Научная статья на тему 'Психологические качества экономического агента как фактор стабилизации социальных взаимодействий'

Психологические качества экономического агента как фактор стабилизации социальных взаимодействий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
286
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / САМООЦЕНКА / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ КАЧЕСТВ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФИНАНСЫ / "ОБРАЗ-Я" / МНОГОЗНАЧНОСТЬ ЯЗЫКА / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ноакк Н.В., Знаменская А.Н.

Проанализирована связь некоторых психологических качеств, используемых в самооценке, и характеристик экономического поведения агентов, проявляющихся в межличностных взаимодействиях. Проблема заключается в создании оптимальных условий для сотрудничества. Дан обзор работ из области так называемых поведенческих финансов, также приведены методологические и теоретические подходы к анализу качеств человека. Эти подходы легли в основу проведенного в последующем экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические качества экономического агента как фактор стабилизации социальных взаимодействий»

11 (152) - 2012 УДК 1.159.99

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

психологические качества экономического агента как фактор стабилизации социальных взаимодеиствии*

Н. В. ноакк,

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экспериментальной экономики E-mail: n. noack@mail. ru

Центральный экономико-математический институт РАН

а. н. знаменская,

ведущий специалист e-mail: znam17@mail. ru ООО «Фирма «Смайл»

Проанализирована связь некоторых психологических качеств, используемых в самооценке, и характеристик экономического поведения агентов, проявляющихся в межличностных взаимодействиях. Проблема заключается в создании оптимальных условий для сотрудничества. Дан обзор работ из области так называемых поведенческих финансов, также приведены методологические и теоретические подходы к анализу качеств человека. Эти подходы легли в основу проведенного в последующем экспериментального исследования.

Ключевые слова: качества личности, самооценка, представление и понимание качеств, поведенческие финансы, «образ-Я», многозначность языка, речевое поведение личности.

В настоящее время люди нередко оказываются в ситуациях, которые можно назвать неопределенными. Их создают противостоящие друг другу группы с противоречащими установками, суждениями и мнениями. Позиции участников отноше-

* Материал подготовлен по результатам исследования, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом (проект № 12-06-00231).

нии заключаются в основном в отстаивании своих принципов. Процесс этот идет, однако результаты его труднопредсказуемы. Неопределенность, разрушая планы и программы обычного поведения, порождает у людей непривычные тенденции, связанные в основном с поисковыми деиствиями. Позитивной стороной происходящих процессов, безусловно, является предоставленная человеку возможность развития различных сторон своей личности. Однако девиационное поведение может не только породить социально опасные действия, но и привести к необратимым изменениям в системе личности. Актуальным становится изучение качеств личности, с которыми обычно связывают причины поведения.

Междисциплинарный подход в исследовании экономического поведения. В обзорных статьях, авторы которых пытаются наметить исторические подходы к области поведенческих финансов, первенство приписывается разным исследователям. В большей части отечественных и в иностранных источниках рубежной признается работа Д. Канема-на и Э. Тверски, хотя в числе первых, кто наметил подходы к проблеме, упоминается, к примеру, и

- 53

Г. Госсен, который в 1854 г. исследовал психологический фактор экономического поведения субъектов и сформулировал законы насыщения потребностей человека [7].

В некоторых отечественных работах первенство в развитии новой дисциплины отдается российским исследователям и школам. В частности, О. С. Дейнека ссылается на разработки ленинградской школы психологии и теоретические предвидения двух крупнейших ее представителей -Б. Г. Ананьева и В. М. Бехтерева [4, с. 69].

Так или иначе, данная область знания активно развивается с обеих сторон - и психологии, и экономики. Несмотря на признаваемую большинством исследователей актуальность, теоретическую и практическую значимость разработок в указанном направлении, многие аспекты нуждаются во внимании и глубоком анализе.

Представленная статья, с одной стороны, является продолжением уже сложившейся традиции междисциплинарного подхода в изучении экономического поведения человека. С другой стороны, заявленная проблема не была предметом подробного рассмотрения. В данной статье определены исходные теоретические предпосылки решения указанной задачи. Для этого авторы обратились к широкому кругу литературных источников, в которых намечены некоторые подходы к интересующим вопросам.

Рассмотренные концепции личности и отдельные положения являются и перечнем того, с чем авторы собираются соотносить полученные эмпирические данные, и теми концептуальными конструкциями, которые будут «примеряться» для объяснения этих данных, и материалами, которые должны учитываться при интерпретации результатов.

В поле внимания были, безусловно, работы, касающиеся проблемы качеств личности - их выделения, изменения, оперирования ими. Другим опорным блоком послужили работы отечественных и зарубежных психологов, посвященные таким феноменам, как «образ-Я», «Я-концепция» - центральному компоненту самооценки в соответствии с большинством теорий, и, в частности, психологическим концепциям их конструирования. Авторы обратились также к исследованиям, в которых изучались проблемы связи смысла и значения слова, построения семантических рядов, так как это имеет непосредственное отношение к инструментарию исследования.

Экономические модели поведения человека в условиях неопределенности и риска

Результаты психологических исследований используются для построения экономических моделей в относительно новых, пограничных областях знания, к которым относятся, к примеру, поведенческие финансы. В предыдущих работах авторов [3] был сделан краткий экскурс в историю этой дисциплины с опорой на обзорные статьи российских и зарубежных авторов [1]. Здесь остановимся на некоторых принципиальных источниках и положениях, относящихся к изучению принятия решения в условиях неопределенности.

Как уже было сказано выше, наиболее известным, «рубежным» исследованием, важность которого была признана как психологами, так и экономистами, является работа Д. Канемана и А. Тверски в области изучения принятия решений человеком в ситуациях неопределенности и риска. Одна из главных работ - «Рациональный выбор, ценности и фрэймы» была опубликована в American Psychologist в апреле 1984 г. (на русский язык переведена в 2003 г. преподавателями и студентами Государственного университета Высшей школы экономики) [5]. Важность ее заключалась в том, что авторы не только попытались разграничить классический экономический взгляд на человека (приписывающий ему только рациональный выбор) и психологический (они называют его описательным анализом), рассматривающий человеческие убеждения и предпочтения таковыми, какие они есть в реальности. В статье сделана попытка распространить когнитивные (и в целом) психологические закономерности на область экономических реалий.

В другой, уже российской работе, также ставшей классической в области поведенческих финансов, - монографии Н. Б. Рудыка [9] автор несколько раз вплотную подходит к интересующим нас вопросам. Во-первых, при анализе теорий, касающихся перспектив принятия решений агентами экономического поведения, а именно, в описании эффекта кардинальной важности той или иной формулировки перспектив, обладающих одинаковыми исходами и вероятностями: «Две перспективы, обладающие одинаковыми исходами и вероятностями, в зависимости от их формулировки могут иметь различные стоимости для индивидуумов [9, с. 115]. Это напрямую связано с предположением

авторов о неоднозначности толкования личностных качеств агентами - в их оценке себя, результатов своей деятельности и поведения, а также роли этой неоднозначности в оценке поведения других людей и процессов взаимодействия с ними.

Во-вторых, заслуживающее внимания обращение к концепции познавательного диссонанса -в том ее аспекте, где говорится об отрицании или игнорировании людьми негативной информации, которая может разрушить их благоприятную самооценку [9, с. 24]. Автор проводит параллели между данной концепцией (взятой из классической психологии) и работами в области поведенческих финансов. В последних он особенно выделяет исследования, использующие теорию чрезмерного оптимизма - «люди предпочитают верить в то, что они умны, а значит, не станут подвергать себя значительному риску» [9, с. 24]. Далее Н. Б. Рудык, ссылаясь на работу Даниэля, Хиршляйфера и Саб-раманиама [17], описывает феномен чрезмерного оптимизма инвесторов фондового рынка, связанный с завышением самооценки:

1) значительная часть инвесторов фондового рынка является чрезмерно самоуверенными в себе инвесторами (overconfidence investors);

2) значительная часть инвесторов фондового рынка подвержена эффекту предвзятого отношения к своим прогнозам [9, с. 241].

Операторы фондового рынка переоценивают свои аналитические способности. Из-за этого они систематически недооценивают вероятность ошибок, которые могут допустить в прогнозе. Кроме того, люди имеют тенденцию к тому, чтобы относить на свой счет прошлые успехи, а в провалах винить внешние факторы (независимо от того, как обстояло дело в действительности) - здесь уже видна перекличка с теорией каузальной атрибуции.

Из работ, в которых поднимаются интересующие нас вопросы, следует также указать на обзорную статью Т. В. Ващенко «Современные теории поведенческих финансов» [1]. В предыдущих работах авторы ссылались на первую часть данной статьи, которая является продолжением обзора истории и развития поведенческих финансов с более подробным разбором отдельных феноменов. В частности, автор вслед за Н. Б. Рудыком упоминает о феномене оптимизма агентов рынка, но идет дальше, приводя результаты исследований, в которых устанавливаются статистически достоверные связи между успешностью профессиональной деятельности

трейдеров и качествами их личности [18, 19]. Особенно выделяются следующие качества:

• отсутствие желания подчинить себе рынок и контролировать его;

• способность чувствовать индивидуальный «барьер риска», т. е. предельные значения величины риска, которые инвестор может на себя принять, и предельные значения капитала, которым он может рисковать без фатальных последствий;

• способность действовать вне зоны психологического комфорта, т. е. принимать обдуманные и адекватные решения, даже если ситуация развивается не так, как инвестор предполагал раньше;

• способность учитывать избирательность памяти и восприятия;

• способность распознавать у себя состояние стресса и вырабатывать защитные механизмы у себя в таком состоянии;

• наличие у инвестора адекватной самооценки;

• способность учитывать влияние негативных тенденций, предрасположенностей;

• умение избегать психологической привязанности к конкретным финансовым инструментам;

• способность отказаться от сиюминутной прибыли ради долгосрочной перспективы;

• умение сфокусироваться на цели и постоянно действовать на основе принятого решения;

• наличие выдержки и терпения;

• умение планировать несколько (зачастую противоположных) вариантов развития событий на фондовом рынке;

• навыки работы с большими массивами информации с целью избежания психологических перегрузок;

• отсутствие психологической зависимости от трейдинга.

Перечисленные качества, по мнению исследователей, позволяют справляться с отрицательными последствиями ошибок восприятия информации и эмоциональных факторов, вызывающих отклонения от рационального поведения на рынке. Согласно проведенным исследованиям, коэффициент корреляции уровня оптимизма (выраженного в баллах) с уровнем профессиональной успешности (оцениваемым по величине прибыли, полученной за определенный период) достигает 1, являясь при этом абсолютно значимым [2]. Как видно, связь успешности профессиональной деятельности агентов и их самооценки обозначена лишь одним пунктом,

причем толкование «адекватности» самооценки остается за пределами анализа.

Еще одно исследование, привлекающее своей глубиной - это статья Ж. Сапира «Новые подходы теории индивидуальных предпочтений и ее следствия» [11]. Автор концентрирует свое внимание на двух эффектах. Первый связан с определяющей ролью той словесной формы, в которой представлены участникам психологического эксперимента альтернативы выбора. Этот эффект был назван Э. Тверски «framing effect», и Ж. Сапир ссылается на результаты исследования, ставшего знаменитым у психологов и врачей, когда двум группам больных, страдающих от рака легкого, представляют выбор между двумя видами лечения, но первой группе результаты представляют в терминах уровня выживания, а второй - в терминах уровня смертности. В одном случае только 18 % больных выбирают операцию, а в другом 44 %. Другие исследования, более недавние, подтверждают эту зависимость между выбором и терминами представления [20, 21]. Это объясняет, по мнению исследователя, отныне хорошо известное явление изменения очередности предпочтений в зависимости от условий представления.

И второй эффект, на который исследователь считает необходимым обратить внимание, был назван Д. Канеманом «endowment effect», или эффектом обладания. Этот эффект проявляется в изменении предпочтения индивидуальных агентов в зависимости от того, чувствуют ли они себя обладающими способностью принимать решение и воздействовать на свое будущее или нет.

Возьмем на себя смелость несколько расширить толкование Ж. Сапиром данного эффекта и предположить, что речь идет о более привычном для отечественных психологов понятии субъектности агента - осмысляет ли он себя в качестве субъекта своих действий и решений или нет. И здесь, безусловно, его самооценка, качества, которыми пользуется субъект при оценке себя, и в целом «образ-Я» играют важную роль.

Возвращаясь к статье Ж. Сапира, нельзя не обратить внимания на роль, которую исследователь отводит так называемому «коллективному контексту», в частности: «Роль контекстов существенна для понимания того, как мы выстраиваем иерархию наших предпочтений». Ж. Сапир утверждает, что контекст (к примеру, атмосфера экспериментальной ситуации) может определять выбор индивида тех или иных решений и предпочтений. Он может

определять динамику поведения. Установка доброжелательных коллективных отношений, по мнению Ж. Сапира, оказывает крайне сильное влияние на наше поведение и наши выборы [11].

Эти рассуждения Ж. Сапира имеют непосредственное отношение к предполагаемому экспериментальному исследованию. Организации исследования будет посвящена отдельная статья. Здесь лишь заметим, что в соответствии с его целью в дальнейшем предполагается создание специальной экспериментальной ситуации, в которую испытуемые войдут без четко фиксированного статуса. Кроме того, экспериментатором будет акцентирована установка на исследовательскую позицию студента в предстоящем испытании.

Таким образом, как видно из вышеизложенного, исследователи из области поведенческих финансов вплотную подходят к решению интересующих нас вопросов. Тем не менее вопросы психологических качеств, используемых «экономическим человеком» при самооценке, остаются за пределами их внимания. Актуальным представляется продолжить анализ проблемы с другой стороны - с позиций общей и экономической психологии1.

Психологические качества, используемые при самооценке, - терминологический экскурс. Обращение к базовому понятию нашей работы -психологическим качествам, используемым агентом в самооценке, - требует привлечения огромного пласта исследований, посвященных таким понятиям, как качество, или черта личности и связанному с ними научному контексту. Необходимо определить рамки нашего рассмотрения данной тематики.

Качества составляют неотъемлемую часть языкового и культурологического инструментария людей при оценке как других, так и самих себя. С помощью качеств описываются и характеризуются возможности человека, с ними связаны ожидания. Качествами пользуются так же, как средством сообщения о себе при общении и взаимодействии.

Понятие качества как научного инструмента познания человека используется при описании так называемых базовых, универсальных, структурно-динамических характеристик стиля деятельности, отражаемых в функциональных понятиях «свойства темперамента» (В. С. Мерлин) или субстанцио-

1 Оговоримся, что целью статьи является очерчивание границ необходимого для последующего анализа научного контекста. Поэтому имена исследователей в отдельных случаях приводятся без ссылок на их работы, анализ которых, безусловно, необходим, но практически невозможен в рамках данной статьи.

нальных понятиях «свойства нервной системы» (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын). Качества, диапазон которых ограничивается социальной и предметно-профессиональной сферой развития человека, описываются в терминах «черт характера» (Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев). На уровне конкретных ситуаций научный прогноз поведения человека возможен лишь с учетом субъективной активности его самого по смыслообразованию и постановке целей на базе самооценки (А. Н. Леонтьев). Именно на этом уровне обеспечивается возможность соединения двух способов оперирования понятием «качество» в единый континуум описания человека.

При анализе авторы исходили из понимания личностных качеств, предложенного А. Г. Шмелевым [16]. Опираясь на идею В. В. Столина [12] об уровнях психической регуляции, А. Г. Шмелев выделяет три группы качеств человека (он называет их чертами): конституциональные, индивидные, личностные. В основу классификации положены три критерия: происхождение, сфера приложения, связь с уровнем регуляции личности. «Личностные» качества (предмет нашего интереса) обусловлены внутренней работой личности по анализу и проектированию своего поведения. Это ситуационно-рефлексивные черты личности.

Принципиальным является утверждение, что эти черты оказывают влияние на результаты диагностических экспериментов, построенных на самоописаниях и самоотчетах. Интересными представляются положения концепции А. Г. Шмелева, по которым в процессе тестирования испытуемый реализует встречную когнитивную активность, мысленно налагая на предлагаемые индикаторы собственные различения, собственные субъективные шкалы, обусловленные индивидуально-особенным усвоением житейской психологии. Учет этих принципиальных особенностей нашел отражение в подходе, названном «субъектным подходом к анализу данных». Ситуационные искажения отражают содержание социально-ролевой и индивидуальной позиции испытуемых.

Понятие «качество личности» используется в значении «черта личности в обыденном сознании». Оно взято из «имплицитной» теории личности, заложенной в многотысячном словаре личностных черт естественного языка, и отражает существующие в языке поведенческие реалии и их социальную оценку (Л. Б. Филонов [14], А. Г. Шмелев [16]). Это операциональная единица самооценки и оценки

других людей. Степень адекватности этих конструкций поведенческим реалиям может быть различной, так как качества личности в обыденном сознании - это не только описательная переменная, но всегда отношение, несет определенный оценочный компонент, который является ведущим в субъективных оценках и описаниях человека человеком, а также в самооценках. Для обозначения релевантных этому понятию психических явлений в реальном поведении испытуемых были использованы термины «тенденции личности», «установки личности».

Тенденции - то, что является источником активности и в качестве мотивов определяет характер протекания этой активности. Установки личности -это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям и задачам. Она определяется субъективной значимостью для личности той или иной линии поведения. Установка возникает в результате внутреннего взаимодействия тенденций, выражающих направленность личности, представляя их итог в состоянии динамического покоя и предпосылки, фон, на котором они в дальнейшем развиваются (С. Л. Рубинштейн, [10]).

При анализе качеств личности следует исходить из следующей трактовки роли и сущности представления и понимания.

Представление - некий образ, в котором заключена исходная конструкция, создающая тот «мнимый объект», с которым человек соотносится в своих действиях.

Под «пониманием» относительно качеств личности мы обозначим ответы на вопросы о причинах, истоках, факторах, которые определяют данное представление и содержат объяснительную (оправдательную) характеристику.

Проблема «образа-Я» и психологических закономерностей его конструирования. В исследовательской литературе выделены факторы, влияющие на самоописание и его интерпретацию. Это, помимо самого образа «Я» - социальная желательность описываемых черт, тактика самоподачи, область самораскрытия, идентифицируемость или анонимность ответов, тактика согласия или несогласия с утверждениями, характер и степень ограничений в форме ответов, контекст всей процедуры диагностики, установки, ожидания и инструкции, способы подсчета индексов и статистические процедуры Wylie, В. В. Столин [12]).

С обозначенных теоретических позиций рассматриваются основные концепции «образа-Я»,

психологических закономерностей конструирования его в отечественной психологии. Авторы опираются на концепцию уровневого строения самосознания, согласно которой в образе «Я» человека ведущую роль играют качества, соответствующие основным, ведущим потребностям субъекта на разных уровнях его активности. Особенно важным является выделение двух ведущих потребностей человека как члена социума и как личности: потребности в среде, в принадлежности к общности, в признании этой общностью, отражаемой в образе «Я» в виде присоединяющей образующей - системы социальных идентичностей, и потребности в самоактуализации, в самовыражении, которая в «образе-Я» предстает в форме дифференцирующей составляющей (В. В. Столин [12]).

Проблема «образа-Я» в отечественной психологии ставится в рамках более общей проблемы структуры самосознания. Различные исследователи выделяют в качестве своего предмета различные компоненты самосознания: самооценку интеллекта, эмоциональных состояний и личностных свойств (Л. Н. Божович, В. А. Петровский, Л. И. Липкина, В. С. Могун, Е. И. Савонько, В. Ф. Сафин, С. Ю. Юлда-шева), саморегуляцию (М. И. Борщевский, О. А. Ко-нопкин, Г. С. Никифоров, В. И. Степанский, В. С. Юркевич), самовоспитание (А. Я. Арет, А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев, А. И. Кочетов, Л. И. Ру-винский, И. И. Чеснокова).

Проблема «образа-Я» является недостаточно разработанной, несмотря на то, что общепризнанным является утверждение, что в общей структуре личности «образ-Я» является центральным, системообразующим элементом (В. Г. Ананьев, И. С. Кон, М. И. Лисина, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спиркин, И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова).

В литературе описаны несколько психологических закономерностей, по которым конструируется когнитивная схема «самости». Обозначение их в данном случае важно для определения инструментария нашего исследования. И. С. Кон [6] в своем обзоре формулирует четыре такие закономерности.

1. Принцип интериоризации чужих оценок связан с теорией «зеркального», отраженного «Я» (концепции Кули, М. Мид). На формулирование представлений человека о себе, своих качествах огромное влияние оказывает то, как воспринимают его окружающие. Влияние это, однако, неоднозначно. Оно зависит от того, «значимы» ли для человека

эти окружающие, и от степени восприимчивости самого человека к чужим мнениям, и от меры единодушия окружающих в оценке. К слову сказать, этот принцип имеет огромное значение при проведении процедуры диагностики личности, кардинальным образом влияя на ее результаты.

2. Не менее важен принцип социального сравнения. Во-первых, человек сравнивает свое наличное «Я» с прошлым и будущим, а свои притязания -с достижениями. Во-вторых, идет сравнение себя с другими. Люди гораздо яснее и отчетливее осознают те свойства, которые отличают их от какого-то подразумеваемого «среднего» («принцип отличительности» или «контекстуальный диссонанс»). Иными словами, индивидуальность воспринимается как особенность, отличие от других.

3. Для целей данного исследования важен третий принцип конструирования «Я», получивший в исследовательской литературе название «каузальной атрибуции». Как и социальное сравнение, самоатрибуция в высшей степени селективна и в отборе причинных факторов, и в их интерпретации, и в неодинаковом к ним внимании, и в отборе терминов для их описания. Люди склонны объяснять поведение человека либо внутренними, либо внешними причинами. В многочисленных экспериментах, когда испытуемым предлагалось объяснить свои удачи или неудачи в решении определенных задач, выявились четыре психологические стратегии:

• склонность приписать свою неудачу безличным и неконтролируемым силам, например, невезению; те же, кто правильно решал задачу, были склонны приписать это собственным заслугам;

• ссылка на объективную сложность задачи, недостаток информации, времени и т. д.;

• стремление приписать неудачу отсутствию или слабости мотивации («Я мог бы это сделать, но не особенно старался»);

• умаление ценности успеха («не все ли равно, умею я это делать или нет»). Во всех этих случаях причина неудачи выносится за пределы собственного «Я», тогда как удача чаще приписывается себе.

Автор теории «каузальной атрибуции» Х. Хек-хаузен [15] считает, что мы не желаем расставаться с неадекватными объяснениями, так как подобная атрибуция оправдывает наше поведение или подтверждает наши представления о себе и окружающем мире. Здесь прослеживается явная перекличка

классических психологических работ в этой области и результатов, полученных исследователями феноменов поведения агентов на финансовых рынках. Наиболее отчетливо эта связь видна в работах Д. Канемана, А. Тверски и Т. Оберлехнера.

4. Четвертый принцип конструирования схемы «Я», описанный И. С. Коном, назван им принципом смысловой интеграции. Автор, ссылаясь на работы В. В. Столина, подчеркивает ценность мо-тивационных аспектов «Я». Для нас будет важно проследить связь особенностей структуры «Я» с доминированием выделенных выше потребностей личности - потребности в среде, в принадлежности к социуму, с одной стороны, и в самоактуализации и самовыражении - с другой.

Интерес для нас представляют, безусловно, работы зарубежных психологов, посвященные, во-первых, соотношению между «изображаемым-Я» и «реальным-Я» (Э. Берн, А. Маслоу, М. Люшер, К. Роджерс, М. Розенберг, К. Хорни, К. Юнг и др.) и, во-вторых, экспериментальному исследованию феноменов самораскрытия-самопредъявления. Последние могут рассматриваться нами как применительно к выбранным для экспериментального анализа качествам открытости-скрытности, так и в аспекте тех условий эксперимента, которые влияют на его анализ, интерпретацию его результатов.

Предполагается рассмотреть различные определения феноменов самораскрытия, внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на них, методы их изучения. Предполагается также анализ работ, касающихся исследования феномена самопредъявления, его мотивационных источников, связи самопредъявления и «образа-Я» личности, некоторых стратегий самопредъявления. Важными для нас представляются результаты экспериментальных исследований зарубежных психологов, согласно которым самооценка человека в контролируемых условиях лаборатории в значительной степени детерминирована его тенденцией к самопредъявлению, к определенной стратегии подачи себя (И. Альтман, Р. Аркин, Р. Ачер, Э. Гоффман, Э. Джонс, С. Джурард, П. Козби, Д. Тедесхи, Д. Тейлор, Г. Чилун, Б. Шленкер).

Исследования многозначности языка. Для полноты анализа литературных источников необходимо обратить внимание на исследования, посвященные многозначности языка, соотношению смысла и значения слов. Это прежде всего классические работы В. И. Батова, О. С. Виногра-

довой, Н. В. Витт, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева,

А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Х. Ортега-и-Гассета.

Основные положения работ, на которые целесообразно опереться, таковы:

1) подавляющая часть общеупотребимых в обществе слов отражает принятые в социуме представления, которые несут функции автоматических действий. Это такие же обычаи, как, например, приветствия и в конечном итоге так же механистичны, навязаны нам обществом. Значение их словно само собой подразумевается. В этом смысле человек живет, как бы доверяясь обществу, бездумно и безраздельно;

2) однако любой человек, используя те или иные слова, наполняет их своим, только для него характерным смыслом, который зависит от ситуации, в которой произносится слово, адресата, к которому оно обращено, цели, преследуемой говорящим. Слова, взятые в отрыве от их реального употребления, есть некоторые схемы, лишь зачатки значений, нуждающиеся в том, чтобы их наполнили конкретными смыслами;

3) значение, смысл слову, таким образом, придают люди, его употребляющие. Смысл слов «я», «ты», «здесь», «там» меняется от того, кто их произносит; поэтому грамматисты называют их словами окказионального значения. Нечто подобное происходит и с некоторыми другими словами. Истинное их значение окказионально, точный смысл их обусловлен ситуацией, в которой они произносятся. По образному выражению Х. Ортега-и-Гассета, словарное значение любого слова - это лишь «гибкая матрица, где слова, когда они и в самом деле слова, то есть сказаны кем-то и кому-то, по какой-то причине и с какой-то целью, где слова проходят свою первую формовку» [8, с. 446];

4) чрезвычайно информативно в каждом языке соотношение того, о чем говорится, и того, о чем умалчивается. Каждый народ, как и отдельный человек, обходит молчанием одно, чтобы суметь сказать о другом, поскольку обо всем сказать невозможно;

5) язык - отражение фактов социальной жизни. В частности, здесь можно пронаблюдать борьбу, столкновение индивидуального и социального начал, индивидуума и группы, социума. Пленник общества, человек все время стремится освободиться от его влияния, творя жизнь по себе. Он изобретает новые смыслы и значения

общепринятых слов, чтобы высказать то, что он хочет. Чаще всего эти попытки терпят крах. В редких случаях это ему удается, и общество, изменив что-то в сложившейся системе, усваивает новые формы.

Концепция речевого поведения личности, разработанная в современной психологии личности, предлагает опереться на следующие принципы и приемы анализа текста.

Во-первых, изучение его не по элементам, а по единицам. В качестве такой единицы может выступать высказывание. Одним из приемов анализа высказываний в условиях информационного поиска является выделение ключевых слов, которые понимаются как слово или словосочетание из текста, несущие основную смысловую нагрузку.

Во-вторых, эвристичность. Механизм порождения высказывания действует не жестко, однозначно. По-видимому, человек может пользоваться разными стратегиями и осуществляет выбор того пути, который кажется ему целесообразным.

В-третьих, эффективной методикой выявления семантической структуры слова является прямое толкование слова, которое есть не что иное, как перифраза к толкуемому слову. Анализ структур толкований в словарях позволяет весьма эффективно изучать процессы, связанные с актуализацией в толкованиях тех или иных компонентов значений. Актуализация определенных дифференциальных признаков толкуемого слова четко зависит от ситуации, в частности, от окружающего контекста [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение следует отметить, что результатом проведенного анализа стало определение «необходимого и достаточного» набора основных положений, которые позволят начать разработку инструментария экспериментального исследования параллельно с более глубоким анализом базовых литературных источников.

Список литературы

1. Ващенко Т. В., Лисицына Е. В. Поведенческие финансы - новое направление финансового менеджмента. История возникновения и развития // Финансовый менеджмент. 2006. № 1.

2. Ващенко Т. В. Современные теории поведенческих финансов. URL: http://www. finman. ru/articles/2006/2/4509.html.

3. Грачев И. Д., Ноакк Н. В. Комбинированная модель реально-виртуальной экономики // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 1. С. 92-101.

4. Дейнека О. С. Экономическая психология (статус, развитие, образовательные перспективы) // Национальный психологический журнал. 2011. Ноябрь. С. 110-113.

5. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 4. С. 31-42.

6. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1990.

7. Микроэкономика. Википедия. URL: http:// ru. wikipedia. org/wiki.

8. Ортега-и-Гассет ^.«Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. М.: Радуга, 1991.

9. Рудык Н.Б. Поведенческие финансы или между страхом и алчностью. М.: Дело, 2004.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989.

11. Сапир Ж. Новые подходы теории индивидуальных предпочтений и ее следствия // Экономический журнал ВШЭ. 2005. № 3. С. 325-360.

12. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

13. Сахарный Л. В. Введение в психолингвистику: курс лекций. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

14. Филонов Л. Б. Интерес к собственной личности и регуляция человеком своего поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. С. 268-286.

15. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб: Питер; М.: Смысл, 2003.

16. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики: учеб. пособие для студентов педвузов. М., Ростов н/Д: Феникс, 1996.

17. Daniel К., Hirshleifer D., Subrahmanyam А. Investor Psychology and Security Market Under- and Overreaction. 1998. Vol. 53. P. 1839-1885.

18. Rottella R. The Elements of Successful Trading. New York: Wiley, 1993.

19. Bernstein J. The Investor's Quotient: The Psychology of Successful Investing in Commodities & Stocks. New York: Wiley, 1993.

20. Lichtenstein S., Slovic P. Response Induced Reversals of Preference in Gambling: An Extended Replications in Las Vegas. Journal of Experimental Psychology. 1973. № 101. P. 16-20.

21. Lichtenstein S., Slovic P. Reversals of Preference Between Bids and Choices in Gambling Decisions. Journal of Experimental Psychology. 1971. Vol. 89. P. 46-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.