Научная статья на тему 'Психологические детерминанты качества жизни при мигрени'

Психологические детерминанты качества жизни при мигрени Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
306
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мигрень / уровни тревоги и депрессии / качество жизни / migraine / levels of anxiety and depression / quality of life

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Старикова Наталья Леонидовна

Исследованы качество жизни 65 пациентов, страдающих мигренью, и его связь с клиническими особенностями заболевания, уровнями коморбидных тревоги и депрессии, копинг-стратегиями пациентов. Снижение качества жизни пациентов с мигренью по специфическому опроснику QVM коррелировало с длительностью приступов, показателем по опроснику MIDAS, уровнями тревоги, депрессии и приверженностью пассивным копинг-стратегиям. Корреляции с психологическими факторами оказались наиболее показательными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigated was the quality of life of 65 patients suffering from migraine, and its relationship with clinical features of disease, levels of comorbid anxiety and depression, coping strategies of patients. Reduced quality of life of patients with migraine according to a specific questionnaire QVM was correlated with duration of episode, an indicator of questionnaire MIDAS, levels of anxiety, depression and a commitment to passive coping strategies. Correlations with psychological factors were the most revealing.

Текст научной работы на тему «Психологические детерминанты качества жизни при мигрени»

УДК 616.857-06:616.89-07-08

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПРИ МИГРЕНИ

Наталья Леонидовна Старикова

Кафедра неврологии ФПК и ППС (зав. — проф. В.В. Шестаков) Пермской государственной медицинской

академии, е-таИ- nlsta@mail.ru

Реферат

Исследованы качество жизни 65 пациентов, страдающих мигренью, и его связь с клиническими особенностями заболевания, уровнями коморбидных тревоги и депрессии, копинг-стратегиями пациентов. Снижение качества жизни пациентов с мигренью по специфическому опроснику QVM коррелировало с длительностью приступов, показателем по опроснику MIDAS, уровнями тревоги, депрессии и приверженностью пассивным копинг-стратегиям. Корреляции с психологическими факторами оказались наиболее показательными.

Ключевые слова: мигрень, уровни тревоги и депрессии, качество жизни.

Качество жизни (КЖ) — интегратив-ный показатель, характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, основанная на его субъективном восприятии [3]. КЖ, связанное со здоровьем, — часть общего КЖ, оценивающая состояние здоровья человека. Оно зависит от ряда субъективных факторов, то есть при исследовании КЖ оценивается не сама болезнь, а ее воздействие на жизнь пациента [2]. Опросники для исследования КЖ принято делить на общие и специфические — для изучения КЖ при определенных заболеваниях [3]. Мигрень значительно ухудшает качество жизни пациентов. ВОЗ включила тяжелую мигрень в число четырех заболеваний с наиболее неблагоприятным влиянием на жизнь пациентов. Мигрень является одной из самых частых причин оказания неотложной помощи на дому и в больнице [1]. КЖ больных мигренью оказывается ниже, чем у лиц, не страдающих головными болями [6]. Сообщается, что снижение КЖ у пациентов с мигренью коррелирует с частотой приступов [11] либо с интенсивностью боли во время приступа, а также с эффективностью абортивной терапии приступов и удовлетворенностью пациентов такой терапией [8]. Тревога в ожидании следующей мигреноз-ной атаки негативно влияет на семейную

и социальную жизнь, а также на продуктивность труда пациентов [10]: в исследовании Р. Вгпа й а1. коморбидное мигрени тревожное расстройство дополнительно снижало КЖ [6]. Значение психологической составляющей КЖ описано и при других видах патологии (заболевания легких, сердца и т.д.) [5]. Имеют значение и привычные для конкретного пациента копинг-стратегии — стратегии преодоления боли. Все копинг-стратегии принято делить на адаптивные (или активные) и неадаптивные (или пассивные) [7]. У пациентов с частыми приступами мигрени отмечено преобладание пассивных ко-пинг-стратегий [4], чем можно объяснить плохую адаптацию к боли [12]. Однако до настоящего времени остается неясным конкретный вклад каждого из факторов, снижающих КЖ у больных, страдающих мигренью.

Мы изучали КЖ больных, страдающих мигренью, и его связь с клиническими особенностями заболевания, уровнями коморбидных тревоги и депрессии, копинг-стратегиями пациентов.

Обследованы 65 пациентов специализированного Центра головной боли (63 женщины, двое мужчин), страдавших мигренью, в возрасте 18—56 лет (средний возраст — 38,80±10,31 года). У 59 из них диагностирована мигрень без ауры, у 6 — с аурой (типичная аура с мигренозной головной болью — ХСНБ-П). Критериями включения в исследование больных были возраст от 18 до 56 лет, диагноз мигрени, соответстующий диагностическим критериям Международного общества головной боли (ХСНБ-П), отсутствие клинических признаков других видов головной боли, письменное информированное согласие больных на участие в исследовании. Критерии исключения: сочетание мигрени с другими видами головной боли, наличие очаговых неврологических симптомов или патологических очагов на КТ/МРТ,

807

а также тяжелых соматических заболеваний. Использовались 100-балльная визуальная аналоговая шкала (ВАШ), опросник MIDAS, опросник Спилберге-ра, опросник депрессии Бека, опросник управления болью Вандербильта, опросник Мigraine-АСТ (Assessment Current Treatment) для определения адекватности лекарственной терапии приступов. КЖ пациентов оценивалось по неспецифическому Гетеборгскому опроснику качества жизни и мигрень-специфическому опроснику QVM [9]. Статистическая обработка полученных результатов производилась с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.

Симптоматика мигрени в группе обследованных характеризовалась длительным анамнезом заболевания (18,92±9,88 года), высокой частотой (4,59±3,11 приступа в месяц) и длительностью приступов (38,63±28,63 ч), интенсивной головной болью (84,00±14,55 балла по ВАШ), низкой эффективностью лечения приступов и значительным ограничением повседневной активности пациентов. Хотя количество баллов по опроснику MIDAS колебалось в широких пределах (от 3 до 171 балла), в среднем показатель составил 36,21±34,94 балла. Результаты опросника Migraine-ACT также показали низкую удовлетворенность пациенток действием медикаментов.

По неспецифическому Гетеборгскому опроснику КЖ у пациентов с мигренью оказалось сниженным, составив в среднем 34,50±9,16 балла (более высокий показатель соответствует более низкому КЖ). КЖ по Гетеборгскому опроснику коррелировало с уровнями актуальной (p=0,009) и конституциональной (p=0,00001) тревоги, депрессии (p=0,00002), а также с показателем приверженности пассивным копинг-стратегиям по опроснику Ван-дербильта (p=0,0001). По специфическому опроснику QVM глобальный (общий) индекс КЖ в группе обследованных составил в среднем 51,38±13,03 балла, функциональный —20,33±5,71 балла, психологический — 16,09±4,38 балла. Социальный индекс КЖ оказался равным в среднем 10,71±3,32 балла, а медицинский — 4,02±1,37 балла. Не выявлено зависимости глобального показателя КЖ от возраста пациентов, а также от стажа заболевания, 808

длительности и частоты приступов, интенсивности боли по ВАШ. В то же время глобальный индекс коррелировал с показателями актуальной (p=0,0007) и конституциональной (p=0,001) тревоги, а также с выраженностью депрессии по опроснику Бека (p=0,002). Глобальный индекс зависел также от степени нарушения повседневной активности по опроснику MIDAS (p=0,017). Выявлена высокая зависимость глобального показателя QVM и от приверженности пациентов пассивным копинг-стратегиям по опроснику Вандербильта (p=0,00009). Функциональный индекс QVM зависел от показателей актуальной (р=0,001) и конституциональной (р=0,003) тревоги, уровня депрессии (р=0,011), а также от степени приверженности пассивным копинг-стратегиям (р=0,002). Психологический индекс коррелировал с уровнями актуальной (р=0,001) и конституциональной (р=0,003) тревоги, депрессии (р=0,004), показателем приверженности пассивным копинг-стратегиям по опроснику Вандербильта (р=0,0004), а также с нарушением повседневной активности по опроснику MIDAS (р=0,005). В отношении социального индекса QVM выявлена зависимость от длительности болевых приступов (р=0,046), а также от уровней актуальной (р=0,005) и конституциональной (р=0,006) тревоги, уровня депрессии (р=0,003) и использования пассивных копинг-стратегий (р=0,0005). Медицинский индекс QVM, отражающий снижение КЖ пациентов в связи с лечением мигрени, не обнаружил корреляций с какими-либо клиническими особенностями заболевания или психологическими особенностями личности пациентов.

В результате исследования нами было выявлено снижение КЖ у пациентов, страдающих мигренью, по двум опросникам — общему и специфическому, при этом показатели по ним статистически значимо коррелировали друг с другом, что дополнительно подтверждает достоверность полученных результатов. Степень нарушения КЖ по Гетеборгскому опроснику не зависела от клинических особенностей мигрени, но прямо и достоверно коррелировала с психологическими особенностями пациентов: уровнями тревоги, депрессии и приверженностью пассивным копинг-стратегиям. По спе-

цифическому опроснику QVM КЖ у пациентов с мигренью также оказалось сниженным, что коррелировало с некоторыми особенностями течения заболевания. Вместе с тем обращала на себя внимание высокодостоверная корреляция показателей КЖ с психологическими особенностями личности пациентов — актуальной и личностной тревожностью, уровнем депрессии и приверженностью пассивным копинг-стратегиям.

Таким образом, КЖ пациентов, страдающих мигренью, зависит не только (и не столько) от объективных показателей тяжести заболевания, сколько от особенностей личности пациентов и наличия эмоциональных расстройств, коморбидных мигрени, а также от их выраженности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амелин А.В., Игнатов Ю.Д., Скоромец А.А. Мигрень (патогенез, клиника, лечение). —СПб, 2001. — 200 с.

2. Белова А.Н. Шкалы, тесты и опросники в неврологии и нейрохирургии. —М., 2004. — 432 с.

3. Новик А.А., Одинак М.М., Ионова Т.И., Бисага Г.Н. Концепция исследования качества жизни в неврологии// Неврол. журн. — 2002. — № 7(6). — 49—52.

4. Яковлев О.Н., Филатова Е.Г., Вейн А.М. Психотерапия у пациентов с частыми приступами мигрени. // Журн.неврол и психиатр. — 2002. — № 10. — С. 46—52.

5. Arnold R., Ranchor A.V., Sanderman R. et al. The relative contribution of domains of quality of life to overall quality of life for different chronic diseases// Qual Life Res. — 2004. — Vol. 13(5). — P. 883—896.

6. Brna P., Gordon K, Dooley J. Health-related quality of life among Canadians with migraine //J. Headache Pain. — 2007. — Vol. 8(1). — P. 43—48.

7. Cathcart S, Materazzo F. Headache interference as a function of affect and coping: an artificial neural network analysis// Headache. — 1999. — Vol. 39. — P. 270—274.

8. Dahlof C. Assessing patient preference in migraine treatment //Cephalalgia. — 2001. — Vol. 21. — P. 791—795.

9. El Hasnaoui A, Vray M, Blin P. et al. Assessment of migraine severity using the MIGSEV scale: relationship to migraine features and quality of life //Cephalalgia. — 2004. — Vol. 24(4). — P. 262—270.

10. FreitagF.G. The cycle of migraine: patients' quality of life during and between migraine attacks//Clin. Ther. — 2007. — Vol. 29(5)/ — P. 939—949.

11. Garcia-Monco J.C., Foncea N, Bilbao A. et al. Impact of preventive therapy with nadolol and topiramate on the quality of life of migraine patients //Cephalalgia. — 2007. — Vol. 27(8). — P. 920—928.

12. Lafittau M, Radat F, Irachabal S., Creac'h C. Headache and transformed migraine with medication overuse: what differences between disability, emotional distress and coping? (Abstract). //Encephale. — 2006. — Vol. 32(2Pt1). — P. 231—237.

Поступила 26.02.09.

PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF QUALITY OF LIFE IN MIGRAINE

N.L. Starikova

Summary

Investigated was the quality of life of 65 patients suffering from migraine, and its relationship with clinical features of disease, levels of comorbid anxiety and depression, coping strategies of patients. Reduced quality of life of patients with migraine according to a specific questionnaire QVM was correlated with duration of episode, an indicator of questionnaire MIDAS, levels of anxiety, depression and a commitment to passive coping strategies. Correlations with psychological factors were the most revealing.

Key words: migraine, levels of anxiety and depression, quality of life.

УДК 6I6.12+617.57|-053.1-07

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ СИНДРОМА ХОЛТА-ОРАМА У РЕБЕНКА

Светлана Яковлевна Волгина, Надежда Игоревна Клейменова

Кафедра педиатрии и перинатологии (зав. — проф. А.В. Кузнецова) Казанской государственной медицинской академии последипломного образования, e-mail: Volgina_Svetlana@mail.ru

Реферат

Представлен клинический случай синдрома Холта—Орама у девочки, который имеет аутосомно-доминантный тип наследования и характеризуется сочетанием аномалий развития верхних конечностей и патологическими изменениями со стороны сердца (наличием врожденного порока, пролапса митрального клапана). Частота встречаемости в популяции неизвестна.

Ключевые слова: синдром Холта—Орама, аномалия развития верхних конечностей, ребёнок.

Синдром Холта—Орама (синдром «рука-сердце», предсердно-пальцевая дис-плазия) впервые был описан M. Holt и S. Oram в I960 г. В США частота данного синдрома, представляющего собой наследственное сочетание аномалий развития верхних конечностей и врожденного порока сердца, составляет 0,95 случая на I00 тысяч живорождений. Описанные

809

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.