УДК 159.955.1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА В АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ГРАЖДАНСКОЙ СРЕДЕ
© Нина Александровна КОВАЛЬ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития, e-mail: [email protected] © Евгений Александрович ГРИДНЕВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра психологии развития, e-mail: [email protected]
Рассматривается понятие когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащих к условиям гражданской жизни. В современном обществе становятся актуальными вопросы о целостности процесса развития личности, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, поиске путей раскрытия ее индивидуальности. В связи с этим важным становится вопрос о создании возможностей для реализации личностного потенциала и в условиях, связанных со сменой профессиональной деятельности, рассогласования имеющихся навыков поведения и вновь приобретаемых. Наиболее ярко описанную ситуацию раскрывает увольнение офицеров с военной службы. В изучении проблемы преодоления когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащих в гражданской среде важным является вопрос о выявлении психологических детерминант процесса возникновения и преодоления когнитивного диссонанса. Раскрываются основные механизмы взаимосвязей субъективных и объективных условий адаптации, непосредственно влияющих на процесс возникновения и преодоления когнитивного диссонанса военнослужащими в адаптации к гражданской жизни. Новизна заключается в том, что раскрыты психологические условия и факторы, детерминирующие процесс преодоления когнитивного диссонанса у военнослужащих к гражданской жизни.
Ключевые слова: когнитивный диссонанс; психологические детерминанты; адаптация; условия; факторы; военнослужащие, уволенные в запас.
Научный интерес в отношении проблемы преодоления когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащих в гражданской среде сводится не только к выявлению его структуры и содержания, но и определения его детерминант - источников, движущих сил, внешних и внутренних факторов и условий.
Прежде чем перейти к описанию психологических детерминант процесса возникновения и преодоления когнитивного диссонанса, отметим то важное обстоятельство, что результатом данного процесса является адаптация, которая в свою очередь заключает в себе определенный уровень адаптирован-ности личности. Это и является основным критерием преодоления когнитивного диссонанса у военнослужащих.
Адаптацию можно рассматривать как развитие явления во времени и как процесс (следствие этого развития). В случае, когда адаптация рассматривается как процесс, речь идет о совокупности условий или обстоятельств, которые определяют результат
(адаптированность). Обратимся к научной трактовке понятия «условия».
Психолого-акмеологические исследования научной категории «условия» выявили ее объективный характер. Условия принято рассматривать как объективность, которая имеет силу непосредственного воздействия на субъект, а обратное воздействие ограничено. Согласно словарным источникам, «...условие, непосредственно порождающее то или иное явление, или процесс, составляет ту среду, в которой последнее возникают, существуют и развиваются.» [1, с. 143].
Согласно А.А. Деркачу, В.Г. Зазыкину, такими условиями в психолого-акмеологи-ческих исследованиях называют «.задатки, общие и специальные способности субъекта труда, состояние общества, условия семейного воспитания и образования, доступ к культурным ценностям и прочее, что составляет содержание т. н. предстартового периода развития профессионализма» [1, с. 143].
В отечественной и зарубежной психологии, акмеологии и педагогике изучены и представлены психологические, акмеологи-ческие и педагогические условия, которые детерминируют развитие личности и ее личностный рост; развитие деятельности; развитие и становление компетентного специалиста, профессионала; формирование субъект-ности.
Условия (в общем виде) могут быть представлены внешней и внутренней средой, влияющей на преодоление когнитивного диссонанса военнослужащими. Следовательно, все условия адаптационного механизма можно разделить на «объективные» условия и обстоятельства, которые образуют относительно независимые от субъекта (адаптанта) предпосылки его адаптивной деятельности, а также «субъективные», связанные с его индивидуальными особенностями и с отражением внешних условий в сознании и психике адаптанта.
Возникает вопрос: почему адаптационная среда (в данном случае гражданская среда) рассматривается именно как объективная сторона процесса возникновения и преодоления когнитивного диссонанса у военнослужащих. Дело в том, что в ходе адаптационного процесса среда имеет и «субъективные» черты - изменяемость, «подстройку» к деятельности нового адаптирующегося элемента системы. Адаптирующаяся сторона, с этой точки зрения, приобретает черты объекта, опосредующие определенные изменения самой адаптирующей среды.
Подобный вопрос справедлив и вполне может быть объяснен не только с учетом диалектической взаимосвязи элементов системы «адаптант - адаптационная среда», но также следующими причинами.
Во-первых, личность офицера запаса в данном процессе является наиболее динамически изменяемой (по глубине процесса, по масштабу изменяемых сторон личности) по сравнению со средой.
Во-вторых, «личность» по уровню развития является более «простой» и в то же время наиболее зависимой от среды системой.
Такое деление на «объект» и «субъект» в современной научной литературе по адаптации является общепринятым.
При изучении механизма взаимосвязей субъективных и объективных условий воз-
никновения и преодоления когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащих в гражданской среде является важным дать определение выделенных условий.
Под условиями возникновения и преодоления когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащих в гражданской среде можно понимать внешние обстоятельства, которые оказывают постоянное влияние на данный процесс; они не носят статического характера и находятся в постоянной динамике. Поэтому успешное преодоления когнитивного диссонанса будет обусловлено возникновением все новых обстоятельств, которые необходимо учитывать с целью оптимизации данного процесса.
Следовательно, характеристика условий, влияющих на процесс адаптации, должна даваться в первую очередь со стороны адаптационной среды (объекта) и со стороны адаптанта (субъекта). Поэтому все условия адаптационного механизма можно разделить на «объективные» условия и обстоятельства, которые образуют относительно независимые от субъекта (адаптанта) предпосылки его адаптивной деятельности, а также «субъективные», связанные с его индивидуальными особенностями и с отражением внешних условий в сознании и психике адаптанта.
Анализируя влияние внешней среды на возникновение и преодоление когнитивного диссонанса, мы обращаем внимание на обстоятельства, при которых данный процесс может быть представлен следующими детерминантами:
1) уровень жизни в целом (уровень развития общества, способ производства, характер общественных отношений, социально-экономическая и военная политика государства, уровень научно-технического прогресса, система и порядок комплектования и реформирования Вооруженных сил, морально-политическая обстановка в стране, комплекс противоречий и особенностей развития современного общества);
2) система работы общественных организаций по трудоустройству бывших военнослужащих (органы социального обеспечения по месту жительства, занимающиеся проблемой трудоустройства, вопросы социальной защиты военнослужащих связываются с занятостью населения, многозначностью и полифункциональностью труда в жизне-
деятельности социальных субъектов, возрастанием роли институтов профориентации, дополнительного образования и правового регулирования отношений в сфере занятости).
Интересный материал для анализа представляет оценка армии офицерами запаса. Высокий уровень адаптированности офицеров, негативно оценивающих институт армии в обществе, дает основание утверждать, что в дальнейшем необходимо выявлять эту категорию офицеров и не препятствовать их увольнению, направив усилия государственных органов и органов военного управления на преимущественную работу с ними по профессиональной переориентации;
3) социально-правовая защищенность военнослужащих при выходе на пенсию. Одним из направлений оптимизации процесса возникновения и преодоления когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащих могла бы стать целенаправленная политика государственных органов и органов военного управления по обеспечению условий добровольного закрепления военнослужащих после увольнения в запас на последнем месте службы путем предоставления качественного жилья, различных финансовых льгот или обеспечения им возможности заканчивать службу в местах последующего жительства после увольнения.
Первый вариант - на основании Закона «О статусе военнослужащего», по достижению предельного возраста пребывания на службе (генералы - до 60 лет, полковники -до 55 лет, иные воинские звания - до 50 лет); состоянию здоровья; и в связи с организационно-штатными мероприятиями. Однако за всеми уволенными офицерами сохраняются льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащего» [2, с. 99].
По второму варианту - служебное несоответствие; дискредитация (за совершение проступков, дискредитирующих высокое звание советского офицера; уголовное наказание в виде лишения свободы; лишение воинского звания; невыполнение условий контракта; совершение проступка, порочащего честь военнослужащего; несоответствие требованиям закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» [2, с. 99].
Молодые офицеры запаса хорошо адаптируются ввиду отсутствия, во-первых, ка-
кой-либо значимой зависимости от предыдущей воинской службы в Вооруженных силах, во-вторых, притязаний на ее результаты в виде возможных льгот, пенсии, жилья и воинской службы знания. Офицеры запаса возрастных групп от 50 лет и старше лучше других адаптируются, т. к. в подавляющем большинстве имеют право на пенсию, имеют жилье или льготное право на его получение. Эти обстоятельства благотворно влияют на результаты их социальной адаптации в новой среде.
В гораздо худших условиях оказываются военнослужащие, увольняющиеся без права на пенсию и по причинам, отличным от окончания срока выслуги, предельного возраста. К обычным при данных обстоятельствах стрессам добавляется и негативное отношение к подобным действиям государства, личная неопределенность. Особенно это проявилось при опросе офицеров-политработников, которые вынуждены были уволиться в связи с реорганизацией и упразднением политорганов, а также снижением статуса офицера по воспитательной работе.
Таким образом, условиями, непосредственно влияющими на процесс возникновения и преодоления когнитивного диссонанса военнослужащими в адаптации к гражданской жизни, являются объективные условия общественно-политического характера.
Другой важной детерминантной, обусловливающей процесс возникновения и преодоления когнитивного диссонанса, являются условия внутренней среды, носящие профессионально-личностный характер. К данным условиям относятся следующие:
1) статусно-должностное положение офицера при увольнении, раскрывающееся в более широких возможностях у военнослужащих вышестоящих звеньев подыскать себе загодя работу, отвечающую его притязаниям; возраст офицера; место жительства; место последней службы; готовность к увольнению; выслуга лет; воинское звание; характер воинской службы и т. д.;
2) психологическая направленность личности офицера (мотивационная направленность, характер, самосознание, способности и темперамент человека, личностные особенности, образовательный потенциал, профессиональная ориентация бывшего офицера, участие его в общественной работе,
совокупность социальных качеств (ценностей, ориентации, идеалов и т. д.)).
Интегральное влияние на ход адаптации личности оказывают и черты характера. Мера сочетания таких черт, как пытливость, любознательность, общительность или замкнутость, ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность может накладывать серьезный отпечаток на эффективность самого процесса социальной адаптации, снижая или повышая его результативность;
3) служебно-функциональная готовность офицера (удовлетворенность военнослужащего организацией своего труда, его функциональную способность включиться в определенный вид деятельности, его информированность о предстоящей профессиональной деятельности, характер официальных и неофициальных межличностных отношений в микросоциуме, тип коллектива и его требования к новичку, стиль работы руководителей, напряженность распорядка дня и т. д.).
Таким образом, вся совокупность условий внутренней среды, определяющая лично-стно-профессиональный характер и влияющая на процесс возникновения и преодоления когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащего в гражданской среде, имеет внутренние связи и требует предметного, пристального изучения с целью рационального управления адаптационным процессом.
Другими значимыми обстоятельствами, существенно влияющими на возникновение и преодоление когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащих в гражданской среде, являются факторы, которые выступают в качестве причин, приводящих в движение качество и динамику данного процесса. Под факторами понимают причины, движущую силу какого-либо процесса, явления, определяющие их характер или отдельные черты [3].
Понятие фактора следует рассматривать как существенное обстоятельство, способствующее процессу или явлению (А.А. Дер-кач), как причинное влияние или воздействие на явление (Н.В. Кузьмина) или условие долгосрочной перспективы (А.С. Огнев) [4].
В акмеологическом контексте общенаучная категория «фактор» понимается как объективная причина, обусловливающая самодвижение индивидуальности к высоким достижениям в процессе жизнедеятельности [4].
Исходя из этого акмеологические факторы - это причины, обусловливающие достижение высокого уровня деятельности, саморазвития субъекта или развития любых личностных качеств, главные детерминанты эффективности процесса акме-ориентирован-ного саморазвития [5].
Н.В. Кузьмина и А.А. Реан предложили следующую классификацию акмеологиче-ских факторов [6]:
- объективные, связанные с деятельностью человека в существующей системе;
- субъективные, связанные с личностными предпосылками, обусловливающими успешность деятельности и определяющие интерес к отдельным ее аспектам в профессии в целом;
- объективно-субъективные, связанные с профессиональной средой, профессионализмом руководителей и т. д.
Согласно А.А. Деркачу и В.Г. Зазыкину факторы следует рассматривать в качестве причин, основных движущих сил, детерминант развития любого процесса [1]. Авторы подчеркивают, что субъективизм акмеологи-ческих факторов предполагает возможность эффективного влияния на процесс целенаправленными усилиями и действиями. Это требует учета известных характеристик де-терминационных процессов: их динамичности, нелинейности, опосредованности, гете-рохронности. С позиций системной методологии можно структурировать акмеологиче-ские факторы по иному, выделяя общие, особенные и единичные.
В исследованиях В.Г. Зазыкина общими факторами являются акмеологические инварианты профессионализма - высокий уровень антиципации, саморегуляции, развитая образная сфера, умения принимать решения, коммуникативные умения [7].
В социологических и социально-психологических исследованиях чаще всего выделяются группы адаптации с относительно высокими, средними и низкими показателями. В качестве последних выступают субъективный показатель - удовлетворенность личности и объективный показатель - продуктивность той деятельности, которую она выполняет. Так как используется экспертная оценка выделенных параметров деятельности и свойств личности, результаты деятельности трудно зафиксировать и измерить [8].
По мнению И.В. Дмитриева «для фиксации адаптированной личности необходимо наличие обоих критериев, ибо определенный уровень продуктивности деятельности и положение в коллективе должны подкрепляться состоянием удовлетворенности» [9, с. 14].
Социологическое исследование М.Г. Мел-конян, предметом которого явились в т. ч. условия и факторы, влияющие на формирование адаптации у кадровых военнослужащих, увольняемых из Вооруженных сил в связи с реформированием, позволило выделить наличие основных факторов, детерминирующих процесс социальной адаптации у офицеров запаса. К их числу относятся: социально-психологические, военно-профессиональные, социально-демографические [10].
В диссертационной работе «Адаптационный потенциал военнослужащих в психологической подготовке к гражданской жизни» С.В. Величко ставит цель изучить влияние средовых факторов на адаптационный потенциал военнослужащих, увольняемых в запас [11]. По мнению автора, наиболее значимыми факторами, опосредующими адаптационный потенциал военнослужащего, являются: условия труда, материальное положение в целом, психологический комфорт семьи, экономическое положение семьи.
Одной из задач, стоящих в эмпирическом исследовании В.Ф. Паршакова, явился анализ факторов, детерминирующих процесс социальной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы, и обобщение результатов для разработки рекомендаций к практической деятельности [12]. В данном исследовании анализируются такие адаптационные факторы, которые необходимы для получения новой профессии: внутренняя осознанность своего профессионального выбора; необходимость получения специального образования, являющегося основой социальной адаптации; высокая степень сложности и комплексный характер профессиональной деятельности; нравственные обязательства перед собой и семьей о необходимости продолжения своей трудовой деятельности.
В ходе военной реформы должна быть заложена правовая основа обеспечения социальной сферы, социальной защиты военнослужащих. Представляется, что в этот период необходимо последовательно реформировать механизм обеспечения социально-эко-
номических прав военнослужащих в русле преобразований социального сектора российской экономики. Все это позволит военнослужащим, уволенных из рядов Вооруженных сил, пройти более успешно адаптацию в условиях гражданской жизни.
Таким образом, процесс возникновения и преодоления когнитивного диссонанса военнослужащего в адаптации к гражданской среде детерминируется, во-первых, условиями внешней среды (объективные), которые носят общественно-политический характер (условия жизни в целом; система работы общественных организаций по трудоустройству; социально-правовая защищенность военнослужащих) и условиями внутренней среды (субъективные) профессионально-личностного характера (статусно-должностное положение; психологическая направленность личности; служебно-функциональная готовность).
Во-вторых, в процессе адаптации взаимодействуют факторы: социально-экономический, жилищно-бытовой, психологический комфорт семьи, личностный потенциал и трудоустройство. Все они, так или иначе, влияют на результаты адаптации в зависимости от своего содержания и степени интенсивности. Все факторы, включенные в детерминацию процесса, действуют не изолированно друг о друга, а как единое целое, как система взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств, в которых существует определенная иерархия уровней детерминации. При многопрофильной обусловленности адаптации как результата преодоления когнитивного диссонанса бывших офицеров можно выделить явление устойчивого сочетания факторов, выступающих в качестве социальной базы адаптации (на уровне внешних факторов), а также факторов, выступающих в качестве доминирующего ядра.
1. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб., 2003.
2. О воинской обязанности и военной службе: закон Российской Федерации // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации. 1993. № 9.
3. Большая советская энциклопедия. URL: http:// dic.academic.ru (дата обращения: 12.08.2010).
4. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Введение в ак-меологию. М., 1995.
5. Коваль Н.А., Сахарова Е.А. Способы психологического воздействия на персонал // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2004. Вып. 3 (35). С. 37-40.
6. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
7. Зазыкин В.Г.Деятельность специалистов в особых условиях. М., 1994.
8. Коваль Н.А. Специфика нравственных ценностей в профессиональном становлении специалиста // Учитель - социальный педагог -социальный работник и их практическая деятельность: сборник научных статей. Тамбов, 1997. С. 12-19.
9. Дмитриев И.В. Социально-психологическая адаптация офицеров, уволенных в запас, к условиям гражданской среды: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1999.
10. Мелконян М.Г. Социальная адаптация военнослужащих, увольняемых в запас в процессе реформирования армии: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2001.
11. Величко С.В. Адаптационный потенциал военнослужащих в психологической подготовке к гражданской жизни: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Таганрог, 2004.
12. Паршаков В.Ф. Социальная адаптация военнослужащих, уволенных с военной службы: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2004.
1. Derkach A.A., Zazykin V.G. Akmeologiya. SPb., 2003.
2. O voinskoy obyazannosti i voennoy sluzhbe: zakon Rossiyskoy Federatsii // Vedomosti S"ezda narodnykh deputatov Rossiyskoy Federatsii. 1993. № 9.
3. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. URL: http://dic.academic.ru (data obrashcheniya: 12.08.2010).
4. Derkach A.A., Kuz'mina N.V. Vvedenie v akmeologiyu. M., 1995.
5. Koval' N.A., Sakharova E.A. Sposoby psikhologicheskogo vozdeystviya na personal // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2004. Vyp. 3 (35). S. 37-40.
6. Kuz'mina N.V., Rean A.A. Professionalizm pedagogicheskoy deyatel'nosti. SPb., 1993.
7. Zazykin V.G. Deyatel'nost' spetsialistov v osobykh usloviyakh. M., 1994.
8. Koval' N.A. Spetsifika nravstvennykh tsennostey v professional'nom stanovlenii spetsialista // Uchitel' - sotsial'nyy pedagog - sotsial'nyy rabotnik i ikh prakticheskaya deyatel'nost': sbornik nauchnykh statey. Tambov, 1997. S. 1219.
9. Dmitriev I.V. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya ofitserov, uvolennykh v zapas, k usloviyam grazhdanskoy sredy: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 1999.
10. Melkonyan M.G. Sotsial'naya adaptatsiya voennosluzhashchikh, uvol'nyaemykh v zapas v protsesse reformirovaniya armii: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Ulan-Ude, 2001.
11. Velichko S.V. Adaptatsionnyy potentsial voennosluzhashchikh v psikhologicheskoy podgotovke k grazhdanskoy zhizni: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Taganrog, 2004.
12. Parshakov V.F. Sotsial'naya adaptatsiya voennosluzhashchikh, uvolennykh s voennoy sluzhby: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. M., 2004.
Поступила в редакцию 28.03.2015 г.
UDC 159.955.1
PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF OVERCOMING COGNITIVE DISSONANCE IN ADAPTATION OF THE MILITARY TO CIVIC SPHERE
Nina Aleksandrovna KOVAL, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor, Head of Psychology of Development Department, e-mail: [email protected]
Evgeniy Aleksandrovich GRIDNEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Psychology of Development Department, e-mail: [email protected]
The concept of cognitive dissonance in adapting to the conditions of the military civic life is discussed. The urgency of the research topic, which is that in modern society there are actual questions about the integrity of the process of personality development, self-realization in its various spheres of life, finding ways to disclose her identity. Therefore, it becomes important to the establishment of opportunities for realization of personal potential and conditions associated with the change of the professional activity, the mismatch of available skills and newly acquired behavior. Most vividly the described the situation reveals the dismissal of officers from military service. In studying the problem of overcoming the cognitive dissonance in resettlement in a civilian environment it is an important question of identifying the psychological determinants of the emergence and overcoming cognitive dissonance. The basic mechanisms of the relationship of subjective and objective conditions of adaptation, directly affecting the rise and overcome the cognitive dissonance soldiers adapt to civilian life are revealed. The novelty is that it uncovered the psychological conditions and factors that determine the process of overcoming the cognitive dissonance from military to civilian life.
Key words: cognitive dissonance; psychological determinants; adaptation; conditions; factors; the military, discharged.