Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ СЕТЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ СЕТЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / САМОСОЗНАНИЕ / МОТИВЫ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ САМОРАЗВИТИЯ СУБЪКТНОСТИ / ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селезнева Наталья Тихоновна, Белая Анастасия Александровна, Грузинцев Александр Владимирович

Проблема и цель. Повышение эффективности профессиональной подготовки обучающихся решается посредством совершенствования методов форм и средств формирования субъекта профессиональной деятельности, готового успешно решать профессиональные задачи. Статья посвящена проблеме влияния сетевых коммуникаций на личность обучающихся в качестве средства развития способности самообразования и саморазвития личности. Цель статьи - представление результатов анализа научной литературы, результатов эмпирического исследования, позволяющих выделить сущности, характеристики и показатели влияния сетевых коммуникаций на личность в процессе обучения, определение позитивных и негативных тенденций этого влияния в контексте психолого-социального аспекта субъектно-развивающего подхода. Методологическую основу составили труды о личности (К.А. Абульханова), толерантности к неопределенности у преподавателей и студентов (Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов), принятии личностью жизненного решения (А.И. Санников), о жизнеспособности личности (Н.Т. Селезнева, Н.В. Рубленко, Т.Ю. Тодышева), представлении цифрового общества как социокультурного феномена (Г.Н. Сергеева), процессах цифровизации современного образования (В.С. Агапов, А.М. Балыкина), которые позволили определить методологические основы исследования качественного содержания влияния сетевых коммуникаций на личность в процессе обучения. Основанием для выбора методов исследования явилось понимание сложности структуры личности, многогранности ее проявления в реальной действительности и виртуальном пространстве учебно-профессиональной деятельности. Методы исследования. В рамках данного исследования были использованы следующие методики: 1. Опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП» (В.И. Моросанова). 2. Опросник рефлексивности (А.В. Карпов). 3. Опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.А. Синявский, Б.А. Федоришин). 4. Ценностный опросник (Ш. Шварц). 5. Тест «Мотивация достижения успеха» (Т. Элерс). 6. Анкета «Современные социальные ценности» (Н.Т. Селезнева). Результаты исследования позволяют выделить влияние сетевых коммуникаций на рефлексивные, регуляторные, мотивационные механизмы самосознания личности, которые детерминируют саморазвитие личности, продуктивное ее выражение в реальной действительности и виртуальном пространстве. Малопродуктивная реализация личности возможна при отсутствии в ее сознании целостности жизненного пространства. Заключение. Активные пользователи сетевых коммуникаций - молодые люди, обучающиеся в вузах и колледжах, в сознании которых сформированы представления событийности - отношений целостного жизненного пространства. Они проявляют готовность и способность к саморазвитию качественных характеристик, смысложизненных ориентаций, представлений о себе как субъекте жизненной динамики, обладающем свободой выбора, своевременной оценкой жизненных проблемных ситуаций, самоорганизацией при построении учебно-профессиональной деятельности. Пользователи сетевых коммуникаций, которые не выражают субъектности, нуждаются в психологической поддержке на протяжении всего процесса организации учебно-профессиональной деятельности. Авторский вклад заключается в осуществлении теоретического анализа научной литературы, определении и обосновании методов исследования, обработке и анализе результатов влияния сетевых коммуникаций на личность. В процессе эмпирических исследований нами были определены проявления субъектности личности активных пользователей сетевых коммуникаций, если в их сознании сформированы представления событийности - отношений целостного жизненного пространства - и они имеют высокий, умеренный уровни мотива достижения успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FACTORS FOR PERSONALITY USE OF NETWORK COMMUNICATIONS

Statement of the problem. The article is devoted to the problem of the influence of network communications on the personality of students. The purpose of the article is to present the results of the analysis of scientific literature, the results of empirical research, which make it possible to distinguish the entities, characteristics and indicators of the influence of network communications on personality in the learning process, to determine positive and negative trends of this influence in the context of the psychological and social aspect of the subjective-developmental approach. The methodological foundation consists of works on personality (K.A. Abulkhanova), tolerance for ambiguity among teachers and students (T.V. Kornilova, S.D. Smirnov), personal decision-making (A.I. Sannikov), about the viability of an individual (N.T. Selezneva, N.V. Rublenko, T.Yu. Todysheva), representing digital society as a socio-cultural phenomenon (G.N. Sergeeva), processes of digitalization of modern education (V.S. Agapov, A.M. Balykina). This made it possible to determine the methodological foundations of the study on the qualitative content of the influence of network communications on personality in the process of training. The basis for the choice of research methods was understanding of the complexity of the structure of the personality, the multifaceted manifestation of it in real life and virtual space of education environment. Research methods. The following methods were used in this study: 1. Questionnaire on “Style of self-regulation of behavior - SSB” (V.I. Morosanova). 2. Questionnaire of reflexivity (A.V. Karpov). 3. Questionnaire on “Communicative and organizational tendencies” (V.A. Sinyavsky, B.A. Fedorishin). 4. Value questionnaire (S. Schwartz). 5. Test on “Motivation to succeed” (T. Elers). 6. Questionnaire on “Modern social values” (N.T. Selezneva). The results of the study allow us to distinguish the influence of network communications on reflexive, regulatory, motivational mechanisms of personality self-consciousness, which determine the self-development of personality, its productive expression in real life and virtual space. The unproductive realization of the personality is possible in the absence of the integrity of life space in its consciousness. Conclusion. Active users of network communications, young people studying at universities and colleges, in whose consciousness representations of eventuality are formed - the perception of a holistic life space. They show readiness and ability to self-develop qualitative characteristics of meaningful orientations, ideas about themselves, as a subject of life dynamics, having freedom of choice, timely assessment of life problem situations, self-organization in the construction of educational and professional activities. Users of network communications who do not express subjectivity need psychological support throughout the entire process of organizing educational and professional activities. Authors' contribution consists in theoretical analysis of scientific literature, definition and substantiation of research methods, processing and analysis of results of influence of network communications on personality. In the process of empirical research, we have identified manifestations of the subjectivity of the personality of active users of network communications, if consciousness has formed ideas of eventuality - the perception of a holistic life space and they have high or moderate motive levels for achieving success.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ СЕТЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-58-4-302

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ СЕТЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Н.Т. Селезнева (Красноярск, Россия)

А.А. Белая (Красноярск, Россия)

А.В. Грузинцев (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. Повышение эффективности профессиональной подготовки обучающихся решается посредством совершенствования методов форм и средств формирования субъекта профессиональной деятельности, готового успешно решать профессиональные задачи. Статья посвящена проблеме влияния сетевых коммуникаций на личность обучающихся в качестве средства развития способности самообразования и саморазвития личности. Цель статьи - представление результатов анализа научной литературы, результатов эмпирического исследования, позволяющих выделить сущности, характеристики и показатели влияния сетевых коммуникаций на личность в процессе обучения, определение позитивных и негативных тенденций этого влияния в контексте психолого-социального аспекта субъектно-развивающего подхода.

Методологическую основу составили труды о личности (К.А. Абульханова), толерантности к неопределенности у преподавателей и студентов (Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов), принятии личностью жизненного решения (А.И. Санников), о жизнеспособности личности (Н.Т. Селезнева, Н.В. Рубленко, Т.Ю. Тодышева), представлении цифрового общества как социокультурного феномена (Г.Н. Сергеева), процессах цифровизации современного образования (В.С. Агапов, А.М. Балыкина), которые позволили определить методологические основы исследования качественного содержания влияния сетевых коммуникаций на личность в процессе обучения. Основанием для выбора методов исследования явилось понимание сложности структуры личности, многогранности ее проявления в реальной действительности и виртуальном пространстве учебно-профессиональной деятельности.

Методы исследования. В рамках данного исследования были использованы следующие методики: 1. Опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП» (В.И. Моросанова). 2. Опросник рефлексивности (А.В. Карпов). 3. Опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.А. Синявский, Б.А. Федори-шин). 4. Ценностный опросник (Ш. Шварц). 5. Тест «Мотивация достижения успеха» (Т. Элерс). 6. Анкета «Современные социальные ценности» (Н.Т. Селезнева).

Результаты исследования позволяют выделить влияние сетевых коммуникаций на рефлексивные, регу-ляторные, мотивационные механизмы самосознания личности, которые детерминируют саморазвитие личности, продуктивное ее выражение в реальной действительности и виртуальном пространстве. Малопродуктивная реализация личности возможна при отсутствии в ее сознании целостности жизненного пространства.

Заключение. Активные пользователи сетевых коммуникаций - молодые люди, обучающиеся в вузах и колледжах, в сознании которых сформированы представления событийности - отношений целостного жизненного пространства. Они проявляют готовность и способность к саморазвитию качественных характеристик, смысложизненных ориентаций, представлений о себе как субъекте жизненной динамики, обладающем свободой выбора, своевременной оценкой жизненных проблемных ситуаций, самоорганизацией при построении учебно-профессиональной деятельности. Пользователи сетевых коммуникаций, которые не выражают субъектности, нуждаются в психологической поддержке на протяжении всего процесса организации учебно-профессиональной деятельности.

Авторский вклад заключается в осуществлении теоретического анализа научной литературы, определении и обосновании методов исследования, обработке и анализе результатов влияния сетевых коммуникаций на личность. В процессе эмпирических исследований нами были определены проявления субъектности личности активных пользователей сетевых коммуникаций, если в их сознании сформированы представления событийности - отношений целостного жизненного пространства - и они имеют высокий, умеренный уровни мотива достижения успеха.

Ключевые слова: личность, социальная активность, сетевые коммуникации, виртуальное пространство, самосознание, мотивы достижения успеха, жизненная позиция саморазвития субъктности, жизненное пространство.

Селезнева Наталья Тихоновна - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии института психолого-педагогического образования, КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск); ORCID: 0000-4768-318Х; е-таИ: сеlezneva@kspu.ru

Белая Анастасия Александровна - аспирант кафедры психологии института психолого-педагогического образования, КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск); е-таМ: n_asty_a.b@mail.ru

Грузинцев Александр Владимирович - старший преподаватель кафедры психологии института психолого-педагогического образования, КГПУ им. В.П. Астафьева (Красноярск); е-таМ: gruzintsev82@bk.ru

Постановка проблемы. В учебно-профессиональной деятельности личность, как некая мотивационная сущность, обеспечивает сознательный, стратегический выбор способов развития себя и способов организации самоосуществления в целостном жизненном пространстве, представленном реальной действительностью и виртуальным пространством сетевых коммуникаций.

Успешность самоорганизации и самоосуществления личности в реальной действительности и виртуальном пространстве возможна при гармонизации их соотношений в пространственно-временном континууме, значимой является степень гармонизации, при которой личность выбирает оптимальный способ самоосуществления.

При исследовании личности обучающихся важно учесть выявленную учеными многогранность ее качественного самоосуществления в реальной действительности и виртуальном пространстве, что требует современный процесс обучения. В нашем исследовании личность самоосуществляется готовностью и способностью принимать оптимальные решения, сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь и учебно-профессиональную деятельность, существовать, изменяя себя и условия самоосуществления. Это сочетание готовности и способности является качественной характеристикой личности в процессе ее самоосуществления [Селезнева, Грузинцев, 2019]. Активное обсуждение влияния на личность виртуального пространства, цифровой сферы, цифровизации образования, экономики и политики выделяет социально-экономические, социально-психологические, педагогические тенденции. Наша задача - выделить психолого-социальный аспект этого влияния.

Цель статьи - определить позитивные и негативные тенденции влияния сетевых коммуникаций на личность активных пользователей, обучающихся в вузах и колледжах, в контексте психолого-социального аспекта субъектно-развивающего подхода.

Обзор научной литературы по проблеме проведен на основе теоретического анализа научной литературы и психологического ана-

лиза эмпирического исследования личности активных пользователей сетевых коммуникаций в контексте психолого-социального аспекта субъектно-развивающего подхода.

Сетевые коммуникации, с одной стороны, обеспечивают и приумножают возможности эффективного использования реальной действительности и виртуального пространства, а с другой - приводят к чрезмерному употреблению спа-ма, фрагментации восприятия без внимания к деталям действительности, снижению уровня саморегуляции, рефлексивной, прогностической функции, трудностям самоопределения и самоосуществления личности. Жизнедеятельность личности приобретает социально-популяризаторский характер. Личность всеми силами стремится привлечь к себе как можно большее количество людей и не всегда с целью финансового обогащения. Она видит себя «человеком мира», и ценности мира, социума жестко определяют ее ценностную идентичность, коэффициент ранговой корреляции Спирмена приближается к единице.

Сетевые коммуникации, как средства обмена информацией через сеть Интернет, создающие при этом виртуальное пространство жизнедеятельности, которые для обучающихся открывают, расширяют сферы учебно-профессиональных контактов, создают условия проявления социальной активности и креативности. Социальная активность нами определяется потребностью в самоосуществлении личностной сущности на уровне способности мгновенного получения достижений и собственного удовлетворения, обеспечивающей переход психики на новый уровень активности, расширяющей границы восприятия социальной, реальной и виртуальной действительности, самой личности и формирующей ценностный уровень сознания. Данная активность в виртуальном пространстве приносит личности положительные эмоции, однако они не способны преодолеть постоянное чувство страха перед реальной действительностью и потенциировать энергетические возможности личности. Вот поэтому в 87 % обучающейся молодежи (респонденты в исследовании А.А. Белой) используют в социальном взаимодействии энергосберегающие

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и fc с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

психические механизмы, 43,8 % из них не спешат актуализировать способности самосовершенствования. Видимо, для этих молодых людей жизненное пространство не приобрело целостности, в сознании не определились устойчивые ценностно-смысловые взаимосвязи между представлениями событийности-отношений реальной действительности, виртуального пространства и психической активностью личности. Данные представления, как психический образ, образование которого Л.Г. Дикая и А.Л. Журавлев связывают с превращением внутренних ощущений, вербализацией, рефлексией и образованием состояний, навязываемых нашему уму [Дикая, 2012; Журавлев, 2019]. Наличие данных превращений и связей обеспечивает эффективное самоосуществление личности в жизнедеятельности, устойчивую целостность жизненного пространства, где виртуальность потенци-ирует реальную действительность, разнообразит ее, обогащает, обобщает событийность отношения, систематизирует, складывает их, моделирует со степенью креативности, которую личность способна осмыслить, чтобы осознать свою миссию. Среди обучающейся молодежи число таких личностей составляет 41 %. Разная степень осознания представлений событийности отношений личностью определяет разную ценность для нее реальных людей, значимость собственных поступков и мотивов самосовершенствования.

В процессе сетевых коммуникаций виртуальное пространство для обучающихся расширяет и углубляет связи с реальной действительностью, уточняет, детализирует личностные стратегии выбора оптимального способа организации учебно-профессиональной деятельности, отражения и регуляции событийности отношений и времени. В стратегиях выбора О.К. Тихомиров выделяет два направления: стратегии смыслов поиска связей и стратегии обработки информации. Сущность первой заключается в центровке, а второй - в повторном выделении информации интеллектуального решения.

Способности личности отражать и регулировать время К.А. Абульханова связывает с восприятием и осознанием разделения или несимметричности времен, как, например, времен виртуаль-

ного пространства и реальной действительности [Абульханова, 2017]. Если личность по каким-то причинам не может отрегулировать выделенное разделение, то для нее теряется жизненная цель в едином пространственно-временном континууме. Пространственно-временной континуум нами представлен как система эмоциональных состояний, представлений, убеждений, идеалов, ценностей, норм, принципов, обеспечивающих соответствие и целостность внешнего, внутреннего и времени в сознании личности. Континуум, с одной стороны, способствует позиционированию личности как современного деятеля, актуализирующего себя в отношениях целостности мира реальной действительности, виртуального пространства, социума, себя и своей деятельности, с другой - обеспечивает развитие значимости, ценностей и целей саморазвития, самоопределения траектории жизненного пути, что создает уникальность ее самоосуществления [Селезнева, Белая, 2020].

Для личности потеря жизненной цели не лишает ее способности регуляции физических действий и сопряжения психических процессов с единым целевым центром деятельности, правда, без произвольного прогноза [Абульханова, 2017]. Такие личности не могут проявить себя в качестве субъектов «жизненной динамики», но они успешны в трудовой деятельности. Как субъекты деятельности они интегрируют, централизуют, координируют всю систему психических возможностей с условиями и требованиями деятельности [Абульханова, 2019].

Вышеизложенное позволяет составить представление о влиянии сетевых коммуникаций на основные детерминанты самосознания личности, взаимосвязи которых обусловливают его функционирование в самопознании, конструировании, самоорганизации, саморегуляции личности и регуляции ее учебно-профессиональной деятельности и поведения в жизненном пространстве.

Самосознание обеспечивает самовыражение личности в социуме. Оно конструирует и организует личность, жизнедеятельность и жизненное пространство. Самосознание детерминирует жизненное пространство и деятельность личности. В свою очередь, жизненное пространство

и жизнедеятельность личности детерминируют самосознание, таким образом, осуществляется взаимная детерминация [Абульханова, 2018]. Все выделенные детерминанты в разное время у разных людей имеют разную направленность, но бывают моменты, когда работа всех детерминант самосознания осуществляется в соответствии (так сказать, в унисон) и это способствует эффективному самоосуществлению личности в жизнедеятельности, в том числе в процессе обучения.

Кроме вышеперечисленных способностей, самосознание способно определить широту и глубину диапазона включения виртуального пространства в учебно-профессиональную деятельность, выделить ведущее направление, объединяющее учебную и профессиональную деятельность, границы возможностей реализации лич-ностности в пространственно-временном континууме этой деятельности, в котором она будет успешной. Самосознание определяет и отрабатывает критериально-поведенческий потенциал и механизм реализации личности в ее самооценивании и оценке деятельности и поведении. Самосознание соотносит и выявляет дефицит «Я-прошлое», «Я-настоящее», определяет перспективное развитие «Я-будущее» при учете особенностей качественных характеристик большой пятерки. «Я-будущее» определяет «Я-настоящее» и оценивает проявления «Я-прошлое», их взаимосвязи, как отмечает В.С. Агапов, обусловлены нервно-психическими особенностями личности. Имеют нейроструктурную основу отражения себя, которая проявляется в самоощущениях, самопредставлениях, эмоциональных состояниях, самоотношениях [Агапов, 2009]. Самосознание определяет способы актуализации ценностно-смысловых жизненных приоритетов личности в учебно-профессиональной деятельности. Мотивы, ценности самосознание личности Т.В. Корнилова выделяет в качестве механизмов уменьшения уровня неопределенности ситуаций в процессе решения [Корнилова, Смирнов, 2012].

Наиболее ценной для личности является ее способность саморазвития и мотивации самосовершенствования в сферах жизнедеятельности как внутренней психической потребности

без особой связи с требованиями социума, хотя и эти требования личность учитывает. Саморазвитие нами определяется как процесс изменения системы качественных характеристик личности, которые гарантируют совершенствование во времени ролевых позиций и личностной активности, устанавливают и укрепляют связь личностных и профессиональных качеств. В процессе саморазвития на основе саморегуляции выделяются такие качественные показатели, как самоорганизация, рефлексия, стремление к преодолению трудностей, оптимальное проявление активности и ответственность личности.

Проблема исследования: каким уровнем саморегуляции обладают активные пользователи сетевых коммуникаций, обучающиеся в вузах и колледжах и, соответственно, мобилизующие активность психики, толерантность к различного вида неопределенностям, координирующие временные интервалы до своевременного выполнения действий.

Методологическую основу составили труды о личности (К.А. Абульханова), толерантности к неопределенности у преподавателей и студентов (Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов), принятии личностью жизненного решения (А.И. Санников), о жизнеспособности личности (Н.Т. Селезнева, Н.В. Рубленко, Т.Ю. Тодышева), представлении цифрового общества как социокультурного феномена (Г.Н. Сергеева), процессах цифровизации современного образования (В.С. Агапов, А.М. Ба-лыкина), которые позволили определить методологические основы исследования качественного содержания влияния сетевых коммуникаций на личность в процессе обучения. Основанием для выбора методов исследования явилось понимание сложности структуры личности, многогранности ее проявления в реальной действительности и виртуальном пространстве учебно-профессиональной деятельности.

В рамках данного исследования были использованы следующие методики: опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП» (В.И. Мороса-нова); опросник рефлексивности (А.В. Карпов); опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.А. Синявский, Б.А. Федоришин);

< И

а

4

с

PQ

5 к

ш н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и fc с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

ценностный опросник (Ш. Шварц); тест «Мотивация достижения успеха» (Т. Элерс); анкета «Современные социальные ценности» (Н.Т. Селезнева).

В исследовании участвовали активные пользователи сетевых коммуникаций: 90 молодых людей, обучающихся очно в вузе, и 38 инвалидов по слуху, обучающихся очно в колледже.

Результаты исследования. Результаты проведенного опроса по методике В.И. Моросано-вой «Стиль саморегуляции поведения» свидетельствуют о том, что только 45,3 % обучающихся в вузе достигают среднего уровня личностной саморегуляции, из них 42 % респондентов с выраженным планированием (имеющие осознанные реалистичные планы программы действий), 25 % - с выраженной самостоятельностью (обладающие автономной и своевременной самоорганизацией, контролем и самокоррекцией поведения и деятельности), 23 % - с выраженной гибкостью (имеющие пластичность всех регуля-торных процессов, перестраивание планов, программ и условий учебно-профессиональной деятельности, поведения).

По результатам кластерного анализа в исследовании выделяется факт невключенности ни в один из двух центральных кластеров мотивов достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности среднего и ниже среднего уровней развития у 65,5 % обучающихся. При этом они обусловлены рефлексивностью, оцениванием прошлого жизненного опыта и «локусом контроля - жизнь». Важно отметить, что уровень рефлексивности, по опроснику А.В. Карпова, у этих обучающихся средний, средним уровнем обладает и их «локусом контроля - жизнь». Выдвижение и удержание жизненных целей обучающихся осуществляется рефлекторно индивидуальными особенностями личности.

Для 33 % респондентов, у которых мотив достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности имеет высокий, выраженный уровень развития, занимает главное место в центральном кластере, обусловлен саморегуляцией, ценностно-смысловой ориентацией, его детерминантами являются «локус контроля - Я», «результативность жизни», «планирование ре-

шения» [Селезнева, Белая, 2020]. Эти результаты указывают на факт субъективного проявления личности обучающихся при выраженном мо-тивационном механизме самосознания. Они используют сетевые коммуникации при подготовке к семинарским, лабораторным занятиям, в своей учебной и научно-исследовательской деятельности, в практической деятельности при оказании консультативной помощи, что обеспечивает процесс успешного овладения социально-профессиональными компетенциями. В условиях взаимной детерминации субъектность личности в сетевых коммуникациях обеспечивает развитие мотивационного механизма самосознания, социально-профессиональных качеств личности.

Респондентами в исследовании А.В. Грузин-цева явились обучающиеся с инвалидностью по слуху. Для них сетевые коммуникации являются психолого-социально значимыми, как основные средства, позволяющие им активно общаться, познавать мир, населяющих его людей и выражать субъектность личности.

В исследовании решалась проблема развития социальной ответственности обучающихся. Мотив достижения успеха - высокий и слишком высокий уровень развития, по методике Т. Элер-са, характерен для 10 % респондентов, умеренный имеют 16 % респондентов, и 71 % обучающихся обладают средним уровнем мотива достижения успеха. Средний уровень мотива достижения успеха детерминирован у инвалидов по слуху «локусом контроля - Я», «локусом контроля -жизнь» и коммуникативными склонностями. Их регуляторно-контрольные функции обусловлены уровнем коммуникативных склонностей.

Для 26 % обучающихся, которые имеют высокий и умеренный уровни мотива достижения успеха, он детерминирован моделированием и самостоятельностью личности, что выражает проявление субъектности личности в сетевых коммуникациях. Поэтому обучающиеся, автономно вычленяющие значимые для достижения цели условия в социальных коммуникациях, как утверждает К.А. Абульханова, детерминируют саморазвитие мотивационных, регуляторных и рефлексивных механизмов самосознания [Абульханова, 2020].

Заключение. Психологический анализ самоосуществления в сетевых коммуникациях обучающихся выделенных четырех групп с различными индивидуальными возможностями и уровнем развития мотива достижения успеха позволяет определить значимость для них сетевых коммуникаций. Обучающиеся со средним уровнем мотива достижения успеха используют сетевые коммуникации для решения задач, не способствующих их саморазвитию, одни по «зову сердца», чтобы обменяться новостями с друзьями, другие -в силу психолого-социальной необходимости.

Совсем другой акцент использования сетевых технологий обучающимися с высоким и умеренно высоким уровнем мотива достижения успеха. Для обучающихся с различными индивидуальными возможностями работа в виртуальном пространстве сетевых коммуникаций позволяет выделить и организовать личное и профессиональное совершенствование. Молодые люди с развитой саморегуляцией и мотивацией достижения в жизни определенного успеха с большей ответственностью решают проблемы своей жизнедеятельности и учебно-профессиональной деятельности. Это зрелые личности в юношеском возрасте. Сетевые коммуникации для них уникальнишее средство саморазвития и определения жизненной позиции, успешного предъявления себя миру в качестве профессионалов.

Однако большая часть обучающейся молодежи не обладает личностной зрелостью в юно-

Библиографический список

1. Абульханова К.А. К проблемам экологии личности и возможности психологической поддержки // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 6-22. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_22648309_58358743.pdf

2. Абульханова К.А. Личность во времени человеческой культуры // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 3 (25). С. 40-53. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_20283564_22800118.pdf

3. Абульханова К.А. Мировоззренческие чувства личности // Институт психологии российской академии наук. Человек и мир. 2017. № 2. С. 66-99. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_36675113_13522164.pdf

4. Абульханова К.А. Сознание личности как жизненная способность // Мир психологии. 2018. № 2 (94). С. 30-36. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_11663342_57784707.pdf

5. Абульханова К.А., Славская А.Н. Сознание личности как проблема. Ч. I // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Философские науки. 2019. № 4. С. 8-23. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41597094_71915872.pdf

шеском возрасте и требует к себе дополнительного внимания как по организации учебно-профессиональной деятельности, так и по развитию личностных качественных характеристик: способностей, самосознания, сознания, жизненной позиции. Жизненная позиция, которая выделяет стратегическое смысловое содержание самосознания [Морозова, Коломеец, 2013], динамична и определяет субъектное отношение личности к реальностям жизненного пространства. Встречаясь с противоречиями событийности отношений реальной действительности и виртуального пространства и отношениями, формируемыми самой личностью, условиями, требованиями, она их интерпретирует, осознает и осознанно регулирует содержание жизненной позиции. Процесс интерпретации и регуляции жизненной позиции - процесс длительный, обеспечивающий развитие субъектности личности. Он предполагает в ходе учебно-профессиональной деятельности дискуссионно-разъяснительную, мотивационно-осознаваемую, смысло-регулирующую и прак-тико-утверждающую деятельность личности, которую желательно начать выполнять уже в подростковом возрасте. Это значительно снизит трудности самоопределения и самоосуществления личности в юношеском возрасте, ускорит развитие ее качественных характеристик в процессе обучения посредством сетевых коммуникаций, объединяющих реальную действительность и виртуальное пространство.

< и

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

0

1

к

ш PQ Н

и fc с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

6. Абульханова К.А., Славская А.Н. Сознание личности как проблема. Ч. III // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Философские науки. 2020. № 4. С. 23-32. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44549370_96250588.pdf

7. Агапов В.С. Акмеологическое становление Я-коцепции руководителя. М.: РАГС, 2009. 208 с. URL: http://www.bookin.org.ru/book/936000

8. Агапов В.С., Балыкина А.М. Проблемы информатизации современного образования // Процессы цифровизации в современном социуме: тенденции и перспективы развития: Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием: сб. ст. (Елец, 27 ноября 2019 г.). М., 2019. С. 34-39. URL: http:// eletsrosnou.ru/processy-cifrovizacii-v-sovremennom-sociume-tendencii-i-perspektivy-razvitiya/

9. Бочавер А.А. Исследование жизненного пути человека в современной зарубежной психологии // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 5. С. 54-62. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_11035965_80537392.pdf

10. Бобылева Н.Ю. Интегральная психология: история и современность // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 9. С. 79-83. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46669564_56138131.pdf

11. Гнездилова Н.А. Информационные технологии в системе высшего профессионального образования // Процессы цифровизации в современном социуме: тенденции и перспективы развития: Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием: сб. ст. (Елец, 27 ноября 2019 г.) М., 2019. С. 56-60. URL: https://studopedia.net/13_54505_glava--tehnologii-obucheniya-v-sisteme-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html/

12. Дикая Л.Г. Социальная психология труда на новом этапе развития: методолого-теоретические основания и эмпирические исследования // Психологический журнал. 2012. Т. 33, № 2. С. 5-22. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17713167_36907937.pdf

13. Журавлев А.Л. Глобальная психология и глобалистика: попытка науковедческого анализа // Трансформация парадигмы права в цивилизационном развитии человечества: доклады членов Российской академии наук Всерос. науч. конф. с международным участием. 2019. С. 214-236. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41367906

14. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Толерантность к неопределенности и креативность у преподавателей и студентов // Вопросы психологии 2012. № 2. С. 117-126. URL: https://istina.msu.ru/ publications/article/509955/

15. Морозова И.С., Коломеец Л.А. К проблеме классификации стратегий осуществления выбора старшеклассниками // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 112-114. URL: http://www.teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/11/psix %D0 %BEl %D0 %BEgiy %D0 %B0/morozova-kolomeets.pdf

16. Селезнева Н.Т., Белая А.А. О субъектно-профессиональных позициях будущих психологов в вузе // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/69PSMN520.pdf

17. Селезнева Н.Т., Грузинцев А.В. Социальная ответственность профессиональной деятельности людей с повышенными потребностями // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 4 (29) С. 359-362. DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0085

18. Сергеева Г.Н. Цифровое общество как социокультурный феномен// Процессы цифровизации в современном социуме: тенденции и перспективы развития: Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. сб. ст. (Елец, 27 ноября 2019 г.) М., 2019. С. 7-11. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_41404242_70847451.pdf

19. Ball L.J., Evans J.St. B.T., Dennis I., Ormerod T.C. Problem-solving strategies and expertise in engineering design. In: Thinking and Reasoning. 1997. P. 247-270. URL: https://www.nap.edu/read/13362/chapterZ9

20. Gilboa I. Making Better Decisions. Decisions Theory in Practice. Ma: John Wiley & Sons, 2011. 232 p. URL: http://books.iqbuy.ru/categories_offer/9781444328141/making-better-decisions-deci-sion-theory-in-practice

21. Eysenck M.W., Kean M.T. Cognitive Psychology. A Student's Handbook. N.Y.: Psychology Press, 2005. 646 p. URL: https://psyknoter.com/bachelor-psykologi-noter/kognitionspsykologi-noter/litteratur/kapitler/

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-58-4-302

PSYCHOLOGICAL FACTORS FOR PERSONALITY USE OF NETWORK COMMUNICATIONS

N.T. Selezneva (Krasnoyarsk, Russia) A. A. Belaya (Krasnoyarsk, Russia) A.V. Gruzintsev (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. The article is devoted to the problem of the influence of network communications on the personality of students.

The purpose of the article is to present the results of the analysis of scientific literature, the results of empirical research, which make it possible to distinguish the entities, characteristics and indicators of the influence of network communications on personality in the learning process, to determine positive and negative trends of this influence in the context of the psychological and social aspect of the subjective-developmental approach.

The methodological foundation consists of works on personality (K.A. Abulkhanova), tolerance for ambiguity among teachers and students (T.V. Kornilova, S.D. Smirnov), personal decision-making (A.I. Sannikov), about the viability of an individual (N.T. Selezneva, N.V. Rublenko, T.Yu. Todysheva), representing digital society as a socio-cultural phenomenon (G.N. Sergeeva), processes of digitalization of modern education (V.S. Agapov, A.M. Balykina). This

made it possible to determine the methodological foundations of the study on the qualitative content of the influ- <¡

pq

ence of network communications on personality in the process of training. The basis for the choice of research meth- pq

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ods was understanding of the complexity of the structure of the personality, the multifaceted manifestation of it in © real life and virtual space of education environment.

Research methods. The following methods were used in this study: 1. Questionnaire on "Style of self-regulation ^

of behavior - SSB" (V.I. Morosanova). 2. Questionnaire of reflexivity (A.V. Karpov). 3. Questionnaire on "Communica- g

tive and organizational tendencies" (V.A. Sinyavsky, B.A. Fedorishin). 4. Value questionnaire (S. Schwartz). 5. Test on PQ

"Motivation to succeed" (T. Elers). 6. Questionnaire on "Modern social values" (N.T. Selezneva). q |

The results of the study allow us to distinguish the influence of network communications on reflexive, regula- ^ <¡

tory, motivational mechanisms of personality self-consciousness, which determine the self-development of person- ® w ality, its productive expression in real life and virtual space. The

in the absence of the integrity of life space in its consciousness. H ^

Conclusion. Active users of network communications, young people studying at universities and colleges, in pl, ^

whose consciousness representations of eventuality are formed - the perception of a holistic life space. They show ^ S

readiness and ability to self-develop qualitative characteristics of meaningful orientations, ideas about themselves, ^ >>

as a subject of life dynamics, having freedom of choice, timely assessment of life problem situations, self-organiza- O O

tion in the construction of educational and professional activities. Users of network communications who do not q g

express subjectivity need psychological support throughout the entire process of organizing educational and profes- ^ U

sional activities. ^ ¡x1

n S

Authors' contribution consists in theoretical analysis of scientific literature, definition and substantiation of gí p research methods, processing and analysis of results of influence of network communications on personality. In the ^ ^ process of empirical research, we have identified manifestations of the subjectivity of the personality of active users Q ¡Üj. of network communications, if consciousness has formed ideas of eventuality - the perception of a holistic life space fc W and they have high or moderate motive levels for achieving success.

Keywords: personality, social activity, network communication, virtual space, self-consciousness, motives for achieving success, life position of subjectivity self-development, life space.

Selezneva Natalia T. - DSc (Psychology), Professor, Department of Psychology of Institute of Psychological and Pedagogical Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); ORCID: 0000-4768-318X; e-mail: celezneva@kspu.ru

Belaya Anastasia A. - PhD Candidate, Department of Psychology of Institute of Psychological and Pedagogical Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); e-mail: n_asty_a.b@mail.ru

Gruzintsev Alexander V. - Senior Lecturer, Department of Psychology of Institute of Psychological and Pedagogical Education, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); e-mail: gruzintsev82@bk.ru

w a «

S К

H

и

[ 51 ]

PQ

References

1. Abulkhanova K.A. On the problems of personality ecology and the possibility of psychological support // Vestnik KGPU im. V.P. Astafyeva (Bulletin of the KSPU named after V.P. Astafyev). 2014. No. 4 (30). P. 6-22. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22648309_58358743.pdf

2. Abulkhanova K.A. Personality in the time of human culture // Vestnik KGPU im. V.P. Astafyeva (Bulletin of the KSPU named after V.P. Astafyev). 2013. No. 3 (25). P. 40-53. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_20283564_22800118.pdf

3. Abulkhanova K.A. Worldview feelings of personality // Institut psikhologii rossiyskoy akademii nauk. Chelovek i mir (Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Man and the World). 2017. No. 2. P. 66-99. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36675113_13522164.pdf

4. Abulkhanova K.A. Consciousness of personality as vital ability // Mir psikhologii (The World of Psychology). 2018. No. 2 (94). P. 30-36. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_11663342_ 57784707.pdf

5. Abulkhanova K.A., Slavskaya A.N. Personality consciousness as a problem. Part I // Vestnik moskovsk-ogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki (Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Philosophical Sciences). 2019. No. 4. P. 8-23. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_41597094_71915872.pdf

6. Abulkhanova K.A., Slavskaya A.N. Personality consciousness as a problem. Part III // Vestnik moskovsk-ogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki (Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Philosophical Sciences). 2020. No. 4. P. 23-32. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_44549370_96250588.pdf

7. Agapov V.S. Acmeological formation of the self-concept of a leader. Moscow: RAGS, 2009. 208 p. URL: http://www.bookin.org.ru/book/936000

8. Agapov V.S., Balykina A.M. Problems of informatization of modern education. In: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation "Digitalization processes in modern society: trends and development prospects" (Yelets, November 27, 2019). Moscow, 2019. P. 34-39. URL: http://eletsrosnou.ru/processy-cifrovizacii-v-sovremennom-sociume-tendencii-i-perspektivy-razvitiya/

9. Bochaver A.A. Research of human life path in modern foreign psychology // Psikhologicheskiy zhur-nal (Psychological Journal). 2008. Vol. 29, No. 5. P. 54-62. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_11035965_80537392.pdf

10. Bobyleva N.Y. Integral Psychology: History and Modernity // Gumanitarnyy nauchnyy vestnik (Humanitarian Scientific Bulletin). 2021. No. 9. P. 79-83. URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_46669564_56138131.pdf

11. Gnezdilova N.A. Information technologies in the system of higher professional education. Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation "Digitalization processes in modern society: trends and development prospects" (Yelets, November 27, 2019). Moscow, 2019. C. 56-60. URL: https://studopedia.net/13_54505_glava--tehnologii-obucheniya-v-sis-teme-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html /

12. Dikaya L.G. Social psychology of labor at a new stage of development: methodological and theoretical foundations and empirical research // Psikhologicheskiy zhurnal (Psychological Journal). 2012. Vol. 33, No. 2. P. 5-22. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17713167_36907937.pdf

13. Zhuravlev A.L. Global psychology and globalism: an attempt at scientific analysis. In: Proceedings of the All-Russian scientific conferences with international participation "Transformation of the paradigm of law in the civilizational development of mankind". Moscow, 2019. P. 214-236. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=41367906

14. Kornilova T.V., Smirnov S.D. Tolerance to ambiguity and creativity among teachers and students // Voprosy psikhologii (Issues of Psychology). 2012. No. 2. P. 117-126. URL: https://istina.msu.ru/publi-cations/article/509955/

15. Morozova I.S., Kolomeyets L.A. To the problem of classifying strategies for the implementation of choices by high school students // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya (Theory and Practice of Social Development). 2013. No. 11. P. 112-114. URL: http://www.teoria practica.ru/rus/files/ arhiv_zhurnala/2013/11/psix %D0 %BEl %D0 %BEgiy %D0 %B0/morozova-kolomeets.pdf

16. Selezneva N.T., Belaya A.A. On the subjective and professional positions of future psychologists at the university // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya (World of Science. Pedagogy and Psychology). 2020. No. 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/69PSMN520.pdf

17. Selezneva N.T., Gruzintsev A.V. Social responsibility of professional activities of people with increased needs // Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya (Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology). 2019. No. 4 (29). P. 359-362. DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0085

18. Sergeyeva G.N. Digital society as a socio-cultural phenomenon. In: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation "Digitalization processes in modern society: trends and development prospects" (Yelets, November 27, 2019). Moscow, 2019. P. 7-11. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41404242_70847451.pdf

19. Ball L.J., Evans J.St. B.T., Dennis I., Ormerod T.C. Problem-solving strategies and expertise in engineering

design. In: Thinking and Reasoning. 1997. P. 247-270. URL: https://www.nap.edu/read/13362/chapter/9 <;

PQ

20. Gilboa I. Making Better Decisions. Decisions Theory in Practice. Ma: John Wiley & Sons, 2011. 232 p. w

H

URL: http://books.iqbuy.ru/categories_offer/9781444328141/making-better-decisions-decision-the- ^ ory-in-practice О

21. Eysenck M.W., Kean M.T. Cognitive Psychology. A Student's Handbook. N.Y.: Psychology Press, 2005. ^ 646 p. URL: https://psyknoter.com/bachelor-psykologi-noter/kognitionspsykologi-noter/litteratur/ W

kapitler/

Ph w

« с «

s к

W PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.