Научная статья на тему 'Психологические аспекты межличностных отношений в формировании коммуникативной компетентности дирижера'

Психологические аспекты межличностных отношений в формировании коммуникативной компетентности дирижера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
269
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты межличностных отношений в формировании коммуникативной компетентности дирижера»

3

Теория культуры Исследования молодых ученых

Ким Ен Джу

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДИРИЖЕРА

Осуществление процесса формирования коммуникативной компетентности в профессиональной подготовке дирижера требует выявления и изучения ряда психологических аспектов, связанных с проблемой межличностного общения. Это чрезвычайно важно для организации эффективной работы дирижера и музыкантов оркестра как единого коллектива, объединенного процессом постижения музыки, создания адекватной заложенным в ней авторским идеям интерпретации и вынесении созданного совместным трудом творческого продукта на суд публики.

Существует множество определений межличностных отношений. Принято выделять общественные, деловые, межперсональные и т.д. Современная социальная психология рассматривает межличностные отношения как «объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологических особенностей» [1, с. 672].

Специфика общения современного дирижера и музыкантов оркестра заключена в том, что в создаваемом музыкальном пространстве пересекаются, вступают во взаимодействие, а иногда и в конфликт все виды отношений: и общественные, и деловые, и межперсональные. И как бы официально ни были закреплены деловые отношения между дирижером, концертмейстерами групп и всеми музыкантами, они не могут быть ограничены как чисто формальные, требующие только точного и немедленного выполнения указаний руководителя. В них всегда кроется личностное отношение участников к постигаемой музыке. Это сложная и серьезная проблема. Тем более что, по утверждению современных ученых, взаимодействие деловых и межличностных отношений до сих пор изучено недостаточно.

Что такое современный оркестр? Каков путь его развития? В чем сложность взаимодействия между музыкантами и их руководителем? Каковы механизмы их взаимодействия? Эти вопросы занимают исследователей на протяжении многих лет. Если первоначально понятие «оркестр» включало в себя лишь представление о круглой площадке в античном театре, где хор пел свои партии в античной трагедии и комедии, и это пение сопровождалось игрой на музыкальных инструментах группы музыкантов, то в XVIII веке это понятие обретает новый значительный смысл, объединяя различных музыкантов, целые группы (струнные, духовые, ударные) в совместное художественное пространство, требующее от каждого участника максимальной включенности в процесс со-творческого созидания. Процесс сложный, эмоциональный, наполненный разнонаправленными устремлениями, которые необходимо повернуть в общее русло во имя достижения целостности создаваемого художественного произведения.

Сегодня стало очевидно, что изучение особенностей творческого процесса, объединяющего дирижера и музыкантов оркестра, невозможно без серьезного и углубленного анализа психологической стороны коммуникативного общения, без изучения тех механизмов, действие которых определяет эффективность такого общения как внутри творческого коллектива, так и во взаимодействии этого коллектива с социокультурной жизнью и внутри страны, и за ее рубежами.

Музыкальное образование

Знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся дирижеров показывает, насколько широк их круг общения, со сколькими национальными культурами вступают они во взаимодействие. Обратимся только к одному примеру - деятельности великого немецкого дирижера Бруно Вальтера, дебютировавшего в оперном театре Кёльна, затем работавшего концертмейстером, хормейстером и дирижером в оперных театрах Гамбурга, Вроцлава, Братиславы, Риги. В послужном списке Б. Вальтера также оперные театры Вены и Парижа, гастроли в Европе, Америке, России.

Для всех, кто знакомился с творчеством Б.Вальтера, становилось очевидным, что перед ними замечательный музыкант - мыслитель, обладающий не только высочайшим исполнительским мастерством, но и профессионально-управленческой культурой, включающей значительную коммуникативную компетентность. Именно поэтому в его работе с оркестром никогда не было даже намека на дирижерский диктат. А в основе его непререкаемого авторитета была сила убеждения, свойственная выдающимся личностям. Потребность и готовность к творческому диалогу выражена также и в деятельности Б.Вальтера как пианиста-ансамблиста, блестящего концертмейстера, вдохновенного партнера для исполнителя-солиста. Многогранная творческая деятельность Б.Вальтера может служить образцом для современного дирижера, устремленного к достижению успеха в своей профессии.

Так в чем же кроется секрет успеха в деятельности дирижера? Как достичь того уровня отношений внутри доверенного коллектива, который бы позволил реализовать весь свой творческий потенциал? На чем строится сила убеждения? Один из выдающихся оперных режиссеров Б.Покровский уверен, что сила убеждения исходит от той степени погруженности в музыку, того уровня ее постижения, которые делают дирижера непререкаемым авторитетом для оркестрантов. Так, вспоминая о встречах с Г.Караяном, Б.Покровский отмечает, что «.. .он замечательно дирижировал спектаклями, замечательно именно тем, что он не показывал движениями свое участие в музыке, он существовал в музыке, очень скромно двигаясь. В этих лаконичных его движениях вы чувствуете: он весь в событиях, происходящих в данный момент в партитуре.» [2, с. 143-144]. Быть подлинным Мастером - это первое и важнейшее условие успеха. Но при этом будущему дирижеру необходимо знать, что еще одним важнейшим условием является обладание коммуникативной компетентностью.

Психологи определяют три основных элемента, характерных для интерперсональных отношений: когнитивный, аффективный и поведенческий. Когнитивный элемент трактуется как гностический, информационный, определяющий осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях. Этот элемент чрезвычайно важен, поскольку оттого, что нравится или не нравится в отношениях дирижера и музыкантов оркестра, зависит творческий «климат» в коллективе, та атмосфера, которая в нем возникает, ее позитивная или негативная направленность.

Когнитивный элемент теснейшим образом связан с аффективным, в котором решающую роль играет эмоциональный компонент. Необходимо учитывать, что сообщество музыкантов как людей творческой профессии отличается особым эмоциональным «градусом». В психологии выделяют три направления, которые определяют эмоциональное содержание межличностных отношений: конъюктивное, индифферентное и дизъюнктивное. Конъюктивное направление позитивно. Оно отличается тем, что в процессе общения происходит сближение участников коллектива, вырабатывается общая позиция, возникает эмпатия, представляющая собой важнейший механизм развития межличностных отношений. Конъюктивное направление становится мощным рычагом, позволяющим достигать значительных творческих результатов.

Индифферентное направление называют также нейтральным. Это участие в общей работе, не затрагивающее человека, позволяющее ему ограничиваться формальным выполнением указаний дирижера. Такое направление может позволить избежать конфликтов, создать ровный и спокойный «климат» в коллективе, но никогда не станет стимулом для активной творческой работы, для вдохновения, созидания, достижения высоких профессиональных результатов. Более того, индифферентность неизбежно приводит к безучастности, равнодушию, безразличию, что может стать существенным тормозом для развития коллектива, совершенствования его, достижения новых творческих высот.

Дизъюнктивное направление изначально негативно, так как несет в себе отрицание возможности к сближению и общению, нежелание слушать и понимать партнера по коммуникации. Оно ведет к конфронтации, конфликтам, постоянному усилению проти-

востояния, и в результате - к распаду коллектива. Когнитивный и аффективный компоненты определяют третий - поведенческий - как по «вертикали» (дирижер - музыканты оркестра), так и по «горизонтали» (отношения между музыкантами). Важнейшим аспектом в отношениях дирижера и музыкантов оркестра является межличностная совместимость, которая трактуется в психологии как «оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равнозначных слов используются "гармонизация", "согласованность", "консолидация" и пр. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом» [1, с. 673].

Достижение межличностной совместимости - важнейшая задача в деятельности дирижера. При этом очень важно осознавать, что основой ее является не только сходство взглядов, эмоциональных реакций, личностных представлений и суждений, но и принцип дополнительности (Ю.М.Лотман), согласно которому партнер по коммуникации, несущий в себе новый, а подчас и совершенной неожиданный ракурс постижения той или иной проблемы, интересен, открывает новые перспективы для совместного творческого поиска. Ощущая участников коллектива как личностей взаимодополняющих друг друга, дирижер становится подлинным обладателем сокровищницы человеческого Духа. Однако следует признать, что достаточно часто руководитель коллектива ищет в единомышленниках сходство, не пытаясь проникнуть в новое духовное пространство, в котором зреют огромные возможности для саморазвития коллектива, для совместного поиска во взаимообогащающем процессе творческого диалога между всеми участниками его. Результатом такого творческого диалога является проявление взаимной симпатии, благожелательности, духовного единения, в то время как межличностная несовместимость непрерывно строит барьеры, воздвигает границы, отчуждающие людей друг от друга, создает атмосферу неприятия и антипатии, что делает совместную работу непродуктивной, а со временем - и просто невозможной.

Совершенно очевидно, что постижение психологических особенностей межличностных отношений представляет собой значительный аспект коммуникативной компетентности дирижера, которому помимо большого количества знаний, умений, навыков, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью, необходимо обладать способностью формировать межличностные отношения в коллективе, добиваясь межличностной совместимости с учетом половой принадлежности участников, их возраста, национальной принадлежности, личностных особенностей - характера, темперамента и т.д. Таким образом, коммуникативная компетентность дирижера - явление сложное, многоплановое, включающее в себя свободное владение и вербальными, и невербальными средствами общения и предполагающее осуществление процесса систематической и целенаправленной профессиональной подготовки с учетом всей сложности и значимости поставленной проблемы.

Примечания

1. Психология XXI века [Текст] : уч. пос. для вузов / под. ред. В.Н. Дружинина. - М.,2003.

2. Покровский, Б. Что, для чего и как? [Текст] / Б. Покровский. - М., 2002.

О.Г. Ланщикова

ФОРМИРОВАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ В АКТЕРСКО-РЕЖИССЕРСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОКАЛИСТОВ

Проблема сценического внимания в профессиональной подготовке певца-актера занимает одно из значительных мест, поскольку специалист музыкального театра должен в совершенстве владеть своим вниманием. Специфические условия актерского творчества предъявляют к нему такие требования, выполнить которые, не обладая способностью управлять своим вниманием, совершенно не представляется возможным: вокалист должен подчинять свое сценическое поведение требованиям сценичности, пластичности, ритмичности; выполнять рисунок мизансцен, установленный режиссером, а также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.