УДК 159.922+159.9.072.43
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
А.Ю. Внутских, Л.З. Зарипова
В статье репрезентированы важнейшие результаты ряда исследований психологических аспектов образовательного процесса. Показана высокая актуальность этого направления психологических исследований в условиях глубокого реформирования образовательного процесса в России. В фокусе проанализированных работ находятся психологические аспекты комплексных проблем готовности к образовательной деятельности дошкольников, формирования идентичности проблемных и благополучных подростков, психологического сопровождения образовательного процесса в вузе и саморегуляции в ходе образовательного процесса, обучения иностранным языкам в вузе, готовности и мотивации к профессиональной деятельности студентов и выпускников вузов.
Ключевые слова: психологические аспекты образовательного процесса, риски реформирования образования
Период реформирования и модернизации системы образования в Российской Федерации, в частности, высшего, не завершен, и продолжает актуализировать потребность в информационном сопровождении, применении высоких технологий и инноваций. Именно к данной проблематике обращен научно-исследовательский интерес специалистов разных сфер деятельности. При этом следует признать, что в фокусе внимания именно психологов находятся ключевые, с точки зрения образовательного процесса, составляющие.
Предметом нашего исследования стали работы, направленные на изучение психологических аспектов педагогического процесса, и опубликованные в научном журнале «Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология». Выбор данного издания определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, журнал имеет междисциплинарный характер, что, на наш взгляд, вполне отвечает практике комплексных, проблемно-ориентированных исследований, столь характерных для современной «постнеклассической науки» [7, с.626-636]. Во-вторых, для этого «нестоличного» журнала характерна, вместе с тем, широкая география авторов, что позволяет в какой-то мере репрезентировать состояние комплекса современных социально-гуманитарных наук как в России, и, отчасти, за рубежом. Целью нашего исследования является попытка репрезентации различных подходов к изучению значимой, и нередко встречающейся на страницах научной периодики темы психологических аспектов образовательного процесса. Авторами были проанализированы работы по соответствующий и близкой тематике, опубликованные в трех выпусках Вестника Пермского университета за 2013 год.
В связи с тенденциями глобализации, в том числе, глобализации в сфере образования, обучение иностранному языку становится чрезвычайно важным как для собственно образовательной деятельности студентов, так и для будущих специалистов - выпускников вузов. Авторами журнала активно обсуждается проблема восприятия профессии преподавателя иностранного языка студентами языковой специальности вуза [6]; процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе, раскрываются объективные и субъективные факторы, влияющие на иноязычное образование в неязыковых вузах [1]. В последнем исследовании анализируется роль иноязычного образования в нелингвистических вузах и язык, который с одной стороны, рассматривается как выразитель национальных и общечеловеческих ценностей, с другой, как своеобразная информационная технология, как мощный фактор дальнейшей радикализации изменений на рынке знаний, изменений социальной ситуации в целом [1, с.127].
Актуальность и психологический характер проблематики обусловливает тот факт, что, как отмечает исследователь из Северной Осетии Л.П. Гадзаова, по мере сближения национальных культур сфера культурологической непереводимости все более сужается. Диалог культур в условиях глобализации все более расширяется; он возможен и необходим в силу того, что у истоков всех культур общий творческий источник — человек с его универсальностью и свободой. Разумеется, в диалог вступают не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры очерчены личностным смыслом специфических границ национальных и общечеловеческих ценностей. И только знание языков открывает возможность понимания ценности не только своей собственной, но и чужой культуры. Сложившиеся социально-экономические и социально-культурные условия, с позиции автора, требуют подготовки специалистов, способных ориентироваться в потоке постоянно меняющейся информации, а также умеющих самостоятельно и творчески мыслить. На сегодняшний день это невозможно без формирования
ценностно-смыслового компонента, включающего нормативную (регулятивную) и гуманистическую функции; ценности и идеалы, в основе которых лежат социальные нормы и правила, регулирующие повседневную жизнь и программирующие будущую профессиональную деятельность студентов. Воспитание таких свойств личности, как осознание себя членом цивилизованного общества и признание прав равенства с собой других людей, на каком бы языке они ни говорили; способность к диалогу и сопереживанию столь же необходимо, как и фундаментальные научные знания и знания иностранных языков. Система вузовского образования призвана, в свете определенных нравственных установок, помочь студенту сформировать навыки поведения и научить предвидеть его последствия [1, с.127-136].
Вместе с тем, как отмечают Т.М. Пермякова и М.С. Шевелева, улучшение качества обучения напрямую связано с улучшением преподавания, «качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей». Значимым психологическим аспектом поэтому является выявление мотивационных факторов выбора профессии преподавателя английского языка при восприятии данной профессии студентами языковой специальности, формирование готовности выпускника языковой специальности вуза к профессиональной деятельности [6, с.137-138]. Информационную готовность студентов к будущей профессии и ответственность как ее показатель теоретически обосновывает и экспериментально проверяет в собственном исследовании также и украинский исследователь Е.К. Папакица, заключая, что ответственность является базовым показателем информационной готовности личности будущего инженера при осуществлении информационно-поисковой деятельности [5, с.133-136].
Линию готовности к образовательной среде продолжает исследование А.А. Никитина и М.В. Макаровой, посвященное анализу интеллектуальной готовности дошкольников из полных и неполных семей к школьному обучению. Вопрос о подготовке детей к школьному обучению является одним из важных в исследованиях педагогической психологии. Актуальность исследований определяется возросшими требованиями к диагностике и коррекции интеллектуальной деятельности дошкольников и школьной дезадаптации младших школьников. Вместе с тем, важно помнить, что воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей: недостаточное влияние на ребенка со стороны родителей внутри семьи, односторонность воспитательного воздействия, проявление неуравновешенности родительских чувств, возможность возникновения в сознании ребенка мысли о собственной неполноценности. Данные факторы могут привести к пагубному влиянию на психическое и интеллектуальное развитие ребенка, а также к плохой подготовленности ребенка к школьному обучению. Результаты проведенного авторами исследования показали различия в интеллектуальной готовности детей из полных и неполных семей в логическом мышлении; кратковременной и долговременной памяти; в переключаемости и распределении внимания; в общей структуре мыслительной деятельности (обобщение рядов понятий широкого объема, классификация, обобщение рядов конкретных понятий при помощи родовых понятий, конкретизация понятий). Как заключают авторы исследования, главным в психическом и интеллектуальном развитии ребенка является достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится тому, как себя вести в различных ситуациях. Различные типы семей по-разному влияют на процесс психического развития ребенка, в том числе на его готовность к школьному обучению [4, с.84-88].
В контексте понимания семейных отношений как системы, влияющей на развитие и формирование социально-психологических особенностей рассматривается проблема идентичности в исследовании украинского психолога Т.Н. Яблонской. Автор подчеркивает дискуссионность вопросов структуры и содержания идентичности, ее развития в онтогенезе личности в зависимости от тех или иных условий развития. С учетом современных трансформационных процессов, коснувшихся практически всех аспектов развития общества, особенно актуальной становится проблема изучения особенностей идентичности детей в зависимости от тех психологических условий ее развития, которые складываются в семьях. Целью исследования автора послужило изучение и сравнение особенностей идентичности «благополучных» и «проблемных» подростков в контексте выявления психологических условий развития идентичности ребенка в семье. Одной из ключевых задач выступило сравнение психологических условий, складывающихся в семьях разных групп детей. Участниками исследования выступили: 1) дети, которые обучаются в общеобразовательной школе и при этом не имеют значительных личностных и поведенческих проблем; 2) дети, которые обучаются в специализированной школе творческой направленности; 3) дети с проблемами поведения, которые находились на учете службы по делам детей в связи с совершенным правонарушением. Выявленные отличия содержания и уровней развития идентичности разных категорий подростков и юношей закономерно ставят вопрос о необходимости изучения психологических условий ее развития, в частности, тех, которые складываются в семейном окружении [8, с.123-132].
Особый пласт составляют исследования, адресованные проблемам психологической помощи и сопровождения образовательного процесса в вузе. Актуальность этого направления исследований обусловливается модернизацией системы образования, которая как социальная инновация ставит перед психологом новые проблемы, в том числе проблему поиска путей снижения рисков, сопровождающих реформирование образования. Известно, что сущностной характеристикой социальных инноваций является конфликт. В самой системе образования концентрируются многочисленные противоречия, усугубляющие эмоциональные нагрузки на преподавателей и студентов [3]. Исследователями признается, что учебная среда вуза нуждается в управлении конфликтогенными факторами, в условиях, когда, с одной стороны, происходит интенсивный рост конфликтогенности учебной среды вуза, с другой — у преподавателей и студентов отсутствует опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов. Анализируя современную ситуацию, Е.С. Игнатова отмечает, что абстрактность гуманизма для многих преподавателей вуза и формальность в работе с педагогическими конфликтами требуют активного внедрения инновационных медиативных технологий, нацеленных на формирование конфликтологических компетенций. Нередко проблема разрешения педагогических конфликтов в вузе рассматривается в рамках психолого-педагогического сопровождения. Причина этого состоит в оптимальном для администрации вуза управленческом решении по сопровождению процесса обучения. Однако формальный подход к реализации модели деятельности такой службы в системе высшего образования, как подчеркивает автор, ориентирован на создание психологической культуры у субъектов образовательного процесса в целом, а не на решение конкретных проблем, возникающих в процессе педагогического взаимодействия преподавателей и студентов. Автором в рамках медиативного сопровождения предложены конкретные методики реализации психолого-педагогической системы разрешения конфликтов между преподавателями и студентами, направленные на снижение уровня напряженности в образовательном процессе, т.е. на разрешение конфликтов между преподавателями и студентами. Традиционные мероприятия представлены в следующих формах: 1) тренинг «Разрешение конфликтов» для разных групп субъектов образовательного процесса (отдельно), целью которого было научить преподавателей и студентов конструктивно разрешать конфликтные ситуации, возникающие в ходе педагогического взаимодействия; 2) семинар-практикум «Давай договоримся», программа которого построена на основе различных теорий и методов разрешения конфликтов и имеет целью обучение субъектов образовательного процесса конструктивному разрешению конфликтных ситуаций; 3) консультации педагога-психолога вуза, осуществляемые в соответствии с основными требованиями психологической практики. Е.С. Игнатова поясняет, что психолого-педагогическая система представляет собой основанную на современных инновационных тенденциях совокупность действий педагога-психолога и субъектов образовательного процесса, направленных на разрешение межличностных педагогических конфликтов. Система, по мнению автора, предполагает развитие интеграционных процессов педагогического взаимодействия, совершенствование работы по формированию конфликтологической компетентности преподавателей и студентов, привлечение всех сторон конфликта к его разрешению [3, с.91].
Проведенное исследование обнаружило положительную динамику объективных показателей эффективности психолого-педагогической системы между преподавателями и студентами в учебной среде вуза, к которым относятся: 1) снижение количества педагогических конфликтов; 2) повышение уровня конфликтологической компетентности; 3) формирование продуктивного стиля поведения в конфликте у преподавателей и студентов. Таким образом, апробированный психолого-педагогический проект медиативного сопровождения педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса может быть внедрен в систему управления учебной средой вуза. Данный проект опирается на рефлексивный контроль и постоянную коррекцию взаимодействий преподавателей и студентов, целью которого является психолого-педагогическое посредничество между процессами обучения и воспитания в высшей школе.
В рамках проблем психологического сопровождения образовательного процесса важно отметить вопросы саморегуляции в условиях стрессовых, эмоциогенных ситуаций в вузовской среде. Так, исследование психолога из Ижевска О.А. Жученко посвящено выявлению особенностей саморегуляции студентов с разной направленностью компонентов прогноза исхода ситуации на экзамене в ВУЗе. Как подчеркивает автор, согласно результатам многочисленных исследований, экзамен в вузе, являясь значимым и часто встречающимся событием в жизни студента, относится к стрессогенной ситуации, способной вызвать дезорганизацию деятельности, стрессовые реакции. В процессе контроля знаний саморегуляция как обеспечивает своевременность, пропорциональность, соответствие активности студента требованиям деятельности, так и согласует ее с действиями преподавателя и других студентов, обеспечивая необходимый уровень этой активности. Сформированная система саморегуляции составляет основу самостоятельности, так необходимую в
современной системе высшего образования. Прогноз студентом исхода экзаменационной ситуации в контрольно-оценочной ситуации предопределяет управление своей деятельностью и обеспечивает психологическую защищенность, так как снимает неопределенность относительно будущих событий, что является одним из компонентов психологической безопасности образовательной среды [2, с. 137141]. Полученные в результате эмпирического исследования данные позволяют целенаправленно развивать процессы саморегуляции и повышать адекватность прогноза исхода ситуации в стрессогенных условиях с целью уменьшения подверженности стрессорам.
Современные условия с одной стороны диктуют высокие требования к организации образовательного процесса, очевидно предполагающие повышение его качества и доступности. С другой стороны, часто за пределами внимания остаются человеческие ресурсы, организующие и внедряющие технологии и инновации, курирующие и оптимизирующие обучающую среду. Человеческие ресурсы составляют значимую часть потенциала развития средней и высшей школы. В контексте этого особо значимыми являются вопросы психологической составляющей образовательного процесса, Исследования, направленные на познание психолого-педагогических факторов, включающих как обозначенные выше, так и иных являются как никогда актуальными.
In the article the most important results of several studies of the educational process's psychological aspects are represented. Actuality of this psychological research's area in circumstances of education reforming in Russia is shown. These studies are focused on the psychological aspects of the complex problems of readiness for preschool educational activities, the issues of identity prosperous and troubled teenagers, psychological support of educational process in highest school and self-regulation in the educational process, the psychological aspects of the teaching foreign languages in highest school, the issues of readiness and motivation for the professional activities of students and University graduates. The key words: the psychological aspects of the educational process, the risks of education reforming.
Список литературы
1. Гадзаова Л.П. Роль обучения иностранным языкам в контексте развивающих тенденций профессионального и личностного становления студентов нелингвистических вузов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013 № 4 (16). С.127-136.
2. Жученко О.А. Особенности саморегуляции студентов с разной направленностью компонентов при прогнозе исхода экзаменационной ситуации // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. № 2 (14). С. 137-141.
3. Игнатова Е.С. Психолого-педагогический проект медиативного сопровождения педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса: оценка эффективности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. № 1 (13). С. 89-101.
4. Никитин А.А., Макарова М.В. Сравнительный анализ интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению в полных и неполных семьях // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. № 1 (13). С. 84-88.
5. Папакица Е.К. Ответственность как показатель информационной готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. № 2 (14). С. 133-136.
6. Пермякова Т.М., Шевелева М.С. Восприятие профессии преподавателя английского языка студентами языковой специальности вуза // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. № 4 (16). С.137-143.
7. Степин В.С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с.
8. Яблонская Т.Н. Особенности идентичности «благополучных» и «проблемных» подростков и старшеклассников // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. № 2 (14). С. 123-132.
Об авторах
Внутских А.Ю. - доктор философских наук, профессор Пермского государственного национального исследовательского университета, [email protected], [email protected]
Зарипова Л.З. - кандидат психологических наук Пермского государственного национального исследовательского университета, [email protected], [email protected]