ББК 88.4 YAK 159.9(075)
O.A. САМЫЛОВА
O.A. SAMYLOVA
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ПЕРИОДЕ
PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF THE SPIRITUAL-MORAL DEVELOPMENT OF JUVENILE
В статье рассмотрено понятие «психологический механизм», представлены такие психологические механизмы нравственного развития личности в юности, как идентификация, эмпатия, интериоризация, экстериоризация, подражание, стереоти-пизация, компенсация и ожидания.
The author dwells upon the concept «psychological mechanism». The psychological mechanisms of the moral development of the personality - identification, empathy, interior-ization, exteriorization, imitation, representativeness, compensation and expectation - are presented.
Ключевые слова: механизм, психологический механизм, идентификация, эм-патия, подражания, стереотипизация, компенсация, ожидания.
Key words: мechanism, psychological mechanism, identification, empathy, imitation, representativeness, compensation and expectation.
Исследование психического развития привело психологов к выводу о наличии психологических механизмов, благодаря которым среда и наследственность влияют на психику. По Е.А. Доценко [9], психические механизмы - это целостный набор психических состояний и процессов, реализующих движение к некоторому результату в соответствии со стандартной или часто встречающейся последовательностью.
В психологии термином «механизм» обозначается система различных психологических факторов, средств, обеспечивающих тот или иной процесс проявления психических свойств, различные психические изменения и т.д. Психологический механизм - это постоянно действующая или ситуативно возникающая целостная психологическая система средств, которая обеспечивает выполнение тех или иных регулятивных функций и включает в себя основные подсистемы регуляции.
Мы рассмотрим следующие подходы к понятиям «механизм» и «психологический механизм». Термин «механизм» Б.М. Теплов употребляет в том контексте, «что для научного объяснения психических процессов необходимо изучать нервные механизмы процесса отражения» [8, с. 163].
С точки зрения А.В. Напалкова, в любой области науки под понятием «механизм» понимают подробное раскрытие сущности явления [8]. Е.И. Бойко выделяет следующие показатели. Во-первых, тот или иной механизм всегда связан с тем или иным процессом, механизм и процесс никогда не должны считаться внешними по отношению друг к другу [7]. Иначе говоря, механизмы психических процессов следует считать входящими в состав этих процессов или, точнее, их особой детализированной характеристикой. Во-вторых, изучение механизмов каких-либо явлений, по всеобщему признанию, связано с их научным объяснением. Вскрыть механизм чего-либо значит проникнуть во внутреннее устройство (строение), уяснить взаимосвязь и взаимозависимость частей или элементов целого и посредством этого понять и объяснить сущность предмета (процесса), его необходимый закономерный ход и его неизбежное возникновение из тех или иных условий.
Изучение психологических механизмов, по мнению Л.И. Анцыферо-вой [7], заключается в исследовании динамики психической жизни личности: «Психологические механизмы можно представить себе как закрепившийся в психологической организации личности функциональные способы её преобразования, в результате которых появляются различные психологические новообразования, повышается или понижается уровень организованности личной системы, меняется режим её функционирования» [7, с. 143]. Также исследователь отмечает, что «психологические механизмы выступают как способы преобразования, организации личности лишь потому, что они являются механизмами реальных или мыслительных преобразований, взаимоотношений индивида с обществом, с миром в целом» [7, с. 157].
«Механизмы выделяют врождённые, приобретённые, сложившиеся в индивидуальной и общественной практике, психофизические и психические, наиболее обобщённые и менее обобщённые, т.е. узкие, способные реализоваться лишь в специфических условиях и ситуациях» [3, с. 86]. В понимании В.Г. Леонтьева психологический механизм представляет собой систему психических явлений, предназначенную для преобразования и формирования активности, выраженной одним или несколькими мотивами, в требуемую активность, выраженную другими мотивами [3]. Это определение чётко отражает регуляторную и формирующую сущность механизма.
Психологический механизм имеет определённую структуру взаимосвязанных психических свойств и состояний личности, которые при соответствующих условиях приходят в действие. По мнению В.Г. Леонтьева, психологические механизмы представляют собой «закономерную связь факторов, условий, средств, структуры, различных отношений, связей, на базе которых возникают мотивы или другие какие-либо формы мотивации» [4, с. 62]. Также учёный указывает, что психологические механизмы отличаются большей или меньшей степенью обобщённости и имеют разные уровни. Существуют частные, всеобщие механизмы, которые можно привести в действие при наличии определённых условий. Следовательно, они иерархизированы между собой и особым образом соподчинены друг другу, образуя при этом систему, которая в состоянии обеспечивать реальную деятельность.
По мнению В.С. Агеева [6, с. 136], «некоторые психологические механизмы актуализируются в привычных условиях, при взаимодействии хорошо знакомых между собой людей, другие, напротив, начинают действовать в непривычных условиях, при контактах с малознакомыми или вовсе незнакомыми людьми».
В психологии часто выделяют психологические механизмы идентификации, эмпатии, интериоризации, эктериоризации, подражания, стереотипи-зации, компенсации и ожидания.
С помощью механизма идентификации усваиваются образцы поведения значимых других. Это один из важнейших структурных компонентов личности. Открытие этого механизма принадлежит З. Фрейду. В дальнейшем в психоанализе идентификация выступает в качестве центрального механизма формирования способности «Я»-субъекта к саморазвитию. За рамками психоанализа идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли. Объединяя себя с другим, субъект включает в свой внутренний мир и принимает как собственные нормы ценности, образцы поведения.
Принято различать социальную и эмоциональную идентификацию. В процессе социальной идентификации личность начинает воспринимать себя и других членов своей группы как имеющих общие, типичные характеристики, которые и определяют группу как целое. Это ведёт к акцентуации воспринимаемого сходства внутри группы и воспринимаемого различия между теми, кто относится к разным группам.
Эмоциональная идентификация подразумевает отождествление себя со всей группой как целостным образованием. Процесс эмоциональной иден-
тификации осуществляется на основе принятия и усвоения групповых ролей, норм и ценностей. Групповая эмоциональная идентификация основывается на чувстве принадлежности к группе. Член группы отождествляет себя с той группой, к которой он, по его мнению, принадлежит. Процесс отождествления приводит к такому групповому состоянию, как референтность.
Примером идентификации в юношеском возрасте может служить объединение юношей и девушек в группы, субкультуры и принятие для себя данной группы как референтной, что проявляется в одинаковости поведения, согласии с точкой зрения, нормами, ценностными ориентациями большинства членов группы.
Эмпатия - способность поставить себя на место другого, посмотреть на мир его глазами, почувствовать его переживания, усвоить его личностный смысл (Е.П. Ильин) [1]. Нередко эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Также эмпатия является механизмом эмоциональной идентификации.
В юношеском возрасте эмпатия направлена на тесный круг общения, сопровождается сопереживанием к проблемам близких друзей. Часто это сопереживание по поводу неразделённой любви. Также может быть проявление эмпатии по отношению к героям фильмов, книг.
Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Это понятие вводится французскими психологами Ж. Пиаже, Л. Жане, А. Валлоном. Интериоризация является преобразованием структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания.
Экстериоризация - (с лат. «внешний, наружный») - вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане, воплощение их в материальный продукт.
Разработкой данной проблемы занимался Л.С. Выготский. Он говорил о том, что всякое внутреннее психическое есть превращённое, интерио-ризированное внешнее. Сначала психическая функция выступает как интерпсихическая, затем как интрапсихическая. Взрослыми должен быть организован процесс превращения внешнего, социального во внутреннее, психическое в плане формирования содержания сознания ребёнка, развития его личности. Этот процесс называется интериоризацией, «взращиванием» внешнего во внутреннее.
Согласно Л.С. Выготскому, «всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, первоначально - социальном, потом - психологическом, вначале между людьми, как категория интерпсихическая, а затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая» [5, с. 4]. В качестве примера этого механизма может служить борьба подростков против мнения родителей, но при этом они оценивает себя в рамках той же системы ценностей. С раннего возраста родители прививают ребёнку определённые нормы, правила, ценности, которыми он впоследствии руководствуется в своём поведении.
Подражание - самостоятельное копирование действий, воспринятых у других, следование образу, примеру другого человека (А.Г. Ковалёв) [2]. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Подражание - это следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Это один из основных механизмов групповой интеграции, обычно признаётся врождённой склонностью копировать или перенимать что-то от других. Является механизмом эмоциональной идентификации.
Механизм подражания в юношеском возрасте связан со стремлением быть похожим на значимых для себя людей, на кумиров. Подражание может проявляться в жестах, поступках, речи, внешнем облике.
Имитация, как и подражание, выполняет функцию научения через построение исходного ориентировочного образа. Эта форма поведения, наряду с подражанием и идентификацией со значимыми людьми, вносит существенный вклад в совершенствование нравственной сферы личности юноши, помогая ему в освоении норм социальной жизни.
Реакция имитации проявляется в стремлении подражать во всём определённому лицу или образу. У юношей объектом для имитации чаще становятся наиболее яркие товарищи или переходящие кумиры. Пример для подражания обычно выбирается не самостоятельно, а диктуется группой сверстников. На этом этапе важно выбрать объектом для подражания нравственно богатую личность.
Взрослый может стать объектом для индивидуальной имитации, если он является для юноши образцом успеха в той области, где он сам стремится к достижениям. В силу этого в одежде, манере вести себя, суждениях юноша, увлечённый, например, каким-либо видом спорта, начинает подражать своему спортивному тренеру, спортивному кумиру, «игроку», а мечтающий об артистической карьере - какому-либо известному актёру кино или эстрады.
Стереотипизация в ситуации группомыслия проявляется в стереотипности мышления, склонности выбирать стандартные, уже знакомые решения, приводившие ранее, возможно, в иных ситуациях, к успеху. Люди ка-тегоризируют множество вещей на основе чётко различимых измерений, чтобы внести порядок в огромный объём непрерывно получаемой ими информации. Но именно внешнее окружение (социальная и культурная среда) задаст те измерения, в соответствии с которыми будут складываться стереотипы. Стереотипизация происходит нормальным и естественным путём при любом взаимодействии социальных групп. Стереотипизация - классификация форм поведения и определение их причин путём отнесения их к уже известным или кажущимся известными явлениям.
Социальные стереотипы - это устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственных представлениям той или иной социальной группы. Стереотипы используются как шаблоны. Они возникают в результате обобщения личного опыта человека, к которым присоединяются сведения, полученные из книг, средств массовой информации, кинофильмов, высказываний взрослых.
В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие стереотипы поведения, следование которым подчёркивает и закрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая стереотипиза-ция даже может вылиться в униформу (например, форма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение.
Примером стереотипизации может служить принадлежность юношей к определённой субкультуре (готы, эмо, скинхеды, хиппи, панки). При этом наблюдается принятие норм данной субкультуры, форм поведения, стиля в одежде, а также использование характерного жаргона.
Компенсация - проявляется в тенденции замещения, восполнения функций, которые ещё недостаточно развиты, стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности за счёт целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к переживанию чувства адекватности. Этот механизм связан с внешней особенностью нервной системы - пластичностью.
Пластичность открывает богатейшие возможности целенаправленного изменения психики человека в условиях обучения и воспитания. Первым этот механизм выделил А. Адлер. Он описал четыре основных вида компенсации - неполную, полную, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию, или уход в болезнь. В отечественной психологии механизмы компенсации изучались А. Лурия.
В качестве примера механизма компенсации в раннем юношеском периоде можно привести чувство взрослости.
Особое внимание этому механизму отчуждения уделяется в работах психологов, опирающихся на экзистенциальную философию. А. Маслоу рассматривает отчуждение во взаимосвязи с идентификацией. По А. Маслоу, людям свойственно не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединению, автономии, независимости от окружающей их среды и культуры.
Человек не может без общества. Проявить индивидуальность он может только среди других людей, но общество стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от её сути. Характерной особенностью в юношеском возрасте является чувство одиночества.
Рассмотренные нами психологические механизмы отличаются большей или меньшей степенью обобщённости и имеют разные уровни, некоторые механизмы действуют только при определённых условиях.
Таким образом, позитивными механизмами являются имитация и идентификация, так как способствуют формированию определённого поведения, которое в последующем определяет основу духовно-нравственного совершенствования в юношеский период.
Литература
1. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий [Текст] : учеб. пособие / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004. - 752 с.
2. Ковалёв, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалёв. - М. : Просвещение, 1969. - 391 с.
3. Леонтьев, В.Г. Мотивация учебной деятельности [Текст] / В.Г. Леонтьев. -Новосибирск : НГПИ, 1983. - С. 45-86.
4. Леонтьев, В.Г. Мотивация и психологические механизмы её формирования [Текст] / В.Г. Леонтьев. - Новосибирск : НГПИ, 2002. - С. 62.
5. Ефимкина, Р.П. Детская психология : метод. указания [Текст] / Р.П. Ефим-кина. - Новосибирск : НГПИ, 1995. - С. 4.
6. Мельникова, Н.В. Методология исследования психологических категорий нравственно-этического аспекта личности дошкольника [Текст] / Н.В. Мельникова. - Шадринск : Изд-во ШфМГОПУ, 2005. - 283 с.
7. Социальная психология. Хрестоматия [Текст] / сост. Е.П. Белинская. -М. : Аспект Пресс, 2003. - 475 с.
8. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. -М. : Изд-во Института Психотерапии, 2005. - 495 с.
9. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М. : Педагогика, 1987. -184 с.