Научная статья на тему 'Психологические аспекты лидерства и влияние массового сознания на отношение к женщинам-лидерам'

Психологические аспекты лидерства и влияние массового сознания на отношение к женщинам-лидерам Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
236
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лидерство / лидерские черты / харизма / женское лидерство / массовое сознание / гендерные стереотипы / история гендерных стереотипов / leadership / leadership traits / charisma / female leadership / mass consciousness / gender stereotypes / history of gender stereotypes

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зазыкин Владимир Георгиевич, Посохова Анастасия Владиславовна

Рассмотрен методологический аспект проблемы женского лидерства. Показано, что женское лидерство имеет свою психологическую специфику, отличающую его от мужского лидерства. Главное отличие — отношение к женскому лидерству и женщинам-лидерам, сформировавшееся в обществе под воздействием негативных стереотипов и предрассудков, оказывающих сильное влияние, в том числе и на подсознательном уровне. Показано, что личность и деятельность женщин-лидеров на уровне обыденного сознания в большинстве случаев оценивают строже и временами отчасти предвзято. Проанализированы психологические истоки негативных стереотипов и предрассудков по отношению к женщинам-лидерам: многие религиозно-философские учения, фольклор, крылатые высказывания выдающихся личностей. Обоснованы пути конструктивного психологического изучения женского лидерства и самих женщин-лидеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зазыкин Владимир Георгиевич, Посохова Анастасия Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of leadership and the influence of mass consciousness on the attitude to female leaders

The authors deal with the methodological aspect of the problem of female leadership. It is shown that female leadership has its own psychological specificity that distinguishes it from male leadership. The main difference is the attitude towards women’s leadership and female leaders, which has been formed in society under the influence of negative stereotypes and prejudices that have a strong influence, including those on the subconscious level. It was shown that the personality and activities of women leaders at the level of the ordinary consciousness in most cases are evaluated more strictly and at times partially biased. The authors analyze the psychological origins of negative stereotypes and prejudices in relation to women leaders: many religious and philosophical teachings, folklore, and winged statements of prominent personalities. Ways of constructive psychological study of women’s leadership and women leaders themselves are substantiated.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты лидерства и влияние массового сознания на отношение к женщинам-лидерам»

ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО PERSONALITY. SOCIETY. STATE

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 2 (38). С. 201—210. Economic and Social Research. 2023. No. 2 (38). P. 201—210. Научная статья

УДК 316.46 + 396

doi: 10.24151/2409-1073-2023-2-201-210 https://elibrary.ru/boofxk

Психологические аспекты лидерства и влияние массового сознания на отношение к женщинам-лидерам

В. Г. Зазыкин1, А. В. Посохова2

1 Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия

2 МИРЭА — Российский технологический университет, Москва, Россия

2 aposohova@mail.ru

Аннотация. Рассмотрен методологический аспект проблемы женского лидерства. Показано, что женское лидерство имеет свою психологическую специфику, отличающую его от мужского лидерства. Главное отличие — отношение к женскому лидерству и женщинам-лидерам, сформировавшееся в обществе под воздействием негативных стереотипов и предрассудков, оказывающих сильное влияние, в том числе и на подсознательном уровне. Показано, что личность и деятельность женщин-лидеров на уровне обыденного сознания в большинстве случаев оценивают строже и временами отчасти предвзято. Проанализированы психологические истоки негативных стереотипов и предрассудков по отношению к женщинам-лидерам: многие религиозно-философские учения, фольклор, крылатые высказывания выдающихся личностей. Обоснованы пути конструктивного психологического изучения женского лидерства и самих женщин-лидеров.

Ключевые слова: лидерство, лидерские черты, харизма, женское лидерство, массовое сознание, гендерные стереотипы, история гендерных стереотипов

Для цитирования: Зазыкин В. Г., Посохова А. В. Психологические аспекты лидерства и влияние массового сознания на отношение к женщинам-лидерам // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 2 (38). С. 201—210. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-2-201-210 EDN: BOOFXK.

© Зазыкин В. Г., Посохова А. В.

Original article

Psychological aspects of leadership and the influence of mass consciousness

on the attitude to female leaders

V. G. Zazykin1, A. V. Posokhova2

1 Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

2 MIREA — Russian Technological University, Moscow, Russia

2 aposohova@mail.ru

Abstract. The authors deal with the methodological aspect of the problem of female leadership. It is shown that female leadership has its own psychological specificity that distinguishes it from male leadership. The main difference is the attitude towards women's leadership and female leaders, which has been formed in society under the influence of negative stereotypes and prejudices that have a strong influence, including those on the subconscious level. It was shown that the personality and activities of women leaders at the level of the ordinary consciousness in most cases are evaluated more strictly and at times partially biased. The authors analyze the psychological origins of negative stereotypes and prejudices in relation to women leaders: many religious and philosophical teachings, folklore, and winged statements of prominent personalities. Ways of constructive psychological study of women's leadership and women leaders themselves are substantiated.

Keywords: leadership, leadership traits, charisma, female leadership, mass consciousness, gender stereotypes, history of gender stereotypes

For citation: Zazykin V. G., Posokhova A. V. "Psychological Aspects of Leadership and the Influence of Mass Consciousness on the Attitude to Female Leaders". Economic and Social Research 2 (38) (2023): 201-210. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-2-201-210 EDN: BOOFXK.

Проблема лидерства, одна из интереснейших в науке, отличается рядом особенностей, выделяющих ее из множества других научных проблем, имеющих большое практическое значение. Она не теряет актуальности: ведь в борьбе за власть, реализацию каких-либо масштабных идей, при отстаивании чьих-либо интересов и ценностей лидеры всегда играли и продолжают играть главную роль ([2; 12; 13; 15; 16; 19; 20; 21] и мн. др.). В то же время меняются ситуации и требования к лидерам, технологии сопровождения их деятельности, средства коммуникации. Всё это необходимо осмыслить, а для разработки научно обоснованных ре-

комендаций лидерам нужны специальные исследования.

Важно отметить, что сама проблема лидерства аккумулировала в себе множество сугубо психологических проблем и феноменов, поэтому ее разработка в первую очередь требует психологических исследований. В частности, где лидеры, там и борьба, власть, большие возможности, смелые эксперименты, риск, а также значимые достигнутые результаты, которые могут обеспечить высокую удовлетворенность от содеянного, а это удовлетворение самой сложной потребности — потребности в самореализации. Поэтому сами лидеры, их деятельность, поведение

и отношение к жизни неизменно привлекали и привлекают внимание практически всех, кто отличается социальной активностью, — впрочем, не только их. Борьба, отстаивание интересов и идей реализуются через объединяющее и направляющее лидерство, а это людей увлекает.

Близость к лидерам повышает социальный статус личности, вдобавок увеличивает и индивидуальную ресурсность: ведь у тех, кто окружает лидера, в деятельности появляется множество новых возможностей, а они важны для самореализации. К тому же быть рядом с лидером — значит относиться к каким-либо важным и запоминающимся делам, событиям, а это, безусловно, «греет душу», выделяет личность, повышает самоудовлетворение (и дает возможность счесть: «жизнь прожита не зря»), формирует позитивный образ Я.

Следование за лидером, вера в него освобождает многих от «мук выбора» или от принятия ответственных решений (так как вступает в силу принцип «делай как лидер»). У идущих за лидером жизнь становится понятнее, поэтому у них повышается самооценка (поскольку они могут сказать о себе: «Я знаю, как жить и действовать»).

Поддержав лидера или проголосовав за него, можно передать ему свою ответственность и «стать свободным» (а если понадобится, удастся всё «списать» на лидера: мол, не оправдал надежд, «не потянул», а то и обманул).

Зачастую лидеры — личности яркие, неординарные, поэтому они интересны очень многим, к ним, что называется, «тянутся» совершенно разные люди, которые увидели в них что-то важное для себя.

Отмеченные причины дают возможность предположить, что именно из-за них проблема лидерства стала особенно привлекательной для психологической науки.

С психологической точки зрения, многие лидеры — люди действительно уникальные. Они, в большинстве своем, яркие ин-

дивидуальности. Нередко лидеры обладают разнообразными высокоразвитыми способностями (главным образом, это сложные частные способности), а то и одаренностью; на их основании развиваются лидерские лич-ностно-профессиональные качества (причем до высокого уровня), обеспечивая тем самым желаемое преимущество перед другими людьми и высокую эффективность их лидерской деятельности. За счет всего этого лидеры могут сильно влиять на людей, изменяя их мировоззрение, ценности и жизненные смыслы, вести за собой, мобилизовать на масштабные преобразования в экономике, политике и общественных отношениях.

Обладая большими психологическими ресурсами, лидеры могут сплачивать вокруг себя людей, убеждать в перспективности какой-нибудь идеи или в своей правоте, заставлять поверить в то или иное. В этом «лидерском деле» особенно ярко проявляются их психологические способности — особенно те, которые связаны с умением разбираться в людях, влиять на них, точно предвосхищать события, интуитивно чувствовать ситуацию, ее возможные исходы, принимать эффективные (зачастую нестандартные) решения. Заметим, психологические способности проявляются и в том, как лидеры «строят» свой имидж, умело используют возможности, возникающие в той или иной ситуации, чтобы его усилить, — и иногда для этого применяют различные методы психологического воздействия, в том числе и ма-нипулятивные.

Важно подчеркнуть, что хотя психологические исследования лидеров и лидерства и отличаются большим разнообразием, в то же время в них доминирует изучение лидеров-мужчин, их деятельности и отношений с другими людьми, — правда, об этом прямо не говорят, а используют абстрактное (ген-дерно нейтральное) понятие «лидер». Подразумевается, что результаты таких исследований обладают определенным уровнем

обобщенности — и их можно использовать как лидерам-мужчинам, так и лидерам-женщинам. Однако социальные и психологические феномены мужского и женского лидерства все-таки не тождественны, а у женского лидерства имеется своя, уникальная, мало изученная и понятая психологическая специфика.

Важно подчеркнуть, что в психологии проблему женского лидерства стали разрабатывать относительно недавно. Значительная часть исследований была связана с проявлениями лидерства в процессе руководства и управления ([7; 9; 10; 14; 17] и др.). Первые же проведенные исследования подтвердили, что женщины-лидеры — особенные с психологической точки зрения объекты исследований, что они значимо отличаются от лидеров-мужчин, но при этом существующие отличия не сказываются негативно на эффективности лидерской деятельности, а наоборот: иногда именно они обеспечивают преимущество ([3; 5; 9; 10; 11; 13; 22] и др.).

Однако главная особенность женского лидерства проявляется в первую очередь в отношении к женщинам-лидерам их деятельности и достижений и во влиянии на это отношение сильных стереотипов и предрассудков, а также неосознаваемых психологических механизмов восприятия, которые сформировались за тысячелетия. Очевидная лидерская эффективность женщин-лидеров в немалом количестве случаев рассматривается не как таковая, т. е. не объективно, а сквозь призму сформированных за века и устоявшихся стереотипов и предрассудков. В связи с этим любую ошибку или промах, допущенные женщинами-лидерами, оценивают существенно строже, чем те, которые могли бы совершить на их месте лидеры-мужчины. Объяснения при этом часто даются на уровне примитивных обыденных представлений, опять же сформированных под влиянием этих негативных факторов.

Иными словами, женщины-лидеры почти всегда находятся в практически неблагоприятной оценочной ситуации, которая влияет на отношение к ним. Заметим, об этом очень точно сказала одна из выдающихся женщин-лидеров ХХ в. Голда Меир: «Чтобы добиться успеха, женщина должна на своем месте быть намного лучше любого мужчины» (цит. по: [1]). По сути дела, у женщин-лидеров иные, менее благоприятные условия для лидерства — прежде всего, из-за устоявшихся предрассудков и стереотипов. Это существенно усложняет деятельность женщин-лидеров, во многих случаях делает ее оценку не вполне объективной.

В то же время, и это надо обязательно подчеркнуть, женщины-лидеры не только не уступают лидерам-мужчинам, но и, в сравнении с ними, имеют реальные существенные преимущества: о них надо знать, их возможности нужно понимать — и обязательно использовать в лидерской деятельности.

Чтобы использовать преимущества, необходимо уметь преодолевать или компенсировать негативные стереотипы и предрассудки, а для этого надо знать, как они формировались. Вероятно, они возникли в далекой древности, когда для выживания человека в сложных враждебных внешних условиях очень важной оказывалась физическая сила. Отсюда и возник стереотип: большая физическая сила — хорошо, а малая — плохо. Так как женщины (за редким исключением) всегда были физически слабее мужчин, то на них и стали распространять этот негативный стереотип. Вот и укоренилось понятие, что женщины — «слабый пол». Кстати, по этому поводу очень остроумно высказалась Ф. Г. Раневская: «Женщины — не слабый пол. Слабый пол — это гнилые доски» (цит. по: [1]).

Превосходство в физической силе у мужчин породило предрассудок относительно того, кто в диаде «мужчина-женщина» аргумент, а кто функция. Мужчины, раз они фи-

зически сильнее, конечно, аргументы, а женщины, стало быть, функции, т. е. подчиненные аргументам. Так ли это на самом деле? Существует и совсем иная точка зрения. Софья де Сегюр (урожденная Ростопчина) утверждала: «Мужчины говорят о женщинах что им вздумается, а женщины делают с мужчинами что им вздумается» (цит. по: [1], курсив наш. — Прим. ред.). Примеров тому, особенно исторических, можно привести великое множество. С этим трудно не согласиться. Так кто же тогда сильный, а кто слабый пол?

С развитием человечества всё большую роль стали играть мировоззренческие позиции, отраженные в религиозных и философских учениях, теориях и концепциях. Они также повлияли на восприятие женщин-лидеров и на отношение к ним. В частности, основанием древней китайской философии является символ великого Предела — один из древнейших философских символов (по некоторым данным, известный с XIV в. до н. э.). Он представляет собой совместное существование и взаимопроникновение двух полярных факторов жизненного процесса — Ян и Инь. В «Книге перемен» («И цзин») Ян и Инь служили для выражения светлого и темного. Ян соотносили с небом, солнцем, теплом и мужским началом. Инь, его полярную противоположность, — с женским началом. Считалось, что Инь символизирует холод, мрак, пассивность, потусторонность, но в то же время — еще и мягкость, женственность. Энергию Инь сравнивали с водой, которая не имеет формы, а принимает форму окружающего мира, заполняет его собой. Энергия Инь считалась в китайской философии инертной: полагали, что она ожидает, когда нечто придаст ей импульс и направит ее движение. В то же время вода — это сила: она может и «точить камень». Ян (мужская энергия) соответствует Солнцу. Это день, огонь, активность, лидерство, сила разума. Энергия Ян имеет вектор активности, она — мотивация достижений.

В других мировых религиях и учениях можно встретить практически сходные мысли. Исключением оказывается христианство: в нем отношение к женщинам иное. Заметим, в христианстве подчеркивается, что после своего воскрешения Иисус Христос первым явился именно женщинам — Марии Магдалине и женам-мироносицам. Евангельские примеры отношения Спасителя к женщинам так же наглядно свидетельствуют, как высоко и уважительно смотрел Он на женскую личность [18].

Важной предпосылкой формирования предвзятого (положительного или отрицательного) отношения к женщинам-лидерам стал фольклор. Особое место в фольклоре занимают пословицы и поговорки о женщинах, т. е. короткие, точные выразительные высказывания, в которых отражена, как принято считать, наблюдательность и мудрость многих поколений людей.

Приведем некоторые русские пословицы и поговорки о женщинах [8]. Их отличительная особенность — образное и категоричное сочетание негативных и позитивных оценок, отражение существующих качеств, положительных и отрицательных. Заметим, они сильно влияют на восприятие женщин-лидеров. Сначала остановимся на негативных оценках, представленных в пословицах и поговорках.

Женский ум:

• Перекати-поле — бабий ум.

• Волос долог, ум короток.

• Баба задним умом крепка.

• Бабий ум — коромысло: и криво и за-рубисто, и на оба конца.

Женская переменчивость:

• Женские думы изменчивы.

• На женский норов нет угадчика.

• У бабы семь пятниц на неделе.

• Где бес не сможет, туда бабу пошлет.

• Кто бабе поверит, трех дней не проживет.

Женская иррациональность:

• Еще тот и не родился, кто бабий норов узнал.

• Меж бабьим «да» и «нет» не проденешь иголки.

• Женских прихотей не перечтешь.

• Женский обычай — вперед забежать.

Отношение к женщинам:

• От нашего ребра нам не ждать добра.

• Баба с возу — кобыле легче.

• Курица — не птица, баба — не человек.

• Бабья дорога от печи до порога.

• Где баба — там рынок, где две, там базар.

• Добрая жена веселье, а худая—злое зелье.

В то же время встречается не меньше поговорок и пословиц, в которых высоко оценены позитивные качества женщин. Отметим и их.

Женский ум:

• Баба и черта перехитрит.

• Бабий ум лучше всяких дум.

• Чем умнее жена, тем сильнее семья.

Женская изворотливость, изобретательность:

• Бойкую бабу и в ступе пестом не изловишь.

• Баба ужом свернется, а своего добьется.

• Бабы живучи как кошки.

• У бабы семьдесят две увертки в день.

• Бабу не переговоришь.

Занятость женщины, ее дела:

• Бабью работу не видно.

• У бабы забот полон рот.

• Без жены дом — содом.

Отношение к женщинам:

• Курица — птица, баба — орлица.

• У плохого мужа жена всегда дура.

• Без мужа что без головы, без жены что без ума.

Заметим, что В. И. Даль собирал самые разные пословицы и поговорки, в том числе и о женщинах, но основной упор делал на те из них, в которые содержание и оценки позитивные. Например, «Чем умнее жена, тем сильнее семья» и другие образцы подобного рода.

Количество положительных и отрицательных оценок в пословицах и поговорках примерно одинаково, но лучше запоминаются именно те, в которых женщина оценивается негативно. Психологические причины тому могут быть разными, однако это устойчивое и распространенное явление.

На формирование отношения к женщинам как таковым (и особенно к женщинам-лидерам) сильно повлияли крылатые высказывания выдающихся личностей, оставив -ших заметный след в истории человечества1. Среди них опять же встречаются как позитивные, так и негативные высказывания и оценки. Приведем сначала некоторые негативные высказывания.

Аристотель: Даже женщина может быть благородной, а также раб, хотя о женщине можно сказать, что она ниже мужчин, а раб — совершенно низшее существо.

Конфуций: У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной — столько, сколько у двух.

Фридрих Ницше: Когда идешь к женщине, возьми с собою плеть. (Ион же: Женщина была вторым промахом Бога.)

Формированию отрицательной психологической установки на женское лидерство немало способствуют ироничные афоризмы выдающихся личностей:

Шарль Монтескье: У женщины есть три жизненных периода: в первом она действует на нервы своему отцу, во втором — мужу, в третьем — зятю.

Бернард Шоу: Дайте женщинам право голоса, и через пять лет будет введен сокрушительный налог на холостяков.

1 Если не указано иное, крылатые высказывания процитированы по [6]. — Прим. ред.

Михаил Жванецкий: Политическое влияние женщин в стране днем очень низкое.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вильям Шекспир: Прямых речей от женщины не жди: в ее «уйди» звучит «не уходи».

На наш взгляд, негативные высказывания о женщинах могут, вероятнее всего, нести в себе эмоциональную реакцию говорящих на их скорее неудачный личный опыт взаимодействия с женщинами (а может быть, такие слова будут свидетельствовать о том, что говорящим просто не повезло в отношениях с женщинами). Назвать такие оценки аргументированными и объективными трудно — при всем уважении к тем, кто их высказал.

Однако существует немало и других, совершенно противоположных, оценочных высказываний о женщинах.

Лао Цзы: Природа и человек едины, и мужчина и женщина едины. Женщина — это начало мира.

Мао Цзедун: Женщины держат половину неба.

Николай Бердяев: Без мистического влечения к женственности, без влюбленности в вечную женственность мужчина ничего бы не сотворил в истории мира, не было бы мировой культуры... <...> Только женщине могут открыться некоторые тайны жизни, только через женщину может приобщиться к ним мужчина. <...> Без начала женственности, без приобщения к нему никогда не достигнуть окончательного интуитивного знания... [4].

Николай Некрасов: Женщина — великое слово. В ней чистота девушки, в ней самоотверженность подруги, в ней подвиг матери.

Бернард Шоу: Ни один мужчина не стоит женщины, если это по-настоящему хорошая женщина. Настоящая женщина та, которая несчастного сделает счастливым.

Интересны высказывания великих и выдающихся личностей об уме женщин.

Редьярд Киплинг: Женская догадка обладает большей точностью, чем мужская уверенность. Догадки женщин гораздо точнее, чем несомненные факты у мужчин.

Оноре де Бальзак: Женский инстинкт стоит прозорливости великих людей.

Иммануил Кант: У прекрасного пола столько же ума, сколько и у мужского пола.

Омар Хайям:

Да, в женщине как в книге мудрость есть.

Понять способен смысл ее великий

Лишь грамотный. И не сердись на книгу,

Коль неуч не сумел ее прочесть.

В высказываниях многих выдающихся личностей прослеживается мысль о большом влиянии женщин на мужчин. Приведем некоторые из них.

Эзоп: Если задача мужчины — изменить мир, то задача женщины — вдохновить его на это.

Генрик Ибсен: Женщина — самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направлять мужчину туда, куда его хочет вести Господь.

Анатоль Франс: Женщина — великая воспитательница мужчин.

Иммануил Кант: Женщины даже мужской пол делают утонченным.

Бернард Шоу: За каждым великим мужчиной всегда есть женщина, которая в него верила и любила по-настоящему.

Оноре де Бальзак: Кто способен управлять женщиной, способен управлять государством.

В крылатых высказываниях отмечалось также, что влияние женщин на мужчин будет большим — при условии, если женщины при этом не станут демонстрировать собственное превосходство, а используют мужские слабости.

Эзоп: Мужчина простит женщине всё, кроме превосходства в остроумии.

Джонатан Свифт: Большинство мужчин любят лесть из-за невысокого мнения о себе,

а большинство женщин — по противоположной причине.

Самуэль Джонсон: Так как писать в основном умели мужчины, все несчастья на свете были приписаны женщинам.

На складывание предрассудков и стереотипов, ставших психологическими установками, формирующими отношение к женщинам-лидерам, влияли и существовавшие во многих странах (а также местами существующие до сих пор) обычаи и законы, устанавливающие неравноправие женщин и мужчин.

Сегодня права женщин и мужчин почти во всех странах уравнены по закону. Современные женщины на выборной основе могут руководить государством, причем весьма эффективно (А. Меркель, М. Тэтчер и др.), возглавлять оборонные ведомства страны, крупные финансовые и промышленные структуры. Реально они де-юре стали равноправными с мужчинами.

С другой стороны, формировавшиеся тысячелетиями психологические установки продолжают влиять на мнение о женщинах — на сознательном и особенно на подсознательном уровне. До недавнего времени для женщин в ряде стран реально существовали и до сих пор существуют профессиональные препятствия, женщин подвергали и подвергают насилию в тех или иных формах, им урезали и урезают мобильность, право собственности, свободу вступать в брак или разводиться, доступ к образованию, а беднейшими людьми также зачастую оказывались и оказываются именно женщины. Кроме того, до сих пор ограничено женское участие в политической жизни: в парламентах мира женщины занимают лишь 15,6 % мест, хотя они составляют половину населения Земли.

В России, согласно данным социологического опроса (НАФИ2, 2019 г., 1811 рес-

пондентов из 46 регионов), считают мужчин более успешными вообще 83 % опрошенных, в бизнесе — 99 %, в политике — 96 %, в науке — 94 %, в искусстве — 81 %.

71 % россиян думают, что главное предназначение женщины — быть матерью и хозяйкой.

40 % полагают: строить карьеру проще мужчинам, а не женщинам.

20 % уверены, что женщины зарабатывают меньше, чем мужчины.

Таковы особенности сложного и неоднозначного отношения к женщинам-лидерам, сформированного в том числе и на основе предрассудков и стереотипов.

Сказанное вовсе не означает, что перспективы женского лидерства туманны и неблагоприятны. Отнюдь. Женщины-лидеры могут в наше время стать успешными и влиятельными, — этому есть немало свидетельств. Достижение успешности и влиятельности связано с рядом факторов, прежде всего личностных, имеющих психологическое содержание.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что психологическое изучение женского лидерства и самих женщин-лидеров должно иметь ряд важных следствий: прежде всего, психологам следует изучать женщин-лидеров не просто как проявление социального и психологического феномена, а в совокупности проблем, обусловленных особенностями отношений и установок; далее, в оценке результативности деятельности женщин-лидеров необходимо понимать влияние сформированных негативных стереотипов и предрассудков; наконец, при психологическом сопровождении женщин-лидеров важно уметь компенсировать (или хотя бы уменьшать) негативные стереотипы и предрассудки, влияющие на отношение к ним.

2 НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований) — многопрофильный аналитический исследовательский центр, занимающийся маркетинговыми, социологическими и медиаисследованиями.

Список литературы и источников

1. 100 великих женщин: высказывания и афоризмы / ред. В. В. Кузьмин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. 256 с.

2. Адаир Дж. Психология лидерства: концепция непререкаемого лидерства: прирожд. лидер, от лидерства к власти, абсолют. власть, роль личности в истории, злоупотребления властью, бизнес-политика-война / [пер. с англ. М. Ко-тельниковой]. М.: ЭКСМО, 2005. 342 с.

3. Басовская Н. И. Самые великие женщины мировой истории. М.: АСТ, 2021. 320 с.

4. Бердяев Н. А. Метафизика пола и любви // Метафизика пола и любви. Самопознание: сборник / Н. А. Бердяев. М.: Т8, 2022. С. 5—40.

5. Введение в гендерные исследования: в 2 ч. Ч. 1: учебное пособие / под ред. С. В. Жеребкиной. СПб.: Алетейя; Харьков: ХЦГИ, 2001. 708 с.

6. Воронцов В. В. Симфония разума: афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. М.: Молодая гвардия, 1976. 624 с.

7. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управлять людьми на основе эмоционального интеллекта: пер. с англ. 4-е изд. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 301 с.

8. Даль В. И. Пословицы русского народа: в 2 т. М.: Художественная литература, 1984—1989.

9. Ермолаева А. В. Восприятие собственной внешности в формировании личности женщины-лидера: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 28 с.

10.Жилкин Д. С., Чекалина А. А. Влияние ген-дера на самореализацию женщин // Журнал прикладной психологии. 2003. № 2. С. 2—8.

11. Зазыкин В. Г., Захарова С. Е. Психология «паблик рилейшнз» или психология эффективного РЯ: учебное пособие. М.: Белый ветер, 2017. 484 с. EDN: YLTVBL.

12. Зазыкин В. Г., Кирсанов А. И., Пирогов А. И. Технологические ресурсы политической деятельности: учебное пособие. М.: Ваш формат, 2019. 261 с.

13. Зазыкин В. Г., Смирнов Е. А. Психология и акмеология лидерства. М.: Элит, 2010. 304 с.

14. Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2006. 366 с. (Мастера психологии).

15. Кетс де Врис М. Мистика лидерства: развитие эмоционального интеллекта. 3-е изд., испр. и доп. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 276 с.

16. Лудман К., Эрладсон Э. Синдром альфа-лидера: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 205 с.

17. Матвеева Т. Н. Социально-психологические условия формирования имиджа успешного руководителя-женщины: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2005. 24 с.

18. Надеждин А. Н. Права и значение женщины в христианстве / [соч.] А. Надеждина. СПб.: Тип. духовного журн. «Странник», 1873. [4], 306 с.

19. Основы политической элитологии: учебное пособие / Г. К. Ашин, А. В. Понедел-ков, В. Г. Игнатов, А. М. Старостин. М.: ПРИОР, 1999. 302 с.

20. Секач М. Ф. Мы и Мир: лекции. М.: Белый ветер, 2020. 583 с.

21. Федоркина А. П. Политическая акмеология: учебно-методическое пособие / под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2006. 254 с.

22. Щепкина Е. Н. Изъ исторш женской личности въ Россш: лекцш и статьи. СПб.: Тип. Б. М. Вольфа. Невскш, 126 (уголъ Суво-ровскаго), 1914. 318 с.

References

1. Kuz'min V. V., ed. 100 Great Women: Sayings and Aphorisms. Moscow: BINOM. Laboratoriya zna-niy, 2020. 256 p. (In Russian).

2. Adair J. E. Inspiring Leadership: Learning from Great Leaders. London: Thorogood, 2002. 366 p.

3. Basovskaya N. I. The Greatest Women of World History. Moscow: AST, 2021. 320 p. (In Russian).

4. Berdyaev N. A. "Metaphysics of Gender and Love". Berdyaev N. A. Metafizika pola i lyubvi. Samopoznaniye: collection. Moscow: T8, 2022. 5—40. (In Russian).

5. Introduction to Gender Studies: textbook. Ed. S. V. Zherebkina. Saint Petersburg: Aleteyya;

Khar'kov: Khar'kovskiy tsentr gendernykh issle-dovaniy, 2001. 708 p. (In Russian).

6. Vorontsov V. V. Symphony of the Mind: Aphorisms and Sayings of Domestic and Foreign Authors. Moscow: Molodaya gvardiya, 1976. 624 p. (In Russian).

7. Goleman D., Boyatzis R., McKee A. Primal Leadership: Learning to Lead with Emotional Intelligence. Boston, MA: Harvard Business School Press, 2002. 306 p.

8. Dal' V. I. Proverbs of Russian People. 2 vols. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1984—1989. (In Russian).

9. Ermolayeva A. V. Perception of One's Own Appearance in the Formation of the Personality of a Female Leader: Extended Abstract of Cand. Sci. (Psychol.) Diss. Moscow, 2004. 28 p. (In Russian).

10. Zhilkin D. S., Chekalina A. A. "The Influence of Gender on Self-Actualization of Women". Zhurnal prikladnoy psikhologii 2 (2003): 2—8. (In Russian).

11. Zazykin V. G., Zakharova S. E. Psychology of 'Public Relations' or Psychology of Effective PR: study guide. Moscow: Belyi veter, 2017. 484 p. (In Russian). EDN: YLTVBL.

12. Zazykin V. G., Kirsanov A. I., Pirogov A. I. Technological Resources of Political Activity: study guide. Moscow: Vash format, 2019. 261 p. (In Russian).

13. Zazykin V. G., Smirnov E. A. Psychology and Acmeology of Leadership. Moscow: Elit, 2010. 304 p. (In Russian).

14. Il'in E. P. Differential Psychology of Men and Women. Saint Petersburg: Piter, 2006. 366 p. (In Russian). Mastera psikhologii.

15. Kets de Vries Manfred F. R. The Leadership Mystique: Leading Behavior in the Human Enterprise. 2nd ed. London: Pearson, 2009. 276 p. Pearson Education.

16. Ludeman K., Erlandson E. Alpha Male Syndrome. 1st ed. Boston, MA: Harvard Business School Press, 2006. 276 p.

17. Matveeva T. N. Socio-Psychological Conditions of Forming the Image of a Successful Female Leader: Extended Abstract of Cand. Sci. (Psychol.) Diss. Moscow, 2005. 24 p. (In Russian).

18. Nadezhdin A. N. The Rights and Meaning of Woman in Christianity. Saint Petersburg, 1873. [4], 306 p. (In Russian).

19. Ashin G. K., Ponedelkov A. V., Ignatov V. G., Starostin A. M. Fundamentals of Political Elitol-ogy: study guide. Moscow: PRIOR, 1999. 302 p. (In Russian).

20. Sekach M. F. We and the World: lectures. Moscow: Belyi veter, 2020. 583 p. (In Russian).

21. Fedorkina A. P. Political Acmeology: guidance manual. Ed. A. A. Derkach. Moscow: Russian Academy of State Service Publ., 2006. 254 p. (In Russian).

22. Shchepkina E. N. From the History of Female Personality in Russia: lectures and articles. Saint Petersburg: Tipografiya B. M. Vol'fa. Nevskiy, 126 (ugol Suvorovskago), 1914. 318 p. (In Russian).

Информация об авторах

Зазыкин Владимир Георгиевич — доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, старший научный сотрудник лаборатории психологического консультирования, Психологический институт Российской академии образования (Россия, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4).

Посохова Анастасия Владиславовна — доктор психологических наук, профессор кафедры гуманитарных наук, МИРЭА — Российский технологический университет (Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, д. 78).

Information about the authors

Vladimir G. Zazykin — Dr. Sci. (Psychol.), Prof., Honored Scientist of the Russian Federation, Senior Researcher at the Laboratory of Psychological Consulting, Psychological Institute of the Russian Academy of Education (Russia, 125009, Moscow, Mokhovaya str., 9, bldg. 4).

Anastasiya V. Posokhova — Dr. Sci. (Psychol.), Professor at the Department of Humanities, MIREA — Russian Technological University (Russia, 119454, Moscow, Vernadskiy ave., 78).

Статья поступила в редакцию 31.01.2023. The article was submitted 31.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.