УДК 33
Дурдыева А.
преподаватель кафедры педагогики и психологии Туркменский государственный институт физической культуры и спорта
(г. Ашхабад, Туркменистан)
Нурлыева О.А.
преподаватель кафедры маркетинга
Туркменский государственный институт экономики и управления
(г. Ашхабад, Туркменистан)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в данной статье рассматриваются психологические аспекты маркетинга. В нем также кратко объясняются основные причины создания маркетинга и его зависимость от психологии участников.
Ключевые слова: маркетинг, финанс, психологиия, отношения, рыночные ситуации
Маркетинг — действия на рынке, или действия в сфере сбыта продукции. В современной трактовке маркетинг — система мер по реализации хозяйственного замысла, производству товара и его продвижению от производителя к потребителю с учетом рыночной конъюнктуры. Это ориентация всей деятельности и производства предприятия на рынок, его актуальные запросы и требования и сбыт производимой продукции. Это сама экономическая жизнь, мир богатых отношений между теми, кто производит, и теми, кто покупает.
Маркетинг призван обеспечить гибкое приспособление производственной, финансовой, торговой, сбытовой, кадровой деятельности
предприятия к изменяющейся рыночной ситуации и требованиям потребителей на рынке. При рыночной экономике маркетинг — важнейшее направление в менеджменте предприятия, нацеленное на создание единого интегрированного процесса его деятельности, обеспечивающего производство и сбыт товаров, приносящих прибыль. Этот процесс должен быть гибким, приспособленным к изменяющейся экономической и коммерческой ситуации (доходы, цены, конъюнктура), связанной со спецификой существующих в определенный отрезок времени требований потребительского рынка.
Очевидно, что маркетинговая деятельность неизбежно связана и с психологией всех участвующих в ней: с психологией производителей, потребителей и других участников рынка. Психология обнаруживается даже в разном понимании теоретиками и практиками сущности маркетинга, колеблющемся от стратегии и тактики деятельности фирмы, предприятия в условиях рыночной конкуренции (при этом он в сущности идентифицируется со всем менеджментом) до сбыта товара; от добросовестной работы по производству, предложению и продаже качественного товара или услуг до искусства психологических манипуляций, подталкивающих потребителя к решению о покупке. Тем не менее категория и теория маркетинга преимущественно связываются с пониманием того, что экономический успех предприятия, фирмы зависит и от снижения издержек собственного производства, и от правильного понимания рынка, конкуренции и спроса на нем, от требований к качеству товара (услуги), обеспечивающему его максимальный и быстрый сбыт, от гибкого реагирования на рыночные ситуации.
В маркетинге психология присутствует:
• в каналах распределения (продвижения товара от производителя до конечного потребителя) — во всех их звеньях, включающих дополнительную обработку товара, транспортировку, складирование, распределение, установку, ввод в эксплуатацию и др.;
• каналах реализации, в разных звеньях которых находятся посредники, агенты (торговые общества, брокеры);
• партнерских организациях, транспортных, страховых, банковских и
др.;
• отношениях производителя, продавца и покупателя через посредство производимого, предлагаемого и продаваемого товара и человеческих контактов, в которых реализуются эти отношения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Хасанов К. и другие. Организация торговля. Учебник для вузов. - А.: Туркменская государственная издательская служба, 2021.
2. Атаев Ч. А., Ходжаназарова С. К., Кадыров К. Х. Маркетинг, Книга I. - А.: Туркменская государственная издательская служба, 2013.
Durdyyeva A.
Turkmen State Institute of Physical Culture and Sports (Ashgabat, Turkmenistan)
Nurlyyeva O.A.
Turkmen State Institute of Economics and Management (Ashgabat, Turkmenistan)
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF MARKETING ACTIVITIES
Abstract: this article discusses the psychological aspects of marketing. It also briefly explains the main reasons behind the creation of marketing and its dependence on the psychology of those involved.
Keywords: marketing, finance, psychology, relationships, market situations.