Научная статья на тему 'Психологические границы общества 1 глава II. Методология психодинамического анализа 2'

Психологические границы общества 1 глава II. Методология психодинамического анализа 2 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
445
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические границы общества 1 глава II. Методология психодинамического анализа 2»

© Кардинер А., 1945

© Перевод Парфенова А.В. Комментарии, редакция Фолиевой Т.А., Ворожейкиной Л.И., 2010

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ОБЩЕСТВА 1

Абрам Кардинер

Глава II. Методология психодинамического анализа 2

Психология тогда может принести пользу общественным наукам, если ее выводы можно будет проверить, ее методы усвоить и если данная отрасль психологии сможет корректировать свои выводы в свете новых открытий. Систематизированные мнения в психологии обязывают не более, чем в любой другой области знания. Обобщения, которые систематизируют очевидные вещи, - это не тот метод, который может привести к новым открытиям.

Предшествующая этой книга была посвящена методологии исследования. Эта методология возникла из наблюдений за немногими примитивными обществами. После того, как культура, подобная культуре Танала 3, была представлена в деталях, обнаружились определенные параллели. В Танале отношения отдельного человека к родовым богам оказались удивительно похожими на отношения ребенка к родителям. И там и там главным было повиновение. Первым заключением было то, что подчинение обязанностям было универсальным. <...> Другими словами, в соответствии с изменениями образа жизни менялись и продукты проективных систем в фольклоре и религии. Это дало нам первый ключ к разгадке, после чего эта же процедура начала применяться к все большему и большему числу явлений.

В ходе исследования перед нами встала необходимость найти некую культурную единицу, с помощью которой можно было бы описывать различные обычаи; для этой цели подошло понятие института. Эти институты, таким образом, стали рассматриваться как инструменты, с помощью которых обеспечивалось влияние на растущего ребенка. Если теперь посмотреть опять на отношения, затронутые в предыдущем абзаце, мы обнаружим, что если правила поведения для ребен-

ка составляют один блок институтов, то религия и фольклор составляют другой. Первый блок мы назвали первичным, а второй вторичным. Кроме этого, детский опыт каждого индивидуума сформировал у него нечто, что послужило базой для проективных систем, впоследствии используемых в создании фольклора и религии. Это ядро созвездий у индивидуума было обозначено как базовая персональная структура. Это понятие фактически является лишь уточнением понятия, используемого еще со времен Геродота и Цезаря и известного как национальный характер . Термин базовая персональная структура был введен для того, чтобы устранить неясность, присутствующую в понятиях групповой, национальный или социальный характер, поскольку общий характер у группы может быть лишь в той же мере, как общая душа или пара легких. Более того, созвездия, выявленные в базовой персональной структуре, это не сформировавшиеся черты характера, а матрица, в которой эти черты характера развиваются. Например, на Алоре 4 мы обнаруживаем недоверие как постоянную характеристику базовой персональной структуры, однако это недоверие может проявляться в разных чертах характера человека. Новым и важным в этом понятии было не его название, а механизм его образования и введение генетического принципа в социологию. Понятие базовой персональной структуры стало, таким образом, мощным инструментом, поскольку в нем мы получили эффективное средство для выявления взаимоотношений различных общественных практик путем выяснения их совместимости или несовместимости с определенными постоянными потребностями и побуждениями человека.

Этот метод появился благодаря возможности с помощью проекции устанавливать

отдаленное происхождение базового опыта человека, однако его дальнейшее использование применительно к новым культурам и материалам в форме биографий показало, что этот метод чрезвычайно упрощает реальную картину и неадекватен.

Первая трудность возникла в связи с применением понятия институт. Изначально это понятие включало в себя «устойчивый образ мышления или поведения, который можно передавать, который принимается всеми и нарушение или отклонение от которого создает неудобства у отдельного человека или группы». Однако на практике это определение оказалось неприменимо. <...> Таким образом, определение первичного общественного института можно скорректировать так: первичный общественный институт или порождаемая им практика, которая может и не быть институтом. Заменить слово «институт» словом «практика» представляется нецелесообразным, также как и заменить его сочетанием «институты или нормы морали». К тому же два последних термина подразумевают, что за ними стоит определенное рациональное объяснение, что не всегда так. Институты надо определить таким образом, чтобы они означали то, что люди делают, думают, во что верят или что чувствуют. Их местоположение - внутри личности, а их функции заключаются в приспособлении, адаптации. Часто поднимался вопрос о происхождении первичных общественных институтов и никогда на него не находилось ответа. Линтон 5 выразил мнение 6, что этот вопрос не важен для современной науки. Первичный институт сейчас рассматривается как отправная точка для развития отдельного человека, а не культуры в целом. Происхождение того или иного общественного института не имеет значения для изучения воздействия института на становление индивида.

Вторая техническая проблема возникла в связи с определением продуктов проективных систем, названных вторичными институтами. Дело в том, что многие институты нельзя было отнести ни к первичным, ни к вторичным. Сам этот факт, что есть институты, которые сформировались вне и независимо от проективных систем, говорит о том,

что либо наша формулировка определителей базовой персональной структуры не полная, либо эти институты существуют вне ее пределов. Это выглядит очень естественно для институтов или практик, имеющих чисто рациональное происхождение.

Важным моментом в этой классификации общественных институтов на первичные и вторичные является то, что она тесно увязана с понятием базовой персональной структуры. Это означает, что институты нельзя сравнивать друг с другом напрямую и они не могут устанавливать прямые отношения друг с другом. Их взаимоотношение происходит через посредство личности.

<.> Использование концепции базовой персональной структуры, таким образом, порождает следующие вопросы: 1) что это за ключевые интеграционные системы и какова их институциональная основа? 2) являются ли нормативные институты единственными источниками базовой персональной структуры?

3) как можно концепцию базовой персональной структуры проверить на биографических материалах и как увязать с ней неизбежное разнообразие человеческих характеров?

4) какую пользу нам принесут знания об общественных институтах, произошедших от проективных систем, полученные эмпирическим путем и проверенные с помощью критериев, лежащих за пределами «здравого смысла» данной культуры? Другими словами, каково отношение научного знания к базовой персональной структуре? Последний вопрос, безусловно, представляет значение и для изучения нашего собственного общества, где наука так очевидно изменила социальную значимость проективных систем, действующих в религии.

Ключевые интеграционные системы

Любой выбор ключевых ситуаций, воздействующих на формирование личности, будет неполным. В выборе этих ситуаций мы находимся под влиянием нашего собственного опыта общения с людьми в нашем обществе и особенно под влиянием созвездий, доминирующих в неврозах. Это делает нас предвзятыми. Мы рассмотрели уже достаточное количество культур, чтобы выяснить, что со-

звездия, важные в нашем обществе, не универсальны; в то же время мы не замечаем определенных ситуаций в нашем обществе, потому что они не являются препятствиями в формировании личности, тогда как в других обществах подобные ситуации имеют значение. Если бы мы не имели возможности изучать какие-либо другие культуры, кроме нашей, нам никогда не пришло бы в голову, что материнская забота о детях имеет чрезвычайное значение для интеграции общества, и мы никогда бы не смотрели на материнскую заботу как на ключевую ситуацию. Обеспечить такой взгляд на этот институт нам помогло обращение к другим культурам, где заботе о детях уделяется мало внимания. К настоящему времени мы провели интенсивное исследование 10 культур, и у нас накопилось достаточное количество контрастов, чтобы составить этот список 7.

Материнская забота

Постоянство внимания или же его отсутствие.

Регулярность кормления.

Суррогатные родители, их деятельность.

Помощь в процессах обучения - хождение, речь.

Забота до и после начала хождения ребенка.

Отъем от груди - возраст, методы.

Контроль за мочеиспусканием - когда начинается, ассоциированные идеи (чистота, повиновение и т. д.).

Начало эмоциональной жизни

Вызывание ответной реакции; обращение, игры, ласка.

Отношение матери к детям - забота или пренебрежение, честность в отношении детей или практика обманов.

Настойчивость на повиновении, наличие или отсутствие системы поощрений - формирование суперэго.

Начальные дисциплины

Постоянство.

Системы наказания-поощрения - когда применяется наказание, когда применяются телесные наказания и т. д.

Половое воспитание

Мастурбация - запрещена или разрешена, отношение взрослых - равнодушие, насмешки, угрозы кастрации.

Игры с детьми противоположного пола -разрешены открыто или по умолчанию, отношение взрослых.

Институционализированные взаимоотношения детей в одной семье

Соперничество поощряется или подавляется.

Агрессия, контроль над ней.

Начало трудовой деятельности

Возраст - обязанности, награды, степень участия в работах.

Дифференциация полов.

Отношение к работе - разделение хозяйственной ответственности.

Половая зрелость

Изменение функций в общественной жизни.

Ранняя или замедленная.

Помощь родителей в подготовке к семейной жизни.

Брак

Супружеские моральные нормы.

Трудности в женитьбе, создаваемые родителями.

Положение женщины, свобода выбора.

Требования в отношении экономического статуса партнера.

Требования в отношении верности, свобода развода.

Характер участия в общественной жизни

Дифференциация статуса.

Дифференциация функций.

Цели жизни.

Факторы, обеспечивающие целостность общества

Формирование суперэго.

Фазы кооперации и антагонизма.

Разрешенные и запрещенные действия -санкции.

Проективные системы

Религия.

Фольклор.

Системы реальности, возникшие из эмпирических или проективных источников

Искусство, ремесла

Технология производства

Дифференциация функций.

Участие в распределении продукта -дифференциация статуса, степени и контроль престижа.

Метод применения описанных принципов можно проиллюстрировать, взяв определенную комбинацию условий. В обществе А мать неустанно заботится о ребенке в течение 2 недель после его рождения, а затем - лишь по

2 часа утром и вечером, проводя остальное время на работах в саду. Большую часть дня

о ребенке теперь заботятся его старшие братья или еще кто-нибудь. Возможно, ребенок будет получать достаточное количество еды, однако многие его другие дискомфортные ощущения долгое время будут оставаться неустраненными. Ребенка также не учат систематически ходить и говорить. Он остается предоставленным самому себе. Чтобы он не кричал, ему мастурбируют. Добавьте сюда дразнение и позже умышленные обманы. Кто-то может сказать: «Что ребенок понимает и какая ему разница? Он ведь получает достаточно еды, не так ли?». Это мнение не учитывает того факта, что у ребенка нет готовых реакций на события, что описанные условия создают для ребенка особенную среду, что его нужды и в связи с этим дискомфортное состояние постоянны, и если это состояние устраняется с небольшими усилиями с его стороны, то у ребенка формируется одна интегрированная система, если же этот дискомфорт не устраняется, то интегрированная система будет другая. Впоследствии этот ребенок выработает определенное отношение к своим родителям, к себе и к дискомфортным ощущениям. Эти отношения он приспосабливает к определенным условиям, и они (отношения) становятся привычными, автоматическими, комбинированными. Созвездия, сформированные этими условиями, можно предугадывать с высокой точностью. Сформированные созвездия не будут одинаковы, но их характер можно предвидеть.

Попавший в описанные условия ребенок не может сформировать целостного отношения к своей матери. Он должен чувствовать в какой-то степени ненависть, в какой-то степени недоверие, отчужденность, чувствовать, что рядом нет никого, на кого бы он мог надеяться. При этом те качества, которые появляются при достаточной заботе о ребенке, -уверенность в себе, интерес к окружающему миру, предприимчивость - эти качества страдают. У ребенка стимулируются сексуальные

ощущения, но они не связаны с образом любимого человека.

Вслед за этим возникает вопрос, будет ли это отношение ребенка к миру постоянным, обязательно ли оно останется навсегда? Не обязательно, если в его жизнь вступят другие факторы, которые будут противодействовать, уравновешивать описанные негативные отношения. Если же таких факторов не окажется, описанные отношения останутся. Если в процессе роста ребенок будет и дальше сталкиваться с подобным воздействием, то его реакция на них превратится в черты его характера к тому времени, как он станет взрослым. К этому времени у человека сформируется определенная схема (восприятия человеческих взаимоотношений и реакции на них), которая будет полностью неосознанной, а также, возможно, сформируется определенная специфическая система проекций на основе его переживаний в младенчестве. Будучи взрослым, он может придумать историю, чистый вымысел, в котором он обнаружит действие этих созвездий, сформированных в детстве. Эти созвездия в искаженной форме могут появляться во снах.

К настоящему моменту мы сделали ряд предположений о возможном воздействии определенных общественных институтов на формирование человека. Как можно подтвердить или опровергнуть наши догадки? Если наша гипотеза верна, а именно если условия, созданные в детстве, консолидируются в своем воздействии и формируют основу для создания проективных систем, то нам следует искать свидетельства тому в проективных системах - религии, фольклоре и, возможно, в других институтах. Другими словами, если мы знаем, как формируется базовая персональная структура, мы можем с определенной уверенностью предвидеть, какие институты эта персональная структура может создать. Если мы проследим за определенной персональной структурой, созданной в описанных выше условиях, то, возможно, мы обнаружим в данной культуре народные сказки, где говорится о неприязни к родителям, где родители оставляют детей; обнаружим религию, где нет ничего о вознаграждении за добрые дела и о наказании за злые. В этой религии мы не должны найти ничего, где бы говори-

лось о примирении с божеством через страдания, мы не должны найти никакой идеализации божества.

Значение концепции базовой персональной структуры не исчерпывается сказанным. Мы обнаружили и другие общественные институты, созданные тем же источником. Если бы мы могли только предугадывать виды религии и фольклора, ценность нашей концепции была бы очень ограничена, и эту концепцию совершенно нельзя было бы применить к нашему обществу, где проективные системы служат для формирования далеко не только одной религии. Если в базовой персональной структуре есть недоверие к родителям, не стоит ожидать, что это недоверие ограничится только родителями, оно будет проявляться и по отношению к другим. Если будет восстановлена вся цепочка элементов, входящих в эту конкретную интегрированную систему, мы, скорее всего, также обнаружим в этом обществе плохие отношения между полами, частые разводы, а также институционализированные препятствия к разводам.

Чем больше этнограф расскажет нам о данном народе, тем большее количество общественных институтов мы сможем определить как производные от этой базовой персональной структуры. Например, мы узнаем, что этот народ не имеет интереса к искусству и их достижения в этой области очень невысоки. Также мы узнаем, что они легко поддаются болезням. Эти особенности можно легко объяснить, если мы уже знаем базовую структуру личности; однако эти особенности нельзя было предсказать, кроме того, очевидно, у этого народа будут и еще какие-то особенности, которые нельзя будет объяснить, даже зная базовую структуру личности.

Таким образом, нельзя сказать, что возможность предугадывать характерные черты того или иного общества - это основное достоинство концепции базовой структуры личности; как правило, нам неизвестны условия раннего развития личности в таких деталях, чтобы можно было делать обобщающие выводы. Такие выводы мы сможем делать, изучив, возможно, около 50 разных культур, но даже тогда какие-нибудь уникальные особенности могут остаться для нас непонятными.

Главным достоинством концепции базовой структуры личности является то, что она предоставляет нам основу для исследования структуры общества и соотнесения общественных институтов друг с другом, не напрямую, а через посредство индивидуумов, составляющих общество.

Вот к каким результатам может привести нас наш метод, при условии, что у нас имеется точное описание общественных институтов. Тем не менее выводы, которые мы можем делать на основании этих описаний, все же будут оставаться догадками, более или менее точными. Однако есть еще один путь, который позволит нам не только проверить наши догадки, но и предоставит нам новую, свежую информацию о данном обществе - это изучение биографий членов данного общества.

Какие дополнительные факторы входят

в базовую структуру личности?

Если бы мы в рассмотрении базовой структуры личности остановились на системах, которые хотя и возникают из реального опыта, однако служат неосознанной базой для проективных систем, нас можно было бы справедливо упрекнуть в том, что мы упускаем несколько очень важных источников «обучения», которые играют важную роль в адаптации индивидуума. Существует большой блок информации, которую ребенок получает напрямую в процессе обучения 8. В этот блок входят все объяснения о внешнем мире, как себя в нем вести, об отношении человека к этому миру и о традициях, которые управляют отношениями людей друг к другу. Эти системы передаются ребенку сознательно, многое в них требуется показывать на примерах, в некоторых случаях эти системы можно модифицировать.

Введение категории «обучаемых» систем связано с неизбежными трудностями. Ранее <...> мы коснулись одной из составляющих здравого смысла, возникающих из реального опыта общения с другими людьми, который служит основой для проективных систем, некоторые из которых служат для объяснения внешнего мира. Теперь мы вводим систему, которой детей обучают напрямую. Эти две

системы вряд ли могут быть несовместимы, поскольку обе служат для объяснения внешнего мира. Если бы они были несовместимы, одна из них исчезла бы; конечно, исчезла бы та система, которая в наибольшей степени способна к изменениям, то есть осознанная система. Если внушаемая (обучаемая) система будет полностью расходиться с проективной системой, то внушаемая система, скорее всего, не будет принята, ей нельзя будет обучить. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Предположим, что некий миссионер пытается довести до примитивного народа идею искупления грехов через страдания. Миссионер представляет это как часть реальности, то есть туземцы «обучаются» этой идее. Будет ли эта идея иметь какое-то значение для аборигена или не будет, зависит от его собственного опыта. Если в его жизни не было опыта совершения какого-либо проступка, наказания за него и затем восстановления в правах, то смысл миссионерской проповеди останется для аборигена непонятным, поскольку идея искупления через страдания возникла лишь как проекция, рационализация и генерализация базового опыта.

Таким образом, мы хотим сделать вывод, что проективные системы стремятся влиять на те системы реальности, которым обучают членов данного общества, в системах реальности всегда будут обнаруживаться несоответствия и исключения 9. Однако не все аспекты систем реальности попадают под влияние проективных систем. Можно найти ряд таких аспектов, где проективные системы имеют все меньше и меньше значения. Естественно, наименьшее влияние проективные системы имеют на обучение ремеслам. Однако другие системы, которым также обучают, определенно попадают под влияние проективных систем. <...>

Существует другая группа систем реальности, которым детей направленно обучают; в этих системах не замешаны никакие побуждения. Детей помо 10 и навахо 11 сызмальства учат закапывать свои экскременты, чтобы их не использовали как отраву. Это опасение может оставаться с человеком в течение всей его жизни. Естественно предположить, что подобные опасения будут усиливаться в моменты серьезных конфликтов с другими людь-

ми. В детстве же это убеждение становится частью системы реальности, а опасность контролируется соответствующими мерами защиты и предостережения, которые становятся общественными институтами. Таким образом, экскреторная функция ассоциируется с определенным рядом идей, связанных с опасениями. Эти идеи отличаются от тех, с которыми мы встречались на Танале, где запрет оставлять свои экскременты диктовался не побуждениями чистоты или страхом перед отравлением, а просто послушанием. Систему опасений, описанную только что, можно представить следующим образом.

Системы, подобные описанной, могут жить века и после исчезновения обстоятельств, которые эти системы породили, так что значения этих традиций уже нельзя выяснить. В некоторых племенах навахо практика прятать экскременты исчезла под влиянием белых. Было бы интересно узнать, ускорилось ли это исчезновение из-за уменьшения межличностных конфликтов.

В отношении этих систем возникает вопрос о месте систем табу примитивных народов. Системы табу могут различаться по происхождению. Главным образом им обучают как части системы внешней реальности, также как нас обучают не касаться оголенных электрических проводов. Отношения систем табу к культуре в целом нельзя определить однозначно. Следует ожидать, что эти системы совместимы с базовой структурой личности. В то же время, как и в нашей культуре, многие табу сохраняются, несмотря на то что точного отношения их к базовой структуре личности установить невозможно.

В этой иерархии систем в базовой структуре личности есть чисто рациональные или научные системы, которые можно прямо продемонстрировать и отвергнуть, если они окажутся неверными. Эту иерархию систем в базовой структуре личности можно представить следующим образом:

1. Проективные системы, основанные на опыте с помощью рационализации, генерализации, систематизации, уточнения. К этой категории относятся система безопасности индивидуума и системы суперэго, то есть те, которые имеют дело с сознанием и идеалами.

2. Обучаемые системы, связанные с побуждениями.

3. Обучаемые системы, связанные не с побуждениями, а с идеями, ассоциирующимися с определенными действиями.

Группы 2 и 3 формируют основу для специфических психосоматических способов устранения дискомфортных ощущений.

4. Системы табу, которым обучают как части реальности 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Чисто эмпирические системы реальности, требующие демонстрации на примерах.

6. Системы ценностей и идеология (которые проходят через все предыдущие системы).

Сейчас важно выяснить позицию систем ценностей. Они не могут быть помещены ни в одну из вышеуказанных категорий. Некоторые системы ценностей принадлежат к идеалам, например честность; некоторые системы ценностей происходят от идей, связанных с определенными действиями, и поэтому им обучают напрямую, например чистота. Другие происходят из социальной обстановки, которая в одно время делает ценными одни качества, а в другое - другие. Такой ценностью, например, является «свобода», которую невозможно определить в абсолютных терминах, а только по отношению к конкретным условиям, которые делают вопрос свободы актуальным. Ни у команчей, ни у алорцев нет того представления о свободе, которое доминирует сейчас в нашем обществе.

Вопрос идеологий представляет те же трудности, что и вопрос системы ценностей. Системы идеологий представляют собой соединение проективных систем, в интересах чего мобилизуются эмпирические данные, таким образом, эти системы имеют ту же структуру, что и рационализации.

Вот все составляющие базовой структуры личности, однако они не однородны. Они различаются по степени осознанности и по способности к модификациям. Группа 1 полностью неосознанна, ее можно идентифицировать только через ее проявления в проекциях, по которым ее становление можно проследить вплоть до институтов, из которых она возникла. Эта группа, соответственно, в наименьшей степени подвержена изменениям, разве только через институты, благодаря которым

она появилась. Все другие системы требуют обоснования путем эмпирического подтверждения. Группа 5 подлежит прямой демонстрации; другие группы удерживаются на месте с помощью цепи рационализаций, типичной из которых является следующая. Коренной житель Алора говорит нам, что его младший брат заболел и ему дают соответствующее лекарство. Мальчик не выздоравливает. Его отец, пророк, говорит, что мальчик не выздоравливает, потому что из очага была украдена пара рогов карабао 13. Рога карабао возвращаются, и мальчик выздоравливает. Это закрытая система рационализаций, которую нельзя поколебать. Если мальчик не выздоравливает после возвращения рогов, приводится какое-либо другое объяснение. Подобные рационализации отстаиваются туземцами с поразительным упорством. Самой частой рационализацией является такая: «все было сделано правильно, но было слишком поздно». Таким образом, сама система не подвергается сомнению. Почему же эти системы держатся на таких слабых доказательствах своей эффективности? Потому что их невозможно быстро ликвидировать и потому что плохая система позволяет лучше противостоять тревогам и опасениям, чем никакая система. Подобные системы представляют собой порочный круг.

Стабильность и способность этих систем (с 1 по 5) к изменению показана в порядке их расположения. Мы расположили их так в попытке оценить, насколько они способны к распространению. Легче всего перенимаются системы реальности, сформированные чисто эмпирическим путем, а также образцы поведения, практичность которых очевидна. В наименьшей степени способны к изменениям те системы, которые неосознанны или осознанны лишь в части, а другая их часть определяется глубоко спрятанными эмоциональными побуждениями.

Системы реальности и конфигурации культуры

При рассмотрении различных направлений и школ в психологии мы сделали вывод, что нашим задачам в наибольшей степени соответствует психоанализ, поскольку он вы-

являет законы, управляющие умственными процессами, которые другие психологические школы объяснить не могут. Большое внимание было уделено необходимости производить анализ начиная с самого раннего детства, поскольку только с помощью такого «генетического» подхода можно проследить становление интегрированных систем. Особое внимание мы уделили выяснению происхождения тех систем, которые мы назвали проективными, в противовес системам, которые были усвоены в процессе прямого обучения, на рациональном уровне. В каждом рассмотренном нами обществе мы обнаружили свидетельства этих двух систем. Системы реальности, сформировавшиеся эмпирическим путем, мы обнаружили в производстве орудий труда, сельскохозяйственных знаниях и др.; проективные системы - в религии, фольклоре и др.

Эти два типа умственной деятельности различаются в соответствии с различными типами жизненного опыта. Разница между ними заключается не в том, что в одном присутствует эмоциональная сторона, а в другом нет. И в том и в другом типе умственной деятельности содержится эмоциональный компонент. Двигателем рационального мышления является любопытство, а его целью - достижение мастерства в создании полезных вещей. Эмоциональный компонент проективного мышления заключается во всех тех аффектах, которыми сопровождаются человеческие отношения. Проективные системы формируются не на основе каких-то природных закономерностей, а под влиянием обычаев данного общества, которые окружают ребенка с самого его рождения. Отсюда наш интерес к самому раннему периоду жизни человека. Опыт этого раннего периода жизни не остается в сознании, он остается в устойчивых способах восприятия, аффектах, психосоматических реакциях и поведении. Особенностью этих проективных систем является то, что они способны распространяться, проецироваться на ситуации, которые не имеют никакого сходства с ситуациями, в которых эти системы родились. Это можно назвать символическим распространением. Проективные системы формируются под влиянием стремления к удовольствию, к избежанию боли, к практической выгоде. Проективные системы основы-

ваются не на врожденных качествах личности, а на травматическом жизненном опыте. Проективные системы - это своего рода отростки, образовавшиеся из ядра травматического опыта в процессе становления личности. Подобно тому как в структуре характера отдельной личности имеются эти проективные системы, также они есть и в базовой структуре личности в любой культуре. Чем меньше негативного опыта в процессе созревания личности, тем проще его проективная система. Именно эти системы дали повод сетовать на «иррациональные» факторы, действующие в обществе. Их цель заключается в адаптации личности, в смягчении негативного воздействия болезненных ситуаций на человека.

Взаимосвязь между этими двумя системами не простая 14. В младенчестве они связаны в точке материнской заботы. Хороший уход развивает у ребенка предприимчивость и уверенность в себе, он дает волю своей любознательности и манипулятивным способностям. Слишком большая зависимость от матери парализует развитие любознательности и манипулятивных способностей. Нередко можно встретить характеры с сильными патологиями, но с блестящим интеллектом, однако этот интеллект безуспешно пытается решить проблемы адаптации, в которых замешаны проективные системы. Однако следы этой попытки остаются в патологических симптомах. Среди примитивных народов не всегда случается так, что если ребенок получает хорошую заботу, он обязательно будет активным и предприимчивым. Очевидно, здесь действуют и другие факторы. Эти две системы можно представить так.

Схематическое изображение проективных систем

Отдельные случаи из жизненного опыта (ядра опыта), которые определяют апперцепции и эмоционально направленные интересы, например наказание за проступок.

Абстракция и обобщение:

«Если я буду слушаться, мне не будут причинять боль».

Проекция и систематизация:

«Я болен, значит я провинился».

Рационализация = идеология = система для преодоления дискомфортных ситуаций:

«Есть высшее существо, которое следит за моим поведением. Оно всемогуще, всезнающе и т. д. Если я поступлю неправильно, я буду наказан. Если я испытаю боль, я буду прощен».

Поскольку эта система принимается как реальность, для ее «подтверждения», модификации или реализации можно придумать любое количество рациональных систем.

Схематическое изображение рациональных систем:

Восприятие органами чувств и моторными координациями = значение = полезность.

Цель = использовать, избегать, разрушить.

Отношение к объекту = интерес, любопытство, систематизация =

= знание = наука.

Никакой проективный механизм не используется, никакого подавления не требуется для коррекции; никакие социальные препятствия на пути не стоят (они были в Средние века).

Проективные и рациональные системы служат основой для конфигураций культур или структуры общественных институтов. Сейчас нас интересуют не столько морфологические аспекты структур общественных институтов, сколько вопросы динамики общественных изменений и общественной стабильности. Во всех обществах есть своя институциональная структура, основанная как на проективных, так и на рациональных системах; ни в одном обществе не может быть доминирующей системы, которая бы вытеснила вторую. Однако для стабильности или изменчивости культуры имеет важное значение, к какой системе повернуты общественные институты.

Более того, в практическом мышлении каждый член каждого общества использует мыслительный механизм, который складывается из проективного и рационального компонентов, то есть рационализация. Под этим термином понимается серия логических или «разумных» доводов, которые поддерживают неосознанные мотивы, побуждения или интересы. Наиболее сложные формы рационализации содержатся в общественных идеологиях.

Если мы обратимся к культуре, подобной Танале, где доминируют проективные системы, мы обнаружим, что эти системы определяют суть внешнего мира, личную судьбу человека, суть сверхъестественных существ и способы общения с ними. Все эти системы появились из созвездий, сформированных в связи с обучением, которое началось в младенчестве и непрерывно продолжалось в течение жизни. Это психологическое определение анимизма, этот термин на практике был сужен для обозначения проекции человеческих качеств на неодушевленные объекты. Данный феномен является самим наивным выражением тенденции человека к проецированию, но ни в коем случае не единственной формой ее проявления.

Важность проективных систем заключается в том, что они возникают из реального опыта. Почему народ Танала полагает, что никакое лекарство не будет действенным, если его употребление не сопроводить каким-либо обязательным ритуалом? Потому что их жизненный опыт привел их к убеждению, что все хорошие события происходят после повиновения какому-либо приказанию. Это созвездие начинает формироваться у них начиная с 6-месячного возраста, когда от детей ждут, что они прекратят писаться, и бьют, если так не происходит, и продолжает формироваться в период обучения другим дисциплинам в детском и юношеском возрасте. Это приводит к тому, что какие-то выводы, сделанные из какого-то частного случая, начинают распространяться на всю окружающую реальность и оценка и реакция на эту реальность основываются на боязни перед болью и послушании. Такая схема не только не может дать истинного представления о мире, но и препятствует формированию какого-либо другого представления. В этой культуре послушание действительно вознаграждается в виде покоя и безопасности. Это ядерное созвездие, логический вывод, формирует неосознанную базу, из которой может возникать любое количество проективных систем; таким образом, это становится частью их здравого смысла; ожидание того, что явления в окружающем мире будут происходить по тем же законам, нельзя назвать нелогичным, но это ожидание не следствие рационального вывода. Народ Танала

также строго верит в судьбу, которую в определенной степени можно изменять при помощи магии. Эта мысль, которая выглядит как чистая «идеология», также получена из жизненного опыта. Авторитет отца в этом обществе абсолютен, и в семье от этого никуда не уйдешь. Такое положение настолько закреплено в этом обществе, что всякий, кто бросит вызов авторитету отца, фактически станет изгоем. Однако отношение между верой в судьбу и общественной практикой, из которой эта вера возникла, абсолютно не осознано. У алор-сцев 15 же такой веры нет, их жизненный опыт не приводит к возникновению такой идеи. Другими словами, идеологии примитивных народов - это обобщение и абстракция реального жизненного опыта, а не продукт свободной фантазии. Если эти идеологии кажутся нам чистым вымыслом, то это потому, что мы не знаем источника, из которого они произошли.

Есть еще один важный вывод из этих рассуждений о Танале. Люди в этом обществе, с их особым здравым смыслом, приспособлены к жизни при определенных общественных институтах и определенном типе экономики, применяющей особые технологии в соответствии с окружающей средой - сухую культивацию риса. Когда истощение джунглей потребовало отказаться от сухой культивации и перейти к влажной культивации риса, это привело ко многим неприятным последствиям. Впервые начались ссоры и столкновения из-за плодородных участков, прежняя организация семьи была разрушена, а прежнее общинное владение землей уступило место частному владению. Поскольку люди морально не были готовы к этим новым условиям, в обществе резко повысились беспокойные настроения, возникли взаимное соперничество и вражда, вырос интерес к черной магии, возросло число истерических заболеваний, что было результатом отсутствия адаптивных механизмов, отвечающих новым реальностям.

Исходя из опыта народа Танала, мы можем сделать вывод, что в культурах, в которых внешний мир воспринимается через призму проективных систем, способность к адекватной реакции на перемены достаточно ограничена. Если к окружающей реальности относиться по аналогии «властный отец - по-

слушный сын», то возможность воздействовать на эту реальность будет ограничена. Когда власть отца заканчивается, как случилось с Танала, это приводит только к дезорганизации, агрессии и панике. Человек, который воспринимает окружающий мир с позиции подчиненности и покорности, не может иметь чувство ответственности за свою судьбу и соответственно не может проявить тех способностей к воздействию на мир, которые у него есть. Требовательность и жестокость суперэго не являются заменой ответственности за себя. Все страдания, которым человек подвергает себя по требованию суперэго, не имеют отношения ни к внешнему миру, ни к проблемам в общественном порядке.

Еще одним примером закономерности, выявленной в обществе Танала, является средневековая космология. Томизм - это концепция мира, которая основана на том же принципе, как и в Танала: всемогущий отец, чьи повеления реализуются в законах природы. Здесь, однако, присутствует новый фактор, которого нет в космологии Танала, - концепция законов природы. Однако эти законы находятся под контролем Бога. Такое представление складывается из двух элементов: эмпирическая система реальности - законы природы и проективная система; однако здесь эмпирическая система находится под влиянием проективной системы. Это можно назвать компромиссом. Если законы природы - это всего лишь одно из проявлений божественной воли, отношение человека к этим законам не изменяется. Здесь не возникает мотива к использованию законов природы для нужд человека, также как не возникает и чувства ответственности за свою судьбу. Покуда законы природы являются лишь одним из проявлений божественной воли, безопасность человека достигается не воздействием на окружающий мир, а подчинением божественной воле.

Когда законы природы были очищены от зависимости от божественной воли - судьбы Галилея, Декарта или Паскаля свидетельствуют о том, как нелегко это было, - это должно было, как представляется, изменить представление человека о себе, его отношении к Богу и окружающему миру. Под воздействием этих изменений человек должен почувствовать себя

ответственным за свою судьбу и свободным в проявлении своих познавательных способностей. Вместе с этим должен произойти пересмотр отношения к Богу и места суперэго или механизма сознания. Все эти изменения должны были вызвать социальные перемены. Однако из всего этого не следует с необходимостью, что законы природы начали распространяться и на общество. Однако общественный строй должен был отреагировать на новую интерпретацию окружающего мира и его законов.

<...> Общественный строй и его институты являются источником всех проективных систем, и когда концепция окружающего мира основывается на этом источнике, мы вряд ли сможем использовать ее для критики самого же этого источника. Это все равно, что пытаться поднять себя за подтяжки. Единственный выход, таким образом, заключается в том, чтобы подвергнуть общественный строй той же критике, которая уже с таким успехом применялась по отношению к внешнему миру. Только это сможет означать победу научного метода над проективным.

Тот факт, что общество, в котором доминируют проективные системы, плохо способно к адаптации к изменяющимся условиям, достаточно подтверждается контрастами, обнаруженными в культурах, описанных в этой книге. <...> Если у общества имеется развитая проективная система, возникает сильный соблазн добиться адаптации этого общества к чему-либо путем изменений в проективной системе общества, в проективной картине окружающего мира. Обычно это бывает не более эффективным, чем для пациента, у которого фобия перед метро, пересесть на автобус; это не устранит фобию, и все те факторы, которые эту фобию вызывают, останутся нетронутыми. Такие адаптивные маневры встречаются в истории западного общества в изобилии. В некоторых областях введение христианства первоначально было таким маневром. Оно изменило проективную систему, но оставило общественные реальности, которые эту систему сформировали, также как и культ Осириса оставил страдания крестьян без изменений, пообещав им блага после смерти. Короче, адаптация затрудняется из-за того, что иллюзорная компенсация за страдания закрывает собой реальный мир. Фантастичес-

кая проективная картина мира скрывает общественную реальность, до которой нельзя добраться, потому что объектом внимания становится эта фантастическая картина, которую принимают за реальность.

Вопрос о том, какие из этих умственных процессов превалируют, является важнейшей главой в истории западного общества. В общем можно сказать, что начиная с эпохи Ренессанса проективные системы западного общества сильно изменились по сравнению со временем раннего христианства. Почему этот фактор является таким важным? Изменения в жизни западного человека заключаются не только в более точных знаниях об окружающем мире. Рост научных знаний о мире вызвал большие изменения в базовой структуре личности западного человека. Это дало начало новому представлению человека о себе и

об окружающем мире. Эту новую концепцию нельзя охарактеризовать в терминах одной лишь свободы; она заставила человека почувствовать большую ответственность за свое благосостояние и по-новому определить это благосостояние и таким образом определить новые общественные и личные цели. История этих перемен, конечно, имела и комичные, и трагичные аспекты. Эти перемены не только изменили отношение человека к религиозным вопросам; благодаря поддержке и продвижению меркантилизма и промышленного производства эти изменения косвенно способствовали последующей ликвидации феодализма и укреплению буржуазии со всеми положительными и отрицательными последствиями этого события. Однако все это были косвенные последствия. Самым важным результатом этих перемен было изменение всей системы суперэго. Это не были спланированные перемены, это была бессознательно систематизированная последовательность перемен.

<...> То, что мы говорили о проективных системах, можно сказать и об истории общественных идеологий. Однако, изучая общественные идеологии, мы уже не имеем дело с непосредственным продуктом проекции, а скорее, с рациональной системой, за которой стоят неосознанные побуждения. Чем меньше в идеологии будет неосознанных побуждений, тем выше будет ее ценность и тем больше в ней будет научности. <...>

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Текст взят из книги: Kardiner A. The psychological frontiers of society. - N. Y. : Columbia University Press, 1945. - P. 1-80.

2 Текст печатается с незначительными сокращениями. Перевод А.В. Парфенова. Комментарии, редакция Т.А. Фолиевой, Л.И. Ворожейкиной.

3 Танала («живущие в лесах») - племя малагасийцев, населяют горный район острова Мадагаскар (в западной части Индийского океана, у восточного побережья Африки). Выделяют две группы в этом племени - северные танала-менабе, испытавшие влияние мерны, и южные танала-икунгу, более самобытные. Занимаются подсечно-огневым земледелием по системе тави (рис, маниока).

4 Алор - это остров к востоку от небольшого архипелага Солор-Алор, расположен в Юго-Восточной Азии. Принадлежит Индонезии.

5 Линтон Ральф (1893-1953) - американский этнограф, культурный антрополог, исследовал отношения индивида и общества, культурные основания в поведении личности. Основные сочинения: The study of Man. An Introduction. - N. Y., 1936,The Individual and His Society. - Cambridge (Mass), 1939; The Tree of Culture. - Chic, 1955.

6 На семинаре в Колумбийском университете. (Примечания 6, 7, 8, 9, 12 и 14 взяты из источника. -Ред.).

7 Маркизские острова, Танала, Команчи, Помо, Алорцы, Навахо, Плейнвилль, Тапирапе, Сикхи и Оджибве.

8 Недавно попытку объяснить социальную динамику на основе процессов прямого обучения предпринял Дж. В. М. Уайтинг (J. W. M. Whiting) в своей работе «О формировании Квомы» (On Becoming a Kwoma). - Нью-Хейвен : Изд-во Йель. ун-та, 1942. Предпринятый им подход мог бы быть верен, если бы человек не интегрировал опыт. Метод Уайтинга, таким образом, создает одностороннюю картину умственных процессов, на основе которой нельзя сформулировать правильного представления о статике и динамике общества.

9 Здесь можно привести замечание доктора Роберта К. Мертона: «Конечно, не только проективные системы поляризуют системы реальности. Жизненный опыт, неодинаковый у разных социальных классов, также может оказать влияние на восприятие некоторых идей, делая их «бессмысленными» и «неприемлемыми». В частности, вера в искупление грехов через страдания не получит распространения у высших слоев общества, однако будет быстро принята низшими слоями того же общества. Также можно показать, что определенные общественные, экономические или научные взгляды в одно время распространяются быстро, а в другое - медленно, потому что они совместимы или нет с обобщенным личным опытом определенных кругов общества. Например, в отношении физиков 17 века я обнаружил, что пуританская проективная система имела явное отборочное влияние на национальный состав сообщества физиков: из числа пуритан физиков было очень мало...» (личное общение).

10 Помо («рото-рота» - «те, кто живут у дыры с красной землей») - коренной народ в Северной Америке, 7 родственных индейских народов группы хока в США.

11 Навахо (дене, дине) - коренной народ в Северной Америке.

12 Включать сюда системы табу предложил доктор Линтон.

13 Карабао (лат. Bubalus bubalis) - крупный рогатый скот, водяной буйвол, вид из рода азиатских буйволов.

14 Есть еще один момент, о котором необходимо упомянуть, говоря о проективных и рациональных системах. Это то, что между логическими или мыслительными процессами в этих двух системах разницы нет. Разница между ними заключается, скорее, в объекте, к которому эти мыслительные процессы относятся.

15 Алорцы (самоназвание - оранг-алор) - народ в Индонезии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.