Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / КУЛЬТУРАЦИЯ / ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА / ПЕРЕЖИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наумов П.Ю.

Введение. Решение задач выявления и объяснения функционирования интеллигентности в структуре личности предполагает как минимум два аспекта: первый направлен на её развитие и функционирование, второй - на установление механизмов развития интеллигентности, проявляющихся в личностно-субъектной психической реальности. Автор, последовательно решая задачи анализа психических механизмов развития интеллигентности, выявляет таковые, а также приходит к выводу о том, какой из них выполняет синкретическую функцию и функцию интеграции.Материалы и методы. Для решения задач, определенных в статье в качестве основной методологии автором, используются ориентированные на анализ интеллигентности и особенностей её функционирования системный, деятельностный, комплексный и аксиологический подходы. В качестве основных методов исследования применяются теоретические (гипотетико-дедуктивный метод, концептуализация), общелогические (анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнение и аналогия) и эмпирические (экспертный опрос, наблюдение, анализ независимых характеристик и результатов деятельности) методы научного исследования.Результаты исследования. Применяя методологию системного исследования для последовательного теоретического анализа психических свойств личности и их проявления в деятельности, автор приходит к выводу, что основными психологическими механизмами развития интеллигентности будущего офицера являются адаптация, культурация, интериоризация, экстериоризация, интеллектуализация, экзистенциализация. Они тесно связаны с социальными механизмами формирования субъектности, к которым относятся социализация, образование, эстетизация, творчество и включение в совместную деятельность. Установлено, что синкретическую функцию в развитии интеллигентности будущего офицера в структуре психики выполняет механизм культурации, обеспечивая единство функционирования этих процессов в психической реальности субъекта.Обсуждение и заключения. Установление механизмов развития интеллигентности будущего офицера, их сущности и структуры, а также особенностей их функционирования и взаимодействия с другими психическими процессами позволяет комплексно познать процесс развития личности и субъектности курсанта в военной образовательной организации высшего образования. Результаты исследования можно использовать при проведении научных исследований и в образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL MECHANISMS FOR THE DEVELOPMENT OF INTELLIGENCE OF THE FUTURE OFFICER

Introduction. Solving the problems of identifying and explaining the functioning of intelligence in the structure of personality involves at least two aspects: the first is aimed at its development and functioning, the second is aimed at establishing the mechanisms for the development of intelligence, manifested in the personality-subject mental reality. The author, consistently solving the problems of analyzing the mental mechanisms of the development of intelligence, identifies those, and also comes to the conclusion about which of them performs the syncretic function and the function of integration.Materials and Methods. To solve the problems defined in the article as the main methodology, the authors use systematic, activity-oriented, complex and axiological approaches focused on the analysis of intelligence and the features of its functioning. As the main research methods, theoretical (hypothetical-deductive method, conceptualization), general logical (analysis and synthesis, deduction and induction, comparison and analogy) and empirical (expert survey, observation, analysis of independent characteristics and results of activity) methods of scientific research are used.Results. Applying the methodology of systematic research for a consistent theoretical analysis of the real mental properties of a person and their manifestation in activity, the author comes to the conclusion that the main psychological mechanisms for the development of the intelligence of a future officer are adaptation, cultivation, internalization, exteriorization, intellectualization, existentialization. They are closely related to the social mechanisms of the formation of subjectivity, which include socialization, education, aestheticization, creativity and inclusion in joint activities. It has been established that a syncretic function in the development of the intelligence of a future officer in the structure of the psyche is performed by the mechanism of cultivation, ensuring the unity of the functioning of these processes in the mental reality of the subject.Discussion and Conclusions. The establishment of the mechanisms for the development of the intelligence of a future officer, their essence and structure, as well as the features of their functioning and interaction with other mental processes, allows us to comprehensively understand the process of development of the personality and subjectivity of a cadet in a military educational organization of higher education. The results of the study can be used in scientific research and in educational activities.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА»

Педагогическая психология Статья/Article

УДК 159.9

DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-3-18

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ

БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

П. Ю. Наумов1

1 Федеральное государственное казенное учреждение здравоохранения «Центр военно-врачебной экспертизы войск национальной гвардии Российской Федерации», Москва, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. Решение задач выявления и объяснения функционирования интеллигентности в структуре личности предполагает как минимум два аспекта: первый направлен на её развитие и функционирование, второй - на установление механизмов развития интеллигентности, проявляющихся в личностно-субъектной психической реальности. Автор, последовательно решая задачи анализа психических механизмов развития интеллигентности, выявляет таковые, а также приходит к выводу о том, какой из них выполняет синкретическую функцию и функцию интеграции.

Материалы и методы. Для решения задач, определенных в статье в качестве основной методологии автором, используются ориентированные на анализ интеллигентности и особенностей её функционирования системный, деятельностный, комплексный и аксиологический подходы. В качестве основных методов исследования применяются теоретические (гипотетико-дедуктивный метод, концептуализация), общелогические (анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнение и аналогия) и эмпирические (экспертный опрос, наблюдение, анализ независимых характеристик и результатов деятельности) методы научного исследования.

Результаты исследования. Применяя методологию системного исследования для последовательного теоретического анализа психических свойств личности и их проявления в деятельности, автор приходит к выводу, что основными психологическими механизмами развития интеллигентности будущего офицера являются адаптация, культурация, интериоризация, экстериоризация, интеллектуализация, экзистенциализация. Они тесно связаны с социальными механизмами формирования субъектности, к которым относятся социализация, образование, эстетизация, творчество и включение в совместную деятельность. Установлено, что синкретическую функцию в развитии интеллигентности будущего офицера в структуре психики выполняет механизм культурации, обеспечивая единство функционирования этих процессов в психической реальности субъекта. Обсуждение и заключения. Установление механизмов развития интеллигентности будущего офицера, их сущности и структуры, а также особенностей их функционирования и взаимодействия с другими психическими процессами позволяет комплексно познать процесс развития личности и субъектности курсанта в военной образовательной организации высшего образования. Результаты исследования можно использовать при проведении научных исследований и в образовательной деятельности.

Ключевые слова: интеллигентность, ценностные ориентации, смыслы, деятельность, субъектность, адаптация, культурация, эмоции и чувства, переживание.

Для цитирования: Наумов П.Ю. Психологические механизмы развития интеллигентности будущего офицера // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, №3. С. 18.

PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF THE DEVELOPMENT OF THE INTELLIGENCE OF THE FUTURE OFFICER

P. Yu. Naumov1

1Federal state treasury healthcare institution «Center for military medical expertise of the national guard troops Russian Federation», Moscow, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. Solving the problems of identifying and explaining the functioning of intelligence in the structure of personality involves at least two aspects: the first is aimed at its development and functioning, the second is aimed at establishing the mechanisms for the development of intelligence, manifested in the personality-subject mental reality. The author, consistently solving the problems of analyzing the mental mechanisms of the development of intelligence, identifies those, and also comes to the conclusion about which of them performs the syncretic function and the function of integration.

Materials and Methods. To solve the problems defined in the article as the main methodology, the authors use systematic, activity-oriented, complex and axiological approaches focused on the analysis of intelligence and the features of its functioning. As the main research methods, theoretical (hypothetical-deductive method, conceptualization), general logical (analysis and synthesis, deduction and induction, comparison and analogy) and empirical (expert survey, observation, analysis of independent characteristics and results of activity) methods of scientific research are used.

Results. Applying the methodology of systematic research for a consistent theoretical analysis of the real mental properties of a person and their manifestation in activity, the author comes to the conclusion that the main psychological mechanisms for the development of the intelligence of a future officer are adaptation, cultivation, internalization, exteriorization, intellectualization, existentialization. They are closely related to the social mechanisms of the formation of subjectivity, which include socialization, education, aestheticization, creativity and inclusion in joint activities. It has been established that a syncretic function in the development of the intelligence of a future officer in the structure of the psyche is performed by the mechanism of cultivation, ensuring the unity of the functioning of these processes in the mental reality of the subject.

Discussion and Conclusions. The establishment of the mechanisms for the development of the intelligence of a future officer, their essence and structure, as well as the features of their functioning and interaction with other mental processes, allows us to comprehensively understand the process of development of the personality and subjectivity of a cadet in a military educational organization of higher education. The results of the study can be used in scientific research and in educational activities.

Keywords: intelligence, value orientations, meanings, activity, subjectivity, adaptation, culture, emotions and feelings, experience.

For citation: Naumov P.Yu. Psychological mechanisms for the development of intelligence of the future officer // Vestnik of Minin University. 2022. Vol. 10, no. 3. P. 18.

«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение.

Человека можно уничтожить, но его нельзя победить »,

Эрнест Хемингуэй (1889-1961) -американский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1954 год)

Введение

На современном этапе развития психологической науки возникает необходимость исследования интеллигентности будущего офицера как системного явления психики. С одной стороны, эта необходимость продиктована социальной потребностью в выпускнике военного учебного заведения, который не по составу военнослужащих, а по принципам деятельности и идейным убеждениям является «настоящим офицером» - человеком с осознанием социальной ценности справедливости, честности, взаимоуважения, профессиональной и социальной ответственности за результаты своего воинского труда. С другой стороны, это насущная необходимость формирования образованности и воспитания нравственности, которые при их сопряженности рождают у офицера-интеллигента особый стиль мышления - отнесение каждого конкретного факта, входившего в его поле зрения, к общим смысложизненным проблемам бытия. Проще говоря, речь идет о переживании будущим офицером-интеллигентом социальной реальности как отнесение их к ценности [22].

Теоретическое познание и практическое исследование характеристик бытия и функционирования интеллигентности в социальной практике как совокупности субъектно-личностных качеств, характеризующих человека как интеллигента, могут идти путем выявления, описания и объяснения психологических механизмов её развития. Они позволяют, с одной стороны, сознанию субъекта фиксировать и отражать ценности, присущие интеллигентам, с другой стороны, путем понимания процедуры передачи ценностей и смыслов интеллигентности яснее познавать её сложную психическую природу. Психологические механизмы и свойства личности, развиваемые ими, взаимообусловлены и взаимосвязаны друг с другом, поскольку имеют отражающий и опережающий характер. Связи и отношения, которые складываются между ними, в развитии интеллигентности отличаются своей полисубъектностью и полифункциональностью.

Психологические механизмы развития интеллигентности функционируют строго определенным образом, выполняя широкий набор психических функций и выражая степень проявления определенных субъектно-личностных характеристик. Если рассматривать их функции, то функциональный анализ психологических механизмов позволяет нам рассмотреть две стороны такого функционирования: первая направлена на внутриличностные свойства и процессы, характеризуя внутреннее функционирование,

вторая направлена наружу - в социальную реальность и деятельность индивидуального субъекта, характеризуя проявления внешних деятельностных аспектов.

В мире личности при функционировании психологических механизмов развития интеллигентности действуют процессы реакционирования - фиксации, оценки, интеграции, взаимного качественного перехода, обработки, освоения и присвоения поступающей психической информации - в виде структурированного и зафиксированного эмоционально-чувственным и интеллектуальным способами личностного опыта.

«Схваченные» сознанием явления социальной реальности, а затем «переплавленные» эмоционально-чувственным и интеллектуальным способом субъектно-личностные сведения определенным образом обуславливают и складывающуюся вовне субъектную деятельность. Она также складывается из двух взаимосвязанных показателей. Первый характеризуется первоначальной (не всегда осознанной) реакцией на раздражители. Указанная реакция реализуется субъектом в конкретном социальном поведении. Второй характеризуется осознанно-чувственной и интеллектуальной реакцией, проявляемой на основании обработки информации о раздражителе и проявлении информации через систему личностных смыслов. Одним из свойств психологических механизмов развития интеллигентности является их внутренний личностный и внешний средовой характер, которые объединены в системно-функциональном динамическом единстве.

Материалы и методы

Целью исследования является последовательное описание и объяснение психологических механизмов развития интеллигентности будущего офицера. Поставленная цель обусловила решение следующих задач: изучить литературу, в которой рассматриваются различные аспекты психологических механизмов; выявить психологические механизмы развития интеллигентности будущих офицеров; раскрыть сущность и структуру психологических механизмов развития интеллигентности будущих офицеров.

При рассмотрении механизмов развития интеллигентности офицера нами использованы общетеоретические и прикладные исследования в области системного, деятельностного и функционального познания психологических механизмов развития личности И.А. Баевой [4-6], М.К. Мамардашвили [16], М.В. Петровской [28], Р.Д. Санжаевой [29; 30], А.В. Серого [31], О.В. Суворовой [33-36], В.Д. Шадрикова [40], М.С. Яницкого [41; 42] и др. Также в качестве методологических ориентиров выступали исследования в области интеллигентности личности и основ её развития в социальной практике Э.В. Ильенкова [10], М.С. Кагана [11], Д.С. Лихачева [15], А.В. Соколова [32], В.В. Тепикина [37], А.А. Труфанова [39] и авторские разработки [20; 21; 23; 24].

Следовательно, для решения задач, определенных в статье, используются ориентированные на анализ интеллигентности и особенностей её функционирования системный, деятельностный, комплексный и аксиологический подходы. В качестве основных методов исследования применяются теоретические (гипотетико-дедуктивный метод, концептуализация), общелогические (анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнение и аналогия) и эмпирические (экспертный опрос, наблюдение, анализ независимых характеристик и результатов деятельности) методы научного исследования.

Обзор литературы

При анализе исторического возникновения термина «механизм» и «психологический механизм» в психологии весьма интересной является позиция Т.А. Морозовой. Данный автор указывает, что термин «механизм» не является исконным термином психологии, а был заимствован из других наук, на уровне понятия содержательно раскрывается с позиций психоаналитической теории как способы защиты психики человека от окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира. Именно разработка мотивационно-динамических теорий личности (психоанализ З. Фрейда, гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса, динамическая теория личности К. Левина и другие) обогатила психологическую науку процессуально-динамическими представлениями об отдельных психических явлениях и способствовала выработке таких категорий описания развития психической реальности, как «движущие силы», «механизм», «внутренние противоречия». Отечественная психологическая школа, представленная научными работами Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и других выдающихся ученых, использует понятие механизма применительно к процессам развития психики в онтогенезе и трактует как понятие, описывающее конкретные процессы преобразования объекта развития, призванное указать, как конкретно оно осуществляется. Основным механизмом возрастного развития психики является присвоение накопленного культурно-исторического опыта человечества. Под психологическим механизмом исследователи понимают совокупность внутренних логических связей, процедур, определяющих возникновение изменений в системе психических образований [19].

Исследование различных психологических механизмов, по мнению Л.И. Анцыферовой, заключается в изучении динамики психической жизни личности: «Психологические механизмы можно представить себе как закрепившиеся в психологической организации личности функциональные способы ее преобразования, в результате которых появляются различные психологические новообразования, повышается или понижается уровень организованности личностной системы, меняется режим ее функционирования» [3, с. 8].

А.А. Бодалев, рассматривая определение понятия психологического механизма, в качестве существенного признака выделял указание на процессы, посредством которых происходит становление, развитие, функционирование, преобразование определенного явления внутренней жизни человека, то есть описание того, «что в психике из чего возникает, когда и в какой последовательности» [7].

Другой исследователь, М.М. Карнелович, отмечает, что вскрыть механизм чего-либо значит проникнуть в его внутреннее устройство (строение), установить взаимосвязь и взаимозависимость частей или элементов целого и через это понять и объяснить сущность предмета (процесса), его необходимый закономерный ход и его неизбежное возникновение в тех или иных условиях. В формировании субъектности он выделяет следующие механизмы: целеполагания; экстериоризации и интериоризации; рефлексии; психологической адаптации; готовности к самостоятельным действиям; смыслообразования, осмысления, обмена смыслами [13].

Рассматривая рефлексию как механизм развития интеллигентности будущего офицера, необходимо отметить, что, согласно М.К. Мамардашвили, рефлексия отражает всю внутреннюю жизнь человека, делая его свободным, позволяя самому определить центр саморегуляции. Он указывает, что человек, обладающий рефлексией, является субъектом

собственной жизни, получающим в процессе познания удовлетворение от поиска ценностей и смыслов бытия [16].

Важным является вопрос определения психологических механизмов, которые способствуют переформированию личности. В качестве основного механизма в психологической литературе совершенно верно выделяется обратная связь или конфронтация личности со своим «Я»; информация о себе в восприятии других; понимание и принятие других; открытое выражение своих чувств и эмоций, осознание потребности в коммуникации и степень удовлетворенности ею. Очевидно, что в самоотчетах лиц просматривается, стремление к адекватности самопонимания и повышению ценности своего «Я». Каждый механизм качественно специфичен, то есть привлекается для объяснения строго определенных характеристик или закономерностей социального восприятия. Одни из них актуализируются в достаточно широком диапазоне социальных ситуаций, относятся к широкому классу социальных объектов, спектр действия других более ограничен. Таковыми являются психологические механизмы локуса контроля, идентификации и механизм равновесия. Эти механизмы отличаются разной степенью обобщенности и специфичностью действия [29, с. 11].

Л.Н. Антилогова, рассматривая механизмы формирования ценностного сознания курсантов, выделяет в качестве механизмов такового следующие процессы: общение; обучение; культура и искусство [2].

Современное представление о природе, источниках, формах и видах, формировании и содержании психологических механизмов деятельности человека складывается на основе анализа результатов исследований проблем поведения, деятельности, группового общения, познания, действий и их мотивации [18, с. 36].

B.C. Алишев, исследуя психологические и социально-психологические механизмы повышения качества профессионального образования, выделяет образовательные процессы, процессы социализации и культурации как ведущие механизмы [ 1].

Появление понятия «локус контроля» (лат. lokus - место, местоположение) связано с работами американского психолога Дж. Роттера, который предложил различать между собой людей в соответствии с тем, где они локализуют контроль над значимыми для себя сообщениями. Известны типы такой локализации, или локуса контроля: интернальный и экстернальный. В первом случае человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его личностных качеств, таких как компетентность, целеустремленность, уровень способностей, и являются закономерным результатом собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил, как везение, случайность, давление окружения, другие люди и т.п. [29, с. 12].

Рассматривая сущность формирования и развития субъектности в континууме «объективное-субъективное», необходимо этот процесс рассматривать через интегративные механизмы субъектности: самодетерминацию, самоорганизацию и саморазвитие. Среда является источником развития, а активность самого человека - важнейшим условием обретения компетентности [14]. Субъектность и интеллигентность в структуре психики находятся в соотношении общего и особенного. Их можно рассматривать как сложные системные явления не потому, что они имеют собственную сложную структуру, функционирующую согласно своей внутренней природе и закономерностям психического бытия. Системным любое явление можно считать и исследовать его в качестве такового, лишь выявив его место и особенности внешнего функционирования по отношению к метасистеме, коей к интеллигентности выступает субъектность как проявление социальной

направленности и свободы воли в определении целей и способов деятельности. Соотношение субъектности и интеллигентности как общего и частного в их системно-функциональном единстве позволяет оценить их изоморфизм. И ведь действительно, оба эти явления имеют одинаковые по форме, но разные по содержанию аспекты: телеологические; когнитивно-интеллектуальные; коммуникативные; экзистенциально-ценностные;

эмоционально-волевые; художественно-творческие и рефлексивно-прогностические [26].

Психологический механизм идентификации, как отмечается в ряде работ (А.Г. Асмолов, Ю.М. Орлов, Б.Ф. Поршнев, В.Ф. Петренко и др.), является важным психологическим механизмом развития и формирования личности и ее мотивационной сферы. Человек может отождествлять себя не только с другим человеком, но и с идеалами, образцами, с общественными ценностями, со своими стремлениями, целями. На основе механизма идентификации происходит перевоплощение одного человека в другого, носителя привлекательных черт, свойств, направленности деятельности [30].

В качестве базовых психологических механизмов развития и саморазвития личности Е.В. Ежак выделяет принятие себя, рефлексию, проектирование и прогнозирование жизненных событий, социальное моделирование [9].

Необходимым условием для проявления механизма идентификации можно считать коллективное, групповое и индивидуальное взаимодействие, общение людей, их коммуникацию и отношение. Таким образом, в механизме идентификации нетрудно увидеть звенья исходного механизма динамического равновесия. Эти механизмы тесно взаимосвязаны, поскольку уподобление, подражание в действительности есть не что иное, как уравновешивание, достижение равного положения одного человека по отношению к другому человеку, выступающему в качестве образца, носителя привлекательных черт и свойств [29, с. 13].

Каждый механизм качественно специфичен, то есть имеет содержательные и динамические характеристики. Основными психологическими механизмами, оптимизирующими процесс развития профессионального сознания обучаемых, являются следующие: педагогическая установка, профессиональная адаптация, профессиональная рефлексия, целеполагание и профессиональная самооценка [8]. Также установлена очень важная связь и закономерность, что психологические механизмы связаны между собой, наиболее эффективно взаимодействуют в психике и имеют разную степень реальной интеллектуальной фиксации и деятельностного проявления на различных этапах обучения. Тут стоит говорить о динамически подвижной системе с разными степенями психологических проявлений.

Результаты исследования

Поведение и социальная деятельность военного интеллигента, с одной стороны, продиктованы противоречиями общественной практики, экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе. С другой стороны, они продиктованы эмоциональной реакцией (функционированием эмоционально-волевого компонента в структуре интеллигентности) на происходящие процессы, переживанием субъектом интеллигентности определенной социальной реальности. Эмоциональная реакция интеллигента традиционно разворачивается в трехслойной структуре: импрессивный; экспрессивный и психофизиологический компоненты [22].

Условия развития интеллигентности как способствующая такому развитию обстановка создаются и в педагогическом, и в психологическом, организационном, материально-бытовом и иных аспектах. При этом нас интересуют прежде всего условия в их психологическом и педагогическом срезе, поскольку организационные и материально-бытовые условия, созданные в военном институте, и так направлены на гармоничное и нравственное развитие личности курсанта. Система военного воспитания направлена также на формирование и развитие личности курсанта как будущего офицера через приобщение его к правовым нормам, воинским традициям и ритуалам, трансляции ему системы общечеловеческих ценностей и ценностей военной службы [27].

Основными психологическими детерминантами формирования и развития интеллигентности являются процессы культурации, адаптации, ассоциативно-рефлекторные процессы сознания, опредмечивания и распредмечивания ценностей, которые в своей системной взаимосвязи таким образом воздействуют на личность, что ее реальное социальное поведение будет характеризовать ее как интеллигентную. Здесь речь идет не только и не столько о форме, поскольку перечисленные выше процессы влияют на формирование любой личности, здесь речь идет о содержании, особом ценностно-смысловом наполнении, позволяющем опредметить и распредметить их субъекту именно как интеллигенту. Внутренне психическое функционирование интеллигентности сложным образом обусловлено, с одной стороны, особенностями личности, ее стремлениями к справедливому, честному и прекрасному, потребностями в самореализации, социальной нужности, эмоциональном отклике со стороны других индивидуальных и коллективных субъектов. С другой стороны, зависимость интеллигентности обусловлена особенностями среды и необходимостью адаптации психики к ней. Здесь мы приходим к трехслойности этого процесса, поскольку налицо, пускай и упрощенное, но трехкомпонентное строение указанного функционирования: а) потребности и ценности субъекта; б) социальные условия; в) отношения сопряженности между ними, когда социальные условия детерминируют потребности и ценности, при этом потребности и ценности сами конструируют социальные условия, сначала как их отражение в психической реальности, затем как факторы реального окружающего мира [25].

Важным механизмом развития интеллигентности будущего офицера является процесс культурации как активное вхождение субъекта в человеческую культуру, освоение и присвоение (включая процессы как опредмечивания, так и распредмечивания) ценностно-смысловых образований, приобщение к способам коллективной и индивидуальной деятельности, включение в механизмы функционирования социальной памяти, которая и является источником сигнально-смысловых данных. Культурация зависит от условий культурной среды, происходит адаптационными, эстафетными, знаково-текстовыми способами, общением и подражанием. При функционировании культурации как психологического механизма происходит включение будущего офицера в ключевые формы деятельности интеллигенции ценностно-ориентационного, преобразовательного и творческого характера, следование традициям и нормам.

Ранее было отмечено, что важнейшим механизмом формирования и развития интеллигентности офицера является процесс интериоризации ценностей как приобщение будущего офицера к существующим внешним ценностям культуры, фиксация их сознанием и через переживание и осмысление - как последовательный процесс наделения смыслом и значением - внутриличностное усвоение. В процессе интериоризации ценностей ключевую

роль играет переживание - эмоциональное взаимодействие с носителем ценности, обретение её через понимание значимости и наделение личностным смыслом [22].

Важно также понимать, что при реализации указанного механизма в психической субъектной деятельности происходит становление устойчивых субъектных структурно -функциональных единиц - интеллектуального, ценностного, коммуникативного и внутренне-творческого характера. Таким образом, данный механизм, реализуя функцию «обретения себя» офицером, позволяет ему, приобщаясь к знаниям и ценностям военной интеллигенции, осуществляя коммуникацию и преобразование социальной реальности, приобщаться к указанной социальной группе не с точки зрения происхождения, а с точки зрения собственных субъектно-личностных психологических свойств. Интериоризация переходит и в интеллектуализацию, и в осмысление, и во внутренние преобразовательные действия, которые фиксируются в виде динамических, но устойчивых личностных образований. Процесс интериоризации близок по своей сущности, содержанию и структуре процессу интернализации, хотя указанный термин используется чаще в социологическом знании и подразумевает примерно те же психологические действия по освоению и присвоению знаний и ценностей, полученных из внешних источников окружающей среды, а затем обработанных субъектом.

Экстериоризация - процесс, прямо противоположный интериоризации, определяет переход из сознания в опредмеченное пространство - психическую реальность и предметное поле деятельности [22]. Экстериоризация как механизм развития интеллигентности позволяет субъекту овладевать своими действиями, проявлять деятельностную природу данного психологического свойства, реально преобразовывать окружающую субъекта (будущего офицера) реальность, творчески реализуя его интеллектуальные образования, нравственные ценности и способности к практическим конструктивным действиям на благо общества. В развитии интеллигентности выполняет адаптационную, преобразовательную, творческую и реализационно-практическую функцию. Экстериоризация тесно связана с другим психологическим механизмом - экстернализацией, хотя между ними есть и сущностные различия. Экстернализация как процесс побуждения внутреннего потенциала и психологических возможностей субъекта с помощью внешних стимулов (побуждений) выступает одной из движущих сил экстериоризации и входит в его компонентный состав.

Выделяя взаимосвязь рассмотренных психологических механизмов, важно понимать, что экстериоризация в своем системно-функциональном единстве составляет две динамические стороны (вместе с интериоризацией) единого процесса психологического развития свойств, характерных для личности интеллигента.

Одним из ключевых психологических механизмов развития интеллигентности является процесс или механизм адаптации. По поводу адаптации, её сущности, структуры и особенностей социального протекания написано огромное количество научных работ и защищено множество кандидатских и докторских диссертаций. На их анализе в данной работе останавливать свое внимание не будем, а лишь отметим, что сущность адаптации заключается в приспособлении индивидуального субъекта (личности) к определенным условиям среды, сложившимся (утвержденным) требованиям, соотнесения своих мотивов, потребностей, интересов, ценностей и смыслов с этими требованиями. Адаптированность к условиям среды и сложившимся требованиям проявляется в социальной активности и деятельности, а также непосредственно связана с её видами и особенностями проявления. Адаптация непосредственно связана со специально социально-организованными процессами - образованием, воспитанием и социализацией. Адаптация как механизм

развития интеллигентности будущего офицера выполняет информационно-сигнальную, приспособительную, динамически-структурную, удовлетворительную и коммуникативную функции. Адаптация едина с другим процессом или механизмом - процессом культурации, поскольку в ходе него происходит не только и не столько приобщение офицера к культуре, сколько его адаптация к условиям данной культурной среды. Исходя из этого, этапами развития интеллигентности офицера в их системной динамике являются: информационно-сигнальный (ознакомительный); адаптационно-начальный; ассимиляционно-целевой; интериоризационный; экстериоризационно-творческий и экзистенциально-преобразовательный (рекурсионный); социально-эстафетный.

Реальное субъектное бытие интеллигентности характеризуется викарным функционированием и переходом от одних психологических процессов к другим через психическую экзистенциальную оценку действительности.

Инструментом сознания, с помощью и на основании которого предметы и явления окружающей реальности переходят во внутренний мир субъекта и могут, обретая реальный субъектный образ и значимость, становиться ценностями, являются чувства и эмоции, которые, выполняя комплекс системных воздействий (функций) в психике и на психику (ориентационных, адаптивных, коммуникативных, мотивационно-побудительных, регуляционно-управленческих, сигнально-информационных и предохранительно-освоенческих), позволяют переработать информацию о взаимодействии субъекта со средой.

Связующим звеном и процессом, с помощью которого явления и предметы реальности закрепляются как социальные ценности через их эмоционально-чувственное понимание, является переживание как психологическое состояние, характеризующееся наличием в сознании и самосознании субъекта внутренней связи чувств и эмоций. Оно заключается в постижении (достижении смысла) объектов индивидуальной и социальной реальности. Постижение того, что реальное достижение социальной солидарности, торжество права и справедливости является реальным в обществе, выступает пиковым (вершинным) переживанием для интеллигенции в субъектной жизни. Это качественно отличает систему её личностных смыслов от иных социальных и психологических категорий. Следовательно, поведение интеллигента и его социальная позиция характеризуются пиковым переживанием по поводу экзистенциальных для личности вопросов.

Активное участие в развитии качеств и ценностей, характеризующих будущего офицера как интеллигента, принимает механизм и процесс рефлексии, с помощью которого происходит самоидентификация и самопонимание субъектом как своего психологического состояния, так и суммы внешних воздействий, осуществляемых в ходе целенаправленного или стихийного построения социальных контактов.

Обсуждение и заключения

Психологические механизмы необходимо рассматривать через понимание структуры деятельности, её виды, цели, способы, средства, процессы и результаты. Механизмы функционируют в сознании и самосознании и ими управляются (направляются). Проявляются они через активность субъекта во взаимодействии с другими такими же субъектами. Важнейшим механизмом, обеспечивающим функционирование в психике остальных механизмов, является механизм саморегуляции. В психологических механизмах логично выделить фазы, или этапы их внутреннего функционирования. Так, любой

рассматриваемый нами психологический механизм разделен, как правило, на следующую последовательность действий (последовательность получения информации): столкновение; ознакомление и обработка; освоение и присвоение; осмысление и создание; рефлексия; применение. Психологической основой функционирования механизмов развития интеллигентности выступает субъектность во всем многообразии ее психических форм и проявлений.

Внешнее функционирование психологических механизмов развития интеллигентности происходит следующим образом. Будущий офицер как индивидуальный субъект, осуществляя постепенное динамическое вхождение в интеллигенцию: адаптируется к условиям, содержанию деятельности, ценностям и смыслам интеллигентности; осваивает, присваивает, усиливает (в процессе принятия ценностей, смыслообразования (наделения смыслом) и обмена смыслами) ценности и смыслы интеллигентности и осуществляет их трансляцию другим субъектам; деятельностно преобразует реальность и творчески создает предметы культуры, тем самым внутренне способствуя развитию как своей субъектной интеллигентности, так и повышая уровень общей человеческой культуры через процессы вхождения в нее, становясь полноправным носителем (транслятором) субъективной культурно-деятельностной творческой активности.

Список использованных источников

1. Алишев B.C. Психологические и социально-психологические механизмы повышения качества профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2006. №2(44). С. 25-28.

2. Антилогова Л.Н. Психологические факторы и механизмы развития нравственного сознания личности курсанта // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. №1(15). С. 62-64.

3. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН, 2004. 413 с.

4. Баева И.А. Психологические проблемы обеспечения безопасности в образовании // Мир психологии. 2020. №2(102). С. 184-190.

5. Баева И.А., Баев Н.Н. К вопросу о технологиях передачи психологического знания // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. И.В. Васютенковой. СПб, 2016. С. 8-16.

6. Баева И.А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. №6. С. 135-141.

7. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. М.: Педагогика, 1983. 271 с.

8. Гуслякова Н.И. Психологические механизмы развития профессионального педагогического сознания // Вестник Университета Российской академии образования. 2008. №1. С. 61-63.

9. Ежак Е.В. Профессиональное развитие педагога: психологические механизмы и детерминанты // Вестник Донского государственного технического университета. 2014. Т. 14, №4(79). С. 219-226.

10. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить: учебно-методическое пособие. 2-е изд., стер. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. 108 с.

11. Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема // Формирование российского интеллигента в университете. СПб, 2000. С. 130-133.

12. Карась Д.В., Серый А.В. Личностный выбор как реализация инструментальной свободы эго и роль психологической защиты в его регуляции в теории классического психоанализа // Фундаментальные исследования. 2009. №3-S. С. 86-87.

13. Карнелович М.М. Моделирование психологических условий и механизмов развития субъектности педагога // Психология обучения. 2015. №11. С. 61-69.

14. Королева Ю.А. Детерминанты и механизмы развития социально-психологической компетентности в условиях дизонтогенеза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. №6. С. 145-151.

15. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб, 2006. 416 с.

16. Мамардашвили М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопросы философии. 1994. №1. С. 73-84.

17. Манакова М.В. Психологические механизмы формирования и развития педагогического сознания у будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-1. С. 379-383.

18. Мухамадиярова Г.Ф. Психологические механизмы развития познавательных процессов учащихся // Научное мнение. 2015. №4-2. С. 36-38.

19. Морозова Т.А. Психологические механизмы развития конфликтологической готовности будущих педагогов начальных классов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №4(11). С. 198-201.

20. Наумов П.Ю., Халимбеков А.З., Метелицкий В.В. Основные подходы к анализу структуры профессионального сознания будущих офицеров внутренних войск МВД России // В мире научных открытий. 2015. №7-1(67). С. 412-425.

21. Наумов П.Ю., Карпов А.С. Ценности в структуре социальных эстафет // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №3(49). С. 174-178.

22. Наумов П.Ю. Психологическая структура интеллигентности будущего офицера: системный подход и междисциплинарный анализ // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №2(35). С. 10.

23. Наумов П.Ю., Повшедная Ф.В. Психологическая природа интеллигентности офицера // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №2. С. 12.

24. Наумов П.Ю., Митрофанова Е.Ю., Дорошенко Е.В. Мировоззренческо-гуманистическая функция литературы в жизни общества // Идеи и идеалы. 2013. Т. 2, №2. С. 102-108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Наумов П.Ю., Марухин Е.Е. Психологические детерминанты функционирования интеллигентности будущего офицера // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10, №2-1. С. 95-100.

26. Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Субъектность и интеллигентность: от понятия к изоморфизму // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12, №6. С. 188-200.

27. Наумов П.Ю. Проблема выявления условий и средств развития интеллигентности будущих офицеров // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2021. №4(58). С. 199-202.

28. Петровская М.В., Щербаков С.В. Рефлексия как механизм развития психологической культуры личности // Казанский педагогический журнал. 2015. №4-2(111). С. 399-403.

29. Санжаева Р.Д. Готовность и её психологические механизмы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. №2. С. 3-16.

30. Санжаева Р.Д. Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория // Образование. Личность. Общество. 2012. №1. С. 127-140.

31. Серый А.В., Яницкий М.С., Браун О.А. Смысловая обусловленность структуры Я-концепции студенческой молодежи // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. №3. С. 597-607.

32. Соколов А.В. Формула интеллигентности // Вопросы философии. 2005. №5. С. 57-67.

33. Суворова О.В., Кравчук О.Н., Сорокоумова С.Н. Взаимосвязь психологических условий и факторов, влияющих на формирование образа сотрудника органов внутренних дел (ОВД) // Психолого-педагогический поиск. 2020. №2(54). С. 144-155.

34. Суворова О.В., Фрундина М.Н. Особенности развития механизмов эмпатии у подростков // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. №3(6). С. 56-60.

35. Суворова О.В., Сорокоумова С.Н., Споткай Л.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности личности подростка // Приволжский научный журнал. 2015. №2(34). С. 281-286.

36. Суворова О.В. Ключевые линии становления субъектности в базовых отечественных периодизациях развития личности // Мир науки, культуры, образования. 2012. №1(32). С. 107-109.

37. Тепикин В.В. Кристаллизация интеллигенции: сборник научно-популярных эссе и очерков. Иваново: Ивановский государственный университет, 2011. 129 с.

38. Трапезникова А.В., Серый А.В. Психологические условия эффективности педагогического воздействия в условиях дистанционного обучения // Актуальные вопросы науки и техники: проблемы, прогнозы, перспективы: сборник тезисов II Национальной конференции / под общей редакцией И.С. Морозовой, И.А. Короткого. Кемерово, 2020. С. 88-90.

39. Труфанов А.А. Основы теории интеллигентности: [монография]. Казань: Новое знание, 2002. 271 с.

40. Шадриков В.Д., Кузнецова М.Д. Динамика связей показателей интеллекта и рефлексии в процессе обучения // Акмеология. 2013. №1(45). С. 31-42.

41. Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А. Динамика структуры идентичности личности в процессе профессионального обучения // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2018. №1-1. С. 143-149.

42. Яницкий М.С., Серый А.В. Трансформация представлений об экстремальной ситуации в постнеклассической психологии // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2013. №3. С. 120-124.

References

1. Alishev B.C. Psychological and socio-psychological mechanisms for improving the quality of vocational education. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal, 2006, no. 2(44), pp. 25-28. (In Russ.)

2. Antilogova L.N. Psychological factors and mechanisms for the development of the moral consciousness of a cadet's personality. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah, 2001, no. 1(15), pp. 62-64. (In Russ.)

3. Ancyferova L.I. Personal development and problems of gerontopsychology. Moscow, Institut psihologii RAN Publ., 2004. 413 p. (In Russ.)

4. Baeva I.A. Psychological problems of ensuring security in education. Mir psihologii, 2020, no. 2(102), pp. 184-190. (In Russ.)

5. Baeva I.A., Baev N.N. On the issue of technologies for the transfer of psychological knowledge. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie processov razvitiya rebenka: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii /pod red. I.V. Vasyutenkovoj. St. Petersburg, 2016. Pp. 8-16. (In Russ.)

6. Baeva I.A. Accompanying the psychological safety of students in the educational environment. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2015, no. 6, pp. 135-141. (In Russ.)

7. Bodalev A.A. Personality and Communication: Selected Works. Moscow, Pedagogika Publ., 1983. 271 p. (In Russ.)

8. Guslyakova N.I. Psychological mechanisms of development of professional pedagogical consciousness. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya, 2008, no. 1, pp. 61-63. (In Russ.)

9. Ezhak E.V. Professional development of a teacher: psychological mechanisms and determinants. Vestnik Donskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2014, vol. 14, no. 4(79), pp. 219-226. (In Russ.)

10. Il'enkov E.V. The school should teach to think: a teaching aid. 2nd edition stereotypical. Moscow, MPSI Publ., Voronezh, MODEK Publ., 2009. 108 p. (In Russ.)

11. Kagan M.S. Reproduction of the Russian intelligentsia as a pedagogical problem. Formirovanie rossijskogo intelligenta v universitete. St. Petersburg, 2000. Pp. 130-133. (In Russ.)

12. Karas' D.V., Seryj A.V. Personal Choice as a Realization of Instrumental Freedom of the Ego and the Role of Psychological Protection in Its Regulation in the Theory of Classical Psychoanalysis. Fundamental'nye issledovaniya, 2009, no. 3-S, pp. 86-87. (In Russ.)

13. Karnelovich M.M. Modeling of psychological conditions and mechanisms for the development of the teacher's subjectivity. Psihologiya obucheniya, 2015, no. 11, pp. 61-69. (In Russ.)

14. Koroleva YU.A. Determinants and mechanisms of development of socio-psychological competence in conditions of dysontogenesis. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2015, no. 6, pp. 145-151. (In Russ.)

15. Lihachev D.S. Selected works on Russian and world culture. St. Petersburg, 2006. 416 p. (In Russ.)

16. Mamardashvili M.K. To the spatio-temporal phenomenology of events of knowledge. Voprosy filosofii, 1994, no. 1, pp. 73-84. (In Russ.)

17. Manakova M.V. Psychological mechanisms of formation and development of pedagogical consciousness among future teachers. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2019, no. 62-1, pp. 379-383. (In Russ.)

18. Muhamadiyarova G.F. Psychological mechanisms of development of cognitive processes of students. Nauchnoe mnenie, 2015, no. 4-2, pp. 36-38. (In Russ.)

19. Morozova T.A. Psychological mechanisms for the development of conflictological readiness of future primary school teachers. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya, 2012, no. 4(11), pp. 198-201. (In Russ.)

20. Naumov P.YU., Halimbekov A.Z., Metelickij V.V. The main approaches to the analysis of the structure of professional consciousness of future officers of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. V mire nauchnyh otkrytij, 2015, no. 7-1(67), pp. 412-425. (In Russ.)

21. Naumov P.YU., Karpov A.S. Values in the structure of social relay races. Social'no-ekonomicheskie yavleniya iprocess, 2013, no. 3(49), pp. 174-178. (In Russ.)

22. Naumov P.YU. Psychological structure of the intelligence of the future officer: a systematic approach and interdisciplinary analysis. Vestnik Mininskogo universiteta, 2021, vol. 9, no. 2(35), p. 10. (In Russ.)

23. Naumov P.YU., Povshednaya F.V. Psychological nature of an officer's intelligence. Vestnik Mininskogo universiteta, 2020, vol. 8, no. 2, p. 12. (In Russ.)

24. Naumov P.YU., Mitrofanova E.YU., Doroshenko E.V. Worldview and humanistic function of literature in the life of society. Idei i idealy, 2013, vol. 2, no. 2, pp. 102-108. (In Russ.)

25. Naumov P.YU., Maruhin E.E. Psychological determinants of the functioning of the intelligence of the future officer. Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya, 2021, vol. 10, no. 2-1, pp. 95-100. (In Russ.)

26. Naumov P.YU., D'yachkov A.A. Subjectivity and intelligence: from concept to isomorphism. Russian Journal of Education and Psychology, 2021, vol. 12, no. 6, pp. 188-200. (In Russ.)

27. Naumov P.YU. The problem of identifying the conditions and means of developing the intelligence of future officers. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota:psihologo-pedagogicheskie nauki, 2021, no. 4(58), pp. 199-202. (In Russ.)

28. Petrovskaya M.V., SHCHerbakov S.V. Reflection as a mechanism for the development of the psychological culture of the individual. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal, 2015, no. 4-2(111), pp. 399-403. (In Russ.)

29. Sanzhaeva R.D. Readiness and its psychological mechanisms. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo, 2016, no. 2, pp. 3-16. (In Russ.)

30. Sanzhaeva R.D. Psychological readiness of a person for activity as a metacategory. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo, 2012, no. 1, pp. 127-140. (In Russ.)

31. Seryj A.V., YAnickij M.S., Braun O.A. Semantic conditionality of the structure of the self-concept of student youth. Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii, 2020, no. 3, pp. 597-607. (In Russ.)

32. Sokolov A.V. The formula of intelligence. Voprosy filosofii, 2005, no. 5, pp. 57-67. (In Russ.)

33. Suvorova O.V., Kravchuk O.N., Sorokoumova S.N. The relationship of psychological conditions and factors influencing the formation of the image of an employee of the internal affairs bodies (OVD). Psihologo-pedagogicheskij poisk, 2020, no. 2(54), pp. 144-155. (In Russ.)

34. Suvorova O.V., Frundina M.N. Features of the development of empathy mechanisms in adolescents. Kollekciyagumanitarnyh issledovanij, 2017, no. 3(6), pp. 56-60. (In Russ.)

35. Suvorova O.V., Sorokoumova S.N., Spotkaj L.A. Psychological and pedagogical conditions for the development of the subjectivity of a teenager's personality. Privolzhskij nauchnyj zhurnal, 2015, no. 2(34), pp. 281-286. (In Russ.)

36. Suvorova O.V. Key lines of the formation of subjectivity in the basic domestic periodizations of personality development. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2012, no. 1(32), pp. 107-109. (In Russ.)

37. Tepikin V.V. Crystallization of the Intelligentsia: A Collection of Popular Science Essays and Essays. Ivanovo, Ivanovskij gosudarstvennyj universitet Publ., 2011. 129 p. (In Russ.)

38. Trapeznikova A.V., Seryj A.V. Psychological conditions for the effectiveness of pedagogical influence in conditions of distance learning. Aktual'nye voprosy nauki i tekhniki: problemy, prognozy, perspektivy: sbornik tezisov II Nacional'noj konferencii /pod obshchej redakciej I.S. Morozovoj, I.A. Korotkogo. Kemerovo, 2020. Pp. 88-90. (In Russ.)

39. Trufanov A.A. Fundamentals of the theory of intelligence: [monograph]. Kazan, Novoe znanie Publ., 2002. 271 p. (In Russ.)

40. SHadrikov V.D., Kuznecova M.D. Dynamics of connections between indicators of intelligence and reflection in the learning process. Akmeologiya, 2013, no. 1(45), pp. 31-42. (In Russ.)

41. YAnickij M.S., Seryj A.V., Braun O.A. Dynamics of the structure of personality identity in the process of vocational training. Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii, 2018, no. 1-1, pp. 143-149. (In Russ.)

42. YAnickij M.S., Seryj A.V. Transformation of ideas about the extreme situation in post-non-classical psychology. Lichnost' v ekstremal'nyh usloviyah i krizisnyh situaciyah zhiznedeyatel'nosti, 2013, no. 3, pp. 120-124. (In Russ.)

© Наумов П.Ю., 2022

Информация об авторах Наумов Петр Юрьевич - кандидат педагогических наук, помощник начальника ФГКУЗ «Центр военно-врачебной экспертизы войск национальной гвардии Российской Федерации» по правовой работе, Москва, Российская Федерация, e-mail: petr.naumov.777@mail.ru.

Information about the authors Naumov Petr Yu. - Candidate of Pedagogical Sciences, assistant to the head of the Federal state public health institution «Center for military medical expertise of the national guard troops of the Russian Federation» for legal work, Moscow, Russian Federation, e-mail: petr.naumov.777@mail.ru.

Поступила в редакцию: 10.05.2022 Принята к публикации: 03.08.2022 Опубликована: 26.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.