Научная статья на тему 'Психологические аспекты изучения политической медиакомпетентности'

Психологические аспекты изучения политической медиакомпетентности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
377
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / MEDIA COMPETENCE / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / MEDIA LITERACY / МЕДИАПСИХОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / POLITICAL BEHAVIOR / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / POLITICAL PARTICIPATION / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ОБРАЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ / IMAGE OF POLITICAL LEADERS / MEDIA PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бакулева Карина Камелевна

В статье обсуждаются особенности исследования медиакомпетентности избирателей в рамках политической психологии. Рассмотрены основные компоненты и психологические характеристики медиакомпетентности личности. Представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было выявление психологических аспектов медиакомпетентности и политического участия избирателей. В работе проведен анализ сформировавшихся у избирателей образов современных российских политических лидеров и членов несистемной оппозиции. Рассмотрены ведущие характеристики политических образов в группах избирателей с разным уровнем медиакомпетентности. Описаны выявленные взаимосвязи между медиакомпетентностью избирателей и уровнем их политического участия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE STUDY OF POLITICAL MEDIA COMPETENCE

In the article the features of the study of media competence of voters in political psychology are discussed. The main components and psychological characteristics of media competence of the individual are considered. The results of empirical studies whose purpose was to identify the psychological aspects of media competence and political participation of the voters are presented. In research authors questionnaires and method of semantic differential were used. In the sample of the study voters aged 17 to 67 years living in St. Petersburg was involved. Total number of respondents was 230 people. The analysis of the images of modern Russian political leaders and members of non-systemic opposition formed by the voters are presented. Leading characteristics of political images in groups of voters with diff erent level of media competence are considered. The revealed interrelations between media competence of voters and level of their political participation are described. The presented results allow to draw the conclusion that media competence of voters is connected with their perception of political images and further participation in political life of the country.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты изучения политической медиакомпетентности»

УДК 159.9.072

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2014. Вып. 3

К. К. Бакулева

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ*

Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

В статье обсуждаются особенности исследования медиакомпетентности избирателей в рамках политической психологии. Рассмотрены основные компоненты и психологические характеристики медиакомпетентности личности. Представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было выявление психологических аспектов медиакомпетентности и политического участия избирателей. В работе проведен анализ сформировавшихся у избирателей образов современных российских политических лидеров и членов несистемной оппозиции. Рассмотрены ведущие характеристики политических образов в группах избирателей с разным уровнем медиакомпетентности. Описаны выявленные взаимосвязи между медиакомпетентно-стью избирателей и уровнем их политического участия. Библиогр. 12 назв.

Ключевые слова: медиакомпетентность, медиаграмотность, медиапсихология, политическое поведение, политическое участие, средства массовой информации, информационные технологии, образ политических лидеров.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE STUDY OF POLITICAL MEDIA COMPETENCE

K. K. Bakuleva

St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

In the article the features of the study of media competence of voters in political psychology are discussed. The main components and psychological characteristics of media competence of the individual are considered. The results of empirical studies whose purpose was to identify the psychological aspects of media competence and political participation of the voters are presented. In research authors questionnaires and metho d of semantic differential were used. In the sample of the study voters aged 17 to 67 years living in St. Petersburg was involved. Total number of respondents was 230 people. The analysis of the images of modern Russian political leaders and members of non-systemic opposition formed by the voters are presented. Leading characteristics of political images in groups of voters with different level of media competence are considered. The revealed interrelations between media competence of voters and level of their political participation are described. The presented results allow to draw the conclusion that media competence of voters is connected with their perception of political images and further participation in political life of the country. Refs 12.

Keywords: media competence, media literacy, media psychology, political behavior, political participation, mass media, information technology, image of political leaders.

Современное состояние проблемы. В настоящее время, когда масс-медиа являются основным источником политической информации и основным средством политической коммуникации, проблема их взаимодействия с человеком представляет особый интерес для политической психологии. Так как масс-медиа участвуют в формировании представлений человека об окружающей среде, навыки и стиль взаимодействия с ними становятся ключевым фактором, определяющим возможность человека получать актуальную информацию и конструировать определенный образ действительности. Развитие медиа порождает недоступные ранее возможности для коммуникации и координации действий различных политических

* Работа выполнена при поддержке гранта факультета психологии СПбГУ № 8.23.792.2013

и гражданских объединений. С появлением «новых медиа» оппозиционно настроенные по отношению к государству общественные объединения получают новые средства для осуществления политической борьбы. Таким образом, особенности взаимодействия человека и масс-медиа могут играть существенную роль в восприятии обществом политической реальности, в построении образов политических лидеров и политических партий.

Еще недавно к структуре медиа относили четыре основных вида: печатные, ау-диальные, визуальные и аудиовизуальные [1]. Однако в связи с появлением новых средств массовой коммуникации в конце ХХ — начале ХХ! в. стали разделять традиционные и новые медиа. К традиционным медиа относятся: пресса, радио, телевидение. Понятие «новые медиа» включает в себя интерактивные электронные и цифровые средства массовой информации. Средой, в которой существуют «новые медиа», является Интернет [2]. Такое развитие масс-медиа породило интерес к проблеме воздействия на человека. В настоящее время этот вопрос все более активно исследуется учеными в области медиапедагогики и медиапсихологии. По мнению немецких ученых, основная задача медиапсихологии состоит в том, чтобы описывать и объяснять переживания и поведение человека, который испытывает на себе влияние средств массовой коммуникации [3]. В рамках исследований взаимодействия человека и масс-медиа появляются новые термины, такие как «медиаобразованность», «медиаграмотность», «медиакомпетентность» и др.

Для психологического изучения особенностей взаимодействия человека и медиа, на наш взгляд, наиболее подходящим является понятие «медиакомпетентность». Из всех указанных выше терминов лишь этот рассматривается учеными через описание способностей, необходимых человеку для взаимодействия с масс-медиа, а не только через понятия знаний, умений и навыков. Так, К. Тайнер определяет медиа-компетентность как «способность находить, оценивать и эффективно использовать информацию в личной и профессиональной деятельностях» [4, с. 8]. Автор отмечает, что особую актуальность для века информационных технологий с огромным неконтролируемым потоком сведений имеют способности, связанные с осуществлением поиска и сбора необходимых медиаданных, таких как анализ и оценка этих данных [4]. Определение медиакомпетентности дает и президент профессиональной ассоциации медиапедагогов А. В. Федоров: «Медиакомпетентность личности — совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [5, с. 33].

Таким образом, на сегодняшний день существуют подходы к трактовке медиа-компетентности личности, рассматривающие данный феномен с различных позиций, но имеющие в своей основе общие характеристики. Такими определяющими характеристиками для понятия «медиакомпетентность» являются способности личности взаимодействовать с информацией, представляемой медиа: воспринимать, критически оценивать, анализировать, осуществлять поиск, передачу данных. Описанные составляющие медиакомпетентности, безусловно, имеют психологические основания. При совершении вышеперечисленных действий человек опирается на перцептивные данные, результаты мыслительных операций, данные опыта, сохранившиеся в памяти. Также следует отметить, что личностные психологические осо-

бенности аудитории масс-медиа, такие как установки, отношения, интересы, трансформируют сообщения и, таким образом, влияют на восприятие, понимание и интерпретацию информации [6].

Проведя анализ различных классификаций составляющих медиакомпетентно-сти [3, 4, 7], можно выделить три основных компонента данного феномена:

1. Аффективный компонент, включающий в себя особенности восприятия медиа, степень эмоциональной вовлеченности при взаимодействии с медиа и мотивы контактов со СМИ.

2. Когнитивный компонент, включающий в себя способность анализировать, интерпретировать и оценивать предлагаемую в СМИ информацию, а также знания об особенностях работы СМИ.

3. Операциональный компонент, определяющийся в умении искать, выбирать, обсуждать и применять необходимую информацию, а также в частоте контактов со СМИ.

Как единицей восприятия является образ, так единицей политического восприятия является политический образ [8]. Однако образы власти и политиков имеют свою специфику, отличную от образов товаров или образов искусства. В образе политической власти отражаются знания, представления, мнения, оценки, ожидания, эмоции, требования массового сознания к власти. Описывая структуру образа политического лидера, Е. В. Егорова-Гантман выделяет персональные (физические и психологические особенности, профессиональные качества), социальные (статус лидера, принадлежность к определенной социальной группе) и символические характеристики [8].

Образ политических лидеров, создающийся у избирателей благодаря работе современных медиа, является одним из факторов, определяющих специфику их политического участия. В политической психологии термин «политическое участие» определяется как действия, направленные на осуществление влияния граждан на политическую систему, служащие одним из средств выражения и достижения их интересов [9]. Д. В. Ольшанский разделяет активные и пассивные формы политического участия. Среди активных форм выделяется шесть видов политического участия: эмоциональные реакции на действия политической системы, электоральное поведение, участие в деятельности политических организаций, выполнение политических функций в рамках политической системы, прямое действие, активная деятельность в политических движениях. К пассивным формам относятся виды абсентеизма, то есть сознательного отказа от участия в политических отношениях [9]. Существует множество психологических факторов, определяющих степень и формы политического участия: потребности, мотивы, установки, убеждения, ценностные ориентации, личностные особенности стиля принятия решений, стиля межличностных отношений и когнитивный стиль индивида, участвующего в политической деятельности [8]. Мы рассмотрим медиакомпетентность избирателей в качестве одного из оснований их политического участия.

На данный момент в России особым видом политического участия выступает «несистемная оппозиция». Несистемной оппозицией называют оппозиционные движения, организации, которые в своей стратегии отрицают существующее системное качество, но считают возможным использовать некоторые системные элементы и институты для достижения своих целей [10]. Несмотря на то, что эта группа еще

достаточно малочисленна, она уже сейчас оказывает активное влияние на политическую жизнь нашей страны.

В 2012-2013 гг. на кафедре политической психологии факультета психологии СПбГУ было проведено эмпирическое исследование феномена медиакомпетентно-сти.

Цель исследования состоит в изучении психологических аспектов политической медиакомпетентности избирателей.

Предметом исследования являются когнитивные, аффективные и операциональные аспекты медиакомпетентности, образ российских политических лидеров, а также политическое участие избирателей.

Основные задачи исследования:

1. Изучение феномена медиакомпетентности и его связи с политическим участием.

2. Изучение характеристик образа российских политиков в группах избирателей с разным уровнем медиакомпетентности.

3. Выявление характера взаимосвязи между медиакомпетентностью избирателей и сложившимся у них образом российской «несистемной» оппозиции.

Ключевые методы исследования: анкетирование, метод семантического дифференциала. Был использован семантический дифференциал для оценки образа политических лидеров В. Ф. Петренко [11], состоящий из 45 шкал-дескриптеров, а также семантический дифференциал для выявления политического аспекта образа несистемной оппозиции, основанный на четырех основных компонентах: политические мотивы, политические взгляды, политические способы действия, политические способности. Для измерения изучаемых параметров нами были разработаны две анкеты: анкета, направленная на определение степени политического участия (основой для вопросов анкеты является классификация видов активного политического участия, предложенная Д. В. Ольшанским [9]); анкета, направленная на определение уровня медиакомпетентности (степени эмоциональной вовлеченности при взаимодействии с медиа, склонности к анализу и собственной интерпретации медиа-информации, частоты контактов со СМИ). Анкеты апробированы в исследовании 2011 года [12].

Выборка и процедура исследования. Исследование проведено в три этапа. На первом этапе исследования проводилось изучение феномена медиакомпетентности и его связи с политическим участием. Объектом исследования на данном этапе явились избиратели в возрасте от 21 до 65 лет, проживающие в Санкт-Петербурге. Всего 100 человек (61 женщина, 39 мужчин).

Во втором этапе исследования участвовали респонденты, набравшие на первом этапе исследования наиболее высокие и наиболее низкие оценки по уровню медиа-компетентности. Таким образом были сформированы 2 группы по 15 человек. Всем респондентам было предложено заполнить семантический дифференциал оценки образа политических лидеров (В. В. Путина, Д. А. Медведева, В. В. Жириновского, С. М. Миронова, М. Д. Прохорова).

На третьем этапе исследования проводилось изучение образа несистемной оппозиции и его связи с уровнем медиакомпетентности избирателей. Объектом исследования выступили пользователи социальных сетей в возрасте от 17 до 67 лет,

проживающие в Санкт-Петербурге. В данном этапе исследования приняли участие 130 человек (70 женщин, 60 мужчин).

Результаты исследования. Для проверки гипотезы исследования о взаимосвязи уровня медиакомпетентности избирателей и уровня их политического участия был проведен корреляционный анализ полученных данных. Результаты подтвердили наличие статистически значимой взаимосвязи ^ < 0,01 при г > 0) между уровнем медиакомпетентности и уровнем политического участия избирателей. Более того, уровень политического участия также коррелирует на высоком уровне значимости ^ < 0,01 при г > 0) со всеми компонентами медиакомпетентности.

По результатам факторного анализа выделены 5 факторов оценки образа политических лидеров. Данные факторы условно названы нами следующим образом: Харизматическая личность, Гуманист, Демагог, Авторитарная личность, Оппозиционно настроен. Дисперсионный анализ оценок политиков по данным факторам группами с разным уровнем медиакомпетентности статистически значимых различий не выявил.

По фактору «Харизматическая личность» обе группы наиболее высоко оценили В. В. Путина (М = 0,7; М = 0,5), В. В. Жириновского (М = 0,4; М = 0,6). По фактору «Гуманист» в обеих группах все политики получили схожие оценки, кроме В. В. Жириновского, которого по данному фактору оценили очень низко (М = -0,5; М = -0,8). По фактору «Демагог» оценки респондентов также были примерно одинаковы для всех политиков, кроме В. В. Жириновского, которого в данном случае оценили очень высоко (М = 0,5; М = 0,8). По фактору «Авторитарная личность» в обеих группах избиратели оценили выше всех В. В. Путина (М = 0,2; М = 0,7) и В. В. Жириновского (М = 0,9; М = 0,3), а наиболее низкие оценки получил Д. А. Медведев (М = -0,5; М = -0,7).

По результатам корреляционного анализа выявлены статистически значимые ^ < 0,05 при г > 0) взаимосвязи между возрастом респондентов и оценками В. В. Путина, Д. А. Медведева и С. М. Миронова по фактору «Оппозиционно настроен», а также оценками В. В. Жириновского по фактору «Харизматическая личность».

Также обнаружены статистически значимые ^ < 0,05 при г < 0) обратные взаимосвязи между уровнем медиакомпетентности избирателей и их оценками Д. А. Медведева, В. В. Жириновского и М. Д. Прохорова по фактору «Авторитарная личность».

В ходе анализа результатов исследования выявлена обратная взаимосвязь ^ < 0,01 при г < 0) между уровнем политического участия избирателей и их оценками В. В. Жириновского по фактору «Авторитарная личность».

Корреляционный анализ факторов, влияющих на образ российской несистемной оппозиции, выявил статистически значимую ^ < 0,05 при г > 0) взаимосвязь между уровнем медиакомпетентности респондентов и их оценками несистемной оппозиции по шкалам «Стремление к достижениям» и «Обладает необходимой информацией».

В ходе анализа корреляций между уровнем политического участия и оценками по факторам образа несистемной оппозиции обнаружены взаимосвязи ^ < 0,01 при г > 0) с оценками по таким факторам как «Забота о благе страны», «Стремление к достижениям», «Публичность в политике», «Открытость политической борьбы».

Обсуждение результатов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что избиратели, проявляющие активное участие в жизни страны, более медиакомпе-

тентны, чем избиратели, предпочитающие менее активные формы политического участия. Также справедлив и обратный вывод о том, что избиратели, которые эмоционально вовлекаются при восприятии информации, представленной в СМИ, которые склонны анализировать, сравнивать, запоминать, обсуждать и применять информацию, полученную из СМИ, в большей степени проявляют политическое участие, чем те избиратели, которые к этому не склонны.

Результаты исследования также позволяют сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между медиакомпетентностью избирателей и их восприятием политических образов. Оценки политиков в группе избирателей с высоким уровнем медиакомпетентности принимают крайние значения, тогда как в группе с низким уровнем медиакомпетентноси оценки усредненные. Таким образом, избиратели, обладающие высоким уровнем медиакомпетентности, имеют более четкие представления о политических деятелях. Избиратели, обладающие низким уровнем медиа-компетентности, склонны описывать политиков достаточно властными, тогда как более медиакомпетентные избиратели воспринимают российских политиков менее авторитарными.

Особенности построения политического образа связаны с возрастом избирателей. Обнаруженные в ходе анализа взаимосвязи свидетельствуют о том, что чем старше избиратели, тем более оппозиционными им кажутся убеждения и действия российских политиков.

Также было обнаружено, что более медиакомпетентные избиратели воспринимают участников несистемной оппозиции как людей, более склонных к достижению амбициозных, сложных целей и обладающих адекватной информацией о политической реальности. А избиратели, проявляющие более активное политическое участие, характеризуют членов несистемной оппозиции как людей, движимых мотивом достижения сложных целей, руководствующихся в своей политической деятельности общественными интересами, предпочитающих использовать открытые формы борьбы за власть.

Выводы:

1. Активность политического участия избирателей взаимосвязана с уровнем их медиакомпетентности.

2. Российские избиратели, обладающие высоким уровнем медиакомпетентно-сти, имеют более четкие представления о политических деятелях, лояльно оценивают действия несистемной оппозиции.

3. Медиакомпетентные избиратели более терпимы к проявлениям авторитаризма в политике, но более критично воспринимают высказывания и действия ведущих политических лидеров, проявляют высокую электоральную активность и охотно участвуют в политической жизни страны.

Подводя итоги исследования, можно заключить, что феномен медиакомпетент-ности является важным фактором для исследования восприятия политических процессов. Сегодня, когда политическое участие всё чаще имеет виртуальную форму организации, проблема медиавоздействия выходит на новый уровень изучения в контексте политической психологии. Дальнейшие исследования психолого-политических аспектов медиакомпетентности могут позволить выявить факторы ее формирования и определить границы и последствия медиавоздействия.

Литература

1. Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2008. 496 с.

2. Вартанова Е. Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ // Информационное общество. 2008. Вып. 5-6. С. 37-39.

3. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы / пер. с нем. Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. 288 с.

4. Tyner K. Literacy in a Digital World. Mahwah; New Jersey: Erlbaum, 1998. 291 p.

5. Фёдоров А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // Телекоммуникации и информатизация образования. 2007. № 3. C. 26-54.

6. Анисимова Т. В., Кузнецова И. В., Самуйлова И. А. Психологическое моделирование репрезентации российской политической коммуникации в современных СМИ // В мире научных открытий. 2012. № 11. С. 48-60.

7. Potter W. J. Media Literacy. Thousand Oaks. London: Sage Publication, 2001. 423 p.

8. Егорова-Гантман Е. В. Имидж Лидера. М.: Об-во «Знание» России, 1994. 265 с.

9. Ольшанский Д. В. Основы политической психологии. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 296 с.

10. Красильников Д. Г. Межсистемные политические ситуации в России в ХХ веке: проблемы теории и истории. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001. 251 с.

11. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2005. 480 с.

12. Бакулева К. К., Анисимова Т. В. Медиакомпетентность избирателей как фактор их политического участия // Научные исследования выпускников психологии СПбГУ СПб.: Изд-во C.-Петерб. ун-та, 2013. С. 16-23.

Статья поступила в редакцию 24 марта 2014 г.

Контактная информация

Бакулева Карина Камелевна — аспирант, инженер-исследователь; k.k.bakuleva@spbu.ru Bakuleva Karina K. — post graduate student; k.k.bakuleva@spbu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.