Научная статья на тему 'Психологические аспекты здоровья субъектов высшего профессионального образования'

Психологические аспекты здоровья субъектов высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое здоровье / личностные ресурсы преподавателя / субъективное психологическое благополучие преподавателя и обучающегося. / psychological health / personal resources of teacher / subjective psychological well-being of teacher and student

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М. А. Ларионова, Л. И. Сукач

В статье обсуждается актуальный вопрос сохранности и профилактики психологического здоровья субъектов профессионального образования, что позиционируется одной из приоритетных задач государства и общества сегодня. Подчёркивается взаимосвязь между высокими требованиями социума, образовательной системы и истощением эмоциональных ресурсов личности, подверженность стрессовым ситуациям. Авторами выявлены существующие трактовки понятия психологического здоровья, раскрыто значение компонента психолого-педагогического сопровождения в программах образовательных организаций, выявлено значение ресурсов психологического здоровья для эффективной профессиональной деятельности преподавателя. Проведённое срезовое эмпирическое исследование свидетельствует, что необходима разработка системы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья преподавателей и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF HEALTH OF SUBJECTS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The article discusses the current issue of preservation and prevention of psychological health of subjects of vocational education, this is positioned as one of the priority tasks of the state and society today. The interconnection between the high requirements of society, the educational system and the depletion of the emotional resources of the individual, exposure to stressful situations is emphasized. The authors identify the existing interpretations of the concept of psychological health, revealed the value of the component of psychological and pedagogical support in the programs of educational organizations, reveal the value of psychological health resources for effective professional activity of a teacher. An empirical cross-sectional study indicates that it is necessary to develop a system of measures aimed at maintaining and strengthening the psychological health of teachers and students.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты здоровья субъектов высшего профессионального образования»

Библиографический список

1. Кусмарцев М.Б. Становление новых поколений победителей - миссия патриотического воспитания, монография. Волгоград: Издательство ВолгГМУ, 2013.

2. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва: НМО «Творческая педагогика, 1993.

3. Абрамов М.А. Патриотизм в системе современного социального сознания: феноменологический и социоструктурный аспекты. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Краснодар, 2018.

4. Куликов С.П. Патриотизм в российском обществе: поколенческая специфика, стратегии регенерации и риски имитации. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Ростов-на-Дону, 2016.

5. Лукинова И.А. Место и роль российского патриотизма в современном обществе. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Ставрополь, 2013.

6. Резаков М.Р Патриотизм как фактор политической жизни современной России. Автореферат диссертации ... кандидата политических наук. Пятигорск, 2018.

7. Хромова М.Н. Педагогические условия развития патриотизма обучающихся на основе школьных традиций. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.

8. Снопко Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования. Диссертация. доктора педагогических наук. Москва, 2007.

9. Овчинникова Н.П. Формирование понятия «Отечество» у старшеклассников средствами исторического образования. Диссертация. кандидата педагогических наук. Архангельск, 2002.

10. Иванова С.Ю. Патриотизм в культуре современной России. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Ставрополь, 2004.

11. Щеголев А.А. Историко-педагогическая ретроспектива гражданского и патриотического воспитания в научно-педагогической периодике России. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2016.

12. Момджян К.Х К типологии человеческих потребностей. Статья 3. Социальные потребности человека. Вестник Московского университета. 2017; Ч. 1, № 1: 97 - 116.

13. Вежевич Т.Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников. Диссертация ... доктора педагогических наук. Улан-Удэ, 2011.

14. Основин А.В. Формирование патриотизма старшеклассников в образовательной среде школы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кара-чаевск, 2016.

15. Курганский С.М. Управление школой в «режиме развития». Школьные технологии. 2002; № 2: 68 - 85.

References

1. Kusmarcev M.B. Stanovlenie novyh pokolenijpobeditelej - missiya patrioticheskogo vospitaniya: monografiya. Volgograd: Izdatel'stvo VolgGMU, 2013.

2. Karakovskij V.A. Stat' chelovekom. Obschechelovecheskie cennosti - osnova celostnogo uchebno-vospitatel'nogo processa. Moskva: NMO «Tvorcheskaya pedagogika, 1993.

3. Abramov M.A. Patriotizm v sisteme sovremennogo social'nogo soznaniya: fenomenologicheskij i sociostrukturnyj aspekty. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Krasnodar, 2018.

4. Kulikov S.P. Patriotizm vrossijskom obschestve: pokolencheskaya specifika, strategiiregeneraciiiriskiimitacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2016.

5. Lukinova I.A. Mesto i rol' rossijskogo patriotizma v sovremennom obschestve. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Stavropol', 2013.

6. Rezakov M.R. Patriotizmkak faktorpoliticheskojzhiznisovremennojRossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata politicheskih nauk. Pyatigorsk, 2018.

7. Hromova M.N. Pedagogicheskie usloviya razvitiya patriotizma obuchayuschihsya na osnove shkol'nyh tradicij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.

8. Snopko N.M. Psihologicheskie mehanizmy i pedagogicheskie osnovy patrioticheskogo vospitaniya v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya. doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

9. Ovchinnikova N.P. Formirovanie ponyatiya «Otechestvo» u starsheklassnikov sredstvami istoricheskogo obrazovaniya. Dissertaciya. kandidata pedagogicheskih nauk. Arhangel'sk, 2002.

10. Ivanova S.Yu. Patriotizm v kul'ture sovremennoj Rossii. Avtoreferat dissertacii . doktora filosofskih nauk. Stavropol', 2004.

11. Schegolev A.A. Istoriko-pedagogicheskaya retrospektiva grazhdanskogo i patrioticheskogo vospitaniya v nauchno-pedagogicheskoj periodike Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2016.

12. Momdzhyan K.H K tipologii chelovecheskih potrebnostej. Stat'ya 3. Social'nye potrebnosti cheloveka. Vestnik Moskovskogo universiteta. 2017; Ch. 1, № 1: 97 - 116.

13. Vezhevich T.E. Modelirovanieregional'nyh sistempatrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Dissertaciya . doktora pedagogicheskih nauk. Ulan-Ud'e, 2011.

14. Osnovin A.V. Formirovanie patriotizma starsheklassnikov v obrazovatel'noj srede shkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Karachaevsk, 2016.

15. Kurganskij S.M. Upravlenie shkoloj v "rezhime razvitiya". Shkol'nye tehnologii. 2002; № 2: 68 - 85.

Статья поступила в редакцию 29.05.20

УДК 378

Larionova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities, Omsk State Medical University

(Omsk, Russia), E-mail: larionova_ma@mail.ru

Sukach L.I., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Normal Physiology, Omsk State Medical University (Omsk, Russia),

E-mail: nf@omsk-osma.ru

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF HEALTH OF SUBJECTS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION. The article discusses the current issue of preservation and prevention of psychological health of subjects of vocational education, this is positioned as one of the priority tasks of the state and society today. The interconnection between the high requirements of society, the educational system and the depletion of the emotional resources of the individual, exposure to stressful situations is emphasized. The authors identify the existing interpretations of the concept of psychological health, revealed the value of the component of psychological and pedagogical support in the programs of educational organizations, reveal the value of psychological health resources for effective professional activity of a teacher. An empirical cross-sectional study indicates that it is necessary to develop a system of measures aimed at maintaining and strengthening the psychological health of teachers and students.

Key words: psychological health, personal resources of teacher, subjective psychological well-being of teacher and student.

М.А. Ларионова, канд. пед. наук, доц., Омский государственный медицинский университет, г. Омск, E-mail: larionova_ma@mail.ru

Л.И. Сукач, канд. мед. наук, доц., Омский государственный медицинский университет, г. Омск, E-mail: nf@omsk-osma.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обсуждается актуальный вопрос сохранности и профилактики психологического здоровья субъектов профессионального образования, что позиционируется одной из приоритетных задач государства и общества сегодня. Подчёркивается взаимосвязь между высокими требованиями социума, образовательной системы и истощением эмоциональных ресурсов личности, подверженность стрессовым ситуациям. Авторами выявлены существующие трактовки понятия психологического здоровья, раскрыто значение компонента психолого-педагогического сопровождения в программах образовательных организаций, выявлено значение ресурсов психологического здоровья для эффективной профессиональной деятельности преподавателя. Проведённое срезовое эмпирическое исследование свидетельствует, что необходима разработка системы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья преподавателей и студентов.

Ключевые слова: психологическое здоровье, личностные ресурсы преподавателя, субъективное психологическое благополучие преподавателя и обучающегося.

Современная глобализация не может не затрагивать такие важные сферы жизни общества, как образование и медицина во всём мире. Не исключением является и Россия, в которой на протяжении последнего десятилетия происходят процессы модернизации, цифровизации, технологизации образовательной системы и здравоохранения. Это не могло не сказаться на психологическом здоровье и благополучии личности [1].

Профилактика, охрана и сохранение психологического здоровья наряду с соматическим является одной из приоритетных задач государства и общества сегодня. Более того, ФГОС, принятый для лиц с ограниченными возможностями здоровья, консолидирует усилия педагогов, психологов, медиков, родителей в вопросах качественного образования обучающихся групп риска, актуализируя проблему здоровьесбережения субъектов образовательного процесса от дошкольного образования до высшей школы.

Во всех программах образовательных организаций предусмотрен компонент психолого-педагогического сопровождения здоровья обучающихся, созданы структурные подразделения, специалисты которых занимаются вопросами здоровьесбережения и социально-психологической работой с обучающимися. Меньшее внимание в образовательных организациях уделяется профилактике и укреплению психологического здоровья обучающих (педагогов, преподавателей, воспитателей и т.д.). Такой парадокс позволяет обозначить некоторые важные аспекты сохранения и поддержания психологического здоровья данной группы субъектов образовательной системы, в частности преподавателей высшей школы. Считаем, что эту проблему необходимо рассматривать и решать во взаимосвязи с деятельностью по здоровьесбережению как обучающихся, так и обучающих.

По определению Всемирной организации здравоохранения, психологическое здоровье проявляется в оценке личностью своего состояния как благополучного. Человек владеет личностными ресурсами, чтобы справляться со сложными жизненными ситуациями, вести активную жизнедеятельность, развиваться, учиться и работать, чувствуя удовлетворённость жизнью [2].

А.Х. Маслоу, обращаясь к рассмотрению вопроса о психологическом здоровье, делал акцент на самоощущении человека и связывал его с субъективным благополучием личности [3].

Однако на оценку собственного психологического благополучия как фактора психологического здоровья личности могут оказывать существенное влияние внешние обстоятельства, связанные с организацией и управлением той социальной среды или группы, в которой человек находится. Так, например, сегодня предъявляются сверхтребования к уровню компетентности специалистов в сфере образования и медицины. Это касается не только непосредственной предметной компетентности, а также информационной, коммуникативной и др. Такие требования к профессионализму педагогов и врачей обусловлены, на наш взгляд, преобразованием социальной ситуации и современной образовательной парадигмы, где центральное место отводится человеческим ресурсам и личностным качествам субъектов образования.

Динамические изменения в системе образования затронули психологические ресурсы субъектов профессионального образования, так как кроме предметной и методической подготовленности к профессионально-педагогической деятельности в современных образовательных условиях требуется наличие у преподавателя высоких наукометрических показателей. Недостаточно быть эффективным педагогом высшей школы, следует быть менеджером, учёным, подтверждающим свою продуктивность в многоаспектной деятельности вуза. Так, например, для медицинского вуза становится нормой оценки профессионализма наличие врачебного опыта, сочетание деятельности врача и преподавателя. Весь это спектр показателей учитывается при прохождении преподавателем высшей школы аттестационной процедуры, конкурса для продлевания трудового договора с вузом.

Отметим, что от преподавателя ожидается и проявление определённых личностных качеств, эффективных действий в профессионально-педагогической деятельности в целом. От него требуются личностные качества, непосредственно определяющие его взаимодействие с обучающимися, сохранность ресурсного состояния для осуществления профессионально-педагогической деятельности. К таким качествам можно отнести стрессоустойчивость, способность к психологической подстройке к различным субъектам образовательного пространства, оп-тимистичность, гибкость, толерантность и др. Наличие таких личностных качеств у преподавателя обусловливает его психологическую готовность к реализации задач, на решение которых направлена современная система образования.

Стрессоустойчивость сопряжена с эмоциональными ресурсами преподавателя, личностной и ситуативной тревожностью, адекватной по степени тому или иному профессионально-педагогическому контексту. Естественная тревожность, её оптимум служит значимым показателем сформированности самоконтроля личности, самовоспитания и социализации. Личностная тревожность, проявляясь в реакциях человека на целый спектр стимулов из внешней и внутренней среды, всегда индивидуализирована. Ее повышенный уровень указывает на сни-женность стрессоустойчивости априори, то есть до происходящего. Это как бы готовность к сложностям, трудностям, неудачам различного плана. Ситуативная же тревожность в норме является реакцией на сам стресс. Опять же, при завышенных значениях ситуативной тревожности можно говорить о недостаточной стрессоустойчивости личности, либо выявить те ситуации, которые воспринимаются личностью угрожающими для определённой сферы жизнедеятельности. В сочетании со сниженным уровнем субъективно воспринимаемого психологического благополучия это свидетельствует об истощенной эмоциональности, низких ресурсах психологического здоровья.

Макарова А.П. отмечает, что «в большинстве случаев высокий уровень субъективного благополучия характерен для личности, если она удовлетворена своей жизнью...» [4, с. 84].

К. Рифф в первую очередь акцентирует внимание на позитивной самооценке личности и самопринятии как базе психологического комфорта и саморазвития в сочетании с разумной автономией от окружающих людей [5].

В профессиональной деятельности преподавателя ресурсы психологического здоровья играют ключевую роль, поскольку позволяют проявлять толерантность к обучающимся, живой интерес к их учебно-профессиональным достижениям, способность организовать педагогическое общение в субъектно-ориентированной парадигме. В противном случае преподаватель вряд ли способен «вести за собой», создавать условия для гармоничного развития и профессионального саморазвития личности обучающегося.

У такого преподавателя снижена способность слышать дельные советы коллег, понимать обучающихся и выстраивать профессионально-педагогическую деятельность согласно принципам системно-деятельностного подхода. В данном подходе сделан акцент на личностную составляющую в профессионализме педагога, а затем уже деятельностном компоненте. Именно поэтому считаем, что психологически ресурсный преподаватель должен рассматриваться с позиции целостности и единства его личностных и профессионально важных качеств. Данное свойство позволяет педагогу оставаться работоспособным и восприимчивым к нежелательным отклонениям в образовательной среде, сохраняя спокойствие и возможности решения трудных профессиональных ситуаций.

Качества, которые мы выше определили как важные для преподавателя, раскрывают картину его психологической готовности соответствовать современным социальным и профессиональным требованиям [6]. Однако немаловажно, чтобы перечисленными выше качествами обладал и обучающийся, особенно если его будущая профессиональная деятельность связана с общением с людьми. Ещё раз подчеркнём, что в психолого-педагогической литературе психологическое здоровье рассматривается как некоторое оптимальное состояние личности, определяющее функционирование всех психических структур, необходимых для жизнедеятельности (А.Х. Маслоу, О.М. Хухлаева и др.). Оно охватывает все сферы личности: когнитивную, эмоционально-волевую, поведенческую. И в то же время ресурсность эмоционально-волевой сферы личности в сохранности психологического здоровья имеет важнейшее значение, поскольку отражает субъективное ощущение благополучия, стремление к жизненным достижениям, влияет на познавательную продуктивность и мотивационную активность, проявляется в качестве профессиональных и учебных действий.

Оценить некоторые психологические аспекты здоровья субъектов профессионального образования (преподавателя и студента) нам позволили результаты, полученные по двум тестовым методикам: «Шкале реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина» и «Шкале субъективного благополучия» (адаптированный вариант М.В. Соколовой).

Итак, методика «Шкала субъективного благополучия» (ШСБ) адаптирована в лаборатории психодиагностики Ярославского государственного университета [7]. Она предназначена для мобильной психодиагностики, при этом даёт возможность валидного стандартизированного измерения уровня субъективного благополучия личности. Кроме количественных показателей по уровню субъективного благополучия личности имеется возможность качественной интерпретации результатов.

Таблица 1

уровень проявления признака первая группа (преподаватели) в % вторая группа (студенты) в %

ЛТ СТ СБ ЛТ СТ СБ

низкий 38,5 30,8 30,8 9,9 7,2 41,2

средний (умеренный) 38,5 46,2 53,8 25,3 18,1 30,1

высокий 23 38,6 15,4 64,8 74,7 28,7

Условные обозначения: ЛТ - личностная тревожность; СТ - ситуативная тревожность; СБ - субъективное благополучие.

Показатели тревожности и субъективного благополучия у преподавателей и студентов

Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ха-нина» позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. Методика предложена Ч.Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л. Ханиным [8]. Полученные результаты, согласно разработчикам, помогают просмотреть и среднегрупповой показатель ситуативной (реактивной) и личностной тревожности.

В выборку были включены 13преподавателей в возрасте от 32 до 51 года (первая группа) и 108 студентов второго курса различных факультетов медицинского вуза в возрасте от 19 до 21 года (вторая группа). Все участники эмпирического исследования добровольно согласились на тестирование. Сложность у нас возникла при получении согласия на обследование от преподавателей. Многие отказывались, ссылаясь на занятость, несмотря на то, что пояснялась процедура тестирования (конфиденциальность, краткосрочность, анонимность). В дальнейшем по каждой группе находился% опрошенных, в зависимости от уровня по выявленному показателю. Обобщённые данные занесены в табл. 1.

Из данных таблицы видно, что в показатель субъективного благополучия оценивается в группе преподавателей как низкий у 30,8% опрошенных, в группе студентов он ещё больше и составляет 41,2% от общего числа опрошенных. Согласно М.В. Соколовой, для лиц с такими показателями по ШСБ характерна склонность к депрессии и тревогам, пессимизму, плохой переносимости стрессовых ситуаций. Зачастую у личности может быть значительно выражен эмоциональный дискомфорт, неудовлетворённость собой и своим положением, излишнее беспокойство [9]. Такое нересурсное состояние вряд ли способствует эффективности профессиональной и учебной деятельности. При анализе результатов по уровню ситуативной и личностной тревожности выявлено, что во второй группе (студенты) высокий уровень тревожности зафиксирован у 74,7% и 64, 8% опрошенных соответственно. В группе преподавателей высокий уровень личностной тревожности ниже, чем ситуативной (реактивной) тревожности. Это

Библиографический список

может указывать на тот факт, что личностная зрелость преподавателей позволяет им справляться со сложными ситуациями, однако общее эмоциональное состояние в ситуациях стресса требует нахождения способов эффективной саморегуляции и самоконтроля.

К среднему (адаптивному) уровню субъективного благополучия относятся 53,8% преподавателей и 30,1% студентов. Это соответствует оптимальному ощущению субъективного благополучия, но и о полном эмоциональном комфорте говорить не следует. Результаты по методике «Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина» это подтверждают (см. табл.).

Показатель высокого уровня субъективного благополучия выявлен в незначительном проценте выборки, как преподавателей, так и студентов (см. табл.). Это свойственно людям с высокой стрессоустойчивостью и развитой коммуникабельностью, которые умеют управлять своими эмоциями и поведением. Это очень ценные качества в профессиях типа «человек - человек». В то же время при очень высоких показателях по ШСБ это может указывать на то, что человек отрицает у себя наличие проблем. Что становится очевидным, при анализе результатов по другой методике во второй группе. Так, низкий уровень личностной тревожности в данной группе отмечен лишь у 9,9% опрошенных студентов, ситуативная же тревожность на низком уровне зафиксирована всего у 7,2%. Это противоречит показателям, полученным по ШСБ. И может указывать на дополнительные факторы, влияющие на психологическое благополучие студента при самооценивании.

Общие результаты, полученные нами в срезовом исследовании, указывают, что следует обратить пристальное внимание на психологическое здоровье субъектов профессионального образования, продумать систему организации профилактических мероприятий в самой образовательной среде, позволяющих укреплять и сохранять оптимальный уровень психологического здоровья личности.

1. Ларионова М.А. Психологическое здоровье педагога российской образовательной системы. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017; № 4 (30): 99 - 103.

2. Сиврикова Н.В., Черникова Е.Г., Соколова Н.А. Удовлетворенность жизнью и образовательным процессом как предикторы социально-психологической адаптации учителей. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017; № 6: 87 - 100. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1706.06

3. Маслоу А.Х. Мотивация и личность: монография. Санкт-Петербург: Питер, 2014.

4. Макарова А.П., Шамаева В.С. Социально-психологические особенности оценки субъективного психологического благополучия. Общество: социология, психология, педагогика. 2017; № 12: 84 - 87. DOI: https://dx.doi.org/10.24158/spp.2017.12.18

5. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The Structure of Psychological Well-Being Revisited. Journal of Personality and Social Psychology. 1995; Vol. 69: 719 - 727. DOI: https://doi. org/10.1037//0022-3514.69.4.719

6. Митина Л.М. Межпоколенный разрыв ценностей, смысложизненных ориентаций и временных перспектив - психологический барьер создания полисубъектной общности «преподаватель - студент». Психологические проблемы смысла жизни и акме: электронный сборник материалов XXIII Международного симпозиума. 2018: 40 - 50.

7. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1998.

8. Психологические тесты для профессионалов. Автор-составитель Н.Ф. Гребень. Минск: Современная школа, 2007.

9. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1998.

References

1. Larionova M.A. Psihologicheskoe zdorov'e pedagoga rossijskoj obrazovatel'noj sistemy. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2017; № 4 (30): 99 - 103.

2. Sivrikova N.V., Chernikova E.G., Sokolova N.A. Udovletvorennost' zhizn'yu i obrazovatel'nym processom kak prediktory social'no-psihologicheskoj adaptacii uchitelej. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017; № 6: 87 - 100. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1706.06

3. Maslou A.H. Motivaciya i lichnost': monografiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2014.

4. Makarova A.P., Shamaeva V.S. Social'no-psihologicheskie osobennosti ocenki sub'ektivnogo psihologicheskogo blagopoluchiya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2017; № 12: 84 - 87. DOI: https://dx.doi.org/10.24158/spp.2017.12.18%20

5. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The Structure of Psychological Well-Being Revisited. Journal of Personality and Social Psychology. 1995; Vol. 69: 719 - 727. DOI: https://doi. org/10.1037//0022-3514.69.4.719 <https://doi.org/10.1037/0022-3514.69A719

6. Mitina L.M. Mezhpokolennyj razryv cennostej, smyslozhiznennyh orientacij i vremennyh perspektiv - psihologicheskij bar'er sozdaniya polisub'ektnoj obschnosti "prepodavatel' -student". Psihologicheskie problemy smysla zhiznii akme: 'elektronnyj sbornik materialov XXIII Mezhdunarodnogo simpoziuma. 2018: 40 - 50.

7. Sokolova M.V. Shkala sub'ektivnogo blagopoluchiya. Yaroslavl': NPC «Psihodiagnostika», 1998.

8. Psihologicheskie testy dlya professionalov. Avtor-sostavitel' N.F. Greben'. Minsk: Sovremennaya shkola, 2007.

9. Sokolova M.V. Shkala sub'ektivnogo blagopoluchiya. Yaroslavl': NPC «Psihodiagnostika», 1998.

Статья поступила в редакцию 29.05.20

УДК 323.3+364.4

¡Mavrin S.A.1 Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor

Mavrina I.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Acting Head of Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University

(Omsk, Russia), E-mail: irina-mavrina@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF SOCIAL POLICY AND SOCIAL WORK IN POST-PERESTROIKA RUSSIA AS THE BASIS FOR DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCIES OF UNIVERSITY GRADUATES. The article is observing a problem of analyzing the grounds for correlating the developing principles of social policy and professional competencies of future specialists in the field of social work. The relevance of the topic studied in the article is the need to structure the methodological foundations of the interdisciplinary field of modern social policy and social work in the Russian Federation in the post-perestroika period. The problem of research is caused by the need to improve the educational process in the higher education system, which trains bachelors and masters who are able not only to organize social support and social assistance to needy groups of the population, but also to conduct research in this direction. The article substantiates the main ways to solve the problem and offers options for applying the research results.

Key words: social policy, social work, professional competence, post-perestroika period.

С.А. МавриН, д-р пед. наук, проф., Омский государственный педагогический университет, г. Омск

И.А. Маврина, д-р пед. наук, проф., и.о. зав. каф. социальной педагогики и социальной работы, Омский государственный педагогический

университет, г. Омск, E-mail: irina-mavrina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.