УДК 159.9.018 ББК 88.5
а.п. вяткин
Байкальский государственный университет
экономики и права г. Иркутск [email protected]
психологические механизмы экономической социализации личности в условиях трансформации общества
A.P. Vyatkin
Baikal State University of Economics and Law,
Irkutsk
PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF ECONOMIC SOCIALIZATION OF
PERSONALITY IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF THE SOCIETY
Аннотация: Трансформация современного общества приводит к снижению эффективности традиционных механизмов социализации и детерминирует новые психологические механизмы экономической социализации (ЭС) - экономическая направленность, субъективная экономическая рациональность, экономическая «Я-концепция», лич-ностно-экономическое конструирование. Разработанная субъектно-ролевая концепция ЭС включает теоретическую модель, композитную структуру и интегральный критерий. Модель составлена из 8 концептов, позволяющих реализовать названные механизмы. Ядро модели представлено концептом экономического смысла. Рабочая часть модели реализована на трех уровнях - сознание, экономический субъект, личность. Разработан и апробирован методический комплекс, включающий ряд новых методик, направленных на диагностику новых психологических механизмов ЭС. На основании сравнительных статистических исследований групповых субъектов с разным социально-экономических статусом - предприниматели, госслужащие, работники предприятий, безработные - разработан интегральный критерий оценки ЭС как оценки готовности к экономической деятельности. Разработаны практические рекомендации по экономической социализации личности в условиях трансформации общества.
Ключевые слова: социализация, психологический механизм, концепция, модель, методический комплекс, готовность, интегральный критерий, рекомендации.
Annotation: Transformation of modern society leads to decline in efficiency of traditional mechanism of socialization and determines new psychological mechanism of economic socialization such as economic orientation, subjective economic rationality, economic "self-conception ", personal and economic constructing. They elaborated subjective and role conception of economic orientation which includes theoretical model, composite structure and integral criteria. The model is made of 8 concepts which allow realizing mentioned mechanism. The main body of the model is represented as a concept of economic sense. Working part of the model is realized at three levels such as conscience, economic subject, and personality.
They worked out and approved a methodical complex including a range of new methods directed to diagnostics of new psychological mechanism of economic socialization. On the basis of comparative statistic researches of team subjects with different socio-economic status such as entrepreneurs, state officers, employees of organizations, unemployed they elaborated integral criteria of estimation of economic socialization as an estimation of readiness for economic activity. They work out practical recommendations on economic personality socialization in conditions of social transformation.
Keywords: socialization, psychological mechanism, conception, model, methodical complex, readiness, integral criteria, recommendations.
психология в ЭКОНОМИКЕ и УПРАВЛЕНИИ 2014, №1
Проведенное теоретико-методологическое исследование проблемы экономической социализации личности (ЭСЛ) в условиях изменяющегося общества показало, что новые социальные условия приводят к снижению эффективности традиционных факторов и механизмов социализации [6, 7, 10] и утверждению новых психологических факторов и механизмов, обеспечивающих устойчивую социально-экономическую ориентацию личности, а также синхронизацию социальных и личностных трансформаций.
Краткая характеристика новых социальных условий
1. Социальная нестабильность и неопределенность. Высокая скорость и радикализм проводимых «сверху» реформ, неопределенность вектора социальных изменений. Отсутствие общепринятых моделей социального поведения. «Средний класс» общества атрофирован, не включен в реальные процессы управления и развития. Отсутствие коллективного субъекта социальных преобразований вызывает «системную дезорганизацию».
2. Информатизация общества. Переход от капитала и собственности к информации как главному фактору социальной дифференциации и стратификации. Повсеместное использование информационных технологий. Глобальные информационные сети приводят к формированию сетевых организаций и сетевой культуры.
3. Рыночная экономика. Доминирование экономических проблем в социальной сфере, доминирование финансов и финансовых решений в экономике. Экономические девиации - инфляция, безработица, нищета, криминал, коррупция. Критическое социальное расслоение по признаку «богатый-бедный». Утрачена всякая ценность воспроизводящего труда.
4. Конфликт ценностей, жизненный кризис. В обществе присутствуют одновременно несколько видов культуры, представляющих конфликтующие ценности. СМИ и Интернет откровенно пропагандируют культ жестокости, насилия, аморальности. «Рыночный» тип мышления и прагматизм становятся ведущей нравственной нормой успешной жизнедеятельности.
5. Новые институты социализации - предпринимательство, рынок труда, СМИ, сетевые коммуникации. Правовой нигилизм, слабость института частной собственности, разгул криминала и коррупции, недоверие со стороны общества тормозят развитие предпринимательства. Рынок труда не обеспечивает предложение и спрос не только моральных и культурных,
но и деловых качеств работника. Для СМИ характерен целый спектр негативных явлений, которые создают реальную опасность для человека и потенциальную опасность для общества. Сетевые, коммуникации посредством интерактивности личности воспроизводят постоянно исчезающую социальную ситуацию, поэтому социальная принадлежность и идентичность теряют свою первоначальную социализирующую сущность.
Экономическая социализация обеспечивается рядом специфических психологических факторов и механизмов. К ним относятся: экономическая направленность личности, включающая ряд экономических установок; субъективная экономическая рациональность, позволяющая реализовать выбор из альтернатив с субъективной вероятностью; экономическая «Я-концепция», включающая систему рыночно-этиче-ских представлений и самооценок; личностно-эконо-мическое конструирование, обеспечивающее идентификацию личности в экономических ролях.
Систематизация концепций социализации личности позволила выделить основные факторы, механизмы, эффекты и критерии социализации личности [5, 8, 11]. Социализация определяется как активный процесс присвоения личностью социального опыта и его воспроизводства в деятельности в экономических ролях. Этот процесс сопровождается целостным развитием личности и ее вхождением в экономическую среду, его регулятором со стороны общества являются нормы и роли, а со стороны личности - ценности, установки и способности, определяемые как социально-психологические факторы. Объективным критерием являются социальные достижения и социально-экономический статус субъекта, а субъективным - интегрированные устойчивые изменения сознания и личности, отражающие ее психологическую готовность к социальным изменениям. Наиболее эффективным механизмом ЭСЛ в условиях изменяющегося общества является механизм личностно-экономического конструирования [2].
Разработана социально-психологическая концепция экономической социализации личности в условиях изменяющегося общества, которая включает теоретическую модель, композитную структуру и интегральный критерий социализации. Модель составлена из концептов - теоретических положений, образующих основу концепции экономической социализации личности.
Концепт I. «Условия-влияние». Специфические социальные условия изменяющегося общества вызывают у личности сложности и создают барьеры социализации.
ПСИХОЛОГИЯ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ 2014, №1
Концепт II. «Факторы-механизмы-эффекты». Социально-психологические барьеры и сложности проявляют У личности специфические факторы и механизмы, обеспечивающие эффективную экономическую социализацию в условиях изменяющегося общества.
Концепт III. «Сознание-субъект деятельности-личность» отражает базовые психологические категории, на уровне которых происходит экономическая социализация и ее исследование. Эти категории находятся в отношениях иерархии по потенциалу социализации.
Концепт IV «Экономический смысл» отражает ориентацию человека на ожидаемую полезность и ее оптимизацию. Сформированная система экономических смыслов позволяет конструировать экономическое значение в первоначально нейтральном объекте или социальной ситуации.
Концепт V. «Психологическая готовность» отражает готовность к экономической деятельности и является обобщенным социально-психологическим эффектом социализации, проявляющимся в соответствующем социально-экономическом статусе субъекта.
Концепт VI. «Экономические способности». Обобщенным фактором экономической социализации являются экономические способности, обеспечивающие успешность экономической деятельности.
Концепт VII. «Социализация в экономических ролях».
Обобщенным социально-психологическим механизмом экономической социализации является деятельность в экономических ролях.
Концепт VIII. «Композиция». Композитная структура социализации, построенная на пересечении или комбинации базовых (Концепт III) и операциональных (Концепт II) категорий как координат структуры. Концепты обоснованы, описано их социально-психологическое содержание.
Описание модели ЭСЛ исходит из влияний изменяющегося общества, отличающихся от влияний стабильного общества - неопределенность, экономические девиации, конфликт ценностей, информатизация общества. Отражается ряд социально-психологических особенностей личности, вызванных трансформацией общества - инверсия процесса социализации, снижение статуса социальной принадлежности, кризисная идентичность (Концепт I). «Рабочую» часть модели составляют психологические факторы и механизмы экономической социализации (Концепт II), которые реализуются на трех уровнях социализации - экономическое сознание, субъект деятельности, личность (Концепт
III). Факторы определяются как постоянно действующие социально-психологические детерминанты, а механизмы преобразуют их активность в желаемый эффект социализации [2].
Началом процесса экономической социализации является социализации сознания [3], которое приобретает экономическое качество через формирование системы экономических смыслов, позволяющих в дальнейшем порождать экономические значения в первоначально нейтральных объектах и социальных ситуациях (Концепт IV). Непосредственно действующим звеном, обеспечивающим взаимодействие сознания и личности с социально-экономической ситуацией, является субъект деятельности [1], т.е. деятель в экономических ролях, что реализует деятельностную социализацию (Концепт VII). Концепт V «Психологическая готовность» реализует структурный социально-психологический критерий социализации. Композитная логика социализации (Концепт VIII. «Композиция») целостно воспроизводит предварительно выделенные, а также недостающие, но вероятные значения [9].
Разработан и апробирован методический комплекс, в который включены новые методики, ориентированные на соответствующие психологические факторы и механизмы ЭСЛ - экономическую направленность, личностно-экономическое конструирование, субъективную экономическую рациональность, «Я-концепцию». Проведенные проверки подтвердили валидность и надежность разработанных методик.
Результаты эмпирического исследования характеризуют основные социально-психологические закономерности ЭСЛ в условиях трансформации общества.
Экономическая направленность (ЭН) личности обеспечивает смыслообразование экономических интересов [4], целей а субъективных отношений, а также динамические тенденции экономической мотивации и экономическую ориентацию личности в условиях трансформации общества. Высокий уровень экономической направленности достоверно (р<0,01) соответствует более высокому экономическому статусу личности. В качестве дополнительных факторов выступают сопоставимые экономические установки: «Бизнес» -«Работа по найму», «Экономическое будущее» - «Экономическое настоящее», «Партнерство» - «Конкуренция», «Способность зарабатывать» - «Потребление». Индивидуальный профиль экономической направленности является качественным критерием ЭСЛ.
Личностное конструирование социальности и конструирование экономических ролей выступают как специфический психологический фактор и механизм
ЭСЛ на уровне субъекта деятельности. Механизм конструирования экономической роли реализуется включением личностного конструкта в ее психологическую структуру. В качестве психологического фактора выступает потенциал личностного и экономического кон-струиро-вания как способность экономического субъекта, это степень связанности личностных конструктов между собой по основанию личностных и экономических ролей, соответственно. Эмпирические данные личностно-экономического конструирования достоверно (р<0,05) подтвердили связь его показателей с экономическим статусом субъекта.
Субъективная экономическая рациональность (СЭР) выступает как новый фактор и механизм ЭСЛ на уровне экономического субъекта, реализуя «функцию синхронизации социальных и личностных трансформаций. Факторы СЭР определены как способность субъекта воспринимать, оценивать ситуацию, принимать решение и действовать, ориентируясь на ожидаемую полезность. В качестве механизма СЭР выступает ориентация на процесс при принятии решения, в отличие от ориентации на результат. Полученные эмпирические результаты по психологическим факторам и механизмам СЭР достоверно различают групповые субъекты с разным экономическим статусом (р<0,05).
В процессе экономической социализации сознания в структуре «Я-концепции» возникает, развивается и разрешается диссонанс рыночных и этических представлений. Этот диссонанс является одним из механизмов ЭСЛ, нарастает в процессе первоначальной экономической социализации и снижается по мере социализации в непосредственной деятельности. Уровень диссонанса рыночных и этических представлений достоверно различает экономических субъектов по их социальноэкономическому статусу (р<0,01). В качестве частного критерия ЭСЛ принята комплексная оценка «Я-концепции».
Специфические психологические механизмы ЭСЛ - процесс личностного конструирования экономических ролей, субъективный экономический выбор - достоверно связаны эффективностью экономической социализации. Адекватный уровень выраженности этих механизмов соответствует более высокому экономическому статусу субъекта (р<0,05).
Обобщение результатов эмпирического исследования позволило разработать модель результата социализации как комплекс показателей психологической готовности к экономической деятельности, позволяющую давать обобщенную оценку психологической готовности. В модели частные оценки готовности по
5-балльной шкале определяются на основании отдельных показателей психологических факторов и механизмов, включенных в исследование. Интервалы показателей определены посредством стандартизации по функции интегральной вероятности 0,07; 0,31; 0,69; 0,93; 1,00 [12], что обеспечивает нормальное распределение стандартных баллов. Валидность всех показателей модели обеспечивается статистической значимостью ИК различий (р<0,01) У субъектов с разным социально-экономическим статусом. В комплексную модель включены:
Экономическая направленность (р<0,01):
- экономические установки: «Экономическое будущее» - «Экономическое настоящее», «Конкуренция» - «Партнерство», «Бизнес» - «Работа по найму», «Стремление зарабатывать» - «Потребление».
Экономическая «Я-концепция»:
- диссонанс рыночно-этических представлений (р<0,01) в образах «Я-актуальное», «Я-идеальное», «Я-требуемое»;
- самооценка (р<0,05): личностная, ценностная, экономической готовности.
Субъективная экономическая рациональность:
- в ситуации приобретения (р<0,0]), в ситуации потерь (р<0,05), в ситуации равновесия (р>0,05);
- композитная оценка (р<0,01).
Личностное экономическое конструирование:
- способность к экономическому конструированию (р<0,01),
- взаимосвязь личностных и экономических ролей (р<0,05),
- взаимосвязь экономических ролей (р<0,0]);
- принятие экономической роли (р<0,05);
- тождественность экономической роли (р<0,01).
Обобщая результаты выполненного теоретического и эмпирического исследования, можно сформулировать основные положения, характеризующие психологические механизмы экономической социализации личности в условиях трансформации общества:
1. Экономическая социализация личности в условиях трансформации общества приобретает статус социальноэкономической интеграции, т.е. должна рассматриваться как интеграция личности в социально-экономические отношения. Существенно возрастает роль личности в процессе социализации - в отношениях «личность-общество» акценты смещаются в сторону личности, особую социализирующую роль приобретает субъект деятельности.
Психология в экономике И УПРАВЛЕНИИ 2014, №1
2. Культурно-этический приоритет социализации. Нравственные ценности должны обладать приоритетом перед экономическими ценностями. Собственная национальная культура должна обладать приоритетом перед культурой, включенной в заимствованные экономические теории и модели.
3. Субъектно-ролевой подход. Субъект выступает как деятель в экономических ролях и должен осваивать достаточно широкий ролевой репертуар, что обеспечивает необходимую вариативность поведения в условиях социальной неопределенности. Социализация в экономической роли должна включать три уровня установочной регуляции - смысловой, целевой, операциональный.
4. Экономическая направленность личности является ведущим фактором социализации, в котором представлены интегрированный образ экономического будущего, а также система экономических установок.
5. Личностно-экономическое конструирование. Личный опыт включает систему единиц для конструирования социальности - систему личностных конструктов. Конструирование экономической роли заключается в наполнении ее социально предписанной формы психологическим содержанием личностных конструктов.
6. Субъективная экономическая рациональность. Ориентация на полезность является основным признаком рационального экономического поведения. Социально-экономическая неопределенность разрешается субъектом посредством поиска возможных альтернативных действий и последующим выбором. Полезность альтернативы оценивается как объединение ее субъективной вероятности и ценности.
САПЭУ 2007. - С.247-250.
5. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка /Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004.
6. Кастельс М. Информационная эпоха: проблемы экономики и культуры / М. Кастельс. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
7. Китова Д.А. Материальное самообеспечение личности в изменяющихся социально-экономических условиях России: автореф.диссерт....докт.психол.наук / Д.А. Китова. Ставрополь: Сев.-Кавк.ГУ, 2003.
8. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд / С. Московичи // Психол.журнал.
- 1995. Т.16, N1.
9. Панферов В.Н. Основы психологии человека / В.Н.Панферов. - СПб.:Речь, 2009.
10. Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельньсти / В.П. Позняков. М.:ИПРАН, 2000.
11. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования личностных смыслов / А.В. Серый.
- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
12. Терехова Т.А. Эмпирическое исследование проявления инновационного потенциала личности в зависимости от исполнения социальной роли (Электронный журнал). 2013. №2.
Библиографический список
1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2002.
2. Вяткин А.П. Психологические механизмы экономической социализации в условиях трансформации общества: монография / А.П. Вяткин. - Иркутск: БГУ-ЭП, 2013. - 414 с.
3. Вяткин А.П. Социализация сознания и экономический смысл / А.П. Вяткин Известия ИГУ Сер.: Психология, 2012, N1. - С. 26-31.
4. Геранюшкина Г.П. Особенности мотивацион-но-смысловой сферы личности сотрудников торговой компании // Акт. пробл. права, экономики и управления. Сб. стат. междунар. н-п. конф. Вып.4 Т.3. Иркутск: