Научная статья на тему 'Психологические факторы удовлетворенности жизнью'

Психологические факторы удовлетворенности жизнью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4827
587
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / СЧАСТЬЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ / VALUE / HAPPINESS / LIFE SATISFACTION / PSYCHOLOGICAL FACTORS OF LIFE SATISFACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рахимгараева Резеда Мунавировна

В статье рассматривается проблема удовлетворенности студенческой молодежи жизнью. Показаны психологические факторы, обуславливающие разные уровни удовлетворенности жизнью, которые были получены эмпирическим исследованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the problems of youth students' life satisfaction. The psychological factors, which were gotten by empirical research, are shown.

Текст научной работы на тему «Психологические факторы удовлетворенности жизнью»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ

ЖИЗНЬЮ

Р. М. Рахимгараева

В статье рассматривается проблема удовлетворенности студенческой молодежи жизнью. Показаны психологические факторы, обуславливающие разные уровни удовлетворенности жизнью, которые были получены эмпирическим исследованием.

Ключевые слова: ценность, счастье, удовлетворенность жизнью, психологические факторы удовлетворенности жизнью.

The article shows the problems of youth students ’ life satisfaction. The psychological factors, which were gotten by empirical research, are shown.

Key words: value, happiness, life satisfaction, psychological factors of life

satisfaction.

Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытовой, экономический, политический. Эти переживания выступают значимым фактором не только состояния индивидуального сознания, но в сумме, и состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе.

Постоянная, полная и обоснованная удовлетвореность человека своей жизнью, ее условиями, наполненностью, достигаемым в ней раскрытием человеческих возможностей выступает в современном понимании в качестве идеала счастья.

Счастье по сути дела - междисциплинарный феномен. В историконаучной перспективе психология развивалась в контексте философского знания, где проблемы счастья нашли свое отражение в противоборстве двух основных этико-психологических концепций счастья - гедонизма

и эвдемонизма. В первой концепции наслаждение рассматривается как «высшая цель и главный стимул человеческого поведения» [2, с.103], а вторая признает «стремление к счастью критерием нравственности и основой поведения человека» [4, с. 582]. Индивидуально-психологически счастье предстает как переживание удовлетворенности жизнью, полноты бытия.

В различных исследованиях изучаются компоненты счастья и удовлетворенности жизнью. Например, в работе Л. В. Куликова [3] выделены главные составляющие субъективного благополучия: физическое (телесное); материальное; психологическое (душевный комфорт); духовное.

М. Аргайл [1], анализируя различные исследования счастья, значимыми источниками его называет социальные взаимоотношения (любовь, брак, дружбу), работу и досуг, религиозность и др.

В нашей работе мы попытались выявить объективно-субъективные

факторы удовлетворенности жизнью. Для исследования удовлетворенности жизнью мы основывались на теории оптимизации Р. Х. Шакурова [5], в которой подчеркивается, что в наиболее генерализованной, глобальной форме смыслом жизни каждого является счастье. На психологическом уровне эта общая, генеральная потребность проявляется в четырех формах - стремлениях: 1) к экономии ресурсов, к удовлетворению потребностей с наименьшей тратой времени, энергии и средств; 2) к динамизации своей жизни, тяге к разнообразию впечатлений, движений, деятельности; 3) к ценностному восхождению, к удовлетворению своих потребностей на все более высоком уровне; 4) к закреплению, стабилизации жизни.

Проявляться данные стремления могут в разных сферах жизни (профессиональная, образование, любовь, семья, друзья, увлечения) и по отношению к разным ценностям (социальные контакты, материальное положение, саморазвитие, признание окружающих, здоровье).

Цель настоящей статьи - показать психологические факторы, обуславливающие разные уровни удовлетворенности жизнью студенчеством в их профессиональном становлении, полученные эмпирическим исследованием.

Исследовано 840 студентов, из них: 559 студентов очного отделения и 281 студент заочного отделения Казанского государственного технологического университета, Казанского государственного техническог университета им. А. Н. Туполева, Татар-

ского государственного гуманитарно-педагогического университета, и в том числе 524 девушки и 316 юношей в возрасте от 17 до 35 лет.

Для исследования удовлетворенности жизнью мы использовали «Тест диагностики удовлетворенности жизнью» А. Б. Белоусовой (ТДУЖ), который построен на основе рассмотренной выше концепции Р. Х. Шакурова.

Статистический анализ проведен с использованием программного пакета <^ТАТКТ1СА». Каждая из исследуемых групп - студенты очного и заочного отделений были разделены методом кластерного анализа на пять подгрупп по уровням удовлетворенности жизнью. Методом факторного анализа, в каждой из выделенных подгрупп были выявлены скрытые от непосредственного наблюдения факторы. Всем факторам, полученным на выборке студентов очного отделения, мы присвоили букву «О» (очное отделение), а факторам, полученным на выборке студентов заочного отделения, присвоили букву «З» (заочное отделение) (таб.1).

Таким образом, для студентов очного отделения удовлетворенность на очень высоком уровне связана с чувством социальной востребованности. У студентов этой подгруппы общий оптимистичный жизненный настрой, они стремятся к достижениям в социальной сфере, связанной с многочисленными коммуникативными контактами (например, участие в студенческом активе); добиваются учебных успехов, затрачивая адекватные их возможностям усилия, без больших энергетических, психоло-

Высокий уровень Очень высокий уровень Уровень

Таблица 1

Факторы удовлетворенности жизнью

Л р 1 -е Очное отделение Заочное отделение

Название фактора Обобщенный фактор Название фактора Обобщенный фактор

р о 12 св © О-1.1. - «социальные достижения» факторный вес - 2,26; факт. нагрузка - 4,12% Чувство социальной востребо- ванности кумулятивный вес - 5,60; кумулятивная факт. нагрузка - 35,04% З-1.1. - «стремление к радости» факторный вес - 2,97; факт. нагрузка - 19,79% Стремление к самореализации кумулятивный вес 7,27; кумулятивная факт. нагрузка - 48,44%

Фактор 2 О-1.2. - «экономический фактор» факторный вес - 1,74; факт. нагрузка - 10,89% З-1.2. - «самореализация в близких отношениях» факторный вес - 2,36; факт. нагрузка - 15,75%

ГО р о отк а Фа О-1.3. - «стремление к самореализации» факторный вес - 1,60; факт. нагрузка - 10,03% 3-1.3. - «стремление к независимости, самостоятельности» факторный вес - 1,93; факт. нагрузка - 12,89%

р о отк а Фа О-2.1. - «профессиональные перспективы» факторный вес - 2,08; факт. нагрузка - 13,01% Професси- ональная компетент- ность кумулятивный вес 5,25; кумулятивная факт. нагрузка - 32,79% 3-2.1. - «стремление к впечатлениям» факторный вес - 2,62; факт. нагрузка - 17,47% Стремление к приобретению статуса (социальные достижения) кумулятивный вес 6,31; кумулятивная факт. нагрузка - 42,07%

2 р о отк а Фа О-2.2. - «стабильность близких отношений» факторный вес - 1,64; факт. нагрузка - 10,23% 3-2.2. - «интеллектуальная компенсация» факторный вес - 1,97; факт. нагрузка - 13,16%

Фактор 3 О-2.3. - «разнообразие социальных отношений» факторный вес - 1,53; факт. нагрузка - 9,54% 3-2.3. - «социальный нигилизм» факторный вес - 1,72; факт. нагрузка - 11,45%

Низкий уровень Средний уровень Уровень

Продолжение табл. 1

Л р 1 -е Название фактора Обобщенный фактор Название фактора Обобщенный фактор

р о 12 св © О-3.1. - «защита по типу ухода» факторный вес - 2,02; факт. нагрузка - 12,65% Чувство социально-экономической стабильности кумулятивный вес 5,15; кумулятивная факт. нагрузка - 32,19% 3-3.1. - «пассивная жизненная позиция» факторный вес - 2,32; факт. нагрузка - 15,49% Избегание ответственности кумулятивный вес 5,74; кумулятивная факт. нагрузка - 38,23%

(Ч р о 12 се © О-3.2. - «конфликт потребностей и возможностей» факторный вес - 1,56; факт. нагрузка - 9,78% 3-3.2. - «профессиональная компенсация» факторный вес - 1,80; факт. нагрузка - 11,98%

со р о 12 се © О-3.3. - «уверенность в родительской поддержке» факторный вес - 1,56; факт. нагрузка - 9,76% 3-3.3. - «стремление к социальной стабильности» факторный вес - 1,61; факт. нагрузка - 10,77%

р о 12 се © О-4.1. - «стремление к самореализации» факторный вес - 2,74; факт. нагрузка - 17,14% Социальная незрелость кумулятивный вес 6,04; кумулятивная факт. нагрузка - 37,79%. 3-4.1. - «конфликт потребностей» факторный вес - 2,40; факт. нагрузка - 16,00% Конфликт жизненных ценностей кумулятивный вес 6,43; кумулятивная факт. нагрузка - 42,90%

СЧ р о 12 се © О-4.2. - «инфантилизм» факторный вес - 1,81; факт. нагрузка - 11,32% 3-4.2. - «стремление к принадлежности, принятию» факторный вес - 2,09; факт. нагрузка - 13,94%

со р о 12 се © О-4.3. - «социальная компенсация» факторный вес - 1,49; факт. нагрузка - 9,33% 3-4.3. - «доминанта физиологических потребностей» факторный вес - 1,94; факт. нагрузка - 12,96%

А

К

©

а

л

а

і

Я:

Название фактора

Обобщенный фактор

Продолжение табл. 1

Название фактора

Обобщенный

фактор

л

и

и

И

о

£

>8

N

И

м

N

И

л

И

и

Гґ

О

&

о

12

св

©

О-5.1. - «компенсация через физическую сферу» (здоровый образ жизни) факторный вес

- 2,80; факт. нагрузка - 17,50%

&

о

12

Л

©

О-5.2. - «потребность в принятии, любви»

факторный вес

- 2,59; факт. нагрузка - 16,21%

&

о

12

Л

©

О-5.3. - «социальная отверженность»

факторный вес

- 1,82; факт. нагрузка - 11,40%

Социальная

невостребо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ван-ность

кумулятивный вес 7,22; кумулятивная факт. нагрузка - 45,10%

З-5.1. - «потребность в полноте, насыщенности жизни»

факторный вес - 3,74; факт. нагрузка - 24,92%

Чувство отверженности

кумулятивный вес 7,14; кумулятивная факт. нагрузка

- 47,62%

З-5.2. - «сублимация» факторный вес - 1,91; факт. нагрузка - 12,72%

3-5.3. - «глубокий пессимизм»

факторный вес - 1,50; факт. нагрузка - 9,99%

гических и интеллектуальных затрат (например, выполняя домашние задания регулярно, но поверхностно, «для галочки» и получая по большинству предметов зачеты и экзамены «автоматом»); активно участвуют в различных студенческих мероприятиях, реализуя свои способности и творческий потенциал. Для достижения социального успеха студенты этой подгруппы могут жертвовать глубокими дружескими, интимными отношениями, т.к. эти отношения требуют много психологических и временных затрат.

В этой же группе удовлетворенность на высоком уровне связана с чувством профессиональной компетентности. Студенты этой подгруппы

относятся к учебе серьезно, получаемые знания для них - профессиональные знания, вклад в будущую профессиональную компетентность; их удовлетворенность жизнью строится на чувстве уверенности в том, что они владеют ситуацией, контролируют жизнь, и в том, что у них есть дружеская поддержка. Стремятся стать менее зависимыми материально от родителей, часто совмещают учебу с работой, выбирая, в основном, профессиональную деятельность социо-номического типа.

Средний уровень удовлетворенности основывается на чувстве социально-экономической стабильности. Эти студенты выбирают в жизни то, что хорошо знакомо, определено,

119

не предполагает неясности и новизны, и с чем можно достаточно легко справиться, прибегая к привычным формам поведения и эмоциональным реакциям. Они заботятся о своем здоровье, прежде всего потому, чтобы быть в нем достаточно уверенными, чтобы оно не подвело. Кроме того, их характеризует внутренний конфликт, связанный с любовными отношениями, когда желания превосходят возможности (например, выбирается партнер, с которым заведомо есть психологическая несовместимость). У этих студентов можно отметить большую зависимость от родителей, так как гарантом стабильности жизнью для них выступает родительская семья.

Низкий уровень удовлетворенности жизнью в группе студентов очного отделения обуславливается социальной незрелостью. Эти студенты хотели бы реализовать себя в соци-ально-одобряемой и оцениваемой деятельности, хотя делают это не очень настойчиво, активно и, с их точки зрения, не очень успешно. Они зависимы от родителей как материально, так и психологически, и эмоционально, недовольны этим, но почти не предпринимают усилий, чтобы стать более самостоятельными. Достаточно снисходительны к себе, позволяя себе отдых, предпочитая проводить свободное время в общении с друзьями.

Очень низкий уровень удовлетворенности жизнью в этой же группе студентов связан с чувством социальной невостребованности. Студентов этой подгруппы, в отличие от студентов подгруппы с очень высоким уров-

нем удовлетворенности, отличает общий пессимистический взгляд на жизнь. Вероятно, они пробуют себя в каких-либо видах спорта или занимаются физкультурой и пробуют вести здоровый образ жизни, чтобы быть социально успешными хотя бы в чем-то. Для них характерно непринятие себя, критичность и самокритичность как вытесненная потребность в любви. Но эта потребность не удовлетворяется, так как им трудно строить как формальные, так и неформальные отношения.

Анализ факторов удовлетворенности жизнью в группе студентов заочного отделения показал, что психологическим фактором удовлетворенности жизнью в подгруппе с результатом очень высокого уровня является стремление к самореализации. Студентам данной подгруппы собственная жизнь кажется успешной. Они оптимистичны, жизнерадостны, считают себя везучими, т. к., по их мнению, часто получают какие-то блага как бы само-собой, без приложения усилий. Во многом их жизнь связана с близкими людьми, проблемы которых становятся их проблемами, часто такие студенты - это «душа компании», они эмпатийны, дружелюбны, внимательны. В то же время им хочется большей самостоятельности, они уверены в своих физических возможностях, в своих способностях брать ответственность и принимать решения.

Высокий уровень удовлетворенности жизнью в данной группе детерминируется стремлением к приобретению статуса, социальным

достижениям. Субъекты социально активны, их жизнь разнообразна, в ней происходят события, дни наполнены впечатлениями, поездками, встречами. Кроме того, студенты этой подгруппы отводят значимое место учебе, относясь к ней достаточно серьезно и ответственно, даже, несмотря на то, что здоровье их иногда может подводить. Учеба не рассматривается ими пока как фундамент будущей профессиональной деятельности, а служит, скорее всего, возможностью быть замеченными, выделиться на общем фоне.

Исследование показало, что средний уровень характеризуется избеганием ответственности. Субъекты этой подгруппы предпочитают «плыть по течению», не прикладывая собственных усилий. Удовлетворенность жизнью поддерживается за счет профессиональной компенсации: эти субъекты стараются быть «чуть лучше» или хотя бы «не хуже других» в учебе и профессиональной деятельности. Такие студенты рассматривают учебу как возможность приобретения необходимых в профессии знаний. Кроме того, учеба для них - некая гарантия социальной стабильности.

Низкий уровень удовлетворенности в данной группе студентов обусловлен наличием конфликта жизненных ценностей. У студентов подгруппы выраженное желание получить многое в жизни, но нет представления о способах действия и опыта достижения целей. Ощущение общей неус-пешности они пытаются компенсировать чувством принадлежности к референтной группе. Сосредоточен-

ность на состоянии здоровья, которое оценивается невысоко, возможно, с одной стороны, попытка найти веское оправдание своей неуспешности, а с другой стороны, - следствие, результат ощущения неудовлетворенности.

Основным психологическим фактором очень низкого уровня удовлетворенности жизнью является чувство отверженности. Студенты данной подгруппы характеризуются внутренним конфликтом, между потребностью в полноте и насыщенности жизни и сублимацией, с одной стороны, а также глубоким пессимизмом, с другой стороны. Пессимизм, отсутствие веры в себя, прежде всего в свои силы, в свой потенциал, а также в поддержку близких, приводят к фрустрации потребности в полноте и насыщенности жизни. И сублимация в данном случае не справляется с функцией защиты, т. к. результат деятельности рассматривается как неуспешный. По-видимому, данный конфликт и приводит к тому, что субъекты не удовлетворены различными сторонами жизни и жизнью вообще. Из вышеизложенного следуют выводы:

1. Установлено, что в группе студентов очного отделения:

- очень высокий и очень низкий уровни удовлетворенности жизнью обуславливает один двухполюсный фактор «чувство социальной востребованности - чувство социальной не-востребованности»;

- подгруппы с высоким и низким уровнем удовлетворенности жизнью также похожи в том, что представителей первой (высокий уровень) можно назвать социально и эмоционально

зрелыми, для которых важна профессиональная компетентность как основной «капитал» в будущей взрослой жизни, а представителей второй (низкий уровень) характеризует социальная незрелость;

- средний уровень удовлетворенности жизнью детерминирован чувством социально-экономической стабильности, когда для человека важнее знакомое и определенное, т. е. то, что уже есть, чем нечто новое, пусть даже и лучшее.

2. Определено, что в группе студентов заочного отделения наблюдается больший разброс результатов. Это связано с тем, что данная группа более разнородна по качественным характеристикам (только возраст сту-дентов-заочников варьирует от 17 до 35 лет), чем группа студентов очного отделения:

- очень высокий уровень удовлетворенности жизнью обуславливается стремлением к самореализации, ощущением легкости жизни. Очень низкий уровень связан с чувством собственной отверженности, неус-пешности;

- высокий уровень удовлетворенности жизнью основывается на стремлении к приобретению социального статуса, на желании быть замеченным и отмеченным; низкий уровень детерминирован конфликтом жизненных

ценностей;

- средний уровень характеризуется жизненной стратегией избегания, пассивным принятием существующего, позволяя субъектам балансировать на грани удовлетворенности

- неудовлетворенности.

3. Выявленные факторы в группе студентов-очников в большей степени связаны с социумом, с представленностью собственносго «Я» вовне, т. е. факторы экстравертной направленности, а факторы в группе сту-дентов-заочников в большей степени связаны с внутренними явлениями, со склонностями к изменению «Я», т. е. факторы интровертной направленности.

Литература:

1. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. / Общ. ред. М. В. Кларина. - М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

2. Атеистический словарь / Абдуса-медовА. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А.; Под общ. ред. М. П. Новикова. - М.: Политиздат, 1985. - 512 с.

3. Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью. Шр://соп8и11 ри. ги/соп1еп1Ме'/101/55/.

4. Словарь иностранных слов. - 18-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1989. - 624 с.

5. Шакуров Р. Х. Эмоция. Личность. Деятельность. (Механизмы психодинамики). - Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.