УДК 159.99
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИНЫ МИРА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
© Елена Игоревна ШЕВЕЛЮХИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной психологии, e-mail: [email protected]
Рассмотрено влияние мультимедийных технологий (прежде всего, Интернета, доступного через компьютеры, планшеты и мобильные устройства) на формирование детской картины мира на современном этапе развития информационного общества. Приведены результаты социологического исследования этой проблемы, проведенного в Международном центральном институте (IZI) для молодежи и образовательного телевидения в Мюнхене. Выявлены психологические факторы, способствующие становлению мировоззрения ребенка в дошкольном возрасте: стремление к саморазвитию, вынужденная необходимость, детский выбор и др. Сделан вывод о синкретичности детской картины мира, которая имеет визуально-образную природу и активный характер. Формирование картины мира дошкольника предусматривает постепенное обогащение, приобретение опыта: от чувственных впечатлений и представлений, полученных как самостотельно, так и в специально организованных условиях, далее к преобразованию их в систему знаний о себе, о других людях, о природе.
Ключевые слова: картина мира; дошкольный возраст; мультимедийные технологии.
В современных условиях возросла роль мультимедийных технологий в воспитании и развитии ребенка, что особенно значимо для дошкольного возраста, в котором формируются первые представления ребенка об окружающем мире. Детская картина мира является особой системой значений, представлений в мире, развивающейся в условиях «информационного бума» под мощным влиянием мультимедийных технологий со значительным преобладанием визуальных, звуковых образов. Наиболее популярной разновидностью мультимедийных технологий в наше время является Интернет, доступный благодаря компьютерам, мобильным устройствам, планшетам. Целостная картина мира складывается у ребенка благодаря механизму интериоризации в процессе его взаимодействия с предметами, родителями, сверстниками, окружающими людьми.
Ряд исследователей (В.В. Абраменкова, А. Богатырева, М.А. Алоева, И.Я. Медведева и др.) убедительно доказывают влияние современных мультимедийных технологий на формирование представлений ребенка об окружающем мире [1-3].
Детская картина мира выступает синкретичным предметно-чувственным образованием, имеющим активный характер построения ребенком пространства собственных отношений с окружающим миром. Составляющие детской картины мира имеют не
столько понятийную, сколько образно-визуальную природу. Внешние явления, предметы воздействуют на органы чувств, вызывая реакцию в виде ощущений ребенка по отношению к воспринимаемому воздействию. Полученные образы складываются и совершенствуются в жизненном опыте человека.
По мнению А.Н. Леонтьева, образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной [4]. При этом особую роль в воспринимаемой информации играют органы чувств, занимающиеся ее обработкой.
Исходя из концепции О.Я. Валевски, восприятие - это отражение информации об окружающем мире, с элементами материального и духовного мира, преломленное через сознание и подсознание индивида, что является ключевым в формировании и расширении картины мира человека [5].
Опираясь на исследования Э.П. Печер-ской и Д.Ю. Меркуловой, В.Б. Звоновского и др., можно сказать, что сеть Интернет благодаря своей доступности и привлекательности становится «центром притяжения», превращаясь в важный элемент социализации ребенка уже с ранних лет [6]. Исходя из такой популярности в наше время новых муль-
тимедийных технологий, большинство родителей позволяют своим детям пользоваться данным ресурсом. Согласно современным данным, дети уже с 2-3 лет могут входить в сеть Интернет (самостоятельно или с помощью родителей), при этом он заменяет привычные формы социальной активности ребенка (игры со сверстниками, прогулки на улице).
Влияние мультимедийных технологий более углубленно исследовали в Международном центральном институте (КГ) для молодежи и образовательного телевидения в городе Мюнхен. Полученная статистика показала, что в семьях с детьми дошкольного возраста доступ в Интернет составляет 97 %, пользование компьютерами / ноутбуками -95 %. Из мультимедийных средств в семьях преобладает телевизор - 91 %, компьютер с доступом в Интернет - 64 %, планшет -56 %, смартфоны (айфоны) - 44 % [7]. Это не все результаты исследования, но, исходя из указанных данных, мы видим, что за рубежом дети дошкольного возраста очень активно пользуются интернет-средой, а также всевозможными видами мультимедийных технологий.
Таким образом, формирование картины мира детей начинается через постепенное накопление чувственного опыта, в процессе взаимодействия с окружающим миром происходит стимуляция познавательной активности ребенка: от проявления любознательности к получению новых знаний, впечатлений, которые сопоставляются с уже имеющимся опытом. В результате данного процесса складывается картина мира, наполненная новыми знаниями и личностным опытом ребенка [8]. Формирование картины мира ребенка дошкольника предусматривает постепенное обогащение, приобретение опыта: от чувственных впечатлений и представлений, полученных как самостотельно, так и в специально организованных условиях далее к преобразованию внешних значений во внутренний план. Появляется система знаний о себе, о других людях, о природе [9].
С целью более пристального исследования влияния Интернета на развитие детской картины миры и взаимодействия дошкольника с интернет-средой был разработан и при-
менен диагностический опросник «Выявление отношения родителей к взаимодействию дошкольников с интернет-средой».
Опросник включал 39 утверждений, с которыми предлагалось согласиться по шкале: +3 - абсолютно верно, +2 - в целом верно, +1 - частично верно, -3 - полностью ошибочно, -2 - в целом ошибочно, -1 - частично ошибочно, 0 - затрудняюсь ответить. Опросником было охвачено 55 родителей детей в возрасте от 4 до 6 лет.
Анкетирование проходило в тех семьях, где дети пользуются интернет-ресурсом как на компьютерах, так и на планшетах (с помощью родителя или самостоятельно). Взаимоотношения дошкольника и мультимедийных технологий в последние годы стали предметом исследования в связи с повсеместным использованием Интернета в разных областях ребенка с самых ранних лет. Обучаясь и приобретая навыки владения интернет-средой, ребенок может смотреть мультфильмы, сказки, заниматься подготовкой к школе, слушать музыку, рассматривать картинки. Как мы видим, поле взаимодействия ребенка в данном ресурсе обширное. Исходя из полученных данных опроса, в среднем в день ребенок 5-6 лет с позволения родителей может находиться в сети до 1,5 часов.
В результате обработки полученных данных (материал опроса) оказалось, что взаимодействие дошкольников с интернет-средой надежно коррелирует со следующими утверждениями: «Ребенок предпочитает в Интернете сайты для подготовки к школе» (0,81), «Ребенок предпочитает в Интернете познавательные сайты» (0,70), «Мой ребенок посещает в Интернете развивающие детские сайты» (0,69), «Мой ребенок посещает интернет-сайты с детскими фильмами» (0,64), «Я считаю, что Интернет помогает ребенку лучше подготовиться к школе» (0,62). Таким образом, мотивами взаимодействия дошкольника с интернет-средой являются познавательная активность, любознательность, интерес (рис. 1).
Представленные результаты проведенного эмпирического исследования позволяют выделить психологические факторы, способствующие формированию детской картины мира.
Рис. 1. Корреляция взаимодействия дошкольника с Интернетом по материалам опроса родителей
Полученные данные в результате анкетирования родителей подверглись факторному анализу. В итоге было выявлено три основных фактора: саморазвитие ребенка, вынужденная необходимость, детский выбор.
В первый фактор со значимыми весовыми нагрузками вошли следующие компоненты: «Мой ребенок посещает развивающие детские сайты» (0,828), «Ребенок предпочитает интернет-сайты для подготовки к школе» (0,789), «Мой ребенок посещает сайты для подготовки к школе» (0,767), «Мой ребенок посещает сайты с детскими фильмами» (0,717). В целом все компоненты в первом факторе подтверждают, что на взаимодействие с интернет-средой влияет возможность саморазвития ребенка в процессе посещения сайтов с «подготовкой к школе», «играми», «детскими фильмами», «развивающими сайтами».
Во второй фактор вошли такие компоненты, как «Интернет наносит вред нравственному развитию ребенка» (-0,820), «Интернет вреден для нервной системы ребенка» (-0,758), «Интернет тормозит развитие у ребенка умений общения с детьми» (-0,711), «Присутствие в Интернете наносит вред зрению ребенка» (-0,700), «Я считаю, что Интернет развивает интеллект ребенка» (0,649).
Таким образом, родители видят позитивное использование детьми Интернета. Многие мирятся с тем, что он наносит вред здоровью ребенка, но все же извлекают выгоду из использования им интернет-ресурсов, т. к. ребенок вроде бы занят, занимается саморазвитием.
В третьем факторе значимыми компонентами стали «Ребенка интересуют в Интернете любые сайты» (0,739), «Мой ребенок предпочитает Интернет другим видам деятельности» (0,735), «Мой ребенок может посещать в Интернете любые сайты» (0,558). Данный фактор условно может быть назван фактором детского выбора. Таким образом, видно, что Интернет преобладает в выборе деятельности ребенка, заменяя другие привычные формы социализации.
В целом полученные данные показывают, что овладение интернет-ресурсами начинается с самых ранних лет. Ребенок имеет к 3 -4 годам навыки, с помощью которых он может самостоятельно или в присутствии родителей заходить в Интернет. Большинство родителей считают, что Интернет наносит вред ребенку, однако позволяют пользоваться данным ресурсом, т. к. благодаря ему ребенок развивается, получает необходимую информацию. Тем самым оправдывают на-
хождение в Сети, разумно дозируя время пользования Интернетом.
1. Абраменкова В.В. Информационная среда и ее влияние на эмоционально-смысловое поле картины мира ребенка. М., 2000.
2. Абраменкова В., Богатырева А. Дети и телевизионный экран // Воспитание школьника. 2006. № 6. С. 28-31.
3. Алоева М.А., Медведева И.Я. Лучшие родительские собрания в начальной школе: 3-4 классы // Родительское собрание. 2007. № 11.
4. Леонтьев А.Н. Образ мира // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.
5. Валевски О.Я. Психология Новой Эры. Кн. 1. Одесса, 2005.
6. Печерская Е.П., Меркулова Д.Ю. Дошкольники в сети Интернет // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10.
7. Международный центральный институт (IZI) для молодежи и образовательного телевидения: любимые персонажи детей дошкольного возраста, 2012. Исследование, проведенное icon kids и молодежи. Мюнхен, 2012.
8. Русевич В.В. Педагогические условия формирования образа мира у детей 5-7 лет: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009.
9. Коваль Н.А., Иванова Ю.А. Психологические детерминанты развития самоутверждения дошкольника в семьях с высоким уровнем притязаний // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 7 (123). С. 122-128.
1. Abramenkova V.V. Informatsionnaya sreda i ee vliyanie na emotsional'no-smyslovoe pole karti-ny mira rebenka. M., 2000.
2. Abramenkova V., Bogatyreva A. Deti i televi-zionnyy ekran // Vospitanie shkol'nika. 2006. № 6. S. 28-31.
3. Aloeva M.A., Medvedeva I.Ya. Luchshie roditel'skie sobraniya v nachal'noy shkole: 3-4 klassy // Roditel'skoe sobranie. 2007. № 11.
4. Leont'ev A.N. Obraz mira // Leont'ev A.N. Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya. M., 1983.
5. Valevski O.Ya. Psikhologiya Novoy Ery. Kn. 1. Odessa, 2005.
6. Pecherskaya E.P., Merkulova D.Yu. Doshkol'niki v seti Internet // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2013. № 10.
7. Mezhdunarodnyy tsentral'nyy institut (IZI) dlya molodezhi i obrazovatel'nogo televideniya: lyubimye personazhi detey doshkol'nogo vozrasta, 2012. Issledovanie, provedennoe icon kids i molodezhi. Myunkhen, 2012.
8. Rusevich V.V. Pedagogicheskie usloviya formi-rovaniya obraza mira u detey 5-7 let: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2009.
9. Koval' N.A., Ivanova YuA. Psikhologicheskie determinanty razvitiya samoutverzhdeniya doshkol'nika v sem'yakh s vysokim urovnem prityazaniy // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 7 (123). S. 122-128.
Поступила в редакцию 11.04.2014 г.
UDC 159.99
PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF FORMATION OF WORLD PICTURE OF PRESCHOOL CHILDREN THROUGH MULTIMEDIA TECHNOLOGY
Elena Igorevna SHEVELYUKHINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social Psychology Department, e-mail: [email protected]
The influence of multimedia technologies (especially Internet accessible through computers, tablets and mobile devices) on the formation of children's picture of the world at the present stage of development of the information society is considered. The results of the survey of the problem conducted by the International Central Institute (IZI) for Youth and Educational Television in Munich are given. The psychological factors conducive to a child's world in the pre-school years are identified: desire for self-development, forced necessity, children's choice, etc. It is concluded that children's syncretic view of the world has shaped the nature of visual and active. Worldview of formation of preschooler envisages a gradual enrichment, gaining experience from sense impressions and submissions received by himself and in especially in organized conditions, further to their transformation into a system of knowledge about themselves, about other people, about nature. Key words: world picture; pre-school age; multimedia technology.