Научная статья на тему 'Психологические аспекты достижения успеха современными женщинами'

Психологические аспекты достижения успеха современными женщинами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
936
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕХ / СОВРЕМЕННАЯ ЖЕНЩИНА / SUCCESS / MODERN WOMEN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шевченко Наталья Геннадиевна

Статья посвящена актуальной проблеме достижения социального, личностно-семейного и профессионального успеха современными женщинами. Раскрыто и охарактеризовано понятие успеха, как жизненной стратегии современной женщины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the relevant problem of reaching social, personal, family and professional success by modern women. The work reveal and characterizes the notion success as life strategy of the modern woman.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты достижения успеха современными женщинами»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА СОВРЕМЕННЫМИ ЖЕНЩИНАМИ

Н.Г. Шевченко

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF REACHING THE SUCCESS BY MODERN WOMEN Shevchenko N.G.

The article is devoted to the relevant problem of reaching social, personal, family and professional success by modern women. The work reveal and characterizes the notion success as life strategy of the modern woman.

Статья посвящена актуальной проблеме достижения социального, личностно-

семейного и профессионального успеха современными женщинами. Раскрыто и охарактеризовано понятие успеха, как жизненной стратегии современной женщины.

УДК 159.922.77

Одной из ведущих жизненных ценностей человека давно признается успех.

В отечественной психологической науке до недавнего времени рассматривали проблему успеха Ю.М. Орлов, С.В. Ковалёв,

А.Г. Харчёв, С.И. Голод и др. В последние годы ситуация изменилась не только в науке, но и в других областях социальной жизни. Средства массовой коммуникации, обращаясь к психологическим аспектам решения многообразных житейских проблем, предлагают самые разнообразные алгоритмы достижения социального, личностносемейного, профессионального успеха.

Цель данного исследования - описать успех как психологическую стратегию.

Успех связывают с социальной природой человека, с проявлением его сущностного начала. Для нормального психологического развития личности необходимо динамическое равновесие двух взаимосвязанных сторон его жизненного процесса, в которых проявляются тенденции взаимодействия личности с обществом: «включённость» в социум и «обособление» от него, т.е. необходимость слияния с общностью, чтобы быть единым с нею, но в тоже время выделиться, быть замеченным в своих действиях, быть признанным.

Противоречия между этими тенденциями задаёт главные социально-психологические параметры проблемы успеха личности. Само слово «успех» близко по этимологии слову «преуспеть», что значит самоутвердиться в обществе, выделиться в нём,

соответствовать социальным параметрам преуспевания. Направленность на успех -это осознанное и целенаправленное поведение, ориентированное на реализацию общественных требований, выраженных в нормах, ценностях, стандартах.

Активное поведение, ориентированное на успех, проявляется не только в социально-профессиональной деятельности, его можно наблюдать практически во всех сферах жизнедеятельности личности и поэтому можно обозначить как высокогенерализо-ванное качество личности. В общем виде можно дать следующее определение успеха: успех - положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества.

Наряду с поиском понимания природы успеха делались попытки понять и выявить предрасположенность личности к успешному поведению и механизмы ее успешной деятельности. По мнению американских психологов, достижимость успеха связана не с силой мотивации или прилагаемыми стараниями, а обусловлена различиями в способностях, знаниях, умениях и навыках.

Эту концепцию разделяет и ряд отечественных психологов. Так, П.В. Симонов считает, что успех есть результат развития у человека мотивации, компетентности, готовности решать поставленные задачи со «знанием дела». В течение длительного времени способность человека к успехам объяснялась развитием интеллекта. К концу ХХ века Д. Гольман стал связывать успех с развитием эмоционального коэффициента, который он трактовал как способность личности слышать собственные чувства, контролировать всплески эмоций, уметь принимать правильные решения, оставаться спокойным и оптимистично оценивать сложную ситуацию. Коэффициент ЕQ, определяющий уровень эмоционального развития, стал новым ключом к успеху: «С хорошим Щ вас возьмут на работу, с хорошим EQ - продвинут по службе».

Эрик Берн, развивая созданную им концепцию жизненных сценариев - устойчивой системы представлений субъекта о

своем поведении в различных ситуациях, -описал сценарии Выигрывающего и Проигрывающего, которые можно соотнести соответственно с симптомокомплексами «личностного успеха» (высокий уровень притязаний, ориентация на удачу, уверенность в себе, наступательная стратегия, ожидание позитива и «поражения», низкий или завы-шенно-нереалистичный уровень притязаний, избегание неудачи, оборонительная стратегия, ожидание негатива). Проигрывающий охвачен смутным предчувствием беды и вызывает беспокойство у окружающих, для него типичны фразы: «Если бы только...», «Мне нужно было...», «Я так и знал, что это случиться...»; он не знает, что будет делать в случае поражения, зато любит рассказывать о том, что случиться в случае успеха; он старается отбросить саму мысль о провале, заменяя её мечтами о последствиях победы. Проигрывающий воспринимает выигрыш как подарок судьбы, а неудачу считает характерной для своей жизни закономерностью.

Выигрывающий сам выбирает себе цели и способы их достижения; он знает, что будет делать, если проиграет, но не привык рассуждать о поражении; для него характерны фразы: «Я ошибся, но в следующий раз поступлю правильно» или «Теперь я знаю, что мне делать». Выигрывающий считает удачу закономерностью, а неудачу - случайностью.

Наибольшее расхождение зарубежных и отечественных ученых связано с решением вопроса о факторах, влияющих на потребность в достижении, на возникновение мотивов в достижении. В известном экспериментальном исследовании Ауке Тиллегена были получены данные о том, что жажда успеха, честолюбие и склонность добиваться цели на 46 % определяется генами. В отличие от него, потребность в достижении связывается с социогенными потребностями. Так, Ю.М. Орлов характеризует успех как фундаментальную социальную потребность, которая не наследуется, а формируется под влиянием социогенных факторов и определяется как соревнование человека с самим собой в стремлении превзойти ранее достиг-

нутый уровень исполнения. Именно эта потребность, согласно Ю.М. Орлову, побуждает личность ставить новые цели и стремиться к их реализации. Им введено понятие «достигающая личность», которая, по его мнению, составляет «золотой фонд человечества» (1).

Понятие успеха как такового имеет ключевое значение как для мужчины, так и для женщины.

В психологии известны неоднократные попытки исследовать различия в ориентации на успех мужчин и женщин. Женское социальное или профессиональное преуспевание в течение многих веков рассматривалось как нежелательное. Нам известны попытки объяснить природу вторичности социальных ролей женщины. Так, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Конт констатировали недостаточную полноценность женщины в биологическом плане. З. Фрейд, Э. Креч-мер, Н. Метьюз - в психологическом, а Р. Мейер, П. Хейманс и Н. Липман - в интеллектуальном.

Позже психологами был установлен факт отсутствия различий по интеллекту у взрослых мужчин и женщин. Общепризнанным является превосходство женщин в развитии вербальных способностей, а мужчин -в решении зрительно-пространственных задач. Существует представление, что ориентация на успех у мужчин и женщин связана с формированием социальных стереотипов маскулинности и феминности и с процессом становления половой идентичности.

Среди стереотипных маскулинных качеств обычно называют: активность, ориентацию на достижение, властность (доминантность), владение собой и др. В фемин-ные стереотипные качества обычно входят: пассивность, мягкость, зависимость, эмоциональность и несдержанность. Эти эталоны выполняют свои социальные функции, хотя часто не подкрепляются фактами.

Сравнение этих образов показывает, что мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. Высокий результат успешного мужчины объясняют его способностями, а такой же результат, полученный женщиной, объясняется ее

усилиями, случайной удачей или другими причинами.

В исследованиях К. Гуичи, мужчины и женщины еще более резко противопоставляются друг другу как представители разных социальных групп. Мужчины образуют высокостатусную социальную группу. Их оценивают как компетентных, экономически успешных. Женщины же являются представителями низко статусной группы. Их оценивают в терминах теплоты, добродушия, гуманности. Их позитивные черты представляют как типичную компенсацию отсутствия достижений (2).

У женщин личностный успех выражается в достигнутом уровне личностной зрелости, связанном с ощущением субъективного и семейного благополучия. Успех профессиональный отражается в степени творческого своеобразия конечного результата или продукта деятельности. Наконец, жизненный успех женщин может быть достигнут как за счет одного из этих двух факторов (и в этом случае он неизбежно строится на основе гиперкомпенсации), так и за счет наиболее оптимального сочетания личностного и профессионального компонентов.

К настоящему времени стало понятно, что достижение успеха - это сложный процесс самореализации и самоутверждения личности женщины. Существуют разные формы успеха. Прежде всего, это общее понимание успеха как признания, популярности женщины в том или ином профессиональном сообществе. В успехе фокусируется признание способностей женщины, степень ее одаренности и таланта.

Вторая форма успеха - успех-преодоление и самопреодоление. Такая форма успеха является значимым условием развития личности женщины. Это предполагает самопреодоление, саморазвитие, творчество личности. Опыт преодоления сложных проблем становится ценным личностным багажом, в ходе приобретения которого женщина учится осознавать, оценивать и осваивать собственные силы.

Различают также успех-призвание. Именно этот вид успеха характерен для «достигающей» личности. Самоосуществле-

ние и самореализация личности происходит при этом в определенном виде деятельности, когда важен не только результат деятельности, но и ее процесс.

Сегодня успешной профессиональной карьере женщин мешает имеющийся у многих из них страх перед успехом. Ученица Дж. Аткинсона М. Хорнер ввела в двухфакторную модель своего учителя (мотивацию достижения успеха - избегания неудачи) третий фактор - мотивацию избегания успеха. По ее представлениям, успех вызывает у женщин тревогу, так как ассоциируется с нежелательными последствиями: утратой

женственности, потерей значимых отношений с социальным окружением. Кроме того, женщина, испытывая вину перед детьми и мужем, подсознательно стремится отказаться от профессиональной карьеры, тем более что культурные традиции не одобряют жен, добившихся большего успеха по сравнению с их мужьями. Этот феномен получил название «конфликта боязни успеха». Успех в сферах профессиональных и значимых отношений представляется для женщины взаимоисключающими. Поэтому, отдавая предпочтение значимым отношениям, она начинает бояться успеха в профессиональной деятельности.

И действительно, при совмещении семейных и внесемейных ролей, отмечается возникновение целого ряда конфликтов и тревог. Женщины беспокоятся по поводу того, что наносят детям эмоциональный ущерб, что вынуждены доверить воспитание своих детей другим людям, что их профессиональная жизнь урезается временем и энергией, которую они отдают детям, что их брак страдает от всего этого, что их эмоциональные и физические ресурсы напряжены до предела. Ролевой конфликт работающей женщины можно рассматривать как один из частных и очень ярких примеров межроле-вого конфликта личности. Это внутрилично-стный конфликт, который возникает вследствие большого количества ролей, в выполнение которых вовлечена работающая женщина, а также противоречивых требований, предъявляемых этими ролями и нехватки

физических ресурсов для полноценного выполнения этих ролей.

Тем не менее, многочисленные социологические исследования современных женщин показывают, что они определенным образом настроены на жизненный успех, который часто понимается как карьерный.

Зарубежные исследования показывают, что тенденция к традиционным профессиональным выборам сегодня для обоих полов, в целом, сохраняется. Женщины считают, что профессии с «мужским доминированием» предоставляют им меньше возможности для карьерного продвижения, чем профессии с «женским доминированием». Получены данные, что женщины больше, чем мужчины, склонны планировать собственную карьеру. У них более точным является и предсказание карьерной успешности.

Выявлены несколько факторов, определяющих, будет ли женщина стремиться к карьере: возраст вступления в брак, экономическое положение мужа, его взгляды на работающих женщин. Наиболее неблагоприятным считается вариант, когда женщина прерывает ради семьи свою карьеру, не закончив образования. Длительный перерыв при еще неустоявшихся профессиональных интересах ведет к тому, что женщине трудно возвратиться к получению профессионального образования.

В. О'Лири изучала связь между полоролевыми стереотипами и оправданием задержки продвижения женщин по служебной лестнице в промышленности. По ее мнению, без каких либо объективных оснований женщинам приписываются следующие установки на работу: они работают только ради «булавочных» денег (т.е. небольшой заработной платы); в работе их больше интересуют чисто коммуникативные и эмоциональные моменты; женщинам больше нравится работа, не требующая интеллектуальных усилий; они ценят самоактуализацию и продвижение по службе меньше, чем мужчины. Основой этих ложных представлений являются, пишет О'Лири, другие, не менее ложные представления об отсутствии у женщин компетенции, независимости, соревновательности, логики, притязаний и т.д. (4).

В США существует понятие «стеклянный потолок». Эта метафора отражает тот факт, что во многих организациях существует как бы невидимый потолок, выше которого женщины продвинуться не могут. Это выражается в меньшем доступе к информации; в меньшей возможности поучиться у опытных женщин-руководителей, поскольку их очень мало; в предпочтении подчиненными в качестве руководителя мужчины; в скептическом отношении мужчин-админист-раторов к женщинам-лидерам; в осуждении близких и друзей.

Несмотря на выше перечисленные ограничения, личностные особенности женщины детерминируют направление и устойчивость профессионального выбора и дают возможность прогнозировать карьерные достижения, удовлетворенность и успешность в том или ином виде профессий. В женщине заложены безграничные возможности и способности. Умение вовремя распознать и направить себя на реализацию этих способностей свидетельствует о внутренней зрелости женщины. Для достижения успеха необходимо владеть таким качеством как успешность. Мировоззренческая позиция, способность отойти от привычной системы восприятия и оценок - важные составляющие успешности. Умение признать собственные ошибки и использовать прошлый опыт способствует развитию гибкости в реагировании на ситуации, а соответственно, и совершение дальнейших действий. Осознание внутренней мотивации в сочетании с концентрацией на целях и действиях вносят глубокий личностный смысл в развитие личности женщины (3).

Одним из важных моментов является то, что успешность можно воспитать и развить. Как любое личностное качество, оно имеет психологическую структуру. Успешность характеризуется силой воли, позитивным мышлением, активностью, внутренней свободой. Дисциплина способствует укреплению силы воли и концентрации, что, соответственно, развивает другие качества усиливающие успешность действий, направленных на упорядочивание внутреннего или внешнего мира.

Для развития успешности как личностного качества необходимо умение женщины анализировать собственное поведение, желание изменить себя в лучшую сторону, способность концентрироваться на внутренних побуждениях и в соответствии с этим, действовать во внешнем мире, способность воспринимать и принимать любой результат положительно, умение интегрировать внешние с внутренними качествами личности. Выявление потенциала, внутреннего источника личности и четкой организации собственного бытия способствует проявлению успешности как качества личности.

Таким образом, можно констатировать, что уровень успешности женщины зависит от уровня развития рефлексивного самосознания. Только обращаясь к прошлому, организуя взаимосвязи между новым знанием и уже имеющимся, можно сохранить старое, лучше понять и вовремя использовать новое. Наряду с этим, уровень успешности женщины зависит от способности выбрать адекватную стратегию поведения, осуществить правильный выбор предмета и форм деятельности, а также наличия сильных и адекватных мотивов профессиональных достижений и профессиональной самореализации.

Из этого следует, что успех является достаточно многофакторным образованием. Каждый из факторов вносит свой парциальный вклад в результат деятельности личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991. - С. 78.

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

3. Лидак Л.В. Педагог как объект научной психологии. - Ставрополь: Кн. изд-во, 2000.

4. O'Leary V.E. Some attitudinal barriers to occupational aspirations in women // Psychol. ви11. -1974. - № 81. - P. 809-826.

Об авторе

Шевченко Наталья Геннадиевна, доцент кафедры психологии и педагогики Минераловод-ского филиала Московского открытого социального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.