Психологические (эмоциональные) реакции на стресс у студентов вуза Гладышева Н. Г.
Гладышева Наталья Геннадьевна / Gladysheva Natalya Gennadyvna - старший преподаватель, кафедра экономики труда и управления персоналом,
Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск
Аннотация: в статье акцентируется внимание на изучении эмоционального статуса у студентов, в контексте развития психологического стресса, дезадаптации и ее вариантов: тревоги/тревожности, депрессии.
Ключевые слова: психологический стресс, тревога, тревожность, нейротизм, депрессия.
В постиндустриальном обществе XXI века особенно актуальным становится сохранение и укрепление здоровья молодежи, обучающейся в высшей школе, которая как определенная социально-демографическая группа формирует человеческий капитал, представляя при этом своего рода мишень в связи со стрессами.
Психологический стресс - «состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы» [1].
По данным различных международных организаций (Всемирная организация здравоохранения, Международная организация здоровья, Всемирная медицинская ассоциация и др.), занимающихся мониторингом уровня здоровья населения, признаки проявления стресса отмечаются практически во всех возрастных группах. Исключением, в данном случае, не будет и юношеский возраст, на который у части молодых людей приходится время обучения в ВУЗе. Так, например, Агаджанян Н. А. (1997) пишет, что 86 % студентов придают стрессу первостепенное значение в развитии заболеваний; Тимирбулатов И. В., Юлдашев В. Л. (2008) указывают, что 59% студентов подвергаются стрессу и 27 % дополнительно входят в группу риска в период обучения. Этот возрастной период в онтогенезе характеризуется рядом особенностей в формировании его анатомофизиологической составляющей и психоэмоциональной сферы.
Эмоциональная сфера человека - это интегративное образование, включающее как минимум эмоции и чувства. Чтобы эмоциональные реакции организма стали возможными, в их формировании принимают участие подкорковые образования (лимбическая система, ретикулярная формация) и кора больших полушарий головного мозга, являющаяся основной структурой в управлении эмоциями.
В контексте анализа психологического стресса у студентов, причин его провоцирующих, возникающих психологических реакций, следует перечислить характерные особенности эмоциональной сферы в юношеском возрасте, на которые достаточно часто ссылаются при исследовании той или иной проблемы, связанной с этим периодом жизни.
Так Фромм Э., Немов Р. С., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Якобсон С. Г., Кон И. С., Малкина-Пых И. Г. и др. предлагают следующие его характеристики в юношеском возрасте, влияющие на эмоциональное состояние:
• наблюдается снижение конфликтности, негативизма во взаимоотношениях;
• повышается контактность и общительность, уровень самооценки;
• несколько снижается уровень тревожности;
• имеет место повышенная невротичность, выражена акцентуированность типов характера;
• характерны частая смена настроения, максимализм в суждениях и взглядах на что-либо;
• отмечается хорошее владение речью, мимикой, пантомимикой;
• наблюдается высокая эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, усиливается сопереживание, возможно обостренное чувство одиночества;
• эмоциональные реакции более устойчивы и осознаны, регулируемы;
• наряду с проявлением просто эмоций, формируются устойчивые эмоциональные отношения, чувство взрослости и др.
В связи с вышеизложенным, следует отметить, что юношеский возраст - критический период в онтогенезе, он чрезвычайно важен для развития эмоциональной сферы человека, так как, в свою очередь, может быть самостоятельным фактором психологического стресса.
Основной вид деятельности студенческой молодежи - учебно-профессиональная, успешностью которой, в первую очередь, и будет обусловлен процесс формирования ее психоэмоциональной сферы, так как «порождаемые деятельностью эмоции и чувства становятся ее неотъемлемой частью, выполняющей функцию регуляции» [4].
К этому следует добавить, что такая деятельность может содержать в себе как информационные, так и эмоциональные стрессоры. Поэтому обобщенные литературные данные (Пивоварова Г. Н., Агаджанян Н. А., Судаков К. В., Ильинич В. И., Исаев В. А., Щербатых Ю. В., Мельников В. И. и др.) позволяют определить следующие причины развития психологического стресса у учащихся высшей школы:
• высокие интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки;
• предсессионный и период сдачи экзаменов;
• нерациональная организация учебной деятельности (дефицит времени, академическая неуспеваемость);
• совмещение работы и учебы;
• изменение места жительства и привычного ритма жизни;
• нарушение режима труда и отдыха, питания;
• гиподинамия, гипокинезия;
• конфликтные межличностные отношения (с одногруппниками, преподавателями);
• сложности бытового уровня;
• проблемы личного характера;
• рассогласование интересов, склонностей, способностей, порождающее кризис выбора профессии (нежелание учиться, разочарование в профессии);
• низкий уровень навыков психической саморегуляции (ПСР) и др.
Помимо причин, вызывающих психологический стресс, следует указать одну из детерминант, обуславливающих низкую устойчивость к нему.
По мнению Щербатых Ю. В. - это личностные особенности (характер и черты личности, нейротизм, повышенная агрессивность, тревожность, склонность к мотивационным конфликтам и конфликтам интимно-личностного характера, уровень самооценки, направленность человека, его установки, ценности).
Характер причин, являющихся пусковым механизмом в возникновении стресса, возрастной период, отличающийся неустойчивостью адаптационных механизмов, его психофизиологические особенности предопределяют процессы дезадаптации, вариантами которой могут служить такие психологические (эмоциональные) реакции, как тревога и депрессия.
Тревога - отрицательное эмоциональное переживание, обусловленное ожиданием чего-то опасного, не связанное с конкретными событиями [5]. То есть тревога - эмоциональная реакция на стресс.
Повторяющиеся через короткие промежутки времени длительные переживания тревоги формируют тревожность, выступающую в качестве черты личности, причем у одних она может быть генетически обусловлена, у других - формируется в течение жизни.
Кроме того, следует различать тревожность личностную как стабильное свойство личности и ситуативную тревожность, имеющую связь с какой-либо внешней ситуацией [3].
Целью нашего исследования являлась характеристика психоэмоционального состояния у студентов, обучающихся на первом курсе НГУЭУ. Для этого нами была использована шкала личностной тревожности
Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина. Изучали отдельно показатели нейротизма и депрессии, которые диагностировались с помощью опросника Г. Айзенка. Затем определяли общую психическую неуравновешенность, которую получали путем суммирования нейротизма и депрессии. В обследовании приняли участие 145 первокурсника, 97 девушек и 48 юношей.
В результате исследований было выявлено, что высокая общая психическая неуравновешенность по данным опросника Г. Айзенка определялась у 45 % обследованных студентов, умеренная - у 38 % и низкая -у 15 %.
Тест самооценки Ч. Д. Спилбергера позволил получить представление о выраженности стресса у каждого испытуемого. Тестирование степени тревожности показало, что в первую группу (т. е. где стресс отсутствовал) попали только 2 % студентов, в группу с умеренным типом тревожности - 30 % и в группу, где стресс представляет главную проблему - 70 %.
При этом уровень тревожности у девушек составил - 25 %, у юношей - 10 %. Средний уровень тревожности у девушек и юношей составил - 41 % и 40 % соответственно. Низкий уровень тревожности составил у девушек - 34 %, у юношей - 50 %.
Кроме того, был обнаружен повышенный уровень нейротизма у девушек, в сравнении с юношами (42,6 и 22,6 % соответственно).
Таким образом, как показывают наши результаты, у первокурсников уже в самом начале обучения в НГУЭУ имеет место психоэмоциональная неустойчивость, повышенный уровень тревожности, склонность к депрессиям. Наши исследования подтверждают данные ряда авторов о том, что уровень тревожности выше у девушек первокурсниц в сравнении с юношами уже на начальном этапе обучения в ВУЗе [2, 6].
На значимость внутренних конфликтов, связанных с самооценкой в этом возрасте, как главной причины в развитии тревожности, указывали в свое время: Mc Cleland D. C. (1953), Мясищев В. Н. (1960), Родригес К. (1986), Бороздина Л. В. (1993), Прихожан А. М. (2000) и др.
Согласно Nutt D. J. (1990), классификация реакций организма при изучении состояния тревожности может выглядеть следующим образом:
• эмоциональные (острое эмоциональное реагирование, например, гнев);
• интеллектуальные (нарушения со стороны познавательных процессов: внимание, восприятие, память, мышление);
• физиологические (колебания артериального давления, изменения частоты сердечных сокращений и др.);
• поведенческие (раздражительность, агрессия, неуверенность, замкнутость, застенчивость, конфликтность и др.).
Частое переживание тревоги и формирование тревожности у студентов оказывает сильное влияние на регуляцию устойчивости их организма при психологическом стрессе. Есть все основания полагать, что
существует взаимосвязь тревоги/тревожности и депрессии, так как прослеживается общность аффективных (включая эмоциональные), когнитивных, физиологических и поведенческих составляющих.
Депрессия - аффективное состояние с характерным отрицательным эмоциональным фоном, изменениями сферы мотивационной, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения [5].
Психологический стресс в развитии депрессии у студентов - не единственный фактор риска. Как отмечают Мэш Э., Вольф Д. (2003), генез данного состояния сложный и многофакторный, в нем принимают участие и наследственно-генетические, нейробиологические, семейные, когнитивные, межличностные факторы окружающей среды.
Депрессия, в первую очередь, затрагивает аффективный компонент личности и в юношеском возрасте, включая начальный период обучения в ВУЗе, имеет свои особенности:
• течение продолжительное, в основном легкой и средней степени тяжести;
• при расстройстве самосознания («Я-концепция»), снижении самооценки высок риск суицида;
• как и в случае с тревожностью, у девушек депрессия встречается чаще, чем у юношей;
• преобладает когнитивная составляющая (снижена мыслительная деятельность, что не позволяет студенту на должном уровне решать учебно-профессиональные задачи; наблюдаются нарушения внимания, его основных характеристик: объем, устойчивость, переключаемость; страдает память, ее мнемические блоки: запоминание, хранение, воспроизведение, преобладает забывчивость; имеет место расстройство сенсорно-перцептивного уровня.
• отмечается неустойчивость аффективной сферы, включающей эмоциональное реагирование.
В заключение следует отметить, что стресс в период обучения в ВУЗе является фактором риска в развитии тревоги/тревожности и депрессии. Данные психологические (эмоциональные) реакции на стресс не всегда удается диагностировать на ранних этапах, что ведет к социальной и учебной дезадаптации, разочарованию в будущей профессии.
Поэтому важной задачей психолого-педагогического сопровождения в ВУЗе является укрепление адаптационных механизмов организма учащейся молодежи посредством обучения их приемам психической саморегуляции (ПСР).
Литература
1. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕРСЭ, 2006. С. 21.
2. Гладышев Ю. В. Гендерные особенности проявления тревожности у студентов. // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: XVI-я межд. конф. Липецк 2014. С. 145-148.
3. Гладышев Ю. В. Тревожность как показатель снижения адаптивности студентов к обучению в ВУЗе. // Совет ректоров. 2011. № 9. С. 54-56.
4. Китаев Н. С. Психология стресса. М.: Наука, 2003. с. 149.
5. Словарь психолога-практика. Составитель С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, - 2001. С. 161; С 862.
6. Хасан Б. И. Пол и образование. Красноярск.: КГУ, 1996. 185 с.