Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн обучение / образовательная психология / психические процессы / удовлетворенность / online learning / educational psychology / mental processes / satisfaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абабкова Марианна Юрьевна

Развитие онлайн образования и индивидуализация обучения ставит перед психологией образования новые вопросы, связанные с изучением психических процессов обучающихся в интернет-среде, например, восприятие информации, воля и память, мотивация, эмоции, стресс и фрустрация. В статье рассматриваются основные психологические проблемы онлайн образования. Пилотное полевое исследование выявило основные психологические проблемы, с которыми сталкиваются студенты во время онлайн обучения, а также трудности взаимодействия в системах «студент – студент» и «преподаватель студент». Изучение особенностей учебной деятельности в рамках цифрового обучения позволит повысит эффективность дистанционных курсов, а также инструментария и методов учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абабкова Марианна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ISSUES OF ONLINE LEARNING

The development of online education and the individualization of learning poses new questions to the educational psychology concerning the study of students’ mental processes in the Internet environment, digital information perception, will and memory, motivation, emotions, stress and frustration during online learning. The article deals with the main psychological issues of online education. The pilot field study revealed the main psychological issues that students face during online learning, such as difficulties of interaction in the "student – student" and "teacher student" systems. Studying the features of educational process within the framework of digital learning will increase the performance of distance courses, as well as tools and methods of online educational activities.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ»

УДК 37.015.31

doi:10.18720/SPBPU/2/id21-99

Абабкова Марианна Юрьевна,

доцент, канд. экон. наук, доцент

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ

Россия, г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

ababkova_myu@ spbstu.ru

Аннотация. Развитие онлайн образования и индивидуализация обучения ставит перед психологией образования новые вопросы, связанные с изучением психических процессов обучающихся в интернет-среде, например, восприятие информации, воля и память, мотивация, эмоции, стресс и фрустрация. В статье рассматриваются основные психологические проблемы онлайн образования. Пилотное полевое исследование выявило основные психологические проблемы, с которыми сталкиваются студенты во время онлайн обучения, а также трудности взаимодействия в системах «студент - студент» и «преподаватель - студент». Изучение особенностей учебной деятельности в рамках цифрового обучения позволит повысит эффективность дистанционных курсов, а также инструментария и методов учебной деятельности.

Ключевые слова: онлайн обучение, образовательная психология, психические процессы, удовлетворенность.

Marianna Yu. Ababkova,

Candidate of Economic Sciences, Associate professor

PSYCHOLOGICAL ISSUES OF ONLINE LEARNING

Russia, St. Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University,

ababkova_myu@ spbstu.ru

Abstract. The development of online education and the individualization of learning poses new questions to the educational psychology concerning the study of students' mental processes in the Internet environment, digital information perception, will and memory, motivation, emotions, stress and frustration during online learning. The article deals with the main psychological issues of online education. The pilot field study revealed the main psychological issues that students face during online learning, such as difficulties of interaction in the "student - student" and "teacher - student" systems. Studying the features of educational process within the framework of digital learning will increase the performance of distance courses, as well as tools and methods of online educational activities.

Keywords: online learning, educational psychology, mental processes, satisfaction.

Введение.

В настоящее время образовательные системы многих стран испытывают растущее влияние меняющейся образовательной парадигмы в связи с глобальными изменениями в мировой политике, переходом эко-

номики к информационному обществу и вызовами пандемии. В то же время на первый план выходят задачи переориентации образования на личность обучающегося и создания условий для его творческой и активной познавательной деятельности в условиях цифрового образования [2].

1. Особенности онлайн обучения

Онлайн обучение имеет такие специфические особенности, как большой объем индивидуальной работы студентов; тайм-менеджмент и самоменеджмент, связанный с учебной деятельностью и планированием активностей во время учебы; фокус на результатах и мотивации; технологическая гибкость и способность переключаться между различными учебными задачами; владение приемами обработки и сбора информации; интерактивность с преподавателем и другими студентами; внутренний локус контроля применительно к ситуации «отложенного» режима управления преподавателем.

Теория подтверждения ожиданий в образовании подчеркивает поддержание удовлетворенности учащихся в процессе обучения, который начинается с первичного ожидания качества образовательного продукта или услуги и последующего восприятия его эффективности. Удовлетворенность учащихся формируется, когда оценивается воспринимаемая эффективность услуги [3, p. 351].

Онлайн обучение добавляет несколько других переменных для традиционной теории подтверждения ожиданий, такие как качество системы управления обучением (простая навигация, дизайн интерфейса и дизайн пользовательского интерфейса [11, p. 683]); помощь и качество обслуживания (своевременное управление, руководство, всесторонняя поддержка пользователей [9, p. 296]; качество онлайн-контента (вариативность, разнообразие, современность, структурированность и согласованность контента, соответствие требованиям пользователей и интерактивность); отзывчивость и помощь преподавателя или куратора [7, p. 8]; качество взаимодействия и сотрудничества обучающихся и преподавателя [10]; когнитивное погружение и мотивация [11, p. 690]; учет особенностей учащихся (уровень освоения электронного обучения, предубеждение и беспокойство [4].

Важной особенностью современного онлайн обучения является то, что центр тяжести смещается в сторону образовательных стратегий, реализуемых не только преподавателями, но и самими студентами. Когнитивные стратегии, или стратегии обучения, включают в себя следующие психологические когнитивные процессы: восприятие учебного материала; память; внимание; мотивация и интерес; отношение к процессу обучения и учебным материалам, и эмоции во время онлайн-обучения [8, p. 570].

Онлайн обучение, помимо стартового уровня образования и компетенций, а также и технического обеспечения рабочего места, предполагает также систематический учет психических возможностей (особенностей) обучающихся, таких как самостоятельность, воля, мышление, настойчивость, умение справляться со стрессом и т. п. [1, с. 85]. Помимо вопросов психологии образования, следует также уделять внимание изучению рисков и ограничений для онлайн обучения, например, интернет-зависимость, почти полное отсутствие невербальных коммуникаций, стресс и фрустрация во время сбоя оборудования, проблемы анонимности и кражи личный данных, буллинг в сети, особенности психологических состояний в виртуальной среде, создание множественной «сетевой идентичности» и т. д. [6].

2. Экспериментальное исследование

В исследовании приняли участие 424 человека (1, 2, 3 и 4 курсы направления подготовки 420301 «Реклама и связи с общественностью», Высшая школа медиакоммуникаций и связей с общественностью, Гуманитарный институт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого). Целью исследования была оценка основных психологических проблем при дистанционном обучении, связанных с восприятием, памятью, вниманием и эмоциями обучающихся, а также связь их с качеством взаимодействия в системах «преподаватель - студент» и «студент - студент». Временной промежуток проведения исследования -февраль-март 2021 г.

Для проведения исследования был использован письменный опрос, анкета включала в себя закрытые вопросы и вопросы на основе семибалльной шкалы Лайкерта, где 1 - «полностью не согласен, 7 - «полностью согласен». В вводной части анкеты приводилась краткая информация о проблеме исследования, цели опроса. Первый блок вопросов содержал социально-демографическую характеристику респондентов (пол, возраст, курс). В основной части анкеты использовались вопросы, связанные с психологическими аспектами дистанционного обучения. Анкета использовалась в электронном варианте (Google Forms).

Определение объёма выборки осуществлялось на основе доверительного интервала вокруг выборочной (оценочной) доли измеряемого параметра (доли респондентов) с использованием формулы стандартной ошибки. Формула для расчёта объёма выборки имела вид:

p(1 -p)z2

п =-? —, (1)

D2

где z - нормированное отклонение или количество стандартных ошибок;

D - заданная исследователем (желаемая) степень точности опреде-

ления среднего, т.е. допускаемое исследователем отклонение измеренного среднего значения оценки параметра п от истинного среднего значения параметра р (р-п).

Значение z для вероятности попадания в доверительный интервал 95% равно 1,96.

Статистической гипотезой послужило предположение, что доля респондентов, удовлетворенных дистанционным форматом обучения не менее 50%. В данном исследовании п было принято равным 0,5, предельная ошибка выборки D была принята ±0,05. Расчетные объем выборки составил 384 человека, в опросе приняли участие 424 чел. Полученные данные были проанализированы с помощью MS Excel.

В опросе приняло участие 17,8% мужчин и 82,2% женщин. Возраст респондентов - 17-21 год. 8,2% респондентов указали, что они используют для онлайн обучения компьютер, 28,8% - смартфон, 63% - ноутбук. 26% проводят в интернете более 8 часов в день, 53,4% от 5 до 6 часов в день, в зависимости от ситуации - 15,1%, менее 5 часов в день - 5,5%.

При ответах на вопросы, посвященных восприятию в процессе онлайн обучения, 48% респондентов указало, что они легко справляются со структурой онлайн занятий, 76% учатся в собственном темпе и 83% легко управляют своим процессом обучения, однако им не хватает личной обратной связи (87%), им требуется больше времени на подготовку (72,4%) и около 79% респондентов все-таки предпочли бы офлайн занятия.

При оценке вопросов, связанных с памятью респондентов, 64% студентов указали, что, по их мнению, видеолекции более эффективны для запоминания учебного материала, чем письменный контент, 37% респондентов заявили, что используют различные техники для запоминания материалов, 62% ведут конспект для фиксации важных моментов и используют его для подготовки к экзаменам и зачетам. 87% студентов подчеркнули важность наглядности, привлекательности и эмоциональности учебных материалов для лучшего усвоения и запоминания при онлайн обучении.

При самооценке психических процессов, связанных с волей, 82% студентов указали, что во время онлайн занятий они не могут себя организовать и мобилизовать себя, 43% респондентов указали, что им трудно концентрировать внимание во время онлайн занятий и они постоянно отвлекаются.

89% студентов подчеркнули, что они чувствуют себя более непринужденно во время онлайн обучения, чем при очных занятиях, однако 91% респондентов не чувствует себя вовлеченными в университетскую жизнь.

Взаимодействие в системе «преподаватель - студент» получило средний балл 3,87 по семибалльной шкале Лайкерта, в то время как взаимодействие в системе «студент - студент» получило средний балл 4,3. Основными проблемами в системе «преподаватель - студент» студенты указали «индивидуальный подход к обучающимся» - 48%, «наличие обратной связи с преподавателем» - 53%, «побуждение к дискуссии со стороны преподавателя - 58% (рис. 1).

3 3,2 3,4 3,6 3,8 4 Рис. 1. Оценка взаимодействия в системе «преподаватель - студент»

57% студентов отметили полное удовлетворение взаимодействием в данной системе. Оценка взаимодействия в системе «студент- студент» представлена на рис. 2. Подавляющее большинство студентов (96,5%) было удоволетворено взаимодействием в данной системе.

студентами

4,1 4,15 4,2 4,25 4,3 4,35 4,4 4,45 4,5 Рис. 2. Оценка взаимодействия в системе «студент - студент»

Оценка удовлетворенности студентом онлайн курсом представлена на рис. 3, 63% респондентов готовы к повторному прохождению курсов в подобном режиме.

^ Удовлетворенность онлайн курсом

Рис. 3. Оценка удовлетворенности онлайн-курсом

В рамках обработки результатов исследования была рассчитана корреляция Пирсона между удовлетворенностью онлайн курсом и удовлетворенностью в системе «преподаватель - студент», корреляция составила 0,73, что приближено к 1 и свидетельствует о наличии корреляции. Расчет корреляции между удовлетворенностью курсом и взаимодействием в системе «студент - студент» показал отсутствие зависимости (0,43).

Корреляция между показателями эмоциональной сферы (в частности, показатели стресса, фрустрации и напряженности) и удовлетворенностью онлайн курсом составила 0,78. Эти данные частично совпадают с исследованием Г. Астлейнера и А. Синдлера, в котором было установлено, что, несмотря на высокую удовлетворенность всех студентов содержанием дистанционного курса, его основными недостатками были признаны отсутствие эмоциональных контактов с одноклассниками и невозможность качество взаимодействия студентов и преподавателей. Поддержка таких систем как «преподаватель - студент» и «студент - студент» и нейтрализация социальной и эмоциональной неудовлетворенности обсуждать эмоциональные проблемы во время онлайн-обучения [5].

Таким образом, сокращение социальных и эмоциональных контактов в рамках онлайн обучения является основной проблемой несмотря на то, что цифровые технологии легко расширяют сотрудничество между людьми. Количество коммуникаций в дистанционном обучении возрастает, однако страдает обучающихся позволяют повысить эффективность дистанционного обучения.

Заключение

В настоящее время возникает потребность в исследованиях, изучающих психологические аспекты дистанционного обучения и особенности учебного взаимодействия в цифровой среде. Дистанционное обучение еще не получило достаточного рассмотрения с психологической точки зрения [6, р. 40].

Повышение эффективности дистанционного обучения связано, в том числе, с учетом психологии обучения в цифровой среде и психологической поддержкой преподавателей и студентов. Направлениями для изучения здесь могут стать:

• изучение психологических условий для успешного дистанционного обучения;

• изучение показателей психического развития студентов, личностных качеств и динамики их изменения в процессе дистанционного обучения;

• адаптация методов дистанционной диагностики, формирование методического инструментария для изучения взаимодействия «система дистанционного образования - обучающийся - преподаватель»;

• анализ средств дистанционного обучения и их совершенствование и др.

Список литературы

1. Сероштанова Н.Ю. Психологические особенности дистанционного обучения // Актуальные проблемы образования и воспитания в современной России: межвузовский сборник студенческих и аспирантских работ. Вып. 12 / Акад. проф. образования, Урал. отд-ние Рос. акад. образования, Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007.- С. 85-88.

2. Ansah R.H., Ezeh O.V., Teck T.S., Sorooshian, S. (2020). The Disruptive Power of Massive Open Online Course (MOOC). International Journal of Information and Education Technology, 10(1), pp. 42-47. DOI: 10.18178/ijiet.2020.10.1.1337.

3. Bhattacherjee, A., 2001. Understanding information systems continuance: An expectation-confirmation mode. MIS Quarterly, 25(3), pp. 351-370.

4. Cheok M.L., Wong S.L. (2015). Predictors of eLearning satisfaction in teaching and learning for school teachers: a literature review. International Journal of Instruction, 8(1), pp.75-90.

5. Keller J.M. (2010) The Arcs Model of Motivational Design. In: Motivational Design for Learning and Performance. Springer, Boston, MA. https://doi.org/10.1007/978-1-4419-1250-3_3

6. Lukashenko I. (2016) Psychological Aspects of Learning in Virtual Space. Visnik V.N. Karazin Kharkiv National University, A Series of Psychology. 60, p.p. 40-43.

7. Lwoga E.T. (2014). Critical success factors for adoption of web-based learning management systems in Tanzania. International Journal of Education and Development Using ICT, 10(1), pp.4-21.

8. Privalov N., Privalova S. (2021). Current problems of modern digital education in Russia // European Proceedings of Social and Behavioral Sciences (EpSBS). FETDE 2020. International Conference on Finance, Entrepreneurship and Technologies in Digital Economy. pp. 570- 579. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.03.72.

9. Ramayah, T. (2010). Personal web usage and work inefficiency. Business Strategy Series, 11(5), pp. 295-301.

10. Richardson, J. C., Swan, K. (2003). Examining social presence in online courses in relation to students' perceived learning and satisfaction. Journal of Asynchronous Learning Networks, 7(1), pp.68-88.

11. Roca, J. C., Chiu, C.-M. and Martinez, F. J. (2006) Understanding eLearning continuance intention: An extension of the Technology Acceptance Model. International Journal of Human-Computer Studies, 64(8), pp. 683-696.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.