Научная статья на тему 'Психологические аспекты рефракционной амблиопии у детей'

Психологические аспекты рефракционной амблиопии у детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
684
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФРАКЦИОННАЯ АМБЛИОПИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЛЕОПТИКА / НОШЕНИЕ ОККЛЮДЕРА / ДЕТИ / ОФТАЛЬМОЛОГИЯ / КОСОГЛАЗИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коваленко Ю.А., Казанцев А.Д., Фортыгина Ю.А.

В статье рассмотрены психологические аспекты рефракционной амблиопии у детей и их родителей. Освещены основные способы преодоления психологического дискомфорта у детей в связи с данной проблемой и методами ее коррекции. Приведены возможные варианты решения возникающих в семье ребенка, страдающего амблиопией, проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF REFRACTIVE AMBLIOPY IN CHILDREN

The article contains information about psychological aspects of refractive amblyopia in children and their parents. The main ways of overcoming psychological discomfort in children in connection with this problem and methods of its correction are highlighted. Possible solutions of the problems arising in a family of a child suffering from amblyopia are mentioned.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты рефракционной амблиопии у детей»

УДК 617.754.8 ББК 56.7

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФРАКЦИОННОЙ АМБЛИОПИИ У ДЕТЕЙ

КОВАЛЕНКО Ю.А.1, КАЗАНЦЕВ А.Д.1, ФОРТЫГИНА ЮЛ.2 1 ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет),

Москва, Россия 2 ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: kovalenko20021996@gmail.com, ylek.fort@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены психологические аспекты рефракционной амблиопии у детей и их родителей. Освещены основные способы преодоления психологического дискомфорта у детей в связи с данной проблемой и методами ее коррекции. Приведены возможные варианты решения возникающих в семье ребенка, страдающего амблиопией, проблем.

Ключевые слова: рефракционная амблиопия, психология, плеоптика, ношение окклюдера, дети, офтальмология, косоглазие.

Актуальность. Нарушения

функционирования зрительного аппарата - одна из самых распространенных патологий в настоящее время: 258 миллионов человек по всему миру страдают от нарушений зрения, 90% которых проживают в развитых странах. По оценкам всемирной организации

здравоохранения (ВОЗ) около 19 миллионов детей входят в группу лиц с нарушением зрения, при этом 12 миллионов подвержены аномалиям рефракции. Статистические данные указывают на необходимость оценки психологических аспектов нарушений функционирования зрительного аппарата, уделяя особое внимание детской части населения.

Цель работы. Осветить основные психологические аспекты рефракционной амблиопии у детей, рассмотреть причины возникающих проблем и способы их решения.

Материалы и методы. Проведен анализ статистических данных относительно частоты развития рефракционной амблиопии, литературный обзор по данной проблеме и причинах ее возникновения. Рассмотрены основные психологические проблемы в связи с данной патологией у детей с использованием результатов опроса родителей последних.

Результаты исследования. Одной из наиболее распространенных причин понижения зрения у детей является именно амблиопия ("синдром ленивого глаза"),

распространенность которой среди детей дошкольного возраста достигает 6%, а у детей школьного возраста составляет 2-3%.

Амблиопия - снижение остроты зрения одного или обоих глаз, не поддающееся оптической коррекции, возникающее без видимых причин (первичная) или вследствие отсутствия нормальных условий для функционирования сетчатки (вторичная). В основе развития патологии лежит корковое торможение плохо видящего глаза, предотвращая развитие диплопии [1].

Первичная амблиопия связана с нарушением развития глазного яблока во внутриутробном периоде, а вторичные возникают по ряду причин, зависящих непосредственно от формы амблиопии: обскурационные (вследствие длительно существующих помутнений оптических сред глаза, чаще хрусталика), постобскурационные (амблиопия,

сохраняющаяся после устранения причины, вызвавшей обскурационную),

страбизматические (при косоглазии), рефракционные (в том числе в результате неадекватной коррекции аметропии), ахромазийные (связаны с недоразвитием клеток-колбочек), а также комбинированные.

Согласно статистике рефракционная амблиопия является наиболее частой формой амблиопии у детей, возникающая в результате гиперметропии (дальнозокость, разновидность нарушения рефракции) при отсутствии рациональной ее коррекции, что с возрастом может привести к дисбинокулярной амблиопии (нарушение бинокулярного зрения) и осложниться косоглазием. С точки зрения психологии наиболее непростыми для ребенка

являются именно рефракционная и страбизматическая (при косоглазии) виды амблиопии, непосредственно связанные с нарушениями бинокулярного зрения [4].

Самый непростой момент для ребенка, страдающего амблиопией, и его родителей является косметический дефект, связанный с косоглазием (врожденным или возникшим в результате подавления хуже видящего глаза из-за недостаточного его участия в зрительном акте). При этом в случаях возникновения косоглазия в результате рефракционной амблиопии отклонение "ленивого" глаза поначалу не является столь явным и изменения появляются постепенно. На данном этапе ни ребенок, ни родители не осознают серьезность последствий нарушения.

О4

Рис. 1. Незначительное косоглазие у ребенка с амблиопией

Заметить и оценить важность принятия мер -основная задача родителей, ведь именно здесь необходимо самое активное их вмешательство. Дело в том, что косоглазие в данном случае является обратимым (при этом чем раньше был замечен дефект и начата работа над ним, тем больше шансов восстановления). Как уже было отмечено, хуже видящий глаз в результате подавления его активности в зрительном акте из-за нарушения бинокулярного зрения (значительной разницы рефракции в обоих глазах) отклоняется во избежание формирования неправильной картинки в головном мозге. В связи с этим основным методом лечения амблиопии и возникшего в качестве осложнения косоглазия является рациональная коррекция нарушения рефракции путем ношения очков, а также плеоптика -приемы, используемые ортоптистами для

стимуляции нормальной деятельности функционально недоразвитой части органа зрения (в данном случае "ленивого глаза") [2]. В данном случае необходима окклюзия ведущего глаза (повышается острота зрения у косящего), а затем переменная окклюзия для перехода косоглазия в альтернирующее (при этом на центральной ямке фиксируется изображение то с одного, то с другого глаза).

Рис. 2. Метод плеоптики - ношение окклюдера

Здесь перед родителями ребенка стоит важная задача: объяснить ему необходимость ношения очков с применением окклюдера, что бывает особенно сложно при работе с детьми дошкольного возраста. Ребенок, находящийся среди сверстников, наверняка будет чувствовать себя некомфортно, ощущая свою "непохожесть" на других. На этом этапе он нуждается в наибольшей поддержке родителей и правильном подходе, требующем мудрости, терпения и креативного подхода. Необходимо помнить, что ребенок воспринимает окружающий мир иначе, подобно игре, а также прочно ассоциирует себя с окружающими, особенно родными, а потому первое, что они могут сделать - начать носить очки вместе с ребенком. Если родители не имеют нарушений зрения, очки могут быть "пустышками" - с использованием линз-нулевок, не влияющих на зрительный акт. Можно подобрать очки в одной цветовой гамме или выбрать похожую форму, что поможет ребенку чувствовать себя "нормальным", таким же, как все.

Рис. 3. Семейное ношение очков как способ психологической адаптации к ним ребенка

Однако очевидно, что у ребенка все равно возникнет чувство дискомфорта при взгляде на сверстников, не нуждающихся в коррекции зрения. За помощь ему на данном этапе также ответственны родители: необходимо показать малышу, что ношение очков - не удел странных, отграниченных от большей части общества людей. Здесь помогут рассказы, фотографии, фильмы о великих людях, кумирах и даже героев сказок и мультфильмов, носящих очки: Стив Джобс, Гарри Поттер, миньоны и многие другие. Важно показать ребенку, что ношение очков не только не является чем-то постыдным, не лишает его возможности быть собой и быть частью общества.

Рис. 4. Гарри Поттер

Сложнее обстоит дело с ношением окклюдера. Самая большая ошибка, которую могут допустить родители - напугать ребенка последствиями "не ношения". Необходимо избегать угроз, ультиматумов и тотального контроля, начинать с малого и превращать сам процесс в игру, вводя за применения окклюдера

бонусы, которые в будущем ребенок может использовать для "покупки" мороженого или небольших игрушек. С детьми школьного возраста большую эффективность будут иметь разъяснительные беседы, также основанные не на внушении страха за последствия, а построенные в связи с ориентацией на положительную динамику, коррекцию косметического дефекта. Также возможно использование оригинальных окклюдеров, привлекательных для ребенка: например, с изображением любимых персонажей или окрашенных в любимые цвета.

Рис. 5. Детский оригинальный окклюдер

Особенность "синдрома ленивого глаза" заключается в том, что ребенку с таким синдромом требуется лечение (ношение очков, окклюдера, возможное хирургическое вмешательство в последующем), способное затянуться на неопределенно длительный срок. А потому родителям нужно настроиться на длительную непрерывную работу с возможными трудностями, в том числе психологическими. Здесь необходимо наличие мотивации и ориентации на конкретный результат, в чем способны помочь беседы с людьми, имеющими аналогичную проблему в семье. Стоит осознавать, что данная патология в настоящее время является частой, поддающейся лечению и обратимой, и успех зависит именно от психологического настроя родителей и их готовности помогать ребенку преодолевать трудности, связанные с амблиопией.

Рис. 6. Дочь известного реп-исполнителя Тимура Юнусова, страдающая амблиопией

Выводы. Таким образом, рефракционная амблиопия - патология, требующая особого внимания со стороны родителей ребенка, страдающего данным нарушением зрительного аппарата. Успех лечения и преодоления всех психологических трудностей, с ней связанных, целиком и полностью зависит от подхода, мотивации и желании работать с возможными сложностями во взаимопонимании [3]. Однако надлежащее внимание, терпение и креативность взрослых, нацеленных на успех, способны победить недуг, и помочь ребенку справиться со всеми неудобствами и косметическим дефектом, связанным с амблиопией.

Список литературы

1. Гончарова С.А. Амблиопия / С.А. Гончарова, Г.В. Пантелеев, Е.И. Тырловая. - Луганск, 2006. - 27 с.

2. Даниличев Ф.В. Современная офтальмология: руководство/ Ф.В. Даниличев. - СПб.: Питер, 2009. - 688 с

3. Дмитриева И.С. Мотивация - как фундамент здорового образа жизни / И.С. Дмитриева, И.И. Соболева, Е.В. Соболева // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2017. - Т.2. - № 1 (16). - С. 5557.

4. Егоров Е.А. Офтальмология: учебник /Е.А. Егоров. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. - 240 с.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF REFRACTIVE AMBLIOPY IN CHILDREN*

KOVALENKO Y.A.1, KAZANTSEVA.D.1, FORTYGINA Y.A.2 1 Sechenov University, Moscow, Russia 2 FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: kovalenko20021996@gmail.com, ylek.fort@mail.ru

Abstract

The article contains information about psychological aspects of refractive amblyopia in children and their parents. The main ways of overcoming psychological discomfort in children in connection with this problem and methods of its correction are highlighted. Possible solutions of the problems arising in a family of a child suffering from amblyopia are mentioned.

Keywords: refractive amblyopia, psychology, pleoptics, occluder wearing, children, ophthalmology, strabismus.

* Научный руководитель: к.псих.н., доц. Соболева Е.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.