Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАТУИРОВАНИЯ ТЕЛА У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАТУИРОВАНИЯ ТЕЛА У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
842
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАТУИРОВАНИЯ ТЕЛА / ТАТУИРОВАНИЕ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / САМООЦЕНКА / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТЕЛЕСНОСТЬ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / СООВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бахадова Елена В.

В статье обсуждается проведенное исследование молодежи, наносящей татуировки и без таковых. Если в более ранних работах разных авторов татуирование рассматривалось как деструктивная субкультура преступного мира, то в современном мире отношение у молодежи к татуировкам стало предметом самовыражения, самоидентификации и знаком близких им субкультур. Однако, за следованием субкультурам и молодежной моде чаще всего стоят психологические аспекты и механизмы, которые и сделались целью изучения в представленном исследовании. Гипотеза исследования заключается в предположении, что восприятие образа тела, характеристики идентичности и самоотношения, самопрезентация и экзистенциальная направленность молодежи с татуировками и без татуировок будут иметь внутреннюю взаимосвязь и значимо различаться между собой. В исследовании приняли участие 112 человек молодого возраста с татуировками и без них. В результате нами были обнаружены значимые различия между заявленными характеристиками молодежи с татуировками и без них, а также выявлены такие психологические аспекты стремления к татуажу, как: восприятие тела в качестве носителя информации, а не восприятие тела в его целостном контексте; идентификация молодежи с татуировками связана в большей степени с феминными характеристиками и креативными ролями; сюда же следует отнести высокий уровень самопрезентации, адекватная самооценка и сниженный уровень самоотношения; низкий уровень осмысления и экзистенциальной исполненности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF BODY TATTOOING IN MODERN YOUTH

The study of young people who apply tattoos and without them is discussed in the article. If earlier tattooing was considered as a destructive subculture of the criminal world, today the attitude of young people to tattoos has become a self-expression, a sign of their subculture. However, following the fashion most often has psychological aspects and mechanisms. The hypothesis of the study was the assumption that the perception of the body image, the characteristics of identity and self-attitude, self-presentation and existential orientation of young people with and without tattoos will have an internal relationship and significantly differ from each other. The study involved 112 young people with and without tattoos. Differences were found between the characteristics of young people with and without tattoos, such psychological aspects of the desire for tattooing were revealed, such as: perception of the body as a carrier of information, rather than the perception of the body in its holistic context; identification of young people with tattoos correlates with feminine characteristics and creative roles; high self-presentation, adequate self-esteem and low self-attitude; low level of comprehension and existential fulfillment.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАТУИРОВАНИЯ ТЕЛА У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 159.9

DOI: 10.28995/2073-6398-2021-4-96-116

Психологические аспекты татуирования тела у современной молодежи

Елена В. Бахадова

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, bach-ev@mail.ru

Аннотация. В статье обсуждается проведенное исследование молодежи, наносящей татуировки и без таковых. Если в более ранних работах разных авторов татуирование рассматривалось как деструктивная субкультура преступного мира, то в современном мире отношение у молодежи к татуировкам стало предметом самовыражения, самоидентификации и знаком близких им субкультур. Однако, за следованием субкультурам и молодежной моде чаще всего стоят психологические аспекты и механизмы, которые и сделались целью изучения в представленном исследовании. Гипотеза исследования заключается в предположении, что восприятие образа тела, характеристики идентичности и самоотношения, самопрезентация и экзистенциальная направленность молодежи с татуировками и без татуировок будут иметь внутреннюю взаимосвязь и значимо различаться между собой. В исследовании приняли участие 112 человек молодого возраста с татуировками и без них. В результате нами были обнаружены значимые различия между заявленными характеристиками молодежи с татуировками и без них, а также выявлены такие психологические аспекты стремления к татуажу, как: восприятие тела в качестве носителя информации, а не восприятие тела в его целостном контексте; идентификация молодежи с татуировками связана в большей степени с феминными характеристиками и креативными ролями; сюда же следует отнести высокий уровень самопрезентации, адекватная самооценка и сниженный уровень самоотношения; низкий уровень осмысления и экзистенциальной ис-полненности.

Ключевые слова: психологические аспекты татуирования тела, татуирование, самопрезентация, самооценка, идентичность, телесность, экзистенция, соовременная молодежь

Для цитирования: Бахадова Е.В. Психологические аспекты татуирования тела у современной молодежи // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2021. №4. С. 96-116. DOI: 10.28995/20736398-2021-4-96-116

© Бахадова Е.В., 2021

ISSN 207.3-6.398 • RSUII/RGGU Bulletin: "Psychology. Pedagogies. Education" Series, 2021, no. 4

Psychological aspects of body tattooing in modern youth

Elena V. Bakhadova

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, bach-ev@mail.ru

Abstract. The study of young people who apply tattoos and without them iss disscusssed in the article. If earlier tattooing wa>s considered a>s a destructive subculture of the criminal world, today the attitude of young people to tattoos has become a self-expression, a sign of their subculture. However, following the fashion most often has psychological aspects and mechanisms. The hypothesis of the study was the assumption that the perception of the body image, the characteristics of identity and self-attitude, self-presentation and existential orientation of young people with and without tattoos will have an internal relationship and significantly differ from each other. The study involved 112 young people with and without tattoos. Differences were found between the characteristics of young people with and without tattoos, such psychological aspects of the desire for tattooing were revealed, such as: perception of the body as a carrier of information, rather than the perception of the body in its holistic context; identification of young people with tattoos correlates with feminine characteristics and creative roles; high self-presentation, adequate self-esteem and low self-attitude; low level of comprehension and existential fulfillment.

Keywords: psychological aspects of body tattooing, tattooing, self-presentation, self-esteem, identity, physicality, existence, modern youth

For citation: Bakhadova, E.V. (2021), "Psychological aspects of body tattooing in modern youth", RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogy. Education"Series, no. 4, pp. 96-116, DOI: 10.28995/2073-6398-2021-4-96-116

Введение

Известно, что татуирование тела явление не новое, ему насчитывается тысячи лет и оно всегда имело культуральное ззна-чение, предполагающее отношение к определенной идентчности, культуре и субкультуре, иерархии [Ельский 1997]. В средневековой Европе татуирование тела было ззапрещено церковью как инородная ритуальность, но могло использоваться в качестве клеймения преступников, и такая ситуация сохранялась довольно долго, вплоть до Нового времени [Atkinson 2004]. В современном европейском менталитете (к каковому сейчас все более относится и российское культурное пространство) татуирование пусть и не повсеместно, но как тенденция стало вполне распро-

страненным модным веянием среди молодежи и взрослых, видом искусства.

Однако, специалисты различных правовых и медицинских, социальных и психологических направлений воспринимают этой моде более ответственно и настороженно. Так, американский психиатр Армандо Фавазза относит татуировки, самопорезы, пирсинг и шрамирование к самоповреждениям, парасуицидаль-ным явлениям [Польская 2014]. Он считает подобное поведение определенным видом копинг-стратегии: при таком типе защиты человек перестает направлять эмоциональную энергию, скрытые эмоции на преобразование внешнего мира, а направляет их на себя.

Крупный специалист в области криминальной психологии, профессор, доктор психологических наук В.Ф. Пирожков, посвятивший ряд трудов изучению стилистического и образного языка криминальной татуировки, описал его через систему ценностей криминальной среды, где каждый из символов несет в себе зашифрованное послание от его носителя [Пирожков 1994].

К изучению татуировки с точки зрения интегральной оценки проявления психопатологии личности носителя имеет многолетнее отношение и клинический опыт их расшифровки врач-психиатр, нарколог Борохов А.Д. [Борохов 2017]. Им была предложена многоосевая классификация татуировок и их пато-применение. Исследователем выделены оси: по изобразительной характеристике, по групповой принадлежности и ось изображений по смысловой нагрузке.

Смысловая нагрузка татуировок выражает основное ее назначение и вступает в коммуникацию с окружающим миром, демонстрируя черты собственного «Я» ее носителя, которые может проиллюстрировать татуировка.

Многими авторами показано также то, что декоративно-украшательский мотив получил за последние годы самое широкое распространение среди молодежи и, как правило, такой вид татуировки предназначен для привлечения дополнительного внимания окружающих. За этим кроется желание вызвать восхищение или удивление, а также и некий эротический эффект, в зависимости не столько от изображения, сколько от локализации bodi-рисунка [Борохов и др. 2009; Sperry 1991; Pozgain et al. 2004; Valentine, Schober 2000]. По мнению Борохова А.Д., декоративно-украшательский тип татуировки в некоторой степени «является проявлением не только истеричности и нарциссизма у акцентуированных личностей, но и проявлением эксгибиционизма, потому что параллельно с рисунком демонстрируется еще и тело его носителя» [Борохов 2017].

Социально-психологические исследования говорят более сдержанным языком о том, что, например, «татуировка - это социальное письмо обществу от ее носителя» [Шнырева 2009]; показзывают, что татуировки часто наносят люди с высокими амбициями, например, муззыканты, художники, артисты [Овсянникова 2017]. Потому большая часть подростков и молодежи, вступившей в воззраст активного обретения идентичности, столь подражательна в своих действиях (и в частности, татуированию) вслед своим кумирам либо авторитетам. Посыл о том, что тело принадлежит только самому человеку и что он может делать с ним все, что ему ззахочется («мое тело - мое дело»), становится раскрепощающим и раззрешающим обратиться к нанесению ззна-ков на тело. Это явление объяснимо также стремлением осоззна-вания своей телесности и своей идентичности, которые выходят на первое место у подростка в период пубертата, хотя это приводит обычно к шоковому состоянию и к растерянности родителей, видящих в них неадекватную креативность и самоповреждение. С молодежью дело обстоит куда сложнее, так как обращение к татуировкам - это уже скорее не необдуманный импульс, а, на ее взгляд, сознательное стремление к украшению своего тела и самовыржению, метафора ззавершения сепарации от родителей.

Но всегда ;за внешним действием стоит действие внутреннее -философский и психологический смысл нанесения на тело раз -личных зЗнаков.

Телесность в становлении личности человека ззанимает важное место, именно телесность, а не физическое тело. Телесность -это результат процесса онтогенетического личностного развития в соответствии с культурной, смысловой и психологической составляющей человека, его адаптации и самореализации, а не простого взросления или старения.

М.М. Бахтин в работе «Автор и герой в эстетической деятельности» ставит проблему тела как ценности в единственном конкретном мире по отношению к субъекту: «Мое тело — в основе своей внутреннее тело, тело другого — в основе внешнее тело» [Бахтин 2017]. Внутреннее тело понимается как момент самопознания, своих внутренних ощущений, потребностей, желаний. Внешнее осоззнавание тела - тела другого или моего тела глазами другого - всегда фрагментарно, не достигает полноты, но через внутренний эквивалент, через его посредство принадлежит внутреннему единству. Любить свое тело — это глубокое внутреннее переживание по М.М. Бахтину: «Нарцисс интересен именно как характеризующее и поясняющее правило исключение. Можно переживать любовь другого к себе, можно хотеть быть любимым, можно представлять себе и предвосхищать лю-

бовь другого, но нельзя любить себя как другого, непосредственно... Нельзя любить ближнего как самого себя или, точнее, нельзя самого себя любить, как ближнего, можно лишь перенести на него всю ту совокупность действий, какие обычно совершаются для себя самого» [Бахтин 2017]. Таким образом, представление о себе и своем теле складывается из внутренних и внешних представлений о себе. Этот процесс начинает активно запускаться в подростковом возрасте, как бы на новом витке самопознания себя как нового человека, как взрослого. Но на определенном этапе, в важных кризисных, возможно, конфликтных моментах перед развивающейся личностью встает необходимость также «преодоления социализации» [Зинченко 2005], необходимость нахождения «пути к себе». Эти суждения помогают нам увидеть всю сложность обретения телесности в подростковом, юношеском и молодом возрасте, рассмотреть как противоречивый и не прямолинейный процесс.

Еще один важный для нашего размышления взгляд на телесность мы можем найти в экзистенциальном подходе [Лэнгле 2015], где источниками идентичности являются четыре реальности, или реальных факта: у меня есть тело; у меня есть чувства и переживания; я переживаю самого себя не «как объект», я могу действовать. Отсюда вытекает, что образ «Я» заключается в четырехмерном представлении о себе: о своей внешности, способностях, качествах и характеристиках, навыках и умениях, действиях.

Мы знаем, что активный процесс самоидентификации происходит в подростковом и юношеском возрасте, соответственно в молодости этот процесс уже должен быть достаточно вызревшим и сформированным, как и самоотношение и самооценка молодого человека. Но, как известно, психологический возраст - это явление социально-психологическое, где требования и условия взросления диктуются социумом. Сегодня, по мнению многих специалистов - медиков, социологов, психологов, подростковый возраст пролонгирован в связи с тем, что молодые люди не вступают в возраст ранней зрелости в классические временные рамки, описанные психологами ХХ века [Силвер 2018].

В научных исследованиях уже есть некоторые наработки в понимании механизма стремления к татуированию тела. Так, исследование татуировок как формы репрезентации социокультурных кодов визуальности в молодежной среде было проведено Л.А. Мельниковой в диссертационной работе. Основным ее выводом стало утверждение о том, что через татуировку происходит адаптация молодежи к миру взрослых, с освобождением ее от семьи через проактивную сепарацию и с возможностью

определиться в выборе и формах самовыражения [Мельникова 2015]. Также автором показано, что одной из проблем молодежи является кризис идентичности и трудности в формировании самоидентичности, что приводит ее к стремлению объединяться в различные группы, в том числе включаться в субкультурные объединения: «Молодежь в ситуации переизбытка информации, культурных преобразований, изменения смысложизненных ориентиров прибегает к исторически испытанным кодам репрезентации своей самоидентичности», где татуирование является их внешним выражением [Карабанова, Мельникова 2009].

Выборка

В исследовании приняли участие 112 молодых людей 64 мужского пола и 48 девушек Москвы и Московской области в возрасте от 18 до 23 лет. Разделение на группы происходило с опорой на данные анкеты, которые обнаруживали факт наличия татуировки, что позволило сформировать 2 группы - с татуировками и без них (контрольная группа). В экспериментальную группу - «татуированные» (в сокращении «Т-гр») - вошли 62 человека, в контрольную группу (без татуировок на теле, в сокращении «К-гр») вошли 50 человек. Задачу разделения респондентов по полу и гендеру мы перед собой не ставили.

Методы

Изучение психологических аспектов стремления к татуированию тела современной молодежью было выстроено следующим образом: все респонденты ответили на вопросы социально-биографической анкеты, выясняющей пол, возраст, наличие татуировок, их количество и возраст первой татуировки (опыт татуирования); затем был предложен «Опросник исследования образа тела» Д. Джейд для выявления отношения к телу респондентов; исследование идентичности личности было проведено с помощью методики М. Куна и Т. Мак-Партланда «Кто я?», позволившей выделить содержательные характеристики идентичности личности молодых людей. Далее следовало изучение самоотношения, самооценки и самопрезентации с помощью валидных опросников: для выявления самоотношения использовался тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); для самооценки личности - методика О.И. Моткова; для определения уровня самопрезентации использовалась методика С.-Ж. Ли, Б. Куигли; для определения сущностных отношений личности к себе и к миру была предложена методика «Шкала экзистенции» А. Лэн-гле и К. Орглер. Статистический анализ обработки данных был произведен с помощью программы IBM SPSS Statistics 21.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что восприятие образа тела, характеристики идентичности и самоотношения, самопрезентация и экзистенциальная направленность молодежи с татуировками и без татуировок будут иметь различные модусы и значимо различаться между собой.

Результаты исследования

На первом этапе был проведен сравнительный анализ исследования образа тела респондентов контрольной и экспериментальной групп, который показал, что в целом значимых различий в восприятии образа тела между группами не наблюдается, также нет значимых различий в двух группах между показателями юношей и девушек и между группами. (Хотя показатели группы с татуировками чуть более высокие, нежели у контрольной группы, что говорит о большем дискомфорте его обладателей в этом вопросе.) Такие близкие показатели позволяют нам предположить, что стремление к татуированию тела не связано напрямую с восприятием образа тела, что речь идет не о формировании образа тела как такового, но о более поверхностном восприятии своего тела - тела как носителя информации.

Татуированнь □ Общий

18,04 1843 17(65

Контр.группа □ Юноши ПДевушки

25

22,79

21,48

20,1/

20

15

10

Рис. 1. Показатели различий (средние значения по группе) респондентов двух групп в исследовании образа тела по методике Дин Джей

Следующим этапом анализа было исследование молодежи с татуажем и без него с помощью Методики М. Куна и Т. Мак-Партлан-да «Кто я?», которое позволило выделить содержательные характеристики идентичности личности респондентов (Рис. 2).

Все ответы были категоризированы по следующим показателям: «социальные роли», «профессиональные роли», «другие социальные роли», «феминные характеристики», «мускулинные характеристики», «нейтральные характеристики», «креативные характеристики».

В результате сравнения характеристик идентичности моло-

дых людей двух групп, мы обнаружили, что молодежь с татуажем в большей степени проявляет себя феминно, тогда как мускулин-ные характеристики больше присущи молодым людям без татуажа (р < 0,05).

Рис. 2. Показатели содержательных характеристик идентичности личности (средние значения по группе в %) испытуемых по группам по методике М. Куна и Т. Мак-Партланда (где и < 0,05)

Профессиональные, социальные и нейтральные роли распределились примерно в близких пропорциях в обеих группах с перевесом в сторону большей осоззнанности у молодежи безз татуажа. А вот креативные роли имеют ззначимые раззличия у молодежи двух групп: они больше проявлены у молодежи с татуировками (р < 0,05).

Исследование самопреззентации, самооценки, самоотношения респондентов поззволило увидеть интересные особенности и вззаи-мосвяззи показзателей обнаруженных характеристик (Рис. 3).

□ Татуированные 3,84

Рис. 3. Показатели различий (средние значения по группе) самооценки респондентов двух групп по методике изучения самооценки О.И. Моткова (где и < 0,05)

Анализ средних ззначений самооценки двух групп выявил как некоторые раззличия, так и близкие ззначения. Так, показзатель шка-

3,12

3,11

3,68

3,23

3,59

3,5

3,9

3,8

4,15

3,29

3,11

3,26

3,6

лы «нравственность» имеет очень близкие значения (Т-гр = 3,84 и К-гр = 3,9), наиболее близкие значения также по шкалам «общий показатель» (Т-гр = 3,84 и К-гр = 3,9), «гармоничность» (Т-гр = 3,5 и К-гр = 3,6). Небольшое различие есть в показателях «экстраверсия» (Т-гр = 3,59 и К-гр = 3,26) и «креативность» (Т-гр = 3,68 и К-гр = 3,29) с тенденций перевеса экстраверсии и креативности у молодежи с татуировками.

Чуть больший разрыв в значениях мы наблюдаем у групп по показателю «воля» (Т-гр = 3,12 и К-гр = 3,8), что свидетельствует о более развитом волевом компоненте у группы без татуировок. И значимые различия определились в показателе «самостоятельность и чувство реальности» (р = 0,032*).

Высокие показатели у группы молодежи без татуировок по шкале «самостоятельность и чувство реальности» говорят о более устойчивом самоощущении ее респондентов: они чувствуют себя самостоятельными, понимающими и ощущающими реальность, у них более развит волевой компонент.

Самоотношение респондентов в двух группах имеет общую тенденцию (Рис. 4). В целом, самоотношение в группе молодежи без татуировок выше, нежели у молодежи с татуировками. Более высокие показатели у группы с татуировками наблюдаются только по шкалам «ожидание положительного отношения от других» (хотя здесь нет значимых различий) и по показателю «ожидание отношения других», где есть значимые различия (р = 0,032*). Эти данные свидетельствуют о том, что для групп с татуировками особо значимо отношение к ним других людей, из чего складывается их самоотношение, можно даже предположить, что, возможно, им будет свойственно построение зависимых отношений.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

самоу аутос ания само-ральн увере

важен импат пол.от интер

S Татуированные 78,2 66,13 63,69 52,47 73,53 68,33 □ Контр.группа 86,75 70,5 67,08 43,51 78,96 68,12

52,95 78,04

61,62 80,71

Рис. 4. Показатели различий (средние значения по группе) самоотношения респондентов двух групп по методике изучения самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева (где и < 0,05)

приня

qpyi и

Важным видится, что значимые различия наблюдаются в показателях «саморуководство» (р = 0,016*) и «самопринятие», «самопонимание», «самоинтерес» (р = 0,032*), которые у группы молодежи без татуировок проявлены в большей степени.

Далее мы проанализировали тактики самопрезентации, выявленные по методике «Шкала измерения тактик самопрезентации» С.-Ж. Ли, Б. Куигли. Результаты диагностики представлены на рисунке 5. Общая тенденция такова: группа молодежи с татуировками стремится к наиболее выраженной самопрезентации по всем показателям по сравнению с контрольной группой. Значимые различия (на уровне р < 0,000) наблюдаются по всем шкалам, кроме шкалы «запугивание» в качестве самопрезентации.

□ Татуированным

□ Контр.группа

ОсОО ОсПО

64,03 55,22 59,61 56,383 57,95 72,56 40,94 47,05 53,01 46,58 48,28 58,22 33,01 31,32 38,26 39,273 40,78 32,42 28,04 31,8 28,76 28,33 30,18 31,33

Рис. 5. Показатели различий (средние значения по группе) испытуемых по Шкале измерения тактик самопрезентации в двух групп по методике С.-Ж. Ли, Б. Куигли (где и < 0,05)

Шкала «Оправдание с отрицанием ответственности (ОсОО)»: средние показатели значимо и ярко преобладают у группы «Татуированные» (64,03), по сравнению с «Контрольной» группой (33,01). Из этого следует, что респонденты первой группы отрицают свою ответственность, оправдывая себя и свою безответственность различными способами в системе отношений «личность - общество», что обычно трактуется как потеря регулятора деятельности личности как социального существа.

Шкала «Оправдание с принятием ответственности (ОсПО)» тоже значимо выражена у группы «Татуированные» (55,22) - более, нежели у «Контрольной» группы (31,32). Из этого следует, что молодые люди могут возлагать на себя ответственность в ситуациях преодоления стресса, и, возможно, эти ситуации стресса могут быть ими преувеличены или переоценены.

Шкала «Отречение» доминирует у группы «Татуированные» (59,61), у «Контрольной» группы - 38,26. Вероятно, респонденты из группы «Татуированные» используют данную тактику самопрезентации чаще, что может являться одним из способов

ПСД Д НОД ПДП

справиться со страхом, т.е. стремлением отрицать или отгораживаться от какой-либо ситуации или чьего-то поведения, если это не согласуется с их интересами и убеждениями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шкалы «Препятствование самому себе» и «Извинение» также значимо различаются у двух групп и занимают высокий рейтинг среди других показателей

Шкала «Желание понравиться» - самая выраженная и первая в рейтинге у группы «Татуированные» (72,56), где у «Контрольной» группы - 32,42. Таким образом, данная тактика самопрезентации часто используется молодежью с татуировками, они любят фотографироваться, выкладывать фотографии в социальные сети и получать ободрение и подкрепление в виде «лайков» и «комментов».

Шкала «Запугивание» не получила при сравнении двух групп значимых различий, и у обеих групп это самая невыраженная характеристика.

Шкала «Просьба/Мольба» более доминирует у группы «Татуированные» (47,05), нежели у «Контрольной» группы (31,8), что говорит о том, что молодые люди с татуировками проявляют некую избирательность в общении, которая задается извне, т.е. не самим субъектом, а его окружением, потому у него появляется желание присоединиться к какому-то определенному человеку или группе, субкультуре.

Шкалы «Приписывание себе достижений» (ПСД) и «Преувеличение своих достижений (ПрСД)» также значимо различаются у двух групп и занимают высокий рейтинг среди других показателей: субъект с татуировками самовозвышается в своих глазах, старается демонстрировать высокую самооценку и доминирование. Привлекая к себе взгляды других людей татуировками, он пытается обратить их внимание на свои достижения или преувеличивать свои достижения.

Шкала «Негативная оценка других» и шкала «Пример для подражания» имеют между собой взаимосвязь и наиболее выражены у группы татуированных. Стремление стать лидером за счет негативной оценки или быть примером для подражания относится все еще к подростковым реакциям и желаниям, которые говорят о психологической незрелости молодежи, где татуировки - это знак самостоятельности и взрослости, но знак внешний, не связанный с внутренней наполненностью. Таким образом, мы можем сделать вывод о высоком уровне стремления к самопрезентации молодежи с татуировками за счет внешних характеристик.

Характеристики внутренней наполненности субъекта можно увидеть через диагностику экзистенциальных (сущностных) определений личности, которые мы проанализировали с помощью сравнения данных по группам, полученных в ответах опросника

«Шкала Экзистенции» [Лэнгле 2015]. Методика «Шкала экзистенции» А. Лэнгле и К. Орглер измеряет, насколько человек живет осмысленно и в гармонии с собой, как сам человек видит свою жизнь (Рис. 6).

не юс 90 80 70 60 50 40 30 20

10 0

НТатуированные □ Контр.группа

Рис. 6. Показатели различий (средние значения по группе) испытуемых по Шкале экзистенции в двух групп по методике А. Лэнгле и К. Орглер (где и < 0,05)

Анализ средних значений показателей по Школе Экзистенции показал, что молодежь без татуировок живет более осмысленно. По всем шкалам (самодистанцирование, самотрансценденция, свобода, ответственность, персональность, экзистенция) у них наблюдаются более высокие показатели.

Статические значимые различия были выявлены в таких показателях, как самотрансценденция, ответственность, экзистенци-альность и общий показатель - эти критерии были выше у молодежи без татуировок (р < 0,001).

Самодистанцирование показывает способность человека отойти на дистанцию по отношению к себе самому, быть волевым, осознанным, что он может при необходимости сместить на второй план свои желания, представления, чувства, намерения, ради возможности взглянуть на себя и на ситуацию с некоторой дистанции. Этот показатель может быть как положительным (в данном случае), так и отрицательным, показывающим возможность отчуждения от телесности. Самотрансценденция является завершающим звеном самодистанцирования. Она возвращает вновь человека к самому себе через чувствование внутреннего соотнесения с собой в прикосновении к ценностям мира. Самотран-сцендирование свидетельствует о принятии своей телесности, своей субъектности, своего «Я». В данном случае на самотран-сцендирование больше способны молодые люди, не наносящие татуировки (балльные оценки у группы «Т-гр» - 38,24 и у «К-гр» - 59,96 баллов).

Свобода дает возможность действовать в соответствии с собственной иерархией ценностей и приходить к лично обоснованному решению. Соотнесение с этими внутренними и внешними условиями ведет к тому, что наступает ясность в принятии решений. В нашем случае показатели «свободы» очень близки у обеих групп (44,08 и 47,56 баллов).

Ответственностью измеряется способность человека доводить до конца решения, которые были приняты на основании личных ценностей. Процесс воплощения в жизнь собственных замыслов дает чувство уверенности, что все делается правильно. Человек совершает поступки либо с осознанием их обязательности для себя, либо с осознанием обязательств перед кем-то. Переживаемая ответственность является основным компонентом формирования самоценности. Значимые различия по показателю «ответственность» (балльные оценки по этому показателю у группы «Татуированные» - 43,2 и у «Контрольной» группы -64,88 баллов) говорят о том, что для молодежи, наносящей татуировки, труднее нести ответственность за себя и перед другими людьми.

Степень экзистенциальной исполненности показывает, насколько осмысленна жизнь, присутствует ли внутреннее согласие, соотносятся ли сущности решения и поступки. И здесь значимые различия (Т.гр - 73,4 и К.гр - 104,44 баллов, где (p < 0,001) между двумя группами демонстрируют, что экзистенциальной исполненности не достает респондентам группы, обладающим татуировками.

Для выявления взаимосвязи между показателями мы использовали корреляционный анализ Спирмена. И получили следующие результаты, которые важно обсудить. Мы обнаружили коэффициент корреляционной связи между всеми переменными и вынесли в таблицу наиболее интересные и значимые результаты по связям между переменными показателей самоотношения и самопрезентации (см. табл. 1).

В группе молодежи с татуажем прослеживается корреляционная связь по показателям «желание понравиться», «запугивание», «пример для подражания» и «ожидание отношения других людей» в самоотношении.

Эта корреляция показывает, что для молодежи с татуировками характеристики их самоотношения связаны с отношением к ним других людей, которым им важно понравиться. Для этого они или выбирают тактику запугивания, либо стремятся быть примером для подражания, что повышает их самоотношение. Тогда как для контрольной группы «пример для подражания» имеет обратную связь с показателем «ожидание отношения других людей».

Таблица 1

Взаимосвязь самопрезентации и самоотношения молодежи в экспериментальной (Т.гр) и контрольной (К.гр) группах

Тактики самопрезентации ожидания отношения других людей саморуководство самопринятие самопонимание

Т. гр Кн. гр Т. гр Кн. гр Т. гр Кн. гр Т. гр Кн. гр

Оправдание с отриц. ответственности ,241 -,190 -,464* ,116 -,385* -,198 -,357 -,164

Оправдание с прин. ответственности ,082 ,166 -,313 ,087 -,178 ,141 -,057 ,256

Отречение -,086 ,050 -,023 ,123 -,104 -,113 -,409* -,092

Препятствие самому себе -,027 -,278 -,186 ,075 ,071 -,017 -,066 -,080

Извинение ,039 -,033 ,096 -,042 -,057 ,044 -,001 -,096

Желание понравиться ,412* ,272 ,243 ,127 ,296 ,292 ,262 ,253

Запугивание ,378* -,010 ,378* ,168 ,242 ,035 ,104 -,180

Просьба/ Мольба ,21.5 -,044 ,241 -,354* ,141 ,069 ,236 ,040

Приписывание себе достижений ,219 ,282 ,226 ,194 ,256 -,419* ,147 ,102

Преувеличение своих достижений ,270 -,282 ,050 -,113 ,128 -,014 ,266 -,313

Негативная оценка других -,057 ,051 -,084 -,023 ,143 -,205 -,113 -,070

Пример для подражания ,383* -,396* -,379* ,475* -,379* ,299 -,040 ,843**

Примечания. ** - корреляция ¡значима на уровне 0,01 (двухсторонняя); * - корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Показатель самопрезентации «оправдание с отрицанием ответственности» у молодежи с татуировками имеет обратную корреляционную связь с показателем «саморуководство» и «самопринятие», что свидетельствует о нежелании или не умении брать ответственность на себя при самостоятельном решении жизненных вопросов. «Саморуководство» в этой группе также напрямую связано со стратегией запугивания и - при обратной корреляции - с показателем «пример для подражания», из чего мы можем сделать заключение, что при «саморуковостве», при самостоятельном принятии решений респонденты этой группы мало доверяют себе и не являются для себя примером подражания. Противоположным образом ведут себя молодые люди без татуировок: при «саморуководстве» они стараются не обращаться за помощью и проявляют активность, стремясь быть примером для подражания.

Молодые люди контрольной группы, демонстрируя высокий уровень «самопринятия» в самоотношении, не «приписывают себе достижений», здесь выявлена обратная корреляционная связь.

У молодых людей с татуировками наблюдается обратная взаимосвязь между «самопониманием» и «отречением» в качестве самопрезентации, что свидетельствует об уходе в отречение от чего-либо, возможно, себя, т.е. когда у респондентов нет четкого понимания себя и своих действий (пример: девушка, сделавшая наколки в юном возрасте, хочет пойти учиться на педагога, она считает, что татуировки могут осложнить поступление в педагогический колледж, и потому свою неуверенность в успешной сдаче экзаменов она оправдывает фразой: «Меня все равно с наколками в педагоги не возьмут»).

Коэффициенты корреляционной связи между переменными самооценки и самопрезентации также оказались не столь многочисленными, но красноречивыми. Мы вынесли в таблицу 2 наиболее интересные, значимые результаты по этим связям. Показатель самооценки «нравственность» имеет прямо пропорциональную связь с показателем «пример для подражания» у молодежи контрольной группы и обратно пропорциональную связь у молодежи с татуировками. Такую ситуацию можно интерпретировать как желание молодежи контрольной группы быть примером для подражания вместе со стремлением к самооценке своего поведения как нравственного.

Молодежь с татуировками, чем больше стремится быть «примером для подражания», тем меньше оценивает свое поведение с точки зрения нравственных начал. И одновременно, чем больше респонденты этой группы желают быть примером для подражания, тем меньше они оценивают свое поведение как самостоятельное, с адекватным «чувством реальности».

Таблица 2

Взаимосвязь самопрезентации и самооценки молодежи в экспериментальной (Т.гр) и контрольной (К.гр) группах

Тактики самопрезентации нравственность самостоятельность и чувство реальности креативность экстраверсия

Т. гр Кн. гр Т. гр Кн. гр Т. гр Кн. гр Т. гр Кн. гр

Оправдание с отриц. ответственности -,033 -,009 ,099 -,039 -,061 -,129 -,3017 -,046

Оправдание с прин.ответствен-ности ,033 -,141 -,070 -,043 ,082 ,155 -,313* ,086

Отречение -,140 -,0252 -,115 -,114 -,067 -,296* -,046 -,025

Препятствие самому себе -,088 -,053 -,040 ,082 -,047 -,203 ,036 -,049

Извинение -,194 ,147 ,018 ,199 -,009 -,104 -,205 -,161

Желание понравиться ,122 ,049 -,147 -,229 ,349* ,065 -,029 -,089

Запугивание ,213 -,067 -,155 -,141 ,177 ,091 ,247 -,183

Просьба/Мольба ,100 ,108 -,037 ,045 ,094 -,033 ,040 ,080

Приписывание себе достижений ,194 ,067 -,095 -,128 -,046 -,169 -,135 -,115

Преувеличение своих достижений ,270 ,035 -,071 -,103 ,009 -,006 -,116 -,200

Негативная оценка других ,188 -,120 ,073 -,154 ,023 -,169 -,020 -,079

Пример для подражания -,290* ,389** -,285* -,023 -,197 -,008 ,269* 192

Примечания. ** - корреляция ^значима на уровне 0,01 (двухсторонняя); * - корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Чем выше оценивают свою креативность молодые люди с татуировками, тем больше они «желают понравиться»; тогда как молодые люди контрольной группы, чем выше осознают свою креативность, тем меньше уходят в «отречение» от тех или иных действий при самопрезентации.

Молодые люди с татуировками - более эктравертированные личности: чем больше проявлена у респондентов экстраверсия, тем меньше они включаются в самопрезентацию с «оправданием с принятием ответственности», но при этом хотят быть «примером для подражания».

Был выявлен также коэффициент корреляционной связи между переменными самопрезентации и шкалами экзистенции (см. табл. 3). В группе молодежи без татуажа существовала обратная корреляционная связь по показателям «самодистанцирование» и «отречение», «препятствие самому себе». Такая связь может говорить о том, что чем лучше субъект может дистанцироваться и посмотреть на себя со стороны, тем меньше он будет «отрекаться», желать спрятаться и «препятствовать самому себе».

Подобная вышеописанной обратная связь проявляется у показателей «персональность» и «отречение».

Показатель «самотрансценденция» значимо меньше проявлен у группы с татуировками: чем меньше они принимают свою телесность и свое «Я», тем более они занимают извиняющуюся позицию при самопрезентации (см. табл. 3).

Таблица 3

Взаимосвязь самопрезентации и показателей шкалы экзистенции у молодежи в экспериментальной (Т.гр) и контрольной (К.гр)группах

Тактики самопрезентации Самодистанцирования Самотрансценденция Свобода Персональность

Т.гр Кп.гр Т.гр Кн.гр Т.гр Кн.гр Т.гр Кн.гр

Оправдание с от-риц. ответственности -,039 -,239 ,226 -,008 ,016 -,053 -,3017 -,123

Оправдание с принят. ответственности ,023 -,076 ,160 ,051 ,199 ,117 -,313* -,005

Отречение ,063 -,363** -,203 -,235 -,131 -,014 -,046 -,326*

Препятствие самому себе ,028 -,368** -,042 -,065 ,138 -,107 ,036 -,173

Извинение -,019 ,023 -,306* ,073 -,090 -,032 -,205 ,057

Желание понравиться ,0988 -,259 -,025 -,075 -,053 -,048 -,029 -,175

Запугивание ,0788 -,011 ,187 -,053 ,320* -,022 ,247 -,039

Просьба/Мольба -,090 -,15(8 -,032 ,044 ,062 ,121 ,040 -,051

Приписывание себе достижений ,226 -,129 -,037 ,007 ,088 ,035 -,135 -,159

Преувеличение своих достижений ,027 -,133 -,155 -139 ,149 ,089 -,116 -,021

Негативная оценка других ,110 -,272 ,177 -,009 ,074 -,059 -,020 -,129

Пример для подражания -,01.3 ,131 -,255 ,204 -,051 -,123 ,269* 192

Примечания. ** - Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя); * - корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Эта связь кажется нам достаточно логичной, если вспомнить мысль М.М. Бахтина, что любить свое тело - это глубокое внутреннее переживание для человека, тогда субъекту с татуировками эта любовь к своему телу как объекту дается с большим трудом и переживается в самопрезентации как «извинения».

В группе молодых людей с татуировками обнаружилась значимая корреляционная связь между показателями «свобода» и «запугивание», т.е., чем более свободно себя чувствует такой молодей человек, тем активней его тактика запугивания при самопрезентации.

Чем выше проявлен показатель «персональности» - раскрытия Бытия-Person или открытости «Я» миру, я - тем меньше «оправдания с принятием ответственности» демонстрируют молодые люди с татуажем (обратная корреляционная связь) и «отречения» у молодых людей контрольной группы (без татуажа). В то же время при высокой «персональности» молодежь с татуировками стремится быть примером для подражания (прямая корреляционная связь). В целом, у молодых людей с татуировками «персональность» проявлена несколько ниже (Рис. 6), что говорит о меньшей психологической зрелости, нежели у молодых людей без татуировок.

Заключение

В результате исследования молодежи, наносящей татуировки, благодаря использованию достаточного количества методик, были обнаружены психологические аспекты стремления к татуажу, которые могут быть выражены через следующие блоки, описывающие развитие личности молодого человека:

- телесность: стремление к татуированию тела не связано напрямую с восприятием образа тела в его целостном контексте, тело рассматривается как носитель информации;

- идентичность: идентификация молодежи с татуировками связана в большей степени с феминными характеристиками, для них важны креативные роли и в равных пропорциях и с меньшей осоззнанностью профессиональные, социальные и нейтральные роли;

- самооценка: скорее адекватная, снижены параметры воли и самостоятельности в сочетании со сниженным чувством реальности;

- самоотношение: в целом самоотношение снижено по сравнению с отношением к себе молодежи безз татуировок, наиболее выраженной и проявленной для молодежи с татуировками ока-зЗалась характеристика «ожидание отношения от других»;

- самопреззентация: самопреззентация - самая яркая характеристика у молодежи с татуировками: они в 1,5-2 разза больше стремятся к самопрезентации, нежели молодежь без татуировок; наиболее выраженными являются «желание понравиться», «оправдание с отрицанием ответственности», «отречение», «пример для подражания»;

- экзистенция: экзистенциальная исполненность, осмысленность жизни у молодежи с татуировками ниже (у них ниже са-мотрансценденция ответственность, экзистенциальность), нежели у их сверстников;

Таким образзом, современная татуировка оказзывается способом выражения своего «Я», скорее даже конструированием своего «Я». Это - не прямое выражение себя, а компенсаторное, и оно преследует две цели: самовысказзывание, выззов обществу, негласный призыв, крик о неудовлетворенных потребностях (при высокой самопрезентации и при сниженных самоотношении и самооценке). Человек надеется справиться с эмоциональным напряжением или болью при невозможности чувствовать и действовать. Здесь и происходит объективация - отношение к своему телу не как к части субъективного «Я», а как к инструменту для выражения боли и для нанесения боли. С другой стороны, тело становится инструментом постижения собственной идентичности через отчуждение тела от себя, от своих натуральных ощущений, рассматривается как знаковое поле, как поле для творчества. И наше исследование показзало, что молодые люди без татуажа являются более свободными и ответственными, более целостными, имеющими персональные ценности, не нуждающимися в ззаместительном эффекте черезз ззнаковое поле.

Литература

Бахтин 2017 - Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 544 с.

Борохов 2017 - Борохов А.Д. Мпогоосевая классификация татуировок для интегральной оценки проявлений психопатологии личности носителя. Часть 2 // Медицинская психология в России. 2018. T. 10. № .3. C. 10.

Борохов и др. 2009 - Борохов А.Д., Кужим Г., Недельская М. Психосемантический анализ татуировки в судебно-психиатрической экспертизе // Материалы второго международного психолого- социального конгресса 14-1.5 мая 2009, Санкт-Петербург. СПб.: СПбГИПСР, 2009. С. 34.

Ельский 1997 - Ельский А. Татуировка. Минск: МЕТ, 1997. 232 с.

Зинченко 2005 - Зинченко В.П. Психология телесности между душой и телом /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: АСТ, 2005. 159 с.

Карабанова, Мельникова 2009 - Карабанова С.Ф, Мельникова Л.А. От маски к имиджу: монография. Владивосток: Дальнаука, 2009. 164 с.

Лэнгле 2015 - Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности. М: Генезис, 2017. 159 с.

Мельникова 2015 - Мельникова Л.А. Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности в молодежной среде: Дисс. ... канд. культурологии. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2015. 136 с. Овсянникова 2017 - Овсянникова О.А. Татуировка как социокультурное явление [Электронный ресурс] // Наука. Общество. Государство. 2017. № 1 (17). URL: httpss: //eisj.pnzgu.ru/fileis/eisj.pnzgu.ru/ovisyannikova_oa_17_1_25.pdf (дата обращения 21 сент. 2021).

Пирожков 1994 - Пирожков В.Ф. Законы преступного мира (криминальная субкультура). Тверь: Приз, 1994. 323 с.

Польская 2014 - Польская Н.А. Структура и функции самоповреждающего поведения // Психологический журнал. Институт психологии РАН. 2014. № 2. С. 45-56. Силвер 2018 - Силвер К. Интервью экспертам медицинского журнала «Lancet». 2018 [Электронный ресурс]. URL: httpss://w\vw.bbc.com/russssian/ neWss-42745514 (дата обращения 15 сент. 2021).

Шнырева 2009 - Шнырева О.А. Татуировка как социальное письмо // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». Вып. 1. С. 103-106.

Pozgain et al. 2004 - Pozgain I., Barkic J., Filakovic P. Tattoo and personality traitss in Croatian veteranss // Yonsei medical journal. 2004. Vol. 45. no. 2. P. 300-305. Sperry 1991 - Sperry K. Tattoos and tattooing. Part 1. History and methodology // Am J Forensic Med Pathol. 1991. Vol. 12. no. 4. P. 313-319.

Valentine, Schober 2000 - Valentine B., Schober R. Gangs and their tattoos: Identifying Gangbanderss on the Street and Prisson. Boulder, Colorado: Paladin Pressss, 2000. 176 p.

References

Bakhtin, M.M. (2017), Avtor i geroj v jesteticheskoj dejatel'nosti [Author and hero in aessthetic activity], Center for Humanitarian Initiatives;, Mosscow, Russssia. Borokhov, A.D. (2017), "Multi-axis; classification of tattooss for an integral assssessssment of the manifestations of pssychopathology of the carrier'ss perssonality. Part 2", Medical psychology in Russia, vol. 10, no. 3, p. 10.

Borokhiv, A.D., Kuzhim, G. and Nedelsky, M. (2009), "Psychosemantic analysis tattoos in forensic psychiatric examination", Materialy vtorogo mezhdunarodnogo psihologo-social'nogo kongressa [Proceedings of the second international psycho-social Congress], St. Petersburg, Russia, 14-1.5 May 2009, p. 34.

Karabanova, S.F. and Melnikova, L.A. (2009), Ot maski k imidzhu: monografija [From the

mask to the image: a monograph], Dalnauka, Vladivostok, Russia.

Langle, A. (2015), Person: Jekzistencial'no-analiticheskaja teorija lichnosti [Person: An

existential-analytical theory of personality], Genesis, Moscow, Russia.

Melnikova, L.A. (2015), "Tattooing as a form of representation of socio-cultural codes

of visuality in the youth environment", Ph.D. Thesis, Vladivostok State University of

Economics and Service, Vladivostok, Russia.

Ovsyannikova, O.A. (2017), "Tattooing as a socio-cultural phenomenon", The science. Society. State [Electronic], no. 1 (17), available at: https: //esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu. ru/ovsyannikova_oa_17_1_25.pdf (Accessed 21 sent. 2021).

Pirozhkov, V.F. (1994), Zakony prestupnogo mira (kriminal'naja subkul'tura) [Laws of the criminal world (criminal subculture)], Prize, Tver, Russia.

Polskaya, N.A. (2014), "Structure and functions of self-injurious behavior", Psychological Journal. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, no. 2, pp. 45-56. Pozgain, I., Barkic, J. and Filakovic, P. (2004), "Tattoo and personality traits in Croatian veterans", Yonsei medical journal, vol. 45, no. 2, p. 300-305.

Shnyreva, O.A. (2009), "Tattooing as a social letter", Bulletin of the Udmurt University. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, issue 1, pp. 103-106.

Silver, K. (2018), "Interview with experts of the medical journal "Lancet"", [Online], available at: https://www.bbc.com/russian/ news-42745514 (Accessed 15 sent. 2021). Sperry, K. (1991), "Tattoos and tattooing. Part 1. History and methodology", Am J Forensic Med Pathol, vol. 12, no. 4, p. 313-319.

Valentine, B. and Schober, R. (2000), Gangs and their tattoos: Identifying Gangbanders on the Street and Prison, Paladin Press, Boulder, Colorado, USA. Yale, A. (1997), Tatuirovka [Tattoo], MET, Minsk, Belarus.

Zinchenko, V.P. (2005), Psihologija telesnosti mezhdu dushoj i telom [Psychology of physicality between the soul and the body], in Zinchenko, V.P. and Levi, T.S (ed.), AST, Moscow, Russia.

Информация об авторе

Елена В. Бахадова, кандидат психологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл, д. 6; bach-ev@mail.ru

Information about the author

Elena V. Bakhadova, Cand. of Sci. (Psychology), Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; bach-ev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.