Научная статья на тему 'Психологические и правовые методы противодействию кибератакам: отечественный и зарубежный опыт'

Психологические и правовые методы противодействию кибератакам: отечественный и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
250
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / КИБЕРТЕРРОРИЗМ / КИБЕРАТАКИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / INFORMATION SECURITY / INFORMATION COUNTERACTION / CYBERTERRORISM / CYBERATTACKS / COMPUTER CRIMES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сарычев Николай Владимирович, Волков Сергей Игоревич

Анализ существующих международных политико-правовых документов позволяет предположить, что именно комплексный поход, учитывающий две концепции (ограничение информационной агрессии, с одной стороны, и психологическая минимизация ее последствий с другой), является наиболее эффективным направлением работы по регулированию в сфере информационного противоборства и организации противодействия информационному экстремизму и терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and legal methods to counteraction to cyberattacks: domestic and foreign experience

The Analysis of existing international policy and the right documents allows to assume, what exactly a complex campaign, considering, two concepts (restriction information aggressions, on the one hand, and psychological minimization its consequences with another), is the most effective direction of work on regulation in sphere of an information antagonism and the counteraction organization to information extremism and terrorism.

Текст научной работы на тему «Психологические и правовые методы противодействию кибератакам: отечественный и зарубежный опыт»

психологические и правовые методы противодействию кибератакам: отечественный

и зарубежный опыт

Сарычев Н.В., Волков С.И.

Анализ существующих международных политико-правовых документов позволяет предположить, что именно комплексный поход, учитывающий две концепции (ограничение информационной агрессии, с одной стороны, и психологическая минимизация ее последствий - с другой), является наиболее эффективным направлением работы по регулированию в сфере информационного противоборства и организации противодействия информационному экстремизму и терроризму.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационное противодействие, кибертерроризм, кибератаки, компьютерные преступления.

Следует различать информационное противоборство (борьбу) в широком (во всех сферах) и узком смысле слова (в какой-либо сфере, например в политической).

Информационное противоборство (борьба) -форма борьбы сторон, представляющая собой использование специальных (политических, экономических, дипломатических, военных и иных) методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей.

Основные сферы ведения информационного противоборства:

- политическая,

- дипломатическая,

- финансово-экономическая,

- военная,

- космическая.

Следует выделить два вида информационного противоборства (борьбы): информационно-техническое и информационно-психологическое.

При информационно-техническом противоборстве главные объекты воздействия и защиты -информационно-технические системы: системы передачи данных (СПД), системы защиты информации (СЗИ) и так далее.

При информационно-психологическом противоборстве главными объектами воздействия и защиты являются следующие.

1. Система принятия политических и экономических решений.

2. Система формирования общественного сознания.

3. Система формирования общественного мнения.

4. Психика политической элиты и населения противостоящих сторон.

Информационное противоборство включает три составные части.

Первая - стратегический анализ, вторая - информационное воздействие, третья - информационное противодействие.

России следует незамедлительно рассмотреть возможность создания специального организационно-управленческого и информационно-аналитического механизма (инструмента), который сможет выполнять организационно-управленческие и информационно-аналитические функции по разработке и проведению информационных операций (оборонительных и наступательных).

Назрела необходимость создания в России системы информационного противоборства, частью которой должна стать внешнеполитическая пропаганда. России для того, чтобы выигрывать информационные войны, необходимо создать специальные организационно-управленческие и аналитические структуры для противодействия информационной агрессии против нашей страны.

Так, после начала грузинской агрессии 8 августа 2008 г. президент России Д.А. Медведев, прервав отпуск, принимает решение: военной силой прекратить геноцид осетинского народа и принудить грузинское руководство к миру. Для Саакашвили и его заокеанских покровителей действия России стали полной неожиданностью. Ожидали дипломатических заявлений, а в ответ на агрессию против Южной Осетии и убийство российских миротворцев регулярные российские воинские части с тяжелой боевой техникой: танками, гаубицами, системами залпового огня, авиацией - перешли Рокский пере-

Северо-Кавказский психологический вестник > № 9/1 2011 г.

вал. Российские войска вошли не только в Южную Осетию, народ которой в августе 2008 г. подвергся огню на уничтожение со стороны грузинских вояк, действовавших поистине с жестокостью фашистов, но и в Абхазию, чтобы предотвратить возможность повторения югоосетинской трагедии. После наказания агрессора в соответствии с нормами международного права непрерывно наращивается информационное давление на нашу страну, которая защитила осетинский народ от уничтожения. По сути, в августе 2008 г. против России была развернута грязная информационная война. Активное участие в ней принимали, прежде всего, американские и британские СМИ. В материалах CNN, Би-би-си и ряда других СМИ доминировали антироссийские материалы. В США, Великобритании и некоторых других странах усилились попытки формирования негативного образа России.

Агрессивная антироссийская пропаганда пытается навязать мировому сообществу отрицательные информационные клише о России. К сожалению, «пятидневная августовская война» на Кавказе показала нашу несостоятельность в отстаивании своих целей и интересов в мировом информационном пространстве.

Поэтому России в ближайшее время нужно сформулировать и дать адекватный информационный ответ, в первую очередь, на европейском и постсоветском пространстве. Прошедшее после «пятидневной августовской войны» на Кавказе время показало, что пока российская политическая элита пытается сделать соответствующие выводы после информационной агрессии США, Великобритании и ряда других стран против России. Прошло несколько публичных мероприятий с участием ведущих российских экспертов, на которых анализировался ход информационной войны против России (17 сентября 2008 г. - организованный Общественной палатой «круглый стол» «Информационная агрессия против России: методы противостояния», 2 октября 2008 г. -организованная партией «Справедливая Россия» Международная конференция «Информационные войны в современном мире»).

Главная проблема, которая была очевидной в ходе дискуссий, - это явная недооценка роли информационного противоборства современной российской политической элитой в условиях усиления глобальной экономической и геополитической конкуренции в мире.

После принуждения Грузии и ее заокеанских покровителей к миру геополитическая и геоэкономическая роль России в мире во многом будет определяться тем, сможет ли она создать эффективную систему информационного противоборства. Время требует одновременного создания мощных

информационно-аналитических и информационно-пропагандистских структур, предназначенных для реализации информационных моделей урегулирования конфликтов [1].

России необходимо восстановить свой потенциал механизма внешнеполитической пропаганды, который был основательно разрушен в 90-е гг. В этой сфере, как и в сфере ядерных вооружений, к сожалению, произошло одностороннее информационное разоружение. К концу 90-х гг. прошлого века, например, на всем африканском континенте не осталось ни одного российского корреспондентского пункта, ни одного представительства отечественных информационных агентств. Сегодня эту «информационную нишу», которую мы покинули после распада СССР, активно заполняет Китай.

Очевидно, что провал 90-х гг. был осознан российским руководством. С приходом к власти президента В. Путина началось постепенное уверенное восстановление утраченных позиций. Ключевым шагом в этом направлении является создание в 2006 г. спутникового телеканала Russia Today. Напомним, что ведущий западный новостной канал CNN был создан в 1980 г. В СССР выделялись огромные деньги на строительство и развитие ракетно-ядерных сил. Однако денег на создание советского спутникового телеканала не нашлось.

Власть России должна умело управлять информационными потоками, наладив конструктивное сотрудничество со СМИ, российскими и зарубежными. Должна быть исключена ситуация 8-11 августа 2008 г., когда даже в новостных программах на российских государственных телеканалах Саакашвили показывали больше, чем лидеров России. За счет заблаговременно подготовленных информационно-пропагандистских операций противнику удалось некоторое время навязывать свои комментарии происходящих событий.

На принципах системности и многоуровневости должна быть построена информационная деятельность российского государства на федеральном, региональном и международном уровнях. Власть должна своевременно, в режиме реального времени предоставлять свои комментарии к происходящим событиям в мировое информационное пространство. Власть должна уметь эффективно применять преднамеренные утечки государственными структурами в масс-медиа «сенсационной информации». Суть подобной обоюдовыгодной «сделки» заключается в создании посредством подобных публикаций (репортажей) благоприятного имиджа России в мировом информационном пространстве.

Важным аспектом являются необдуманные, не-скоординированные, неполные, подверженные двоякому толкованию комментарии происходящих

событий, касающиеся конфликтных регионов. В этом случае неподготовленные выступления перед прессой, интервьюирование «на ходу», неопределенность формулировок в конечном итоге осложняют ситуацию, порождают слухи и недоверие к властям. Такая «информационная среда», кроме того, способствует дестабилизации обстановки в стране. Власть должна была заранее разработать и внедрить ряд «домашних заготовок». Ведь конфликты развиваются, как правило, на протяжении длительного периода времени. Суть информационных моделей урегулирования конфликтов должна заключаться в оперативном «вбросе» в СМИ заранее подготовленных комментариев для урегулирования ситуации [1].

С учетом вышеизложенного, предлагаем рассмотреть возможность создания системы противодействия информационным операциям геополитических противников России, включающей ресурсы, как государства, так и крупного бизнеса, институтов гражданского общества.

Целесообразно сделать ответ на усиливающееся информационное давление - создать государственную систему информационного противоборства с участием крупного бизнеса, которая была бы способна аккумулировать, координировать и направлять все информационные действия. Также нужно резко усилить финансирование программ информационного противоборства. Мероприятия информационного противоборства должны финансироваться по принципу главного приоритета. Сегодня финансирование программ информационного противоборства более важно, чем финансирование программ ядерного

сдерживания. Информационное оружие более опасно для России, чем оружие ядерное. И это необходимо признать политической элите России.

Следует создать частно-государственную систему управления проведением мероприятий информационного противоборства различных уровней: общефедерального, профессионального, группового и индивидуального.

Необходимо начать частно-государственный процесс формирования позитивного имиджа России за рубежом, прежде всего в Европе. Российский национальный бизнес должен перейти от стратегии покупки футбольных клубов к стратегии покупки крупнейших мировых СМИ для изменения их антироссийской информационной политики.

Расширить информирование русскоязычного населения всех стран мира. Нельзя ограничивать эту работу только рамками СНГ (хотя наши ближайшие соседи, конечно же, должны быть регионом особого внимания).

Естественно, что каждая страна сама должна вырабатывать шаги для снижения собственных специфических рисков, однако необходимо выработать и дальнейшие международные меры.

литература

1. Панарин И. Информационные войны - реальный фактор геополитики. Системы информационного противоборства // ЦентрАзия - записная книжка (справочник) специалиста по Центральной Азии. 1Ж: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1224016740 (дата посещения: 20.05.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.