Научная статья на тему 'Психологические механизмы саморегуляции успешной профессиональной деятельности личности'

Психологические механизмы саморегуляции успешной профессиональной деятельности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1286
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМА САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИНТЕЗ СИСТЕМ / МЕХАНИЗМЫ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL SUCCESS / A SYSTEM OF SELF-REGULATION OF THE SYNTHESIS OF SYSTEMS / MECHANISMS OF SELF-REGULATION OF A SUCCESSFUL CAREER / THE SYSTEM OF A SUCCESSFUL CAREER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баркова Юлия Васильевна, Корчагина Галина Ивановна

В исследовании осуществлена попытка реконструкции опыта успешной профессиональной деятельности, при которой субъект выступает как самоорганизующаяся система. Определены психологические механизмы саморегуляции успешной профессиональной деятельности. Выявлено, что для реализации успешной профессиональной деятельности субъект должен обладать сформированной системой механизмов саморегуляции, уровнями которой являются: мотивационный, информационный, программный, рефлексивный с фокусом на профессиональной надежности и рефлексивный с фокусом на профессиональной самоценности. Обсуждается возможность применения полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological mechanisms of self-egulation successful career personality

An attempt of reconstruction of a successful career experience in which the subject acts as a self-organizing system was made in the research. Psychological mechanisms of self-successful career were determined. It was revealed that the implementation of a successful career person should have a system of self-regulation mechanisms, the levels of which are: motivational, information, program and reflective, with a focus on professional reliability and reflective, with a focus on professional self-worth. The possibility of using the results is discussed.

Текст научной работы на тему «Психологические механизмы саморегуляции успешной профессиональной деятельности личности»

школы, в которой учились обыкновенные деревенские ребята.

Жизнь Сухомлинского была без остатка отдана воспитанию детей, развитию личности полноценного гражданина-патриота. В условиях жесткого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, качества гражданина и прожил яркую педагогическую жизнь, оставил богатое педагогическое наследие, дал путевку в жизнь не только школьной молодежи, но и целой плеяде талантливых педагогов.

Примечания

1. Тартаковский Б. С. Повесть об учителе Сухо-млинском. М., 1972. С. 110-111.

2. Крупская Н. К. Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. М., 1978. С. 168.

3. Бердяев Н. А. Итоги и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 34.

4. Помелов В. Б. Региональные особенности развития народного образования в российской провинции во второй половине XIX в. 1917. Киров, 1998. С. 6.

5. Помелов В. Б. Российские педагоги: Х1Х-ХХ вв. М., 2012. С. 360.

УДК 316.625

Ю. В. Баркова, Г. И. Корчагина

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В исследовании осуществлена попытка реконструкции опыта успешной профессиональной деятельности, при которой субъект выступает как самоорганизующаяся система. Определены психологические механизмы саморегуляции успешной профессиональной деятельности. Выявлено, что для реализации успешной профессиональной деятельности субъект должен обладать сформированной системой механизмов саморегуляции, уровнями которой являются: мотивационный, информационный, программный, рефлексивный с фокусом на профессиональной надежности и рефлексивный с фокусом на профессиональной самоценности. Обсуждается возможность применения полученных результатов.

An attempt of reconstruction of a successful career experience in which the subject acts as a self-organizing system was made in the research. Psychological mechanisms of self-successful career were determined. It was revealed that the implementation of a successful career person should have a system of self-regulation mechanisms, the levels of which are: motivational, information, program and reflective, with a focus on professional reliability and reflective, with a focus on professional self-worth. The possibility of using the results is discussed.

© Баркова Ю. В., Корчагина Г. И., 2013

Ключевые слова: система успешной профессиональной деятельности, система саморегуляции деятельности, синтез систем, механизмы системы саморегуляции успешной профессиональной деятельности.

Keywords: professional success, the system of a successful career, a system of self-regulation of the synthesis of systems, mechanisms of self-regulation of a successful career.

Задачей статьи является конструирование механизмов саморегуляции успешной профессиональной деятельности методом проектирования и синтеза систем, а также реконструкции деятельности субъекта по достижению профессионального успеха.

Актуальность такого исследования обусловлена тем, что в современных условиях осуществления профессиональной деятельности, характеризующихся высоким уровнем неопределенности, опережающим развитием технологий, постоянно расширяющимися информационными потоками и коммуникативным пространством, эффективность и производительность профессионала, являющиеся критериями оценки успешности его профессиональной деятельности со стороны профессионального сообщества, напрямую детерминированы уровнем развития саморегуляции личности.

Понимание закономерностей осуществления процессов саморегуляции успешными профессионалами представляет особый интерес как best practice, как ключ к практической реализации успешных стратегий профессиональной деятельности в условиях ограниченных ресурсов. Решение данной проблемы позволило бы вывести моделирование эффективной деятельности на новый уровень — уровень технологического знания, что не только предоставляет широкие возможности для улучшения показателей эффективности и производительности сотрудников, но и дает мощный инструмент для их саморазвития

Однако, несмотря на высокую актуальность и практическую востребованность, проблема психологических механизмов саморегуляции успешной профессиональной деятельности слабо разработана в теоретическом и в прикладном аспектах. Нет эксплицированного определения успешной профессиональной деятельности, единой точки зрения на принципы и основания для выделения механизмов психологической саморегуляции в контексте успешной профессиональной деятельности, нет ответа на вопрос о том, как эти механизмы соотносятся между собой.

Поэтому первым этапом исследования стал теоретический анализ и поиск методологических подходов к изучению предмета и объекта исследования, которыми являются психологические механизмы саморегуляции и успешная профессиональная деятельность.

В результате анализа методологических подходов к предмету исследования были изучены теории саморегуляции как родового понятия.

Изучение проблемы психологической саморегуляции ведется с 20-х гг. прошлого века. Результаты исследований отражены в трудах Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина, Д. А. Ошанина, Б. Ф. Ломова, Б. Г. Ананьева, Л. М. Веккер, В. П. Зинченко, Г. М. Зараковского, А. В. Ярмоленко, В. А. Бодрова, Н. Д. Заваловой, В. А. По-номаренко, Е. Н. Суркова, В. Н. Носуленко, О. А. Конопкина, В. И. Моросановой, К. А. Абуль-хановой, Е. А. Сергиенко, В. А. Петровского, В. В. Знакова, Д. А. Леонтьева, Л. Г. Дикой, О. А. Прохорова, В. А. Иванникова, А. С. Шарова, А. В. Карпова, В. Е. Клочко, Н. Винера, Н. Бин-гелоу, Дж. Миллера, Е. Галантера, К. Прибрама, Ч. Карвера, М. Шайера, У. Пауэрса, Б. Циммермана, Ж Нюттена, Ю. Куля и многих других ученых.

Несмотря на большое количество современных теорий саморегуляции, суть данного явления понимается различными авторами сходным образом: саморегуляция — это системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых личностью целей. Данное определение принадлежит О. А. Конопкину [1].

Его концептуальная модель саморегуляции деятельности была определена в качестве методологической базы исследования по критерию универсальности, который дает возможность ее применения в различных научных контекстах, в том числе в контексте успешной профессиональной деятельности.

При рассмотрении проблемы саморегуляции в соответствии с определением О. А. Конопкина, то есть в рамках системного подхода, базовым понятием является понятие психологических механизмов, посредством которых осуществляется саморегуляция.

Первые исследования психологических механизмов (на примере речи) связаны с именем Н. И. Жинкина. Развивая идеи ученого, А. А. Леонтьев сформулировал их основные признаки: в них отражается опосредствованный характер человеческой психики; они определяют идею психической деятельности; их модели одних и тех же явлений могут различаться; деятельность может обеспечиваться принципиально различными механизмами; они отражают сознательный и бессознательный выбор и имеют сложную иерархию — от элементарных до специфических.

Дальнейшие исследования психологических механизмов в различных контекстах велись

Л. М. Аболиным, В. С. Агеевым, Л. Н. Антилого-вой, А. В. Карповым, О. А. Конопкиным, Ю. Н. Кулюткиным, О. М. Краснорядцевым, Г. С. Никифоровым, А. С. Шаровым, М. В. Зотовым и др.

Большинством авторов психологические механизмы рассматриваются в контексте различных аспектов жизнедеятельности и определяются как постоянно действующая или ситуативно возникающая целостная психологическая система средств, обеспечивающих выполнение тех или иных регулятивных функций. Концептуальной основой их систематизации является структура регуляции [2].

В исследовании механизмов саморегуляции в рамках концептуальной модели О. А. Конопкина данное определение психологических механизмов целесообразно конкретизировать в контексте структурно-функционального подхода, который понимает психологические механизмы как результат взаимодействия и взаимосодействия компонентов психологической системы.

Таким образом, первой теоретической предпосылкой исследования механизмов саморегуляции успешной профессиональной деятельности стала концепция О. А. Конопкина, в которой саморегуляция представлена как целенаправленная функциональная система.

Компонентами системы выступают: цель деятельности; субъективная модель значимых условий как источника информации, на основании которой человек осуществляет программирование в соответствии с учетом внутренних и внешних условий активности, а также информации об их динамике; программа исполнительских действий как определение характера, последовательности, способов и других характеристик действий, направленных на достижение цели; система субъективных критериев как конкретизация и уточнение исходной формы и содержания цели для определения информационной неопределенности и её минимизации; контроль и оценка реальных результатов относительно системы принятых субъектом критериев успеха с целью выявления степени соответствия или рассогласования между запрограммированным ходом деятельности, её этапными и конечными результатами; решение о коррекции системы саморегулирования.

Данные компоненты отражают состав и характер регулятивных функций системы. В специфике межфункциональных связей (связей между компонентами) проявляются механизмы саморегуляции. Регуляторно-информационные процессы определяют уровни саморегуляции.

Второй предпосылкой теоретического исследования была определена системогенетическая концепция профессиональной деятельности

B. Д. Шадрикова. В данной концепции описана инвариантная структура профессиональной деятельности, компонентами которой являются: цель профессиональной деятельности, мотивы профессиональной деятельности, программа деятельности, информационная основа деятельности, принятие решения, подсистемы профессионально важных качеств [3].

Важной характеристикой данной системы является ее интегративный потенциал, то есть возможность взаимодействовать с другими конструктами, в частности с системой саморегуляции деятельности.

Третья предпосылка исследования проблемы — определение профессионального успеха как состояния оптимального баланса между профессиональной самоценностью и профессиональной надежностью, к которому стремится субъект, выбирая целесообразные условия и пути его достижения. Данное определение сформулировано на базе существующих имплицитных описаний

C. А. Дружилова, А. Ю. Согомонова в рамках исследовательских работ, проведенных на кафедре практической психологии ВятГГУ в 2010— 2012 гг. под руководством Г. И. Корчагиной [4].

В контексте успешной профессиональной деятельности достижение состояния профессионального успеха является целью профессиональной деятельности, что конкретизирует содержание компонентов структуры системы профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова, наполняя ее новым содержанием.

Для наглядности компоненты системы успешной профессиональной деятельности описаны в таблице.

Следующий этап теоретического исследования заключался в проектировании системы саморегуляции успешной профессиональной деятельности методом синтеза двух описанных систем.

Данный подход обусловлен предположением о том, что в основе процесса реализации успешной профессиональной деятельности лежит взаимосодействие целенаправленной системы успешной профессиональной деятельности и целенаправленной системы саморегуляции деятельности, причем система саморегуляции является детерминирующим (управляющим) механизмом и выполняет по отношению к системе успешной профессиональной деятельности роль адаптивного контура, то есть является надсистемой. Решение об активации системы саморегуляции принадлежит субъекту, поэтому система является самоорганизующейся.

Итак, генетическая концепция двух взаимо-содействующих систем одна — теория функциональных систем П. К. Анохина. Отсюда следует вывод о морфологической идентичности их структур: они изоморфны, тождественны. Их взаимо-

действие происходит на основе синтеза следующим образом:

1. Целевые блоки двух систем объединяются, образуя целевой блок системы саморегуляции успешной профессиональной деятельности.

2. Компонент «Информационная основа деятельности» системы успешной профессиональной деятельности включает в себя функции конкретизации и уточнения исходной формы и содержания цели в соответствии со своим субъективным пониманием принятой цели, а также контроля и оценки реальных результатов в соответствии с объективными и субъективными критериями достижения цели. В универсальной системе саморегуляции аналогичные функции выполняются компонентами «Субъективная модель значимых условий», «Система субъективных критериев достижения цели», «Контроль и оценка реальных результатов». Таким образом, эти три блока объединяются по их функциональному назначению, которое тождественно блоку «Информационная основа деятельности» системы успешной профессиональной деятельности.

3. Компонент «Программа деятельности» в структуре системы успешной профессиоанльной деятельности функционально тождественен блоку «Программа исполнительских действий» системы саморегуляции деятельности, а компонент «Принятие решений» — компоненту «Принятие решения о коррекции системы саморегулирования».

4. Блок «Мотивационная структура» входит в новую систему в качестве самостоятельного компонента.

5. Компонент, обозначенный нами в структуре системы успешной профессиональной деятельности как «Субъект», отражен в каждом компоненте системы саморегуляции. Например, способность субъекта к волевому мышлению отражается в блоке принятия решения; способность к рациональному мышлению — в блоке «Программа деятельности»; компонент «Информационная основа деятельности» отражает способность субъекта к практическому мышлению (которое объединяет в себе рациональное и волевое мышление), а эмоции субъекта — обязательная составляющая мо-тивационной структуры, так как потенциал эмоций определяется структурой потребностей, которые характеризуют широту и уровень личностного развития человека, систему его основных личностных ценностей. В свою очередь, мотива-ционная структура определяет цель субъекта, которая также должна быть принята эмоционально. Связанная с принятием цели эмоционально-волевая настройка во многом определяет успешность целенаправленной деятельности.

Субъект является стержневой основой всей системы саморегуляции успешной профессиональной деятельности.

Таким образом, компонентами системы саморегуляции успешной профессиональной деятельности являются: цель, мотивационная структура, субъект, программа деятельности, принятие решений, информационная основа деятельности.

В процессе исследования было выдвинуто предположение, что при взаимодействии данных компонентов образуются механизмы: мотиваци-онный, информационный, программный, рефлексивный с фокусом на профессиональной надежности и рефлексивный с фокусом на профессиональной самоценности. Данные механизмы соотносятся между собой иерархически. Для вери-

фикации теоретической модели была организована и проведена эмпирическая часть исследования.

Методика

Эмпирическое исследование проводилось с февраля по май 2013 года на базе выборки (К = 297) специалистов ряда организаций г. Кирова и Кировской области. В целевую выборку исследования вошли успешные профессионалы (К = 112) организаций, представляющих 5 различных направлений реализации профессиональной деятельности: маркетинг — 19 испытуемых, экстренная помощь в чрезвычайных ситуациях —

Компоненты системы успешной профессиональной деятельности

№ Название компонента системы Содержание компонента в системе успешной профессиональной деятельности Функции компонента

1 Цель Осознанный образ результатов профессиональной деятельности, выраженный в сбалансированной системе критериев профессиональной самоценности и надежности, в которых отражаются представления субъекта об успешной деятельности Обеспечение упорядочен-ного взаимодействия между всеми компонентами системы; организация всех этапов формирования и функционирования системы

2 Мотивационная структура успешной профессиональной деятельности Система субъективных и объективных факторов, детерминирующих процесс успешной профессиональной деятельности. Содержательное отличие от соответствующего компонента системы профессиональной деятельности: обязательное установление личностного смысла, так как оно ведет к преобразованию характера деятельности Обеспечение связи субъекта и цели в процессе целеобразования посредством подготовки целенаправленности профессиональной деятельности на основе мотивационной структуры

3 Субъект Совокупность индивидуальных качеств субъекта, которые в процессе профессиональной деятельности переходят в профессионально важные и профессионально значимые качества. Содержательное отличие: высокий уровень сформированности профессионально важных и профессионально значимых качеств, когда речь идет о индивидуальном стиле деятельности Выработка цели и программы деятельности по достижению цели

4 Программа деятельности Совокупность структурно соподчиненных, организованных в пространстве и времени действий, подчиненных цели. Содержательное отличие: высокий уровень развития моделирования и программирования Адаптация системы к внутренним и внешним условиям на основе учета информации, мотивов, смыслов и целей

5 Принятие решений Совокупность анализируемых альтернатив и других элементов решения задач. Содержательное отличие: Высокая скорость обработки информации в сочетании с высоким уровнем гибкости Обеспечение связи между компонентами программы деятельности и информационной основой

6 Информационная основа деятельности Совокупность информации об объективных и субъективных критериях успешной профессиональной деятельности. Содержательное отличие: наличие сложных динамических систем информационных признаков, то есть владение развитой способностью к информационному синтезу Информационное обеспечение эффективной деятельности в соответствии с вектором «цель - результат»

18 , тушение пожаров — 26, торговля — 32, предоставление сервисных услуг — 17.

В исследовании были использованы методика «Вектор» В. Г. Мельникова для определения показателей профессиональной надежности и профессиональной самоценности, методика «Стиль саморегуляции» В. И. Моросановой для выявления стилевых особенностей саморегуляции успешных профессионалов, методика «Профессиональная востребованность личности» Е. В. Харитоновой и Б. А. Ясько, диагностирующая уровень профессиональной востребованности личности, методика «Мониторинг трудовых мотивов» Ф. Герцберга, модифицированная и адаптированная В. Р. Келих и Ю. Л. Старен-ченко, предназначенная для исследования индивидуальной трудовой мотивации, «Многомерный профессионально-психологический личностный тест» А. В. Сидоренкова — для описания личностной структуры успешных профессионалов. Статистический анализ результатов эмпирического исследования проводился с помощью Н-критерия Крускала — Уоллиса, коэффициента ранговой корреляции Спирмена, факторного анализа.

Результаты

На первом этапе исследования была определена целевая выборка — профессионалы с высоким уровнем и профессиональной надежности и профессиональной самоценности. Выборка составила 112 человек.

На втором этапе было определено содержание структурных компонентов системы саморегуляции успешных профессионалов.

На третьем этапе была проведена проверка выборки на однородность. По большинству показателей обнаружено сходство показателей.

На четвертом этапе исследования были выявлены механизмы саморегуляции успешной профессиональной деятельности и установлен характер их соотношения между собой.

Обратимся к результатам исследований.

На основании корреляционного анализа с помощью подсчета связей между компонентами было выделено пять механизмов саморегуляции успешной профессиональной деятельности: мо-тивационный, информационный, программный, рефлексивный с фокусом на профессиональной надежности и рефлексивный с фокусом на профессиональной самоценности. Для статистического подтверждения предположения об их наличии и значимости был использован метод факторного анализа, который позволил выделить иерархию или уровневую структуру механизмов.

Фактор 1 представлен следующими показателями: мотивация достижения (0,838), социально-психическая устойчивость (0,653), самоуверенность (0,629), стремление к саморазвитию (0,616),

ориентация на перспективу (0,587), общий уровень саморегуляции (—0,691), программирование (—0,567). Ведущим показателем фактора 1 является «мотивация достижений», что обозначает склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Как показал корреляционный анализ, между мотивацией достижений и другими показателями первого фактора было выявлено наличие значительных прямых взаимосвязей. Так, мотивация достижений связана с социально-психической устойчивостью (г = 0,659, р < 0,01) и стремлением к саморазвитию (г = 0,505, р < 0,01). Кроме того, чем выше мотивация достижений, тем выше стремление к ответственности (г = 0,5, р < 0,01).

Таким образом, субъект направлен на перспективу, его мышление характеризуется страте-гичностью; можно сказать, что он «переживает» будущий успех и испытывает гордость за достигнутые в будущем результаты сейчас, в настоящем, причем чем больше он представляет будущий успех, тем выше способность к поддержанию максимальной работоспособность в различных, в том числе и напряженных, ситуациях, что позволяет сохранять на высоком уровне направленность на постоянную работу над собой. Этому способствует и уверенность в своих силах и способностях. Мотивация достижения настолько велика, что она выступает в роли компенсирующего фактора по отношению к общему уровню саморегуляции (—0,691). Отрицательная нагрузка по показателю программирования (—0,567) подтверждает невостребованность рассматриваемым механизмом конкретных регулятивных функций, описываемых частными шкалами.

Поэтому у нас были все основания, чтобы определить механизм, описанный показателями первого фактора, по ведущему показателю как мотивационный.

Функциональное назначение мотивационного механизма в системе успешной профессиональной деятельности заключается в обеспечении связи между компонентами «Субъект» и «Цель» в процессе целеобразования посредством подготовки целенаправленности профессиональной деятельности на основе мотивационной структуры. С помощью мотивационного механизма субъект определяет цель, которой является достижение баланса между профессиональной надежностью (объективный фактор в мотивационной структуре) и профессиональной самоценностью (субъективный фактор в мотивационной структуре).

Фактор 2 включил в себя показатели: профессиональный авторитет (0,794), профессиональная компетентность (0,757), отношение других (0,675), самоотношение (0,671), оценка результатов профессиональной деятельности (0,649), принадлежность к профессиональному сообществу (0,630),

переживание профессиональной востребованности (0,619).

Результаты корреляционного анализа показали наличие прямых значительных взаимосвязей между принадлежностью к профессиональному сообществу и оценкой результатов профессиональной деятельности (г = 0,602, р # 0,05), отношением других (г = 0,537, р # 0,05), самоотношением (г = 0,652, р # 0,05), то есть чем полнее субъект ощущает свою принадлежность к профессиональному сообществу, тем качественнее он может производить оценку своей профессиональной деятельности, в соответствии с которой проводится своевременная корректировка профессиональных действий для уменьшения рассогласования между текущим и целевым состоянием, что детерминирует эффективность и успешность профессиональной деятельности. Профессиональная идентичность становится основанием для удовлетворенности отношением со стороны коллег и руководства, а также объективной оценкой результатов деятельности субъекта, что, в свою очередь, приводит к высоким показателям самоотношения.

Данные показатели можно интерпретировать так: субъект расценивает свою систему профессиональных знаний как сформированную, он не только располагает этой системой, но и эффективно использует ее, благодаря чему осознает себя значимым для других членов профессиональной группы в качестве «источника информации» в рамках выполняемой профессии. Востребованность информации, предоставляемой субъектом, служит критерием его нужности, полезности. На основании обратной связи субъект узнает об идеях, ценностях, нормах профессиональной группы, определяет степень своей включенности в профессиональное сообщество, выделяя общие, типичные характеристики, которые и определяют профессиональную группу как единое целое. Эмоционально-оценочная система формирует устойчивую степень положительности отношения к самому себе, обеспечивая самопринятие. Высокая способность оценивать текущее состояние деятельности по отношению к цели обеспечивает динамику информационного обмена благодаря корректировке системы критериев, в соответствии с которыми производится оценка на всех перечисленных этапах.

Таким образом, в фокусе внимания показателей второго фактора — информационный обмен. Поэтому механизм, соответствующий данному фактору, определен как информационный.

В системе успешной профессиональной деятельности информационный механизм выполняет функцию контроля соответствия результатов функционирования системы поставленной цели на основе системы объективных и субъективных

критериев успешной профессиональной деятельности, которые входят в содержание компонента «Информационная основа деятельности» в системе успешной профессиональной деятельности.

Фактор 3 представлен показателями: практичность (0,696), гибкость (0,664), общий уровень саморегуляции (0, 633), ответственность (0,608), моделирование (0,611), мышление социальное (0,6), программирование (0, 5).

Ведущие показатели фактора 3 — практичность, гибкость и общий уровень саморегуляции, что проявляется как доминирование интереса к практическим идеям и проблемам. Активность вплетена в реалии жизни, деятельность подчинена обеспечению материальных потребностей и достижению результата, причем в процессе деятельности продумываются и учитываются детали, что позволяет рационально приобретать и использовать ресурсы. Всё вышеперечисленное в сочетании с высокой мотивацией достижения обеспечивает высокую пользу от профессиональной деятельности субъекта. Эффект усиливается и благодаря развитому социальному мышлению, направленному на регулирование межличностных отношений в процессе осуществления профессиональной деятельности: реальность подвергается интерпретации, новая информация адаптируется к уже имеющейся. Это способствует выполнению своих обязанностей и обещаний независимо от обстоятельств. Субъект организован, собран, дисциплинирован, точен в выполнении работы, что служит фундаментом для высокой эффективности при осуществлении моделирования и программирования. Он способен выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что, в свою очередь, проявляется в соответствии программ деятельности, характеризующихся детальностью, развернутостью, продуманностью способов деятельности и поведения, планам деятельности. При этом в ситуации риска наблюдается способность быстро изменить изменение значимых условий, адекватно отреагировать и перестроить программу действий для успешного решения задачи, что характеризует общий уровень саморегуляции как высокий. Это подтверждается результатами корреляционного анализа, который показал наличие прямых значительных связей между моделированием, гибкостью (г = 0,32, р < 0,05) и общим уровнем саморегуляции (г = 0,591, р < 0,05); между гибкостью и программированием (г = 0,573, р < 0,05). Кроме того, сильные прямые связи существуют между гибкостью и общим уровнем саморегуляции (г = 0,756, р < 0,01), а также между программированием и общим уровнем саморегуляции (г = 0,801, р < 0,01), то есть чем лучше субъект определяет

значимые условия, чем больше его способность к прогнозированию таких условий в перспективе, тем адекватней он может реагировать на изменения. Чем быстрее и адекватней его реакция на изменения, тем эффективней скорректированная программа действий.

Показатели третьего фактора описывают механизм, функции которого можно обозначить как реализацию программы деятельности по достижению цели. Исходя из показания шкал, третий фактор определяет рассматриваемый механизм как программный.

В системе успешной профессиональной деятельности программный механизм обеспечивает связь между компонентами «Программа деятельности» и «Информационная основа деятельности посредством принятия решения о корректировке содержания системы критериев последнего». Таким образом, обеспечивается адаптация всей системы к внутренним и внешним условиям на основе учета информации, мотивов, смыслов и целей.

Фактор 4 включил в себя показатели доверчивости (0,703), мотивации просоциального одобрения (0,651), зависимости от группы (0,461), ориентации на формальное деловое общение

(0,442). Данный фактор является биполярным, так как один из показателей, а именно самостоятельность, имеет отрицательную нагрузку (—0,520).

Полученные показатели говорят о готовности признавать за другими способность к эффективному вкладу в общую работу, склонности к кооперации в противовес конкуренции; об открытости, готовности делиться информацией и принимать информацию даже без достаточно критического анализа. Субъект склонен к нормативности, лояльности к групповым стандартам, признанию и защите групповых ценностей, стремлению реализовать групповые цели. Он принимает свою взаимозависимость от коллег; действует в группе с учетом интересов других ее членов; предпочитает самостоятельной работе командную, сопоставляет свои способы и результаты деятельности со способами и результатами других. Идентификация индивида с группой свидетельствует о стремлении получить одобрение других людей, что в целом продуктивно для реализации профессиональной деятельности. Поддержание достигнутого состояния может осуществляться в рамках формального делового общения, когда предпочтение отдается нормативам и официальным требованиям к общению, использованию

Уровневая структура психологических механизмов саморегуляции успешной профессиональной деятельности

субъект

успешной профессиональной деятельности

административных методов влияния. Особенно это касается деятельности с высоким уровнем ответственности. При этом внешней мотивацией формального делового общения являются стремление к достижению успеха и одобрение руководства. Направленность производимых действий на достижение профессиональной надежности (то есть одобрения и высокой оценки со стороны профессиональной группы) очевидна. Достичь ее можно благодаря постоянной оценке своих действий по отношению к действиям других членов профессиональной группы. Поэтому на основании проведенного анализа механизм был определен как рефлексивный с фокусом на профессиональной надежности. Благодаря данному механизму повышается надежность достижения цели системы успешной профессиональной деятельности.

Последний фактор — Фактор 5 — имеет значимые факторные нагрузки по следующим переменным: стремление к карьере (0,639), стремление к зависимости от руководства (0,543), стремление к ответственности и самостоятельности (0,515). Это говорит о стремлении к повышению должностного статуса и властных полномочий, при которых предоставляется возможность не только реализовать имеющиеся навыки и компетенции, достигнуть определенного уровня благосостояния, но и перейти на другой уровень сложности решаемых задач. При этом субъект осознает, что реализация его профессиональной деятельности, сопровождающейся определенными достижениями, происходит в рамках организационной системы, функционирующей в соответствии с организационными нормами и правилами. Система в данном случае рассматривается как инструмент, как фундамент для развития, поэтому субъект осознанно принимает свою зависимость от взаимоотношений с руководителем как лицом, распределяющим ресурсы, необходимые для достижения цели, и определяющим перспективы и развития. Кроме того, руководитель выступает не только как источник объективной оценки достижений субъекта, но и как критерий субъективной оценки достижений. На эти оценки субъект ориентируется при самостоятельном выборе целей и способов решения задач, с каждым разом увеличивая уровень своей личной ответственности. Благодаря постоянной рефлексии

своей самоценности субъект развивается и достигает уровня успешного профессионала. Таким образом, показателями пятого фактора описан механизм, который можно определить как рефлексивный с фокусом на профессиональной самоценности. В системе успешной профессиональной деятельности данный механизм, как и предыдущий, обеспечивает надежность достижения субъектом цели.

Итак, профессиональная деятельность может быть успешной только при достаточном уровне развития всех механизмов саморегуляции: моти-вационного, информационного, программного, рефлексивного с фокусом на профессиональной надежности и рефлексивного с фокусом на профессиональной самоценности.

Кроме того, необходимым условием реализации успешной профессиональной деятельности является сформированность иерархической уров-невой структуры механизмов, представленной на рисунке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нужно сказать о том, что все уровни механизмов соединены восходящими и нисходящими связями. Первый вариант конструктивно рассматривать применительно к процессу формирования, выстраивания системы успешной профессиональной деятельности. Но если есть задача управления уже сформированной системой, то изменения должны происходить, начиная с рефлексивного уровня с фокусом на профессиональной самоценности и рефлексивного уровня с фокусом на профессиональной надежности. Эти различия учтены при разработке рекомендаций по практическому применению результатов исследования.

Примечания

1. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности / предисл. В. И. Моросано-вой. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ЛЕНАНД, 011.

2. Крук В. М. Психологические механизмы обеспечения личностной надежности специалиста // Российский научный журнал. 2012. № 4(29). С. 178-185.

3. Шадриков В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1962.

4. Корчагина Г. И., Ральникова М. В. Стратегии достижения состояния профессионального успеха у сотрудников правоохранительных органов // Проблемы самоутверждения личности: материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. 7 июня 2011 года, г. Киров. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. С. 87-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.