Научная статья на тему 'Психологические механизмы становления профессионального здоровья студентов с ОВЗ'

Психологические механизмы становления профессионального здоровья студентов с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ С ОВЗ / СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ / ГОТОВНОСТЬ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМУ СПОСОБУ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ / ГРУППЫ СТУДЕНТОВ РАЗНОГО УРОВНЯ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / PROFESSIONAL HEALTH OF STUDENTS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH / FORMATION OF PROFESSIONAL HEALTH / READINESS FOR A HEALTH SAVING WAY OF PROFESSIONALIZING / GROUP OF STUDENTS OF DIFFERENT LEVEL OF SUCCESS OF VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Виноградова Нина Иннокентьевна, Кохан Сергей Тихонович, Антонов Вадим Леонидович

Авторы анализируют психологические механизмы становления профессионального здоровья студентов с ОВЗ. Дано определение профессионального здоровья, рассматриваемое как системные составляющие его физического, психического и социального статуса, которые определяют способность к профессиональному самовосстановлению, к эффективной адаптации к непрерывно меняющимся ситуациям профессиональной подготовки при максимально полном проявлении готовности к самокоррекции программ профессионализации. Предметом анализа выделены личностные компоненты профессионального здоровья. Методологическим основанием анализа выбран акмеологический подход. Выделены критерии становления профессионального здоровья. Авторами описаны два психологических механизма становления профессионального здоровья студентов с ОВЗ. Первый самооценка студентом валеологических составляющих профессионального здоровья. Второй общая неудовлетворенность выбранными способами, темпами и ритмами профессионализации. В статье даны качественные характеристики студентов с разным уровнем выраженности профессионального здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Виноградова Нина Иннокентьевна, Кохан Сергей Тихонович, Антонов Вадим Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF FORMATION OF PROFESSIONAL HEALTH OF STUDENTS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH

Authors analyze psychological mechanisms of formation of professional health of students with limited opportunities of health. The definition of professional health considered as system components of his physical, mental and social status which define ability to professional self-restoration, to effective adaptation to continuously changing situations of vocational training at the fullest manifestation of readiness for self-correction of programs of professionalizing is given. The subject of the analysis has allocated personal components of professional health. Akmeologichesky approach is chosen as the methodological basis of the analysis. Criteria of formation of professional health are marked out. Authors have described two psychological mechanisms of formation of professional health of students with limited opportunities of health. The first a self-assessment the student of valeological components of professional health. The second the general dissatisfaction with the chosen ways, rates and rhythms of professionalizing. In article qualitative characteristics of students with the different level of expressiveness of professional health are given.

Текст научной работы на тему «Психологические механизмы становления профессионального здоровья студентов с ОВЗ»

Литература:

1. Даутова, О.Б. Самоопределение личности школьника в выборе профессии / О.Б. Даутова - М.: СПб.: КАРО, 2006. - 352 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М: Академия, 2012. - 304 с.

3. Меттус Е.В., Турта О.С., Литвина А.В. Учимся выбирать профиль обучения. - СПб.: КАРО, 2006. - 128 с.

4. Новикова Т.Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Т.Г. Новикова - М.: АПК и ПРО, 2003. - 110 с.

5. Психопрофилактика эмоционального напряжения. - СПб.: КАРО, 2003. - 208 с.

6. Битянова, М.И. Я выбираю профессии в первый раз / М.И. Битянова // Методическая газета «Школьный психолог». - 2006. - №2. - С. 29-30.

Психология

УДК 378-056.2

доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии образования Виноградова Нина Иннокентьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита); кандидат медицинских наук, доцент, директор Регионального центра инклюзивного образования Кохан Сергей Тихонович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита); аспирант, специалист Регионального центра инклюзивного образования Антонов Вадим Леонидович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

СТУДЕНТОВ С ОВЗ

Аннотация. Авторы анализируют психологические механизмы становления профессионального здоровья студентов с ОВЗ. Дано определение профессионального здоровья, рассматриваемое как системные составляющие его физического, психического и социального статуса, которые определяют способность к профессиональному самовосстановлению, к эффективной адаптации к непрерывно меняющимся ситуациям профессиональной подготовки при максимально полном проявлении готовности к самокоррекции программ профессионализации. Предметом анализа выделены личностные компоненты профессионального здоровья. Методологическим основанием анализа выбран акмеологический подход. Выделены критерии становления профессионального здоровья.

Авторами описаны два психологических механизма становления профессионального здоровья студентов с ОВЗ. Первый - самооценка студентом валеологических составляющих профессионального здоровья. Второй - общая неудовлетворенность выбранными способами, темпами и ритмами профессионализации. В статье даны качественные характеристики студентов с разным уровнем выраженности профессионального здоровья.

Ключевые слова: профессиональное здоровье студентов с ОВЗ, становление профессионального здоровья, готовность к здоровьесберегающему способу профессионализации, группы студентов разного уровня успешности профессиональной подготовки.

Annotation. Authors analyze psychological mechanisms of formation of professional health of students with limited opportunities of health. The definition of professional health considered as system components of his physical, mental and social status which define ability to professional self-restoration, to effective adaptation to continuously changing situations of vocational training at the fullest manifestation of readiness for self-correction of programs of professionalizing is given. The subject of the analysis has allocated personal components of professional health. Akmeologichesky approach is chosen as the methodological basis of the analysis. Criteria of formation of professional health are marked out.

Authors have described two psychological mechanisms of formation of professional health of students with limited opportunities of health. The first - a self-assessment the student of valeological components of professional health. The second - the general dissatisfaction with the chosen ways, rates and rhythms of professionalizing. In article qualitative characteristics of students with the different level of expressiveness of professional health are given.

Keywords: professional health of students with limited opportunities of health, formation of professional health, readiness for a health saving way of professionalizing, group of students of different level of success of vocational training.

Введение. Современная система высшего профессионального образования предъявляет повышенные требования к содержанию и темпам подготовки студентам, предполагая их соответствие Профессиональному стандарту [7]. Этот процесс значительно усугубляется в отношении студентов с ОВЗ, испытывающих трудности полноценной адаптации к формам и ритму профессионализации. В результате нарушается возможность поддержания баланса между негативными внешними воздействиями образовательной среды и способностью студента преодолевать заложенные в ней различные риски и опасности. В образовательных структурах до сих порах остаются условия, способствующие нарушению оптимальной профессионализации студентов с ОВЗ.

Современное осмысление специфики профессионализации студентов с ОВЗ предполагает ее анализ как поэтапное саморазвитие профессионального здоровья в процессе решения задач, снимающих риски влияния психологических проблем на качество становления будущего профессионала. Акцентирование внимания на

функциональных параметрах профессионального здоровья позволяет соизмерить этапы профессионализации студентов с ОВЗ с качеством созревания профессиональных функций и действий. Такой подход представляется нам обоснованным, т.к. «профессиональное здоровье специалиста проявляется как самая стабильная во времени и в различных ситуациях социально-когнитивная единица» [9].

Методы исследования: сравнительно - типологический (обосновывающий сходство) и сравнительно -генетический (обосновывающий отличия) анализ компонентов профессионального здоровья студентов с ОВЗ; метод комплексного обследования качества успешности профессиональной подготовки студентов с ОВЗ; методы тестирования индивидных и социально-психологических характеристик профессионального здоровья студентов; Методы статистической обработки экспериментальных данных (коэффициент линейной корреляции Пирсона, I - Критерий Стьюдента.

Изложение основного материала статьи. Термин «профессиональное здоровье» понимается учеными несколько шире, чем простая осведомленность индивидов о предмете деятельности. В его содержание включаются не только знаниевые и деятельностные аспекты труда, но и весь контекст труда в рамках жизнедеятельности человека [1, 4].

Под профессиональным здоровьем студента с ОВЗ нами понимаются такие системные составляющие его физического, психического и социального статуса, которые определяют способность к профессиональному самовосстановлению, к эффективной адаптации к непрерывно меняющимся ситуациям профессиональной подготовки при максимально полном проявлении готовности к самокоррекции программ профессионализации.

Анализ становления профессионального здоровья студента с ОВЗ в призме выделения личностных детерминант, позволяющих непрерывно совершенствовать процесс профессиональной подготовки и достойно в будущем реализовывать трудовые функции, предполагает привлечения выводов акмеологического подхода [2]. В соответствии с ним профессиональная подготовка предполагает поэтапную диагностику, проектирование и апробирование каждым студентом ОВЗ наиболее эффективных для него ценностных, содержательных и динамических составляющих своего профессионального здоровья в контексте целостной жизнедеятельности. Критериями эффективности данного процесса выступают:

- согласование разнообразных технологий подготовки студентов с ОВЗ (специфических для каждого типа нарушений, реализуемых преподавателями с психофизиологическими возможностями и личностными потребностями самих студентов;

- качество становления у студентов созидательной профессиональной позиции, а также, собственного «здоровьесберегающего» ритма профессионализации;

- активность внедрения средств самомониторинга студентом показателей своего физических, психических и социального статуса, их корректировки и поиска возможностей, обеспечивающих реализацию психосохранного варианта развития профессионального здоровья;

- качество преобразования студентом содержания рабочих программ дисциплин в ориентиры моделирования собственных психосохранных систем профессионализации, а также уровень самостоятельности и «свободы» студентов в выборе необходимых и достаточных средств профессионального саморазвития.

В процессе эмпирического исследования, используя методы комплексной диагностики, 70 студентов с ОВЗ были разделены на 4 группы, отражающие уровни успешности профессионализации: высоко успешные, достаточно успешные, средне успешные малоуспешные.

Далее перед нами стояла задача выявить психологические механизмы, обеспечивающие развитие профессионального здоровья студента с ОВЗ. Выборку составили студенты 1-4 курсов разных нозологий (нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и хронических соматических заболеваний).

Факт устойчивости взаимосвязей между уровнями успешности профессиональной подготовки и показателями профессионального здоровья подтверждают данные корреляционного анализа (табл. 1).

Таблица №1

Связь результативности успешности профессионализации с показателями профессионального

здоровья

Показатели Уровни успешной профессионализации

профессионального Высокий Достаточный Средний Малоуспешный

здоровья N=8 N=14 N=26 N=22

г=0,404, г=0,160, г=0,125, г=0,266, р=<0,05

р<0,05 р<0,05 р<0,05

1. Опыт содействия

другому студенту с ОВЗ 0,324 0,129 0,304 -

2. Самооценка

валеологических 0,493 0,226 0,129 0,281

показателей

профессионального

здоровья

3. Личностная

тревожность 0,414 0,235 0,191 0,323

Анализ таблицы №1 показывает, что наиболее значимым показателем профессионального здоровья успешно обучающихся студентов с ОВЗ выступает самооценка его валеологических составляющих. Рефлексия валеологического компонента профессионального здоровья является основой самосознания студента, снижая дефекты самопознания. Она обеспечивает содержательное основание продуктивной самооценки. В соответствии с выводами К. Роджерса [8] о том, что ощущения собственного тела выступают основой самосознания и представлениями А. Бандуры [3] о значимости самооценки собственной эффективности (самоэффективности) для мотивации поведения, мы полагаем, что такая самооценка является

важным инструментом эффективного разрешения проблем профессионализации студента с ОВЗ. Продуктивная самооценка валеологических составляющих профессионального здоровья активизирует и интегрирует витальные (психофизические), иррациональные и бессознательные потенции студента с ОВЗ в единый комплекс, способствующий становление активной позиции в решении сложных задач профессионализации. Она активизирует его субъективное благополучие и отражает позитивное отношение к собственной жизни, удовлетворенность ею.

Ко второму психологическому механизму, обеспечивающему становление профессионального здоровья студентов с ОВЗ мы отнесли- общую неудовлетворенность студентов выбранными способами, темпами и ритмами профессионализации. Такая неудовлетворенность «толкает» студента на выбор более оптимального варианта профессионализации, снижая риски виктимизации. Под виктимностью студента с ОВЗ мы понимаем свойство его личности, обусловливающее предрасположенность становиться жертвой. Оно обозначается в форме социального, психологического и морального деформационного отклонения, закрепленного в поведении (например, требований к преподавателям «войти в положение», проявить сочувствие, другие манипуляции своим недугом) [6]. Это приводит к снижению психологической устойчивости, инфантилизму, деформации и дисгармонии социальных отношений, предрасположенности к фиксации только негативного опыта и установок профессиональной подготовки.

В структуре личности студентов с ОВЗ, имеющих опыт успешной профессионализации (выделенных по показателям профессионального здоровья) выявилась значимая сопряженная связь успешности с удовлетворенностью процессом и результатом самообразовательной профессиональной подготовкой. Под удовлетворенностью-неудовлетворенностью трудом исследователи понимают, с одной стороны, соотношение между мотивационно-ценностной сферой личности и возможностью достижения успеха деятельности по реализации ведущих мотивов. С другой стороны, качество эмоционального переживания, которое выступает результатом оценки (сознательной, подсознательной) качества рассогласования между реально диагностируемыми проявлениями профессионализациии потенциально возможными.

Средние показатели шкалы «Результативность» или удовлетворенность становлением профессионализма теста «смысложизненные ориентации» колеблются у студентов с ОВЗ всех обследуемых групп в диапазоне от 23,30 у малоуспешных студентов до 52,8 у достаточно успешных (табл. №2).

Таблица №2

Соотношение студентов с ОВЗ разного уровня успешности профессионализации по уровням

удовлетворенности жизнью

Уровни удовлетворенности Уровни успешности профессионализации (в %)

Высо кий N=8 г=0,404 р<0,05 Достаточный N=14 Я=0,160 р<0,05 Средний N=26 г=0,125 р<0,05 Малоуспешн ый N=22 г=0,266 р=<0,05 Вся выборка

Максимально удовлетворенные (24,96 - 26,51) 35,8 8,2 12,1 14,1

Удовлетворенные (23,41 - 24,95) 39,1 52,8 30,1 23,30 35,2

Неудовлетворенные (21,86 - 23,40) 65,2 8,4 46,1 61,8 45,3

Максимально неудовлетворенные (20,30 - 21,85) 6,6 15,3 20 10,4

Данные таблицы подтверждают, что для успешных студентов не характерны крайние проявления удовлетворенности - неудовлетворенности. При этом в целом неудовлетворенных успешных студентов (65,2%) больше, чем удовлетворенных (39,1%). Большинство таких студентов считает, что усилия, затраченные ими на профессиональное развитие недостаточны. Неудовлетворенность способом профессионализации мобилизует перестройку всего профессионального мышления. Повышается доля интереса к рефлексии внутренних резервов гармоничного профессионального развития. Она, в свою очередь, способствует переводу профессионального здоровья из зоны «неустойчивости» в зону «устойчивости». Высокая успешность профессиональной подготовки таких студентов свидетельствует, что общая неудовлетворенность трудом входит в ядро профессионального здоровья студентов. У успешных студентов с ОВЗ в процессе решения сложных задач профессионального обучения наблюдается динамичная смена состояния неудовлетворенности состоянием удовлетворенности («рабочим самозабвением», «умиротворением»). Об этом свидетельствуют данные шкалы «процесс» теста СЖО. Высокие показатели по этой шкале (26,17) говорят о том, что успешные студенты переживают процесс преодоления сложных образовательных задач как яркое, интересное, наполненное жизненным смыслом «событие» собственной жизни, доказывающее, что они способны достигать поставленные задачи также как и здоровые студенты.

Можно констатировать, что в эмоциональном настрое успешных студентов доминирует продуктивная неудовлетворенность качеством профессиональной подготовки. Такую неудовлетворенность отличают следующие признаки: она не вызывает гипермобилизацию компонентов профессионального здоровья студентов с ОВЗ, приводящую к стрессовым ситуациям обучения; не нарушает механизмы саморегуляции компонентов профессионального здоровья. По мнению П.В. Симонова [5] в соответствии с его потребностно-эмоционально-информационной теорией поведение человека детерминируется двумя видами потребностей: потребностями сохранения информации и развития информации. Они «работают» как «мотивационные доминанты», рождая положительные и отрицательные эмоции. Гармоничное соотношение потребности стать настоящим профессионалом с механизмом действия отрицательных эмоций (сомнений, раздумий,

критической самооценки) направляет студентов с ОВЗ с позитивно выраженными показателями профессионального здоровья к социальной стабильности, общей удовлетворенности процессом и результатам профессионализации. Следовательно, выявленную неудовлетворенность успешных студентов с ОВЗ можно рассматривать как естественное, циклически воспроизводящееся психическое состояние, предопределяющее активизацию рефлексивной оценки валеологических составляющих своего профессионального здоровья и выработки стратегии их коррекции.

Результаты корреляционного анализа связей удовлетворенности-неудовлетворенности результативностью труда с качеством профессиональных целей, локусом контроля-Я и локусом контроля-жизнь представлены в таблице №3.

Таблица №3

Соотношение студентов с ОВЗ разного уровня успешности профессионализации по показатели удовлетворенности-неудовлетворенности жизнью

Удовлетворенность- неудовлетворенность результатами Уровни успешности профессиональной подготовки студентов с ОВЗ

Высокий N=8 г=0,404 р<0,05 Достаточный N=14 Я=0,160 р<0,05 Средний N=26 г=0,125 р<0,05 Малоуспешный N=22 г=0,266 р=<0,05

Жизненные цели 0,463 0,229 - -

Локус контроля-Я 0,514 - -0,191 -0,322

Локус контроля -жизнь 0,543 0,345 - -

Полученные данные свидетельствуют, что в группе успешных студентов с ОВЗ обнаружены значимые взаимосвязи результативности профессиональной подготовки не только с жизненными целями (0,46), но и с локусом контролем - Я (0,51) и локусом контроля - жизни (0,54). Это свидетельствует о том, что важными факторами общей неудовлетворенности способом и результатом профессионализации выступает критическая самооценка качества составляющих своего профессионального здоровья. В группах среднеуспешных и малоуспешных студентов удовлетворенность качеством профессионализации отрицательно коррелирует с локусом контроля - Я. Глубинное неверие в свои профессиональные возможности на общем фоне «зацикливания» на сдерживающих факторах своей болезни перерастает в комплекс профессиональной неполноценности», фрустрированности на ней. Студенты отмечают, что у них проявляется повышенная утомляемость, возникающая, казалось бы, без причины. Они начинают испытывать внутреннее сопротивление желанию стать профессионалом в своем деле, им становится тяжело справляться с обязанностями. Глубинным основанием «Я-концепции» таких студентов выступает негативное самоотношение, сниженный уровень самоуважения, самоуправления. Для большинства из них отмечается компенсаторно завышенная самооценка. Физический недуг, соматическое заболевание воспринимается ими как дефект их собственного «Я».

Выводы. В результате комплексной диагностики групп студентов с ОВЗ с отличающимися показателями успешности профессионализации позволили выделить качественные характеристики студентов с разным уровнем выраженности профессионального здоровья.

Студенты с высокоразвитым профессиональным здоровьем отличаются осознанием себя активными субъектами процесса профессионализации. Они стремятся максимально преобразовать профессиональную подготовку в собственно самообразовательный процесс. Такие студенты ориентируются на осознанные ими витальные возможности своего организма в профессиональном развитии. Они стремятся принимать аргументированные, ответственные решения при выборе способа профессионализации. Их отличает стабильно высокие показатели обученности и высокая устойчивость к стрессовым образовательным ситуациям.

Студенты со средне выраженными показателями профессионального здоровья испытывают недоверие к предлагаемым им способам профессионализации. Отмечается значимое количество неэффективных решений при решении профессиональных задач. Большинство из них жалуется на проявления нервно-психической напряженности в процессе обучения.

Студенты с низкими показателями профессионального здоровья отличаются неустойчивой мотивацией и высокой неудовлетворенностью условиями профессиональной подготовки, «зацикленностью» на своей болезни. В общении они часто высокомерны, проявляют нетерпимость к критике, склоны преувеличивать значимость испытываемых затруднений. Отмечаются признаки нервно-психического истощения, значительно снижена работоспособность.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости построения и осуществления акмеологического сопровождения студентов с ОВЗ, рассматриваемого нами как процесс согласования позиций преподавателей вуза, медиков, работающих в специализированных центрах сопровождения студентов и самих студентов относительно «здоровьесберегающих» способов профессионализации, обеспечивающих устойчивость профессионального здоровья.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности Текст. // К.А. Абульханова-Славская. - М.: Просвещение, 1980. - 218 с.

2. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования: монография // Н.В. Кузьмина (Головко-Гаршина). - М.: Исследовательский центр проблем качеств подготовки специалистов,2001. -144 с.

3. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии / К. Роджерс // Консультативная психология и психотерапия, 2002. - № 1. -С. 54-69.

4. Слободчиков В.И. Психология человека // В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. -М.: Пресс, 1995. - 384 с.

5. Симонов П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. - М.: Наука, 1981. - 214 с.

6. Фоминых Е.С. Психолого-педагогическое сопровождение девиктимизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.С. Фоминых. - Оренбург, 2012. - 30 с.

7. Фельдштейн Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования / Д.И. Фельдштейн // Проблемы современного образования. - 2010. - №6. - С. 10-20.

8. Bandura A. Self-efficacy / A. Bandura // Encyclopedia of human behavior / Ed. by V.S. Ramachaudran. -New York: Academic Press. - 1994. - Vol. 4. - P. 71-81.

9. Moscovoci S. On social representation / S. Moscovoci // Social Cognition: Perspectives on everyday life / ed. J.P. Forgas. - London: Academic Press, 1981. - 311 p.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Захарова Анна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат психологических наук, доцент Дулина Галина Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары);

кандидат психологических наук, доцент Петунова Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УСЛОВИЯМ

ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается проблема психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса к условиям вуза. Освещаются результаты эмпирического исследования психологических проблем адаптации первокурсников в вузе, их мотивации обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова. студенты первого курса, адаптация, психологические проблемы, психолого-педагогическое сопровождение, мотивация обучения.

Annotation. The article is devoted of the problem of psychological and pedagogical support of adaptation of first-year students to the university environment. The authors analyze the results of empirical study of psychological problems of adaptation of first-year students, their motivation for learning.

Keywords: first-year students, adaptation, psychological problems, psychological and pedagogical support, motivation for learning.

Введение. В настоящее время необходимость психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в высшем образовательном учреждении не вызывает сомнений. Одним из важных направлений организации социально-психологических условий для успешного обучения обучающихся в условиях высшего учебного заведения - психологическое содействие адаптации студентов первого курса. Успешность адаптации студентов к образовательной среде вуза является фундаментом дальнейшего развития студента как человека и будущего специалиста, способствует становлению личностной конкурентоспособности [2, 28], духовно-нравственной сферы [11], что определяет особый научный интерес к изучению различных психологических проблем адаптации первокурсников.

Изложение основного материала статьи. Адаптация студента - это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации [14].

Именно в первый год обучения студент в наибольшей степени нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, поддержке процесса его адаптации. Анализ научных источников показывает наличие разных точек зрения на значимость и взаимозависимость различных видов и типов адаптации студентов к условиям вуза. Е.В. Осипчукова выделяет три типа адаптации: физиологическую, социальную и биологическую [17]. А.А. Зайцев, Г.В. Бугова [15] акцентируют внимание на психофизиологических факторах адаптации, предлагая методы психофизиологического подхода для профилактики дезадаптации студентов-первокурсников. Л.А. Александрова, Д.А. Димитриев, Н.В. Хураськина также связывают адаптацию студентов к учебной среде с психофизиологическими факторами, например. с уровнем здоровья, индексом гигиенического беспокойства, индексом физического состояния как интегрального критерия, отражающего уровень функциональной готовности систем организма к воздействию факторов окружающей среды [1].

Л.К. Гришанов, Д.В. Цуркан, выделяют такие компоненты адаптации как к адаптация к условиям вуза и адаптация к избранной профессии, предполагая их взаимозависимость [9]. С.В. Васильева в адаптации студента к вузу рассматривает два основных аспекта: адаптация в сфере ведущей деятельности (обучения в вузе) и адаптация в сфере общения и новых социальных условиях. При этом данный процесс сопровождается и изменениями в структуре личностных свойств (адаптации к себе в новых условиях) [7].

В социальной адаптации студентов-первокурсников Л.С. Елгина разделяет социально-психологическую адаптацию, под которой понимает приспособление индивида к группе, взаимоотношений в ней, выработку собственного стиля поведения и социально-профессиональную адаптацию как вхождение в специальность и общество, т.е. овладение нормами и функциями будущей профессиональной и социальной деятельности [14].

Обсуждаемым вопросом также являются сроки адаптации студентов к условиям вуза. Так например, И.Н. Симаева выделяет следующие сроки адаптации студентов: физиологическая адаптация к учебному процессу (около 2 недель), психологическая адаптация (длится до 2 месяцев), социально- психологическая адаптация, продолжающаяся в течение трех лет) [21]. По мнению М.В. Булановой-Топорковой, адаптация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.