Научная статья на тему 'Психологические характеристики саморазвития формирующейся личности'

Психологические характеристики саморазвития формирующейся личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1630
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / РАЗНОВИДНОСТИ САМОРАЗВИТИЯ / РЕСУРСЫ САМОРАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / SELF-DEVELOPMENT / VARIETY OF SELF-DEVELOPMENT / SELF-DEVELOPMENT RESOURCES / STRATEGIES OF SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фризен М.А., Плотницкая М.Р., Кузьмина М.В.

В статье анализируются параметры саморазвития, условия его активизации, его разновидности, которые соотносятся со стратегиями самореализации. Указывается, что для осуществления саморазвития значимы рефлексивная активность личности, ее автономность, личностная ценность саморазвития, наличие специфических ресурсов. Отмечается, что психологическая база саморазвития складывается уже на ранних этапах онтогенеза. Делается вывод о том, что каждому человеку свойственно индивидуальное сочетание параметров и разновидностей саморазвития, совокупность жизненных контекстов его осуществления, специфика осмысления его результатов и мера ответственности за них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological characteristics of the developing person self-development

The article analyzes the parameters of self-development, conditions of its activation, its variants, which correlate with the strategies of self-realization. Indicates that the implementation of self-important reflective activity of the individual, her autonomy, personal value of self-development, the availability of specific resources. It is noted that the psychological basis of self develops from the early stages of ontogenesis. The author concludes that every person is characterized by an individual combination of parameters and kinds of self, the totality of the life contexts of its implementation, the specifics of interpretation of its results and a measure of responsibility for them.

Текст научной работы на тему «Психологические характеристики саморазвития формирующейся личности»

УДК 151.8 ББК 88.52

М.А. Фризен, М.Р. Плотницкая, М.В. Кузьмина

психологические характеристики саморазвития формирующейся личности

В статье анализируются параметры саморазвития, условия его активизации, его разновидности, которые соотносятся со стратегиями самореализации. Указывается, что для осуществления саморазвития значимы рефлексивная активность личности, ее автономность, личностная ценность саморазвития, наличие специфических ресурсов. Отмечается, что психологическая база саморазвития складывается уже на ранних этапах онтогенеза. Делается вывод о том, что каждому человеку свойственно индивидуальное сочетание параметров и разновидностей саморазвития, совокупность жизненных контекстов его осуществления, специфика осмысления его результатов и мера ответственности за них.

Ключевые слова: саморазвитие, разновидности саморазвития, ресурсы саморазвития, стратегии самореализации.

М.А. Frizen, M. R.. Plotnitskaya, M.V. Kuzmina

psychological characteristics of the developing person self-development

The article analyzes the parameters of self-development, conditions of its activation, its variants, which correlate with the strategies of self-realization. Indicates that the implementation of self-important reflective activity of the individual, her autonomy, personal value of self-development, the availability of specific resources. It is noted that the psychological basis of self develops from the early stages of ontogenesis. The author concludes that every person is characterized by an individual combination of parameters and kinds of self, the totality of the life contexts of its implementation, the specifics of interpretation of its results and a measure of responsibility for them.

Key words: self-development, variety of self-development, self-development resources, strategies of self-realization.

to >

m

к

го ^

S I

H О

с; С

□l

а 0

Психологическая наука описывает движущие силы и факторы психологического развития индивида, а также его внешние и внутренние условия, вместе с тем, на наш взгляд, феноменология и механизмы субъектной активности личности, направленной на собственное развитие, описаны недостаточно подробно. В последние десятилетия активно разрабатывается проблема самодетерминации, исследуется субъектность личности в плане выстраивания жизненного пути; важным, на наш взгляд, является изучение условий, при которых личность начинает выступать фактором собственного развития, описание личности не только самоактуализирующейся и самореализующейся, но и саморазвивающейся. Теоретический анализ научных источни-

ков по проблеме саморазвития личности (Э.В. Галажинский [2], И.Б. Дерманова [3], В.Е. Клочко [5], Л.Н. Куликова [6] и др.) позволил сделать вывод о том, что в рамках саморазвития индивид выступает одновременно и субъектом самопреобразования, самосовершенствования, и его объектом. Такая двойственная позиция требует активной саморефлексии и способности конструировать перспективу собственного развития. Саморазвитие включает два этапа - самопознание и самоизменение - и соотносится с такими параметрами личности, как ее субъект-ность, самодетерминирующая природа и креативная направленность. Саморазвитие предполагает и открытие в себе чего-то нового, и формирование новых качеств, умений, а также в позитивном

варианте соотносится с ответственностью за подобные изменения. Саморазвитие, особенно формирующейся личности, связано как с поиском принципиально новых бытийных контекстов, так и со становлением ответственности за самоизменение, построение жизненного пути.

На уровне теоретического анализа можно предположить, что существуют варианты саморазвития, связанные с его характеристиками (деление в известной мере условно, как и все иные попытки ти-пологизировать психологическую реальность). Так, с точки зрения целенаправленности саморазвития, можно говорить о целенаправленном и нецеленаправленном саморазвитии. В первом случае процесс саморазвития основывается на продуктивной рефлексивной работе и направлен на достижение той или иной цели; во втором случае саморазвитие может быть, например, спонтанным: человек, подражая группе, решил включиться в новую деятельность, в результате изменился, но такого изменения он не планировал.

Можно говорить о саморазвитии корректирующего плана, когда оно осуществляется как реакция на проблему, недостаточность какого-либо качества, и саморазвитии перспективного плана, когда оно осуществляется в потенциальном плане как формирование ресурсной базы для решения разнообразных задач в ближайшем и отдаленном будущем.

С точки зрения субъекта, задающего и активирующего процесс саморазвития, саморазвитие может быть конформным (занимаюсь тем, что модно или одобряемо), нонконформным (занимаюсь агрессивным спортом родителям назло) и направленным изнутри (занимаюсь этим потому, что мне это важно). Два первых варианта можно обозначить как ложное саморазвитие, поскольку они не ориентированы на личностные ценности, смыслы и имеют скорее адаптационный характер (М.С. Яницкий [14]); третий вариант - изнутри направленное саморазвитие - можно считать истинным (что не гарантирует его результативности).

По критерию непрерывности можно выделить точечное саморазвитие,

осуществляющееся личностью время от времени (например, повышение квалификации раз в пять лет в соответствии с внешними требованиями) и непрерывное (человек не мыслит жизни без чтения книг, самосовершенствования и др.). В последнем случае саморазвитие приобретает характер потока. Описываемые варианты детерминируются не столько внешними ресурсами человека, сколько его позицией по отношению к собственной жизни: и непрерывное саморазвитие может быть внешне детерминированным, вынужденным (жесткая конкуренция в трудовом коллективе, уход от травмирующих обстоятельств и т.п.), при исчезновении давления извне оно будет прекращено.

По критерию охваченности саморазвитием разных жизненных сфер можно выделить локальное саморазвитие (например, человек совершенствует свое тело, практически не развиваясь духовно) и разностороннее, в максимальном варианте - всеобъемлющее, но не следует за разностороннее саморазвитие принимать, например, тотальный перфекционизм.

Рассматривая саморазвитие личности с точки зрения его результатов, можно говорить о продуктивном саморазвитии (для человека и окружающих) и деструктивном (воспринимается личностью как прогресс, при этом имеет негативный эффект). Например, воспитанник спортивной секции освоил новые приемы борьбы и «опробует» их на окружающих: его физическая форма улучшилась, но он наносит ущерб окружающим, получает опыт негативного социального взаимодействия. На позитивный эффект саморазвития накладывается непродуктивная модель социального взаимодействия. При определенных обстоятельствах конструктивное саморазвитие может трансформироваться в деструктивное. Вспомним художника из романа О. Уальда «Портрет Дориана Грэя», который бесконечно совершенствовал портрет прекрасной женщины, добавляя полутона, обновляя мазки - в результате полотно превратилось в дисгармоничное нагромождение линий: стремление к самосовершенствованию, не подкреплен-

н о о

X

т

к

о ф

2

о

ш

со

го

О

ГО о

I-

о ф

Ё го

ГО X

^

о ф

т ^

о с; о

X ^

о С

со

Ш

К

го

I

н о с; С

0

ное продуктивной рефлексией, привело к уничтожению талантливого полотна.

Вероятно, можно говорить и о видах саморазвития с точки зрения доминирующего мотива: достижения успеха (хочу достичь многого), избегания неудачи (совершенствуюсь, чтобы не допустить ошибки), власти (высокоразвитые профессиональные навыки позволят занять мне высокую должность и управлять другими), денег (развиваюсь, чтобы быть конкурентоспособным специалистом и хорошо зарабатывать) и др.

По характеру изменений можно выделить постепенное саморазвитие и интенсивное, революционное. «В течение всей жизни человека происходят изменения его духовного мира - иногда практически незаметные, а иногда в виде внезапных «откровений», просветлений, а возможно, и «нравственных падений», меняющих всю суть человека» [11, с. 5].

Личность функционирует в постоянно меняющемся обществе, выстраивая и перестраивая себя; так, О.В. Лукьянов [10] указывает, что динамика саморазвития через идентификацию позволяет человеку удерживать свою целостность в растущем многообразии пространств жизни. Стабильный образ себя позволяет человеку прерывать свой жизненный опыт для поиска новых решений, в результате человек сам становится новым. Целенаправленное и осознанное саморазвитие соответствует прогрессивной стратегии самореализации, предполагающей активное преобразование мира, деятельностно-продуктивное отношение к жизни [4]. Конформное, вынужденное саморазвитие можно соотнести с рецептивной стратегией самореализации, связанной с жизнепотреблением, репродуктивным подходом к выстраиванию жизни. Осуществляя саморазвитие, личность определяет его направление, делает личностно значимый выбор: человек выбирает не столько цели, средства и поступки, сколько себя в будущем (Д.А. Леонтьев [7; 8]).

Саморазвитие формирующейся личности тесно связано с оформлением и кристаллизацией ее смысловой сферы. Особенно активно психологическая база

саморазвития закладывается в подростковом возрасте, когда социализация интенсифицируется и дополняется осмыслением, интернализацией ценностей, активной индивидуализацией (А.В. Серый [13]). В старшем подростковом возрасте, ранней юности развитие и саморазвитие уже может опираться на личностные и индивидуальные смыслы, становиться контекстом подлинного бытия. Утрата смысловой определенности делает для подростка и юноши жизненную ситуацию многомерной (Д.А. Леонтьев [7], А.В. Серый [12]), что позволяет формирующейся личности выбирать путь собственного развития.

Б.С. Братусь [1 ] выделяет качественно своеобразные уровни смысловой сферы (смысловые уровни на душевной вертикали), нами смоделирована специфика саморазвития на каждом из уровней.

Нулевой, доличностный уровень. Прагматические, операциональные, ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой достижения цели в данной конкретной ситуации. Проблема саморазвития не ставится личностью, могут присутствовать микровкрапления процесса саморазвития, выражающиеся в осознанном формировании личностью некоторых навыков, необходимых для осуществления той или иной практической деятельности (зачатки самоконтроля в младенчестве и раннем детстве).

Собственно личностный сектор смысловой сферы.

Эгоцентрический (исходным моментом является личная выгода, все остальные люди ставятся в зависимость от этих отношений). Истинное саморазвитие невозможно: личность замкнута в пространстве собственных интересов, для их удовлетворения могут присутствовать элементы саморазвития.

Группоцентрический (идентификация с референтной группой). Группу индивид либо отождествляет с собой, либо ставит выше себя в своих интересах и устремлениях. Отношение к другому человеку зависит от того, является ли он своим или чужим. Идея подлинного саморазвития в небольшой степени доступна личности, при этом она может активно вкладывать-

ся в процесс самоизменения, однако, как правило, при наличии внешнего контроля, внешнего стимулирования. Важно закладывать идею ценности саморазвития, поскольку происходит первое рождение личности (А.Н. Леонтьев по [7]), формируется основа нравственного сознания. Взрослый человек, зафиксировавшийся на данном уровне, будет характеризоваться конформным, извне направленным саморазвитием. Д.А. Леонтьев [7] отмечает, что подростковый возраст является критическим для определения индивидуального соотношения конформности-автономности у каждой личности. Если конформность становится ведущей стратегией личности в принятии разнообразных решений, то и саморазвитие примет конформный, непоследовательный характер. При устойчивом смысловом ядре саморазвитие может соотноситься с генерализованными смыслами, быть всеобъемлющим.

Просоциальный, гуманистический уровень (включает в себя коллективистскую и общечеловеческую ориентацию, то есть нравственную, смысловую). Б.С. Братусь [1 ] указывает, что на этом уровне личности свойственно подлинное, свободное бытие, развитый субъективный мир, рефлексия. Безусловно, на данном уровне развития смысловой сферы личность способна осуществлять подлинное, непрерывное, продуктивное саморазвитие. Описанные характеристики личности, ее функционирования возможны в период зрелости.

Духовный уровень (смысл жизни, личная религия). На данном уровне, как указывает Б.С. Братусь [1], определяются субъективные отношения человека с беспредельным - на уровне предельных смыслов бытия. Вопрос об особенностях саморазвития в данном случае остается открытым: с одной стороны, само отношение к действительности (внутренней и внешней) характеризуется высшей степенью духовности и уникальности, с другой стороны, вера (сверх-идеи) связаны в большей степени с принятием, чем с постоянной рефлексивной работой, смыс-лостроительством. Можно предположить определенное замыкание личности

внутри идеи, снижающее критичность.

Проанализированные уровни Б.С. Братусь [1] называет вертикалью развития, вероятно, по мере продвижения вверх по этой вертикали растут целенаправленность, упорядоченность саморазвития, формируется его значимость для личности, ориентированность не только на свои интересы, но и на общее благо; саморазвитие может приобретать статус предельного смысла.

Очевидно, что саморазвитие человека связано как с его рефлексивным ресурсом, так и с личностной автономией. Д.А. Леонтьев [8] отмечает, что человека называют автономным, когда он действует как субъект, исходя из глубинного ощущения себя; автономность личности связана с самоинициируемостью, самодетерминированностью в жизнеосу-ществлении, когда поступки, самопреобразование вытекают из глубинного «Я», не связаны с принуждением. Если рефлексивная активность привела человека к выводу о собственном несовершенстве, может быть инициировано саморазвитие.

Следует указать и на ценность саморазвития для личности. Именно ценностно-смысловая окрашенность процесса саморазвития позволит осуществлять его на фоне преград и неудач. Личностная значимость саморазвития влечет за собой поисковую активность, основанную на рефлексивной, смысло-порождающей работе личности. Например, на фоне идеи пандетерминирован-ности мира («рожденный ползать летать не может») у человечества всегда было стремление летать, для чего в условиях жесткойдетерминированности (сила земного тяготения) было необходимо найти принципиально новое решение. Сначала человек сделал это в плане мифологического сознания (Икар, ковер-самолет), а затем и в реальности (открытие новых физических законов позволило человеку победить земную гравитацию). В основе разрыва жесткой детерминированности лежит, безусловно, вера в саму возможность управлять миром, в случае саморазвития - убежденность в возможности управлять собственным развитием, самореализовываться.

н о о

X

т

к

о ф

и 2

о

ш

со

го

О

ГО о

I-

о ф

Ё го

ГО X

^

о ф

т ^

о с; о

X ^

о С

Саморазвитие требует определенных внешних и внутренних ресурсов. Идею Д.А. Леонтьева [7; 8] об инструментальных ресурсах свободы можно экстраполировать на проблематику саморазвития. Автор различает внешние ресурсы, задаваемые объективной ситуацией, и внутренние ресурсы, задаваемые инструментальной оснащенностью субъекта. Первые задают абстрактное поле доступных возможностей в ситуации (в нашем случае - развитость идеи саморазвития в обществе, ее одобряемость и др.); вторые определяют, какие из этих возможностей конкретный субъект в состоянии использовать, а какие нет (насколько идея саморазвития близка индивиду, какие он ставит цели, способен ли осуществлять саморазвитие на фоне преград и помех).

Помимо описанных существуют промежуточные ресурсы: социальные ресурсы (социальная позиция, позволяющая человеку в социальной ситуации действовать так, как другие действовать не могут), материальные ресурсы (например, возможность выехать в другие страны для изучения языка). Ресурсы задейству-ются, поскольку находятся в данной ситуации в распоряжении человека, при этом личностные ресурсы неотчуждаемы.

При соблюдении указанных выше условий саморазвитие становится механизмом самодвижения человека как

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

открытой системы, ее усложнения как основания устойчивости человека в меняющихся условиях его системного бытия (И.О. Логинова [9]). Саморазвитие становится контекстом личностной са-мотрансценденции. Самотрансценден-ция в позитивном варианте является ответом личности на осознание того факта, что ее актуальный уровень развития не соответствует желаемому, необходимы новые средства для успешного решения тех или иных задач. Вместе с тем, в ряде случаев саморазвитие - это «поисковый эксперимент», которое движимо зовом потенциального, направленностью на самоверификацию (свойственно формирующейся личности).

Именно с решением таких задач связано психологическое экспериментирование, осуществляемое подростком. Активная постановка и решение «задач на Я потенциальное» и «задач на потенциальные смыслы» в подростковом возрасте свидетельствует о наличии в структуре личности подростка «готовности следовать зову потенциального».

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что каждому человеку свойственно индивидуальное сочетание параметров и разновидностей саморазвития, совокупность жизненных контекстов его осуществления, специфика осмысления его результатов, мера ответственности за них.

.0

со >

т

к го

I

н о с; С

0

Библиографический список

1. Братусь, Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания [Текст] // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. - М.: Смысл, 1999. - С. 34-49.

2. Галажинский, Э.В. Системная детерминация самореализации личности [Текст]: автореферат дис. ... д-ра психол. наук / Э.В. Галажинский. - Барнаул, 2002. - 42 с.

3. Дерманова, И.Б. Отношение к себе в связи с характеристиками личностной зрелости подростка [Текст] / И.Б. Дерманова // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. - С. 50-60.

4. Иванов, М.С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения [Текст] / М.С. Иванов, М.С. Яницкий // Философия образования. - 2004. - № 3(11). - С. 233-241.

5. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ) [Текст] / В.Е. Клочко. - Томск: Томский гос. ун-т, 2005. - 174 с.

6. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности [Текст] / Л.Н. Куликова. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. - 342 с.

7. Леонтьев, Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.

8. Леонтьев, Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности [Текст] / Д.А.Леонтьев // Психол. журнал. - 2000. - Т. 21. - № 1. - С. 15-25.

9. Логинова, И.О. Жизненное самоосуществление человека: системно-антропологический контекст [Текст]: автореферат дис. ... д-ра психол. наук / И.О. Логинова. - Томск, 2010. - 42 с.

10. Лукьянов, О.В. Самоидентичность как условие устойчивости человека в меняющемся мире [Текст]: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / О.В. Лукьянов. - Томск, 2009. - 43 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М., Педагогика, 1957. - 310 с.

12. Серый, А.В. Динамические аспекты функционирования системы личностных смыслов в контексте возрастного развития [Текст] / А.В. Серый // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2007. - № 1(29). - С. 72-77.

13. Серый, А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов у студентов вуза в процессе обучения [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук / А.В. Серый. - Кемерово, 2005. - 411 с.

14. Яницкий, М.С. Состояния психической дезадаптации у студентов и пути оптимизации адаптационного процесса в вузе [Текст] / М.С. Яницкий // Вопросы общей и дифференциальной психологии, 1998. - С. 58-67.

References

1. Bratus B.S. Personal meanings by A. N. Leontiev and the problem of vertical consciousness. Tra-ditsii i perspektivy deyatelnostnogo podkhoda v psikhologii. Shkola A.N. Leontieva. M., Smysl , 1999. P. 34-49. [in Russian].

2. Galazhinsky E.V. System determination of self-realization. Author's abstract. Dis. ... doctor of sciences (Psychology). Barnaul, 2002. P. 42. [in Russian].

3. Dermanova I.B. Attitude in relation with the characteristics of personal maturity of a teenager. Psyk-hologicheskaia nauka i obrazovaniae, 2012. № 4. P. 50-60. [in Russian].

4. Ivanov M. S., Yanitskiy M. S. To the problem of estimation of potential of self-realization in the learning process. Filosofia obrazovania, 2004. № 3 (11). P. 233-241. [in Russian].

5. Klochko V.E. Self-organization in psychological systems: problems of forming a mental space of personality (introduction to transactional analysis). Tomsk. Tomsk State University, 2005. P. 174. [in Russian].

6. Kulikova L.N. The problem of personality self-development. Blagoveshchensk. Izdatelstvo BSPU, 2001. P. 342. [in Russian].

7. Leontiev D.A. Psychology of sense. The nature, structure and dynamics of semantic reality. M.. Smysl, 1999. P. 487. [in Russian].

8. Leontiev D.A. Psychology of freedom. statement of the problem of self-determination of personality. Psykhol. zhurnal., 2000. Volume 21. № 1. Р. 15-25. [in Russian].

9. Loginova I. O. Life-fulfillment of human rights: systemic anthropological context. Author's abstract. Dis. ... doctor of sciences (Psychology). Tomsk, 2010. P. 42. [in Russian].

10. Lukyanov O. V. Self-Identity as a condition of the human resistance in a changing world. Author's abstract. Dis. ... doctor of sciences (Psychology). Tomsk, 2009. P. 43. [in Russian].

11. Rubinstein S. L. Being and consciousness. M., Pedagogy, 1957. P. 310. [in Russian].

12. Seryi V.A. Dynamic aspects of the system of personal meanings in the context of the age. Bulletin of Kemerovo State University, 2007. № 1 (29) P. 72-77. [in Russian].

13. Seryi V.A. Psychological mechanisms of functioning of system of personal senses the students in the learning process. Dis. ... doctor of sciences (Psychology). Kemerovo, 2005. P. 411. [in Russian].

14. Yanitskiy M.S. Status of mental distress among students and ways of optimization of the adaptation process at the University. Voprosy obshchei i differentsialnoipsykhologii, 1998. Р. 58-67. [in Russian].

i-

o о

X

т

к

о ф

Ei

2 >.

a о

СО

со

го ^

о

ГО о

I-

о

S ф

Ё го

ГО X

Сведения об авторах: Фризен Марина Александровна,

кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра теоретической и практической психологии, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский, Российская Федерация Ктай: FrizenM@yandex.ru

Плотницкая Марина Руслановна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра экономических и социально-гуманитарных наук Петропавловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации г. Петропавловск-Камчатский, Российская Федерация Ктай: sea.marina@mail.ru

Кузьмина Меланья Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент, директор Петропавловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации г. Петропавловск-Камчатский, Российская Федерация Ктай: kfdags@mail.ru

Information about the author: Frizen Marina Aleksandrovna,

Candidate of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor Associate Professor, Department of Theoretical and Practical Psychology, Vitus Bering Kamchatka State University,

Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia E-mail: FrizenM@yandex.ru

Plotnitskaya Marina Ruslanovna,

Candidate of Sciences (Psychology),

Associate Professor, Department of the Economic

and Social Human Sciences,

Branch of Russian Presidential

of Russian Academy

of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation, Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia E-mail: sea.marina@mail.ru

Kuzmina Milaniya Vasilyevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Director, Petropavlovsk Branch of Russian Presidential of Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation, Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia E-mail: kfdags@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.