Научная статья на тему 'Психологические механизмы духовно-нравственного развития в юношеском периоде'

Психологические механизмы духовно-нравственного развития в юношеском периоде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2058
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭМПАТИЯ / ПОДРАЖАНИЯ / СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ / КОМПЕНСАЦИЯ / ОЖИДАНИЯ / MECHANISM / PSYCHOLOGICAL MECHANISM / IDENTIFICATION / EMPATHY / IMITATION / REPRESENTATIVENESS / COMPENSATION AND EXPECTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самылова Ольга Анатольевна

В статье рассмотрено понятие «психологический механизм», представлены такие психологические механизмы нравственного развития личности в юности, как идентификация, эмпатия, интериоризация, экстериоризация, подражание, стереотипизация, компенсация и ожидания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF THE SPIRITUAL-MORAL DEVELOPMENT OF JUVENILE

The author dwells upon the concept «psychological mechanism». The psychological mechanisms of the moral development of the personality identification, empathy, interiorization, exteriorization, imitation, representativeness, compensation and expectation are presented.

Текст научной работы на тему «Психологические механизмы духовно-нравственного развития в юношеском периоде»

ББК 88.4 YAK 159.9(075)

O.A. САМЫЛОВА

O.A. SAMYLOVA

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ПЕРИОДЕ

PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF THE SPIRITUAL-MORAL DEVELOPMENT OF JUVENILE

В статье рассмотрено понятие «психологический механизм», представлены такие психологические механизмы нравственного развития личности в юности, как идентификация, эмпатия, интериоризация, экстериоризация, подражание, стереоти-пизация, компенсация и ожидания.

The author dwells upon the concept «psychological mechanism». The psychological mechanisms of the moral development of the personality - identification, empathy, interior-ization, exteriorization, imitation, representativeness, compensation and expectation - are presented.

Ключевые слова: механизм, психологический механизм, идентификация, эм-патия, подражания, стереотипизация, компенсация, ожидания.

Key words: мechanism, psychological mechanism, identification, empathy, imitation, representativeness, compensation and expectation.

Исследование психического развития привело психологов к выводу о наличии психологических механизмов, благодаря которым среда и наследственность влияют на психику. По Е.А. Доценко [9], психические механизмы - это целостный набор психических состояний и процессов, реализующих движение к некоторому результату в соответствии со стандартной или часто встречающейся последовательностью.

В психологии термином «механизм» обозначается система различных психологических факторов, средств, обеспечивающих тот или иной процесс проявления психических свойств, различные психические изменения и т.д. Психологический механизм - это постоянно действующая или ситуативно возникающая целостная психологическая система средств, которая обеспечивает выполнение тех или иных регулятивных функций и включает в себя основные подсистемы регуляции.

Мы рассмотрим следующие подходы к понятиям «механизм» и «психологический механизм». Термин «механизм» Б.М. Теплов употребляет в том контексте, «что для научного объяснения психических процессов необходимо изучать нервные механизмы процесса отражения» [8, с. 163].

С точки зрения А.В. Напалкова, в любой области науки под понятием «механизм» понимают подробное раскрытие сущности явления [8]. Е.И. Бойко выделяет следующие показатели. Во-первых, тот или иной механизм всегда связан с тем или иным процессом, механизм и процесс никогда не должны считаться внешними по отношению друг к другу [7]. Иначе говоря, механизмы психических процессов следует считать входящими в состав этих процессов или, точнее, их особой детализированной характеристикой. Во-вторых, изучение механизмов каких-либо явлений, по всеобщему признанию, связано с их научным объяснением. Вскрыть механизм чего-либо значит проникнуть во внутреннее устройство (строение), уяснить взаимосвязь и взаимозависимость частей или элементов целого и посредством этого понять и объяснить сущность предмета (процесса), его необходимый закономерный ход и его неизбежное возникновение из тех или иных условий.

Изучение психологических механизмов, по мнению Л.И. Анцыферо-вой [7], заключается в исследовании динамики психической жизни личности: «Психологические механизмы можно представить себе как закрепившийся в психологической организации личности функциональные способы её преобразования, в результате которых появляются различные психологические новообразования, повышается или понижается уровень организованности личной системы, меняется режим её функционирования» [7, с. 143]. Также исследователь отмечает, что «психологические механизмы выступают как способы преобразования, организации личности лишь потому, что они являются механизмами реальных или мыслительных преобразований, взаимоотношений индивида с обществом, с миром в целом» [7, с. 157].

«Механизмы выделяют врождённые, приобретённые, сложившиеся в индивидуальной и общественной практике, психофизические и психические, наиболее обобщённые и менее обобщённые, т.е. узкие, способные реализоваться лишь в специфических условиях и ситуациях» [3, с. 86]. В понимании В.Г. Леонтьева психологический механизм представляет собой систему психических явлений, предназначенную для преобразования и формирования активности, выраженной одним или несколькими мотивами, в требуемую активность, выраженную другими мотивами [3]. Это определение чётко отражает регуляторную и формирующую сущность механизма.

Психологический механизм имеет определённую структуру взаимосвязанных психических свойств и состояний личности, которые при соответствующих условиях приходят в действие. По мнению В.Г. Леонтьева, психологические механизмы представляют собой «закономерную связь факторов, условий, средств, структуры, различных отношений, связей, на базе которых возникают мотивы или другие какие-либо формы мотивации» [4, с. 62]. Также учёный указывает, что психологические механизмы отличаются большей или меньшей степенью обобщённости и имеют разные уровни. Существуют частные, всеобщие механизмы, которые можно привести в действие при наличии определённых условий. Следовательно, они иерархизированы между собой и особым образом соподчинены друг другу, образуя при этом систему, которая в состоянии обеспечивать реальную деятельность.

По мнению В.С. Агеева [6, с. 136], «некоторые психологические механизмы актуализируются в привычных условиях, при взаимодействии хорошо знакомых между собой людей, другие, напротив, начинают действовать в непривычных условиях, при контактах с малознакомыми или вовсе незнакомыми людьми».

В психологии часто выделяют психологические механизмы идентификации, эмпатии, интериоризации, эктериоризации, подражания, стереотипи-зации, компенсации и ожидания.

С помощью механизма идентификации усваиваются образцы поведения значимых других. Это один из важнейших структурных компонентов личности. Открытие этого механизма принадлежит З. Фрейду. В дальнейшем в психоанализе идентификация выступает в качестве центрального механизма формирования способности «Я»-субъекта к саморазвитию. За рамками психоанализа идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли. Объединяя себя с другим, субъект включает в свой внутренний мир и принимает как собственные нормы ценности, образцы поведения.

Принято различать социальную и эмоциональную идентификацию. В процессе социальной идентификации личность начинает воспринимать себя и других членов своей группы как имеющих общие, типичные характеристики, которые и определяют группу как целое. Это ведёт к акцентуации воспринимаемого сходства внутри группы и воспринимаемого различия между теми, кто относится к разным группам.

Эмоциональная идентификация подразумевает отождествление себя со всей группой как целостным образованием. Процесс эмоциональной иден-

тификации осуществляется на основе принятия и усвоения групповых ролей, норм и ценностей. Групповая эмоциональная идентификация основывается на чувстве принадлежности к группе. Член группы отождествляет себя с той группой, к которой он, по его мнению, принадлежит. Процесс отождествления приводит к такому групповому состоянию, как референтность.

Примером идентификации в юношеском возрасте может служить объединение юношей и девушек в группы, субкультуры и принятие для себя данной группы как референтной, что проявляется в одинаковости поведения, согласии с точкой зрения, нормами, ценностными ориентациями большинства членов группы.

Эмпатия - способность поставить себя на место другого, посмотреть на мир его глазами, почувствовать его переживания, усвоить его личностный смысл (Е.П. Ильин) [1]. Нередко эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Также эмпатия является механизмом эмоциональной идентификации.

В юношеском возрасте эмпатия направлена на тесный круг общения, сопровождается сопереживанием к проблемам близких друзей. Часто это сопереживание по поводу неразделённой любви. Также может быть проявление эмпатии по отношению к героям фильмов, книг.

Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Это понятие вводится французскими психологами Ж. Пиаже, Л. Жане, А. Валлоном. Интериоризация является преобразованием структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания.

Экстериоризация - (с лат. «внешний, наружный») - вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане, воплощение их в материальный продукт.

Разработкой данной проблемы занимался Л.С. Выготский. Он говорил о том, что всякое внутреннее психическое есть превращённое, интерио-ризированное внешнее. Сначала психическая функция выступает как интерпсихическая, затем как интрапсихическая. Взрослыми должен быть организован процесс превращения внешнего, социального во внутреннее, психическое в плане формирования содержания сознания ребёнка, развития его личности. Этот процесс называется интериоризацией, «взращиванием» внешнего во внутреннее.

Согласно Л.С. Выготскому, «всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, первоначально - социальном, потом - психологическом, вначале между людьми, как категория интерпсихическая, а затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая» [5, с. 4]. В качестве примера этого механизма может служить борьба подростков против мнения родителей, но при этом они оценивает себя в рамках той же системы ценностей. С раннего возраста родители прививают ребёнку определённые нормы, правила, ценности, которыми он впоследствии руководствуется в своём поведении.

Подражание - самостоятельное копирование действий, воспринятых у других, следование образу, примеру другого человека (А.Г. Ковалёв) [2]. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Подражание - это следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Это один из основных механизмов групповой интеграции, обычно признаётся врождённой склонностью копировать или перенимать что-то от других. Является механизмом эмоциональной идентификации.

Механизм подражания в юношеском возрасте связан со стремлением быть похожим на значимых для себя людей, на кумиров. Подражание может проявляться в жестах, поступках, речи, внешнем облике.

Имитация, как и подражание, выполняет функцию научения через построение исходного ориентировочного образа. Эта форма поведения, наряду с подражанием и идентификацией со значимыми людьми, вносит существенный вклад в совершенствование нравственной сферы личности юноши, помогая ему в освоении норм социальной жизни.

Реакция имитации проявляется в стремлении подражать во всём определённому лицу или образу. У юношей объектом для имитации чаще становятся наиболее яркие товарищи или переходящие кумиры. Пример для подражания обычно выбирается не самостоятельно, а диктуется группой сверстников. На этом этапе важно выбрать объектом для подражания нравственно богатую личность.

Взрослый может стать объектом для индивидуальной имитации, если он является для юноши образцом успеха в той области, где он сам стремится к достижениям. В силу этого в одежде, манере вести себя, суждениях юноша, увлечённый, например, каким-либо видом спорта, начинает подражать своему спортивному тренеру, спортивному кумиру, «игроку», а мечтающий об артистической карьере - какому-либо известному актёру кино или эстрады.

Стереотипизация в ситуации группомыслия проявляется в стереотипности мышления, склонности выбирать стандартные, уже знакомые решения, приводившие ранее, возможно, в иных ситуациях, к успеху. Люди ка-тегоризируют множество вещей на основе чётко различимых измерений, чтобы внести порядок в огромный объём непрерывно получаемой ими информации. Но именно внешнее окружение (социальная и культурная среда) задаст те измерения, в соответствии с которыми будут складываться стереотипы. Стереотипизация происходит нормальным и естественным путём при любом взаимодействии социальных групп. Стереотипизация - классификация форм поведения и определение их причин путём отнесения их к уже известным или кажущимся известными явлениям.

Социальные стереотипы - это устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственных представлениям той или иной социальной группы. Стереотипы используются как шаблоны. Они возникают в результате обобщения личного опыта человека, к которым присоединяются сведения, полученные из книг, средств массовой информации, кинофильмов, высказываний взрослых.

В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие стереотипы поведения, следование которым подчёркивает и закрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая стереотипиза-ция даже может вылиться в униформу (например, форма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение.

Примером стереотипизации может служить принадлежность юношей к определённой субкультуре (готы, эмо, скинхеды, хиппи, панки). При этом наблюдается принятие норм данной субкультуры, форм поведения, стиля в одежде, а также использование характерного жаргона.

Компенсация - проявляется в тенденции замещения, восполнения функций, которые ещё недостаточно развиты, стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности за счёт целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к переживанию чувства адекватности. Этот механизм связан с внешней особенностью нервной системы - пластичностью.

Пластичность открывает богатейшие возможности целенаправленного изменения психики человека в условиях обучения и воспитания. Первым этот механизм выделил А. Адлер. Он описал четыре основных вида компенсации - неполную, полную, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию, или уход в болезнь. В отечественной психологии механизмы компенсации изучались А. Лурия.

В качестве примера механизма компенсации в раннем юношеском периоде можно привести чувство взрослости.

Особое внимание этому механизму отчуждения уделяется в работах психологов, опирающихся на экзистенциальную философию. А. Маслоу рассматривает отчуждение во взаимосвязи с идентификацией. По А. Маслоу, людям свойственно не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединению, автономии, независимости от окружающей их среды и культуры.

Человек не может без общества. Проявить индивидуальность он может только среди других людей, но общество стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от её сути. Характерной особенностью в юношеском возрасте является чувство одиночества.

Рассмотренные нами психологические механизмы отличаются большей или меньшей степенью обобщённости и имеют разные уровни, некоторые механизмы действуют только при определённых условиях.

Таким образом, позитивными механизмами являются имитация и идентификация, так как способствуют формированию определённого поведения, которое в последующем определяет основу духовно-нравственного совершенствования в юношеский период.

Литература

1. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий [Текст] : учеб. пособие / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004. - 752 с.

2. Ковалёв, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалёв. - М. : Просвещение, 1969. - 391 с.

3. Леонтьев, В.Г. Мотивация учебной деятельности [Текст] / В.Г. Леонтьев. -Новосибирск : НГПИ, 1983. - С. 45-86.

4. Леонтьев, В.Г. Мотивация и психологические механизмы её формирования [Текст] / В.Г. Леонтьев. - Новосибирск : НГПИ, 2002. - С. 62.

5. Ефимкина, Р.П. Детская психология : метод. указания [Текст] / Р.П. Ефим-кина. - Новосибирск : НГПИ, 1995. - С. 4.

6. Мельникова, Н.В. Методология исследования психологических категорий нравственно-этического аспекта личности дошкольника [Текст] / Н.В. Мельникова. - Шадринск : Изд-во ШфМГОПУ, 2005. - 283 с.

7. Социальная психология. Хрестоматия [Текст] / сост. Е.П. Белинская. -М. : Аспект Пресс, 2003. - 475 с.

8. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. -М. : Изд-во Института Психотерапии, 2005. - 495 с.

9. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М. : Педагогика, 1987. -184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.