Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
психологическая компетентность / "Я-концепция" / социальное восприятие / рефлекс / стресс / агрессия / альтруизм / агрессивность / социальная смелость / социальная зрелость / социально-психологическая компетентность. / psychological competence / "I-concept" / social perception / reflex / stress / aggression / altruism / aggressiveness / social courage / social maturity / socio-psychological competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атавуллаева Маҳбуба Кобиловна

в данной статье раскрываются научно-теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителей начальных классов, а также роль и значение факторов, влияющих на это. В нашей стране в последние годы особое внимание уделяется радикальному реформированию системы образования, дальнейшему совершенствованию системы подготовки кадров и повышению уровня профессиональной подготовки специалистов в данной области. Особое значение в этой связи имеют исследования по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF THE FORMATION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS

this article reveals the scientific and theoretical foundations of the formation of the professional competence of primary school teachers, as well as the role and importance of factors influencing this. In our country in recent years, special attention has been paid to the radical reform of the education system, further improvement of the personnel training system and raising the level of professional training of specialists in this field. Of particular importance in this regard are studies to improve the professional competence of teaching staff.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF THE FORMATION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL

TEACHERS Atavullayeva M.K. (Republic of Uzbekistan)

Atavullaeva Makhbuba Kobilovna - teacher, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY, INTERNATIONAL UNIVERSITY ASIA, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article reveals the scientific and theoretical foundations of the formation of the professional competence of primary school teachers, as well as the role and importance of factors influencing this. In our country in recent years, special attention has been paid to the radical reform of the education system, further improvement of the personnel training system and raising the level ofprofessional training of specialists in this field. Ofparticular importance in this regard are studies to improve the professional competence of teaching staff.

Keywords: psychological competence, "I-concept", social perception, reflex, stress, aggression, altruism, aggressiveness, social courage, social maturity, socio-psychological competence.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Атавуллаева М.К. (Республика Узбекистан)

Атавуллаева Мафуба Кобиловна - преподаватель, кафедра психология, Международный университет Азия, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрываются научно-теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителей начальных классов, а также роль и значение факторов, влияющих на это. В нашей стране в последние годы особое внимание уделяется радикальному реформированию системы образования, дальнейшему совершенствованию системы подготовки кадров и повышению уровня профессиональной подготовки специалистов в данной области. Особое значение в этой связи имеют исследования по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров. Ключевые слова: психологическая компетентность, "Я-концепция", социальное восприятие, рефлекс, стресс, агрессия,альтруизм, агрессивность, социальная смелость, социальная зрелость, социально-психологическая компетентность.

Анализируя научную литературу, в которой изучались социально-психологические детерминанты формирования коммуникативной компетентности у учителей начальных классов в науке социальной психологии, мы попытались теоретически проанализировать социально-психологические особенности, направленные на изучение методики формирования коммуникативной компетентности у них. Считаем необходимым проанализировать общее состояние существующих научно-психологических взглядов на коммуникативную компетентность при объяснении формирования коммуникативной компетентности у учителей начальных классов [1].

Компоненты и факторы этой проблемы изучались такими зарубежными учеными, как Д. Гоулман, Д. Майерс, К. Роджерс, Ж. Пиаже, Д. Векслер, Г. Айзенк, Л. Ф. Бахман, А. Палмер, Ян Ван Эк. [2]

Предварительный анализ показывает, что ученые, проводившие исследования функций коммуникативной компетентности А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.И. Шевандрин, В. Штерн, Е.С. Михайлова, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Лакосина, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Н.В. Бахманова, В.Г. Богин, В.А. Сластёнин и др. пытаются в определенной степени интерпретировать ее функции, исходя из характеристик коммуникативной компетентности [3].

Когнитивная компетентность - это способность преодолевать психологические препятствия в процессе профессиональной деятельности, правильно решать профессиональные задачи, выходить из проблемных ситуаций с использованием различных психологических методов, правильно оценивать ситуацию и синтезировать информацию.

Коммуникативная компетентность - основа психологической компетентности, важный фактор межличностных отношений, способность формировать положительное отношение окружающих, уметь содержательно и аргументировано излагать свое мнение другим, уметь правильно организовать общение.

Интеллектуальная компетентность - это большой запас знаний и способность правильно решить задачу на основе мышления в проблемной ситуации. Медицинские работники должны иметь достаточную базу знаний по психологии личности, психологии общения и другим областям психологии и уметь правильно использовать эти знания в процессе общения со своими пациентами и окружающими.

Социальная компетентность - способность развивать социальную адаптацию на высоком уровне, уметь в полной мере позитивно выражать себя в социальной жизни, успешно устанавливать личный авторитет.

Самопсихологическая компетентность - это способность правильно управлять собственным поведением, адекватно оценивать свои личностные особенности, самооценку и саморегуляцию.

Американские исследователи Л. Штраус и Дж. Морено описывают компетентность как совокупность умений, необходимых для выполнения человеком определенной деятельности по специальности, тип мышления, возникающий в результате воплощения чувства ответственности за проявление умений. Ряд ученых пытаются объяснить социально-психологическую компетентность, связывая ее с профессиональными знаниями.

Анализ литературы показал, что исследований, посвященных изучению и разработке психологических механизмов формирования коммуникативной компетентности учителей начальных классов, немного. Итак, по результатам проведенного выше научно-теоретического анализа хотелось бы сделать следующие общие выводы относительно освещения коммуникативной компетентности учителей начальных классов в научной литературе.

Вышеизложенный научный анализ требует рассматривать коммуникативную компетентность учителей начальных классов как социально-психологическую проблему и сделать более совершенный ее анализ сегодня в рамках профессиональной деятельности (особенно профессиональной деятельности учителей начальных классов), т.е. необходимо делать научные уточнения на основе конкретных эмпирических данных как теоретически, так и практически. Развитие коммуникативной компетентности учителей начальных классов и факторы, влияющие на него, а также различные подходы к вопросам профессиональной компетентности учителей начальных классов показывают, что четкого научного решения этой проблемы нет. Исходя из этого, мы сочли необходимым создать и апробировать структуру коммуникативной компетентности учителя начальных классов.

Список литературы /References

1. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л., 1970.

2. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие

компетентности в общении. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. - 368 с.

3. Куницына В.Н. Потребности и мотивы личности // Психология. Учебник (под ред. А.А.

Крылова), М.: Проспект, 1998. - С.188-195.

40

4. Белицкая Г.Э. Социальная компетентность личности. // Сознание личности в кризисном обществе -М.,1995. -122 с.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE SOCIAL INTELLIGENCE OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN THE EFFECTIVENESS OF

TEACHING Atavullayeva M.K. (Republic of Uzbekistan)

Atavullaeva Makhbuba Kobilovna - teacher, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY, INTERNATIONAL UNIVERSITY ASIA, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the widespread use of pedagogical innovations in the educational process is considered a global trend of world development. Currently, the most significant is the creation of an interactive educational space, the improvement of innovative methods and technologies for the development of students' thinking and worldview. Improving the quality and effectiveness of teaching in the education system is associated with the degree of development of the teacher's social intelligence. This ability is necessary for effective interpersonal interaction and successful social adaptation. Keywords: social intelligence, psychological competence, "I-concept", social perception, reflex, stress, aggression,altruism, aggressiveness, social courage, social maturity, cognitiveness, emotionality.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ Атавуллаева М.К. (Республика Узбекистан)

Атавуллаева Ма^буба Кобиловна - преподаватель, кафедра психология, Международный университет Азия, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: широкое применение педагогических инноваций в образовательно-воспитательном процессе считается глобальной тенденцией мирового развития. В настоящее время наиболее значимым стало создание интерактивного образовательного пространства, совершенствование инновационных методов и технологий развития мышления и мировоззрения учащихся. Повышение качества и эффективности обучения в системе образования связано со степенью развитости социального интеллекта учителя. Эта способность необходима для эффективного межличносного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Ключевые слова: социальный интеллект, психологическая компетентность, "Я-концепция ", социальное восприятие, рефлекс, стресс, агрессия, альтруизм, агрессивность, социальная смелость, социальная зрелость, когнитивность, эмоциональность.

В годы независимости возникла необходимость переорганизaции структуры и содержания подготовки кадров на основе Закона Республики Узбекистан «Об образовании» на «кардинальное улучшение кадрового потенциала системы образования, повышение престижности профессии воспитателя, учителя, преподавателя и научного работника» [1]. В связи с этим в настоящее время социально-психологическая эффективность деятельности каждого учителя, прежде всего, во многом связана с его педагогическим мастерством,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.