субъектность. Изложен предлагаемый нами подход к пониманию ресурсной субъектности личности, ее типологиии векторов направленности, методологической основой которого стали деятельностный подход С. Л. Рубинштейна, субъектный подход Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхановой, И. В. Вачкова, теоретические положения о «субъективном мире» Е. Ю. Артемьевой, теория отношений В. Н. Мя-сищева, семантическое пространство Д. Бомома, «образ мира» А. Н. Леонтьева, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, классические идеи об экстериориза-циии интериоризации, предложенные Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлоном, Л. С. Выготским.
Опыт практической работы дает нам основание утверждать, что при работе с ресурсами личности необходимо их
© Илюшина М. И., 2018
М. И. Илюшина
конкретное описание, раскрытие содержания ресурсной системы человека, а не только констатация факта наличия или отсутствия ресурсов у личности. В то же время описать можно то, что реально осознается субъектом, и то, что входит в его семантическое пространство. Совокупность данных проявлений мы обозначаем понятием «ресурсная субъектность». Часто в ситуации жизненных затруднений человек не в состоянии справиться самостоятельно, и он обращается за помощью к специалистам. Следовательно, в практической работе психологов возникает необходимость в специальном инструментарии, ориентированном на актуализацию ресурсной субъектности. Одной из таких методик, по нашему мнению, может быть ассоциативная технология «Калейдоскоп ресурсов», использование которой основано на применении ассоциаций, позволяющих минимизировать контроль сознания и социально одобряемых реакций и в то же время расширять и углублять проработку эмоционально значимых жизненных ситуаций.
Ключевые слова: субъект, субъектность, ресурсная субъектность, ресурсы, типы ресурсной субъектности, профиль ресурсной субъектности. векторы направленности ресурсной субъ-ектности, ассоциации, ассоциативные игровые технологии, ассоциативный
эксперимент, осознание, психологические методики, жизненные задачи, жизнедеятельность, личность.
В условиях повышенных жизненных требований, предъявляемых к современному человеку, живущему в пространстве высокой интеллектуальной, эмоциональной и психофизической на-груженности, когда важной психологической задачей становится содействие «переходу личности на более высокий уровень субъектности и преобразование ее жизни в более содержательную, продуктивную, значительную» [2], высокую значимость приобретает помощь личности в выявлении ресурсов, расширяющих возможности и повышающих ее эффективность в решении жизненных задач. В то же время изучение ресурсов не должно быть «оторвано» от самой личности», ведь человек в идеале должен быть субъектом по отношению к своим ресурсам.
В предложенной нами концепции [5] ресурсная субъектность представлена как проявление и осознание своих
возможных и потенциальных ресурсов личностью как «объективное определение наличия ресурсов и субъективное восприятие наличия и возможности использования данных ресурсов самой личностью» [5].
Осознавая с позиции психологической практики необходимость в инструментарии, помогающем анализировать и актуализировать ресурсную субъект-ность клиента, автор статьи разработал серию ассоциативных психологических игровых технологий, ориентированных на решение данной задачи.
Опираясь на теорию отношений, разработанную В. Н. Мясищевым, С. Л. Рубинштейном, В. В. Столиным, Б. Ф. Ломовым и др., ориентируясь на практику работы психолога, точнее, на ту проблематику, с которой обращаются клиенты к психологу, мы выделили несколько типов направленности психологических проблем клиентов, для решения которых необходимы ресурсы, но в то же время они же (направленности) и являются кластерами ресурсов человека (рис. 1).
Рис. 1. Направленности психологических проблем клиентов (кластеры ресурсов человека)
В свою очередь, не оставляет сомнения тот факт, что для успешного осуществления любой деятельности необходим определенный набор ресурсов (средств, запасов, предметов, возможностей, условий). Причем каждый указанный кластер может выступать, как уже отмечалось, и проблемой (проблема отношений с другими) и средством,запасом,предметом (как объект отношений), возможностью и даже условием для решения жизненных задач (отношение с близкими как средство справиться с эмоциональным расстройством). В предложенном нами подходе [5] мы, рассматривая ресурсы человека, личности, индивида (по возможности можно их дифференцировать), как внешние и внутренние условия, необходимые человеку для успешной жизнедеятельности, подчеркивая, с одной стороны,их независимость от субъекта (объективность), с другой (если ресурсами являются качества, способности, представления или другие психические составляющие субъекта) - их субъективность. У каждого человека может существовать совершенно особенный набор ресурсов, именно его собственный, но часто совершенно не осознаваемый им. И лишь возникающие проблемы дают основание задуматься человеку о ресурсах, имеющихся у него. Как отмечает С. А. Калашникова, существует взаимосвязь уровня ресурсности с субъективными оценками качества жизни. У респондентов с высоким уровнем ресурсности отмечен более высокий уровень субъективной оценки качества жизни [6], то есть, чем больше он осознает наличие у себя ресурсов, тем выше его качество жизни, и наоборот. Таким образом, важной составляющей системы взаимодействия человека и
ресурсов является факт осознанности имеющихся и потенциальных ресурсов, представленный как ресурсная субъектность. Именно осознание (понимание), экстериоризация из прошлого опыта возможных ресурсов, понимание возможности привлечения необходимых ресурсов, принятие своих потенциальных возможностей как ресурсов для осуществления деятельности - важная профилактическая, коррекционная и развивающая задача субъекта. Систему взаимодействия ресурсов и индивида мы представляем следующим образом: индивид, попадая в определенную ситуацию -«поле», посредством символических знаков начинает осознавать свои потенциальные и имеющиеся ресурсы. Функционирование субъекта в данной системе (поле) и есть актуализация ресурсной субъектности (рис. 2). Запуск механизмов актуализации ресурсной субъектности может быть осуществлен в работе психолога с клиентом с помощью специальных методик, одной из которых является разработанная нами ассоциативная игровая технология «Калейдоскоп ресурсов».
Методологической основой этой методики является деятельностный подход С. Л. Рубинштейна, сущность которого представлена формулой «психическое формируется и проявляется в деятельности» [12]. Предложенная методика, во-первых, сама по себе деятельностная (реализуется посредством игровой деятельности), во-вторых, описывает, актуализирует субъективный опыт индивида, раскрывает его субъективный мир через «следы деятельности» (по Е. Ю. Артемьевой), через семантическое пространство (предложенное Д. Бомом), вначале приоткрывает, а потом и обогащает «образ
Рис. 2. Система взаимодействия ресурсов и индивида
мира» (по А. Н. Леонтьеву), экстериори-зуя, а позже и интериоризуя (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон, Л. С. Выготским) через усвоение знаков и символов (в методике это образы, иллюстрации), опираясь на теорию поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину), через запуск ассоциативных процессов, формирует собственное понимание, осознание своих возможных и потенциальных ресурсов, необходимых для качественной жизнедеятельности.
Одними из главных механизмов работы данной методики являются ассоциативные процессы. Ассоциации и ассоциативные технологии активно вошли в практический инструментарий психологов. Началом их применения можно считать ассоциативный эксперимент Ф. Гальтона (1879), в связи с задачей изучения ассоциации идей. В дальнейшем он получил развитие в исследованиях Э. Крепелина (1892), К. Юнга (1906), Г Кента и А. Розанова (1910), В. Вундта (1911), А. Р. Лурии (1932), Д. Рапапорта и его сотрудников (1946).
На данный момент в психологической практике сформировалось значительное число разновидностей ассоциативного эксперимента, создано немало типологий ассоциаций, позволяющих получить достаточно точные и конкретные результаты [10, с. 4]. Важность и значимость применения в методике именно свободных ассоциаций состоит в том, что автоматический характер ассоциаций, слабая способность человека управлять ими, сопряженность ассоциативного процесса с рядом физиологических реакций человека обусловили эффективность использования их в самых разных областях психологии и смежных наук: в психоанализе, социальной и юридической психологии,патопсихологии,психолингвистике, рекламоведении и др.
Применение ассоциативной игровой методики «Калейдоскоп ресурсов» помогает актуализировать ресурсную субъектность индивида, ассоциативные ряды и цепочки, возникающие у человека на предъявляемые визуальные образы (карточки с картинками),
уменьшает контроль сознания над воспроизводимой информацией, что может способствовать получению большей информации о ресурсах индивида. Реализуемый в игре принцип интуитивного выбора данных карточек способствует воспроизводству более верной, не социально одобряемой и часто транслируемой, желательной для восприятия другими информации, а той, которая является верной, реальной для данного человека.
В свою очередь, степень актуали-зированности (динамики) ресурсной субъектности можно увидеть благодаря рассчитываемому коэффициенту ресурсной субъектности.
KRS = (RS2 - RS1) / 100,
где RS1 - выбор ресурсов респондента до применения ассоциативной игровой технологии «Калейдоскоп ресурсов»,
RS2 - выбор ресурсов респондента после ассоциативной игровой технологии «Калейдоскоп ресурсов».
С помощью этой методики также можно выделить типологию ресурсной субъектности человека (то есть те ресурсы, которые входят в его семантическое пространство) и наметить пути его дальнейшего совершенствования. Так, нами предложена типология ресурсной субъектности, включающая в себя: 9 типов ресурсной субъектности (преобладание каких ресурсов у себя отмечает человек): внешне-персональные (люди, какие-то персоны, «путеводные звезды»), внешне-мотивационно-эмотивно-деятельностные (мотивы к совершению действий, эмоции, деятельность в целом), внешне-средовые (окружение объективного мира: природа, дом и т. д.); внутренне-персональные (человек), внутренне-мотивационно-эмотивно-деятельностные (собствен-
ные мотивы, эмоции, реализуемая субъектом деятельность), внутренне-средовые (относящиеся непосредственно к человеку объекты окружающего мира), абстрактно-персональные, абстрактно-мотивационно-эмотивно-деятельностные, абстрактно-средовые (ресурсы, которые человек явно дифференцировать не может, это общие или крылатые фразы, отрывки песен, но содержащие, например, людей, окружение, мотивы и т. д.).
Нами предложена дифференциация векторов направленности ресурсной субъектности:
- векторы активности: активное осознание (действие и активное манипулирование ресурсами человеком при наличии у него ресурсов); недействие при наличии ресурсов (недействие (а не бездействие, как активная и принимаемая самим человеком степень неактивности) при наличии ресурсов); недействие при отсутствии ресурсов; активный поиск (действие в области поиска возможных ресурсов при их отсутствии);
- векторы времени (по теории временной перспективы Ж. Нюттена, Ф. Зимбардо) [2, 5]: ресурсы базируются в прошлом, настоящем, направлены на будущее.
Проводимое нами с 2012 по 2017 год исследование среди молодежи и взрослого работающего населения г Калуги (всего 395 человек) позволило подтвердить наши теоретические предположения о соотнесении и взаимной обусловленности типологии ресурсной субъектности с индивидуально-типологическими особенностями респондентов и о том, что актуализация (динамика) ресурсной субъектно-сти зависит от опыта и возраста индивидов.
Для выявления валидности методики «Калейдоскоп ресурсов» проводился анализ и сопоставление данных, полученных с помощью ряда психодиагностических методик, среди которых мы использовали тест смысложизнен-ных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева, диагностику уровня развития рефлексивности (методика A. B. Карпова), методику «Исследование жизненного стиля» Келлермана-Плутчика-Конте, опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (Н. Водопьянова, М. Штейн), индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчик, шкалу тревожности А. Бека (определение уровня тревожности), опросник
«Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н. Водопьяновой, Е. Старченковой), Опосредованную ретроспективную диагностику психического состояния С. С. Шипшина.
Дифференциальный анализ позволил выявить стойкие различия между показателями у двух групп испытуемых (молодежь и работающие взрослые) р<0,05. Особенно важно, что данные различия касаются динамики ресурсной субъектности и, в свою очередь, ее же и объясняют.
По результатам применения ассоциативной методики «Калейдоскоп ресурсов» составляется профиль ресурс-
Таблица 1
Изменения количества названных ассоциаций у молодежи и работающих взрослых
Меап Меап 1-уа1ие Р УаМс! Ы ЗМЛеу. ЗМЛеу.
работающие взрослые 3,647059 9,470588 -23,3835 0.00 187 1,535784 3,039691
молодеж 4,375000 10,31250 -31,2992 0.00 208 1,168735 2,473714
Вас
Кэпг-Етщо зсмцгаци^ а. Копыёстеоз[.:о4иэ^1п2
К01*Н€СТЕ зСМфЪфи'1"
X ±1 эе-зЕ
ВакЛиИЙАегРМ К0ЛЛ1еСТЕ0аШЮфИф1«1 КОМЕСТФKiC_.a_.lil2
КОЛИКСТИ асспоцсцн!
кг.иытео
Количество ассоциаций у молодежи до и после игры Количество ассоциаций у взрослого до и после игры
Рис. 3. Количество ассоциаций у молодежи и работающих взрослых до и после игровой технологии
Профиль ресурсной субъектности молодежи Профиль ресурсной субъектности работающих взрослых
",нох отел бы ис отел бы и О в
- нтн В 709 ® 16« „„•А А20% § С
§ СИ) 1 п ° ( 5 а% • —> наличие § 1 шш --- —>
не считан 5 за ресурс > не 3% Г деисте А ¡е 3% А »ую А 5% за ре сур У нед 9 ейс 3% Д О твие А А льзую
- — - • " — - •
д абстрактные со среда, окр,»,»« ьм ■ будущее р ™' П А р 1 будущее
Рис. 4. Профили ресурсной субъектности (молодежи и работающих взрослых)
ной субъектности индивида, благодаря которому можно увидеть структуру и векторы направленности ресурсной субъектности конкретного человека. Нами проанализированы по результатам исследования и составлены профили ресурсной субъектности молодежи и работающих взрослых.
Анализ профилей ресурсной субъ-ектности молодежи и работающих взрослых по выраженным дифференциальным различиям показал, что молодые люди способны назвать большее количество ассоциаций без опоры на наглядность (М=4,3750) и с ней (М=10,3125), коэффициент ресурсной субъектности (до и после использования методики) у них выше (М=36,4583) и (М=85,9375), они более эмотивны (М=4,2500), у них больше развита интуиция, сенсорность (М=4,0625). Молодые люди в большей мере, чем взрослые ориентированы на результат (М=20,5625). Анализируя структуру ресурсной субъектности (рис. 4), можно представить молодых людей как ориентированных на будущие ресурсы (когда-то будет), они их в данный
момент не имеют, но активно работают в этом направлении (70 %), причем эти ресурсы связны с людьми. Ресурсы, которые они используют в настоящем, -это личные (16 %), средовые (8 %), а ресурсы, которые они имеют, но по тем или иным обстоятельствам не используют, - это внешние и внутренние сре-довые (по 3 %).
В то же время ресурсную субъект-ность работающих взрослых можно описать как ориентированную в большей степени на активность, использующую имеющиеся у них ресурсы (79 %) (внешние персональные ресурсы (35 %) (друзья, родные), причем это люди из прошлого, давние знакомые). Большое значение для них имеют мотивы, действия и деятельность (часто это работа) и испытываемые ими эмоции (20 %), а также 8 % респондентов используют как ресурсы внешние средовые объекты (чаще всего это природа, ресурсы, ориентированные на будущее, дальняя перспектива отдыха на природе). Они в большей степени имеют в своем запасе (причем осознают их наличие) такие ресурсы, как внешние и
внутренние средовые (объекты)по 3 % респондентов. Внешняя среда как атрибут ресурсной системы у 10 % респондентов представляет для них потенциальный интерес как возможность для успешной жизни. И что достаточно примечательно 5 % респондентов ранее используемые внешние средовые ориентиры не считают за ресурс. Таким образом, взрослые работающие люди -это активные, черпающие силы в прошлых отношениях, связях, приобретенных возможностях и настоящей работе люди. Причем в ответах респондентов выявлена интересная тенденция осознания (понимания) того, на что они в большей степени опираются в жизни.
Таким образом, цель ассоциативных и психологических игровых методик - создать возможность для того, чтобы незавершенные и ушедшие в подсознание индивида компоненты пережитого (а точнее недопережитого) психического состояния получили бы возможность для самореализации в системе других компонентов этого психического состояния [11], чтобы когда-то забытые или вытесненные ресурсы вновь смогли быть осознанны человеком, чтобы до возникновения сложных ситуаций он знал, что у него есть опора, есть силы и возможности для преодоления трудных жизненных ситуаций.
Библиографический список
1. Ананьев Б. Г О проблемах современного человекознания. СПб., 2001. 272 с.
2. Анцыферова Л. И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А. В. Бруш-линский и др. М., 2000. С. 27-42.
3. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
4. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.,
2010. 352 с.
5. Илюшина М. И., Краснощечен-ко И. П. Концептуализация представлений о ресурсной субъектности // Прикладная юридическая психология. 2017. № 1 (38). С. 138-146.
6. Калашникова С. А. Оценка личностных ресурсов как детерминант субъективного качества жизни человека // Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды : коллективная монография. М.,
2011.
7. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ / под общ. ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М., 2002. Вып. 1.
8. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1979. № 2. С. 12-13.
9. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2004. 608 с.
10. Попова Т. В. Ассоциативный эксперимент в психологии : учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. М., 2016.
11. Психология состояний:учеб. пособие / А. О. Прохоров и др. ; под ред. А. О. Прохорова. М., 2011. 624 с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб., 2002. 720 с.
13. Hobfoll S. E., Canetti-Nisim D., Johnson R. J. Exposure to terrorism,
stress-related mental health symptoms, and defensive coping among Jews and Arabs in Israel // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2006. Vol. 74, No. 2. P. 207-218.
14. Nakano K. Coping strategies and psychological symptoms in Japanese
samples // Journal of Clinical Psychology. 1991. Vol. 47, No. 3. P. 346-350.
15. Winkler Metzke C., Steinhausen H.-C. Bewltigungstratedien im Jugendalter // Zeitschrift für En-twicklungs psychologie und Pädagogis chechologie. 2002. 34. P. 216-226.