Научная статья на тему 'Психологические характеристики курсантов гуманитарной специальности, военного вуза, имеющих и не имеющих взаимных выборов в воинском коллективе'

Психологические характеристики курсантов гуманитарной специальности, военного вуза, имеющих и не имеющих взаимных выборов в воинском коллективе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
347
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ / ДИАДЫ КУРСАНТОВ / КУРСАНТЫ / НЕ ПОЛУЧИВШИЕ ВЗАИМНЫХ ВЫБОРОВ / ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / PSYCHOLOGICAL COMPATIBILITY / THE DYADS OF CADETS / NON- COMPATIBLE CADETS INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Петрук Сергей Александрович

В статье на основе анализа теоретических и эмпирических данных было выяснено, по каким индивидуально - психологическим характеристикам различаются совместимые и несовместимые курсанты по каждому из вопросов социометрии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Петрук Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological characteristics of humanities-oriented cadets with team compatibility and non- compatibility

This article deals with individual characteristics based on theoretical and empirical data to compare team compatibility and noncompatibility among naval cadets under the parameters of sociometry

Текст научной работы на тему «Психологические характеристики курсантов гуманитарной специальности, военного вуза, имеющих и не имеющих взаимных выборов в воинском коллективе»

Безносов С .П. Профессиональные деформации личности

Необходимо также разделять понятие «профессионал» по двум важным основаниям — форме и содержанию деятельности. Часто это упускается из виду. Надо учитывать следующий фактор: вне зависимости от занимаемой должности или вида профессиональной деятельности человек не может проявлять себя как специалист в каждый момент своей жизни или даже в каждую секунду своего рабочего времени. Формально можно продолжать воспринимать человека как носителя определенной профессиональной роли, даже если он просто пассивно находится на служебной территории. Но это лишь формально. Содержательно же человек в эти моменты может не выполнять своих специфически сущностных профессиональных обязанностей и поэтому не быть субъектом своей специализированной деятельности. Школьный учитель при пассивном пребывании в школе может по инерции восприниматься как носитель этой должностной позиции, но только формально. Содержательно он становится собственно учителем лишь во время урока. И более того, он собственно учит, обучает только в отдельные моменты урока. Когда классный руководитель заполняет журнал посещаемости, он занимается не обучающей, а какой-то другой деятельностью, например контролерской. Если солдат в военной форме с погонами, кокардой и петлицами убирает на полях картошку, то по форме он продолжает оставаться военнослужащим, но содержательно занимается не воинской деятельностью, а крестьянской, полеводческой.

Итак, в области специализированной профессиональной деятельности люди могут проявлять себя только двояко — либо как активный субъект труда, либо как пассивный объект трудовых манипуляций определенного специалиста. Поэтому справедливо говорить лишь о возможности реализации во всех видах разделенного социального труда в лучшем случае субъект-объектных взаимодействий.

Человек имеет возможность реализовывать себя как личность и индивидуальность только в околопрофессионально-деятельностных областях — в поведении. Только выйдя из исполнительской специальной позиции, он может личностно выражать мнение о профессии — пересматривать, совершенствовать свой труд и т. п. Подобное резкое разделение целостного родового человека на две ипостаси - субъект и личность — нам кажется очень важным для понимания сущности профессиональной деформации личности. Только рассмотрев взаимодействие между этими двумя понятиями, можно понять влияние профессии наличность. Только разделив общее пространство жизнедеятельности человека на область жизни и область деятельности и посчитав, что в деятельности проявляются лишь субъектные качества, а в жизни — личностные, можно пытаться искать специфику той или иной профессиональной роли.

Мы предполагаем, что наиболее явными негативными последствиями субъект-предметного подхода в профессиях типа «человек—'человек» являются дидактогения в педагогике, ятрогения в медицине, обезличивание человека в судебных процессах, бюрократизм чиновников и т. п. Это закономерное следствие субъект-предметных отношений с миром каждого профессионала.

Список литературы

1. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2008. — 371 с.

УДК 159.9

B.A. Губин*, C.A. Петрук**

Психологические характеристики курсантов гуманитарной специальности, военного ВУЗа, имеющих и не имеющих взаимных выборов в воинском коллективе

В статье на основе анализа теоретических и эмпирических данных было выяснено, по каким индивидуально — психологическим характеристикам различаются совместимые и несовместимые курсанты по каждому из вопросов социометрии.

Ключевые слова: психологическая совместимость, диады курсантов, курсанты, не получившие взаимных выборов, индивидуально — психологические характеристики.

VA Gubin*, SA. Petruk**. Psychological characteristics of humanities-oriented cadets with team compatibility and non- compatibility. This article deals with individual characteristics based on theoretical and empirical data to compare team compatibility and non- compatibility among naval cadets under the parameters of sociometry.

Keywords: psychological compatibility, the dyads of cadets, non- compatible cadets individual psychological characteristics.

* Губин, Владимир Алексеевич, заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Телефон: 89112602757

** Петрук, Сергей Александрович, помощник командира электротехнического дивизиона по работе с личным составом в/ч 20506. E-mail: petro-89@list.ru.

* Gubin, Vladimir Alexxeyevich, honored science worker, PhD, professor of general and applied psychology department at A.S. Pushkin Leningrad State University. Telephone: 89112602757.

** Petruk, Sergey Alexandrovich, helper of commander of electrical engineering division on work with the personnel of military part 20506. E-mail: petro-89@list.ru.

© Губин В.А., Петрук С.А., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Психология

Понятие «психологической совместимости» общенаучное, оно употребляется в медицине, биологии, кибернетике, философии. Однако общего определения совместимости пока не существует, а имеющиеся определения достаточно противоречивы и, как правило, носят частный, описательный характер. Одни авторы психологическую совместимость отождествляют с психофизиологической. Другие считают её составной частью социально-психологической, третьи, хотя и выделяют её как самостоятельный вид совместимости, однако в её определение наряду с психологическими включают физиологические и социально-психологические характеристики.

В области военной психологии Я.В. Подоляк определяет психологическую совместимость как способность воина легко и быстро адаптироваться в новом коллективе, устанавливать служебные и личные контакты, завоевывать уважение и авторитет. Совместимость вытекает из общности целевых установок военнослужащих, отношений к деятельности, межличностных предпочтений, доверия друг к другу, чувства коллективизма, симпатий, внимания и поддержки.

Более подробно понятие психологической совместимости, как удовлетворение потребностей человека в общении раскрывается в работе А.М. Парачева.

Так, указанный автор выделяет три основные вида психологической совместимости:

— психологическая ценностная совместимость (в сфере общения), содержание которой заключается в обеспечении максимального психологического комфорта по возможности всем членам группы и их максимальной психологической гармонии;

— психологическая ролевая совместимость как система стихийно складывающихся психологических ролей и требований, которые эти роли предъявляют к своим исполнителям;

— психологическая деловая совместимость (в сфере труда), в качестве критерия оценки которой выдвигается требование максимального комфорта на каждом рабочем месте.

В работе Н.Н. Обозова совместимость понимается как эффект сочетания и взаимодействия индивидов, который проявляется в субъективной удовлетворенности партнеров друг другом при взаимной идентификации. Одним из внешних и формальных признаков удовлетворенности, по мнению автора, являются устойчивые взаимные симпатии, которые определяются характерологическими особенностями партнеров, стремящихся к общению друг с другом, и рассматриваются как условие и результат совместимости.

На современном этапе разработки проблемы психологической совместимости такое ее понимание является практически наиболее приемлемым, т.к. оно, во-первых, нивелирует неопределенность понятия парной совместимости, которая некоторыми авторами рассматривается как низший уровень иерархии совместимости, и, во-вторых, указывает подходы к ее изучению. Одним из таких подходов является исследование личностных особенностей членов группы с низким социометрическим статусом, чье пребывание нежелательно в составе коллектива. Число отвержений отражает стремление избежать общения с этими лицами и часто рассматривается как выражение уровня психологического дискомфорта, в результате которого возникает психологическое напряжение в межличностных отношениях (Н.Н. Обозов).

Взаимодействие и общение сопровождаются совместимостью партнеров, что, в свою очередь, и определяет характер межличностных отношений. Совместимость предполагает наличие реального и непосредственного контакта между людьми. Хотя априорно можно допустить совместимость тех или иных лиц в зависимости от сочетания у них определенных качеств личности. Но совместимость как качество личности не предопределяет характера взаимодействия людей.

Совместимыми можно считать тех людей, которые в известном смысле ситуативно неделимы и автономны (в смысле внутреннего единства и самоуправления). Но наиболее существенным признаком сходства явлений целостности и совместимости можно считать наличие внутреннего единства субъектов общения.

Эмпирическое исследование проводилось с сентября по ноябрь 2011 г. на базе Военно-морского института радиоэлектроники им. А.С. Попова. В исследовании принимали участие 54 курсанта гуманитарной специальности.

Для того что бы выявить индивидуально-психологические характеристики, которые оказывают влияние на совместимость курсантов, были использованы следующие методики и опросники: методика А. Белова, направленная на выявление темпераментной структуры личности; методика Лири, определяющая ведущий тип отношения к окружающим; опросник для выявления типа личности по доминирующему инстинкту и профиля личности по инстинктам, опросник направлен на выявление преобладающих инстинктов человека; 16-факторный личностный опросник Кеттелла, предназначенный для определения некоторых черт личности (характерологических особенностей), обусловливающих поведение человека в разнообразных ситуациях; личностный опросник КР1, предназначенный для диагностики состояний и свойств личности и социометрическая методика. Курсантам предлагалось ответить на три вопроса социометрической методики: вопрос № 1 — «К кому вы чаще всего обращаетесь за помощью в учебе?» — когнитивная составляющая совместимости; вопрос № 2 — «С кем вы пойдете на задержание опасного преступника?» — операциональная составляющая совместимости; вопрос № 3 — «К кому бы вы пошли на день рождения?» — эмоциональная составляющая совместимости. По каждому из вопросов социометрии были выявлены микрогруппы. В этих микрогруппах определились диады курсантов с взаимными выборами. Также были определены курсанты, не получившие взаимных выборов, но сами выбирающие кого-либо из сокурсников. На основе полученных результатов был произведен частотный анализ, результаты которого представлены в табл. 1.

Таблица 1

Оценка достоверности отличий между курсантами с взаимными выборами и курсантами, не получившими взаимных выборов по первому вопросу социометрической методики: «К кому вы чаще всего обращаетесь за помощью в учебе?»

Психологические характеристики «Курсанты с взаимными выборами» «Курс без взаї выбо анты 1МНЫХ ров» Р

М 8 М 8

Инстинкт свободы 2,77 1,37 1,85 1,14 0,04

Инстинкт альтруизма 2,62 1,06 3,54 1,27 0,02

Спонтанная агрессивность 7 1,57 5,23 2,09 0,01

Уравновешенность 4,77 1,77 6,46 1,81 0,01

Застенчивость 5,5 1,24 3,92 2,36 0,01

Примечание: М — средняя арифметическая вычисляемого признака; 8 — стандартное отклонение показателей;р — уровень достоверности различий.

Из таблицы видно, что у курсантов, которые имеют взаимные выборы, более развит инстинкт свободы — (2,77), чем у курсантов, которые их не имеют — (1,85) при р < 0,04. Инстинкт свободы питает инстинкт исследователя, творчество и прогресс. А вот инстинкт альтруизма более развит у курсантов, не имеющих взаимных выборов — (3,54), чем у курсантов имеющих взаимные выборы — (2,62), при р < 0,02. Он, в свою очередь, влияет на все остальные инстинкты, но все остальные на него не влияют. Альтруизм — это интерес ко всему сущему на земле, устремленность вовне, а не внутрь себя. Инстинкт альтруизма побуждает человека, учитывая прошлое и настоящее, ориентироваться на будущее. Инстинкт альтруизма

— это инстинкт психологической и физической гармонии в человеке, ему присуще чувство меры. Что касается «спонтанной агрессивности», то более высокие показатели по этой психологической характеристики выявлены у курсантов, имеющих взаимные выборы — (7), чем у курсантов, не имеющих взаимных выборов

— (5, 23), при р < 0,01. Это может быть связано с тем, что курсанты, имеющие взаимные выборы, ситуативно нестабильны, им сложно спокойно реагировать на слова и поступки сокурсников, с которыми у них не налажены дружеские отношения. Курсанты, не имеющие взаимных выборов, более уравновешенны — (6,46), чем курсанты, имеющие взаимные выборы (4,77), при р < 0,01. Курсанты, не нашедшие поддержки у своих сокурсников в учебной деятельности, внутренне более спокойны, им нет дела до того, как учатся их сверстники и какие у них успехи в учебе. Они удовлетворены собой и своими успехами в учебе. Курсанты, имеющие взаимные выборы, более застенчивы (5,5), нежели курсанты, не имеющие взаимных выборов (3,92), при р < 0,01. Дело в том, что курсанты, имеющие взаимные выборы, в процессе учебной деятельности ищут поддержку у курсантов, схожих с ними, избегая рискованных ситуаций.

Что касается выявления психологических особенностей курсантов, имеющих взаимные выборы, и курсантов, не имеющих взаимных выборов, то для этой задачи был применен Т-критерий Стьюдента. Полученные результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Оценка достоверности отличий между курсантами с взаимными выборами и курсантами, не получившими взаимных выборов по второму вопросу социометрической методики: «С кем вы пойдете на задержание опасного преступника?»

Психологические характеристики «Кур< с взаш выбо| ;анты 1НЫМИ эами» «Курсанты без взаимных выборов» Р

М Б М Б

Уверенность в себе -Тревожность 4,2 1,37 3,19 1,56 0,03

Уравновешенность 4,87 1,85 6,19 1,76 0,02

Зависимый тип отношения к окружающим 4,23 2,11 5,69 2,15 0,03

Из данной таблицы видно, что курсанты, имеющие взаимные выборы, при выполнении ответственного задания более хладнокровны, рассудительны и спокойны (4,2), нежели курсанты, не имеющие взаимных выборов (3,19), при р < 0,03. Для курсантов, имеющих взаимные выборы, характерны уверенность в себе, настойчивость при достижении поставленной цели. Курсанты, имеющие взаимные выборы, внутренне более спокойны, им свойственно не вступать в конфликты и не иметь разногласий по поводу исполнения служебных обязанностей, как с сокурсниками, так и с вышестоящим командованием. Они готовы следовать правилам и требованиям, которые приняты в их окружении. Курсанты, не имеющие взаимных выборов, характеризуются более высокой уравновешенностью (6, 19), нежели курсанты, имеющие взаимные выборы (4,87), при р < 0,02. При выполнении ответственного задания курсанты, не имеющие взаимных выборов, ищут поддержки в сокурсниках. Им необходимо на кого-то положиться, выслушать совет, принять сторону более сильного сокурсника (5,69), что нельзя сказать о курсантах имеющих взаимные выборы (4,23), при р < 0,03.

Для того чтобы выявить психологические особенности, отличающие курсантов, имеющих взаимные выборы, и курсантов, не имеющих взаимных выборов, был применен Т-критерий Стьюдента. Полученные результаты представлены в табл. 3.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012

Психология

Таблица 3

Оценка достоверности отличий между курсантами с взаимными выборами и курсантами, не получившими взаимных выборов, по третьему вопросу социометрической методики:

«К кому бы вы пошли на день рождения?»

№ Психологические характеристики «Курсанты с взаимными выборами» «Курсанты без взаимных выборов» Р

М S М S

1 Прямолинейность- дипломатичность 3,2 1,0 4,7 1,2 0,005

2 Консерватизм-радикализм 4,2 1,0 3 1,4 0,021

3 Спонтанная агрессивность 6,3 1,7 8,2 0,9 0,032

Из данной таблицы видно, что курсанты, имеющие взаимные выборы, во время неформального общения, отдыха и находясь вне стен института, более естественны, открыты, простодушны и непосредственны (3,2), нежели курсанты, не имеющие взаимных выборов (4, 7), при р < 0,005. Это и понятно: курсанты, имеющие взаимные выборы по данному вопросу социометрической методики, знают, с кем и для чего они идут отдыхать. Для них нет секрета, как будут вести себя их товарищи во время неформального общения. Курсанты, не получившие взаимных выборов, при ответе на данный вопрос социометрической методики, характеризуются консервативными взглядами, не приемлют перемен и не понимают, зачем менять сложившийся распорядок своей деятельности, идя на день рождения или другое увеселительное мероприятие (3), чего нельзя сказать о курсантах, имеющих взаимные выборы по данному вопросу социометрической методики (4, 2), при р < 0,021. Курсанты, не имеющие взаимных выборов по данному вопросу социометрии, обладают плохим самоконтролем, достаточно импульсивны, не всегда руководствуются здравым смыслом, при разрешении конкретных задач и ситуаций. Данным курсантам отдых в кругу сокурсников, а именно, на дне рождения или схожем мероприятии, не кажется таким уж веселым. Они знают, что на нем они не будут ощущать себя так свободно и раскованно, как бы им этого хотелась (8, 2), что нельзя сказать о курсантах, имеющих взаимные выборы по данному вопросу социометрии (6, 3), при р < 0,032.

Таким образом, в данной работе с помощью частотного анализа были выявлены личностные характеристики, по которым различаются курсанты с взаимными выборами от курсантов, не получивших взаимных выборов. Так, например, курсанты, имеющие взаимные выборы, менее агрессивны, застенчивы, зависимы от окружающих и более уверены в себе, спокойны, открыты и простодушны, нежели курсанты, не имеющие взаимных выборов. Также у курсантов, которые имеют взаимные выборы, более развит инстинкт свободы, чем у курсантов, не имеющих их. В свою очередь курсанты, которые характеризуются отсутствием взаимных выборов, более уравновешены и прямолинейны, нежели курсанты, имеющие взаимные выборы. У них более развит инстинкт альтруизма.

Список литературы

1. Губин, В. Л. Психология трудовой деятельности закрытых коллективов : дис. ... докт. психологических наук 19.00.03. - СПб., 1996.

2. Горбов, Ф. Д, Лебедев, В. И. Психоневротические аспекты труда операторов. — М, Медицина 1975 г., 208 с.

3. Обозов, Н. Н. Психологическая наука о совместимости и срабатываемости людей. Социальная психология личности. — Л., 1979.

4. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений. — Киев, Лыбидь, 1990.

5. Подоляк Я. В. Личность и коллектив: психология военного управления. — М., 1989.

УДК 159.9.072 В.В. Ермолаев*

Результаты апробации компетентностей модели формирования высококвалифицированного кадрового состава ОВД на основе организационно-культурного подхода

В статье рассматриваются результаты научного исследования и проблемы апробации компетентностной модели формирования высококвалифицированного кадрового состава ОВД на основе организационно-культурного подхода, направления и методы оптимизации деятельности психологических служб на этапе организационного реформирования.

* Ермолаев, Виктор Владимирович, начальник отдела психологического обеспечения, кандидат психологических наук, доцент. Воронежский институт МВД России. Россия, 394065, г.Воронеж, проспект Патриотов, 53. E-mail: evv121@gmail.com.

* Ermolaev Victor Vladimirovich, the chief of the department of psychological maintenance, сandidate of psychological sciences, associate professor. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53.

© Ермолаев В.В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.