VМеждународная научно-практическая конференция
УДК 378
Андрианов Артем Юрьевич Andrianov Artem Yuryevich,
Студент Student,
Кульков Ян Александрович Kulkov Yan Aleksandrovich,
Преподаватель The teacher,
Скороходов Андрей Александрович Skorokhodov Andrei Alersandrovich,
Старший преподаватель The senior teacher
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PHYSICAL EDUCATION OF
STUDENT YOUTH
Аннотация. Статья содержит обобщение исследований в области психологии в рамках физической культуры студенческой молодежи. Рассмотрены аспекты влияния на психологическое состояние студентов физической культуры. Проанализированы проблемы укрепления стрессоустойчивости, управления психоэмоциональным состояния.
Целью работы является изучение с точки зрения теории влияние такого аспекта как физическая культура на существующую студенческую среду, а также влияние на качество жизни студенческой молодежи.
Abstract. The article contains a summary of psychological studies of physical education among student youth. The aspects of impact of physical education on mental conditions of students are considered. The issues of stress resistance strengthening and control of psychological and emotional state are analyzed.
The aim of the study is to analyze, from the theoretical point of view, the influence of such aspect as physical education on the existing students environment, and influence on the quality of life of student youth.
Ключевые слова: физическая культура, психоэмоциональное состояние, социальные и психологические аспекты, здоровье, студенческая молодежь.
«Научные исследования и инновации»
Key words, physical education, psychological and emotional state, social and psychological aspects, health, student youth.
Введение. На данный момент физическая культура представляет собой одно из самых активных направлений развития в современном мире. Важной задачей политики государства является сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи. Данная задача решается посредством построения спортивных сооружений, а также увеличением интереса студенческой молодежи физической культурой. Основное внимание при этом акцентируется на расширении влияния физической культуры на проблему воспитания подрастающего поколения и здорового образа жизни [1, 4, 7].
Основная часть. Физическая культура представляет собой не только определенные физические упражнения разной степени сложности, выполняющиеся конкретным образом. Охватывает в том числе такие важные социально- психологические пункты как: совершенствование физической и психической природы, развития командного духа, формирования отношений в социуме посредством командных игр, способность к быстрой адаптации в незнакомой социальной среде, формирование и развитие уверенности поведения, которое поддерживает чувство собственного достоинства [2, 6]. Следует обращать внимание на то, что занятия физической культурой прививают студенту понятие режима дня, что сказывается на всеобщем состоянии здоровья и как следствие помогает избегать психологических проблем из-за высокой умственной нагрузки.
Пропаганда изменения физического здоровья, улучшения уровня интеллекта, совершенствования физико-психических характеристик имеет высокий отклик среди студенческой молодежи, и заставляет ее задуматься о своем будущем.
Жизнь студента протекает как в стенах родного вуза, так и за ее пределами. Студенческий молодежь - это непростой социальный организм, в разных социально-психологических проявлениях, возникающие в результате общения,
VМеждународная научно-практическая конференция находящийся в постоянном движении. Ему присущи социально-
психологические аспекты важные для развития физической культуры: адаптация
в коллективе, коллективное настроение, коммуникации, влияние оценки
окружения, коллективные традиции, взаимопонимание, сплоченность,
сопереживание и сочувствие, соперничество и соревнование, внушение и
подражание, самоутверждение. Социально-психологические аспекты
физической культуры отражает активное влияние занятия физической культурой
на развитие разных психических процессов у студенческой молодежи и связаны
с созданием психологических основ двигательного развития и управления своим
психофизическим состоянием. Обычно это происходит в стрессовых ситуациях
под воздействием различных нагрузок.
Параллельно идет процесс подготовки психомоторной стороны к будущей профессиональной сфере. Поэтому эффективность развития физической культуры будет зависеть от психомоторного развития студенческой молодежи и в овладения ими умения управления психоэмоциональным своим состоянием. Цели деятельности в развитии физической культуры объединяются в общее направление: формирование потребности в тренировках физическими упражнениями, повышение трудоспособности, укрепление здоровья, этическое, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие. Существующие мотивы деятельности в физической культуре формируются в процессе развития, создающем личность студента, в связи с приобретением знаний, навыков и умений на занятиях физической культурой. Из желания двигаться, заниматься появляется аспект эмоциональной привлекательности физических упражнений, в основе которого - переживания, удовлетворение от процесса выполнения упражнений. Большую роль в современной жизни имеет потребность в сохранении жизни, здоровья, в результате этого появляются аспекты укрепления здоровья, физического совершенствования тела, развития ловкости, выносливости и силы [3]. Системное развитие физической культуры, достижение успехов, индивидуальные личностные принципы и установки,
«Научные исследования и инновации» устоявшиеся в обществе нормы, социальная среда и законы, правила - все это определяет дальнейшее совершенствование развития физической культуры.
Для рассмотрения социально-психологических аспектов формирования физической культуры студенческой молодежи, предлагаем рассмотреть процесс ее социализации. Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. Социализация представляет себя процесс усвоения лицом социального опыта и включение студента в компанию общественных отношений. На социально-психологические аспекты студента влияют как природные факторы (особенности нервной системы, возраст, состояние здоровья, способности, пол), так и социальные условия. Социализация личности отражает сложные социальные явления и определяется как становление личности, развитие, обучение и закрепление индивидуальных правил, ценностей и установок, образцов поведения, присущих обществу, в котором личность развивается, социальной группе или общности [5].
Психология - это наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности. Психология физической культуры - это отрасль, изучающая закономерности прогресса и проявления психики в особенных условиях физического воспитания. В процессе изменения физической культуры студенческая молодежь регулирует свои влияние на основе мышечно-вестибулярных, зрительных, осязательных, ощущений и восприятий, у них развивается двигательная память, мышление, воля, способность к регулированию личным психическим состоянием. В совершенствовании физической культуры студенческая молодежь направлена на совершенствование своих психических и физических качеств.
Деятельность каждой личности полна различных препятствий. Их преодоление возможно только при участии воли. В отечественной психологии воля понимается как определенный класс психических процессов, действий, объединенный единой функциональной задачей - сознательным и
VМеждународная научно-практическая конференция преднамеренным управлением поведением и деятельностью человека. Значение
воли в жизни и деятельности студенческой молодежи заключается в том, что она
позволяет ему управлять собой. Особенно отчетливо это обнаруживается тогда,
когда перед личностью возникает необходимость преодоления препятствий
различной степени трудности. Физическая культура способствует выявлению
лучших качеств студенческой молодежи. На хорошем эмоциональном уровне
проявляется одна из важнейших общих потребностей - общение с людьми. По
значимости воздействия на студенческую молодежь физическая культура
выходит на одно из первых мест социальной жизни общества. Она является
важным аспектом обогащения всей культуры.
Значительную роль в формировании духовного образа студенческой молодежи дает перевод положительных качеств из сферы урока физической культурой на житейскую позицию в целом. Подводя итоги, хочется дополнить, что физическая культура, как часть общей культуры, несет в себе очень много важнейших функций. Это и воспитательная, и созидательная, и закаляющая функции. Рассмотрев физические и духовные интересы студенческой молодежи, нужно сделать вывод, что они целостно дополняют друг друга и поддерживают повышению социальной активности индивида.
Заключение. Студенческий возраст имеет особо значимое значение как период наиболее активного овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые. Молодежь должна регулярно заниматься физической культурой. Это ставит перед преподавателями физического воспитания важную задачу - целенаправленно формировать у молодого поколения здоровые интересы, настойчиво бороться с вредными привычками и наклонностями, последовательно прививать потребности физического и нравственного совершенствования, воспитывать высокие волевые качества, мужество и выносливость, готовность к труду и обороне Родины. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи являются одними из важных средств развития марка жизни и социализации человека на этапе его
«Научные исследования и инновации» обучения в высшей школе. Они служат системам жизнедеятельности и
подготовки к предстоящей особой профессиональной деятельности.
Библиографический список:
1. Карпенко, Л.А., Нигматулина, Ю.Р. Спортивно-массовое направление в развитии современной художественной гимнастике / Л.А. Карпенко, Ю.Р. Нигматулина // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 4244.
2. Крахин, В.А., Куванов В.А. Особенности здорового образа жизни студентов технического вуза и роль физической культуры в его формировании // В.А. Крахин, В.А. Куванов / Транспорт: проблемы, идеи, перспективы. Санкт-Петербург, 2018. 205-208.
3. Нигматулина, Ю.Р. Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата: боли в спине и плоскостопия / Ю.Р. Нигматулина, С.В. Овчинникова, Г.Р. Айзятуллова, И.Я. Богатырева // Физическая культура и спорт в профессиональном образовании: межвузовский сборник научно-методических работ. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. - С. 190-193.
4. Овчинникова, С.В. Изменение интенсивности болевого синдрома при остеохондрозе и протрузиях межпозвоночных дисков поясничного отдела позвоночника / С.В. Овчинникова, Ю.Р. Нигматулина, И.Я. Богатырева, А.А. Скороходов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2020. № 2 (32). - С. 97-104.
5. Скороходов, А.А., Шувалов, П.Е., Бибинова, М.И. Инновационные формы обучения физической культуре, спорту и туризму в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого / А.А. Скороходов, П.Е. Шувалов, М.И. Бибинова // Актуальные проблемы физической культуры студентов медицинских вузов. 2021. С. 371-375.
6. Сущенко, В.П. Воспитание потребности в самоконтроле физического развития как неотъемлемого компонента будущей профессии у студентов технического вуза / В.П. Сущенко, Ю Р. Нигматулина, И.К. Яичников //
VМеждународная научно-практическая конференция
Инновационные технологии в воспитательной работе вуза: методические рекомендации. - Санкт-Петербург, 2014 - С. 124-125.
7. Шайымова, Д.С., Скороходов, А.А., Нигматулина, Ю.Р. Проблемы здоровья современной студенческой молодежи / Д.С. Шайымова, А.А. Скороходов, Ю.Р. Нигматулина // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 25 марта 2021 г. - ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ, Чебоксары, 2021. - С. 485-489.
УДК 377.44
Аникина Ольга Владимировна Anikina Olga Vladimirovna
кандидат технических наук, доцент candidate of technical sciences, associate professor НАН ЧОУ ВО Академия ИМСИТ Academy IMSIT
ГЕЙМИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБУЧЕНИЯ
GAMIFICATION OF PRODUCTION AND TECHNICAL TRAINING
Аннотация, особенности обучения персонала на производственных предприятиях заставляют корпоративных тренеров искать новые информационно-направленные формы активности для тренингов. Данная статья рассматривает такой инструмент как геймификация и приводит примеры игр, используемых для обучения производственного персонала.
Abstract: The peculiarities of personnel training at industrial enterprises make corporate trainers look for new information-oriented forms of activity for trainings. This article discusses gamification as a tool and provides examples of games used to train production personnel.