DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.105.3.042
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ
Научная статья
Яударова Н.Ю.*
ORCID: 0000-0001 -8731-822X, Чеченский государственный университет, Грозный, Россия
* Корреспондирующий автор (yamalika95[at]mail.ru)
Аннотация
Данная работа посвящена исследованию уровня мотивационной составляющей педагогов образовательных организаций Чеченской Республики. Результаты проведенной диагностики должны послужить для актуализации содержания и методик преподавания программ повышения квалификации педагогических работников общего образования. Выявление факторов, влияющих на качество достижения результатов освоения основных образовательных программ обучающимися, должно повысить уровень успешности педагогической деятельности. Статья будет полезна всем работникам образовательной сферы, стремящимся к повышению качества профессиональной деятельности, а также всем участникам образовательных отношений, которые неравнодушно относятся к будущему наших детей.
Ключевые слова: мотивация, глобализация, успешность, деятельность, профессиональные качества.
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF MOTIVATION OF TODAY'S TEACHERS
Research article
Yaudarova N.Y.*
ORCID: 0000-0001 -8731-822X, Chechen State University, Grozny, Russia
* Corresponding author (yamalika95[at]mail.ru)
Abstract
The current study contains an analysis of the level of motivational component of teachers in the educational organizations of the Chechen Republic. The results of the conducted analysis should serve the purpose of updating the content and methods of teaching advanced training programs for general education teachers. Identifying the factors that affect the quality of the results of students' mastery of the main educational programs should increase the level of success in pedagogical activity. The article will be useful to all employees of the educational sphere who strive to improve the quality of their professional activity as well as to all the participants of educational relations who are not indifferent to the future of our children.
Keywords: motivation, globalization, success, activity, professional qualities.
В современных условиях глобализации, изменении специфики профессиональных качеств и модернизации рынка труда в целом, особое внимание уделяется профессиональной мотивации сотрудников, вне зависимости от сферы деятельности. Динамика информатизации и компьютеризации современного общественного бытия, а также появление новых профессий, требует от специалистов новых компетенций и непрерывной профессиональной самоактуализации.
В работах многих современных исследователей, таких как: Н.В. Афанасьев, Н.С. Глуханюк, А.С. Гусев, А.А. Деркач, В.В. Лешин, В.А. Селезнева, ДА. Степнов, ДТ. Шиманская, Т.Н. Щербаков, Tafarodi, R.W. & Swann, К. Murphi, P.A. Alexander говорится о том, что научный интерес к исследованию мотивации профессионального развития определяется развитием идей психолого-акмеологического подхода, связанного с изучением вопросов жизненного и профессионального развития. Проблема компетентности отражается и в материалах отечественных психологов: А.К. Марков, ДжМ. Митин, Т.Н. Щербаков, а также у зарубежных специалистов в области психологии: Дж. Берч, Дж. Равен, Н. Хомский, J.T. Elibson, Goodlad, Flanagar, T.G. Roos, Steinberg. Инновации современного мира побуждают искать новые научные подходы к системе повышения квалификации. Такие ученые как: С.В. Богданова, И.П. Глинская, Т.С. Панина, М.М. Поташник, П.В. Худоминский, Т.Н. Щербакова отражают в своих работах различные аспекты данной проблемы, где особое место уделяется мотивированности специалистов.
В психологии мотивации уделяется особое место. Главный аспект, приводящий любое действие к успеху -мотивация.
В целях актуализации содержания и методик преподавания программ повышения квалификации педагогических работников общего образования, через выявление факторов, влияющих на качество достижения результатов освоения основных образовательных программ, на основании приказа ГБУ ДПО «Чеченского института повышения квалификации работников образования» № 173-п от 28.09.2020г центр воспитания и психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности провел диагностику уровня мотивационной составляющей педагогов образовательных организаций Чеченской Республики.
Проблему мотивации профессиональной деятельности педагога нужно рассматривать через призму направленности и установки их личности, которые проявляются в способах отношения к проблемам организации учебного процесса и преодоления барьеров, негативно влияющих на профессиональную компетентность учителя [1].
Идея о том, что мотивация на выполнение задачи; знания, способности и умения, ответственность личности за достижение поставленной перед ней или, если речь идет о лидере той или иной социальной группы, перед ее коллективом цели - все это слагаемые компетентности [6] - является определяющей в нашем исследовании.
Анкетирование проводилось с использованием методик Соловьевой Т. С. и Бадоева Т.Л, младших научных сотрудников Федерального государственного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук, которые состояли из четырех анкет:
1. Анкета "Определение мотивов трудовой деятельности педагогов";
2. Анкета "Определение затруднений педагогов при организации учебного процесса";
3. Анкета "Выявление затруднений учителя при осуществлении воспитательного процесса";
4. Анкета "Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств" [17].
Таблица 1 - Общий объём выборки 62 ОУ Чеченской республики
№ Район Образовательная организация
МБОУ «СОШ №20» Грозный
МБОУ «Математическая СОШ им. Х.И. Ибрагимова»
МБОУ «СОШ №65»Грозный
МБОУ «Гимназия №2» Грозный
МБОУ «СОШ №63» Грозный
МБОУ «Гимназия №12» Грозный
МБОУ «СОШ №7» Грозный
МБОУ «СОШ №18» Грозный
1 Грозный МБОУ «СОШ №66» Грозный
МБОУ «СОШ №23» г.Грозный
МБОУ «СОШ №39» Грозный
МБОУ «СОШ №49» Грозный
МБОУ «СОШ №47» Грозный
МБОУ «СОШ №57» Грозный
МБОУ «СОШ №16» Грозный
МБОУ «СОШ №56» Грозный
МБОУ «СОШ №24» Грозный
2 Аргун МБОУ «СОШ №2» Аргун
МБОУ «СОШ №3 с.Чечен-Аул»
МБОУ «Гимназия №3» г.Гудермес
МБОУ «СШ №1» Гудермес
МБОУ «СШ №3» Гудермес
МБОУ «СШ №4» Гудермес
МБОУ «СШ №5» Гудермес
МБОУ «СШ №6» Гудермес
МБОУ «СШ №7» Гудермес
3 Гудермесский МБОУ «СШ №10» Гудермес
МБОУ «СШ №12 им. А.А.Кадырова» Гудермес
МБОУ «Ойсхарская СШ №2»
МБОУ «Ишхой-Юртовская СШ»
МБОУ «Ново-Бенойская СШ им. А.А.Кадыров»
МБОУ «Джалкинская СШ №2»
МБОУ «Нижне-Нойберская СШ №1»
МБОУ «Дарбанхинская СШ»
МБОУ «Чернокозовская СОШ»
МБОУ «Ульяновская СОШ» Наурский р-н
МБОУ «Юбилейная СОШ»
4 Наурский МБОУ «СОШ №1» ст.Наурская
МБОУ «Фрунзенская СОШ»
МБОУ «СОШ №3» ст.Наурская
МБОУ «Ищерская НОШ»
МБОУ «СОШ с. Гендерген» Ножай-Юртовский
5 Ножай-Юртовский МБОУ «СОШ с.Гасолчу» Ножай-Юртовский р
МБОУ «СОШ с.Чуч-Эрзу» Ножай-Юртовский р
6 Грозненский МБОУ «СОШ с.Керла-Юрт»
МБОУ «ООШ с. Радужное»
7 Шелковской МБОУ СОШ №2 ст.Шелковская
МБОУ СОШ ст.Гребенская
8 Надтеречный Гимназия №10
МБОУ «СОШ №1» Ачхой-Мартан
10 Ачхой-Мартановский МБОУ «СОШ №2 с. Валерик»
МБОУ «СОШ №1 с. Закан-Юрт»
МБОУ «СОШ №8» Ачхой-Мартан
Окончание таблицы 1 - Общий объём выборки 62 ОУ Чеченской республики
№ Район Образовательная организация
11 Серноводский МБОУ «СОШ №3»ст.Ассиновская
МБОУ «СОШ №4» с.Серноводское
МБОУ «СОШ №1»с.Серноводское
МБОУ «СОШ им. М.М.Мержуева» с. Бамут
МБОУ «СОШ № 3» с.Серноводское
МБОУ «СОШ №2» с.Серноводское
Курчалоевский Курчалоевский центр образования
Репрезентативная группа состояла из выборки педагогов всех уровней (начальная школа, основная и средняя). Возраст респондентов был от 25 лет до 38лет. Среднее значение стажа работы испытуемых составляло: от 2 до 10 лет.
Определение ведущего мотива трудовой деятельности показало, что большинством учителей приоритет отдается финансовой составляющей (46%), а также возможности профессионального роста (30%), далее идут мотивы признания, ощущение значимости в учреждении (6%) и работа по специальности, в соответствии с образованием (6%). Мотив возможности самореализации на предпоследнем месте (2%), а за ним следуют такие мотивы как: возможность продвигаться по карьерной лестнице (1%), гибкий график работы (1%), комфортные условия труда (1%), нормированный рабочий день (1%), работа ради общения, возможность занять свободное время (1%). Остальные мотивы, предлагаемые в данной анкете, остались без внимания испытуемых, что говорит о их незначительности для данной референтной группы.
Визуализируя полученные данные в диаграмме, мы видим полную картину предпочитаемых мотивов трудовой деятельности, распределенной по важности для педагогов (рис. 1).
Работа ради общения, возможность занять свободное ...
Работа по специальности, в соответствии с. Признание, ощущение значимости в учреждении Отношения с непосредственным руководителем Нормированный рабочий день Комфортные условия труда Возможность самореализации Гибкий график работы Большие полномочия Обучение за счет учреждения Возможность управления другими людьми Возможность получения кредитов Возможность профессионального роста Возможность продвигаться по карьерной лестнице Близость места работы к дому Уровень доходов (заработная плата)
I ■ 1%
ш
■ 1%
■ 1% ■ 2%
■ 1%
6% 6%
1%
+
30%
6%
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50% Рис. 1 - Определение мотивов трудовой деятельности педагогов
Анализ анкет для изучения мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств показал низкий уровень инновационного потенциала у всех испытуемых, хотя отмечался высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов (18%), а также потребность в самовыражении, самосовершенствовании (15%) наряду со стремлением быть замеченным и по достоинству оцененным (11%). Остальные пункты анкеты особого внимания исследуемых не привлекли и отмечены не были.
Все вышесказанное отражено в рис. 2.
Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным
Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов18
Потребность в самовыражении, самосовершенствовании
Уровень инновационного потенциала
%
15%
18%
0
0 0,02 0,04 0,06 0,08 0,1 0,12 0,14 0,16 0,18 0,2 Рис. 2 - Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшевств
Диагностика затруднений педагогов при организации учебного процесса показала, что наибольшую сложность у учителей вызывают следующие пункты:
1. Составление авторской программы по учебному предмету (73%)
2. Развитие у обучающихся интереса к предмету (58%)
3. Использование межпредметных связей (58%)
4. Оснащение кабинета новыми наглядными пособиями (31%)
Так же сложности у педагогов вызывают следующие пункты (по частоте встречаемости):
• Организация научно-исследовательской деятельности с учащимися
• Диагностика уровня обученности учащихся
• Работа с неуспевающими учащимися
• Работа с одаренными детьми
• Эффективное использование оснащения кабинета
• Организация внеклассной работы по учебному предмету
• Внедрение ППО коллег своей школы (другой школы)
• Внедрение ППО (программно-педагогического опыта), описанного в литературе
• Умение провести анализ урока коллег
• Описание своего опыта работы
• Осуществление дифференцированного подхода к обучению
• Использование элементов современных педагогических технологий
• Использование эффективных форм на уроке
• Умение ставить цели урока
• Овладение содержанием новых программ и учебников
В рис. 3 отражены данные анализа анкет «Затруднений педагогов при организации учебного процесса».
Использование элементов современных. Осуществление дифференцированного подхода к. Овладение содержанием новых программ и учебников
Умение ставить цели урока Использование эффективных форм на уроке Описание своего опыта работы Умение провести анализ урока коллег Внедрение ППО (программно-педагогического. Внедрение ППО коллег своей школы (другой школы) Организация внеклассной работы по учебному. Эффективное использование оснащения кабинета Работа с одаренными детьми Работа с неуспевающими учащимися Диагностика уровня обученности учащихся Организация научно-исследовательской . Оснащение кабинета новыми наглядными пособиями Использование межпредметных связей Развитие у обучающихся интереса к предмету Составление авторской программы по учебному.
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%
Рис. 3 - Определение затруднений педагогов при организации учебного процесса
Изучение затруднений учителя при осуществлении воспитательного процесса показывает наибольшие трудности в вопросах знания современных воспитательных технологий (72%) и введения инновационных форм воспитательной работы (68%), а также сложности у педагогов с использованием современных воспитательных технологий (46%), работой с родителями учащихся (37%) и работой с "трудными" учащимися (35%). Следующие пункты так же были определены как дефицитные:
• Умение поставить цель и задачи в воспитательной работе (12%)
• Проведение родительских собраний (12%)
• Индивидуальная работа с учащимися (12%)
• Проведение классных часов (12%)
• Знание эффективных форм работы с детьми (12%)
• Знание и использование методики (11%)
• Организация детей для участия в общественной жизни школы (10%)
• Составление авторской воспитательной программы (10%)
• Диагностика уровня воспитанности учащихся (10%)
• Система воспитательной работы классного руководителя (9%) Все данные занесены в диаграмму №4.
= 8% 8% 8% 8% 8% 9% 9% 9% 9% 9% 9% 10% 12% М 15 % 7% 1 1 о/ 58% 58%
31%
73%
Составление авторской воспитательной программы Диагностика уровня воспитанности учащихся Система воспитательной работы классного.. Организация детей для участия в общественной .
Знание и использование методики Знание эффективных форм работы с детьми Проведение классных часов Индивидуальная работа с учащ Проведение родительских собраний Умение поставить цель и задачи в воспитательной .
Работа с родителями учащихся Работа с "трудными" учащимися Использование современных воспитательных . Введение инновационных форм воспитательной . Знание современных воспитательных технологий
10% 10% 9% 10% 11% 12% 12% 12% 12% 12%
7% %
46%
68% 72%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% Рис. 4 - Затруднения учителей при осуществлении воспитательного процесса
108
70% 80%
Все полученные данные проведенного исследования наглядно демонстрируют точки роста учителей. По результатам нашего исследования видна корреляция проблем в организации образовательно-воспитательного процесса с мотивами профессиональной деятельности и готовностью к освоению новшеств в образовании: педагоги мало интересуются инновациями в образовании и внедряют их в свою деятельность, следовательно, не могут составить интересную авторскую программу с межпредметными переходами и заинтересовать обучающихся своей дисциплиной. Отсюда вытекают проблемы с поведением детей на уроках и их низ кой мотивированностью на обучение. Так же наблюдается слабое участие родительской общественности в образовательном процессе, хотя они являются одними из участников образовательных отношений, которые могли бы помочь педагогу в преодолении многих барьеров эффективного образования их детей. Поскольку учителя плохо знают особенности своих учеников, слабо интересуются инновациями в образовании ожидаемо появляется проблема неумения работать с классом, одаренными и «трудными детьми». Все анкеты, используемые в проведенной диагностике взаимосвязаны, потому что проблемы в организации учебного и воспитательного процесса непосредственно связаны с мотивацией педагога и его готовности к инновационной деятельности. Если мотивационная сфера опирается на первичные потребности при высоком уровне профессиональных притязаний, но при низком уровне инновационного потенциала у педагогов, то это объясняет дефициты педагогов при организации учебного и воспитательного процесса, полученные в исследовании.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Асмолов, А. Г. Деятельность и установка Текст. / А.Г. Асмолов. М., 1979.- 150 с.
2. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А.Г. Асмолов. М., 1984. - 105 с
3. Асмолов, А. Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии Текст. / А.Г. Асмолов. М., 2002.
4. Асмолов, А. Г. Психология индивидуальности Текст. / А.Г. Асмолов. -М., 1986.- 160 с.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа Текст. / А.Г. Асмолов. М., 2001.
6. Асмолов, А. Г. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий Текст. / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова. -М.: Изд-во «Смысл», 2006. 321 с.
7. Атлосова, О. М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации Текст. : автореф. дис. . канд. пед наук / О.М. Атлосова. СПб., 1995.
8. Основы психологии и педагогики : сборник тестов / сост. : Т. Ю. Шлыкова, А. В. Бутурлина. - Минск : БГАТУ, 2011. - 140 с. ISBN 978-985-519-438-6;
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991;
10. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. Пособие / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006г.
11. Краткий психологический словарь / под ред. A.B. Петровского, М.П. Ярошевского. - М., 1998.
12. Кульневич С. В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб. -практич. пособие для учителей, студентов пед. учеб. заведений / С. В. Кульневич. - Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001.
13. Калошина И.П. Психология творческой деятельности: Учеб. пособие для вузов/ И.П. Калошина. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 431 с.
14. Белухин Д.А. Общие основы личностно - ориентированной педагогики / Д.А. Белухин. - М., 2002. - Ч.1.
15. Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: учебник для студентов высших учебных заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
16. Яударова Н.Ю. Моделирование образовательного процесса по формированию психолого-педагогической компетентности в высшем учебном заведении / Н.Ю. Яударова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 10-2. С. 152-156.
17. Тесты по темам и предметам. - [Электронный ресурс]. - URL: https://test-otvet.com.ua/ (дата обращения: 12.02.2021)
Список литературы на английском языке / References in English
1. Asmolov, A. G. Dejatel'nost' i ustanovka [Activity and Attitude] / A. G. Asmolov. Moscow, 1979. - 150 p. [in Russian]
2. Asmolov, A. G. Lichnost' kak predmet psikhologicheskogo issledovanija [Personality as a Subject of Psychological Research] / A. G. Asmolov. Moscow, 1984. - 105 p. [in Russian]
3. Asmolov, A. G. Po tu storonu soznanija. Metodologicheskie problemy neklassicheskojj psikhologii Tekst [On the Other Side of Consciousness. Methodological Problems of Unconventional Psychology] / A. G. Asmolov. Moscow, 2002 [in Russian]
4. Asmolov, A. G. Psikhologija individual'nosti [Psychology of Individuality] / A. G. Asmolov. - M., 1986. - 160 p. [in Russian]
5. Asmolov, A. G. Psikhologija lichnosti. Principy obshhepsikhologicheskogo analiza [Personality Psychology. Principles of General psychological analysis] / A. G. Asmolov. Moscow, 2001 [in Russian]
6. Asmolov, A. G. Social'naja kompetentnost' klassnogo rukovoditelja: rezhissura sovmestnykh dejjstvijj [Social Competence of the Class Teacher: Directing of Collaborative Work] / A. G. Asmolov, G. U. Soldatova. - M.: Publishing house "Smysl", 2006. 321 p. [in Russian]
7. Atlosova, O. M. Razvitie professional'nojj kompetentnosti rukovoditelejj shkol v processe povyshenija kvalifikacii [Development of Professional Competence of School Leaders in the Process of Professional Development]: Extended abstract of candidate's thesis. Pedagogical sciences / O. M. Atlosova. St. Petersburg, 1995 [in Russian]
8. Osnovy psikhologii i pedagogiki : sbornik testov [Fundamentals of Psychology and Pedagogy: A Collection of Tests] / O75 Compiled by T. Yu. Shlykova , A. V. Buturlina. - Minsk : Belarusian State Agrarian Technical University, 2011. - 140 p. ISBN 978-985-519-438-6 [in Russian]
9. Vygotsky, L. S. Pedagogicheskaja psikhologija [Pedagogical Psychology] / L. S. Vygotsky. Edited by V. V. Davydova. - M.: Pedagogika, 1991 [in Russian]
10. Baidenko, V. I. Vyjavlenie sostava kompetencijj vypusknikov vuzov kak neobkhodimyjj ehtap proektirovanija GOS VPO novogo pokolenija: metod. posobie [Identification of the Composition of the Competencies of University Graduates as a Necessary Stage in the Design of the State Higher Education Standards of a New Generation: A Manual] / V. I. Baidenko. -M.: Issledovatel'skiy Tsentr Problem Kachestva Podgotovki Spetsialistov, 2006 [in Russian]
11. Kratkijj psikhologicheskijj slovar' [Short Psychological Dictionary] / Edited by A. V. Petrovsky, M. P. Yaroshevsky. -M., 1998 [in Russian]
12. Kulnevich S. V. Pedagogika lichnosti ot koncepcijj do tekhnologijj: Ucheb.-praktich. posobie dlja uchitelejj, studentov ped. ucheb. zavedenijj [Pedagogy of the Individual From Concepts to Technologies: A Manual for Teachers, Students of Pedagogical Educational Institutions] / S. V. Kulnevich. - Rostov-on-Don: Tvorcheskijj centr «Uchitel'», 2001 [in Russian]
13. Kaloshina I. P. Psikhologija tvorcheskojj dejatel'nosti: Ucheb. posobie dlja vuzov [Psychology of Creative Activity: A Textbook for Universities] / I. P. Kaloshina. - M.: Unity-Dana, 2003 - 431 p. [in Russian]
14. Belukhin D. A. Obshhie osnovy lichnostno - orientirovannojj pedagogiki [General Principles of Personality-Oriented Pedagogy] / Belukhin D. A. - M., 2002. - Part 1 [in Russian]
15. Grebenyuk O. S. Obshhie osnovy pedagogiki: uchebnik dlja studentov vysshikh uchebnykh zavedenijj [General Fundamentals of Pedagogy: A Textbook for Students of Higher Educational Institutions] / O. S. Grebenyuk, M. I. Rozhkov. -M.: Publishing house VLADOS-PRESS, 2003 [in Russian]
16. Yaudarova N. Yu. Modelirovanie obrazovatel'nogo processa po formirovaniju psikhologo-pedagogicheskojj kompetentnosti v vysshem uchebnom zavedenii [Modeling of the Educational Process for the Formation of Psychological and Pedagogical Competence in Higher Education] / N. Yu. Yaudarova // Gumanitarnye, social'no-ehkonomicheskie i obshhestvennye nauki [Humanities, Social-Economic And Social Sciences]. 2015. № 10-2., pp. 152-156 [in Russian]
17. Testy po temam i predmetam [Tests on Topics and Subjects] [Electronic resource] URL: https://test-otvet.com.ua/ (accessed: 12.02/2021) [in Russian]