Научная статья на тему 'Психологические и психофизиологические характеристики студентов в ситуации экзамена'

Психологические и психофизиологические характеристики студентов в ситуации экзамена Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лечебное дело
ВАК
Область наук
Ключевые слова
психофизиологическая реакция / стресс / тревожность / когнитивная нагрузка. / psychophysiological reaction / stress / anxiety / cognitive load.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Субботина Р.А., Пашинян А.Г., Акопян А.Н., Семенова Е.М., Немов Я.И.

Статья посвящена анализу психологических и психофизиологических характеристик студентов во время учебного семестра и в предэкзаменационный период. Экзаменационный процесс – ситуация особой психической активности, внутренней мобилизации студента при выполнении деятельности, требующей не только интеллектуального обеспечения, но и поддержки на личностно-мотивационном, эмоционально-волевом и индивидуально-типологическом уровнях. Экзамен для студента характеризуется тревожными ожиданиями, состоянием эмоционального напряжения, психосоматическими изменениями. Сдвиги по психофизиологическим параметрам особенно усиливаются в связи с неустойчивостью знаний, необходимых для успешной сдачи экзамена. Анализ экспериментальных данных выявил, что в ситуации экзамена по сравнению с учебным периодом студенты испытывают более выраженную психоэмоциональную нагрузку. Определено, что независимо от принадлежности к подгруппам с различной успеваемостью и от выраженности экстраверсии и интроверсии студенты почти одинаково реагируют на переход к сессии. Данные были получены в процессе обучения (приняты за норму) и непосредственно перед экзаменом. Период экзаменов рассматривался как стрессовая ситуация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Субботина Р.А., Пашинян А.Г., Акопян А.Н., Семенова Е.М., Немов Я.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Psychophysiological Characteristics of Students in an Examination Situation

This work is devoted to the analysis of psychological and psychophysiological characteristics of students during the academic semester and in the pre-examination period. The examination process is a situation of special mental activity, internal mobilization of a student when performing activities that require not only intellectual support, but also support at the personal and motivational, emotional and volitional, individual and typological levels. For a student the exam is characterized by anxious expectations, a state of emotional stress, and psychosomatic changes. Shifts in psychophysiological parameters are especially intensified due to the instability of knowledge necessary to successfully pass the exam. Analysis of experimental data revealed that in an exam situation students experienced a more pronounced psychoemotional stress than in the study period. Regardless of belonging to subgroups with different academic performance and the extent of extraand introversion, students reacted to the transition to the exam session almost identically. The data were obtained during the study process (accepted as normal control) and immediately before the exam. The exam period was considered a stressful situation.

Текст научной работы на тему «Психологические и психофизиологические характеристики студентов в ситуации экзамена»

Медицина и общество

DOI: 10.24412/2071-5315-2024-13118

Психологические и психофизиологические характеристики студентов в ситуации экзамена

г.4

^ Р.А. Субботина1, А.Г. Пашинян2, А.Н. Акопян1, Е.М. Семенова3, Я.И. Немов

1 Кафедра педагогики и педагогической психологии Института клинической психологии и социальной работы ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, Москва 2 Кафедра дерматовенерологии им. акад. Ю.К Скрипкина Лечебного факультета ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова"Минздрава России, Москва 3 Кафедра психологии и конфликтологии филиала ФГБОУВО "Российский государственный

социальный университет" в г. Минске Республики Беларусь 4 Студент V курса Лечебного факультета ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, Москва

Статья посвящена анализу психологических и психофизиологических характеристик студентов во время учебного семестра и в предэкзаменационный период. Экзаменационный процесс — ситуация особой психической активности, внутренней мобилизации студента при выполнении деятельности, требующей не только интеллектуального обеспечения, но и поддержки на личностно-мотивационном, эмоционально-волевом и индивидуально-типологическом уровнях. Экзамен для студента характеризуется тревожными ожиданиями, состоянием эмоционального напряжения, психосоматическими изменениями. Сдвиги по психофизиологическим параметрам особенно усиливаются в связи с неустойчивостью знаний, необходимых для успешной сдачи экзамена. Анализ экспериментальных данных выявил, что в ситуации экзамена по сравнению с учебным периодом студенты испытывают более выраженную психоэмоциональную нагрузку. Определено, что независимо от принадлежности к подгруппам с различной успеваемостью и от выраженности экстраверсии и интроверсии студенты почти одинаково реагируют на переход к сессии. Данные были получены в процессе обучения (приняты за норму) и непосредственно перед экзаменом. Период экзаменов рассматривался как стрессовая ситуация.

Ключевые слова: психофизиологическая реакция, стресс, тревожность, когнитивная нагрузка.

Введение

Обучение в вузе является важным этапом профессионального развития личности студента. Этот процесс обусловлен включением студента в учебно-профессиональную деятельность. В периодизациях профессионального развития студенческий период рассматривается как этап "исследования и апробации своих возможностей", "профессионального становления личности",

Контактная информация: Субботина Рузанна Арц-руновна, ruzannamed@mail.ru

"стадия профессиональной подготовки — овладение знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности и самоопределения в учебно-профессиональном поле" [1, 2]. Кризисный характер профессионального становления первого учебно-академического этапа обучения в вузе связан с трудностями процесса адаптации, требующего максимального вовлечения социальных и биологических резервов организма, не достигшего еще физической и социальной зрелости.

По данным научных публикаций, процесс учебно-профессиональной адаптации студентов в вузе можно отнести к трудной жизненной ситуации [3, 4]. Одним из характерных типов реагирования личности на трудную ситуацию является виктимная установка [5—7]. Выраженной потребностью личности при виктимном типе поведения является стремление с помощью демонстрируемой беспомощности приобрести психологическую или другую выгоду, что дает основание рассматривать виктим-ную установку как неконструктивный способ адаптации к окружающей среде.

Адаптированность студентов к обучению в вузе положительно соотносится с удовлетворительным психологическим и физическим состоянием, принятием социальных ожиданий и предъявляемых требований, способностью управлять собой в различных стрессовых ситуациях [8].

При изучении психического здоровья студентов были выделены группы риска в отношении их адаптации. При этом и низкая, и высокая успеваемость студентов может сопровождаться как низкими, так и высокими значениями тревожности, страхов, самоактуализации [9].

Изучены особенности психологической адаптации студентов в период первой сессии, которая рассматривается как период максимального напряжения, актуального стресса [10].

Период сдачи экзаменов является стрессовым для студентов, что значительно ухудшает их эмоциональное состояние [11]. Состояния фрустрации, тревоги, напряженности, стресса являются составляющими компонентами учебно-академической деятельности для студента, сдающего экзамен [12, 13].

Первокурсники морально не готовы к сдаче первой сессии и пребывают в состоянии явного стресса, половина студентов ощущают усталость и тревожность [10].

В условиях аттестации, зачетов и экзаменов наблюдается повышение тревожности у студентов, что дает основание говорить о феномене "экзаменационной тревожно-

сти". Перспектива экзамена и сопряженное с ней психологическое напряжение выступают в виде конкретного страха или в более смешанной форме — необоснованной расплывчатой тревоги. В отдельных случаях данные явления, вероятно, перерастают в невроз беспокойного ожидания [14].

Доминирование отрицательных эмоций приобретает устойчивый характер, снижаются адаптационные резервы организма, что существенно повышает заболеваемость студентов. Увеличивается количество обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Каждый 3-й среди студентов-медиков имеет низкую сопротивляемость к стрессу, что является реальной опасностью возникновения психосоматического заболевания из-за близости к фазе нервного истощения [15].

Психоэмоциональный стресс, в том числе сдача экзаменов, в 31—80% случаев может явиться фактором возникновения или обострения дерматозов: атопического дерматита, псориаза, красного плоского лишая, розацеа, экземы, себорейного дерматита, витилиго, алопеции и др. [16, 17]. Поражение открытых участков кожи отражается на эмоциональном состоянии и психологическом статусе больных острыми и хроническими дерматозами, оказывая влияние на выбор одежды, осуществление повседневной и профессиональной деятельности и т.д., вызывая в период обострения заболевания развитие вегетоневро-тических и психосоциальных нарушений, таких как повышенная тревожность, заниженная самооценка, социальная дезадаптация, депрессия. Реакция кожи на стресс — это сложный процесс, включающий центральные и периферические механизмы ответа и взаимодействия между нервной, иммунной и эндокринной системами. В результате этого взаимодействия при психологическом стрессе изменения в коже проявляются в виде изменения состояния барьерной функции, иммунной системы и репаративных механизмов в коже, а также резистентности к инфекциям

-Лечебное дело 2.202Я1

Медицина и общество

[18]. В результате изучения основных патофизиологических механизмов, посредством которых психосоциальный стресс влияет на гомеостаз кожи, показано наличие оси мозг—кожа [18].

Таким образом, нервное перенапряжение может вызывать обострение хронических дерматозов, которые, в свою очередь, оказывают негативное влияние на эмоциональное состояние перед сдачей экзамена и во время экзамена. Студенты-медики выделили у себя следующие состояния в период экзаменационной сессии: сильное волнение, раздражительность, безразличие ко всему, замыкание в себе, психологическую и физическую усталость, боязнь получить плохую оценку, боязнь преподавателя, боязнь незнаний при ответах, неспособность организовать свою деятельность, нехватку времени, недостаточный сон. Интересно отметить, что учеба рассматривается студентами как наиболее сильный стрессовый фактор по сравнению с отношениями с родителями и друзьями. С одной стороны, как отмечают Е.М. Тищенко и соавт., это мотивирует студентов на успешность обучения, с другой — иллюстрирует значимость обучения в вузе как фактор риска стресса [19].

Особенностями экзамена являются ограничения во времени при подготовке и ответе, высокая ответственность и неопределенность исхода. В ситуации экзамена необходима внутренняя мобилизация, которая должна обеспечиваться не только на интеллектуальном, но и на личностно-мо-тивационном, эмоционально-волевом и индивидуально-типологическом уровнях. Выявляемые сдвиги психофизиологических параметров особенно усиливаются в связи с неустойчивостью знаний. Последствием экзаменационного стресса могут быть нарушения функциональных возможностей памяти и мышления, значительное снижение самооценки, настроения, внимания и работоспособности в целом [20].

В ряде научных исследований было выявлено, что высокий уровень напряжения отражается у экзаменуемых в соответствующих психоэмоциональных состояниях,

в период экзаменов отмечаются значительные изменения в различных системах организма, в первую очередь нервной и сердечно-сосудистой [10, 11, 20—22].

Психоэмоциональные реакции студентов, вызванные экзаменами, изучались на основе современной теории эмоций с помощью комплекса психофизиологических методов. Экзаменационное эмоциональное напряжение у студентов характеризовалось комплексом психофизиологических и вегетативных изменений в зависимости от вероятностной оценки готовности к экзамену и результата [22].

В ситуации экзамена изменяются и психофизиологические показатели, в частности точность воспроизведения заданных интервалов времени и реакция на движущийся объект, выделены зависимости особенностей поведения и реагирования различных систем организма в ситуации экзамена от психодинамических свойств личности студента, в частности от экстра-версии/интроверсии [20, 23, 24].

Авторы экспериментальных исследований привели результаты, согласно которым психофизиологический стресс может влиять на когнитивную реакцию и эффективное обучение студентов во время медицинских симуляционных практик. Острое воздействие стресса и тревоги во время си-муляционной практики может негативно сказаться на приобретении знаний, навыков и установок. Генерация повышенного стресса связана с изменением когнитивных функций и памяти [25].

Точно так же тревога, испытываемая как следствие активации автономной системы, может подрывать когнитивные ресурсы и влиять на процесс управления информацией [25].

Направление нашего исследования связано с выявлением у студентов первых курсов медицинского вуза взаимосвязи личностных особенностей с психологическими и психофизиологическими характеристиками.

Цель исследования заключалась в изучении психологических и психофизиологи-

ческих показателей у студентов в период семестра и в предэкзаменационный период, выявлении закономерностей изменений этих показателей в зависимости от личностных особенностей и успеваемости студентов, а также потенциальных причин предэкзаменационного стресса.

Материал и методы

Исследование проводилось на базе медицинского университета. Была создана сплошная выборка всех групп 1—11 курса обучения Института клинической психологии и социальной работы. Объем выборки составил 118 студентов младших курсов в возрасте от 18 до 20 лет (22 мужчины, 96 женщин), в их числе отлично обучающиеся (высокоуспевающие) — 14 человек, хорошо обучающиеся — 72 человека и посредственно обучающиеся — 32 человека.

В первой серии тестов определялись экстраверсия/интроверсия с помощью теста-опросника Г. Айзенка в адаптации А.Г. Шмелева. Опросник выявляет типы темперамента с использованием следующих показателей: экстраверсия/интроверсия (максимальное значение 24 балла — выраженность экстраверсии); нейротизм: эмоциональная неустойчивость-эмоциональная устойчивость (максимальное значение 24 балла — высокий нейротизм, эмоциональная неустойчивость). Согласно методике Г. Айзенка, типы темпераментов определяются следующим образом: меланхолик — эмоциональная неустойчивость и интроверт; холерик — эмоциональная неустойчивость и экстраверт; сангвиник — эмоциональная устойчивость и экстраверт; флегматик — эмоциональная устойчивость и интроверт.

Далее после 2 мес обучения и перед сессионным экзаменом после 4 мес обучения проводили следующие исследования.

Для выявления ситуативной тревожности (СТ) применялся опросник Спилберге-ра—Ханина, позволяющий дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние (СТ). Общий итоговый показатель по каждой из под-

шкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (СТ или личностной).

Реакция на движущийся объект (РДО) измерялась с помощью программного обеспечения "Люнисо".

Тремометрия (ТМ) проводилась с помощью автоматизированной системы "Параметр", предназначенной для диагностики моторно-перцептивных и психофизиологических характеристик.

Данные представлены в виде средних значений и стандартного отклонения. Для сравнения количественных признаков в независимых группах использовался метод Крускала—Уоллиса, в зависимых группах — критерий Вилкоксона. Расчеты проводились в программе Statistica 10.

Результаты исследования

С помощью опросника Айзенка были определены группы экстравертов (60 человек) и интровертов (58 человек). На основании данных ранее проведенных исследований по изучению корреляции интровер-сии/экстраверсии с особенностями обучения установлено, что значимых различий по интеллекту у интровертов и экстравертов нет. Вместе с тем были выявлены различия в стиле интеллектуальной деятельности. Экстраверты склонны к более быстрой работе, допускают больше ошибок и менее настойчивы, лучше выполняют задания вначале, а затем уступают интровертам.

Показатели СТ по данным опросника Спилбергера—Ханина в группах студентов с разной успеваемостью представлены в табл. 1.

В период обучения средний показатель по всей выборке составил 38,6 балла. Во время сессии прирост среднего показателя СТ по всей выборке составил 34%, достигая у посредственно обучающихся интровертов 70,6 балла. Уровень СТ у посредственно обучающихся студентов был выше, чем у хорошо обучающихся и высокоуспевающих, однако статистической

-Лечебное дело 2.202411

Медицина и общество

эи эи эи эи

Высокоуспевающие Хорошо Посредственно Среднее

обучающиеся обучающиеся по выборке

■ Учебный семестр Сессия

Реакция на движущийся объект в группах студентов с разной успеваемостью. р = 0,00001 для всех сравнений внутри групп во время учебного семестра и во время сессии; р = 0,023 для сравнения показателей у экстравертов с различной успеваемостью во время сессии. И — интроверты, Э — экстраверты.

значимости эти различия достигали только во время сессии.

Результаты показателей ТМ в группах студентов с разной успеваемостью представлены в табл. 2. Можно отметить, что исходно сопоставимый показатель ТМ во время сессии у посредственно обучающихся студентов был статистически значимо выше, чем у хорошо обучающихся и высо-

коуспевающих, вне зависимости от темперамента.

Наиболее выраженный прирост показателя ТМ у посредственно обучающихся студентов в период экзаменационной сессии свидетельствует о резком повышении психоэмоциональной напряженности в связи с тревожным ожиданием экзамена. Специфическая склонность экстравертов из числа посредственно обучающихся к

Таблица 1. Показатели СТ по опроснику Спилбергера—Ханина (в баллах) в группах студентов с разной успеваемостью

Учебный период Высокоуспевающие Хорошо обучающиеся Посредственно обучающиеся р

Экстраверты

Учебный семестр 37,6 ± 1,9 38,1 ± 1,3 39,2 ± 1,7 Н.д.

Сессия 61,6 ± 1,7 62,6 ± 2,3 66,1 ± 1,9 0,0001

Интроверты

Учебный семестр 37,1 ± 2,1 39,6 ± 1,4 40,1 ± 4,3 Н.д.

Сессия 60,6 ± 2,4 60,1 ± 1,8 70,6 ± 2,2 0,0001

Примечание. р = 0,С 0008 для всех сравнений внутри групп во время учебного семестра и во время сессии.

Обозначения здесь и в табл. 2: н.д. - недостоверно.

Таблица 2. Показатели ТМ (количество касаний) в группах студентов с разной успеваемостью

Учебный период Высокоуспевающие Хорошо обучающиеся Посредственно обучающиеся р

Экстраверты

Учебный семестр 4,1 ± 0,3 4,1 ± 0,4 3,6 ± 0,3 Н.д.

Сессия 11,1 ± 1,1 11,2 ± 0,8 14,7 ± 0,8 0,00001

Интроверты

Учебный семестр 3,8 ± 0,4 4,4 ± 0,6 4,4 ± 0,3 Н.д.

Сессия 12,1 ± 1,1 13,0 ± 0,8 13,3 ± 1,2 0,021

Примечание. р = 0,00006 для всех сравнений внутри групп во время учебного семестра и во время сессии.

стрессовому воздействию в этой ситуации объясняется нетерпимостью в отношении навязанной монотонной деятельности, требующей самоконтроля и координации.

Показатель РДО также статистически значимо возрастал от учебного семестра к сессионному периоду во всех изученных группах (рисунок).

Изменения показателей РДО, характеризующих величину ошибки (запаздывания или опережения), позволяют подтвердить потерю в период экзаменов имевшегося исходно качественного уровня сен-сомоторной координации. Статистически значимыми различия для РДО в группах с разной успеваемостью были только у экстравертов в период сессии.

Обсуждение результатов

В результате проведенного анализа было установлено выраженное направленное изменение изучаемых показателей, которые характеризуют повышение психоэмоционального напряжения у респондентов в зависимости от периода контрольно-диагностических измерений. Средние данные по группам, относящиеся к периоду экзаменов, демонстрируют ступенчатый характер этих изменений.

Можно отметить, что значительно усиливаются проявления, которые характерны для стрессовых состояний. Экзаменационная ситуация рассматривается как главный стрессогенный фактор, который связан с различной степенью ответственности, на-

пряжения интеллектуальных и эмоционально-волевых сил.

Заметно повышающийся уровень психоэмоционального напряжения в этот период, как правило, объясняют кумулятивным бесконтрольным действием факторов собственно экзаменационного процесса, которые связаны с критериями оценки и содержательными требованиями к отчетной работе, с порядком проведения и контроля, с переживаниями студента по поводу собственных ошибок, с феноменом индуктивной передачи тревожных настроений в группе. Приведенные факты согласуются с мнением A.N. Akopyan et al., что пусковым механизмом развития у студента специфических для экзаменационного периода стрессов является повышенная стартовая напряженность, которая дезорганизует всю последующую деятельность [20]. Дефицит навыков постепенной адаптации к различным режимам учебной деятельности создает для студентов общепринятую проблему преодоления стрессогенных факторов переходного периода в условиях острого дефицита времени. Процесс адаптации к конкретным условиям экзаменов не успевает развернуться в достаточной мере к моменту начала ответственного отчетного периода. Это препятствует студенту приспособиться к ритму, который задают новые обстоятельства, и уверенно чувствовать себя именно тогда, когда он пробует направлять свою психическую энергию главным образом на интеллектуальную работу, а соответствую-Лечебное дело 2Ж|1

Медицина и общество

щие внутренние ресурсы переключаются на нормализацию нарушенных биоритмов.

Результаты нашего исследования дают основание для предположения о том, что происходящий разлад в системах психоэмоциональной регуляции обусловлен не только адаптивным характером стрессовых реакций вообще и неудачным ходом естественной адаптации в частности. В рамках исследования период сессионных экзаменов отличается наибольшей выраженностью признанных показателей психоэмоционального напряжения. Безусловно, адаптация должна была происходить относительно успешно за счет проведения зачетов, заранее известного графика экзаменов, системной цельности учебного материала и большего ресурса времени для подготовки, но даже условия, более благоприятные для адаптации, значимо не отражаются на общей тенденции усиления признаков стресса.

Таким образом, сравнение по всем изучаемым параметрам, взятым в комплексе, показало, что среднегрупповые данные по абсолютным величинам и темпам изменения косвенных признаков стрессового состояния в разные периоды контроля мало различаются у подгрупп испытуемых в рамках каждого периода и существенно различаются в целом от периода к периоду. Это свидетельствует о приоритетности фактора ситуации: принадлежности к подгруппам по признакам экстравертирован-ности/интровертированности.

Заключение

Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о более высоком уровне психоэмоциональной нагрузки у студентов во время экзаменационного периода по сравнению с периодом обучения. В период сессионных экзаменов регистрируется рост показателей РДО в 2,5 раза по сравнению с исходной нормой, СТ, повышения психоэмоциональной напряженности (рост показателей ТМ) в связи с тревожным ожиданием экзамена.

Наше исследование показало, что во время экзаменационной сессии различия в уровне реагирования становятся более очевидными. Важность данного периода в сознании студентов гораздо выше. Затруднения преодоления воздействий естественного стресса в данной ситуации сопряжены с психологической неготовностью студентов к переходу на новый режим деятельности.

Вклад авторов:

Р.А. Субботина, А.Г. Пашинян — обзор литературы, подготовка и написание текста статьи;

А.Н. Акопян, Я.И. Немов — обработка материала;

Е.М. Семенова — статистическая обработка данных.

Конфликт интересов. Все авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Со списком литературы вы можете ознакомиться на нашем сайте www.atmosphere-ph.ru

Psychological and Psychophysiological Characteristics of Students in an Examination Situation R.A. Subbotina, A.G. Pashinyan, A.N. Akopyan, E.M. Semenova, and Ya.I. Nemov

This work is devoted to the analysis of psychological and psychophysiological characteristics of students during the academic semester and in the pre-examination period. The examination process is a situation of special mental activity, internal mobilization of a student when performing activities that require not only intellectual support, but also support at the personal and motivational, emotional and volitional, individual and typological levels. For a student the exam is characterized by anxious expectations, a state of emotional stress, and psychosomatic changes. Shifts in psychophysiological parameters are especially intensified due to the instability of knowledge necessary to successfully pass the exam. Analysis of experimental data revealed that in an exam situation students experienced a more pronounced psychoemotional stress than in the study period. Regardless of belonging to subgroups with different academic performance and the extent of extra- and introversion, students reacted to the transition to the exam session almost identically. The data were obtained during the study process (accepted as normal control) and immediately before the exam. The exam period was considered a stressful situation. Key words: psychophysiological reaction, stress, anxiety, cognitive load.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.