Научная статья на тему 'Психологические аспекты рекламы'

Психологические аспекты рекламы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3064
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты рекламы»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕКЛАМЫ

В.А. ШАМИС

Реклама XXI века существенно отличается от прошлого периода в связи с появлением новых информационных, социально-политических, маркетинговых технологий, средств и способов связи. Все это приводит к возникновению новых психологических проблем и соответственно требует совершенствования теоретических моделей, описывающих закономерности воздействия рекламы на человека. На сегодняшний день психология и реклама это тесно связанные и почти не разделимые понятия. Главная задача рекламодателя и цель психологии рекламы - это побудить потребителя приобрести рекламируемый товар, воспользоваться услугой. На это направлены все мыслимые и немыслимые усилия создателей рекламы. Суть психологии рекламы состоит в воздействии на потребителя, используя при этом все известные психологические феномены и закономерности. Создавая рекламный ролик, разрабатывая фирменный стиль, необходимо помнить о том, что мозг человеческий устроен особым образом. Какую-то информацию он воспринимает с легкостью, а что-то остается за пределами его восприятия. Об этом обязательно стоит помнить. Реклама является, прежде всего, процессом творческим, существуют определенные простые правила, которые сделают достижение поставленной задачи намного проще. В классической рекламе существует несколько основополагающих принципов, соблюдение которых сделает рекламу достаточно успешной. Самое первое - реклама должна содержать уникальное торговое предложение. Уникальное торговое предложение - это то, что выгодно отличает рекламируемый товар. Во-вторых, необходимо помнить, что назначение рекламы -создать у покупателя определенное представление о потребительских свойствах товара. Поэтому необходимо не просто представить товар, но и постараться более полно раскрыть его выгоды, которые принесут обладание им. В-третьих, необходимо постоянство воздействия рекламы. Но у этого принципа могут быть свои издержки. Если реклама сделана недостаточно профессионально, непривлекательно, не вызывать интереса, то, кроме раздражения, такая реклама, ничего не будет вызывать. Заключительный принцип - постараться не перегружать рекламу. При ее восприятии потребитель способен запомнить немногое: один сильный довод, реклама должна выглядеть компактно.

Можно использовать в непростом рекламном деле некоторые советы, соблюдение которых помогут сделать отличную рекламу.

Пятнадцать секретов, как завоевать доверие клиента.

1. Меньше обещайте, больше делайте.

2. Всегда давайте 100-процентную гарантию.

3. Всегда и во всем будьте профессионалом. Профессионализм виден по поступкам и знанию того, как достичь поставленной цели. Профессионал всегда старается достичь лучшего результата. Профессионал всегда собою недоволен.

4. Всегда имейте при себе записную книжку. Если вы услышали или прочли что-либо и вам понравилось, то запишите эту идею или фразу.

5. Рассматривайте свою жизнь как увлекательное путешествие. Следите за своим деловым ростом. Станьте таким, каким вы хотите быть. Во-первых, определите конечный пункт. Какова ваша цель? Во-вторых, осознаете ли вы свои сильные и слабые стороны? В-третьих, спланируйте свое путешествие.

6. Имейте смелость мечтать о больших делах. Смотрите цветные сны. Представьте себе то, чего вы добиваетесь. Рассмотрите это во всех подробностях. Нарисуйте, И самые обычные люди способны на экстраординарные поступки.

7. Прежде всего будьте самим собой. Вы не должны стремиться "стать мной". В этом случае вы будете второсортной копией меня.

8. Контролируйте свое время - тем самым вы сможете управлять своей жизнью.

9. Помните четыре правила контроля своего времени. Сложите все документы со своего письменного стола в одну стопку. Теперь возьмите верхний - вы не отложите его в сторону до тех пор, пока не выполните его, или отложите его на будущее (но поставите

дату, когда вы его выполните), или передадите его на выполнение кому-либо другому, или уничтожите его.

10. Выясните, что делают все остальные, и не делайте этого. Прекратите соревноваться. Начните творить.

11. Так сформируйте свой образ, имидж, чтобы он ассоциировался у окружающих со всем самым лучшим. Так работайте над собой, чтобы люди начали брать с вас пример. Работайте над устранением отрицательных черт в своем характере и поведении.

12. Умейте распознавать поведение неудачников.

13. В противовес этому вот характеристики победителей: у них есть чувство юмора; они не сдаются, пока не выполнят свою работу: для достижения успеха они делают все, что требуется; их жизнь хорошо сбалансирована.

14. Не относитесь слишком серьезно к себе, но к своим делам относитесь со всей серьезностью.

15. Что бы ни произошло, это мне по силам. Всего восемь слов, которые обеспечат вам ориентир на всю жизнь [2, с.36].

Анализируя социально-экономические тенденции развития предпринимательской деятельности в нашей стране в настоящее время становится вполне очевидным, что сегодня российскому бизнесу необходим новый тип потребителя с большим количеством быстро меняющихся, разнообразных потребностей. Очень часто психологам, работающим в рекламе, приходится делать непростой личный моральный выбор между практикой манипулирования потребителем, чего часто требуют рекламодатели, и комплексным изучением рекламной деятельности в рамках научной психологии. Например, многие психологи-практики способствуют интенсивному продвижению товаров и услуг, не всегда объективно полезных человеку (например табак, алкоголь, малоэффективные лекарственные средства, пищевые продукты, содержащие вредные химические компоненты и т. д.). Прямое и косвенное воздействие рекламы, в создании которой психологи принимают участие, может стимулировать агрессивное поведение потребителей, формировать вредные привычки, традиции, нездоровый образ жизни и пр. В свою очередь, другие психологи (а также социальные работники, педагоги, психотерапевты, врачи и т. д.) вынуждены решать проблемы, возникающие вследствие распространения тех или иных видов и продуктов рекламной деятельности. Таковы проблемы семьи, воспитания детей, психического здоровья, взаимоотношений и т. д. Это создает проблему взаимопонимания среди самих психологов. Одна из основных задач психологии рекламы - оценка психологической эффективности рекламной деятельности. Понятие эффективности может быть рассмотрено с различных точек зрения. Так, экономисты, говоря об эффективности, определяют, сколько денег нужно потратить на проведение рекламной кампании, сколько это даст прибыли и т. д. Оценка психологической эффективности рекламной деятельности должна включать степень воздействия рекламы на потребителя, точность ее восприятия, длительность удержания в памяти полученной информации, возникновение желания приобрести товар, а также уровень удовлетворенности рекламой и ее социальный эффект (отношение к ней общественности) [1, с.350].

Психология должна оценивать рекламу как социокультурное явление. Взаиморазвитие субъектов рекламной деятельности окажется успешным лишь только в том случае, если для этого процесса будут созданы необходимые внешние и внутренние условия.

Литература:

1. Лебедев-Любимов А. «Психология рекламы». - СПб.: Питер, 2009., 2-е изд., 384 с.

2. М.Рафел, Н.Рафел "Как завоевать клиента" - СПб.: Питер, 2003., 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.