Научная статья на тему 'Психологические аспекты готовности родителей к изменению социального статуса ребенка'

Психологические аспекты готовности родителей к изменению социального статуса ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
694
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА РЕБЕНКА / ПОСТУПЛЕНИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛУ / КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К ИЗМЕНЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА РЕБЕНКА / PSYCHOLOGICAL PARENTS' READINESS / CHANGE OF A CHILD'S SOCIAL STATUS / PARENTS' PSYCHOLOGICAL READINESS COMPONENTS TO THE CHANGE OF THE CHILD'S SOCIAL STATUS / SCHOOL ENTRANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егорова У. Г.

Раскрыто понятие «психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка», определена структура готовности, выявлены психолого-педагогические условия и разработана программа ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PARENTS' READINESS TO THE CHANGE OF THE CHILD'S SOCIAL STATUS

The article discloses the concept of «psychological aspects of parents' readiness to the change of the child's social status», determines the structure of this readiness, identifies psycho-pedagogical conditions and contains the developed program of its formation.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты готовности родителей к изменению социального статуса ребенка»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К ИЗМЕНЕНИЮ

СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА РЕБЕНКА

© 2009 У.Г.Егорова

Самарский государственный университет

Статья поступила в редакцию 19.10.2009

Раскрыто понятие «психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка», определена структура готовности, выявлены психолого-педагогические условия и разработана программа ее формирования.

Ключевые слова: психологическая готовность родителей, изменение социального статуса ребенка, поступление ребенка в школу, компоненты психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка.

Изменения, происходящие в политическом, экономическом и социальном укладе жизни страны, обострили многие кризисные явления в практике воспитания детей в семье, а также выявили особенности, которые переживает семья: растет число проблемных семей, снижается их воспитательный потенциал, все больше появляется семей с негативной атмосферой. В семьях усиливается конфликтность в отношениях между супругами; родителями и детьми, порою теряется контакт родителей с детьми и отсутствует контроль над их поведением. Все это влияет на состояние детей. Исследования психологов и педагогов показывают, что изменения, произошедшие в ситуации развития детства, в частности в период поступления ребенка в школу, оказались сопряжены с многочисленными тенденциями, проявляющимися в психическом и личностном развитии детей, такими как: повышенная тревожность, духовная дезориентированность, возрастание жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности (Д.И.Фельдштейн). Основными задачами психологов становятся содействие ребенку в решении актуальных задач развития, помощь в преодолении учебных трудностей, предупреждение и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.

Как показывает опыт, многие родители будущих первоклассников, сами, оказываются не готовы к роли родителей школьников: испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе со сложными программами и высокими требованиями к ученикам, очень эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей в процессе обучения, не способны оказать им психологическую поддержку. Кроме того, в практике семейного воспитания наблюдаются такие явления как: уменьшение продолжительности и обеднение содержания общения в семье, дефицит теплоты и внимательного отношения друг к другу, исчезновение совместных форм полезной деятельно-

сти ребенка со взрослыми, приводящее к обеднению и формализации контактов, что в сочетании с повышенной требовательностью к исполнительности ребенка способствуют формированию у детей неуверенности в своих силах, стойкого эмоционального неблагополучия, негативизма, аффективных реакций, отрицательных форм самоутверждения. У детей формируются серьезные смысловые барьеры в понимании требований взрослых, что значительно усугубляет жизнь, как самих детей, так и их родителей. Одним из возможных способов преодоления данных трудностей является пропаганда психологических знаний среди родителей, ориентированной на поиск и определение таких способов нормализации жизни в семье, которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы и развитие личности ребенка.

В науке выделяется два взаимосвязанных направления работы психологов. В центре внимания ученых одного направления находятся вопросы психического и личностного развития детей. В исследованиях отечественных психологов получили достаточно полное освещения вопросы о сотрудничестве родителей и детей (М.Н.Бородатая, Г.А.Мишина, М.Н.Попова, Н.В.Ревенко), о влиянии родителей на развитие различных сфер психической жизни ребенка (Т.Ю.Андрущенко1, С.А.Еланцева, М.Ю.Сто-жарова, Е.В.Трифонова, А.В.Усова, Е.В.Чу-макова, И.Г.Швец). В работах исследователей другого направления рассматривается роль родителей в воспитании детей. В работах А.Я.Варги2, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.И.Захарова, В.А.Петровского, Е.О.Смирновой3, А.С.Спива-ковской,

Г.Т.Хоментаускас, Э.Г.Эйдемиллера обосновывается влияния общения со взрослым на развитие личности ребенка. В работах Н.Н.Букиной обосновываются

Егорова Ульяна Геннадьевна, ассистент кафедры педагогики. E-mail: shirley@ssu.samara.ru

1 Андрущенко Т.Ю. Диагностика принятия первоклассником нового возрастного статуса // Семейная психология и семейная терапия. - 1998. - №3. - С.48 - 59.

2 ВаргаАЯ. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере детей, страдающих энурезом) // Вест. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. -1985. - №4. - С.32 - 38.

3 Смирнова Е.О. Общение со взрослым как фактор формирования готовности к школе // Вопр. психологии. - 1984. - №4. -С.41 - 43.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, 4 (5), 2009

воспитательные стратегии родителей, Е.М.Марич, О.С.Несте-ровой, С.Н.Щербаковой - содержание неформального образования родителей. В исследованиях А.Т.Кокоевой, Е.Н.Галко раскрываются методы, формы, средства формирования психолого-педагогической культуры родителей. В работах отечественных психологов получили достаточно полное освещения также вопросы о педагогическом просвещении родителей в современной общеобразовательной школе (И.А.Хоменко), о готовности к родительству (Р.В.Овчарова)4, о взаимодействии учителей, школьного психолога с родителями (Н.О.Зиновьева, Т.Н.Ушенина).

Отмечая плодотворность данных исследований, следует признать, что проблема формирования психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка исследована не в полной мере. Среди многих вопросов, возникающих при изучении данной проблемы, на наш взгляд, следует исследовать такие, которые связаны с уточнением содержания понятия «психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка», с разработкой программы формирования психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка, с определением психолого-педагогических условий формирования психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка. Школьная психологическая служба не оснащена программами работы с родителями по подготовке их к поступлению ребенка в школу, обеспечивающих позитивное личностное развитие как ребенка, так и родителей. А подготовка родителей к изменению социального статуса ребенка носит стихийный и хаотичный характер. Психологическая работа, которая проводится в школах по подготовке родителей к поступлению ребенка в школу, не решает в полной мере проблему формирования психологической го-товности родителей к изменению социального статуса ребенка.

Существует противоречие между необходимостью формировать психологическую готовность родителей к изменению социального статуса ребенка в период его подготовки к поступлению в школу и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, способствующих формированию психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка. Стремление найти пути разрешения указанного противоречия и определило проблему исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования психолого-педагогических условий психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка. В практическом плане - это проблема разработки программы формирования психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка и определение ее результативности.

Мы исходим из предположения о том, что если

4 Овчарова РВ. Родительство как психологический феномен. -М.: 2006.

психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка представляет собой соотношение развития когнитивно-содержательного, мотивационно-волевого, эмоционального и комму-никативно-рефлексив-ного компонентов, то ее формирование становится возможным тогда, когда реализация специальной программы обеспечивает расширение возможностей родителей понимания своего ребенка; развитие у родителей способности к эмпатии и рефлексии своих взаимоотношений с ребенком и собственных эмоциональных состояний; усвоение навыков диалогического общения и конструктивного сотрудничества; формирование активной позиции родителя в период поступления ребенка в школу, знакомство со стилями семейного воспитания и особенностями родительско-детских отношений; овладению знаниями об индивидуально-типологических особенностей ребенка, его интересов и понимание проблем детей; развитию способности к построению отношений сотрудничества (партнерских отношений) с ребенком.

Для реализации цели, решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован следующий комплекс взаимодополняющих методов: 1) анализ психологической, педагогической литературы, опыта психологической деятельности; 2) организационный - сравнительный; 3) эмпирический - формирующий эксперимент, беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование (методика «Диагностики уровня эмпатии», тест ВСК, методика «Лев», процедура совместного складывания мозаики, самооценочный тест «характеристики эмоциональности», опросник «Взаимодействие родитель-ребенок»), метод экспертной оценки; 4) методы математической статистики (процентное соотношение, Т-критерий Вилкоксона, ф*-угловое преобразование Фишера) . Исследование было проведено на базе МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №36 Промышленного района г. Самары и Самарского Технического Лицея в рамках «Школы дошкольника». В эксперименте на разных этапах участвовало 106 родителей будущих первоклассников (88 женщин, 18 мужчин), 106 первоклассников, 36 специалистов (педагогов-психологов).

В исследовании раскрыто понятие «психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка» (психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка есть личностное образование, которое выступает результатом динамических преобразований в психологической организации личности вследствие развития когнитивной, эмоциональной, волевой и коммуникативной сфер жизнедеятельности родителей, обеспечивающее им принятие нового режима функционирования, а также вступления в новую жизненную сферу, каковой является для родителей поступление ребенка в школу). Была определена структура

5 Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: 2001.

психологическом готовности родителем к изменению социального статуса ребенка (когнитивно-содержательный компонент включает знание индивидуально-типологических особенностей ребенка, его интересов, особенностей родительско-детских отношений и понимание проблем детей; мотиваци-онно-волевой компонент включает волевой самоконтроль, самообладание, настойчивость, активную позицию родителя в период поступления ребенка в школу; эмоциональный компонент включает эмпа-тию родителей к ребенку, эмоциональную гибкость, эмоциональную поддержку; коммуникативно-рефлексивный компонент включает способность к построению партнерских отношений с ребенком, рефлексию, децентрацию).

В рамках проведенного исследования выяв-лены психолого-педагогические условия форми-рования психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка (овладение родителями рефлексии взаимо-отношений с ребенком и собственных эмоцио-нальных состояний, умение родителями оказы-вать эмоциональную поддержку ребенка, активизация коммуникаций в семье, способность к построению партнерских отношений с ребенком, стремление к познанию собственного ребенка, его особенностей когнитивной, эмоциональной, поведенческой сфер). Нами разработана программа по формированию психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка в период подготовки к поступлению ребенка в школу. Программа включает теоретический, прак-тический разделы и раздел психологической поддержки, которые адекватны структурным компонентам психологической готовности родителей к поступлению ребенка в школу. Теоретический раздел адекватен когнитивно-содержательному компоненту. Он обеспечивает формирование у родителей знаний о ребенке, его индивидуально-типологических особенностях,

отношениях, а также формирование знаний родителей о самих себе. Практический раздел адекватен мотивационно-волевому и эмоци-ональному компонентам. Он направлен на формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия с ребенком, на развитие рефлексии, предоставление возможности активного самопознания и познания своего ребенка. Раздел психологической поддержки адекватен коммуникативно-рефлексивному компоненту. Он направлен на закрепление навыков, полученных в процессе тренинговой работы, и применение их в естественных условиях, на формирование навыков диалогического общения и конструктивного сотрудничества).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширят научные представления о психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка в период поступления ребенка в школу, о его структуре; открывают возможности для разработки новых программ, которые способствуют повышению эффективности подготовки родителей к изменению социального статуса ребенка с учётом их личностные особенности. Практическая значимость исследования состоит в том, что показана необходимость психологической работы по формированию готовности родителей к изменению социального статуса ребенка; что его результаты позволяют в осуществлении дифференцированного подхода к родителям в процессе практических занятий по формированию готовности родителей к изменению социального статуса ребенка. Сформирован методический комплекс по определению психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка в период подготовки к поступлению в школу; полученные результаты могут быть использованы в дальнейших психолого-педагогических исследованиях проблем подготовки родителей и детей к обучению в школе.

интересах, знании о родительско-детских

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PARENTS' READINESS TO THE CHANGE OF THE CHILD'S SOCIAL STATUS

© 2009 U.G.Egorova° Samara State University

The article discloses the concept of «psychological aspects of parents' readiness to the change of the child's social status», determines the structure of this readiness, identifies psycho-pedagogical conditions and contains the developed program of its formation.

Key words: psychological parents' readiness, change of a child's social status, school entrance, parents' psychological readiness components to the change of the child's social status.

Egorova Ulyana Gennadyevna, Assistant of the Pedagogy department. E-mail: shirley@ssu.samara.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.