t-
147
Социальная психология
С.В. Пазухина, С.А. Филиппова
Психологические аспекты категоризации понятия «вредная информация»1
В статье на основе проведенного авторами анализа теоретических источников и полученных эмпирических данных осуществляется категоризация понятия «вредная информация». С психологической точки зрения данный феномен характеризуется как психотравмирующая информация, причиняющая вред психологическому/психическому здоровью и социально-личностному развитию детей.
Ключевые слова: категоризация, вредная информация, психологическая безопасность, информационная безопасность, психотравма, психическое здоровье, психологическое здоровье, развитие личности ребенка.
Несколько лет назад в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [16]. Однако, несмотря на достаточно длительный срок использования данного нормативного документа, до сих пор имеются разночтения в определении понятия «вредная информация».
В контексте нашего исследования мы определили своей целью осуществление категоризации понятия «вредная информация» для уточнения его психологического наполнения и выделения доминирующей (ядерной) категории - концепта в ее структуре.
1 Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ, проект № 17-16-71004 а(р).
!е Е Проблему информационной и психологической безопасности подрас-го § тающего поколения сегодня невозможно рассматривать вне вопросов ^ 5 защиты детей от вредной информации. Данные темы в последнее деся-и тилетие активно обсуждаются и решаются учеными и специалистами различных сфер: правовой и политической, сферы ГГ, педагогики, психологии, социологии, медицины, представителями общественных организаций, родительских объединений и прочими заинтересованными лицами. Предпринимаются попытки определения юридической сущности и правового регулирования размещения и использования информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей [6; 9; 10; 12; 15; 16], разрабатываются технические средства и способы ограничения доступа детей и подростков к отдельным категориям информационных ресурсов [1; 2; 17; 20]; исследуются методы профилактики экстремальных ситуаций и обеспечения безопасности детей и подростков в интернет-пространстве [3; 14; 18]; изучается роль семейного и общественного воспитания в формировании навыков взаимодействия ребенка с современной информационной средой [13; 19] и т.д.
В настоящее время существует ряд открытых вопросов, имеющих значение для решения проблемы обеспечения информационной и психологической безопасности детей. И, в первую очередь, это вопросы номинативной определенности используемых терминов, без которой невозможна осмысленная коммуникация и взаимодействие представителей различных отраслей научной и практической сфер. Сегодня требуется формирование целостного научно обоснованного подхода к пониманию феномена вредной информации, способной оказать негативное влияние на здоровье и благополучие детей с точки зрения физиологических, психологических, социальных последствий; необходимо описание механизма воздействия на психику разных видов информации; требуется классификация видов информации, способных причинить указанный вред. Без целостного изучения данного явления невозможна разработка критериев и признаков вредной информации, определение содержания информации, негативно сказывающейся на здоровье, психологическом здоровье и социально-личностном развитии детей на разных возрастных этапах. В связи с этим в качестве основного методологического подхода в нашем исследовании выступает комплексный подход.
В качестве одного из методов в нашем исследовании мы использовали метод категоризации.
Категоризация (от греч. кaтnyopía - высказывание, свидетельство, показание, объяснение, признак) представляет собой метод обобщения, объединение компонентов в группы на основе установленных критериев [21].
149
ее
В нашем исследовании мы осуществляли отнесение различных харак- Е теристик вредной информации к определенным классам, в качестве кото- § ^ рых выступали ее вербальные определения, соотнесенные с конкретны- 5 ° ми видами вредной информации. Использовалась многоальтернативная | 1 психологическая категоризация. В качестве критериев выступали кон- | <§ кретные виды информации / вредной информации, выделяемые в норма- о § тивных документах, авторских подходах к классификации информации / чю вредной информации, а также выделенные нами в ходе проведения ана- с лиза полученных в результате опроса испытуемых эмпирических данных.
В качестве эмпирического метода на пилотном этапе исследования мы использовали специально разработанную нами анкету, апробированную на выборке 200 человек - студентах педвуза, школьных учителях, родителях учащихся. В ней было представлено несколько групп вопросов закрытого, открытого и открыто-закрытого типа, прямых и косвенных с возможностью множественного выбора ответов.
Остановимся на анализе ответов респондентов на вопросы, позволяющих сделать определенные выводы об особенностях категоризации ими понятия «вредная информация».
Так, на открытый вопрос «Вредная для ребенка информация - это какая, в Вашем понимании?» респонденты-студенты дали ряд ответов, среди которых были следующие: способствующая деградации подрастающего поколения; тормозящая развитие ребенка; пропагандирующая насилие, суицид, вредные привычки (алкоголь, курение, наркотики); склоняющая детей к агрессивным действиям по отношению к окружающим; не подлежащая дальнейшему использованию; опасная информация (о том, как сделать в домашних условиях взрывчатку и пр.); ложная информация; направленная на разжигание конфликтов, ненависти, вражды, призывающая к насилию, жестокости, экстремистского и террористического характера; непристойная информация; асоциального и антисоциального характера; навязчивая, упорно навязывающая что-либо, оказывающая влияние на сознательное и бессознательное (например, реклама); вредоносная (секты и пр.); пропагандирующая наркоманию, суицидальное поведение и др.; доступная (не по возрасту); недостоверная, искажающая реальность, реальное положение дел; ведущая к потере собственного мнения и др.
Приведенные ответы можно классифицировать определенным образом и соотнести с существующими подходами к классификации вредной информации.
Вопрос, предназначенный для родителей, «Знаете ли вы, какая информация может быть вредной для Вашего ребенка?» открыто-закрытого типа позволил выявить процентное распределение сделанных
х Е ими выборов. Следует отметить, что в анкетировании участвовали три го § группы родителей: родители дошкольников, родители учащихся началь-^ 5 ных классов и родители подростков. Их ответы в процентных показателях по обозначенным выборкам указаны после каждого варианта в указанной выше последовательности.
Так, первый вариант ответа «не соответствующая возрасту (о половых отношениях, физиологии, родах и пр.)» выбрали 58% родителей дошкольников, 38% родителей учащихся начальных классов, 56% родителей подростков. Выявленное распределение ответов указывает на то, что вредная информация, о которой идет речь, по мнению родителей, особо опасна для дошкольников и подростков. И несколько более спокойное отношение к этому типу вредной информации отмечается у родителей учащихся начальных классов, дети которых в силу своего возраста практически не проявляют интерес к перечисленным в вопросе сторонам жизни взрослого человека.
Второй вариант «косвенно просветительская, касающаяся вредных привычек (табакокурение, алкоголь, наркотики, нецензурная брань и пр.)» выбрали 50% родителей дошкольников, 32% родителей учащихся начальных классов, 56% родителей подростков. Динамика выборов в данном варианте похожа на предыдущий вариант.
Распределение ответов родителей разных выборок на третий вариант ответа «стимулирующая интерес к негативным социальным явлениям (сайты самоубийц, порносайты, сайты деструктивных религиозных сект, экстремистов, террористов и пр.)» было следующим: 100% / 92% / 78%. Четвертый вариант «формирующая искаженное представление о мире, явлениях, вещах ("ребенка нашли в капусте" и пр.)» выбрали 42% родителей дошкольников, 16% родителей учащихся начальных классов, 0% родителей подростков.
Пятый - «приводящая к формированию зависимости от интернета, азартных игр, компьютерных игр и др.» - 88% / 86% / 34%.
Шестой вариант «формирующая неправильное отношение к себе, другим людям, вещам и пр. (идеал фигуры как у Барби и пр.)» -64% / 38% / 34%.
Таким образом, описанные выше четыре варианта характеризуются общей тенденцией снижения количества родительских выборов в зависимости от возраста ребенка, при этом процент оценки вредности подобной информации достигает наибольших значений в дошкольном возрасте и минимальных - в подростковом.
Седьмой вариант ответа - «психотравмирующая (ложь, буллинг, информация о смерти и пр.)» - выбрали 58% родителей дошкольников, 80% родителей учащихся начальных классов, 68% родителей
о §
а.
подростков. Здесь обнаруживается большая обеспокоенность вредным влиянием данного типа информации родителями учащихся начальных классов.
В целом, анализ ответов родителей детей дошкольного возраста показал, что наибольшее количество выборов у них получили такие типы вредной информации, как «стимулирующая интерес к негативным социальным явлениям (сайты самоубийц, порносайты, сайты деструктивных 5 о религиозных сект, экстремистов, террористов и пр.)» и «приводящая с к формировании зависимости от Интернета, азартных игр, компьютерных игр и др.». В выборке родителей учащихся начальных классов распределение первых мест по отрицательной значимости вредной информации было таким же.
В выборке родителей подростков на первом месте по количеству выборов также была вредная информация, стимулирующая интерес к негативным социальным явлениям, на втором - психотравмирующая (ложь, буллинг, информация о смерти и пр.).
Следующий вопрос касался того, где ребенок может получить вредную информацию? Ответы на данный вопрос распределились следующим образом: в Интернете - 96% / 100% / 90%; при просмотре телевизора - 64% / 46% / 44%; в группе сверстников, компании - 76% / 70% / 78%; на улице, в общественных местах (реклама, случайные прохожие и пр.) - 58% / 38% / 44%; в школе, детском саду и др. - 26% / 8% / 0%; в семье - 8% / 0% / 0%.
В выборке родителей на первом месте по количеству выборов был вариант ответа «в интернете», на втором - «в группе сверстников, компании», что согласуется с их выборами при ответе на первый вопрос. Таким образом, родители считают, что их детям угрожает в первую очередь вредная информация, стимулирующая интерес к негативным социальным явлениям, которую школьники черпают в основном из интернета, а также психотравмирующая информация (ложь, буллинг, информация о смерти и пр.), связанная с общением со сверстниками, обусловленная негативным влиянием сверстников.
В качестве близких по смыслу понятию «вредной информации» в ответах испытуемых использовались более 150 определений.
Собранные в качестве эмпирического материала определения были сгруппированы и подведены таким образом под определенную категорию, что осуществлялось при опоре на соответствующий федеральный закон и описанные в научной литературе авторские подходы к классификации вредной информации (например, подходы Ю.И. Богатыревой, С.А. Куликовой, В.Н. Лопатина, А.В. Минибалеева, К.Д. Рыдчен-ко и др.).
!е Е Так, например, к группе понятий, характеризующих информацию, ^ § ограниченную для распространения по признаку возрастного ценза, ^ 5 были отнесены следующие определения: предназначенная для взрослых и (взрослая), недетская.
К информации, направленной на разжигание ненависти, вражды и насилия, были отнесены враждебная, озлобляющая, разобщающая информации, сведения экстремистского, террористического характера, антигуманная информация, агитирующая, провоцирующая, провокационная, пропагандирующая, призывающая к совершению агрессивных действий, массовым беспорядкам, несанкционированным акциям гражданского неповиновения и пр., а также визуальные образы, содержащие сцены жестокости (жестокая), насилия (насильственная), распространяемые в печатной продукции, видеоматериалах, компьютерных игровых программах и пр.
К подмножеству ложной вредной информации были отнесены такие ее характеристики, как неверная, неправильная, необъективная, непроверенная, неточная, неполная, искаженная, недостоверная, вводящая в заблуждение, утрированная, обманная, ошибочная, дезинформирующая, деформирующая имеющиеся представления об объективной действительности, недобросовестная (это определение в основном использовалось по отношению к информации рекламного характера и означало некачественно сделанную, необъективную, содержащую ошибки, заведомо неправильные сведения рекламу). Недостоверная информация является предметом исследования в работах С.А. Куликовой [5].
Еще одну группу составили определения, характеризующие низкое качество вредной информации - неэффективная, невнятная, непонятная, примитивная, недифференцированная, неструктурированная и др., т.е. низкокачественная.
Следующую подгруппу категорий, имеющих отношение к вредной информации, образовали определения, которые были объединены словом непристойная. Это аморальная, асоциальная, безнравственная, гнусная, нецензурная, ненормативная, неэтичная, пошлая, неприличная информация. К данной группе примкнули порнографическая, растлевающая эротическая, сексуально окрашенная и информация с гомосексуальным подтекстом.
Информация, содержащая посягательства на честь, доброе имя и деловую репутацию, была связана респондентами с такими характеристиками, как нелицеприятная, оскорбительная, порочащая, унижающая, уничижающая, пренебрежительная.
Категориальный ряд, описывающий информацию, оказывающую психотравмирующее воздействие на психическое и психологическое
здоровье людей, составили следующие определения: агрессивная, | дезорганизующая, манипулятивная, деструктивная, психогенная, смер- § ^ тоносная, стрессогенная, пагубная и др. Эта группа включила в себя 5 ° самый большой список характеристик, данных респондентами вредной ^ 1 информации. | д
Под категорию дезорганизующей информации были подведены о § такие определения вредной информации, как демотивирующая, разру- 5 ю шающая. с
Такие явления, как мобинг, буллинг, кибербуллинг были связаны со следующими определениями вредной информации - третирующая, изводяющая, притесняющая, давящая, издевательская.
Следует отметить, что манипулирование человеческим сознанием предполагает воздействие на психику объекта манипуляции с целью принятия решений или совершения действий вне зависимости либо вопреки его действительному желанию. В настоящее время манипулирование нередко осуществляется посредством использования технологии нейролингвистического программирования, различных вредоносных компьютерных программ, технологии, основанной на эффекте «25-го кадра», рекламы со скрытыми вставками и т.д. В связи с этим к группе вредной информации, оказывающей деструктивное воздействие на психическое и психологическое здоровье людей, также подходят такие ее характеристики, как скрытая, фоновая, завуалированная, неявная, зашумленная, воздействующая на бессознательном уровне (неосознаваемая), а также ее более агрессивные формы, такие, как гипнотизирующая, зомбирующая, одурманивающая, завораживающая, внушающая, оказывающая давление, навязываемая, навязывающая, принуждающая, навязчивая и др.
К психотравмирующей информации, вызывающей у детей такие отрицательные эмоции, как страх, ужас, паника, относится запугивающая, угрожающая, ужасная, жуткая, устрашающая, угнетающая, удручающая, шокирующая, нервирующая, негативная, дезорганизующая, дестабилизирующая информация, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий.
Стрессогенная информация, вызывающая информационный стресс, характеризуется как сверхмассивная, сверхобъемная, тяжелая для восприятия, перегруженная, перенасыщающая, избыточная.
Смертоносная, убийственная, суицидальная информация транслируется сайтами самоубийц, сетевыми сообществами типа «Синий кит» и пр.
х Е Пагубная информация содержит в себе сведения о наркотических го § веществах, их изготовлении, способах употребления и пр.
К нарушениям духовно-нравственного развития как показателя психологического здоровья детей приводит смещение направленности современного общества на получение и оперирование прежде всего утилитарной информации, связанной с извлечением из всего материальной выгоды, сообразующейся исключительно с узкопрактической пользой, - это разновидность деструктивной бездуховной вредной информации.
К информации, негативно влияющей на психологическое здоровье детей, нарушающей нормальный ход мыслительных процессов, относится информация нелогичная (т.е. лишенная логики или изложение которой осуществляется с нарушением логики), бессмысленная, витиеватая, запутанная, странная, дезориентирующая, непоследовательная, внутренне противоречивая. К данной группе примыкают такие определения вредной информации, как утопическая, иллюзорная, связанная с чем-то кажущимся, несбыточным, несуществующим, чего на самом деле нет.
Достаточно большую группу определений вредной информации составили понятия, объединенные категорией противоправная - антигосударственная, антиобщественная, антисоциальная, запрещенная, криминальная, криминогенная, недопустимая, незаконная, нелегальная, противозаконная. Этот вид информации отдельно анализируется в работах Е.А. Колосович [5].
К данной группе примыкает конфиденциальная информация - информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации и представляет собой коммерческую, служебную или личную тайны, охраняющиеся ее владельцем, утечкой которой пользуются недобросовестные компании и мошенники.
К запрещенной для распространения среди детей относится информация порнографического и эротического характера, которая выше была включена в категорию непристойной. Здесь мы наблюдаем пересечения семантических полей разных категориальных рядов.
В отдельную группу попадают оккультная, сектантская, магическая, колдовская информации, связанные с религиозными культами, деструктивными религиозными сектами, использующими запрещенные механизмы вовлечения людей в свои ряды и управления их психикой.
Определение вредоносная чаще используется в отношении определенного программного обеспечения (например, в работах Ю.И. Богатыревой [1]), поэтому целесообразно ее объединение с понятием «хакер-ская», паразитическая, уничтожающая.
Еще одной категорией, объединяющей различные определения вред- | ной информации в отдельную группу, является понятие бесполезная -это ненужная, лишняя информация, захламляющая, засоряющая, други- 5 ° ми словами - спам.
Возникновение связки вредной информации с понятием бес- | <§ контрольная обусловлено, на наш взгляд, прежде всего, бесконтроль- о § ным видеосмотрением и отсутствием установленных на компьютере чю ребенка программ родительского контроля. К данной группе примыка- с ют такие характеристики, как вседоступная, нежелательная, неуправляемая и неподконтрольная. Следует отметить, что определения, образующие этот категориальный ряд, встречались в ответах испытуемых достаточно редко, что позволило нам сделать вывод о том, что он находится на периферии изучаемой нами структуры вредной информации.
Ко всем группам выделенных категорий подходят такие определения вредной информации, как небезопасная, зловредная, опасная, плохая и некоторые другие. Здесь также отмечаются пересечения нескольких категориальных рядов в структуре вредной информации.
На вопрос «Как вредная информация может повлиять на Вашего ребенка?» были получены следующие ответы: приведет к формированию разного рода зависимостей (интернет-зависимость, компьютерная зависимость, зависимость от еды и пр.) - 80% / 70% / 56%; он перестанет слушаться - 22% / 8% / 22%; он приобретет вредные привычки (начнет ругаться матом, курить, распивать спиртные напитки и пр.) -54% / 32% / 34%; нанесет психическую травму - 58% / 38% / 56%; исказит представление о естественных законах развития, о мире -34% / 24% / 34%; приведет к формированию страхов, фобий (устрашающая информацию о ЧС и пр.) - 54 % / 32% / 22%.
Таким образом, анализ ответов на данный вопрос показывает, что формирования разного рода зависимостей, связанных с получением вредной информации, а также того, что их ребенок приобретет вредные привычки, страхи и фобии, больше всего опасаются родители детей дошкольного возраста, затем количественные показатели выбравших данные ответы родителей школьников других возрастов последовательно снижаются.
Родители дошкольников и подростков больше, чем родители младших школьников, переживают по поводу того, что их ребенок в результате получения вредной информации перестанет их слушаться, получит психическую травму, произойдет искажение его представлений о естественных законах развития, о мире и пр.
Исходя из результатов проведенной нами работы по категоризации понятия «вредная информация», мы можем сделать вывод о том, что
хЕ в контексте обеспечения психологической безопасности развития лич-го § ности ребенка в качестве доминирующей (ядерной) категории из выше-б перечисленных определений вредной информации может рассматриваться категория психотравмирующей информации.
В подтверждение результатов нашего исследования можно отметить, что данные других ученых свидетельствуют о том, что одним из факторов, негативно влияющих на психологическое благополучие, психологическое и психическое здоровье человека, являются психологические травмы [7; 8; 11]. Учитывая это, а также результаты проведенной нами многоальтернативной категоризации изучаемого понятия с целью уточнения его психологического наполнения, к вредной информации, несущей угрозу психическому здоровью, психологическому благополучию и социально-личностному развитию детей, мы относим психотрав-мирующую информацию, негативное воздействие которой превышает возрастные (и личностные) возможности детской психики в совлада-нии с ней, и выделяем ее в качестве доминирующей в ряду других категориальных рядов, сопровождающих это понятие.
Психотравмирующая информация может содержаться в информационных потоках, с которыми ежедневно сталкиваются дети и подростки: всемирная сеть Интернет, средства массовой информации (телевидение, кино, печатная продукция), реклама, игры, игрушки и т.д. В отдельную группу воздействующих на сознание ребенка факторов можно отнести общественное мнение, идеологию, социальные стереотипы, которые также во многом являются следствием информационной пропаганды; данная группа факторов воздействует на ребенка в семейной среде, в группе сверстников, в школе, посредством СМИ и пр.
По критериям интенсивности и длительности воздействия вредную информацию мы условно разделили на две группы. К первой группе отнесли информацию, оказывающую интенсивное психотравмирую-щее воздействие в короткий промежуток времени, вызывающую сильные негативные переживания, влекущую серьезные последствия для психологического и социального благополучия личности. Подобная информация чаще всего запечатлевается как негативно эмоционально окрашенное событие, может осознаваться субъектом как психотравма. Исключением являются случаи получения травмы в раннем возрасте или вытеснения воспоминаний о ней, при этом негативные последствия воздействия либо отсутствуют, либо носят скрытый характер.
Ко второй группе мы отнесли вредную информацию, оказывающую скрытое пролонгированное повторяющееся воздействие, патологизи-рующе влияющую на психическое здоровье и развитие, искажающую
процесс формирования и развития личности, негативно сказывающуюся на социальном и психологическом благополучии индивида.
Информационное воздействие второго типа способно оказать негативное влияние на нравственное развитие, формирование моральных норм, основанных на гуманистических ценностях; исказить логику и темпы формирования и развития когнитивных процессов, становление реалистичной и объективной картины мира, основанной на научных фактах и опыте взаимодействия с реальной окружающей средой; отрицательно сказаться на психологическом и социальном благополучии, здоровье и качестве жизни.
Психотравмирующая информация в процессе ее воздействия на человека проходит ряд этапов. На первом этапе нежелательная информация игнорируется или не воспринимается человеком, индивид неосознанно не обращает на нее внимание. Если же травматическая информация попадает в «поле зрения» и все же привлекает внимание индивида (что характерно для второго этапа), то субъект подсознательно старается как можно быстрее избавиться от нее путем вытеснения и забывания. В том же случае, когда травматический опыт был воспринят и поступил в переработку (третий этап), в процесс включается мышление, которое начинает активно обрабатывать и интерпретировать полученную информацию удобным для индивида образом [4].
Таким образом, в своей работе мы осуществили категоризацию понятия вредной информации, способной оказать негативное воздействие на психическое здоровье и психологическое благополучие детей и подростков, посредством выделения категориальных групп, образующих структуру вредной информации; охарактеризовали ее основные виды с помощью соответствующих вербальных определений, данных респондентами, с которыми проводилось исследование.
В качестве доминирующей (ядерной) категории была выделена наиболее многочисленная и разветвленная подгруппа определений пси-хотравмирующей информации.
На основе полученных эмпирических данных и теоретического анализа нами было уточнено понятие вредной информации с психологической точки зрения как психотравмирующей информации, негативное воздействие которой превышает возрастные (и личностные) возможности детской психики в совладании с ней.
Нами была предложена авторская классификация к выделению типов психотравмирующей вредной информации по критериям интенсивности и длительности: первый из них - информация, оказывающая интенсивное психотравмирующее воздействие в короткий промежуток
о §
го С^
ч: ю
ш о
i E времени, вызывающая сильные негативные переживания, влекущая Ез § серьезные последствия для психологического и социального благопо-^ б лучия личности; второй - вредная информация, оказывающая скрытое пролонгированное повторяющееся воздействие, патологизирующе влияющая на психическое здоровье и развитие, искажающая процесс формирования и развития личности, негативно сказывающаяся на социальном и психологическом благополучии ребенка.
Мы полагаем, что уточнение психологического наполнения категории вредной информации, ее определение прежде всего как психотрав-мирующей в соответствии с выделенной ядерной категорией-концептом в ее структуре, а также вычленение типов психотравмирующей информации, этапов ее восприятия, может являться психологической основой дальнейшей разработки проблемы обеспечения психологической безопасности развития личности ребенка в современном информационном обществе.
Библиографический список
1. Богатырева Ю.И., Заика А., Привалов А.Н. Защита детей от вредной информации: курс дистанционного обучения. URL: http://www.intuit.ru/ studies/courses/3452/694/lecture/19375 (дата обращения: 01.06.2017).
2. Богатырева Ю.И., Пазухина С.В., Привалов А.Н. Организация безопасного информационного пространства школьников в Интернете: Метод. пособие. Тула, 2013. С. 26-48.
3. Богатырева Ю.И., Пазухина С.В. Психолого-педагогические проблемы создания безопасной информационной интернет-среды для обучающихся // Известия Тул. гос. ун-та. Педагогика. 2016. № 3. С. 16-24.
4. Величко М. Психологические защиты (10 июня 2013 г.). URL: http:// psy-diagnoz.com/glossary/233-psychological-defenses.html (дата обращения: 01.06.2017).
5. Колосович Е.А. Профилактика распространения противоправного контента в сети Интернет // Обзор. НЦПТИ. 2016. № 8. С. 44-50.
6. Куликова С.А. К вопросу о классификации вредной информации в российском законодательстве // Информационное право. 2015. № 4. С. 22-29.
7. Куфтяк Е.В., Лебедева А.П., Реунова А.А. Стратегии защитно-совладаю-щего поведения детей в контексте психологического здоровья // Медицинская психология в России: Электронный научный журнал. 2017. № 1 (42). C. 3. URL: http://mprj.ru (дата обращения: 01.06.2017).
8. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. М., 1984.
9. Маурин В.С. Правовой анализ вредной информации в условиях информационного общества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
10. Минбалеев А.В. Проблемы правового регулирования информации ограниченного использования (вредной информации), распространяемой в сети
cc
Интернет: доклад // VII Международная конференция «Право и Интер- Е нет». URL: http://www.ifap.ru/pi/07/ (дата обращения: 01.06.2017). g г<
11. Мясищев В.Н. Избранные труды / Под ред. А.А. Бодалева. М.; Воронеж, g о 1995. ё ^
12. Пазухина С.В., Филиппова С.А. Влияние процессов глобальной компью- ^ х теризации и информатизации на социально-личностное развитие детей i g и подростков // Восточно-Европейский научный вестник. 2015. № 1. 2го С. 50-53.
13. Пазухина С.В., Истратова М.А. Повышение педагогической грамотно- с сти родителей дошкольников в вопросе защиты детей от вредной информации // Universum: Психология и образование: электронный научный журнал. 2017. № 4 (34). С. 6-8. URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/ item/4587 (дата обращения: 01.06.2017).
Пазухина С.В. Ребенок за компьютером: психологические риски и экстремальные ситуации в виртуальной «жизни» младшего школьника // Психолого-педагогические основания формирования ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в системе образования: Сб. науч.-метод. материалов / Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Е.Г. Артамонова, Н.В. Зайцева. М., 2013. С. 196-201.
14. Рыдченко К.Д. Понятие, сущность, классификация вредной информации // Актуальные проблемы предупреждения правонарушений в сфере общественного порядка и общественной безопасности: Сб. матерериалов Всерос. науч.-практ. конф. / Ред. А.С. Бахта. Хабаровск, 2009. С. 123-129.
15. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 48.
16. Филиппова С.А. Защита детей от вредной информации, содержащейся в рекламе: доклад // I Межрегиональная научно-практическая конференция «Защита детей от вредной информации» (15 октября 2015 г.). Тула, 2015.
17. Филиппова С.А., Пазухина С.В. Осознанность как фактор снижения риска возникновения негативных последствий взаимодействия учащихся с современной информационной средой // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов: Сб. науч. статей / Под ред. И.А. Баевой, Л.А. Гаязовой, О.В. Вихристюк, В.В. Коврова. М., 2015. С. 90-94.
18. Филиппова С.А. Психологические особенности восприятия детьми информации рекламного и пропагандистского характера // Paradigmata poznäni. 2015. № 4. Р. 166-169.
19. Филиппова С.А. Психологические риски современного киберпростран-ства // Психология в вузе: науч.-метод. журнал / Под ред. В.В. Кузовкина, А.Г. Лидерса. М., 2014. № 2. С. 67-77.
20. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. Саратов, 2013.