Научная статья на тему 'Психологические факторы управления самостоятельной работой студентов высших учебных заведений'

Психологические факторы управления самостоятельной работой студентов высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / учебная деятельность / учение / саморегуляция / autonomous learning / students’ educational activity / teaching / self-regulation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковтун Ирина Нико

Статья посвящена психологическим аспектам организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений. В ней обосновываются характеристики самостоятельной работы как вида учебной деятельности, анализируется сущность понятия «саморегуляция» как одного из важнейших психологических детерминантов самостоятельной учебной деятельности студентов. Определяется роль саморегуляции в процессе управления самостоятельной работой студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATIONAL STUDENTS DURING THE AUTONOMOUS LEARNING

The article is devoted to psychological aspects in organization of students autonomous learning at higher educational institutions. It grounds the characteristics of autonomous learning as a learning activity. The author analyzes the essence of the concept «self-regulation» as one of the most important psychological determinants of students autonomous learning activity. The article defines the role of self-regulation in the process of management during the students autonomous learning.

Текст научной работы на тему «Психологические факторы управления самостоятельной работой студентов высших учебных заведений»

УДК 378. 147+811.161.2

Ковтун Ирина Николаевна

Старший преподаватель кафедры «Журналистика и славянская филология», Гуманитарно-педагогический институт, Севастопольский государственный университет, Российская Федерация, Севастополь, е-mail: ren-g2v@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЙ

Статья посвящена психологическим аспектам организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений. В ней обосновываются характеристики самостоятельной работы как вида учебной деятельности, анализируется сущность понятия «саморегуляция» как одного из важнейших психологических детерминантов самостоятельной учебной деятельности студентов. Определяется роль саморегуляции в процессе управления самостоятельной работой студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа, учебная деятельность, учение, саморегуляция.

Irina N. Kovtun

Senior lecturer of the Department «Journalism and Slavic Philology», Humanitarian and Pedagogical Institute, Sevastopol State University

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATIONAL STUDENTS DURING THE AUTONOMOUS LEARNING

Abstract. The article is devoted to psychological aspects in organization of students autonomous learning at higher educational institutions. It grounds the characteristics of autonomous learning as a learning activity. The author analyzes the essence of the concept «self-regulation» as one of the most important psychological determinants of students autonomous learning activity. The article defines the role of self-regulation in the process of management during the students autonomous learning.

Key words: autonomous learning, students' educational activity, teaching, self-regulation.

Для цитирования:

Ковтун И. Н. Психологические факторы управления самостоятельной работой студентов высших учебных заведений / / Гуманитарная парадигма. 2017. № 3. С. 78-82.

78

Компетентностная парадигма образовательного процесса в высшей школе России изменила подходы к организации обучения и ещё более усилила роль самостоятельной работы при подготовке специалистов разных отраслей. В связи с этим на современном этапе преобразований актуализируются вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы студентов, управления ею в процессе профессионального становления будущего специалиста. Среди многочисленных проблем, требующих незамедлительного решения, находятся и вопросы, касающиеся определения психологических факторов, влияющих на эффективность обучения студентов-высших учебных заведений в процессе самостоятельной работы.

Основы этой проблемы освещены в работах отечественных и зарубежных учёных К. А. Альбухановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, Г. П. Балла, Д. Б. Богоявленского, А. А. Бодалёва, Л. С. Выготского, Ю. Н. Кулюткина, А. Н. Леонтьева, Й. Ломпшера, А. К. Марковой, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана и других. Несмотря на обстоятельность раскрытия исследователями индивидуальных и групповых психических явлений, их сущности, закономерностей развития и формирования в деятельности и поведении личности, вопросы, касающиеся взаимосвязи определённых психологических детерминантов и самостоятельной работы студентов, еще требуют дополнительного изучения.

В системе высших учебных заведений самостоятельную работу принято делить на учебную, научную и социальную. Все эти виды самостоятельной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены, но, безусловно, центральное место среди них принадлежит учебной самостоятельной деятельности. Сущность её, по мнению И. Зимней, заключается в «деятельности субъекта по овладению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку» [3, с. 192].

Учитывая компетентное мнение учёных (К. А. Альбухановой-Славской, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Ю. Н. Кулюткина, Н. Ф. Талызиной и др.) относительно особенностей обучения как деятельности, можно утверждать, самостоятельной работе присущи такие же характеристики, как и любой другой деятельности: предметность, социальная природа, субъектность, активность, целеустремлённость, продуктивность. Предметность самостоятельной работы студентов заключается в том, что она направлена на преобразование знаний самих обучающихся за счёт усвоение общественного опыта, в первую очередь, в сфере профессиональных дисциплин, в котором зафиксированы теоретические знания и «общественно выработанные способы действия с ним» [5, с. 38].

Социальная природа самостоятельной работы имеет несколько вариантов проявления. Во-первых, знания являются общественно-историческим достоянием, оно накапливалось человечеством на протяжении длительного исторического развития общества и передавалось из поколения в поколение. Во-вторых, усвоение знаний и овладение способами действия с ним происходит в социальной среде, в период обучения в вузе и под руководством (хоть и косвенным) преподавателя.

Субъектность самостоятельной работы связана с психологической природой обучения как деятельности. В процессе самостоятельной работы между ее участниками устанавливаются субъект-субъектные отношения. Преподаватель, выступая субъектом деятельности, создаёт учебную ситуацию, «пространство деятельности» (в терминах К. А. Альбухановой-Славской), в котором студент как субъект деятельности направляет систему своих волевых, интеллектуальных качеств на овладение соответствующими знаниями, умениями, навыками, профессионально необходимыми способами деятельности.

По утверждению учёных [1; 2; 3], в процессе самостоятельной работы студенты выполняют специфическую деятельность — учение, которое заключается в контролируемом усвоении когнитивного и социально-профессионального опыта (прежде всего в виде интеллектуальных операций и теоретических понятий), овладении способами предметных и познавательных действий. Учение, выражается в двух планах: внешней и внутренней активности, каждая из которых состоит из отдельных действий. Внешняя гностическая деятельность характеризуется наличием в ней физических действий, в их состав входят предметно-познавательные действия (измерение, вычисление и т. п.), перцептивные действия (рассматривание, наблюдение, слушание), символические действия (указание, высказывание). Внутренняя представляет собой особую гностическую деятельность, направленную на познание, сбор и переработку информации. Она предполагает единство перцептивных, мыслительных и мнемических действий, которые недоступны наблюдению извне. Внешняя и внутренняя деятельность преобладает на определённом этапе развития личности и играет свою роль в становлении психики человека. Для эффективности обучения, а следовательно, и самостоятельной работы, важно, чтобы студент осознал себя как субъект деятельности, взял на себя ответственность за своё обучение и профессиональный рост и начал сам сознательно управлять этим процессом.

Как справедливо указывают учёные [1; 2], самостоятельная работа как специфический вид деятельности становится возможной лишь на определённой ступени развития психики человека, когда последний становится способным регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Психологическую основу управления самостоятельной

работой составляет саморегуляция. Рассмотрев работы А. И. Захарова, О. А. Конопкина, В. И. Моросановой, Г. С. Никифорова, А. К. Осницкого и др., посвящённые исследованию саморегуляции человека в различных видах деятельности, можем утверждать, что её трактуют как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека, который обеспечивает порядок и планомерность деятельности, обусловливает последовательное движение студента на всех этапах учебной деятельности. Саморегуляция студента заключается в умении выступать для самого себя и объектом управления, и субъектом, который планирует, организует и контролирует свои исполнительные действия. По утверждению Ю. Н. Кулюткина, саморегуляция находит своё выражение в позиции «Я— учитель», что предполагает переход от внешнего управления учебной деятельностью к внутреннему, когда студент самостоятельно ставит цель, ищет пути её реализации, обосновывает свои действия, определяет показатели контроля и оценки. Чтобы самостоятельно управлять своей учебной деятельностью студент должен усвоить функции преподавателя и направить их на себя, научиться конструктивно и творчески взаимодействовать с учебной средой, брать ответственность за процесс и результат обучения.

Саморегуляция как психологическое образование имеет свою структуру, которая одинаково проявляется в различных видах деятельности, в том числе и в самостоятельной работе. Как свидетельствует анализ научных исследований [2; 5], структура саморегуляции состоит из следующих компонентов: осознание целей деятельности, моделирование значимых условий, программы действий, оценка результатов и их коррекция.

В процессе самостоятельной работы каждый компонент саморегуляции выполняет свою роль в целеполагании и выполнении запланированных действий, что позволяет студентам оставаться субъектом учебной деятельности - управлять ею, рефлексировать и оценивать ее, накапливать эффективный опыт, конструктивно и творчески взаимодействовать с образовательной средой и другими субъектами учебной деятельности, брать на себя ответственность за её процесс и результат.

Уровень саморегуляции зависит от опыта включения в учебную деятельность, этапа обучения, индивидуально-психологических особенностей студента как субъекта деятельности, его мотивации, самооценки, целеполагания, ценностных ориентаций, интересов, установок, темперамента и эмоциональной стабильности, локуса контроля. Для эффективности самостоятельной работы важно учитывать индивидуальные особенности саморегуляции, уровень развития её отдельных элементов. Зная определённые недостатки саморегуляции того или иного студента, преподаватель имеет возможность осуществить коррекцию его учебной

деятельности и достичь в процессе самостоятельной работы желаемых результатов.

Сказанное позволяет сделать вывод: эффективность управления самостоятельной работой студентов высших учебных заведений в значительной степени зависит от его индивидуально-психологических и личностных свойств. Среди них существенную роль играет саморегуляция студента. Она помогает обучающемуся целенаправленно смоделировать свою учебную деятельность, то есть определить программу своих действий и мобилизовать психологический потенциал для её реализации. От уровня психологической детерминации зависит ход самостоятельной работы как вида учебной деятельности, правильность установки взаимосвязи между её структурными элементами. Дальнейшего исследования требуют вопросы определения уровня саморегуляции студентов высших учебных заведений в процессе самостоятельной работы и поиска путей совершенствования.

Литература

1. Валеева Н. Ш., Гончарук Н. П. Психология и культура умственного труда : учеб. пособ. для студентов вузов. М. : Кнорус, 2004. 236 с.

2. Дьяченко М. И., Кандыбович, Л. А., Кандыбович С. Л. Психология высшей школы. Минск : Харвест, 2006. 416 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М. : Логос, 2000. 384 с.

4. Кулюткин Ю. Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СамГПУ, 2002. 400 с.

5. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений М. : Академия, 2001. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.