Психологические характеристики водителей горнодобывающего предприятия в
условиях Крайнего Севера
Psychological characteristics of the drivers of the mining enterprise in the Far North
Корнеева Я. А.
Канд. пс. наук, Доцент Заведующий кафедры психологии САФУ им. Ломоносова, РФ, г. Архангельск e-mail: [email protected]
Korneeva Y. А.
Candidate of psychological Sciences, senior lecturer Head of the Department ofpsychology
NARFU Russia, Arkhangelsk e-mail: [email protected]
Рудакова Ю. Н.
Студентка 4 курса, ф-т Психология САФУ им. Ломоносова, РФ, г. Архангельск e-mail: [email protected]
Rudakova Yu.N.
4-year student, Faculty of psychology NARFU Russia, Arkhangelsk e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье представлены результаты исследования психологических особенностей водителей горнодобывающего предприятия в условиях Крайнего Севера. Выявлено, что у водителей со стажем выражены акцентуации характера такого типа как застревающего, дистимического, педантичного. А также обнаружены тенденции к проявлению регуляторных процессов программирование и гибкость.
Annotation.
The article presents the results of research on the psychological characteristics of drivers of the mining industry in the conditions of the Far North. It is revealed that drivers with experience have expressed accentuations of a character of this type as stuck, dysthymic, pedantic. And also the author reveals the tendency to the manifestation of regulatory processes of programming and flexibility.
Ключевые слова: Психологические особенности, водители, Крайний Север, регуляторные процессы, акцентуация характера.
Key words: Psychological characteristics, drivers, Far North, regulatory processes, character accentuation.
Территория Крайнего Севера и Арктики обладает богатым ресурсным потенциалом. Для добычи сырьевых ресурсов необходимы специалисты разных профессий, как показал обзор требующихся профессий, вакансия водителя грузового автомобиля востребована, необходима для осуществления деятельности по добычи полезных ископаемых [3].
Территории удалены от промышленных центров и инфраструктуры, в связи с этим применяется вахтовый метод организации труда [4]. Труд водителей и машинистов в горнодобывающей промышленности высоко интенсивен и сложен, работа протекает в экстремальных условиях при значительном числе стрессогенных факторов, воздействие которых при недостаточном развитии профессионально важных качеств, чревата снижением эффективности деятельности, а также психосоматическими нарушениям [2].
Теоретическое изучение данной проблемы достаточно велико, вопросы развития человека в профессии раскрываются в работах В.А. Бодров, К. М. Гуревич, А.В. Зеер, Е.А. Климов, В.А. Шадриков и др. Но по отношению к ряду специальностей остается много вопросов, касающихся специфики деятельности и формирования профессионально важных качеств специалистов [1]. Одной из них является профессия водителей горнодобывающих предприятий, работающих вахтовым методом. В связи с этим цель нашего исследования: выявить психологические особенности водителей добывающих предприятиях.
Материалы и методы исследования. Для достижения поставленной цели проведено исследование на алмазодобывающем производстве с вахтовой организацией труда на территории Архангельской области (длительность вахтового заезда 14 дней, межвахтовый период 14 дней). В исследовании приняли участие 22 водителя в возрасте от 26 до 59 лет (средний возраст 38,56±1,151) и 24 сотрудников горно-обогатительной фабрики. Средний стаж работы специалистов 8,162 ± 5,7.
Для психологического исследования использовалось 3 методики психологического тестирования:
1. Опросник уровня субъективного контроля(УСК), разработанный на основе шкалы Дж. Роттера в НИИ им. Бехтерева и опубликованный Е.Ф. Бажиным с соавторами.
2. Методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека).
3. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой.
В работе применены статистические методы анализа данных: многомерный дисперсионный анализ, описательные статистики. Статистическая обработка данных производилась с применением статистического пакета IBM SPSS Statistics (лицензионное соглашение № Z125-3301-14 (САФУ имени М.В. Ломоносова)).
Результаты исследования и их обсуждение. С целью определения характеристик субъективного контроля у двух групп водителей применен многомерный дисперсионный анализ (таблица 1,2), где были соотнесены отнесенность обследованных к профессиональной группе водителей и рабочих горнообогатительной фабрики с параметрами методики «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой».
Таблица 1. Результаты многомерных тестов.
Эффект Значение F Ст.св. гипотезы Ошибка ст.св. Значимость (р)
След Пиллаи 0,351 2,930b 7,000 38,000 0,015
Лямбда Уилкса 0,649 2,930b 7,000 38,000 0,015
След Хотеллинга 0,540 2,930b 7,000 38,000 0,015
Наибольший корень Роя 0540 2,930b 7,000 38,000 0,015
Согласно данным многомерных тестов существуют статистически значимые различия влияния особенностей отнесения к профессиональной группе водителей или рабочих горно-обогатительной фабрики на регуляторные процессы (р<0,05), следовательно, мы можем обратиться к результатам одномерных тестов, которые детализируют статистически достоверные результаты многомерных тестов.
Как мы видим из таблицы 2, статистическая значимость влияния отнесения к профессиональной группе на выбор регуляторных процессов не обнаружена, но наблюдается близкие значения, которые свидетельствуют о тенденции: программирование (р=0,064) и гибкость (р=0,067).
Таблица 2. Результаты одномерных тестов.
Параметры Сумма квадратов типа III ст.св. Средний квадрат F Значимость (р)
Моросанова: планирование 6,854 1 6,854 2,060 0,158
Параметры Сумма квадратов типа III ст.св. Средний квадрат F Значимость (р)
Моделирование 9,018 1 9,018 2,518 0,120
Программирование 5,218 1 5,218 3,607 0,064
Оценка результатов 2,140 1 2,140 1,689 0,201
Гибкость 7,402 1 7,402 3,524 0,067
Самостоятельность 0,001 1 0,001 0,000 0,990
Общий уровень саморегуляции 62,899 1 62,899 2,912 0,095
Интерпретация средних значений по группе водителей показала, что регуляторный процесс «программирование» (7,09) развит на среднем уровне, «гибкость» (7,6) - развита на высоком уровне. Опираясь на эти данные, можем говорить о тенденции применения указанных выше регуляторных процессов в деятельности водителей.
Полученные результаты позволяют констатировать, что водителям свойственна способность перестраиваться, вносить коррекции в свое поведение при изменении внешних и внутренних условий. Они демонстрируют пластичность регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, быстро оценивают изменения значимых условий и перестраивают программу действий, продумывают способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализируют разрабатываемые программы. Значимость указанных выше регуляторных процессов связана с тем, что работа водителей проходит в экстремальных условиях, где важно быстро реагировать на изменяющиеся условия (климатические, технического характера, эмоциональные состояния водителя и др.). Выполнение поставленной перед водителем производственной задачи требует разработки четкого детального алгоритма, которого необходимо придерживаться.
С целью определения выраженности акцентуаций характера у двух групп специалистов применен многомерный дисперсионный анализ (таблица 3,4), где были соотнесены отнесенность обследованных к профессиональной группе водителей и рабочих горно-обогатительной фабрики с параметрами методики изучения акцентуаций личности К.Леонгарда.
Таблица 3. Результаты многомерных тестов.
Ст.св. Ошибка
Эффект Значение F гипотезы ст.св. Значимость
След Пиллаи 0,581 5,403b 10,000 39,000 0,000
Лямбда Уилкса 0,419 5,403b 10,000 39,000 0,000
След Хотеллинга 1,385 5,403b 10,000 39,000 0,000
Наибольший корень Роя 1,385 5,403b 10,000 39,000 0,000
Согласно данным многомерных тестов существуют статистически значимые различия влияния особенностей отнесения к профессиональной группе водителей или рабочих горно-обогатительной фабрики на акцентуации характера (р <0,05), следовательно, мы можем обратиться к результатам одномерных тестов, которые детализируют статистически достоверные результаты многомерных тестов.
Анализ одномерных критериев показал, что обнаружена статистическая значимость влияния отнесения к профессиональной группе на выраженность акцентуаций характера следующих типов: застревающий (р=,014, педантичный (р=,011) и дистимический (р=,001).
Таблица 4. Результаты одномерных тестов.
Сумма квадратов
Параметры типа III ст.св. Средний квадрат F Значимость
Гипертимный тип 34,680 1 34,680 1,170 0,285
Застревающий тип 81,120 1 81,120 6,498 0,014
Педантичный тип 94,080 1 94,080 7,056 0,011
Эмотивный тип 100,920 1 100,920 3,832 0,056
Тревожный тип 43,320 1 43,320 1,664 0,203
Циклотимический тип 30,720 1 30,720 1,209 0,277
Возбудимый тип 58,080 1 58,080 2,664 0,109
Дистимичный тип 164,280 1 164,280 13,762 0,001
Демонстративный тип ,853 1 ,853 ,069 0,794
Экзальтированный тип 122,880 1 122,880 3,511 0,067
Обработка средних значений группы водителей согласно требованиям методики показала, что существует средняя степень выраженности застревающей акцентуации (тенденция к тому или иному типу акцентуации личности) (Рис. 1).
Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной
Застревающий Педантичный Дистимический
Рисунок 1. Средние значения выраженности акцентуаций характера у водителей и рабочих горнообогатительной фабрики
Следовательно, у водителей выражены черты застревающего типа: умеренная общительность, неразговорчивость, критичность, стремление добиться высоких показателей в любом деле, упорство.
Такие характеристики могут быть связаны с индивидуальной работой, водители немного контактируют с другими людьми за время смены, поэтому, описанные выше черты, становятся значимыми. А внимание к достижению цели увеличивается.
Итак, по результатам исследования выявлена тенденция влияния разных групп специалистов на формирование у них определенной стратегии саморегуляции, у водителей стиль «программирование» выражен средне, а стиль «гибкость» - стремится к высокому уровню выраженности.
Также у группы водителей наблюдается склонность к формированию черт застревающего типа акцентуаций.
Так как средний стаж работы исследуемых 8 лет, можно говорить о том, что полученные особенности являются профессионально важными особенностями, позволяющими эффективно работать вахтовым методом труда в условиях Крайнего Севера.
Список используемой литературы:
1. Картамышева Н.С., Бахрушин И.А., Перевала М.Н., Трескова Ю.В. Проблемы добычи нефти и газа в условиях крайнего севера // Молодой ученый. - 2015. - № 13 (93). - С. 845-848.
2. Кузнецов В.А. Проблема надежности при подготовке водителей// Вестник удмуртского университета. - 2017. - Т. 27. - № 2. - С. 233-240.
3. Работа и доступные вакансии в Арктике// Информационный портал VisaSam.ru [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://visasam.ru/emigration/rabota/rabota-v-arktike.html - (Дата обращения 03.04.2018).
4. Симонова H.H. Психологическая классификация профессий, востребованных при вахтовом труде в условиях Крайнего Севера // Вестник Поморского университета. - 2009. - № 1. - С. 144-147.