Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учеба / медицина / студента / психологический аспект / подготовка врачей / study / medicine / student / psychological aspect / training of doctors / society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евгения Владимировна Сурдина, Лилия Федоровна Дашкевич, Екатерина Владимировна Голощапова

Обсуждается роль специфического когнитивного опыта для студентов-медиков, использующих физическое осознание для адаптации. Отмечено, что нужно знать уметь и понимать, как стимулировать любознательность учащихся, углубленное изучение их собственного пространства психологического развития посредством группового взаимодействия, разнообразной системы оценки преподавания и многоформатности. Подчеркнуто, что понимание мотивации в контексте медицинского образования требует многогранного исследования, учитывающего различные психологические аспекты. Такие факторы, как внутренняя мотивация, внешние стимулы, убеждения в самоэффективности, целевая ориентация и влияние социального контекста, в совокупности влияют на энтузиазм и преданность студентов своим учебным занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евгения Владимировна Сурдина, Лилия Федоровна Дашкевич, Екатерина Владимировна Голощапова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of formation of motivation to learning activity in medical students

The role of specific cognitive experience for medical students using physical awareness for adaptation is discussed. It is noted that it is necessary to know how to be able and understand how to stimulate students' curiosity, in-depth study of their own space of psychological development through group interaction, a diverse teaching assessment system and multi-format. It is emphasized that understanding motivation in the context of medical education requires a multifaceted study that takes into account various psychological aspects. Factors such as internal motivation, external stimuli, self-efficacy beliefs, target orientation, and the influence of social context collectively influence students' enthusiasm and dedication to their studies.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7)

Научная статья УДК 378.1:61:316.628

doi: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-199-204

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

© Евгения Владимировна Сурдина1, Лилия Федоровна Дашкевич2, Екатерина Владимировна Голощапова3

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, Россия 1ВеИег-999@таИ ги 2dashke.wи^@таИ ги :Зkatyaptik@mail. ги

Аннотация. Обсуждается роль специфического когнитивного опыта для студентов-медиков, использующих физическое осознание для адаптации. Отмечено, что нужно знать уметь и понимать, как стимулировать любознательность учащихся, углубленное изучение их собственного пространства психологического развития посредством группового взаимодействия, разнообразной системы оценки преподавания и многоформатности. Подчеркнуто, что понимание мотивации в контексте медицинского образования требует многогранного исследования, учитывающего различные психологические аспекты. Такие факторы, как внутренняя мотивация, внешние стимулы, убеждения в самоэффективности, целевая ориентация и влияние социального контекста, в совокупности влияют на энтузиазм и преданность студентов своим учебным занятиям.

Ключевые слова: учеба, медицина, студента, психологический аспект, подготовка врачей. Для цитирования: Сурдина Е.В., Дашкевич Л.Ф., Голощапова Е.В. Психологические аспекты формирования мотивации к учебной деятельности у студентов-медиков // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 104. № 3. С. 199-204. doi: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-199-204

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

Psychological aspects of formation of motivation to learning activity in medical students

© Evguenia V. Surdina1, Liliya F. Dashkevich2, Ekaterina V. Goloshchapova3

12 3Altai State Medical University, Barnaul, Russian Federation 1Belier-999@mail. ru 2_dashke.witch@mail. ru 3katyaptik@mail. ru

Abstract. The role of specific cognitive experience for medical students using physical awareness for adaptation is discussed. It is noted that it is necessary to know how to be able and understand how to stimulate students' curiosity, in-depth study of their own space of psychological development through group interaction, a diverse teaching assessment system and multi-format. It is emphasized that understanding motivation in the context of medical education requires a multifaceted study that takes into account various psychological aspects. Factors such as internal motivation, external stimuli, self-efficacy beliefs, target orientation, and the influence of social context collectively influence students' enthusiasm and dedication to their studies.

Key words: study, medicine, student, psychological aspect, training of doctors, society.

For citation: Surdina E.V., Dashkevich L.F., Goloshchapova E.V. Psychological aspects of formation of motivation to learning activity in medical students. The Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 104. No 3. P. 199-204. doi: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-199-204

Введение

В сфере медицинского образования мотивация играет ключевую роль в формировании вовлеченности студентов, их успеваемости и, в конечном счете, их успеха в качестве будущих специалистов здравоохранения. В то время как приобретение медицинских знаний и клинических навыков несомненно имеет решающее значение, основополагающие психологические аспекты, определяющие мотивацию студентов-медиков, не менее важны, но часто упускаются из виду. На-

ми рассматривается сложное взаимодействие психологических факторов, которые способствуют формированию мотивации к образовательной деятельности у студентов-медиков.

Понимание психологических аспектов мотивации студентов-медиков имеет решающее значение для обеспечения их успеха как в учебе, так и в будущей карьере в сфере здравоохранения. Мотивированные студенты с большей вероятностью будут активно заниматься учебой, что приведет к лучшим результатам обучения и повышению качества ухода за пациентами. Более того, решение вопросов, связанных с мотивацией, может помочь смягчить эмоциональное выгорание и снизить уровень отсева среди студентов-медиков, что в конечном итоге способствует жизнестойкости и благополучию будущих медицинских работников.

Цель статьи - исследовать сложное взаимодействие психологических факторов, способствующих формированию мотивации к учебной деятельности у студентов-медиков. Предоставляя представление об основных детерминантах мотивации, статья направлена на информирование преподавателей и заинтересованных сторон об эффективных стратегиях создания благоприятной учебной среды в медицинских вузах. В конечном счете, цель состоит в оптимизации результатов обучения, повышении профессионального уровня студентов-медиков и повышении качества обслуживания пациентов будущими медицинскими работниками.

Обсуждение

Мотивация к обучению является неотъемлемой причиной поощрения учащихся к выполнению учебной деятельности, и это мощная мотивация для того, чтобы мотивировать и направлять учащихся к обучению.

Учебная деятельность студентов обусловлена целой системой, состоящей из различных динамических факторов. Его психологические факторы включают: потребность в обучении, понимание и веру в необходимость обучения; интересы в обучении, хобби или привычки и т.д. Чтобы участвовать в учебной деятельности, в дополнение к потребности в обучении, должны также быть цели обучения, удовлетворяющие эту потребность. Поскольку цель обучения определяет направление обучения, ее можно назвать стимулом к обучению. Вместе с потребностями учащихся цели обучения стали важным составляющим фактором мотивации к обучению.

Хотя литература о роли мотивации как зависимой переменной в области медицинского образования богата, активной роли студента в мониторинге и контроле этой переменной уделяется меньше внимания [1]. Согласно Лайонсу и др., преподаватели могут улучшить мотивацию студентов-медиков, моделируя и обучая регулированию мотивации стратегии [2]. Уолтерс описывает регулирование мотивации как осознанный и целенаправленный процесс, осуществляемый обучающимся [3].

Следовательно, обучающиеся, вовлеченные в этот процесс, не только осознают факторы, влияющие на их мотивацию, но и формируют ее посредством манипулирования своими мыслями и действиями [1]. Уолтерс выделил в своих исследованиях несколько стратегий мотивационного регулирования [3]. Эти стратегии включают регулирование ценности, самоопределение, регулирование ситуационного интереса, регулирование целей производительности, регулирование целей овладения и структурирование окружающей среды [1].

Миле и Шолер поставили под сомнение всесторонность стратегий регулирования мотивации Вольтера. Согласно их исследованию, эти стратегии не представляли собой точного списка шагов, которые студенты предпринимают для регулирования своей мотивации в реальных ситуациях [1]. Они представили всеобъемлющую модель, описывающую процессы мониторинга мотивации учащихся, и использовали термин «метамотивация» для описания этого процесса. Хотя их модель четко определена, они подчеркнули необходимость выявления более всеобъемлющих стратегий метамотивации [1].

Согласно Сильве, студенты-медики испытывают значительные изменения в своей мотивации на каждом этапе обучения [2]. Со временем студенты-медики, вероятно, будут использовать различные стратегии регулирования мотивации для мониторинга и поддержания своей мотивации. Поэтому мы предполагаем, что эти стратегии будут отличаться в контексте медицинского образования и потребуют другого подхода к исследованию. Насколько нам из-

вестно, в литературе нет качественных исследований, объясняющих стратегии регулирования мотивации в реальных ситуациях. Более того, существует необходимость в объяснении более всеобъемлющих стратегий в контексте медицинского образования, поскольку продвижение стратегий регулирования мотивации особенно важно для мониторинга качества и количества мотивации студентов-медиков.

Мотивация к обучению - это психологическая тенденция вызывать и поддерживать индивидуальное учебное поведение для удовлетворения потребностей в обучении, а также внутренняя мотивация, способствующая обучению учащихся. Медицинское образование должно быть сосредоточено на развитии профессиональных интересов студентов, гуманистического духа и профессионального чувства ответственности.

Существует несколько причин, по которым мотивация студентов-медиков может отличаться от мотивации учащихся общеобразовательных учреждений. Медицинское образование нетипично для высшего образования из-за переплетения с клинической работой. В отличие от общего образования, где учащиеся имеют широкий выбор занятий и создают для себя уникальные профессии, медицинское образование ориентировано на одну ограниченную и четко определенную профессию. Среда, в которой происходит преподавание и обучение, весьма специфична. Кроме того, считается, что студенты-медики обладают высокой мотивацией извне, приложив значительные усилия для поступления в медицинский вуз. По этим причинам очень важно поддерживать внутреннюю мотивацию студентов-медиков, потому что, действительно, это положительно скажется на их практике с пациентами. Эти аргументы лежат в основе обоснования мотивации к обучению, особенно у студентов-медиков.

Медицина имеет незаменимую профессиональную ценность и научное значение для здоровья и жизни человека [1]. В последние годы готовность выпускников средних школ выбрать медицину в целом демонстрирует тенденцию к росту, и мотивация студентов-медиков, поступивших в медицинские вузы, также демонстрирует разнообразную тенденцию. Готовность студентов-медиков выбрать медицинскую практику оказывает важное влияние на их учебное поведение и эффективность, академические достижения, определение будущей карьеры и способность к обучению на протяжении всей жизни.

Мотивация в обучении имеет неисчислимые преимущества. К ним относятся:

- Повышенная настойчивость.

- Улучшение самочувствия.

- Улучшение успеваемости и результатов.

- Улучшение когнитивной обработки информации.

- Увеличение усилий на занятиях.

- Более высокий уровень посещаемости.

- Повышение креативности и новаторства.

Мотивация для студентов-медиков выбрать изучение медицины заключается в том, смогут ли они сформировать разумную медицинскую концепцию, научный и гуманистический дух, стабильное отношение к изучению медицины и настойчивое предприимчивое сознание после поступления в медицинский вуз. Это проявляется как внутренний мотивирующий фактор в процессе упорной работы и поведения в процессе обучения. Если у студента-медика есть хорошая мотивация выбрать медицинскую практику, она может проявляться от приоритета до потребности в образовании, а затем трансформироваться в конкретную форму индивидуального намерения, желания, интереса к обучению и т.д., которая стимулирует, направляет и поддерживает учебную деятельность индивида и обеспечивает основную мотивацию к учебной деятельности [3].

Согласно теории самоопределения Деси и Райана, существует два типа мотивации: внутренняя и внешняя. Мотивация может быть более или менее автономной, и она может принимать форму внутренней или внешней мотивации. Внутренняя мотивация отражает склонность человека к обучению и ассимиляции, в то время как внешняя мотивация является результатом либо внешнего контроля, либо истинной саморегуляции [6]. Отсутствие мотивации обычно классифицируется как

отсутствие мотивации или амотивация. Внешняя мотивация может быть ранжирована по континууму; она включает внешнюю регуляцию (вознаграждение/наказание), интроецированную регуляцию (самоконтроль, внутреннее вознаграждение или наказание), идентифицированную регуляцию (личная важность, сознательная оценка) и интегрированную регуляцию. Внутренняя мотивация включает в себя интерес, удовольствие и врожденное удовлетворение.

Психологические факторы мотивации включают в себя:

- объективные возрастные особенности; характерологические, типологические особенности личности (черты характера, склонности, способности, интересы, психофизиологические качества личности, уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки); общественные воздействия на мотивы, влияющие на формирование ценностных ориентаций, отношений, профессиональной мотивации и профессионального самосознания;

- субъективные: потенциал личности, в том числе высокие профессионально-личностные стандарты, стремление к знаниям, к расширению своего кругозора; потребность в самоутверждении, достижении, потребность в признании; работа над собой: анализ и перспективное построение профессионального жизненного плана деятельности, самоанализ, самовоспитание, саморазвитие, осознание себя членом профессионального сообщества в будущем, принятие профессиональной роли.

Рассмотрение методики и результаты. Другой распространенный способ описания мотивации исследователями - автономная мотивация в сравнении с контролируемой мотивацией; автономная мотивация представляет собой комбинацию идентифицированной регуляции, интегрированной регуляции и внутренней мотивации, тогда как комбинация внешней регуляции и интроецированной регуляции определяет контролируемую мотивацию.

На мотивацию в медицинском образовании может влиять множество факторов. Управляемые переменные, такие как автономия, компетентность и родственные связи, и неуправляемые переменные, такие как возраст, пол и этническая принадлежность, все из которых могут влиять на мотивацию. Аналогичным образом Орсини и его коллеги провели системный обзор факторов, влияющих на мотивацию, и разделили их на пять групп [5]:

1) внутриличностные детерминанты, такие как возраст и пол;

2) межличностные детерминанты, такие как академические условия;

3) когнитивные результаты, такие как убеждения;

4) аффективные результаты, такие как тревога или депрессия;

5) поведенческие результаты, такие как академическая вовлеченность.

Эти пять факторов Орсини могут быть проанализированы в контексте оценки уровня мотивации студентов на различных курсах обучения. Как показано в табл. 1 влияние различных факторов на мотивацию студентов распределяется следующим образом:

Таблица 1

Факторы влияния на мотивацию студентов-медиков [Таблица составлена автором]

Фактор Доля влияния (%)

внутриличностные детерминанты, такие как возраст и пол 40

межличностные детерминанты, такие как академические условия 20

аффективные результаты, такие как тревога или депрессия 25

когнитивные результаты, такие как убеждения 22

поведенческие результаты, такие как академическая вовлеченность 15

Статистический анализ факторов мотивации, проведённый на основе данных таблицы «Факторы влияния на мотивацию студентов-медиков» показал, что внутриличностные детерминанты, такие как возраст и пол, оказали наибольшее влияние на мотивацию студентов, составляя 40% общего вклада. Это указывает на значительную роль индивидуальных характеристик в формировании мотивации к обучению. Аффективные результаты, такие как тревога или депрессия, заняли второе место по влиянию, с долей 25%, что подчеркивает важность

эмоционального состояния студентов и его влияние на их учебную мотивацию. Межличностные детерминанты, такие как академические условия, составили 20% вклада, что говорит о значимости окружения и условий обучения. Поведенческие результаты, такие как академическая вовлеченность, составили 15% вклада, что показывает влияние поведенческих аспектов на учебную мотивацию. Таким образом, комплексное влияние этих факторов необходимо учитывать при разработке программ, направленных на повышение мотивации студентов в медицинском образовании. Также можно увидеть, как эти факторы влияют на мотивацию студентов на различных этапах их обучения в медицинском вузе.

Таблица 2

Оценка уровня мотивации студентов-медиков

Курс Средний балл мотивации (от 1 до 10)

1 курс 7.8

2 курс 8.2

3 курс 8.5

4 курс 9.0

5 курс 9.2

6 курс 9.5

Табл. 2 демонстрирует динамику изменения уровня мотивации студентов-медиков в зависимости от курса обучения.

Согласно исследованию, мужская половина студентов медиков, обладает большей мотивацией к учебе и к данной профессии, нежели женская половина. Также было психологической мотивации\готовности больше у тех студентов медиков, чьи родители или родственники уже являются врачами, тут действует несколько психологических факторов, такие как влияние с детства, подражание, продолжение семейного дела.

Родительская поддержка и ободрение оказали положительное влияние на мотивацию, в то время как отсутствие поддержки учителей и преподавателей оказало негативное влияние. Было также обнаружено, что выбор, признание чувств и возможность самонаправления усиливают внутреннюю мотивацию, поскольку эти факторы способствуют большему чувству автономии.

Было обнаружено, что личностные качества и позитивные установки в значительной степени коррелируют с мотивацией, например, любовью к учебе, настойчивостью и благодарностью. Наиболее сильные корреляции с позитивным поведением в классе были обнаружены для настойчивости, саморегуляции, благоразумия, социального интеллекта и надежды. С другой стороны, было также обнаружено, что некоторые личностные черты и сильные стороны положительно связаны с депрессией.

Важно также заметить, что чем раньше будет сформирована мотивация на профессиональную самореализацию и саморазвитие у студентов, тем эффективнее станет процесс и результат учебной деятельности. Студент в таком случае максимально стремится получить знания и умения, развить свои способности, поскольку ориентирован на профессиональное саморазвитие.

Выводы

Таким образом, формирование мотивации к учебной деятельности у студентов-медиков является сложным и многогранным процессом, обусловленным как внутренней, так и внешней динамикой. Развитие внутренней мотивации, внимание к психологическим потребностям, воспитание веры в само эффективность и ориентация на достижение поставленных целей имеют первостепенное значение для повышения вовлеченности студентов и достижения успеха в их академической деятельности. Благодаря глубокому пониманию нюансов и активному обращению к этим психологическим аспектам преподаватели и учебные заведения могут создать среду, способствующую устойчивой мотивации, активному обучению и профессиональному росту студентов-медиков.

Список источников

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2020. 512 с.

2. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск: НГУ, 2017. 92 с.

3. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание. М.: Педагогика, 2023. 102 с.

4. Сохранов-Преображенский В.В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2023.№ 3. С. 168-174.

5. Orsini C., Evans P., Jerez O. How to encourage intrinsic motivation in the clinical teaching environment?: a systematic review from the self-determination theory // Journal of Educational Evaluation for Health Professions. 2015. № 12. Р. 8.

6. Ryan R.M. and Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being // American psychologist. 2000. Vol. 55. N 1. P. 68-78.

References

1. Ilyin E.P. Motivation and motives. SPb.: Peter, 2020. 512 с.

2. Leontiev V.G. Psychological mechanisms of motivation of learning activity. Novosibirsk: NSU, 2017. 92 с.

3. Markova A.K., Orlov A.B., Friedman L.M. Motivation of learning and its education. Moscow: Pedagogy, 2023. 102 с.

4. Sohranov-Preobrazhensky V.V. Development of students' professional skills in the educational environment of the university as a basis for their meaning-forming professional training // Izvestia of higher educational institutions. Volga region. Humanities. 2023. No. 3. P. 168-174.

5. Orsini C., Evans P., Jerez O. How to encourage intrinsic motivation in the clinical teaching environment?: a systematic review from the self-determination theory // Journal of Educational Evaluation for Health Professions. 2015. No. 12. Р. 8.

6. Ryan R.M. and Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being // American psychologist. 2000. Vol. 55. No. 1. P. 68-78.

Статья поступила в редакцию 24.03.2024; одобрена после рецензирования 15.04.2024; принята к публикации 18.04.2024.

The article was submitted 24.03.2024; approved after reviewing 15.04.2024; accepted for publication 18.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.