Научная статья на тему 'Психологические аспекты категоризации понятия «Вредная информация»'

Психологические аспекты категоризации понятия «Вредная информация» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
839
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЗАЦИЯ / ВРЕДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОТРАВМА / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА / CATEGORIZATION / HARMFUL INFORMATION / PSYCHOLOGICAL SECURITY / INFORMATION SECURITY / PSYCHO TRAUMA / MENTAL HEALTH / PSYCHOLOGICAL HEALTH / DEVELOPMENT OF A CHILD''S PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пазухина Светлана Вячеславовна, Филиппова Светлана Анатольевна

В статье на основе проведенного авторами анализа теоретических источников и полученных эмпирических данных осуществляется категоризация понятия «вредная информация». С психологической точки зрения данный феномен характеризуется как психотравмирующая информация, причиняющая вред психологическому/психическому здоровью и социально-личностному развитию детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пазухина Светлана Вячеславовна, Филиппова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on the analysis of the theoretical sources and empirical data obtained by the authors, the categorization of the concept of “harmful information” is presented in the article. From the psychological point of view, this phenomenon is characterized as psycho-traumatic information that harms psychological/mental health and the social and personal development of children.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты категоризации понятия «Вредная информация»»

t-

147

Социальная психология

С.В. Пазухина, С.А. Филиппова

Психологические аспекты категоризации понятия «вредная информация»1

В статье на основе проведенного авторами анализа теоретических источников и полученных эмпирических данных осуществляется категоризация понятия «вредная информация». С психологической точки зрения данный феномен характеризуется как психотравмирующая информация, причиняющая вред психологическому/психическому здоровью и социально-личностному развитию детей.

Ключевые слова: категоризация, вредная информация, психологическая безопасность, информационная безопасность, психотравма, психическое здоровье, психологическое здоровье, развитие личности ребенка.

Несколько лет назад в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [16]. Однако, несмотря на достаточно длительный срок использования данного нормативного документа, до сих пор имеются разночтения в определении понятия «вредная информация».

В контексте нашего исследования мы определили своей целью осуществление категоризации понятия «вредная информация» для уточнения его психологического наполнения и выделения доминирующей (ядерной) категории - концепта в ее структуре.

1 Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ, проект № 17-16-71004 а(р).

!е Е Проблему информационной и психологической безопасности подрас-го § тающего поколения сегодня невозможно рассматривать вне вопросов ^ 5 защиты детей от вредной информации. Данные темы в последнее деся-и тилетие активно обсуждаются и решаются учеными и специалистами различных сфер: правовой и политической, сферы ГГ, педагогики, психологии, социологии, медицины, представителями общественных организаций, родительских объединений и прочими заинтересованными лицами. Предпринимаются попытки определения юридической сущности и правового регулирования размещения и использования информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей [6; 9; 10; 12; 15; 16], разрабатываются технические средства и способы ограничения доступа детей и подростков к отдельным категориям информационных ресурсов [1; 2; 17; 20]; исследуются методы профилактики экстремальных ситуаций и обеспечения безопасности детей и подростков в интернет-пространстве [3; 14; 18]; изучается роль семейного и общественного воспитания в формировании навыков взаимодействия ребенка с современной информационной средой [13; 19] и т.д.

В настоящее время существует ряд открытых вопросов, имеющих значение для решения проблемы обеспечения информационной и психологической безопасности детей. И, в первую очередь, это вопросы номинативной определенности используемых терминов, без которой невозможна осмысленная коммуникация и взаимодействие представителей различных отраслей научной и практической сфер. Сегодня требуется формирование целостного научно обоснованного подхода к пониманию феномена вредной информации, способной оказать негативное влияние на здоровье и благополучие детей с точки зрения физиологических, психологических, социальных последствий; необходимо описание механизма воздействия на психику разных видов информации; требуется классификация видов информации, способных причинить указанный вред. Без целостного изучения данного явления невозможна разработка критериев и признаков вредной информации, определение содержания информации, негативно сказывающейся на здоровье, психологическом здоровье и социально-личностном развитии детей на разных возрастных этапах. В связи с этим в качестве основного методологического подхода в нашем исследовании выступает комплексный подход.

В качестве одного из методов в нашем исследовании мы использовали метод категоризации.

Категоризация (от греч. кaтnyopía - высказывание, свидетельство, показание, объяснение, признак) представляет собой метод обобщения, объединение компонентов в группы на основе установленных критериев [21].

149

ее

В нашем исследовании мы осуществляли отнесение различных харак- Е теристик вредной информации к определенным классам, в качестве кото- § ^ рых выступали ее вербальные определения, соотнесенные с конкретны- 5 ° ми видами вредной информации. Использовалась многоальтернативная | 1 психологическая категоризация. В качестве критериев выступали кон- | <§ кретные виды информации / вредной информации, выделяемые в норма- о § тивных документах, авторских подходах к классификации информации / чю вредной информации, а также выделенные нами в ходе проведения ана- с лиза полученных в результате опроса испытуемых эмпирических данных.

В качестве эмпирического метода на пилотном этапе исследования мы использовали специально разработанную нами анкету, апробированную на выборке 200 человек - студентах педвуза, школьных учителях, родителях учащихся. В ней было представлено несколько групп вопросов закрытого, открытого и открыто-закрытого типа, прямых и косвенных с возможностью множественного выбора ответов.

Остановимся на анализе ответов респондентов на вопросы, позволяющих сделать определенные выводы об особенностях категоризации ими понятия «вредная информация».

Так, на открытый вопрос «Вредная для ребенка информация - это какая, в Вашем понимании?» респонденты-студенты дали ряд ответов, среди которых были следующие: способствующая деградации подрастающего поколения; тормозящая развитие ребенка; пропагандирующая насилие, суицид, вредные привычки (алкоголь, курение, наркотики); склоняющая детей к агрессивным действиям по отношению к окружающим; не подлежащая дальнейшему использованию; опасная информация (о том, как сделать в домашних условиях взрывчатку и пр.); ложная информация; направленная на разжигание конфликтов, ненависти, вражды, призывающая к насилию, жестокости, экстремистского и террористического характера; непристойная информация; асоциального и антисоциального характера; навязчивая, упорно навязывающая что-либо, оказывающая влияние на сознательное и бессознательное (например, реклама); вредоносная (секты и пр.); пропагандирующая наркоманию, суицидальное поведение и др.; доступная (не по возрасту); недостоверная, искажающая реальность, реальное положение дел; ведущая к потере собственного мнения и др.

Приведенные ответы можно классифицировать определенным образом и соотнести с существующими подходами к классификации вредной информации.

Вопрос, предназначенный для родителей, «Знаете ли вы, какая информация может быть вредной для Вашего ребенка?» открыто-закрытого типа позволил выявить процентное распределение сделанных

х Е ими выборов. Следует отметить, что в анкетировании участвовали три го § группы родителей: родители дошкольников, родители учащихся началь-^ 5 ных классов и родители подростков. Их ответы в процентных показателях по обозначенным выборкам указаны после каждого варианта в указанной выше последовательности.

Так, первый вариант ответа «не соответствующая возрасту (о половых отношениях, физиологии, родах и пр.)» выбрали 58% родителей дошкольников, 38% родителей учащихся начальных классов, 56% родителей подростков. Выявленное распределение ответов указывает на то, что вредная информация, о которой идет речь, по мнению родителей, особо опасна для дошкольников и подростков. И несколько более спокойное отношение к этому типу вредной информации отмечается у родителей учащихся начальных классов, дети которых в силу своего возраста практически не проявляют интерес к перечисленным в вопросе сторонам жизни взрослого человека.

Второй вариант «косвенно просветительская, касающаяся вредных привычек (табакокурение, алкоголь, наркотики, нецензурная брань и пр.)» выбрали 50% родителей дошкольников, 32% родителей учащихся начальных классов, 56% родителей подростков. Динамика выборов в данном варианте похожа на предыдущий вариант.

Распределение ответов родителей разных выборок на третий вариант ответа «стимулирующая интерес к негативным социальным явлениям (сайты самоубийц, порносайты, сайты деструктивных религиозных сект, экстремистов, террористов и пр.)» было следующим: 100% / 92% / 78%. Четвертый вариант «формирующая искаженное представление о мире, явлениях, вещах ("ребенка нашли в капусте" и пр.)» выбрали 42% родителей дошкольников, 16% родителей учащихся начальных классов, 0% родителей подростков.

Пятый - «приводящая к формированию зависимости от интернета, азартных игр, компьютерных игр и др.» - 88% / 86% / 34%.

Шестой вариант «формирующая неправильное отношение к себе, другим людям, вещам и пр. (идеал фигуры как у Барби и пр.)» -64% / 38% / 34%.

Таким образом, описанные выше четыре варианта характеризуются общей тенденцией снижения количества родительских выборов в зависимости от возраста ребенка, при этом процент оценки вредности подобной информации достигает наибольших значений в дошкольном возрасте и минимальных - в подростковом.

Седьмой вариант ответа - «психотравмирующая (ложь, буллинг, информация о смерти и пр.)» - выбрали 58% родителей дошкольников, 80% родителей учащихся начальных классов, 68% родителей

о §

а.

подростков. Здесь обнаруживается большая обеспокоенность вредным влиянием данного типа информации родителями учащихся начальных классов.

В целом, анализ ответов родителей детей дошкольного возраста показал, что наибольшее количество выборов у них получили такие типы вредной информации, как «стимулирующая интерес к негативным социальным явлениям (сайты самоубийц, порносайты, сайты деструктивных 5 о религиозных сект, экстремистов, террористов и пр.)» и «приводящая с к формировании зависимости от Интернета, азартных игр, компьютерных игр и др.». В выборке родителей учащихся начальных классов распределение первых мест по отрицательной значимости вредной информации было таким же.

В выборке родителей подростков на первом месте по количеству выборов также была вредная информация, стимулирующая интерес к негативным социальным явлениям, на втором - психотравмирующая (ложь, буллинг, информация о смерти и пр.).

Следующий вопрос касался того, где ребенок может получить вредную информацию? Ответы на данный вопрос распределились следующим образом: в Интернете - 96% / 100% / 90%; при просмотре телевизора - 64% / 46% / 44%; в группе сверстников, компании - 76% / 70% / 78%; на улице, в общественных местах (реклама, случайные прохожие и пр.) - 58% / 38% / 44%; в школе, детском саду и др. - 26% / 8% / 0%; в семье - 8% / 0% / 0%.

В выборке родителей на первом месте по количеству выборов был вариант ответа «в интернете», на втором - «в группе сверстников, компании», что согласуется с их выборами при ответе на первый вопрос. Таким образом, родители считают, что их детям угрожает в первую очередь вредная информация, стимулирующая интерес к негативным социальным явлениям, которую школьники черпают в основном из интернета, а также психотравмирующая информация (ложь, буллинг, информация о смерти и пр.), связанная с общением со сверстниками, обусловленная негативным влиянием сверстников.

В качестве близких по смыслу понятию «вредной информации» в ответах испытуемых использовались более 150 определений.

Собранные в качестве эмпирического материала определения были сгруппированы и подведены таким образом под определенную категорию, что осуществлялось при опоре на соответствующий федеральный закон и описанные в научной литературе авторские подходы к классификации вредной информации (например, подходы Ю.И. Богатыревой, С.А. Куликовой, В.Н. Лопатина, А.В. Минибалеева, К.Д. Рыдчен-ко и др.).

!е Е Так, например, к группе понятий, характеризующих информацию, ^ § ограниченную для распространения по признаку возрастного ценза, ^ 5 были отнесены следующие определения: предназначенная для взрослых и (взрослая), недетская.

К информации, направленной на разжигание ненависти, вражды и насилия, были отнесены враждебная, озлобляющая, разобщающая информации, сведения экстремистского, террористического характера, антигуманная информация, агитирующая, провоцирующая, провокационная, пропагандирующая, призывающая к совершению агрессивных действий, массовым беспорядкам, несанкционированным акциям гражданского неповиновения и пр., а также визуальные образы, содержащие сцены жестокости (жестокая), насилия (насильственная), распространяемые в печатной продукции, видеоматериалах, компьютерных игровых программах и пр.

К подмножеству ложной вредной информации были отнесены такие ее характеристики, как неверная, неправильная, необъективная, непроверенная, неточная, неполная, искаженная, недостоверная, вводящая в заблуждение, утрированная, обманная, ошибочная, дезинформирующая, деформирующая имеющиеся представления об объективной действительности, недобросовестная (это определение в основном использовалось по отношению к информации рекламного характера и означало некачественно сделанную, необъективную, содержащую ошибки, заведомо неправильные сведения рекламу). Недостоверная информация является предметом исследования в работах С.А. Куликовой [5].

Еще одну группу составили определения, характеризующие низкое качество вредной информации - неэффективная, невнятная, непонятная, примитивная, недифференцированная, неструктурированная и др., т.е. низкокачественная.

Следующую подгруппу категорий, имеющих отношение к вредной информации, образовали определения, которые были объединены словом непристойная. Это аморальная, асоциальная, безнравственная, гнусная, нецензурная, ненормативная, неэтичная, пошлая, неприличная информация. К данной группе примкнули порнографическая, растлевающая эротическая, сексуально окрашенная и информация с гомосексуальным подтекстом.

Информация, содержащая посягательства на честь, доброе имя и деловую репутацию, была связана респондентами с такими характеристиками, как нелицеприятная, оскорбительная, порочащая, унижающая, уничижающая, пренебрежительная.

Категориальный ряд, описывающий информацию, оказывающую психотравмирующее воздействие на психическое и психологическое

здоровье людей, составили следующие определения: агрессивная, | дезорганизующая, манипулятивная, деструктивная, психогенная, смер- § ^ тоносная, стрессогенная, пагубная и др. Эта группа включила в себя 5 ° самый большой список характеристик, данных респондентами вредной ^ 1 информации. | д

Под категорию дезорганизующей информации были подведены о § такие определения вредной информации, как демотивирующая, разру- 5 ю шающая. с

Такие явления, как мобинг, буллинг, кибербуллинг были связаны со следующими определениями вредной информации - третирующая, изводяющая, притесняющая, давящая, издевательская.

Следует отметить, что манипулирование человеческим сознанием предполагает воздействие на психику объекта манипуляции с целью принятия решений или совершения действий вне зависимости либо вопреки его действительному желанию. В настоящее время манипулирование нередко осуществляется посредством использования технологии нейролингвистического программирования, различных вредоносных компьютерных программ, технологии, основанной на эффекте «25-го кадра», рекламы со скрытыми вставками и т.д. В связи с этим к группе вредной информации, оказывающей деструктивное воздействие на психическое и психологическое здоровье людей, также подходят такие ее характеристики, как скрытая, фоновая, завуалированная, неявная, зашумленная, воздействующая на бессознательном уровне (неосознаваемая), а также ее более агрессивные формы, такие, как гипнотизирующая, зомбирующая, одурманивающая, завораживающая, внушающая, оказывающая давление, навязываемая, навязывающая, принуждающая, навязчивая и др.

К психотравмирующей информации, вызывающей у детей такие отрицательные эмоции, как страх, ужас, паника, относится запугивающая, угрожающая, ужасная, жуткая, устрашающая, угнетающая, удручающая, шокирующая, нервирующая, негативная, дезорганизующая, дестабилизирующая информация, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий.

Стрессогенная информация, вызывающая информационный стресс, характеризуется как сверхмассивная, сверхобъемная, тяжелая для восприятия, перегруженная, перенасыщающая, избыточная.

Смертоносная, убийственная, суицидальная информация транслируется сайтами самоубийц, сетевыми сообществами типа «Синий кит» и пр.

х Е Пагубная информация содержит в себе сведения о наркотических го § веществах, их изготовлении, способах употребления и пр.

К нарушениям духовно-нравственного развития как показателя психологического здоровья детей приводит смещение направленности современного общества на получение и оперирование прежде всего утилитарной информации, связанной с извлечением из всего материальной выгоды, сообразующейся исключительно с узкопрактической пользой, - это разновидность деструктивной бездуховной вредной информации.

К информации, негативно влияющей на психологическое здоровье детей, нарушающей нормальный ход мыслительных процессов, относится информация нелогичная (т.е. лишенная логики или изложение которой осуществляется с нарушением логики), бессмысленная, витиеватая, запутанная, странная, дезориентирующая, непоследовательная, внутренне противоречивая. К данной группе примыкают такие определения вредной информации, как утопическая, иллюзорная, связанная с чем-то кажущимся, несбыточным, несуществующим, чего на самом деле нет.

Достаточно большую группу определений вредной информации составили понятия, объединенные категорией противоправная - антигосударственная, антиобщественная, антисоциальная, запрещенная, криминальная, криминогенная, недопустимая, незаконная, нелегальная, противозаконная. Этот вид информации отдельно анализируется в работах Е.А. Колосович [5].

К данной группе примыкает конфиденциальная информация - информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации и представляет собой коммерческую, служебную или личную тайны, охраняющиеся ее владельцем, утечкой которой пользуются недобросовестные компании и мошенники.

К запрещенной для распространения среди детей относится информация порнографического и эротического характера, которая выше была включена в категорию непристойной. Здесь мы наблюдаем пересечения семантических полей разных категориальных рядов.

В отдельную группу попадают оккультная, сектантская, магическая, колдовская информации, связанные с религиозными культами, деструктивными религиозными сектами, использующими запрещенные механизмы вовлечения людей в свои ряды и управления их психикой.

Определение вредоносная чаще используется в отношении определенного программного обеспечения (например, в работах Ю.И. Богатыревой [1]), поэтому целесообразно ее объединение с понятием «хакер-ская», паразитическая, уничтожающая.

Еще одной категорией, объединяющей различные определения вред- | ной информации в отдельную группу, является понятие бесполезная -это ненужная, лишняя информация, захламляющая, засоряющая, други- 5 ° ми словами - спам.

Возникновение связки вредной информации с понятием бес- | <§ контрольная обусловлено, на наш взгляд, прежде всего, бесконтроль- о § ным видеосмотрением и отсутствием установленных на компьютере чю ребенка программ родительского контроля. К данной группе примыка- с ют такие характеристики, как вседоступная, нежелательная, неуправляемая и неподконтрольная. Следует отметить, что определения, образующие этот категориальный ряд, встречались в ответах испытуемых достаточно редко, что позволило нам сделать вывод о том, что он находится на периферии изучаемой нами структуры вредной информации.

Ко всем группам выделенных категорий подходят такие определения вредной информации, как небезопасная, зловредная, опасная, плохая и некоторые другие. Здесь также отмечаются пересечения нескольких категориальных рядов в структуре вредной информации.

На вопрос «Как вредная информация может повлиять на Вашего ребенка?» были получены следующие ответы: приведет к формированию разного рода зависимостей (интернет-зависимость, компьютерная зависимость, зависимость от еды и пр.) - 80% / 70% / 56%; он перестанет слушаться - 22% / 8% / 22%; он приобретет вредные привычки (начнет ругаться матом, курить, распивать спиртные напитки и пр.) -54% / 32% / 34%; нанесет психическую травму - 58% / 38% / 56%; исказит представление о естественных законах развития, о мире -34% / 24% / 34%; приведет к формированию страхов, фобий (устрашающая информацию о ЧС и пр.) - 54 % / 32% / 22%.

Таким образом, анализ ответов на данный вопрос показывает, что формирования разного рода зависимостей, связанных с получением вредной информации, а также того, что их ребенок приобретет вредные привычки, страхи и фобии, больше всего опасаются родители детей дошкольного возраста, затем количественные показатели выбравших данные ответы родителей школьников других возрастов последовательно снижаются.

Родители дошкольников и подростков больше, чем родители младших школьников, переживают по поводу того, что их ребенок в результате получения вредной информации перестанет их слушаться, получит психическую травму, произойдет искажение его представлений о естественных законах развития, о мире и пр.

Исходя из результатов проведенной нами работы по категоризации понятия «вредная информация», мы можем сделать вывод о том, что

хЕ в контексте обеспечения психологической безопасности развития лич-го § ности ребенка в качестве доминирующей (ядерной) категории из выше-б перечисленных определений вредной информации может рассматриваться категория психотравмирующей информации.

В подтверждение результатов нашего исследования можно отметить, что данные других ученых свидетельствуют о том, что одним из факторов, негативно влияющих на психологическое благополучие, психологическое и психическое здоровье человека, являются психологические травмы [7; 8; 11]. Учитывая это, а также результаты проведенной нами многоальтернативной категоризации изучаемого понятия с целью уточнения его психологического наполнения, к вредной информации, несущей угрозу психическому здоровью, психологическому благополучию и социально-личностному развитию детей, мы относим психотрав-мирующую информацию, негативное воздействие которой превышает возрастные (и личностные) возможности детской психики в совлада-нии с ней, и выделяем ее в качестве доминирующей в ряду других категориальных рядов, сопровождающих это понятие.

Психотравмирующая информация может содержаться в информационных потоках, с которыми ежедневно сталкиваются дети и подростки: всемирная сеть Интернет, средства массовой информации (телевидение, кино, печатная продукция), реклама, игры, игрушки и т.д. В отдельную группу воздействующих на сознание ребенка факторов можно отнести общественное мнение, идеологию, социальные стереотипы, которые также во многом являются следствием информационной пропаганды; данная группа факторов воздействует на ребенка в семейной среде, в группе сверстников, в школе, посредством СМИ и пр.

По критериям интенсивности и длительности воздействия вредную информацию мы условно разделили на две группы. К первой группе отнесли информацию, оказывающую интенсивное психотравмирую-щее воздействие в короткий промежуток времени, вызывающую сильные негативные переживания, влекущую серьезные последствия для психологического и социального благополучия личности. Подобная информация чаще всего запечатлевается как негативно эмоционально окрашенное событие, может осознаваться субъектом как психотравма. Исключением являются случаи получения травмы в раннем возрасте или вытеснения воспоминаний о ней, при этом негативные последствия воздействия либо отсутствуют, либо носят скрытый характер.

Ко второй группе мы отнесли вредную информацию, оказывающую скрытое пролонгированное повторяющееся воздействие, патологизи-рующе влияющую на психическое здоровье и развитие, искажающую

процесс формирования и развития личности, негативно сказывающуюся на социальном и психологическом благополучии индивида.

Информационное воздействие второго типа способно оказать негативное влияние на нравственное развитие, формирование моральных норм, основанных на гуманистических ценностях; исказить логику и темпы формирования и развития когнитивных процессов, становление реалистичной и объективной картины мира, основанной на научных фактах и опыте взаимодействия с реальной окружающей средой; отрицательно сказаться на психологическом и социальном благополучии, здоровье и качестве жизни.

Психотравмирующая информация в процессе ее воздействия на человека проходит ряд этапов. На первом этапе нежелательная информация игнорируется или не воспринимается человеком, индивид неосознанно не обращает на нее внимание. Если же травматическая информация попадает в «поле зрения» и все же привлекает внимание индивида (что характерно для второго этапа), то субъект подсознательно старается как можно быстрее избавиться от нее путем вытеснения и забывания. В том же случае, когда травматический опыт был воспринят и поступил в переработку (третий этап), в процесс включается мышление, которое начинает активно обрабатывать и интерпретировать полученную информацию удобным для индивида образом [4].

Таким образом, в своей работе мы осуществили категоризацию понятия вредной информации, способной оказать негативное воздействие на психическое здоровье и психологическое благополучие детей и подростков, посредством выделения категориальных групп, образующих структуру вредной информации; охарактеризовали ее основные виды с помощью соответствующих вербальных определений, данных респондентами, с которыми проводилось исследование.

В качестве доминирующей (ядерной) категории была выделена наиболее многочисленная и разветвленная подгруппа определений пси-хотравмирующей информации.

На основе полученных эмпирических данных и теоретического анализа нами было уточнено понятие вредной информации с психологической точки зрения как психотравмирующей информации, негативное воздействие которой превышает возрастные (и личностные) возможности детской психики в совладании с ней.

Нами была предложена авторская классификация к выделению типов психотравмирующей вредной информации по критериям интенсивности и длительности: первый из них - информация, оказывающая интенсивное психотравмирующее воздействие в короткий промежуток

о §

го С^

ч: ю

ш о

i E времени, вызывающая сильные негативные переживания, влекущая Ез § серьезные последствия для психологического и социального благопо-^ б лучия личности; второй - вредная информация, оказывающая скрытое пролонгированное повторяющееся воздействие, патологизирующе влияющая на психическое здоровье и развитие, искажающая процесс формирования и развития личности, негативно сказывающаяся на социальном и психологическом благополучии ребенка.

Мы полагаем, что уточнение психологического наполнения категории вредной информации, ее определение прежде всего как психотрав-мирующей в соответствии с выделенной ядерной категорией-концептом в ее структуре, а также вычленение типов психотравмирующей информации, этапов ее восприятия, может являться психологической основой дальнейшей разработки проблемы обеспечения психологической безопасности развития личности ребенка в современном информационном обществе.

Библиографический список

1. Богатырева Ю.И., Заика А., Привалов А.Н. Защита детей от вредной информации: курс дистанционного обучения. URL: http://www.intuit.ru/ studies/courses/3452/694/lecture/19375 (дата обращения: 01.06.2017).

2. Богатырева Ю.И., Пазухина С.В., Привалов А.Н. Организация безопасного информационного пространства школьников в Интернете: Метод. пособие. Тула, 2013. С. 26-48.

3. Богатырева Ю.И., Пазухина С.В. Психолого-педагогические проблемы создания безопасной информационной интернет-среды для обучающихся // Известия Тул. гос. ун-та. Педагогика. 2016. № 3. С. 16-24.

4. Величко М. Психологические защиты (10 июня 2013 г.). URL: http:// psy-diagnoz.com/glossary/233-psychological-defenses.html (дата обращения: 01.06.2017).

5. Колосович Е.А. Профилактика распространения противоправного контента в сети Интернет // Обзор. НЦПТИ. 2016. № 8. С. 44-50.

6. Куликова С.А. К вопросу о классификации вредной информации в российском законодательстве // Информационное право. 2015. № 4. С. 22-29.

7. Куфтяк Е.В., Лебедева А.П., Реунова А.А. Стратегии защитно-совладаю-щего поведения детей в контексте психологического здоровья // Медицинская психология в России: Электронный научный журнал. 2017. № 1 (42). C. 3. URL: http://mprj.ru (дата обращения: 01.06.2017).

8. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. М., 1984.

9. Маурин В.С. Правовой анализ вредной информации в условиях информационного общества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

10. Минбалеев А.В. Проблемы правового регулирования информации ограниченного использования (вредной информации), распространяемой в сети

cc

Интернет: доклад // VII Международная конференция «Право и Интер- Е нет». URL: http://www.ifap.ru/pi/07/ (дата обращения: 01.06.2017). g г<

11. Мясищев В.Н. Избранные труды / Под ред. А.А. Бодалева. М.; Воронеж, g о 1995. ё ^

12. Пазухина С.В., Филиппова С.А. Влияние процессов глобальной компью- ^ х теризации и информатизации на социально-личностное развитие детей i g и подростков // Восточно-Европейский научный вестник. 2015. № 1. 2го С. 50-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Пазухина С.В., Истратова М.А. Повышение педагогической грамотно- с сти родителей дошкольников в вопросе защиты детей от вредной информации // Universum: Психология и образование: электронный научный журнал. 2017. № 4 (34). С. 6-8. URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/ item/4587 (дата обращения: 01.06.2017).

Пазухина С.В. Ребенок за компьютером: психологические риски и экстремальные ситуации в виртуальной «жизни» младшего школьника // Психолого-педагогические основания формирования ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в системе образования: Сб. науч.-метод. материалов / Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Е.Г. Артамонова, Н.В. Зайцева. М., 2013. С. 196-201.

14. Рыдченко К.Д. Понятие, сущность, классификация вредной информации // Актуальные проблемы предупреждения правонарушений в сфере общественного порядка и общественной безопасности: Сб. матерериалов Всерос. науч.-практ. конф. / Ред. А.С. Бахта. Хабаровск, 2009. С. 123-129.

15. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 48.

16. Филиппова С.А. Защита детей от вредной информации, содержащейся в рекламе: доклад // I Межрегиональная научно-практическая конференция «Защита детей от вредной информации» (15 октября 2015 г.). Тула, 2015.

17. Филиппова С.А., Пазухина С.В. Осознанность как фактор снижения риска возникновения негативных последствий взаимодействия учащихся с современной информационной средой // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов: Сб. науч. статей / Под ред. И.А. Баевой, Л.А. Гаязовой, О.В. Вихристюк, В.В. Коврова. М., 2015. С. 90-94.

18. Филиппова С.А. Психологические особенности восприятия детьми информации рекламного и пропагандистского характера // Paradigmata poznäni. 2015. № 4. Р. 166-169.

19. Филиппова С.А. Психологические риски современного киберпростран-ства // Психология в вузе: науч.-метод. журнал / Под ред. В.В. Кузовкина, А.Г. Лидерса. М., 2014. № 2. С. 67-77.

20. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. Саратов, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.