Научная статья на тему 'Психологические характеристики и особенности чувства зависти на этапе взросления'

Психологические характеристики и особенности чувства зависти на этапе взросления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
697
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВО ЗАВИСТИ / ЗАВИСТЛИВОСТЬ / ЮНОШИ / ДЕВУШКИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ВЗРОСЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / JEALOUSY / ENVY / BOYS / GIRLS / ADOLESCENCE / ADULTHOOD / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Наталья Анатольевна, Боброва Дарья Владимировна

Авторами рассматриваются проблемы чувства зависти в юношеском возрасте с учетом половозрастных особенностей. Обосновываются причины возникновения зависти в юношеском возрасте. Также указываются возрастные границы наибольших «пиков» развития этого чувства. Освещаются результаты эмпирического изучения чувства зависти, которые указывают, что 60% испытуемых подвержены чувству зависти. Из них, 40% девушек и 20% юношей, относятся к фемининному типу личности, чувство зависти у них выражено в превосходстве над другими. Делается вывод о половозрастных различиях, а именно что личности с фемининным типом более завистливы, нежели маскулинные и андрогинные. Полученные данные свидетельствуют о том, что именно на этапе взросления чувство зависти является одним из «пиков» личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics and features of envy at the stage of maturation

This article discusses the study envy in adolescence based on age and gender characteristics. Based on the theoretical analysis of the problem, the author emphasises that the "peak" of envy falls on adolescence, noting the special relevance in today's socio-economic tensions in society. All of the students surveyed 60% are subject to feelings of envy, which pushes them to perform certain actions. Accordingly, for boys and girls of the sample, a characteristic that 40% of girls and 20% of boys of all respondents belong to the feminine type of personality, a sense of envy they expressed the superiority over others and is characterised by both negative and positive directions. These figures allow us to conclude the following: subjects with feminine personality type more envious than subjects with masculine and androgynous personality types. The accuracy of the results is confirmed by mathematical statistics, in particular, Fisher's exact test was used. The findings suggest that it is at the stage of growing jealousy is one of the "peaks" of personal development.

Текст научной работы на тему «Психологические характеристики и особенности чувства зависти на этапе взросления»

УДК 159.923

Николаева Наталья Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент

Боброва Дарья Владимировна

Оренбургский государственный педагогический университет nan1958@yandex.ru, darida11@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЧУВСТВА ЗАВИСТИ НА ЭТАПЕ ВЗРОСЛЕНИЯ

Авторами рассматриваются проблемы чувства зависти в юношеском возрасте с учетом половозрастных особенностей. Обосновываются причины возникновения зависти в юношеском возрасте. Также указываются возрастные границы наибольших «пиков» развития этого чувства. Освещаются результаты эмпирического изучения чувства зависти, которые указывают, что 60% испытуемых подвержены чувству зависти. Из них, 40% девушек и 20% юношей, относятся к фемининному типу личности, чувство зависти у них выражено в превосходстве над другими. Делается вывод о половозрастных различиях, а именно что личности с фемининным типом более завистливы, нежели маскулинные и андрогинные. Полученные данные свидетельствуют о том, что именно на этапе взросления чувство зависти является одним из «пиков» личностного развития.

Ключевые слова: чувство зависти, завистливость, юноши, девушки, юношеский возраст, взросление, личностное развитие.

Проблема зависти в социальной жизни субъекта была и остается достаточно актуальной и распространенной. Прежде всего, она обусловлена тем, что увеличивается воздействие на жизнь людей тех социально-экономических факторов, которые приводят к повышению социального неравенства в российском обществе. Это и определяет, завистливое отношение в адрес отдельных личностей или целых групп, на что указывается в философских, педагогических и психологических исследованиях.

В последние десятилетия возрос интерес общества и ученых к проблеме психологии зависти на что указывают многочисленные психологические работы (Л.С. Архангельская, И.Б. Котова, У Лу-кан, К. Муздыбаев, О.Р. Бондаренко, Е.Е. Соколова, Р.М. Шамионов, В.А. Лабунская, Г. Шек и др.). В тоже время, несмотря на обращенный взгляд исследователей на «проблемные зоны» связанные с психологией зависти, нерешенными остаются некоторые вопросы. Существуют определенные терминологические трудности в определении понятия «зависть». В научной литературе понятие «зависть» определяется неоднозначно и разнообразно: как «чувство», «отношение», «проявление мотивации достижения», «личностная характеристика», «свойство» или «порок». По мнению ряда специалистов, зависть, в основном, сопровождается рядом отрицательных переживаний, таких как злоба, чувство досады, печали, тревоги, гнева, которые выражаются по отношению к объекту зависти, через ненависть, враждебность, злобность, агрессивность. На поведенческом уровне такого рода отношения выражаются в желании и стремлениях переживающей личности разрушить, забрать, причинить вред или боль и т.д. [5, с. 128].

Как известно, завидовать мы начинаем еще в раннем детстве, когда в песочнице нам не хотелось уже играть с лопаточками, а срочно нужна была какая-либо другая яркая и интересная игруш-

ка. С возрастом вместе со стремлением к чему-то новому, развивается и чувство зависти. По словам К. Муздыбаева «пик» чувства зависти мы можем наблюдать в возрасте от 15 до 25 лет. Чаще это связано с выраженным в данном возрасте юношеским максимализмом, в котором шкала ценностей имеет только две крайности - либо белая, либо черная, без середины, без полутонов. Все это объясняется свойственной юности горячностью, отсутствием гибкости мышления и опыта, а также юношеским эгоизмом, которые являются толчком для проявления чувства зависти [6, с. 43].

Юношеский возраст, как указывают специалисты, отличается наличием внутреннего кризиса, который связан с формированием и становлением процессов саморазвития, саморефлексии, способов реализации в обществе. Кроме того, именно в ранней юности, как и в подростковом возрасте, велика потребность в дружеском общении. Для дружеских отношений на этапе взросления характерна многоплановость, углубление содержания, расширение эмоциональных и интеллектуальных контактов.

Значимой особенностью нравственного становления в юношеском возрасте выступает укрепление осознанных мотивов деятельности и поведения. Закрепляются значимые личностные качества, связанные с саморегуляцией поведения (самостоятельность, настойчивость, решительность, инициативность). Надо отметить, что у юношей и девушек, могут возникать поведенческие проблемы, обусловленные внутренними и внешними факторами. Внутренней причиной чаще всего служит чувство зависти, которое они испытывают. В данном возрасте оно становится более выраженным. Это связано, как правило, с тем, что в юношеском возрасте более глубоко переживается вопрос морального самоопределения «Каким быть?». Определенная неудовлетворенность деятельностью и отношениями с окружающими в данном возрасте способствует повышению тревожности,

© Николаева Н.А., Боброва Д.В., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

41

соответственно, и чувство зависти начинает ярче проявляться. Юношеский возраст, по мнению отечественного исследователя К. Муздыбаева, является неким «пиком» чувства зависти, которое в последующие годы идет на спад [6, с. 44].

Переход к юношескому возрасту сопровождается глубинными переменами в условиях, влияющих на развитие личности и социальное положение в обществе. Эмоциональное поведение юношей и девушек, не может быть обусловлено лишь сдвигами гормонального порядка, оно находится в прямой зависимости и от социальных факторов и воспитанности.

В данном возрасте юноши и девушки познают мир через нечто совершенное и уникальное. В основном, в этом возрасте чувство зависти сопровождается враждебностью, злобой, нервозностью и истерикой. Особое место занимает отношение к своему успеху и успеху других. Как отмечает Р.М. Шамионов, это может быть связано как с поведением, деятельностью, разницей в материальном достатке, а также высокой субъективной оценкой и самоощущением. Исследователь указывает: «Отношение к своему успеху и к успеху другого человека, могут быть представлены весьма неоднозначно: возможны разные их комбинации в зависимости от определенных ценностно-смысловых ориентаций личности. Отношение к успеху другого, не менее разнообразно по своим содержательным характеристикам - принятие его, радость и поддержка по отношению к другому и его успеху, отвержение другого, снижение или превышение значимости успеха, наконец, отношение зависти» [7, с. 38].

В юности максимальной отметки достигает желание, выделиться любым способом, быть лучше других, самовыразиться. У девушек и юношей проявляются некоторые амбиции и потребность достичь большего, превзойдя в чем-то сверстников. Если ресурсов для достижения достаточно, то наблюдается «здоровая» конкуренция, то есть чувство зависти в данном случае имеет положительную окраску.

Однако на определенном жизненном этапе, в результате осознания личностью невозможности превзойти соперника, желание превосходства блокируется или меняет вектор влияния с «достичь» на «отобрать»: устранить столь невыносимое превосходство соперника я могу, сделав так, чтобы и он этого не имел [7]. Недостаток ресурсов, высокий уровень притязаний, амбициозность, приводят к образованию чувства злости и неприязни, а также враждебного и раздражительного поведения в отношении соперника, достигшего высот в значимых для него сферах (учебе, популярности, интеллектуальных, личностных и коммуникативных качествах).

В отношениях со сверстниками в юности часто возникают ситуации, которые заставляют ис-

пытывать чувство зависти. Связано это, прежде всего, с тем, что в данном возрасте складывается эмоциональная культура, которая в свою очередь не устойчива. Это находит свое проявление в юношеском максимализме как склонности к категоричности видеть окружающий мир в контрастных тонах, либо «белое», либо «черное» и никак иначе. Юношеский максимализм проходит с возрастом, он является следствием безоблачного детства. Однако именно в юности стремление, во что бы то ни стало, выделиться, быть лучше и успешнее всех достигает своего максимума.

Также следует отметить то, что в данном возрасте зависть между девушками и юношами различна, это находит свое объяснение в известных исследованиях Т.В. Бесковой и Ю.В. Щербатого. По мнению Ю.В. Щербатого, больший уровень завистливости выявляется у женщин: «Мужчина завидует социальному статусу, способностям и внешней атрибутике всего этого. Половина из них никогда не признается в этом чувстве, другая замаскирует его амбициями. Женщины же завидуют любой детали внешней атрибутики. В этом кардинальное отличие женской зависти от мужской» [9, с. 74].

Таким образом, юность - это период жизни личности, находящийся онтогенетически в промежутке от отрочества до взрослости. Важной вехой становления личности в юности является самоопределение, развитие Я-концепции и ее компонента - самоуважения, что подразумевает довольство собой, принятие себя, чувство собственного значимости. Именно на данном возрастном этапе идентифицируясь с социальным окружением и сверстниками, юноша усваивает социально приемлемые и важные свойства личности, способность к эмпатии и усвоению норм, правил взаимодействия в обществе. В свою очередь, чувство зависти в юношеском возрасте занимает высокую позицию, связанную с личностным развитием, сформированностью мировоззрения и отношением к окружающей действительности.

В нашем исследовании мы сделали акцент именно на юношеском возрасте, так как это особый этап взросления, имеющий важное значение при переходе от детства к взрослости, когда обострены все психические процессы, и особенно характерна потребность в социальном выражении, приводящая к усилению чувства зависти. Личностные изменения в юношеском возрасте настолько заметны и значимы, что создают кризисные черты по отношению к окружающим и к самому себе. По утверждению Е.П. Ильина, стремление соответствовать идеалам коллектива, в котором находятся юноша или девушка (друзья, класс, референтная группа и т.п.), неизбежно активизирует зависть [4, с. 127].

По данным исследований Л. С. Архангельской, Т.В. Бесковой, К. Муздыбаева, Ю. Щербатого, было выявлено, что с возрастом чувство зависти

ослабевает. Ее уровень у людей снижается, начиная с 60 лет. Больше всего недовольных распределением благ, по утверждению Л. С. Архангельской, среди молодых людей от 15 до 25 лет. Она говорит, что им хочется «всего и сразу», и они воспринимают атрибуты успеха (деньги, славу и др.) как везение, а не как результат упорного труда [5, с. 135].

На основании результатов исследования К. Муз-дыбаев отмечает, что в течение жизни зависть у взрослых достигает максимального значения три раза: 15-25 лет (наиболее ярко выражено), в 3034 года и в 55-59 лет. Эти пики связаны, с осуществлением личностью сравнения своих достижений с результатами значимых Других. Молодые люди возраста 15-25 лет обычно ориентированы на самореализацию: получение образования, профессиональное самоопределение, профессионализацию. И то, и другое осуществляется за счет рефлексии и социального сравнения, что, в значительной мере, обостряет чувство конкуренции [6, с. 46].

В обществе присутствует устойчивое представление о том, что к зависти более склонны женщины, нежели мужчины, что подтверждается данными исследования Т.В. Бесковой. В опросе принимали участие женщины и мужчины в возрасте от 15 до 55 лет. Полученные данные свидетельствуют о том, что 54,8% респондентов убеждены, что чаще и сильнее завидуют женщины; 38,7% предполагают, что зависть не зависит от пола, и лишь 6,5 респондентов считают, что мужчины более завистливы. Различия между результатами трех выделенных групп подтверждают их статистическую значимость. Таким образом, по субъективным представлениям респондентов завистливость, как свойство личности, у женщин выше, чем у мужчин. Зависть у мужчин возникает при фрустрации потребностей в определенных сферах («хочу, но не имею»). У женщин зависть может проявляться и в других ситуациях: «имею, но хочу иметь больше» или «не надо, но все равно хочу» [1, с. 144].

С целью изучения феномена чувства зависти в старшем школьном возрасте нами было проведено эмпирическое исследование в школах города Оренбурга. Выборку составили учащиеся старших классов (юноши и девушки) в возрасте 15-17 лет.

Нами были использованы следующие методики: «Опросник по изучению маскулинности и фемининности С. Бэм» [8, с. 112] и «Методика исследования завистливости личности Т.В. Бесковой» [2, с. 138].

Первичные данные, полученные нами по методике С. Бэм, указывают на то, что 60% испытуемых, из которых 37% девушки и 23% юноши - относятся к фемининному типу, 37,5%, из которых 30,5% юноши и 7% девушки - к маскулинному и только 2,5% (юноши) - андрогинному типу. Принадлежность к определенному психологическому полу говорит о тех качествах личности, которые

испытуемые применяют в обществе. К фемининным относят такие качества, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фе-мининности меньше касаются половых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам. Соответственно, маскулинность характеризуют такие качества, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. К андрогинности - качества обоих полов. Такая личность, в равной степени сочетает в себе признаки как женского, так и мужского полов.

По результатам методики Т.В. Бесковой, можно отметить, что 85% испытуемых, из которых 47,5% девушки и 37,5% юноши, испытывают чувство зависти, характеризующееся желанием превзойти другого. 15% испытуемых, соответственно - 2,5% девушки и 12,5% юноши, переживают несколько иной спектр чувств, таких как обида, досада, грусть, уныние и т. п., это свидетельствует, скорее, об отсутствии желания предпринимать какие-либо действия, чтобы стать лучше завистника. Испытуемые данной группы игнорируют достижения конкурента как несуществующие или же намеренно восхваляют достоинства менее достойного человека.

Анализируя данные, полученные в исследовании, мы выявили, что наши результаты свидетельствуют о достаточно высоком уровне чувства зависти на данном возрастном этапе. Из всех опрошенных старшеклассников 60% подвержены чувству зависти, которое подвигает их к совершению определенных действий. Полученные нами данные сходны с результатами исследований К. Муздыбае-ва, который утверждал, что именно на этапе взросления чувство зависти является одним из «пиков» личностного развития.

Также можно отметить, что 40% девушек и 20% юношей из всех опрошенных, относятся к фемининному типу личности и чувство зависти у них выражено в превосходстве над другими. Эти показатели позволяют заключить следующее: испытуемые с фемининным типом личности более завистливы, нежели испытуемые с маскулинным и андрогинным типами личности. Достоверность полученных результатов подтверждена методом математической статистики, в частности, был использован критерий ф*-угловое преобразование Фишера. Полученные нами данные в определенной степени подтверждаются результатами, представленными Т.В. Бесковой в работе «Исследование завистливости личности». Опираясь на показатели разнополых выборок, она указывала, что к чувству зависти более склонны женщины, чем мужчины.

На наш взгляд, психологическое сопровождение старшеклассников, имеющих некоторые осо-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

43

бенности личностного развития, может носить как индивидуальный, так и групповой характер. Мероприятия могут быть направлены на развитие и формирование способности взрослеющей личности находить смысл в прошедших и настоящих событиях жизни, негативных в том числе, а также на умение выстраивать временную перспективу и планировать будущие события. Сюда следует отнести создание положительного отношения к сложным ситуациям, а также формирование умения находить различные пути решения сложных жизненных ситуаций. Чтобы юноши не стремились превзойти другого любым способом, осуществляя желание обладать вожделенным, но недосягаемым превосходством, а стремились к личностному развитию, самосовершенствованию, целеустремленности к достижению цели своими силами.

Полученные нами результаты являются основой для дальнейших исследований по обозначенной проблеме. Они могут представлять интерес в работе с учащимися и родителями; учитываться в консультативной беседе, а также использоваться при составлении тренинговых программ.

Библиографический список

1. Бескова Т.В. Гендерные особенности межличностных отношений субъектов зависти // Личность, семья, общество: вопросы современной психологии: материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Издательский центр «ЭНСКЕ», 2011. - С. 140-147.

2. Бескова Т.В. Методика исследования завистливости личности // Вопросы психологии. - 2012. -№ 2. - С. 127-139.

3. Бескова Т.В. Отношение человека к предполагаемой зависти других [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сб. докладов междунар. науч. заоч. конф. - М.: МГППУ - 2010. - С. 74-78. - Режим доступа: http://www.psyjournal.ru (дата обращения: 02.03.2018).

4. Ильин Е.П. Психология зависти, враждебности, тщеславия. - СПб.: Питер, 2014. - 208 с.

5. Лабунская В.А. Зависть, безнадежность и надежда как способы преобразования бытия субъекта // Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методоло-

гические основания анализа. - Краснодар: Красн. ун-т, 2005. - С. 120-137.

6. Муздыбаев К. Завистливость личности // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 6. -С. 38-50.

7. Согомонов А.Ю. Социально-нравственная природа зависти // Философские науки. - 2002. -№ 8. - С. 38-39.

8. Солдатова А.А. Психологические тесты. Новейшие тесты IQ. - СПб.: Питер, 2012. - 208 с.

9. Щербатых Ю.В. Семь смертных грехов или психология порока. - М.: Академия, 2010. - 385 с.

References

1. Beskova T.V Gendernye osobennosti mezhlichnostnyh otnoshenij sub"ektov zavisti // Lichnost', sem'ya, obshchestvo: voprosy sovremennoj psihologii: materialy mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. - Novosibirsk: Izdatel'skij centr «EHNSKE», 2011. - S. 140-147.

2. Beskova T.V. Metodika issledovaniya zavistlivosti lichnosti // Voprosy psihologii. - 2012. -№ 2. - S. 127-139.

3. Beskova T.V Otnoshenie cheloveka k predpolagaemoj zavisti drugih [EHlektronnyj resurs] // Aktual'nye voprosy sovremennoj psihologii i pedagogiki: sb. dokladov mezhdunar. nauch. zaoch. konf. - M.: MGPPU - 2010. - S. 74-78. -Rezhim dostupa: http://www.psyjournal.ru (data obrashcheniya: 02.03.2018).

4. Il'in E.P. Psihologiya zavisti, vrazhdebnosti, tshcheslaviya. - SPb.: Piter, 2014. - 208 s.

5. Labunskaya VA. Zavist', beznadezhnost' i nadezhda kak sposoby preobrazovaniya bytiya sub"ekta // Lichnost' i bytie: sub"ektnyj podhod. Lichnost' kak sub"ekt bytiya: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya analiza. -Krasnodar: Krasn. un-t, 2005. - S. 120-137.

6. Muzdybaev K. Zavistlivost' lichnosti // Psihologicheskij zhurnal. - 2002. - T. 23. - № 6. -S. 38-50.

7. Sogomonov A.YU. Social'no-nravstvennaya priroda zavisti // Filosofskie nauki. - 2002. - № 8. -S. 38-39.

8. Soldatova A.A. Psihologicheskie testy. Novejshie testy IQ. - SPb.: Piter, 2012. - 208 s.

9. SHCHerbatyh YU.V Sem' smertnyh grekhov ili psihologiya poroka. - M.: Akademiya, 2010. - 385 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.