Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОПЫТ НАУКОМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (ПО МАТЕРИАЛАМ "СИБИРСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА")'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОПЫТ НАУКОМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (ПО МАТЕРИАЛАМ "СИБИРСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА") Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
317
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / НАУКА / НАУКОМЕТРИЯ / "СИБИРСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ" / НАУКОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ОБЪЯСНЕНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / PSYCHOLOGY / SCIENCE / SCIENTOMETRICS / "SIBERIAN JOURNAL OF PSYCHOLOGY" / SCIENTOMETRIC ANALYSIS / EXPLANATION / DEVELOPMENT TRENDS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазилов Владимир Александрович, Слепко Юрий Николаевич

Представлен опыт наукометрического анализа на материале российского журнала. Проанализирован корпус в 1 237 опубликованных в журнале статей (1995-2019). Анализ динамики публикаций статей в семи наиболее популярных разделах отражает живую историю изменения интереса исследователей к изучению проблем клинической психологии, общей психологии и психологии личности, социальной психологии, психологии образования, психологии развития и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL RESEARCH IN MODERN RUSSIA: EXPERIENCE OF SCIENTOMETRIC ANALYSIS (BASED ON THE MATERIALS OF THE SIBERIAN JOURNAL OF PSYCHOLOGY)

The article represents the experience of scientometric analysis based on the materials of a Russian journal. The «Siberian Journal of Psychology» was chosen as the object of analysis. The magazine enjoys authority in the psychological community, it is included in the list of State Commission for Academic Degrees and Titles, is referenced in the databases Web of Science and Scopus. The thesaurus method, which is quite widespread in scientometric research in psychology, was used in the work. The whole body of articles published in the journal (1995-2019), including 1237 articles, is analyzed. The article presents the results of statistical analysis: distribution of articles posted in different sections of journals; articles on personalities, psychology as a science (directions, sections, approaches, etc.), various diseases (mental, physical, psychophysiological, etc.), the study of various social groups (normative, professional), the study of age groups (preschool, primary school, adolescent and other age), various concepts and problems. The analysis of publication dynamics in seven most popular sections reflects a living history of changes in the interest and editions of the journal, and researchers themselves to study the problems of clinical psychology, general psychology and personality psychology, social psychology, educational psychology, developmental psychology, etc. Despite the great variability of the problem field publications, we highlighted the leading sections in the journal, the most significant areas for the journal, approaches and sections of psychological science; social and age groups to which article authors are most interested; concepts, problems, phenomena of psychology, which are the subject of the largest number of articles. The authors of the article believe that over the 25-year history of the «Siberian Journal of Psychology» has acquired not only its own unique face among many other psychological publications, but also has become strongly associated, on the one hand, with a discussion of a very specific field of urgent problems for psychological science. On the other hand, the presence of the leading problems and issues discussed on the pages of the journal is unique and consistent with the high degree of variability of studies presented in the journal. All this allowed the editorial staff of the journal to enter the «Siberian Journal of Psychology» firmly into the recent history of Russian and world psychological science in a relatively short period of its history.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОПЫТ НАУКОМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (ПО МАТЕРИАЛАМ "СИБИРСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА")»

Сибирский психологический журнал.

2020. № 77. С. 10-22. DOI: 10.17223/17267080/77/1

К ЮБИЛЕЮ «СИБИРСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОПЫТ НАУКОМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (по материалам «Сибирского психологического журнала»)1

В.А. Мазилова, Ю.Н. Слепкоа

aЯрославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 150000, Россия, Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1

Представлен опыт наукометрического анализа на материале российского журнала. Проанализирован корпус в 1 237 опубликованных в журнале статей (1995-2019). Анализ динамики публикаций статей в семи наиболее популярных разделах отражает живую историю изменения интереса исследователей к изучению проблем клинической психологии, общей психологии и психологии личности, социальной психологии, психологии образования, психологии развития и др.

Ключевые слова: психология; наука; наукометрия; «Сибирский психологический журнал»; наукометрический анализ; объяснение; тенденции развития.

В современной России издается значительное число психологических журналов. Не все выдерживают испытание временем: некоторые перестают выходить, испытывая трудности с финансированием или организационные затруднения. Журналом, доказавшим свою состоятельность, ныне входящим в перечень ВАК, реферируемым в базах данных Web of Science и Scopus, наконец, пользующимся авторитетом и популярным в психологическом сообществе, является «Сибирский психологический журнал», издающийся в Томске вот уже 25 лет. «Сибирский психологический журнал» (СПЖ) был основан в 1995 г.

Интересна история издания первого номера журнала, который включал главным образом материалы конференции, проведенной в Томске в декабре 1994 г. и посвященной очень актуальной проблеме психологической помощи человеку (населению). Исследования проблемы здоровья человека, ставшие отправной точкой для создания журнала, вылились в одно из ведущих направлений его публикационной активности. Это нашло свое

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00137.

отражение в том, что раздел «Клиническая психология», дополняемый в разные периоды истории журнала тематикой медицинской психологии, психологии здоровья, стал ведущим и сохраняет эти позиции и по сей день. Примерно четверть (24%) опубликованных за все время деятельности журнала статей посвящена именно проблемам клинической, медицинской психологии, психологии здоровья. Характерно, что в течение практически каждого года не менее 10 статей посвящено этой проблематике. Исключение составляют 2002 г. (9 статей), 2006 г. (7 статей) и 2018 г. (7 статей).

Особо отметим, что столь серьезное внимание сибирских психологов к проблеме здоровья человека почти на 20 лет опередило внесение в Государственную Думу проекта Федерального закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации» (24.06.2014). История этого проекта закончилась быстро - через 6 месяцев (08.12.2014) он был снят с рассмотрения. Однако проблематика здоровья человека как была, так и осталась одним из ведущих направлений деятельности журнала. На его страницах обсуждается множество проблем здоровья человека, заболеваний и отклонений, среди которых можно встретить анализ проблематики невротических расстройств (10% статей от общего числа публикаций, посвященных здоровью), задержки психического развития (8%), сахарного диабета (6%), соматической патологии (6%), шизофрении (6%), депрессии (4%), наркомании (4%), нарушений опорно-двигательного аппарата (4%), сердечно-сосудистых патологий (4%), церебрального паралича (4%) и др.

Конечно, проблематика здоровья далеко не единственная, интересующая и сибирских психологов, и редакционную коллегию журнала. На наш взгляд, важно акцентировать внимание на том, что «Сибирский психологический журнал» с самого начала свой деятельности ставил в приоритет решение прикладных задач средствами их глубокого методологического, теоретического, экспериментального анализа. Именно последнее и позволило журналу не только пережить трудные для всей психологической науки 1990-е гг., но и стать широко известным далеко за пределами Томска, Сибири, России.

Импульсом для развития журнала стало внимание Российской академии образования и ее президента - Артура Владимировича Петровского -к появлению журнала. Начало журналу было положено на факультете психологии Томского государственного университета, с 2000 г. он стал издаваться при поддержке ректората университета, в 2007 г. вошел в перечень «ваковских» журналов. Международная известность журнала связана с его включением в авторитетные базы данных Web of Science Core Collections, Scopus, Emerging Sources Citation Index, European Reference Index for the Humanities and the Social Sciences (ERIH PLUS), Directory of Open Access scholarly Resources (ROAD). Высокий научный статус журнала поддерживается публикациями ведущих российских психологов - А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, Л.И. Вассермана, Б.А. Вяткина, В.П. Зинченко, Ю.П. Зинченко, В.В. Знакова, А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.С. Мухиной, А.В. Петровского, Д.В. Ушакова, А.В. Юревича и др.

Редакционный совет журнала составляют ведущие и авторитетные специалисты в самых разных областях отечественной и зарубежной психологической (А.Г. Асмолов, Э.В. Галажинский, И.Е. Гарбер, Ю.П. Зинченко, В.В. Знаков, С.Б. Малых, А.Ш. Тхостов, Д.В. Ушаков, Ф. Лаги (Италия), Г. Такушьян США), медицинской (Н.А. Бохан, Л.И. Вассерман), философской (Ю.В. Ковас (Великобритания), К. Ломбардо (Италия), Ф. Лучиди (Италия)) науки.

Привлечение столь авторитетных ученых в редакционный совет журнала, его успешная история и современное состояние стали безусловной заслугой основателя и главного редактора - известного российского психолога, доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента РАО, Заслуженного деятеля науки РФ Генриха Владиславовича Залевского. Он смог привлечь к работе и развитию журнала известных томских психологов - Э.В. Галажинского (доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО), С.А. Богомаза (доктор психологических наук, профессор), В.Г. Залевского (кандидат психологических наук), Т.Г. Бохан (доктор психологических наук), Н.В. Козлову (доктор психологических наук), О.В. Лукьянова (доктор психологических наук), Т.Е. Левицкую (кандидат психологических наук) и др. Благодаря их работе журнал имеет сегодня высокий научный статус и широкую известность в России и за рубежом. Особенно необходимо отметить работу заместителя главного редактора - Олега Валентиновича Лукьянова, - благодаря активности которого журнал вошел в число рецензируемых в известных международных базах Web of Science Core Collections и Scopus.

Методы исследования

В статье решалась задача изучения опыта публикационной деятельности «Сибирского психологического журнала» в период с 1995 по 2019 г. Для ее решения был проведен тематический анализ всех публикаций, представленных в журнале в указанный период. Тематический анализ публикаций позволил дать количественную характеристику статей, опубликованных в разных разделах журнала, определить частоту обращения авторов журнала к психологическим понятиям и проблемам и частоту исследования авторами определенных социальных и возрастных групп, а также количество статей, посвященных различным заболеваниям и др.

Результаты исследования

«Сибирский психологический журнал» издается на протяжении четверти века и тем самым неотъемлемо принадлежит новейшей истории российской психологии, а потому заслуживает изучения как объект исследования, в том числе и методами наукометрии. Наукометрия - относительно новая область знания, занимающаяся статистическими исследованиями структуры и динамики научной деятельности. Как отмечает известный методолог

истории психологии В.А. Кольцова, «следует отметить, что в последние годы измерение широко применяется в области изучения закономерностей развития научной деятельности для выявления количественной определенности различных ее сторон и характеристик. Оно лежит в основе специальной науковедческой дисциплины - наукометрии. Прогресс истории психологии как частной науковедческой дисциплины, превращение ее в доказательную область знания также в немалой степени зависят от освоения ею количественных методов исследования. Как показали проведенные в последние годы исследования, предметом измерения могут выступать многие важные структурные компоненты психологического познания -научные публикации, события жизни психологического сообщества (съезды, конференции, создание научных и учебных центров в области психологии и т. д.). Использование количественных индикаторов исследуемых явлений позволяет выявить динамику проблемного поля психологической науки, проследить изменения в ее структуре (появление новых проблемных областей и направлений исследования, развитие междисциплинарных связей психологии с другими науками, характер ее взаимодействия с практикой» [1. С. 341]. Однако наукометрические методы в современной российской психологии используются пока недостаточно широко.

Известные историки психологии отмечают, что одной из задач, стоящих перед историей психологии, является повышение объективности и обоснованности получаемых результатов и формулируемых выводов, а успешное решение этой задачи связано с используемыми методами исследования [2]. «Общепризнано, что использование формализованных методов, опирающихся на возможность количественной обработки получаемых данных, обеспечивает необходимый результат. В настоящее время в области истории психологии такими, в частности, являются методы наукометрии» [Там же. С. 220].

«Конечно, спектр наукометрических методов, используемых в современной науке, достаточно широк и не ограничивается только количественными показателями... полученными на основе статистического метода. Не меньший, а для историка психологии, несомненно, больший интерес представляет содержательный анализ тематики изучаемых проблем, используемого категориально-понятийного аппарата диссертаций. Применение метода "контент-анализа", тезаурусного и сленгового методов позволяет анализировать именно содержательные аспекты развития научного знания на основе количественных показателей» [Там же. С. 221].

В начале статьи мы уже показали, как использование тезаурусного метода позволяет эксплицировать и презентировать некоторые особенности развития «Сибирского психологического журнала». Проблемы клинической и медицинской психологии, психологии здоровья, конечно же, не составляют всего многообразия публикуемых в нем результатов исследований. «Лицо журнала» составляют практически все наиболее актуальные в психологической науке разделы и проблемы. За годы существования «Сибирского психологического журнала» в нем было открыто 32 раздела,

которые можно условно разделить на две группы по основанию количества опубликованных статей и периодичности их публикации.

В первую группу разделов входят «Клиническая психология (в том числе медицинская психология и психология здоровья)» - 24% статей за все время, «Общая психология, психология личности» - 19%, «Социальная психология» - 17%, «Психология образования (в том числе педагогическая психология)» - 12%, «Информация (в том числе о статьи о новых книгах и рецензии на них)» - 7%, «Генетическая психология (в том числе психология развития, акмеология)» - 7%. Данные разделы, во-первых, имеют наибольшее число опубликованных в них статей (87% за все время), во-вторых, характеризуются наибольшим постоянством публикации в них в течение всего периода существования журнала.

Вторая группа разделов характеризуется, во-первых, меньшим числом опубликованных в них статей, во-вторых, зависимостью числа публикаций от определенного события, которому эти статьи посвящены. Например, в 2001 г. в Томске проходила Всероссийская школа молодых ученых-психологов, материалы которой (лучшие, как мы понимаем) были представлены в № 14-15 журнала (см., напр.: [3]). Можно только приветствовать мотивацию редакционной коллегии, отдавшей более трети выпуска результатам исследований молодых психологов (35% от общего числа всех статей в выпуске). Конечно, вопрос целесообразности публикации подобных материалов дискуссионен, особенно если следовать модной сегодня идее повышения цитируемости научных публикаций и продвижения научных журналов в самых разных базах данных. Обратим внимание, что из 13 опубликованных докладов Всероссийской школы молодых ученых-психологов лишь одна за все время (а прошло уже 19 лет) была процитирована дважды -[Там же]. При этом опубликованные в остальных разделах журнала 23 статьи за тот же срок были процитированы 97 раз. Между тем публикация в журнале стала одной из отправных точек для научного роста участников «Всероссийской школы молодых ученых-психологов» (см., напр.: [4]).

Во вторую группу разделов журнала вошли и материалы, значимость которых выходит за пределы сибирского региона. Это публикации, периодически посвящаемые юбилейным датам (80-летию А.В. Петровского -№ 20; 70-летию В.Я. Семке - № 24; 60-летию В.И. Кабрина - № 26; 90-летию Л.М. Веккера - № 30; 85-летию со дня рождения М.С. Роговина -№ 24 и др.), а также тематические выпуски журнала (проблемы супервизии в психологии - № 30; психологии детской одаренности - № 21 и др.) и др.

Отметим, что уже упоминавшийся № 14-15 журнала (2001), помимо материалов Всероссийской школы молодых ученых-психологов, был посвящен 80-летию выдающегося российского психолога М.С. Роговина. Читатели могут познакомится и с публикацией, посвященной его памяти и вкладу в развитие психологической науки [5], и с одной из работ самого М.С. Роговина, в которой рассматривается проблема логического, рационального, дискурсивного познания психического и познания его путем интуиции [6].

Значительное место в истории развития «Сибирского психологического журнала» занимает обращение к проблеме теории, методологии, практике психологии как научной дисциплины. На страницах журнала постоянно обсуждаются самые разные направления, теории и подходы в психологической науке. Им посвящено около 15% опубликованных за все время статей. При этом и здесь мы можем выделить ведущие темы, к которым относятся исследования психологии как научной дисциплины (12% от числа статей, посвященных проблемам теории, методологии, практики психологии), супервизии (10%), этнопсихологии (9%), психотерапии (8%), методологии психологии (7%), психодиагностики (7%). Как мы уже отмечали выше, в основе столь значительного внимания к данной проблематике лежит высокопрофессиональный и статусный состав редакционного совета журнала, привлекающий к публикации статьи ведущих российских и зарубежных исследователей. Помимо указанных, на страницах журнала обсуждаются и такие темы, которые можно встретить в ведущих психологических изданиях, - психоистория, психология религии, авиационная психология, соционика и др. Журнал сегодня стал хорошей базой для изучения множества существующих в психологии подходов к изучению не только теории и методологии психологии, но и прикладных аспектов психологии. На страницах журнала можно встретить статьи, посвященные таким подходам, как коммуникативный, компетентностный, личностно ориентированный, психо-лого-акмеологический, психометрический, рефлексивно-коммуникативный, средовой, структурно-функциональный, эколого-психологический и др.

Не менее важным аспектом анализа истории развития «Сибирского психологического журнала» является обращение к многообразию представленных в статьях понятий и категорий психологии. Заметим, подобный анализ является важным средством определения психологических проблем, интересующих и редакцию журнала, и психологов - авторов публикаций. В качестве примера успешного и перспективного применения такого способа анализа можно привести недавно опубликованную работу российских психологов А.Я. Анцупова, С.Л. Кандыбовича и Г.Н. Тимченко [7]. На примере анализа докторских диссертаций, защищенных в период с 1935 по 2019 г., авторы показали, что «сравнительный анализ частоты использования понятий в темах докторских диссертаций позволяет, во-первых, определить, какие психологические проблемы предпочитают исследовать отечественные психологи высшей квалификации. Во-вторых, такой анализ дает возможность оценить, какие категории людей чаще выступают объектом докторского психологического исследования» [Там же. С. 83].

Так, за все время в «Сибирском психологическом журнале» было предложено к анализу 232 психологических понятия: 39 понятиям (17%) и связанным с ними проблемам было посвящено более 10 статей; 109 понятиям (47%) посвящено не более 1 статьи. Среди множества понятий, которым посвящено более 10 статей, есть и явные лидеры. Список десяти наиболее часто упоминаемых понятий и проблем следующий: личность (56 статей), ценности (43 статьи), обучение / образование (40 статей), здоровье (36 статей),

общение / коммуникация (34 статьи), поведение (34 статьи), семья (34 статьи), образ (30 статей), деятельность (27 статей), эмоциональная сфера (25 статей). Представленный список специфическим образом согласуется с результатами уже упомянутого исследования А.Я. Анцупова, С.Л. Кан-дыбовича и Г.Н. Тимченко. Сравнительный анализ списка «Сибирского психологического журнала» и «Докторского списка» [7. С. 85], представленный в таблице, позволяет установить следующее.

Сравнительный анализ частоты использования понятий в списке «Сибирского психологического журнала»* и «Докторском списке»**

Список «Сибирского психологического журнала» «Докторский список»

Понятие Частота**** Понятие*** Частота****

1. Личность 56 1. Психология 209

2. Ценности 43 2. Деятельности 191

3. Обучение / образование 40 3. Личности 165

4. Здоровье 36 4. Основы 151

5. Общение / коммуникация 34 5. Психологические 149

6. Поведение 34 6. Развития 133

7. Семья 34 7. Развитие 106

8. Образ 30 8. Формирования 70

9. Деятельность 27 9. Детей 64

10. Эмоциональная сфера 25 10. Условиях 55

Примечания. * Список «Сибирского психологического журнала» - ранжированный по количеству посвященных определенным понятиям список статей. Составлен на основе анализа названий публикаций в «Сибирского психологического журнала» с 1995 по 2019 г. ** «Докторский список» составлен на основе данных таблицы 4.3.1. «Иерархия частоты использования первых 20 понятий в темах докторских диссертационных исследований (1935-2018 гг.)» исследования А.Я. Анцупова, С.Л. Кандыбовича и Г.Н. Тимченко [Там же]. В оба списка вошли по 10 наиболее часто упоминаемых понятий. *** Понятие - авторы «Докторского списка» специально обратили внимание, что «название категории, названия или термина приведено на основании семантического анализа без изменения падежа, числа» [Там же]. **** Частота - в «Докторском списке» это количество диссертаций, в названии которых встречается данное понятие. В списке «Сибирского психологического журнала» это количество статей, в названии которых встречается данное понятие и которому статья посвящена.

Во-первых, мы видим, что в обоих списках находятся понятия «личность» и «деятельность». К этому можно добавить и рассмотренное выше значительное число статей, посвященных в «Сибирском психологическом журнале» проблемам психологии как науки, что хорошо отражает встро-енность идеологии «Сибирского психологического журнала» в разработку и решение значимых для всего российского психологического сообщества проблем.

Во-вторых, данные таблицы позволяют говорить и о достаточно высокой степени специфичности журнала, так как оба списка не согласуются друг с другом в 80% случаев. Конечно, необходимо с высокой степенью осторожности подходить к таким выводам, так как в основе составленных списков лежат разные основания - авторы статьи осознают данные огра-

ничения. Однако это не отменяет того, что «Сибирский психологический журнал» не только представляет разработки общих для всей отечественной психологической науки проблем и вопросов, но и заметно отличается от российских изданий подобного типа.

Также нельзя не обратить внимания и на то, что представленный понятийный анализ статей нуждается в доработке и уточнении требований к методике его проведения. Это связано с тем, что одно понятие может быть использовано в разных контекстах, объединение которых в единую проблемную группу спорно. Например, как мы указывали выше, понятие здоровье является четвертым по частоте посвященных ему статей. Однако под этим понятием мы объединили разные типы здоровья - психическое, экологическое, духовное, психологию здоровья, здоровье личности, профессиональное здоровье. Или, например, понятие поведение - шестое по частоте публикаций, еще более многообразно по используемым контекстам его применения. В нашем исследовании мы объединили в одну группу исследования стиля поведения, поведения аддиктивного, девиантного, материнского, пищевого, профессионального, репродуктивного, социального, инновационного. Заметим, подобная технология укрупнения характерна исключительно для сложных психологических понятий, таких как здоровье, общение, поведение, семья, образ, деятельность, адаптация, одаренность, смысл, способности, идентичность, отношение, компетентность, культура и пр. Чем меньшее число статей посвящено тому или иному понятию, тем меньше необходимости осуществлять обсуждающуюся процедуру.

К сожалению, объем настоящей публикации не позволяет расширить обозначенные позиции, поэтому остановимся еще на двух отличительных особенностях публикационной истории «Сибирского психологического журнала». Выше мы уже говорили о том, что понятийный анализ позволяет оценить, какие категории людей чаще выступают объектом исследований в журнале. В связи с этим «Сибирский психологический журнал» можно назвать «молодежным» по ряду причин, что хорошо соответствует его 25-летнему юбилею.

Во-первых, наиболее часто изучаемой социальной группой, представленной на страницах журнала, являются студенты - этой группе посвящено 98 статей, что составляет около 10% всех публикаций (заметим, это означает, что студенческому сообществу посвящена практически каждая 10-я публикуемая статья). Еще к двум категориям, широко представленным в публикациях, относятся «участники образовательного процесса» (ученики, учителя, администрация образовательных учреждений и пр.) -38 статей, и «психологи» (как профессия, психолог в школе, в вузе, в других учреждениях) - 19 статей. Помимо обозначенных категорий объектом представленных в журнале исследований являются женщины, менеджеры, предприниматели, родители, военнослужащие, преступники, религиозные люди, участники финансовых пирамид.

Во-вторых, можно выделить и статьи, посвященные разным возрастным группам. Здесь приоритетом выступает исследование подросткового воз-

раста - ему посвящено 90 статей, что составляет 7% от общего числа публикаций. Значительное число публикаций посвящено и другим возрастам -юношескому (39 статей), младшему школьному (31), детскому (21), дошкольному (19). К сожалению, не обошла журнал и характерная для всей отечественной психологии ситуация недостаточного внимания к более старшим возрастным группам. В ходе анализа удалось обнаружить чуть более 1% статей, посвященных ранней взрослости, зрелому и пожилому возрасту.

Обсуждение результатов

За пределами наукометрического анализа отметим несколько моментов, которые, на наш взгляд, важны для понимания роли издания в ландшафте современной российской психологии.

Для судьбы любого журнала значима фигура главного редактора. Не будем здесь подробно говорить о личности Г.В. Залевского, основателя и бессменного главного редактора (подробно см.: [8]). Важно лишь подчеркнуть, что это человек с широчайшим кругозором, масштабно мыслящая личность, человек энциклопедических знаний, один из ведущих российских методологов психологической науки. Отметим, что он - один из немногих, кто пишет в современной российской психологии о проблеме объяснения [9]. Не секрет, что, испытывая трудности с использованием причинно-следственного объяснения, многие отечественные психологи избегают объяснения, довольствуясь лишь интерпретацией.

Как уже отмечалось, значительное число статей в «Сибирском психологическом журнале» посвящено проблемам психологии как науки. Дело в том, что психология как наука испытывает в настоящее время существенные сложности методологического характера. Относительно недавно -в ХХ столетии - все было понятно. Всеми признавалось, что психология -это единая наука. Современное состояние психологии достаточно своеобразно. Еще несколько десятилетий тому назад общепринятым было положение о единой психологической науке: общая психология представляет «ядро» психологии, вокруг которой группируются ее отрасли. В 1970-е гг. обсуждался тезис, вызывавший тогда жаркие дискуссии, - как должна развиваться общая психология: «в ствол» или «в куст». Эта метафора отражала позицию исследователя, согласно которой психология должна была строиться на одном (ствол) или нескольких (куст) базовых понятиях. Характерно, что само единство психологии в те времена под сомнение не ставилось - оппоненты были в этом вопросе единодушны.

В настоящее время можно констатировать, что положение радикально изменилось. Многие авторы считают, что общая психология уже не существует, нет единой психологической науки, а есть, скорее, конгломерат наук с разными объектами и методами исследования. Некоторые идут еще дальше, утверждая, что можно говорить не о существовании наук, а лишь о наличии различных исследовательских подходов. В частности, можно

услышать, что название «психология» не выражает современного состояния этой научной области, что полноценной науки о психике в XXI столетии так и не появилось, что пройденный психологией исторический путь во многом случаен и гордиться там нечем, что прошлое психологической науки недостойно, чтобы на него ссылаться и к нему апеллировать, что психологии как единой дисциплины не существует, что в психологии имеется лишь множество различных исследовательских подходов, фактически не связанных между собой, и т.п. В этом случае возникает искушение, состоящее в том, что, кроме своего узкого подхода, развиваемого в той или иной научной школе, психологу знать более ничего и не надо. Тем более что можно свою позицию «усилить» философским тезисом, что разные теории «несоизмеримы»: таким образом, знание других подходов просто «бесполезно» [10. С. 218-219].

Отметим, что позиция редактора (и его многочисленных последователей не только в Томске, но и по всей России) однозначна - он сторонник единой психологической науки. В основу его известных исследований положен целостно-ценностный подход в контексте антропологической психологии. Выразим солидарность с тезисом Г.В. Залевского так как, по нашему мнению, антропологизм в психологии необходим. «В рамках такого подхода человек (антропос, т.е. человек, устремленный ввысь) и его здоровье понимаются как целостно-ценностные образования, биопсихосо-ционоэтическое / духовное единство со структурно -уровневым строением, высшим и интегрирующим уровнем которого является духовный уровень (духовность и духовное здоровье). Эти уровни (человека и его здоровья) отражают уровни "человеческих связей с миром" (А.Н. Леонтьев), "взаимодействия с действительностью" (А.В. Брушлинский), |"разные уровни бытия" (Л.Р. Правдина)» [11. С. 71].

Поэтому совершенно не случайно, что в «Сибирском психологическом журнале» публикуются резонансные интервью о методологии психологии и дальнейшем развитии психологической науки [12].

Выводы

Завершая статью, поздравим замечательное психологическое издание -«Сибирский психологический журнал» - с 25-летним юбилеем. Пожелаем ему дальнейших успехов и неуклонного развития, новых перспектив и горизонтов, процветания.

Проведенный тематический анализ показал, что в его истории нашли отражение основные тенденции развития российской психологии в конце XX - начале XXI в. За относительно короткую историю журнал приобрел собственное неповторимое лицо, сформировались ведущие и стабильно наполняемые научно значимым содержанием разделы журнала, появились признаки, заметно отличающие журнал от ему подобных. Главное - журнал не только продолжает успешно развиваться, но и есть вполне понятные и интересные перспективы развития.

Литература

1. Кольцова В.А. История психологии. Проблемы методологии. М. : Ин-т психологии

РАН, 2008. 512 с.

2. Елисеева И.Н., Олейник Ю.Н. Наукометрический анализ как метод изучения состоя-

ния и динамики научного направления (на примере использования категории «индивидуальность» в названиях диссертационных исследований 1992-2018 гг.) // Методология, теория, история психологии личности / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Никитина, Н. Е. Харламенкова. М. : Ин-т психологии РАН, 2019. С. 218-233.

3. Ветчанина Е.Г., Мальгина Г.Б. Особенности реакций беременных на психоэмоцио-

нальный стресс в различные сроки беременности // Сибирский психологический журнал. 2001. № 14-15. С. 150.

4. Федоров А.А. Библиометрический анализ публикаций по постнеклассической психо-

логии в РИНЦ // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 135-145.

5. Залевский Г.В. Роговин Михаил Семенович // Сибирский психологический журнал.

2001. № 14-15. С. 6-7.

6. Роговин М.С., Залевский Г.В. Верифицируемое и интуитивное познание психическо-

го // Сибирский психологический журнал. 2001. № 14-15. С. 8-12.

7. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Тимченко Г.Н. Проблемы отечественной психоло-

гии : указатель 1 410 докторских диссертаций (1935-2019 гг.). М. : Проспект, 2020. 368 с.

8. Мазилов В.А. «Все в моей жизни так складывалось, чтобы я обязательно стал психо-

логом»: несколько штрихов к портрету Г.В. Залевского // Методология и история психологии. 2018. Вып. 1. С. 207-217.

9. Залевский Г.В. Объяснение и понимание против «циклопной психологии» // Методо-

логия и история психологии. 2008. Т. 3, вып. 1. С. 41-46.

10. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Методологические размышления: психология труда через призму учебника XXI века // Методология современной психологии : сб. / под ред. В.В. Козлова, А.В. Карпова, В.А. Мазилова, В.Ф. Петренко. М.-Ярославль : Ярославл. гос. ун-т, 2020. Вып. 11. С. 215-225.

11. Залевский Г.В. «Строительные леса» на здании, которое называется «психология человека» // Сибирский психологический журнал. 2019. № 71. С. 79-106. DOI: 10.17223/17267080/71/4.

12. Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. Кому и как разрабатывать методологию психологии? // Сибирский психологический журнал. 2015. № 55. С. 6-45.

Поступила в редакцию 27.04.2020 г.; принята 04.09.2020 г.

Мазилов Владимир Александрович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. E-mail: v.mazilov@yspu.org

Слепко Юрий Николаевич - кандидат психологических наук, доцент, декан педагогического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. E-mail: slepko@inbox.ru

For citation: Mazilov, V.A., Slepko, Iu.N. Psychological Research in Modern Russia: Experience of Scientometric Analysis (Based on the Materials of the Siberian Journal of Psychology). Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology. 2020; 77: 10-22. doi: 10.17223/17267080/77/1. In Russian. English Summary

Psychological Research in Modern Russia: Experience of Scientometric Analysis (Based on the Materials of the Siberian Journal of Psychology)

V.A. Mazilov3, Iu.N. Slepko3

a Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, 180/1, Respublikanskaya Ave., Yaroslavl, 150000, Russian Federation

Abstract

The article represents the experience of scientometric analysis based on the materials of a Russian journal. The «Siberian Journal of Psychology» was chosen as the object of analysis. The magazine enjoys authority in the psychological community, it is included in the list of State Commission for Academic Degrees and Titles, is referenced in the databases Web of Science and Scopus. The thesaurus method, which is quite widespread in scientometric research in psychology, was used in the work. The whole body of articles published in the journal (1995-2019), including 1237 articles, is analyzed. The article presents the results of statistical analysis: distribution of articles posted in different sections of journals; articles on personalities, psychology as a science (directions, sections, approaches, etc.), various diseases (mental, physical, psychophysiological, etc.), the study of various social groups (normative, professional), the study of age groups (preschool, primary school, adolescent and other age), various concepts and problems. The analysis of publication dynamics in seven most popular sections reflects a living history of changes in the interest and editions of the journal, and researchers themselves to study the problems of clinical psychology, general psychology and personality psychology, social psychology, educational psychology, developmental psychology, etc. Despite the great variability of the problem field publications, we highlighted the leading sections in the journal, the most significant areas for the journal, approaches and sections of psychological science; social and age groups to which article authors are most interested; concepts, problems, phenomena of psychology, which are the subject of the largest number of articles. The authors of the article believe that over the 25-year history of the «Siberian Journal of Psychology» has acquired not only its own unique face among many other psychological publications, but also has become strongly associated, on the one hand, with a discussion of a very specific field of urgent problems for psychological science. On the other hand, the presence of the leading problems and issues discussed on the pages of the journal is unique and consistent with the high degree of variability of studies presented in the journal. All this allowed the editorial staff of the journal to enter the «Siberian Journal of Psychology» firmly into the recent history of Russian and world psychological science in a relatively short period of its history.

Keywords: psychology; science; scientometrics; "Siberian Journal of Psychology"; scien-tometric analysis; explanation; development trends.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Koltsova, V.A. (2008) Istoriya psikhologii. Problemy metodologii [History of Psychology.

Methodological Problems]. Moscow: Institute of Psychology RAS.

2. Eliseeva, I.N. & Oleynik, Yu.N. (2019) Naukometricheskiy analiz kak metod izucheniya

sostoyaniya i dinamiki nauchnogo napravleniya (na primere ispol'zovaniya kategorii "individual'nost'" v nazvaniyakh dissertatsionnykh issledovaniy 1992-2018 gg.) [Scien-tometric analysis as a method for studying the state and dynamics of a scientific direction (a case study of the use of the category "individuality" in the titles of dissertations in 1992-2018)]. In: Zhuravlev, A.L., Nikitina, E.A. & Kharlamenkova, N.E. (2019)

Metodologiya, teoriya, istoriya psikhologii lichnosti [Methodology, Theory, History of Personality Psychology]. Moscow: Institute of Psychology RAS. pp. 218-233.

3. Vetchanina, E.G. & Malgina, G.B. (2001) Osobennosti reaktsiy beremennykh na psikhoe-

motsional'nyy stress v razlichnye sroki beremennosti [Specificity of reactions in pregnant women to psychoemotional stress at different stages of pregnancy]. Sibirskiy psikholo-gicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology. 14-15. pp. 150.

4. Fedorov, A.A. (2019) Bibliometricheskiy analiz publikatsiy po postneklassicheskoy

psikhologii v RINTs [Bibliometric analysis of publications on post-nonclassical psychology in the RSCI]. Voprosypsikhologii. 4. pp. 135-145.

5. Zalevskij, G.V. (2001) Rogovin Mikhail Semenovich [Rogovin Mikhail Semenovich].

Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology. 14-15. pp. 6-7.

6. Rogovin, M.S. & Zalevskij, G.V. (2001) Verifitsiruemoe i intuitivnoe poznanie

psikhicheskogo [Verifiable and intuitive cognition of the psychic]. Sibirskiy psikholo-gicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology. 14-15. pp. 8-12.

7. Antsupov, A.Ya., Kandybovich, S.L. & Timchenko, G.N. (2020) Problemy otechestvennoy

psikhologii: ukazatel' 1 410 doktorskikh dissertatsiy (1935-2019 gg.) [Problems of Russian psychology: an index of 1,410 doctoral dissertations (1935-2019)]. Moscow: Prospekt.

8. Mazilov, V.A. (2018) "Everything in my life was for my becoming a psychologist": on the

portrait of G. V. Zalevsky. Metodologiya i istoriya psikhologii - Methodology and History of Psychology. 1. pp. 207-217. (In Russian). DOI: 10.7868/S1819265318010120

9. Zalevskij, G.V. (2008) Explanation and understanding versus "cyclopean psychology".

Metodologiya i istoriya psikhologii - Methodology and History of Psychology. 3(1). pp. 41-46. (In Russian).

10. Mazilov, V.A. & Slepko, Yu.N. (2020) Metodologicheskie razmyshleniya: psikhologiya truda cherez prizmu uchebnika XXI veka [Methodological reflections: labor psychology through the prism of a 21st-century textbook]. In: Kozlov, V.V., Karpov, A.V., Mazilov, V.A. & Petrenko, V.F. (eds) Metodologiya sovremennoy psikhologii [Methodology of Modern Psychology]. Moscow; Yaroslavl: Yaroslavl State University. pp. 215-225.

11. Zalevskij, G.V. (2019) "Scaffolding" on the Building Called "Psychology of Human". Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology. 71. pp. 79-106. (In Russian). DOI: 10.17223/17267080/71/4

12. Asmolov, A.G. & Guseltseva, M.S. (2015) Who and how is to develop the methodology of psychology? Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology. 55. pp. 6-45. (In Russian). DOI: 10.17223/17267080/55/1

Received 27.04.2020; Accepted 04.09.2020

Vladimir A. Mazilov - Head of the Department of General And Social Psychology Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky. Professor, D. Sc. (Psychol.). E-mail: v.mazilov@yspu.org

Iurii N. Slepko - Dean of the Faculty of Education Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky. Assoc. Professor, Cand. Sc. (Psychol.). E-mail: slepko@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.