Научная статья на тему 'Психологические характеристики кризиса пожилого возраста'

Психологические характеристики кризиса пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8019
849
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / ПСИХОЛОГИЯ ПОЖИЛЫХ / ПРИНЯТИЕ СМЕРТИ / CRISIS OF ELDERLY AGE / PSYCHOLOGY OF ELDERLY PEOPLE / ACCEPTANCE OF DEATH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыбинская Анастасия Владимировна

Анализируются проблемы кризиса пожилого возраста, его психологические характеристики, а также мировоззренческие аспекты лиц вышедших на пенсию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ELDERLY AGE CRISIS

The problems of old age crisis, its psychological characteristics, as well as the philosophical aspects of retired persons are analyzed.

Текст научной работы на тему «Психологические характеристики кризиса пожилого возраста»

УДК 159.9.07, 159.9.316.6, 159.922.6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРИЗИСА ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

© Анастасия Владимировна РЫБИНСКАЯ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной психологии, e-mail: Nast.urtsiya@yandex.ru

Анализируются проблемы кризиса пожилого возраста, его психологические характеристики, а также мировоззренческие аспекты лиц вышедших на пенсию

Ключевые слова: кризис пожилого возраста; психология пожилых; принятие смерти.

В первые годы после завершения активной трудовой деятельности пенсионеры переживают кризис пожилого возраста, который в первую очередь характеризуется процессом принятия прожитой жизни, а также проблемой осознания конечности собственного бытия. От того, насколько успешно завершится кризис и завершится ли вообще, во многом зависит субъективное благополучие в последующей жизни.

В психологии на сегодняшний день под кризисами возрастного развития понимаются особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуальнотипологических особенностей человека, социальных и макросоциальных условий, особенностей отношений в семье, социальной системы в целом. Каждый возрастной кризис - это и изменение мировоззрения человека, и перемена его статуса по отношению как к обществу, так и к самому себе. Научиться воспринимать себя, нового, с позитивной точки зрения - вот главное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов. (Л.С. Выготский,

Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.В. Смоляр-чук, Д.Б. Эльконин).

Принимая во внимание все вышесказанное, под психологическим кризисом пожилого возраста следует понимать период, характеризующийся, прежде всего, выходом на пенсию и адаптацией к новой социальной роли. Главной задачей данного кризиса является переосмысление и принятие собственной жизни, того что ничего уже нельзя изменить, и переоценка своего жизненного пути в аспекте конечности жизни.

В современной науке социально-психологические вопросы пожилого возраста представляют собой одну из сторон изучения разных личностных изменений у пожилых людей, которые могут приводить к разной степени нарушения их взаимодействия с социальной средой. Социальная геронтология изучает старение как процесс в его биологическом и психологическом измерениях; рассматривает институциональный подход, акцентирующий внимание на проблемах со-циоэкономического статуса и социальных ролей престарелых, и историко-культурологический подход, позволяющий сопоставить различные представления о старости и социальных аттитюдах.

Знания о характеристиках, закономерностях, движущих силах, механизмах, индивидуальных особенностях психического развития и психического старения пожилых людей необходимы для создания оптимальных условий жизни людям разных возрастов, для оказания им социально-психологической помощи. Обращение к проблемам старения, создание внутренней готовности к достраиванию собственной судьбы на поздних этапах жизни важно для каждого человека. Перспективы развития в старости связываются с успешностью преодоления кризиса зрелого

возраста, осознанностью выбора, активностью жизненной позиции и имеет решающее значение для удовлетворенности жизнью, для адекватного восприятия собственной старости.

Личностно-психологические характеристики кризиса пожилого возраста. Важнейшей характеристикой кризиса позднего возраста является стремление к осмыслению жизни, подведению итогов своей деятельности. Люди, переживающие этот кризис, начинают задумываться о смысле прожитых лет. Э. Эриксон, введший термин «идентичность», писал о том, что этот возрастной период характеризуется разделением двух тенденций: цельность личности - отчаяние. Иными словами, осознание цели и смысла своей жизни помогает человеку воспринять ее как единую, состоящую из ряда этапов личностного роста и становления. В противном случае жизнь кажется прожитой зря, состоящей из отдельных, мало связанных между собой периодов. Поэтому отчаяние становится альтернативой цельности и осмысленности жизни [1].

Таким образом, в возрасте около 60 лет каждый человек осмысливает прожитые годы, ищет свою индивидуальность и значимости своей жизни [2].

Для периода поздней взрослости характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций, склонность к беспричинной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями.

Ослабление эмоциональной сферы лишает новые впечатления красочности и яркости, отсюда - привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний [3]. Также люди пожилого возраста склонны относится к своему поколению с преувеличенной идеализацией. Это также подтверждается результатами нашего исследования: многие испытуемые для продолжения предложения «чем дальше...» ответили «...тем хуже», «мы такими не были». Это указывает на неприятие пожилым человеком своего настоящего. Некоторые авторы указывает на то, что если актуальная жизненная ситуация воспринима-

ется позитивно, то позитивной будет и оценка прожитой жизни [4].

Также типичным для поздней взрослости является возрастно-ситуационная депрессия -равномерное стойкое понижение настроения. Субъективно оно переживается как чувство пустоты, ненужности, неинтересности всего происходящего, остро негативного восприятия собственного будущего. Часто человек находится в подавленном, грустном настроении без наличия для этого объективных оснований.

Виды возрастной депрессии:

1) ипохондрическая фиксация - человек постоянно прислушивается к болезненным симптомам, обсуждает их с окружающими. Возможно сверхценное отношение к медицинским препаратам и способам лечения;

2) идеи о притеснении - человеку кажется, что все вокруг его притесняют - морально и физически. Основное чувство - это обида, а мысль - «от меня все хотят избавиться». И доказать обратное практически не возможно;

3) тенденция к вымыслам - пожилой человек стремится рассказать эпизоды из собственной жизни с преувеличением своего в них участия или полностью придумывает их [5].

Также у пожилых людей повышен уровень страхов, и одним из основных является страх смерти. Он может проецироваться на окружение, которое видится негативным. При этом фразы типа «пора уже и умирать», «зажилась уже» указывают не на отсутствие данного страха, а наоборот.

Смерти боятся люди, не принявшие старость и конечность бытия как неизбежный этап жизни и не готовые к ней. Чем дольше будет проходить принятие собственной жизни и острее чувство невозвратимости прошлого, тем тяжелей и длительней будет протекать кризис пожилого возраста [6].

Психологические причины данного кризиса могут быть изучены в виде отношения самих пожилых людей к самим себе и отношению к жизни на данный момент. Приведем примеры ответов на открытые вопросы из опросника, направленного на изучение личностного эгоцентризма:

«. Чем дольше живу, тем хуже»;

«.. .Жаль, что жизнь подходит к концу»;

«... .Раньше все было по-другому»;

«. Только б не умереть»;

«. Жаль что старею»;

«. В результате все плохо»;

«. Главное, что нас не ценят»;

«. В прошлом было лучше».

Из 20 человек испытуемых данный опросник заполнили 14 человек, вероятно, это связано с тем, что заданием является продолжение неоконченных предложений. Данное задание очень многих пугало своей неопределенностью и необходимостью самим формулировать ответ. Как видно из представленных выше цитат, очень многие считают, что в прошлом было гораздо больше положительных моментов, жалеют об утраченной молодости и неуклонно приближающейся смерти. О данной психологической особенности и сниженной эмоциональности, лишающей пожилого человека положительных эмоций говорят О.В. Краснова, А.Г. Ли-дерс в своей книге «Социальная психология старения».

При анализе результатов было отмечено в большинстве случаев недовольство общением с родственниками и, особенно, недовольство правительством и социумом. Вероятно, это связано с тем, что вся активная жизнь пожилых людей прошла в условиях совсем другого политического строя и иных социальных установок и требований к человеку. Это характеризует некоторую косность во взглядах на мир и свое место в нем на данный момент и нежелание пересмотра своих взглядов. Однако по результатам данного опросника было выявлено пять человек с положительным отношением к старости и своей жизни. Их характеризовало оптимистичное отношение к жизни, старости, чувство юмора и хорошие отношения с близкими родственниками.

Из этого можно сделать вывод, что наличие кризиса пожилого возраста и его протекание во многом зависят от принятия своего настоящего положения здоровья, социального статуса и внешнего вида. Если при выходе на пенсию у человека произошло принятие данных факторов, то кризис протекает легче, если же пенсионер не хочет «отпускать» свое прошлое и отказывается принимать настоящее, то кризис протекает значительно сильнее и может затянуться надолго.

Нами были использованы следующие методики для выявления факторов, влияю-

щих на протекание кризиса пожилого возраста и определения особенностей личности:

- шкала астенического состояния;

- методика исследования самоотноше-ния, включающая следующие шкалы: открытость, самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я, самоценность, самопринятие, самопривязанность, конфликтность, самообвинение;

- диагностика личностного эгоцентризма.

По результатам данных методик был проведен корелляционный анализ.

Он выявил две корреляционные плеяды (рис. 1).

Из первой корреляционной плеяды видно, что при активной общественной жизни пожилой человек в большей степени доволен жизнью и своим местом в ней, и чем дольше человек находится на пенсии, не участвует в жизни общества, тем в большей степени он чувствует себя ненужным и брошенным. Даже если объективно это не так. Отношение к себе становится более критичным, проявляется самоуничижение, отсутствует симпатия к себе. Из чего следует зависимость само-принятия и отношения к себе и к жизни с активной жизненной позицией и чувством «нужности» обществу.

Вторая корреляционная плеяда указывает на наличие устойчивого отношения к себе как человеку, достойному уважения и заслуживающего особого отношения к себе со стороны других людей, это приводит к нежеланию меняться, пересматривать свои взгляды на жизнь и высокую ригидность, косность взглядов. Также часто воспринимают мир как угрожающий самооценке. Наличие у человека негативного отношения к себе, внут-риличностных конфликтов и стремление поставить свои промахи и неудачи себе в вину приводит к развитию астении. Данные характеристики личности в совокупности приводят к глубокому психологическому кризису и усугубляют его течение. Очевидно, что для его преодоления нужно, чтобы пенсионер почувствовал свою необходимость этому обществу, это во многом облегчит протекание кризиса. В комплексе полезным будет проведение психотерапии, направленной на снижение самокритики, корректировку самооценки и выработку оптимистичного взгляда на будущее.

- положительная корреляционная связь

- отрицательная корреляционная связь

Рис. 1. Корреляционные плеяды

Таким образом, мы выяснили основные характеристики кризиса пожилого возраста. К ним относятся ригидность и косность взглядов, негативное отношение к себе и к действительности, субъективное чувство одиночества и ненужности обществу, на благо которого трудился всю жизнь. Усугубляют течение кризиса трудности с принятием собственной жизни и осознание ее конечности: осталось не так уж и много, а того что хотел - так и не успел сделать - это основная причина кризиса.

В наших силах помочь пожилым людям осознать свою необходимость, привлекая их на общественную работу, в кружки по интересам и к помощи в воспитании молодежи, тем самым дать возможность самореализоваться.

1. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. Владивосток, 2003.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1999.

3. Коваль Н.А. Психология генезиса внутреннего конфликта в условиях социального кризиса // Социальная педагогика: вызовы XXI века: международный конгресс специалистов в социальной сфере. Тамбов, 2011. C. 408-414.

4. Краснова О.В., Лидере А.Г. Социальная психология старения. М., 2002.

5. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. М., 2005.

6. Коваль Н.А. Социально-психологические основы духовности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки Тамбов, 2011. Вып. 8 (100). С. 23-28.

Поступила в редакцию 14.04.2013 г.

UDC 159.9.07,159.9.316.6, 159.922.6

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ELDERLY AGE CRISIS

Anastasiya Vladimirovna RYBINSKAYA, Tambov State University G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social Psychology Department, e-mail: Nast.urtsiya@yandex.ru

The problems of old age crisis, its psychological characteristics, as well as the philosophical aspects of retired persons are analyzed.

Key words: crisis of elderly age; psychology of elderly people; acceptance of death.

УДК 301.085:15

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВРАЧЕЙ-ВЕТЕРИНАРОВ

© Елена Валерьевна СОЛОТИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры клинической психологии, e-mail: bezhelena@yandex.ru

Статья посвящена изучению эмоциональной сферы врачей-ветеринаров. Описаны доминирующие симптомы эмоционального выгорания врачей-ветеринаров. Выявлены корреляционные связи эмоционального выгорания врачей-ветеринаров с различными психологическими показателями. Ключевые слова: эмоциональное выгорание; профессионально-важные качества; эмпатия.

Проблема эмоционального выгорания рассматривается в психологической науке достаточно широко. Современные научные исследования данного феномена указывают на распространенность данного синдрома среди медицинских работников (В.В. Болу-чевская, М.Ю. Будников, В.Л. Малыгин, А.Б. Искандирова, Е.Е. Пахтусова, Д.В. Шевченко, Ю.А. Шуляк, АН. Вепрев, НЕ. Кондаков, В.Н. Стратий и др.) [1-4] и педагогов (М.В. Хватова, Е.А. Селиванова, Л.Г. Дикая, И.А. Курапова, Е.С. Дьячкова, Л.В. Сорокина, О.А. Попова и др.) [5-7]. Также имеется ряд работ, указывающих на то, что данный феномен в целом характерен для профессий сферы «человек - человек» (А.М. Лужецкая, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова и др.) [8; 9].

Интерес к проблеме эмоционального выгорания врачей-ветеринаров был вызван, прежде всего, тем, что данная проблема не выносилась в психологической науке на самостоятельное рассмотрение. А также и тем, что сама профессия врач-ветеринар имеет специфическое содержание по предмету труда. Традиционно данную профессию относят к сфере «человек - природа», т. к. ответственность ветеринар несет за жизнь и здоровье животных. Но также следует учитывать, что оценку труда ветеринара осуществляет

человек, - хозяин животного, поэтому с этой точки зрения данную профессию можно отнести и к сфере «человек - человек». Профессия врач-ветеринар, таким образом, предполагает повышенные требования к психической устойчивости, что традиционно для коммуникативных профессий и особые требования к личностным качествам и способностям в связи с работой в сфере «человек -природа». Согласно профессиограмме Е.С. Романовой [10], к профессионально важным качествам врача-ветеринара следует отнести способность к эмпатии, гибкость мышления, способность переносить психическое и физическое напряжение, ответственность, терпимость, твердость, выносливость, активность. При этом такие качества, как неаккуратность, отсутствие сострадания, агрессивность, невнимательность, недоброжелательность, нелюбовь к животным рассматриваются в профессиограмме «врач-ветеринар» как анти-ПВК (профессионально-важные качества).

Таким образом, часто встречающимися сложностями в работе врача-ветеринара являются: сложность получения обратной связи в профессиональной деятельности (лечение животных, оценка качества работы - человеком); совмещение различных медицинских специализаций для оказания помощи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.