ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)
УДК 37.015.3
Medvedeva N.I., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE INFLUENCE OF THE STYLE OF RESPONSE ON TEACHING AMONG SECONDARY SCHOOL TEACHERS. The article raises a problem of forming coping behavior of a teacher at a secondary school. The author touches upon a problem of development of teachers' psychological mechanisms of coping with stress and personal and environmental resources for coping. The author concludes that purposeful psychological training of teachers to conduct prevention psychogenic disorders shapes their personally and professionally effective coping behavior. Psychological education of teachers is reasonable from the point of view of the development of adaptive behaviors conducive to a healthy lifestyle. Psychological characteristics of training teachers to conduct preventive coping psychogenic disorders based on developing psychological coping mechanisms for stress and personality-environmental coping resources.
Key words: psychological mechanisms of coping with stress, coping mechanisms, personal and environmental coping resources.
Н.И. Медведева, д-р психол. наук, проф. каф. психологии, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный
педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РЕАГИРОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ПРОЦЕСС ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье поднимается проблема формирования совладающего поведения педагога общеобразовательной школы. Автор затрагивает проблему развития у учителя психологических механизмов преодоления стресса и личностно-средовых копинг-ресурсов. Автор делает вывод о том, что целенаправленная психологическая подготовка педагогов к проведению профилактики психогенных расстройств заключается в формировании у них личностно и профессионально эффективного копинг-поведения. Психологическая подготовка учителя целесообразна с точки зрения развития адаптивных форм поведения, способствующих здоровому образу жизни. Психологические характеристики подготовки педагогов к проведению ко-пинг-профилактики психогенных расстройств основаны на развитии у них психологических механизмов преодоления стресса и личностно-средовых копинг-ресурсов.
Ключевые слова: психологические механизмы преодоления стресса, копинг-механизмы, личностно-средовые ко-пинг-ресурсы.
Стилем реагирования обозначается параметр индивидуального поведения, который характеризуется способом взаимодействия человека с различными сложными ситуациями, проявляется как в форме психологической защиты от неприятных переживаний, так и в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы. Зарубежными психологами при обозначении специфики тождественных способов поведения используются понятия coping («справляться» с чем-либо, например, с проблемной ситуацией) и defense («защита» от чего-либо, например, от неприятных переживаний).
Понятие «защитное поведение» (defensive behavior) впервые упоминается в работах З. Фрейда (1894), занимающегося психотерапевтической практикой, в работах его дочери А. Фрейд (1927). Это понятие обозначает реакцию взрослого или ребёнка на жизненные обстоятельства, которые проявляются в форме борьбы Я с невыносимыми мыслями или болезненными аффектами. Термин coping активно используется американскими психологами с начала 1960-х годов при анализе поведения человека в стрессовых ситуациях. Интересно, что первоначально психологический феномен, обозначающийся термином coping, пони-
мался более широко (Lasarus R.S., 1976). Это были и средства психологической защиты от психотравмирующих событий, вырабатываемые человеком в трудной ситуации. В русском языке наблюдается более чёткое различение этих терминов. А. Либина и А. Либин (1998) отмечают, что, согласно словарю В. Даля, слово «совладание» происходит от старорусского «лад», «сладить» и означает «справиться, привести в порядок, подчинить себе». Образно говоря, совладать с ситуацией - значит подчинить себе обстоятельства, сладить с ними.
Впервые феномен «защита» подробно описан З. Фрейдом в «Этиологии истерии» в 1896 году. Он раскрыл функциональное назначение защиты, цель, заключающуюся в ослаблении интрапсихического конфликта (напряжения, беспокойства), который вызван противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и интериоризированными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального воздействия. З. Фрейд выделял девять типов защитных механизмов : «регрессия», «подавление», «отрицание», «обращение против себя», «проекция», «интроекция», «реверсия», «реактивные образования», «изоляция». Мы не задаёмся целью дать интер-
претацию каждого типа защиты, их можно найти в соответствующей литературе. Мы только отмечаем, что защитные механизмы представлены ригидными процессами, действующими нереалистично, без учёта целостности ситуации и долговременной перспективы. Неудивительно, что цели психологической защиты если и достигаются, то ценой объективной дезинтеграции поведения, ценой уступок, самообмана или даже неврозов.
В рамках нашей проблемы взяты за основу конструктивные способы преодоления конфликтов и трудностей учителя, составляющие механизмы психологической регуляции или совладания, важнейшей целью которых считаются достижения реалистического реагирования на происходящие события, реалистический учёт целостной ситуации, умение пожертвовать частным, ситуативным, способность разбивать всю проблему на потенциально разрешимые задачи. Копинг-механизм педагога является его субъективным качеством, связан с субъективной оценкой ситуации, показателем индивидуальных возможностей преодоления трудной жизненной ситуации. Существует ряд способов, попыток преодоления стрессовой ситуации учителем, которые детерминированы индивидуальным опытом, индивидуальными особенностями педагога, особенностями личности, силой актуальных потребностей, субъективными возможностями к активным действиям.
Следует отметить, что педагогический труд можно рассматривать как состояние хронического стресса, продолжительного по времени, многократно повторяющегося. Тогда встаёт вопрос о стрессоустойчивости учителя, предполагающей наличие признака устойчивости как способности сохранять себя в условиях изменяющейся в некоторых пределах среды. Устойчивость к стрессу несводима только к поддержанию определённых состояний, она охватывает сохраняемость процесса в целом - последовательность состояний во времени. Её отличает активный характер (можно рассматривать как процесс и как результат), она является неотъемлемой частью развития, стороной процесса адаптации.
Под термином стрессоустойчивость С.В. Субботин (1992) и А.А. Баранов (1997) понимают такие частные его составляющие, как эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость к стрессу, стресс-резистентность, фрустрационная толерантность [1; 2].
В современной ситуации социально-экономической нестабильности, ломки прежних стереотипов, с ростом безработицы и происходящим расслоением общества большое воздействие стресса испытывают учителя, специфика работы которых требует больших резервов самообладания и саморегуляции. Недостаточная относительная эффективность традиционных приёмов воспитательного воздействия, стихийное развитие коммуника-
Библиографический список
тивных способностей и навыков самоорганизации учителей в многочисленных стрессовых ситуациях, создаваемых в том числе и самими учителями в школе, делают проблематичным сохранение здоровья как учителей, так и учеников [2]. Об этом свидетельствует развитие неврозов, психосоматических заболеваний и других пограничных состояний у этих контингентов.
Важным подходом к разрешению выявленной проблемы явилось переосмысление психологической подготовки учителя, основанное на формировании у него высокофункционального копинг-поведения и выработки навыков, способствующих лич-ностно-профессиональному росту. Такая подготовка позволит учителям формировать в общеобразовательной школе социально-поддерживающие сети, через которые педагоги будут способны оказывать на достаточно профессиональном уровне своевременную психологическую и социальную поддержку учащимся, своим коллегам, обучать на примере собственного поведения активным стратегиям преодоления проблем. Данный подход поможет расширить возможности психологической подготовки, сформировать у учителя навыки эффективного профессионального копинг-поведения:
1) копинг-стратегии («разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание») и уровень тревожности, испытываемой учителями общеобразовательных школ, как индикатор стресса;
2) влияние самооценки на формирование копинг-поведения учителей общеобразовательных школ;
3) влияние личностно-средовых копинг-ресурсов: восприятия социальной поддержки, локуса контроля, эмпатии на формирование копинг-поведения и самооценку учителей общеобразовательных школ.
В рамках разработанной нами экспериментальной программы мы предлагаем технологию и техники психологической подготовки учителей к проведению копинг-профилактики психогенных расстройств. Эта программа основана на развитии у педагога психологических механизмов преодоления стресса и личностно-средовых копинг-ресурсов. Целенаправленная психологическая подготовка педагогов к проведению профилактики психогенных расстройств, заключается в формировании у них личностно и профессионально эффективного копинг-поведе-ния. Психологическая подготовка учителя целесообразна с точки зрения развития адаптивных форм поведения, способствующих здоровому образу жизни. Психологические характеристики подготовки педагогов к проведению копинг-профилактики психогенных расстройств основаны на развитии у них психологических механизмов преодоления стресса и личностно-средовых ко-пинг-ресурсов.
1. Баранов А.А. Психология стрессоустойчивости педагога: теоретические и прикладные аспекты. Автореферат диссертации ... доктора психологических наук. Санкт-Петербург, 2002.
2. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: Диссертация ... кандидата психологических наук. Пермь, 1992.
3. Глушкова Н.И. Динамика психотипологической структуры личности в условиях социального стрессирования: монография. Москва, 2004.
4. Глушкова Н.И. Деструктивное влияние эндогенных и экзогенных факторов на профессионализм учителя. Успехи современного естествознания. 2004; 9: 102.
References
1. Baranov A.A. Psihologiya stressoustojchivosti pedagoga: teoreticheskie i prikladnye aspekty. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2002.
2. Subbotin S.V. Ustojchivost' k psihicheskomu stressu kak harakteristiki metaindividual'nosti uchitelya: Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Perm', 1992.
3. Glushkova N.I. Dinamika psihotipologicheskojstruktury lichnosti v usloviyah social'nogo stressirovaniya: monografiya. Moskva, 2004.
4. Glushkova N.I. Destruktivnoe vliyanie 'endogennyh i 'ekzogennyh faktorov na professionalizm uchitelya. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2004; 9: 102.
Статья поступила в редакцию 20.02.17
УДК 159.9
Timofeeva T.S., senior teacher, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
AGE AS AN INTEGRATIVE INDICATOR FOR STUDYING CONSUMER BEHAVIOUR. The article has a cross-subject character; it unites scientific research of psychological disciplines (developmental psychology, personality psychology, economic psychology), economics, marketing and sociology. It represents theoretical analysis of integrative processes in science. The author considers age as a problem field which combines psychological science with the study of consumer behavior. Age traits appear in all spheres of people's activities, which makes age a universal criterion while analyzing their behavioral traits. The objective of the article is to analyze the possibility of studying consumer behavior in relation to age, as well as approaches to the concept of age and its periodization. The